- Правописание парных согласных в корне слова
- Памятка по русскому языку «Парная согласная» 1-4 классы учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова. план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание парных согласных в корне слова
Как известно, многие согласные звуки образуют пары по звонкости–глухости: [б]—[п], [в]—[ф], [г]—[к], [д]—[т], [з]—[с], [ж]—[ш].
При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме. Например, в речи звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: дуб [дуп], сказка [скаска]. Поэтому при написании слова спорные согласные нужно проверять.
Правило
Чтобы правильно обозначить буквой парный по звонкости–глухости согласный на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы парный согласный звук оказался перед гласным звуком или звонким согласным звуком [л], [м], [н], [р], [в].
Например: моро з — моро з ы, улы б ка — улы б аться, ду б — ду б рава.
Как проверить парные согласные в корне? При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.
Изменить форму слова:
- изменить число существительного: зу б (ед. ч.) — зу б ы (мн. ч.), утю г (ед. ч.) — утю г и (мн. ч.)
- изменить падеж существительного: вра г (И. п.) — (нет) вра г а (Р. п.), кни ж ки (И. п.) — (нет) кни ж ек (Р. п.)
- заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: ни з кий (какой?) — ни з ок (каков?), све ж (каков?) — све ж ий (какой?)
Подобрать родственное слово:
- назвать ласково: коро б ка — коро б очка, кру ж ка — кру ж ечка
- взять слово другой части речи: морко в ь (сущ.) — морко в ный (прил.), хо д ьба (сущ.) — хо д ит (гл.), пе с чаный (прил.) — пе с ок(сущ.)
Правописание слов с сомнительной согласной Ж можно проверять обычным способом (бедня ж ка — бедня ж ечка) или чередованием Ж-Г (бедня ж ка — бедня г а).
Помните: Ж чередуется с Г и Д , а Ш — с Х : стри ж ка — стри г у, сле ж ка — сле д ы, поду ш ка — у х о.
Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.
Например: а в тобус, во к зал, за в тра.
Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.
Читайте также темы:
Для отработки навыка подбора проверочных слов и правильного написания парных согласных в корне слова можно использовать практикум для учащихся начальной школы:
Источник
Памятка по русскому языку «Парная согласная» 1-4 классы
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Памятка по русскому языку для начальной школы, которую можно использовать на этапах изучения нового материла, закрепления и повторения пройденного, при работе над ошибками, а так же при выполнении учащимися домашних заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_parnye_soglasnye.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
по звонкости и глухости:
б – п, в – ф, г – к, з – с, д – т, ж – ш
Чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или буквы Н, М, Л, Р, Й .
Если слышишь парный звук,
Будь внимательней, мой друг.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ
в СЕРЕДИНЕ слова
1. изменить форму слова
1. подставить слово «НЕТ »
тру б ка – нет тру бо к
2. подставить слово «НЕТ»
огоро д – нет огоро да
2. назвать ласково
кру ж ка — кру же чка
3. назвать ласково
гла з – гла зи к
3. подобрать однокоренное
гри б ки — гри бн ой
4. подобрать однокоренное
морко в ь – морко вн ый
ду б – ду бр ава
оши б ка — оши бл ись
по звонкости и глухости:
б – п, в – ф, г – к, з – с, д – т, ж – ш
Чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или буквы Н, М, Л, Р, Й .
Если слышишь парный звук,
Будь внимательней, мой друг.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ
в СЕРЕДИНЕ слова
1. изменить форму слова
1. подставить слово «НЕТ »
тру б ка – нет тру бо к
2. подставить слово «НЕТ»
огоро д – нет огоро да
2. назвать ласково
кру ж ка — кру же чка
3. назвать ласково
гла з – гла зи к
3. подобрать однокоренное
гри б ки — гри бн ой
4. подобрать однокоренное
морко в ь – морко вн ый
ду б – ду бр ава
оши б ка — оши бл ись
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки по русскому языку 3 класс
Памятки использую по учебнику Бунеева.
«Части речи» — памятка по русскому языку 4 класс (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейшая классификация, примеры, как изменяются, порядок разбора слов, как частей речи)
Памятка содержит краткие характеристики частей речи: существительно, прилагательное, наречие, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз (название, что обозначает, на какие вопросы отвечает, простейш.
Памятки по русскому языку 2 класс
Благодаря пошаговому алгоритму ученик сам сможет определить тип ошибки и самостоятельно оформить письменную работу над ошибками. В памятке есть подробные инструкции, рекомендации и образцы выполнения .
Памятки по русскому языку 4 класс
Материал содержит паятки по рускому языку для учащихся 4 класса.
Памятки по русскому языку 4 класс
Материал содержит памятки по русскому языку для 4 класса.
Памятки по русскому языку 4 класс
Материал содержит памятки по русскому языку 4 класс.
Памятки по русскому языку 2 класс для учащихся
Предложенный материал могут использовать учащиеся 2 класса. Предложенные памятки уместны для любого УМК.
Источник
Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова. В ходе урока учащиеся научатся соотносить произношение и написание парного звонкого согласного в конце слова; различать проверочное и проверяемое слово путем изменения формы слова; изучат способы проверки парных согласных звуков на конце слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка 1 класс (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, УМК Школа России)
Тема: Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова
Тип урока: изучение нового материала
Задача: -научиться соотносить произношение и написание парного звонкого согласного в конце слова;
-различать проверочное и проверяемое слово путем изменения формы слова;
-изучить способы проверки парных согласных звуков на конце слова.
-научиться соотносить произношение и написание парного звонкого согласного в конце слова;
-различать проверочное и проверяемое слово путем изменения формы слова;
-знать способ проверки парных согласных звуков на конце слова.
— определять тему урока, понимать и удерживать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
— анализировать учебный текст и преобразовывать его в информацию другого вида -схему ( под руководством учителя)
— оценивать результаты выполнения работы ( под руководством учителя).
— проявлять интерес к новым знаниям;
-соблюдать правила поведения на уроке.
Ресурсы урока: учебник «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (1 класс), стр.95-99
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся
Мотивация познавательной деятельности
1.Анализ языкового материала.
Учитель предлагает прочитать стихотворение Г.Бойко (стр.95), найти слова по заданию 6 учебника (стр.95) (задание читает учитель). Сравнить произношение и написание слов.
Читают стихотворение. Находят слова (глаз, алмаз). Выясняют лексическое значение слова алмаз. Сравнивают произношение и написание слов, делают вывод (произношение и написание не совпадают).
Организация познавательной деятельности
2. Определение проблемы
-Выносит пары слов из упражнения 8 (учебник, стр.96) на доску, предлагает понаблюдать за произнесением согласного звука на конце слова, ответить на вопрос: «Можно ли на слух определить, какой буквой надо обозначить парный согласный звук на конце слова? Почему?
— На основании материала упр. 9 стр.97 учебника организует исследовательскую работу учащихся по выявлению способа проверки парного согласного звука в конце слова.
3. Вывод учащихся. Моделирование правила:
— Предлагает решить, какое слово называется проверяемым, какое проверочным.
— Моделирование способов проверки.
Учитель задает вопрос: «Как можно поменять слово, чтобы после согласного был гласный звук?»
В беседе, выводит детей на формулирование способа и фиксирует на доске модели способов:
гри? нет ( чего?) гри б а
Предлагает детям ответить на вопрос: « Как мы будем проверять парный согласный на конце слова?», на основании ответов детей, повторно фокусирует внимание на алгоритме:
— слышу парный согласный- что нужно сделать?
-меняю слово так, чтобы после согласного был гласный
— каким способом мы это можем сделать?
Организует самостоятельную работу в парах по заданию к упр.10 учебника. Выводит пары проверяемое- проверочное слово на доску, после ответов детей.
Предлагает вариант запоминания слова «тетрадь».
Организует самостоятельную работу с целью самопроверки и самооценки. Вставьте пропущенные буквы: фла. сугро. ду. кру. медве..ь, моро…
Проверка фронтальная (с обсуждением проверочного слова). После выполнения верный вариант фиксируется на доске.
Наблюдают за произнесением и написанием. Делают вывод о том, что написание необходимо проверять.
При выполнении задания делают вывод, что для проверки парного согласного звука на конце слово нужно изменить так, чтобы после согласного был гласный звук.
Работают с правилом в учебнике (под руководством учителя):
-читают, определяют опорные слова, делят текст на части, проговаривают алгоритм проверки, воспроизводят правило.
Определяют общий способ действия (под руководством учителя): слышу парный согласный на конце слов, ставлю после согласного гласный, проверяю.
Предлагают способы проверки в диалоге с учителем:
один-много (гри?-гри б ы);
большой- маленький (гри?-гри б ок), подбор однокоренного слова.
по вопросу нет (чего?) гри б а.
Дети в беседе с учителем повторяют алгоритм и способы проверки парного согласного.
Читают в парах слова. Выбирают проверяемое слово, определяют букву, требующую проверки, подбирают проверочное слово. Обосновывают свой выбор в паре . Представляют результаты выполнения работы.
Планируют действия. Выполняют задание. Обосновывают написание буквы .
Производят самопроверку (сравнение с образцом, данным на доске) и самооценку.
Проводит беседу по вопросам: Важно ли понимать расхождение произнесения звука и написания буквы? Почему? Как можно проверить написание буквы парного согласного на конце слова? Что необходимо сделать, чтобы проверить написание буквы парного согласного на конце слова (провоцирует повторение алгоритма действий и закрепления правила).
Обобщают информацию, полученную на уроке, проговаривают правило и алгоритм действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СПОСОБ ПРОВЕРКИ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ СЛОВА»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ.
Конспект урока русского языка по теме «Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова».
Базовый учебник: Русский язык. В.П.Канакина, В.Г.ГорецкийТип урока: введение нового материала.Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.Презентация подготовлена с использованием скриншотов .
Технологическая карта урока русского языка 2 класс «Парные согласные по звонкости и глухости. Способ проверки»
Урок построен в соответствии с ФГОС , УМК Школа России.
Урок русского языка по теме: «Способы проверки парных согласных на конце и в середине слова»
Предлагаемый ресурс подготовлен для учащихся 2 классов, обучающихся по образовательной системе «Перспектива» (возможно использование в других УМК). Ресурс содержит конспект урока, презентацию (приведе.
Технологическая карта урока русского языка. 2 класс. УМК «Перспектива». Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.»
Технологическая карта урока русского языка. 2 класс. УМК «Перспектива». Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.».
Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. Тема: «Парные согласные звуки в конце слова».
Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс.
Конспект урока русского языка 2 класс «Способы проверки парных согласных на конце слов и перед согласной»
УМК :Школа РоссииКласс 2Тема: Способы проверки парных согласных на конце слов и перед согласнойЦель: через исследование познакомить со способами проверки и правилом правописания парных согласных на ко.
Источник