Правописание парных согласных в корне слова
Как известно, многие согласные звуки образуют пары по звонкости–глухости: [б]—[п], [в]—[ф], [г]—[к], [д]—[т], [з]—[с], [ж]—[ш].
При написании слов с парными согласными достаточно легко сделать ошибку, если произношение согласного не совпадает с его обозначением на письме. Например, в речи звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: дуб [дуп], сказка [скаска]. Поэтому при написании слова спорные согласные нужно проверять.
Правило
Чтобы правильно обозначить буквой парный по звонкости–глухости согласный на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы парный согласный звук оказался перед гласным звуком или звонким согласным звуком [л], [м], [н], [р], [в].
Например: моро з — моро з ы, улы б ка — улы б аться, ду б — ду б рава.
Как проверить парные согласные в корне? При подборе проверочных слов можно использовать разные способы.
Изменить форму слова:
- изменить число существительного: зу б (ед. ч.) — зу б ы (мн. ч.), утю г (ед. ч.) — утю г и (мн. ч.)
- изменить падеж существительного: вра г (И. п.) — (нет) вра г а (Р. п.), кни ж ки (И. п.) — (нет) кни ж ек (Р. п.)
- заменить полную форму прилагательного на краткую, а краткую — на полную: ни з кий (какой?) — ни з ок (каков?), све ж (каков?) — све ж ий (какой?)
Подобрать родственное слово:
- назвать ласково: коро б ка — коро б очка, кру ж ка — кру ж ечка
- взять слово другой части речи: морко в ь (сущ.) — морко в ный (прил.), хо д ьба (сущ.) — хо д ит (гл.), пе с чаный (прил.) — пе с ок(сущ.)
Правописание слов с сомнительной согласной Ж можно проверять обычным способом (бедня ж ка — бедня ж ечка) или чередованием Ж-Г (бедня ж ка — бедня г а).
Помните: Ж чередуется с Г и Д , а Ш — с Х : стри ж ка — стри г у, сле ж ка — сле д ы, поду ш ка — у х о.
Если проверочное слово подобрать невозможно, то написание согласного надо посмотреть в словаре или запомнить.
Например: а в тобус, во к зал, за в тра.
Согласные в корнях слов, правописание которых нельзя проверить, называются непроверяемыми.
Читайте также темы:
Для отработки навыка подбора проверочных слов и правильного написания парных согласных в корне слова можно использовать практикум для учащихся начальной школы:
Источник
Урок русского языка по теме: «Способы проверки парных согласных на конце и в середине слова»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Предлагаемый ресурс подготовлен для учащихся 2 классов, обучающихся по образовательной системе «Перспектива» (возможно использование в других УМК). Ресурс содержит конспект урока, презентацию (приведены образцы заданий, которые учитель может дополнить по своему усмотрению, скопировав нужный слайд и изменив задание). Презентация состоит из 10 слайдов, управление выполняется щелчком левой кнопки мыши в поле слайда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 35.43 КБ |
Презентация к уроку | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональный конкурс работников образования
Всероссийский интернет – конкурс
2012/2013 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Прогимназия № 2
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование
Конспект урока на тему:
«Способы проверки парных согласных на конце и в середине слова»
Автор: Мерзлютина Ирина Александровна,
учитель начальных классов, ВКК
Место выполнения работы: МБОУ Прогимназия № 2,
г. Воронеж, ул. Вл. Невского, д.65б
- научить находить и проверять парные по звонкости – глухости согласные в середине слова;
- показать способ проверки парных согласных в середине слова;
- развивать речь детей при составлении устного рассказа по образцу;
- провести пропедевтические наблюдения за значением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
- творческое отношение к процессу оказания помощи в проверке написанных слов.
- Метапредметные умения:
- Познавательные умения:
- Различать парные согласные по звонкости и глухости, и обосноваывать своё мнение;
- Распознавать парные согласные и обосновывать своё мнение;
- Использовать приобретённые знания при проверки слов.
- Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- использовать алгоритм проверки парных согласных в середине и в конце слова;
- выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;
- исправлять ошибки в учебном тексте.
- Коммуникативные умения:
- формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение;
- адекватно использовать средства для представления результата.
- Предметные умения:
- писать слова с парными звонкими и глухими согласными в середине и в конце слова;
- оформлять на письме словосочетания, содержащие слова с парными согласными;
- писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слов.
ОБОРУДОВАНИЕ: лента букв, сигнальные веера с парными согласными, опорные слова для составления схем, карточки с заданиями для работы в группах, ИКТ.
— Ребята, я сегодня шла на работу и думала, поможете вы мне провести урок сложный, загадочный, интересный. Покажите мне свои глазки. Я сейчас в них смотрю и уверена, что такой урок обязательно получится. А сейчас улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём урок.
— Откроем свои тетрадочки и посмотрим на отметки. Встаньте у кого сегодня лучшие тетради. Скажем хором: «Молодцы!».
— Дети, а как вы думаете, почему у них лучшие тетради? Правильная посадка, наклон тетради, ручку держали правильно, аккуратно писала).
— Ну, что ж, давайте правильно сядем, положим тетрадь с наклоном и красиво напишем «число» и «классная работа». Подчеркните буквы, которые обозначают гласные звуки, поставьте ударение, разделите на слоги.
— Ребята, сегодня наш урок русского языка пройдёт в необычной форме, а в форме игры. Мы с вами побываем на станциях, название которых вы видите на экране. На каждой станции вам будут предложены задания для выполнения. СЛАЙД 2.
— Чтобы наше путешествие было интересным, пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам – научи другого». Хоровое чтение.
- Актуализация знаний. Станция «Чистописай — ка.
Не доро_ подаро_ – дороже внимание. (Запись на доске) СЛАЙД 3.
— Прочитайте, что это? (Пословица)
— Как вы понимаете смысл её? (Не важно, сколько стоит подарок, важно то, что о тебе помнят.)
— Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание . (Устно. Не дорог — буква Г, проверочное слово-дорогой. Подарок — буква К, т. к. это суффикс ОК.)
— Что можете сказать о буквах Г и К? (Они обозначают парные согласные звуки.)
— На минутке чистописания прописывать будем ту букву, которая обозначает парный звонкий звук, а может обозначать парный глухой звук. Какая это буква? (Г).
— Составьте свою цепочку из строчной, прописной букв Г и букв, обозначающих гласный звук, смягчающий впереди стоящие согласные.
— Какие буквы написали? (И, Я, Ю, Е, Ё).
— Какие ещё буквы обозначают парные согласные звуки? (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш)
— Почему они считаются “опасными”? (На конце слов пишутся не так, как слышатся.)
- Формулирование учащимися темы и цели урока.
— Ребята, а теперь подумайте, какая сегодня будет тема урока? ( Способы проверки парных согласных на конце и в середине слова ).
— Чему же мы сегодня будем учиться? (Сегодня мы будем правильно писать парную согласную в корне слова, подбирать проверочное слово).
- Словарная работа. Станция «Расставляйка — ка».
— А вот перед нами станция «Расставляй-ка». Здесь нам нужно показать хорошее знание словарных слов и алфавита. Слова отгадки можно произносить хором, после чего каждый веером покажет парную согласную, которую написали бы в слове, ответ доказать.
— На доске написаны слова. Прочитайте их вслух, какие буквы в них надо написать вместо точек? Покажите веером какая буква спряталась за цветочком?
т. традь, з. вод, м. дведь, завтр. к, гор. д, м. роз, к. р. ндаш. СЛАЙД 4 — 5
— Слова для ответа поделите на группы. (В словах тетрадь и медведь надо написать непроверяемую гласную е. В словах мороз и город пишется непроверяемая безударная гласная о; В словах завод и карандаш надо писать непроверяемую безударную гласную а.)
— Запишите слова в алфавитном порядке. Проверьте. Молодцы.
— Что объединяет написанные слова между собой? (Они из словаря, они — существительные, оканчиваются на парный согласный звук.)
— Какие различия вы видите в данных словах? (5 существительных отвечают на вопрос что?, а существительное медведь отвечает на вопрос кто? Слово тетрадь, завод, медведь, город, мороз оканчиваются на звонкий парный согласный, а слово карандаш на букву глухого парного согласного.)
— Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с парной согласной на конце? (Изменить данные слова так, чтобы после согласной стояла гласная буква и хорошо слышался нужный звук.)
— О скольких случаях проверки парной согласной мы говорили? (О трех.)
- Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук (зуб — зубы).
- Изменить слово – добавить слово «нет» (зуб – нет зуба).
- Подобрать однокоренное слово – назвать ласково (зуб — зубик).
— Давайте запомним стихотворение, которое объединяет все способы:
Все напишем правильно
И запомним правило:
Парный в слове проверяй
Рядом гласный подставляй.
— Сравните слова, записанные на доске:
— В каком слове вы не сомневались в написании парной согласной? (Морковный).
— Почему? (Звучит чётко).
— Что заставляет этот звук звучать чётко, ведь гласного нет рядом? (Согласный звук [н]).
— Сделайте вывод четвёртого способа проверки написания парных согласных в корне слова. (Подобрать проверочное слово, чтобы после парного согласного стоял звук [н]).
- Упражнения в применении правила на письме. Станция «Запоминай – ка».
— Я буду называть пары чем-то схожих между собой слов, послушайте их внимательно и постарайтесь запомнить их.
сестра — брат товарищ — друг
вагон – рельс бутон — цветок
песня — частушка писатель — сказка
— Теперь я буду называть только первые слова, а вы постарайтесь вспомнить вторые и запишите их в столбик. Самостоятельная работа учащихся.
— Проверьте свою работу по образцу. СЛАЙД 5 -7
— А теперь дадим характеристику парным звукам и подберём проверочные слова.
— Ребята, а на какие две группы можно разделить эти слова? Ответы детей.
— Одинаковы ли способы проверки написания парных согласных в словах «друг» и «сказка»? Дети подбирают проверочные слова разными способами: изменяют форму слова, подбирают однокоренные слова. Делают вывод:
— Парная согласная может находиться в конце слова и в середине слова. Место парных согласных не влияет на способ проверки.
- Групповая работа. Станция «Составляй – ка».
— Составьте словосочетания. Первое слово в словосочетании дано, а вот второе вы в группах вместе и дружно составите из слов, используя для этого их первый слог.
Интересная. (загадка) СЛАЙД 8
Забор, гадкий, камера.
русалка, башмак, канат.
пояс, годность, какаду.
— Задание дается на карточках. Выигрывает та группа, которая быстрее и правильнее справится с заданиями, сможет объяснить и слово и орфограмму в нем, укажет способ проверки. Учитывается умение договариваться, определитесь, кто в группе будет отвечать.
— Выполняем физминутку со следующей речевкой. Не только выполняем, но и находим слова на орфограмму сегодняшней темы.
— Какие же слова на написание парной согласной в конце слова или перед согласными вам встретились? Укажите способ проверки.
— Шажки— шажок (меняет форму слова)
— Посадка — посадочка (подбираем родственное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом);
— Мягкие — мягок (подбираем краткую форму имени прилагательного).
8. Выборочное письмо. Станция «Выбирайка – ка». СЛАЙД 9
— Сейчас вам предстоит поработать с вашим другом – учебником и закрепить эти знания. Откройте учебники на стр. 118 и найдите упр. 176.
— Прочитайте текст. О чём он?
— Озаглавьте его. («Большой пруд»).
— Как можно добраться от дома к пруду? (Добраться можно по узкой дорожке).
— Что растёт по берегам пруда? (Берёзки и дубки).
— Произнесите эти слова. Что интересного заметили при произнесении и написании этих слов? (Произношение и написание не совпадает, т. е. парные согласные нужно проверять).
— В каких ещё ловах данного упражнения написание и произношение не совпадают? (В словах с пропущенными буквами).
— Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, подбирая к ним проверочные слова. Подчерните орфограммы.
— Сравните, какие слова не просто называют предметы, а выражают отношение говорящего.
— А сейчас вы будете работать в парах. У каждого из вас листочки, на которых вы должны будете выполнить тест по теме урока. (У соседа по парте на обратной стороне правильные ответы. Ребята обмениваются листочками и проверяют работу друг друга по оборотной стороне своего листочка. Один учащийся работает на компьютере).
- Подведение итога урока. Станция «Обобщай-ка». СЛАЙД 10
— И вот последняя остановка. Какими знаниями по русскому языку вы сегодня поделитесь с родителями? (Дети рассказывают над какими согласными они сегодня работали? На, какие группы делятся парные согласные? Где могут находиться парные согласные? Как проверить правописание парных согласных?( при ответах выставляется схема)).
Источник