- Роспотребнадзор (стенд)
- Роспотребнадзор (стенд)
- Проверка качества и экспертиза товара. — Защита прав потребителей
- Проверка качества и экспертиза товара.
- Способ проверки качества товара
- Проверка качества и экспертиза товара: отличия и сроки их проведения
- Методы определения качества товара
- КТО И КАК ПРОВОДИТ ПРОВЕРКУ КАЧЕСТВА ТОВАРА
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Проверка качества и экспертиза товара. — Защита прав потребителей
Проверка качества и экспертиза товара.
Проверка качества и экспертиза товара.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон) продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара, а в случае спора о причинах возникновения недостатков товара требовать проведения экспертизы товара за счет лица, принявшего товар ненадлежащего качества. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20 , 21 и 22 Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Основным отличием проверки качества от экспертизы является то, кто их проводит. Как правило, проверка качества товара проводится сотрудниками или руководителем торговой организации, которые скорее всего не являются квалифицированными специалистами.
В свою очередь экспертиза проводится независимой экспертной организацией. Выводы эксперта — оформлены письменно в виде заключения, в котором зафиксировано наличие недостатков и определены причины их возникновения.
Кроме того, проверка качества товара проводится бесплатно, в то время как экспертиза заказывается в независимой экспертной организации, аккредитованной на данный вид деятельности, и оплачивается за счет продавца.
Например, потребитель требует вернуть деньги за неисправный товар. Продавец проверил качество товара и считает, что недостатки возникли по вине самого покупателя. Потребитель с таким решением не согласен, следовательно, между ним и продавцом возник спор о причинах возникновения недостатка, а, значит, продавец должен организовать проведение экспертизы и оплатить ее.
Следует знать, что если на товар установлен гарантийный срок, то продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Однако, если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, то потребитель обязан возместить расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Кроме того, продавец отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Источник
Способ проверки качества товара
Прием обращений граждан
Обращение к руководителю
Инструкции для пользователей
Проверка качества и экспертиза товара: отличия и сроки их проведения
В Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области поступают многочисленные обращения граждан с вопросами, связанными с проведением экспертизы и проверки качества товара.
В связи с этим разъясняется, что п. 5 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 (далее — Закон) установлено, что в случае обнаружения в товаре недостатков продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
Проверка качества товара — это определение соответствия товара установленным требованиям силами продавца и за его счет. Регламент ее проведения нормативными документами не установлен, поэтому проверка качества товара должна производиться в соответствии с обычно применяемыми условиями в этих случаях. Проверку качества проводят уполномоченные представители продавца (изготовителя), в частности сотрудники магазина, в котором товар был приобретен, не обращаясь в специализированные сервисные центры. При желании потребитель может присутствовать при ее проведении. По итогам проверки выдается акт, свидетельствующий о ее проведении.
В отличие от экспертизы, проверка качества товара не является обязанностью продавца и проводится по его усмотрению. Способ, проверяемые вопросы, статус лиц, непосредственно осуществляющих проверку, Законом не определены, а расходы, понесенные, обязанным лицом, ни при каких обстоятельствах не подлежат возмещению потребителем.
В случае, если потребитель не удовлетворен результатом проведения проверки качества товара, возникает спор о причинах возникновения недостатков товара. В таком случае потребитель вправе требовать проведения независимой экспертизы, а продавец (изготовитель, уполномоченная организация, импортер) обязан провести экспертизу товара за свой счет на базе специальной экспертной организации с привлечением профессиональных специалистов и выдачей заключения или акта экспертизы.
Экспертиза проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя:
- по устранению недостатков товара срок проведения экспертизы не может превышать 45 дней;
- в части замены товара — в течение 20 дней.
- о возврате уплаченной за товар денежной суммы, соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом — в срок 10 дней.
Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. О таком желании, как и в случае проверки качества товара, желательно уведомить продавца (изготовителя, уполномоченную организацию, импортера) письменно.
В случае, если экспертом будет установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы. Такими расходами будут являться документально подтвержденные расходы по оплате непосредственно проведенной экспертизы, а также расходы, связанные с ее проведением (хранение и транспортировка товара).
В соответствии с Законом экспертиза товара проводится продавцом, если на товар установлен гарантийный срок. В отношении товара, на который не установлен гарантийный срок, потребитель самостоятельно должен обратиться в специальные экспертные организации и оплатить её проведение.
В случае установления экспертной организацией, что недостатки в товаре возникли до передачи товара потребителю, продавец обязан возместить все расходы, понесенные в ходе ее проведения.
При полном или частичном использовании материалов с сайта ссылка на Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обязательна.
Источник
Методы определения качества товара
Существуют следующие методы определения качества товара:
Органолептический метод — качество устанавливается с помощью органов чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса) по внешнему виду, цвету, консистенции.
Внешний вид товара определяют осматриванием, составляя общее зрительное впечатление.
Цвет устанавливается при естественном освещении:
по эталонам (жареный кофе);
по цветовой шкале (чай);
по специальным прописям (вино).
Вкус и запах — важнейшие показатели качества продуктов. Различают 4 вида вкуса: сладкий, соленый, кислый, горький. На вкус могут оказывать влияние различные вещества, вызывая острый, жгучий, терпкий привкус. Посторонний привкус может изменить качество продукта.
У продуктов может присутствовать посторонний запах (прогорклый, гнилостный, плесневелый), который изменяет качество продукта, а также может сделать продукт непригодным к использованию.
Интенсивность запаха зависит от количества выделенных из продукта летучих веществ. Для улучшения восприятия запаха необходимо увеличить поверхность летучих веществ или повысить температуру продукта. Так, если растереть растительное масло на тыльной стороне ладони, то его запах легко определится, запах же муки и крупы определится после согревания их в ладони дыханием.
Каждый продукт имеет свойственную ему консистенцию, ее проверяют легким прощупыванием, нажатием, надавливанием, размазыванием, прокалыванием. С помощью осязательных ощущений можно получить представление о клейковине пшеничного теста, о пропеченности мякиша, об упругости охлажденного мяса.
Звуковыми и слуховыми ощущениями проверяется зрелость арбузов.
Для того чтобы сделать органолептическую оценку более объективной, для некоторых продуктов введена балльная оценка. При балльном способе оценки качества органолептические показатели оцениваются определенным количеством баллов, после чего результаты суммируются. Сумма всех баллов выражает общую оценку товара или его товарный сорт. Так, качество твердых сычужных сыров оценивают по сто балльной системе:
— на вкус и запах отводится 45 баллов;
— консистенция оценивается в 25 баллов;
— рисунок — 10 баллов;
— цвет текста — 5 баллов;
— внешний вид — 10 баллов;
— упаковка и маркировка — 5 баллов.
Результаты суммируют и определяют сорт сыра — высший или первый.
Высший сорт сыра оценивается общим количеством баллов от 87 до 100.
Лабораторный метод оценки качества требует специальной аппаратуры, инструментов, он более сложный и длительный, но точный и объективный. В лабораториях проводят физические, химические, физико-химические, биохимические, микробиологические исследования качества продуктов.
Экспертный метод. Решение о качестве продуктов принимается экспертами.
В экспертную группу входят высококвалифицированные специалисты по данному товару — ученые, технологи, товароведы и др.
Измерительный метод. При этом методе численные значения показателей качества продукции определяют на основе технических средств измерений. Результаты этого метода объективны и выражены в конкретных единицах измерения. Но этот метод требует специального оборудования, химических реактивов, специально подготовленных работников.
Регистрационный метод. Качество определяется путем подсчета числа определенных событий, предметов, а также на основе наблюдений.
Социологический метод. Показатели качества определяют на основе сбора и анализа мнений потребителей. На специально организованных покупательских конференциях, выставках-продажах, дегустациях потребители заполняют анкеты-вопросники, которые затем обрабатываются.
Всесторонние исследования качества товаров возможны при сочетании органолептического и лабораторного методов. Качество товара лабораторным методом определяется по средней пробе.
Средняя проба — это образец, по которому можно судить о качестве всей партии товара.
Чтобы получить среднюю пробу обычно берут небольшое количество товара из разных мест (снизу, сверху, из середины).
При большом количестве товарных мест в партии товара среднюю пробу берут не менее чем из 10% всех мест. При небольшой партии товара пробу берут из каждого тарного места. Жидкие и сыпучие товары перед взятием пробы следует хорошо перемешивать. Точность определения качества всей партии товара во многом зависит от правильности взятия средней пробы.
Источник
КТО И КАК ПРОВОДИТ ПРОВЕРКУ КАЧЕСТВА ТОВАРА
КТО И КАК ПРОВОДИТ ПРОВЕРКУ КАЧЕСТВА ТОВАРА
Порядок проведения проверки может быть предусмотрен нормативными актами или обязательными требованиями о техническом регулировании, а также договором купли-продажи.
Качество и безопасность предлагаемого для продажи товара продавец обязан проверить путем осмотра, испытания, анализа и т.п., если проведение такой проверки предусмотрено законодательством или условиями договора. В этом случае продавец должен предоставить покупателю доказательства осуществления им проверки.
В свою очередь покупатель, приобретая товар, вправе осмотреть его, потребовать проверить свойства товара или продемонстрировать его действие, если это не исключено в силу характера товара и не противоречит принятым в розничной торговле правилам ( п. 3 ст. 474 Гражданского кодекса Российской Федерации далее — ГК РФ; п. 17 Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 далее — Правила).
Кроме того, продавец (изготовитель) должен принять у потребителя приобретенный товар ненадлежащего качества и при необходимости провести проверку его качества. Покупатель должен быть проинформирован о времени и месте такой проверки, так как он вправе участвовать в ней ( абз. 2 п. 5 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; п. 28 Правил).
Иногда проверку качества проводят уполномоченные представители продавца (изготовителя), в частности сотрудники магазина, в котором товар был приобретен.
Однако чаще они не обладают нужной квалификацией, особенно если недостатки выражены неявно, внешне никак не проявляются и их можно выявить только при специальном исследовании. Тогда проверку качества товара выполняет, как правило, авторизованный сервисный центр, сотрудники которого обладают необходимыми навыками, квалификацией и оборудованием для полного исследования товара.
Как проводится проверка качества товара
Проверка качества товара может быть предусмотрена нормативными актами или обязательными требованиями согласно законодательству о техническом регулировании, а также договором купли-продажи. Если порядок такой проверки не установлен, она производится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи ( п. п. 1 , 2 ст. 474 ГК РФ).
Проверка качества направлена на установление ситуаций, при которых качество товара действительно является ненадлежащим. Также она выявляет и устраняет трудности, возникающие у потребителя при использовании товара, в том числе возникшие из-за неознакомления с правилами его эксплуатации.
Проверка качества товара — это проверка товара для определения его соответствия ( ст. 469 ГК РФ; ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»):
— требованиям, установленным законом;
— условиям договора купли-продажи;
— обычно предъявляемым требованиям к этому виду товаров;
— целям, для которых товар такого рода обычно используется, а также целям, указанным потребителем при покупке товара;
— образцу и (или) описанию при покупке товара по образцу и (или) по описанию.
Проверку качества проводят следующими способами:
— исследуют товар (в частности, путем осмотра, вскрытия корпуса и т.д.);
— анализируют внешний вид и содержание товара на соответствие заявленным свойствам;
— проверяют товар согласно руководству по эксплуатации.
Чем отличается экспертиза качества товара
Экспертиза товара отличается тем, что является дополнительной проверкой качества товара (помимо проверки, сделанной продавцом) с привлечением сведущих в науке, технике, искусстве, ремесле специалистов, применением научных методов исследования и выдачей заключения или акта экспертизы.
Продавец (изготовитель) обязан за свой счет провести экспертизу товара при возникновении спора с покупателем о причинах возникновения его недостатков. Покупатель должен быть проинформирован о времени и месте экспертизы, так как он вправе присутствовать при ее проведении.
Если при проведении экспертизы будет установлено, что недостатки товара возникли из-за обстоятельств, за которые продавец (изготовитель) не отвечает, покупатель должен возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
При несогласии с результатами экспертизы покупатель вправе оспорить ее заключение в судебном порядке ( абз. 3 , 4 п. 5 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
(c) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Камчатском крае», 2006-2021 г. Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте зайти на старую версию сайта Адрес: 683004,г. Петропавловск-Камчатский, ул. Рябиковская, 22-б, Камчатский край Источник |