Способ проведения классного часа

Методика подготовки и проведения классного часа

Методика подготовки и проведения классного часа.

КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ КЛАССНЫЙ ЧАС

Классный час – это…

Что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час?

С этой целью мы обратились к публикациям известных ученых и выписали в записную книжечку определения этого понятия.

В результате получилась вот такая палитра представлений о классном часе:

Классные часы проводятся с различными воспитательными целями:

Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.

Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке.

Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка.

Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности.

Классный час должен быть нерегламентирован временем (он может продлиться от 5 минут до нескольких минут). Не должен быть «привязан» к месту – классной комнате: он может быть проведен в музее, на природе, на улицах города, на квартире у кого-то… Субъектом его проведения необязательно должен быть классный руководитель, это может быть любой работник школы, любой приглашенный, любой одноклассник, это может быть и группа людей (группа студентов, авторский коллектив, творческая группа и т.д.). Могут быть введены и другие правила.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОГО

И ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОГО КЛАССНОГО ЧАСА

Классный час — это форма воспитательной работы классного руководителя, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Классный час выполняет функции: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую.

Если же классный час проводится только для «галочки», то полезней будет сэкономить время — своё и ученика. Но, а если классный руководитель подходит к проведению классного часа неформально, то начинать следует с определения целей и попытаться систематизировать воспитательный процесс, спланировать

просветительскую функцию – расширение информационного поля учащихся о событиях и явлениях, происходящих в стране, в мире, в городе, в семье;

ориентирующую функцию – обсуждение нравственных проблем и нравственных ценностей, которые актуальны для данного возраста;

направляющую функцию – приобретение практического опыта учащимися при обсуждении нравственных и мировоззренческих проблем;

формирующую функцию – развитие у учащихся самооценки и самоконтроля, аналитических умений при обсуждении или иной темы классного часа.

Типы классного часа

. Для классного собрания характерна конкретная совместная деятельность классного руководителя и учащихся.

Классное собрание является высшим органом самоуправления в классном коллективе. Оно может проводиться 1-2 раза в месяц. Классное собрание обсуждает вопросы жизни в детском коллективе, проблемы и конфликтные ситуации, возникающие в классе. Классное собрание учит учащихся общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Результатом классного часа являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.

Классное собрание может быть посвящено:

выбору актива класса;

распределению поручений в классе;

обсуждению результативности деятельности учащихся;

обсуждению итогов внеклассных мероприятий.

Классное собрание может быть как очередным, так и экстренным. Последнее связано с чрезвычайными событиями в коллективе (несчастье в семье учащегося, конфликтная ситуация или инцидент и т.д.). Тематика классных собраний зависит от проблем класса. В начальной школе классное собрание учит младших школьников собранности, ответственности за себя перед другими, перед самим собой, понимать значение коллектива в жизни человека.

В начальной школе классный руководитель учит ребят говорить логично и чётко, слушать своих товарищей и прислушиваться к их мнению, совместно вырабатывать коллективные решения, голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства, доказывать своё мнение и бороться за него, если оно убедительно.

В начальной школе целью классного собрания является не только решение внутренних проблем, но и создание традиций и правил проведения самих собраний.

Классное собрание не должно превращаться в нотацию учащимся. Оно должно быть интересным и необычным. Очень хорошо, если классный руководитель в начальной школе при подготовке собраний использует некоторую ритуальность (определённую музыку, отдельные фразы в начале и в конце собрания и т.д.).

Главным условием результативности собрания в начальной школе является его непродолжительность. В работе с малышами оно должно длиться не более 15-20 минут, иначе ребята просто перестанут слышать педагога и друг друга.

Примерная тематика классных собраний в начальной школе

Права и обязанности школьника.

Что такое поручение?

Как надо вести себя в библиотеке?

Как вести себя в столовой?

Школьный дневник. Как с ним работать?

Режим дня школьника.

Наш класс на перемене.

Как мы выполняем свои поручения?

Домашние задания и как мы к ним относимся.

НОТ школьника и проведение праздника.

Наши читательские умения.

Как мы дежурим в классе и школе.

Наш класс в жизни школы.

Мы переходим в 5-й класс.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

Назначение информационного классного часа сегодня – это формирование политической культуры и коммуникативных умений учащихся, а у младших школьников – принадлежности к событиям и значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города, района, деревни.

Информационный час в школе должен расширять кругозор детей, знакомить их с периодической печатью и извлекать из неё много интересного и полезного для собственного развития, формировать пытливость ума и исследовательские умения учащихся. Информационные часы могут быть тематическими и обзорными.

Читайте также:  Строение молекулы органического вещества можно отобразить следующими способами

Обзорные информационные часы знакомят учащихся с текущими событиями в мире, стране, городе.

Тематические информационные часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, с интересными явлениями и событиями нашей жизни, юбилеями памятных событий в истории страны. В начальной школе такие часы должны быть 20-25 минут. Этого времени достаточно, чтобы ярко, интересно и занимательно обсудить самые значимые события и явления.

1. Информационный час должен быть актуальным и современным.

2. Информация, которую обсуждают ребята, должна быть интересной и занимательной, учитывая возраст учащихся.

3. Информация должна быть всему классу заранее неизвестной.

4. Информация, которую предлагает классный руководитель учащихся, должна быть беспристрастной.

5. Информационный час должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умение сравнивать, обобщать, делать вывод).

Основные формы работы:

Пересказ событий в мире и стране с использованием газетных текстов;

Путешествие по картам и глобусам;

Комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

Просмотр и обсуждение материалов.

Информационный час должен проходить в виде:

Конкурса карикатуристов и плакатистов;

Встреч и экскурсий (типографии, редакции);

Праздников газет и журналов,

Путешествий по времени.

Примерная тематика информационных часов

1. Газеты и журналы нашего дома.

2. Газета нашей школы. Что в ней можно прочитать?

3. Как читать газету. Советы читателей.

2. Редакционная коллегия школы.

3. Путешествие по карте мира.

4. Новые страны на карте мира.

1. «Газетные» профессии.

2. Газеты и журналы для детей.

3. Это интересно знать.

4. Что? Где? Когда?

1. Чем живет планета Земля?

2. Как читать газету.

3. О чём говорят, о чем пишут газеты?

4. Газетное слово в борьбе за мир.

5. Интересные факты из газеты и журнала.

6. Газетные полосы прошлого.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС

Тематический классный час должен демонстрировать младшим школьникам опыт человечества, опыт самосовершенствования людей. Главными темами классных часов для всех четырёх годов обучения учащихся должны стать следующие: семья, родные и близкие люди, одноклассники, государство, в котором живет ребёнок. Вселенная и существование человечества на планете Земля, собственный мир ребёнка, интересы и увлечения, способности и возможности.

Главное назначение классного часа состоит в том, чтобы показать положительный опыт, достижения, возможности людей и стимулировать развитие младших школьников.

Тематические классные часы требуют серьёзной и деятельной подготовки, они могут быть объединены определённой тематикой в течение длительного времени. Тематический классный час должен быть эмоционально насыщенным, его полезно использовать в начале работы над определённой темой и в завершении какой-нибудь темы. Планируя тематические классные часы, целесообразно классному руководителю совместно с детьми определить темы классных часов, которые впоследствии могут стать основой серии различных внеклассных мероприятий , объединённых одной темой.

Предварительное планирование тематических классных часов можно превратить в интересное и увлекательное путешествие или игру. Это можно сделать следующим образом.

Вариант 1. Классный руководитель предлагает учащимся отправиться в страну Знанию, которая только что появилась на карте мира. Страна эта – класс, а все ребята – жители этой страны. Ребятам предлагается дать названия улицам, городам этой страны. Например, переулок Музыкальный, улица Мировых открытий и т.д. Классный руководитель предупреждает учащихся о том, что названия которые мы даем улицам должны в будущем стать темой изучения, разговора, обсуждения. поэтому , называя улицу, переулок, проспект, нужно учитывать свой интерес к данному названию.

Вариант 2. Ребятам 3-4-го классов можно дать возможность подумать и выбрать интересную тему для обсуждения из тех, которые предлагает учитель. Для этого на доске классный руководитель вывешивает различные темы, а учащиеся определяют то, что им интересно. Ребятам можно предложить такие темы: «Разные страны», «Путешествие во времени», «Любимые книжки детства», «Писатели и поэты, которых читают в моей семье», «Страны изучаемого языка», «Учёные и изобретатели мира», «Спортивные и неспортивные рекорды», «Песни в истории моей страны и моей семьи», «Праздники нашего дома», «Кем быть, каким быть?», «Музыка нашего времени и прошлого». Классный руководитель организует выбор учащихся и определяет те темы, которые станут основой будущих классных часов.

Вариант 3. Для определения тематики часов педагог может провести классный час «Что мне интересно». В ходе такого классного часа классный руководитель даёт малышам возможность рассказать о своих интересах, увлечениях, хобби. Ребята с удовольствием рассказывают об интересах и увлечениях своей семьи. Ребята говорят и том, что им хотелось бы узнать на классных часах.

Примерная тематика тематических классных часов

1. Кто я? Какой я?

2. История моей дружбы.

3. Страна, в которой я живу.

1. О чём я мечтаю.

2. День рождения нашей семьи.

3. Красные даты нашего календаря.

1. Я умею, я могу, я хочу..

2. Моя семья — это..

3. Мир вокруг меня. Какой он?

1. Кем я хочу быть?

2. Люди мира и их открытия.

3. Что я чувствую, когда рядом нет родных.

Нравственный классный час

В начальной школе провести нравственный классный час непринято. Ребятам трудно усидеть на месте, трудно слушать нравственные назидания. Поэтому нравственный классный час должен строиться на жизненных ситуациях и реальных жизненных примерах. Подготовка такого классного часа требует серьёзных усилий педагога, умения обращаться с детьми легко, интересно и свободно.

Читайте также:  Способы для соблазнения мужчины

Главные цели классного часа:

Нравственное просвещение учащихся с целью выработки их собственных взглядов, суждений, оценок.

Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта иных поколений.

Критическое осмысление и анализ собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников.

Развитие у учащихся таких качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, учиться прощать и быть прощённым, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

Готовясь к нравственному классному часу, классный руководитель может провести предварительную диагностику нравственного развития учащихся. Для этого можно предложить учащимся обсудить какую-либо нравственную ситуацию. Способность учащихся младших классов анализировать нравственную ситуацию, различать добро и зло, обязательность и ответственность, дают возможно определить тему нравственного классного часа.

Необходимо помнить о том, что нравственный классный час у младших школьников должен проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания, устрашения. Учащиеся должны не бояться говорить о своих проблемах и неудачах, победах и поражениях.

Основой для подготовки нравственного часа у младших школьников могут стать художественные произведения, периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы и класса, художественные фильмы, произведения искусства. Нравственный классный час – это время совместного поиска истины, смысла существования, извлечение урока, который станет стержнем поведения маленького человека во взрослой жизни.

Примерная тематика нравственных классных часов

Источник

Формы и методы проведения классного часа

Формы и методы проведения классного часа.

В наше время перед любым классным руководителем, встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств.
Классные руководители отбирают такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности учащихся того или иного возраста, конкретные условия жизни классного коллектива.

Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Классный час — это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.
Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В младших классах обычно проводятся беседы о трудолюбии и бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др.

Классный час выполняет следующие функции:

Просветительская — Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражение в учебных программах. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.

Направляющая — Призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.

Ориентирующая — Способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.

Формирующая — Формирует у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.

Классные часы разнообразны по содержанию, формам, методам их подготовки и проведения. В зависимости от этого классные часы можно подразделить на четыре типа:

Тип классного часа

Тематический классный час

Нравственный классный час

Интеллектуально-познавательный классный час

Информационный классный час

Сегодня мы более подробно остановимся на нравственном классном часе. Готовясь к нравственному классному часу, учитель может провести предварительную диагностику понимания учащихся нравственных понятий и ситуаций. Например: свобода, добро, зло, долг, честь, право, открытость, любовь…

Материалом для подготовки нравственного классного часа может служить периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы, класса, художественные фильмы, художественная литература.

Главное, чтобы такая встреча не превращалась в назидание и чтение нотаций. Нравственный классный час — это время совместного с учениками поиска истины, смысла собственного существования и взрослого и ребёнка, извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни.

Надо отметить, что нравственный классный час не должен быть частым, чтоб он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса. Для того чтобы классный час был интересен всем учащимся, и у них появилось желание принимать участие в его подготовке, ребятам можно назвать темы классных часов, планируемых в классе. Дать им право участвовать в подготовке и проведении того классного часа, который чем-то более интересен. Результат классного часа очень часто во многом зависит от степени заинтересованности в нем самого классного руководителя. Таким образом, классный час может проводиться в различных формах.

Основными формами и способами проведения классных часов являются.

Беседа (эстетическая, нравственная)
• Диспут
• Встречи с интересными людьми
• Викторины
• Дискуссии
• Интерактивные игры
• Игры-путешествия
• Тренинги
• Создание творческих работ

Читайте также:  Каким способом нужно воспользоваться для остановки капиллярного кровотечения

Методы проведения классных часов классный руководитель выбирает в зависимости от уровня развития коллектива, от особенностей класса, от возрастных особенностей детей.

Беседы . В воспитательной деятельности классных руководителей большое место занимают этические беседы. Они имеют цель обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Повышению эффективности этических бесед способствуют высокий нравственный и культурный уровень классного руководителя, их эмоциональность в подаче материала, умение вызвать учащихся на откровенность, заставить проникнуться доверием к учителю.
Ч итательская конференция. Она помогает не только расширить кругозор школьников, развить у них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности. В ходе читательских конференций обсуждение может принимает дискуссионный характер и конференция перерастает в диспут. Готовясь высказать самостоятельное мнение, дети лучше уясняют и усваивают нравственные принципы.
Приобщение учащихся к искусству . Развитие эстетического вкуса школьников содействуют также экскурсии в музеи, картинные галереи, на выставки, посещение кино и театров.
В целях убеждения используются и нравственные требования к поведению школьников. Требуя, чтобы они хорошо вели себя на уроке и вне школы, уважали старших, были правдивыми и искренними, классный руководитель сообщает им знания о нормах и правилах поведения, обогащает их нравственные представления и понятия. Требования к поведению достигают цели лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой повседневного поведения детей.
Пример . Воспитательная сила примера основана на склонности и способности к подражанию. Не имея достаточных знаний и жизненного опыта, школьники присматриваются к поступкам и действиям окружающих, подражают им, стараются вести себя так, как ведут себя взрослые товарищи. Пример поведения других людей оказывает прямое и косвенное воздействие на воспитанников, стимулирует их стремление к совершенствованию, самовоспитанию и изменению их жизненной позиции.
Воспитательное воздействие при помощи примера — это своеобразное использование наглядности в воспитании. Примеры поведения других людей влияют не только на сознание, но и на чувства воспитанников. Классные руководители широко используют примеры из жизни и деятельности некоторых знаменитостей.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

Метод игровых ситуаций.
Для младших школьников отражением и воспроизведением общественной жизни является игра. Игровые ситуации позволяют легко, увлекательно усваивать на практике правила поведения. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Игровые ситуации проблемно-поискового характера. Уже в самом названии этого метода органично сочетаются два эмоциональных стимула — игровой и проблемно-поисковый. Игра с элементами поиска — занятие, чрезвычайно увлекательное для школьников. Методы убеждения и упражнения максимально сближаются, взаимопроникают; создаётся атмосфера естественного «вхождения» в конкретную ситуацию нравственного содержания. В группу этих методов входят разыгрывание ситуаций разного уровня сложности, в которых школьники должны заметить ошибку или найти выход из сложившегося положения.
Методы воспитывающих ситуаций .
Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и другие. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Создание воображаемых ситуаций нравственного выбора, близких жизненному опыту школьников. Этот приём ценен тем, что позволяет вести заинтересованный разговор на актуальные для школьников темы, связанные с их собственным опытом, их переживаниями. Коллективный анализ ситуации помогает ребятам сделать правильный нравственный выбор в затруднительных, противоречивых жизненных обстоятельствах.
Методы дилемм.
Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость.
Дилеммы может создать любой учитель при условии, что каждая дилемма должна:
1) иметь отношение к реальной жизни школьников;
2) быть по возможности простой для понимания;
3) включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием;
5) предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой?» Такие дилеммы всегда порождают спор в классе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях.

Методы нравственного воспитания должны быть взаимосвязаны с жизнью ребенка.
Только в этом случае их можно взять на вооружение для повышения нравственного воспитания и развития школьников.

Источник

Оцените статью
Разные способы