- Урок русского языка во 2-м классе «Проверка орфограмм слабых позиций разными способами. » план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Урок русского языка во 2 классе «Способы проверки орфограмм» (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова) план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2-м классе «Проверка орфограмм слабых позиций разными способами. »
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Цель урока:
-усвоение учащимися способов проверке орфограмм слабых позиций гласного и согласного.
Задачи урока:
— совершенствовать следующие умения и навыки:
· на слух выделять ОСП в словах;
· подбирать проверочные слова путём изменения формы слова;
· обозначать буквой звук в слабой позиции
— формировать умение работать в паре;
— осуществлять взаимопроверку и самоконтроль;
— обогащать словарный запас учащихся, развивать речь.
— развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы, оценивать работу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2-м классе «Проверка орфограмм слабых позиций разными способами. «
Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (программа В.В. Репкина)
-усвоение учащимися способов проверке орфограмм слабых позиций гласного и согласного.
— совершенствовать следующие умения и навыки:
- на слух выделять ОСП в словах;
- подбирать проверочные слова путём изменения формы слова;
- обозначать буквой звук в слабой позиции
— формировать умение работать в паре;
— осуществлять взаимопроверку и самоконтроль;
— обогащать словарный запас учащихся, развивать речь.
— развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы, оценивать работу
Тип урока : решение частных учебных задач
Организационный момент (положительный настрой, рефлексия своего настроения)
Создание «ситуации успеха» (демонстрация детьми ранее полученных знаний)
Объявление темы урока. Постановка проблемы перед учащимися.
Актуализация знаний. Фиксация затруднений.
Учебная деятельность (решение частных учебных задач)
1. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.
2. Создание «ситуации успеха» (на доске записаны слова с пропуском слабых позиций)
Ст-на, медве-ь, л-пата, лыж-, л-плю, м-тро.
– Кто обратил внимание на запись на доске? Почему некоторые буквы оказались пропущенными? По какой причине я их пропустила? (Это орфограммы слабых позиций. Их написание нужно проверять. А пропустили их для того, чтобы мы подумали.)
– А какие буквы вы вставите? Объясните, как вы смогли проверить орфограммы слабых позиций?(по сильной позиции, по словарю-это словарное слово, по правилу)
– Сколько способов проверки вы предложили? Какие они?(1 способ: по словарю. 2 способ: проверяли по сильной позиции. 3способ: по правилу)
3. Объявление темы. Постановка проблемы перед учащимися
– Может кто-нибудь уже догадался, над какой темой мы будем работать сегодня? Какие задачи мы должны выполнить на уроке? (Мы будем проверять орфограммы слабых позиций. Тренироваться подбирать проверочные слова.)
– Совершенно верно. Тема нашего урока «Проверка орфограмм слабых позиций разыми способами».
И как вы думаете, какая же перед нами стоит проблема: выяснить, все ли умеют проверять орфограммы слабых позиций.
На уроке перед нами стоят три орфографические задачи:
-Как вы считаете, какие эти задачи
Как найти?- написать с пропуском
Как проверить? – изменить слово, чтобы слабая позиция стала в сильную.
Как написать? – без пропуска
Как вы считаете, какие знания, и умения нам понадобятся на этом уроке?
(З-способы проверки осп; У-уметь изменять слова)
— А какой алгоритм проверки орфограмм слабых позиций?
1. найти в слове слабую позицию
2. Определить, что называет слово.
3. Посмотреть, как изменяется
4. Актуализация знаний.
– Раз мы озвучили способы проверки орфограмм слабых позиций, хотелось бы знать: Умеете ли вы различать эти способы?
5. Работа с нэтбуками
Я называю слова. Если орфограмму в этом слове проверяют по словарю, т.е если это словарное слово, то вы печатаете, а если его нужно проверить по слабой позиции, то не печатаете.
Весна, собака , столы, ребята , мосты, Москва , заяц , река, пальто, урожай, грачи, коньки.
Физминутка для глаз (через интерактивную доску)
6. Посмотрите на доску. На доске схемы. Что это за схемы?
У: Как вы думаете, какое задание я вам приготовила?
Д: Вы дадите слова, а мы будем писать их в разные столбики. В первый слова, где встречаются ОСП гласных. Во второй столбик слова с ОСП для согласных
У: Работать будем в парах.
Кто сидит справа, выбирает слова к I модели, слева — ко II.
(проверьте орфограммы слабых позиций)
Учитель диктует слова:
С а ды, гри б , в е дро,сугро б , см а трел, ве т ка, рука, а рбу з
У: Сравните свою работу с записью на доске.(проверка) Оцените работу пары (дети используют знаки + или – )
У: Если необходимо, задайте вопросы?
(Если дети не задают подобного вопроса, учитель помогает им)
У: Почему не записали слово рука ?
Д: В слове нет ОСП
У: Почему слово арбуз оказалось в двух столбиках?
Д: В слове две ОСП (для гласного и для согласного)
У: Итак, вы уже легко находите слабые позиции в словах и проверяете их.
7. Учебная деятельность
У: Тогда попробуйте записать звуки буквами и показать способ проверки.
(индивидуальная работа по карточкам)
Запиши звуки буквами, и определите способ проверки слабых позиций.
[л′эчи́т′] [пл′ита́] [жыра́в] [дай′у] [м′итро]
(работа с местом «на оценку», «нужна помощь», «затрудняюсь» — обратитесь к ребятам от кого хотите получить помощь)
8. У: Приготовьтесь к графическому диктанту.
Работать будем с десятью словами.
Ваша задача записать букву, которой обозначим звук в слабой позиции.
Главное условие-тишина. Если не можете обозначить звук в слабой позиции, пропускаем.
Учитель диктует слова:
Сова, дарю, кружка, несла, листы, лед, ветка, сугроб, гора, спала.
Умею проверять орфограммы слабой позиции гласного по сильной
Умею проверять орфограммы слабой позиции согласного по сильной
Умею проверять орфограммы слабой позиции согласного и согласного по словарь
Умею проверять орфограммы слабой позиции согласного и согласного по правилу
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9. Домашнее задание
У: Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.
Удалось ли нам найти на них ответы?
12. Рефлексия собственной деятельности
У: Какие умения и навыки потребовались нам, чтобы справиться заданиями?
Заполним оценочные листы.
– Оцените свою работу по шкале самооценки.
– Мне понравилось, как вы работали сегодня на уроке. Всем большое спасибо. Я буду с нетерпением ждать следующего урока русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 3 класс по теме «Орфограммы в корне слов»
Урок, проведенный в 3 классе в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограммам в корне слов, развивает воображение, словарный запас. Учебный процесс организован та.
урок русского языка 3 класс по теме «Орфограммы в корне слов»
>Урок, проведенный в 3 классе в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограммам в корне слов, развивает воображение, словарный запас. Учебный процесс организован т.
урок русского языка 3 класс по теме «Орфограммы в корне слов»
Презентация является приложением к уроку русского языка в 3 классе подготовленного на конкурс «Учитель года».
Урок русского языка.2 класс Тема: Родственные слова. Слабая и сильная позиция гласных.
Урок русского языка по учебнику Н.В.Нечаевой 2 класс.
Способы проверки орфограмм слабых позиций тремя способами. Синонимы и омонимы. 2 класс
Открытый урок проводился в рамках районного семинара по тмеме «Формирующее оценивание» Дан подробный самоанализ урока.
урок русского языка по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы».
Формирование умения видеть орфограмму проверяемый и непроверяемый безударный гласный в корне слова, формирование умения проверять безударный гласный звук в корне слова.
Конспект урока по русскому языку по теме: «Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма» 2 класс.
Цели деятельности учителя: «Формирование умения выделять слабые позиции гласных непосредственно в процессе письма».Планируемые результаты:Предметные:Уметь выделять сильные и слабые позиции.
Источник
Урок русского языка во 2 классе «Способы проверки орфограмм» (система Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Целью данного урока является систематизация знаний учащихся о способах проверки орфограмм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_98.docx | 21.48 КБ |
urok.notebook | 346.68 КБ |
kartochki.docx | 14.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: «Русский язык» 4 февраля 2015 г.
УМК: сиситема РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Тема: Способы проверки орфограмм (Урок 98)
Цель: систематизировать знания учащихся о способах проверки орфограмм.
Задачи: — упражняться в проверке орфограмм слабой позиции всеми известными способами;
— упражняться в проверке слов по словарю;
— проверить умение выбирать правильное проверочное слово;
— развивать способности детей.
Формировать УУД: регулятивные УУД: развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы, оценивать работу; развитие
психических качеств учащихся – интеллекта, мышления, памяти, внимания; развитие познавательных умений;
личностные УУД : воспитание навыков культурного общения, культуры речи, аккуратности; коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников,
способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
I. Организационный момент
1.Вступительное слово учителя.
Прозвенел и смолк звонок.
Мы за парты тихо сели
Друг на друга посмотрели.
2. Психологический настрой.
— … посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, быть внимательными и активными.
Слушают и приветствуют учителя.
II. Актуализация знаний
1. Минутка красивого письма.
— Сегодняшний урок мы, как обычно, начинаем с минутки красивого письма (СЛАЙД 1). Запишите сочетания букв правильно.
— Какое слово можно получить из этих сочетаний? (СЛАЙД 1, Ѵ – проверка) Запишите это слово.
— Что такое орфограмма?
2. Словарная работа.
— А сейчас я предлагаю вам такое задание: на доске записаны слова с пропущенными орфограммами. Распределите их в три столбика, соответственно схемам. (СЛАЙД 1, шторка вниз)
— Предлагаю учащимся 1 ряда списать слова первого столбика и вставить пропущенные буквы, 2 ряда – второго столбика, 3 ряда – 3 столбика.
Записывают в тетрадь сочетания букв.
Письмо по правилу.
Учащиеся по очереди выходят к доске и делят слова по столбикам.
Записывают слова в тетради. Затем проверка: по одному представителю от ряда вставляют буквы в словах на доске.
II. Постановка целей и задач урока.
1. Целеполагание, определение темы урока.
— Ребята, какие слова вы сейчас записывали? Возникали ли у вас какие-то сложности? Почему?
— А все ли слова здесь словарные? Как же вы записывали их?
— Что вы делали, чтобы подобрать проверочное слово?
— Ребята, сегодня у нас с вами очень ответственная работа. Отнестись к ней нужно серьёзно. Я предлагаю вам составить памятку для будущих второклассников о способах проверки орфограмм. Памятка будет называться так же, как и тема нашего урока (СЛАЙД 2)
— Какие задачи мы должны выполнить на уроке?
Словарные. Нет, потому что мы помним, как их надо писать.
Нет. Подбирали проверочные слова.
Несколько человек предлагают свои способы.
Мы будем проверять орфограммы слабых позиций. Тренироваться подбирать проверочные слова.
III. Систематизация знаний.
1. Повторение способов проверки орфограмм.
— Вспомните, какими способами мы можем воспользоваться, чтобы проверить орфограмму. Распределите способы по очерёдности. (СЛАЙД 2, шторка вправо)
Ученик расставляет на доске схемы способов соответственно их номерам.
Встают из-за парт и выполняют движения вместе с учителем.
2. 1 способ — проверка по сильной позиции.
— Итак, вы определили 1 способ – способ проверки по сильной позиции. Что это значит?
— Как это сделать?
— Как могут изменяться слова-предметы? (СЛАЙД 2)
— Покажите это на примере. (СЛАЙД 3, «стена», «шапка»)
— Как можно изменять слова-действия? (СЛАЙД 2)
— Докажите. (СЛАЙД 3, «смотрю», «несу», «стрижёшь»)
— Как изменяются слова-признаки? (СЛАЙД 2)
— Найдите проверочное слово для слова ВЕСЁЛЫЙ (СЛАЙД 3)
3. 2 способ – проверка по словарю.
— Случилось так, что мы не смогли подобрать проверочное слово по сильной позиции (например, к слову ВЕСЁЛЫЙ). Что делать?
— Какие секреты работы со словарём мы знаем?
4. 3 способ – проверка по специальному правилу.
Надо подобрать проверочное слово так, чтобы слабая позиция стала сильной.
Слово надо изменить.
Учащиеся на доске выстраивают схему.
Все работают в тетрадях, один – у доски.
Проверяем по словарю.
Все слова расположены в алфавитном порядке. Каждые последующие буквы в словах расположены по порядку. Все слова в словаре в единственном числе.
IV. Работа над закреплением материала.
1. Работа с учебником. (Упр. № 205, 1 высказывание). (СЛАЙД 4)
— Кто уверен в своих силах, работает самостоятельно, а затем работает над вторым высказыванием (проверка на слайде 4, убрать белое полотно)
2. Самостоятельная работа (на карточках).
— Проверьте орфограммы и запишите слова правильно:
Пл_чо, кру_ка, _арсик, п_суда, б_льшой, в_лна, д_лить, кр_сивый, б_гу, удач_.
( 1 уровень сложности: определить способ проверки, записать проверочное слово, записать слово правильно (пл (1) чо – плечи – плечо);
2 уровень сложности: записать проверочное слово, записать слово правильно;
3 уровень сложности: изменить слово, найти проверочное и записать его правильно.)
Один ученик – у доски, остальные в тетради.
Проверка по эталону (СЛАЙД 5)
VII. Подведение итогов.
— Итак, с поставленной задачей вы справились! Молодцы! Я думаю, что памятка окажет помощь вашим младшим друзьям.
— Давайте подведём итог нашей работе, и я приглашаю вас на страницу вопросов. Выберите вопрос и дайте ответ. (СЛАЙД 6)
О чём говорили на уроке?
Что такое слабые позиции букв?
Как находить проверочные слова?
Зачем нужно проверять слова?
Сколько способов проверки слов?
Где можно узнать значение слова?
2. Оценивание работы.
— Оцените свою работу на уроке, поставьте на полях в тетради точку цветным карандашом:
- зелёная точка – активно работал с классом, у меня все получалось;
- синяя точка – работал с классом, допустил 1-2 ошибки;
- точка — работал с классом, допустил 3-4 ошибки;
- красная точка – не включался в работу класса.
— Вы все сегодня хорошо трудились, особенно мне хочется поблагодарить тех ребят, которые были активны весь урок.
Один ученик выходит к доске, выбирает вопрос и даёт на него ответ. (Слабая позиция – это позиция неразличения звуков.)
VIIII. Домашнее задание
— Я раздаю вам памятки, которые мы сегодня составили. Задание: дооформить, если можно, памятку.
Источник