Способ проведения инвентаризации нематериальных активов

Принципиально новый порядок учета НМА: новые счета, ИТ-инвентаризация, условия контрактов

petrkurga№ / Depositphotos.com

На государственном уровне пристальное внимание обращено на условия создания, приобретения, использования и учета исключительных и неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Пожалуй, самый заметный для учреждений этап проводимой в этом направлении работы – внедрение с 2021 года нового федерального стандарта «Нематериальные активы» и следующие за этим изменения в порядке учета НМА (Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 399-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 103 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 456-ФЗ «О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации».)

Теперь к нематериальным активам относятся все права пользования – и исключительные, и неисключительные. И все они должны учитываться на балансе. Права, полученные в пользование, которые до этого учитывались на забалансовом счете 01, нужно «поднять» на баланс. И балансовых счетов для учета НМА стало больше: в Инструкцию № 157н внесены изменения, которыми расширена аналитика счетов 102 00 «Нематериальные активы», 104 00 «Амортизация», 106 00 «Вложения в нефинансовые активы», 114 00 «Обесценение нефинансовых активов», веден новый субсчет 111 60 «Права пользования нематериальными активами». Соответственно, если исключительное право на НМА принадлежит учреждению, его следует по-прежнему отражать на счете 102 00, а неисключительные права пользования НМА теперь подлежат учету на счете 111 60.

Читайте также:  Опрос как способ статистического наблюдения может быть анкетным

Обратите внимание, что к объектам НМА, учтенным как на счете счете 102 00, так и на счете 111 60, относятся активы со сроком полезного использования более 12 месяцев. Для неисключительных прав определить этот срок по состоянию на 1 января 2021 года должна комиссия по поступлению и выбытию активов, проанализировав условия договоров, по которым учреждение получило соответствующее право пользования. И если оставшийся срок полезного использования определен комиссией как 12 месяцев и менее, «поднимать» такие неисключительные права на балансовый счет 0 111 60 нет оснований – их стоимость должна быть списана с «забаланса» и отнесена на финансовый результат по счету 401 20. Подробнее обо всем этом и пошаговая инструкция по переносу объектов НМА с «забаланса» на баланс, – в нашем специальном Обзоре.

Подчеркнем: основанием как для отнесения или переноса НМА на счет 102 00 или 111 60, так и для списания краткосрочных прав пользования может быть только акт профильной комиссии! К вопросу о том, как и когда комиссия должна заняться этим вопросом, мы еще вернемся.

Важные изменения произошли и в порядке амортизации нематериальных активов. Напомним, до 2020 года включительно для нематериальных активов, по которым невозможно надежно оценить срок полезного использования, то есть НМА с неопределенным сроком использования, в целях определения амортизационных отчислений срок полезного использования устанавливался из расчета 10 лет. С 2021 года подход изменен: НМА с неопределенным сроком полезного использования не амортизируются вообще.

Поэтому по тем НМА, по которым в 2020 она начислялась исходя из 10-летнего срока полезного использования, срок нужно пересмотреть, и если в 2021 году они будут классифицированы как объекты с неопределенным сроком полезного использования, то тогда начисление амортизации по ним следует прекратить. Но для этого нужно четко разобраться с условиями договоров и иных документов, на основании которых получены исключительные права.

Читайте также:  Корвалол способ приема капли

А провести всю работу целесообразно в рамках IT-инвентаризации. Именно при инвентаризации нематериальных активов профильная комиссия сможет принять решения относительно классификации имеющихся НМА, порядка их учета и амортизации. И на федеральном уровне инвентаризация IT-ресурсов уже началась. Инициировало ее Правительство РФ своим распоряжением, в котором рекомендовало и органам власти субъектов РФ организовать и провести инвентаризацию IT-ресурсов в подведомственных учреждениях. Федеральные органы должны отчитаться о результатах IT-инвентаризации в срок до 5 марта текущего года, региональные – до 19 марта.

Такая масштабная инвентаризация всех IT-ресурсов позволит получить исчерпывающий объем сведений для проведения оценки затрат на IT-ресурсы, а также выявить существующие недостатки в их учете и станет отправной точкой для совершенствования учета информационных систем.

А недостатков в учете результатов интеллектуальной деятельности хватает, причем начиная с этапа заключения контракта на создание НМА. От грамотного составления контракта зависит, какими правами на созданный НМА будет обладать заказчик и насколько эффективным будет расходование бюджетных средств на оплату этого контракта. Рассмотрим на примере контракта на создание информационного ресурса, заключенного заказчиком – органом власти в 2021 году:

Кому принадлежит исключительное право на созданный объект?

Кто сможет пользоваться неисключительными правами на объект?

Принадлежность исключительного права не оговорена (по умолчанию)

Прямо прописано, что исключительное право на созданный НМА будет принадлежать заказчику

Источник

Инвентаризация нематериальных активов: порядок проведения, отражение результатов, документальное оформление

В этой статье мы рассмотрим порядок проведения инвентаризации нематериальных активов, кратко разберемся в законных положениях, регулирующих эту сферу, взглянем на правила процедуры и узнаем, каким образом происходит фиксация итогов. А также затронем все смежные вопросы, так или иначе, связанные с данными понятиями.

Суть объекта

Итак, НМА являются коммерческими ценностями компании. Соответственно, они направлены сугубо на получение выгоды. В противном случае они не признаются таковыми, также не имеют материальной формы, они невещественные. Но принадлежат предприятию на законных основаниях. Это может быть как полное авторское право, что фактически стоит приравнять к собственности, так и использование по доверенности на временный срок с ограничениями. Данная категория относится к той части имущества, которая не участвует в обороте. Ведь их реализация происходит не один раз, а постоянно за тот срок, что они находятся в собственности. Многократное получение выгоды – вот основная цель. Поэтому, учет проводится, как инвентаризация внеоборотных активов предприятия.

Но даже при том, что у них нет материальной формы, они все так же подлежат бухгалтерскому учету, итоги которой сохраняются в специальных документах. Разумеется, проверять фактическое наличие обычной сверкой невозможно. Ведь их в физическом мире и нет. Но допустимо выявлять документные основания для их использования, корректность оформления, правильность приема или передачи, возможность реализации в определенный срок и на конкретном географическом участке.

Причем зачастую количество таких объектов вполне способно даже превосходить остальные, соответственно, проверка становится затяжной процедурой. И провести ее без соответствующих знаний, а также подходящего программного обеспечения – крайне затруднительно.

Инвентаризационная опись НМА

Для того чтобы начать процесс, предварительно необходимо уяснить, что же попадает в наше поле зрение.

  • Авторские права. Принято считать, что к ним относится только различные достижения в области культуры и искусства. Художественные произведения, картины, иллюстрации, музыкальные фрагменты или видеоряд. Но список оказывается куда шире. Сюда стоит отнести и программы, различные модели, планы, стратегии, алгоритмы и многое иное. И специфика из культурной легко перерастает в научную.
  • Патенты. Данные права касаются изобретений. То есть, какое-то устройство, механизм, форма, графическая оболочка и многое иное. Ключевое отличие в том, что в данном случае имеет место не сам конкретный результат, например, научная статья. А лишь принцип, который далее используется лишь теми, кому действие позволено законом.
  • Слоганы, наименования, товарные знаки, бренды и схожее. Главная ценность в коммерческой составляющей. А также в ассоциациях, которые люди присваиваются какому-то названию.
  • Репутация проекта, ущемление которой карается по текущему законодательству Российской Федерации.

И это лишь простые объекты. К ним относятся те, использование которых допускается на основании отдельного документа. А вот если одна бумага дает возможность реализации сразу массы патентов, это уже сложные. Которые тоже попадают под опись.

К проверяемым документам, помимо перечисленных, относятся также свидетельства о государственной регистрации и лицензии. Все зависит от того, что необходимо узаконить.

Цель и правила

Фактически инвентаризация основных средств и нематериальных активов – ревизия, но она имеет свои персональные особенности и правила. Которых лучше придерживаться, чтобы провести процедуру максимально корректно.

Как известно, такой метод – это лучший способ контроля сохранности имущества. Постоянно изучать, в порядке ли все правоустанавливающие документы. Вносить их в базу, отмечать их наличие, фиксировать, что сроки эксплуатации еще не истекли. Но все действия выполняются по следующим правилам.

  • Устанавливается определенная периодичность. Количество описей – это компетенция учредителей и руководительского состава, допустима произвольная. Но это если говорить о необязательных мероприятиях. А вот точно проверка должна проводиться как минимум раз в год, перед закрытием ежегодной отчетности. А также в случаях, если ответственные за сохранность сотрудники покинули свои должности, и на их место пришли иные лица. Тот же принцип работает и при смене организационного устройства компании: реорганизации, слиянии или даже ликвидации. Особенно если прекращение деятельности происходит на фоне накопившихся задолженностей, не говоря уже о банкротстве. При выявлении хищения для достоверности также обязательно нужно проводить мероприятие.
  • Проведение ложится на плече специальной комиссии. В ней должны присутствовать определенные звенья, представители бухгалтерии, руководящего состава, эксперты и иные сотрудники. Назначением состава занимается директор или его уполномоченный заместитель. Только так проходит инвентаризация нефинансовых нематериальных активов, пример – помощник руководителя, бухгалтер, специалист по оценке, грузчик и неотъемлемо кладовщик. Или иное лицо, которое несет личную ответственность за сохранность изучаемых ценностей.
  • Еще до начала действия комиссия получает на руки все бумаги, которые зафиксировали принятие, распределение или передачу объектов. Чтобы быть в курсе положения дел, знать, с чем нужно сравнивать.
  • Конечный итог строго фиксируется в двух экземплярах. И это происходит не в конце всего мероприятия, а по завершении рабочего дня. Даже если с утра все возобновится. Отчетность заверяется всеми присутствующими. Подпись ставит и кладовщик, как надзорная инстанция, которая проверяла законность и отсутствие преступного умысла во время мероприятия. Ведь на нем лежат финансовые обязательства в случае утери.
  • При наличии расхождений любого плана, составляется специальная ведомость. Она, как и правоустанавливающий приказ, результаты инвентаризация нематериальных активов за каждый рабочий день, составляет полный отчетный пакет.

Нормативное регулирование

С точки зрения закона, основным регулятором выступает приказ Минфина России. Установлен он был еще 1995 году за номер 49. В нем отображается сам факт необходимости сверки, выдвигается основные определения ключевых понятий. Но конкретный порядок, а также условия не регламентируются. Они были изменены уже в 2007 году. Опять же Минфином, но в ПБУ (положение по бухгалтерскому учету).

Любые отступления от указанных в законе норм свидетельствуют о нарушении. И полученные результаты не считаются истинными, на них недопустимо ссылаться. Если выявлено было нарушение существенного условия, то процедуру нужно провести повторно.

Как проводится

Важное значение имеет порядок проведения инвентаризации, НМА выявленные в результате придется проверять еще раз, если будет нарушение регламент. Поэтому уделим ему пристальное внимание.

Инициация происходит путем реализации приказа по особой форме. Это ИНВ-22. Но она действует не во всех случаях. Она, по сути, формирует новую комиссию, которая будет решать поставленную задачу. Но если все требуемые члены уже существуют в штатном режиме и постоянно занимаются этим делом, то задействуется другой приказ. Это ИНВ-23.

Также порядок касается и кладовщиков или иных ответственных лиц. Помимо непосредственного надзора, они формируют и свою небольшую отчетность. А точнее, заполняют расписки. О том, что конкретный объект был принят на учет, выявлен в ходе проверки. Или списан по истечении эксплуатационного срока. А кроме этого, они заносят все реквизиты бумаг, которые были переданы членам комиссии для ознакомления. И строго отмечают их возвращение на хранение.

Кстати, если до этого ответственным лицам выдавались средства для приобретения определенных товаров как вещественного, так и невещественного характера, а отчетность по реализации не была проведена, она тоже отмечается.

Примечательно, что у комиссии есть и дополнительная цель: принятие решения о том, являются ли проверяемые вещи этими НМА. Соответствуют ли они всем обозначенным в приказе Минфина требованиям, категориям, условиям. И если что-то не попадает под описание, об этом делается соответствующая запись. А сам он исключается из поля зрения при проведении процедуры.

Источник

Инвентаризация нематериальных активов

Инвентаризировать нематериальные активы (НМА) в составе имущества предприятия – задача весьма неоднозначная. Несмотря на общность подходов, инвентаризация НМА существенно отличается от проверки наличия других видов активов, в частности от работы с основными средствами (наиболее часто инвентаризируемыми).

Прежде всего, это обусловлено отсутствием материально-вещественной формы у объектов интеллектуальной собственности, принятых к учету в качестве НМА. Поэтому возникает множество вопросов.

  • каким образом нематериальные активы хранить?
  • кто будет материально-ответственным лицом?
  • как инвентаризировать НМА?

Нематериальный актив после принятия к учету обычно закрепляется за использующим его подразделением, из состава которого назначается ответственный за НМА сотрудник. С точки зрения материально-ответственного лица, необходимо обеспечить сохранность документов и других сведений, позволяющих идентифицировать объект интеллектуальной собственности и подтвердить права предприятия на него.

Ключевые особенности инвентаризации НМА

Инвентаризация НМА может осуществляться в составе общей инвентаризации имущества предприятия. Единственно, потребуются трудозатраты, чтобы сформировать пакет документов, т. к. в базовых версиях бухгалтерских программ (в том числе 1С) инвентаризация НМА не настроена.

Процедура инвентаризации патентов или инвентаризации товарных знаков достаточно проста. Есть охранный документ с государственной регистрацией, подтверждающий права на объект, а процесс создания или приобретения (получения) такого НМА представляет собой стандартную операцию для бухгалтерского учета.

Сложнее выглядит ситуация с инвентаризацией ноу-хау (секретов производства). Конечно, предприятие могло создать ноу-хау в ходе выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, когда в период разработки затраты капитализировались, а результаты выполнения НИОКР признаны положительными. Или ноу-хау могло быть приобретено, после чего объект принят к бухгалтерскому учету по цене затрат и используется в производственной деятельности.

Но что если так называемый результат интеллектуальной деятельности (РИД) существует и способен приносить экономические выгоды, но не учитывается на балансе предприятия?

Подобная ситуация часто возникает, когда создание объекта стало «побочной» деятельностью и не оформлялось в качестве отдельного процесса. Например, сотрудники склада путем многочисленных проб и ошибок усовершенствовали логистику, изменив транспортную цепочку прохождения товаров, которая дала экономию около 20 % от текущих затрат предприятия на склад. Получается, в распоряжении предприятия есть технология, но она не принята к учету и непонятно, сколько она стоит. Вот именно здесь на помощь приходит механизм выявления ноу-хау путем проведения инвентаризации результатов интеллектуальной деятельности.

Преимущества оформления ноу-хау

Особо следует остановиться на льготе по налогу на прибыль, действующей в 2019 году (введена Федеральным законом № 166-ФЗ от 18.07.2017 г.). Льготное налогообложение позволяет предприятиям повышать свою капитализацию за счет выявления результатов интеллектуальной деятельности.

Другими словами, предприятие при постановке на баланс объекта, найденного в виде «излишка» по итогам инвентаризации интеллектуальной собственности, получает внереализационный (прочий) доход, который не облагается налогом.

Изменения в ст. 251 НК РФ действовали в 2018-2019 гг. В настоящее время в Госдуму внесен законопроект по продлению льготы по налогу на прибыль. Гардиум отслеживает развитие ситуации.

Данная мера со стороны государства показывает заинтересованность в создании условий для инновационного развития бизнеса.

Благодаря реализации такого подхода, предприятия могут не только оформить интеллектуальную собственность, но и существенно повысить свою инвестиционную привлекательность и финансовый результат, что рассмотрено в нашей статье «Улучшение финансовых показателей».

Наш практический опыт показывает, что вся процедура оформления (аудит текущей документации и технологических процессов, проведение инвентаризации, техническое описание ноу-хау, введение режима коммерческой тайны, оценка ноу-хау и принятие к учету НМА) занимает около 2-3 недель. Однако для осуществления комплексного проекта по капитализации интеллектуальной собственности без налоговых рисков и в короткие сроки необходимо наличие соответствующих компетенций. Гардиум предлагает своим клиентам как проекты «под ключ», так и выполнение отдельных видов работ. Закажите звонок, и мы подберем оптимальный вариант сотрудничества.

Источник

Оцените статью
Разные способы