Пищевые пластиковые контейнеры: материалы, технологии изготовления и дизайн
Как удобное средство для транспортировки, хранения и приготовления продуктов питания пластиковые контейнеры прочно обосновались в нескольких сегментах рынка. В их использовании происходят постоянные перемены, обусловленные как развитием упаковочных технологий, так и растущими требованиями к применяемым материалам. Все больший спрос на продукты, упакованные в подложки прямоугольной формы – для свежемороженого мяса, птицы, рыбы и полуфабрикатов – предъявляют предприятия розничной торговли, работающие на принципах самообслуживания. В каждом крупном супермаркете теперь есть отдел, где в контейнеры со съемными крышками фасуют готовые салаты и другие блюда. Все больше потребителей обращают внимание на то, можно ли подвергать контейнер разогреву в микроволновой печи. Возможности упаковки во многом определяются особенностями материала и технологии изготовления.
Особенности материалов
В приведенной ниже таблице для сравнения приведены наиболее важные для производителей и потребителей упаковки особенности соответствующих полимеров.
Материал | Прозрачность |
Технология литья под давлением предполагает, что контейнер изготавливается путем затвердевания вязко-текучей пластиковой массы в форме под давлением. Вначале расплав полимера подготавливается в специальном цилиндре, затем впрыскивается в форму, в которой он застывает и охлаждается. После отвержения пластмассы форму размыкают и удаляют изделие. При этом необходимо поддерживать определенную температуру формы, чтобы не было затруднений в ее заполнении. Данный метод позволяет перерабатывать разнообразный ассортимент полимерных материалов, включая вспененные и получать изделия более сложной конфигурации. Производительность литья под давлением гораздо ниже по сравнению с термоформованием, поскольку производственный цикл является более длительным. Отходы формируются в основном в литниковой системе, их объем можно уменьшить, используя современные горячеканальные формы.
Пищевые пластиковые контейнеры отличаются широчайшими возможностями графического оформления, которое выполняется методами флексографии, офсетной и глубокой печати и техникой in mould, использование которых во многом зависит от технологии изготовления контейнера.
Дизайн контейнеров
Пластиковые контейнеры отличаются широчайшими возможностями графического оформления. Возможно осуществить графическое решение без нанесения печати на саму полимерную упаковку, а лишь на этикетку – бумажную или пластиковую, – которая в готовом виде наклеивается на контейнер. Перечислим основные виду печати на пластиковую емкость:
Флексография используется для нанесения печати на рулонный полимерный материал или самоклеящиеся этикетки. При этой технологии между подающим краску валиком и подложкой для печати располагаются два цилиндра – накатный валик из протравленного металла и формный цилиндр с полимерными печатными формами (как правило, из синтетического каучука). Пластиковые клише дешевы, могут быть быстро изготовлены и позволяют быстро перенастраивать оборудование на новую продукцию. Однако недостатком данного метода является недостаточно точная передача деталей, которые могут искажаться при незначительном изменении давления. Многоцветные изображения и полутона обычно формируются из мелких точек, которые заметны при внимательном рассмотрении. При флексографии используются краски низкой вязкости на основе воды или растворителей. Данный метод особенно эффективен при работе с шероховатыми и текстурованными поверхностями, поэтому в применении к дизайну контейнеров, его достоинства в наибольшей мере востребованы в печати самоклеящихся этикеток и красочных наклеек. Обычно флексографию применяют при многотиражной печати – до сотен тысяч и миллионов оттисков, что позволяет существенно снизить издержки на изготовление форм на единицу продукции. В последнее время использование лазерных технологий при изготовлении форм позволили заметно повысить качество флексопечати.
Офсетная печать предполагает, что многокрасочное изображение вначале формируется печатающими элементами на эластичном полотне (цилиндре), который выступает в функции посредника. При этом до соприкосновения с подложкой краски должны сохранять свою влажность. Поэтому часто при офсетной печати используют краски, затвердевающие при нагревании или – более современная технология – под воздействием ультрафиолетовых лучей.
Офсетная печать подразделяется на 2 подтипа – печать с увлажнением и «сухой» офсет. При печати с увлажнением на алюминиевой форме поддерживается баланс между краской и водой. В процессе печать увлажняющий раствор смачивает зерненную алюминиевую поверхность цилиндра и отталкивается от слоя диазосоединений. Гидрофобная краска же не может попасть на смоченную водой поверхность и остается на печатных элементах. Недостатком офсета с увлажнением является невозможность адекватно передавать мелкие детали и точно отражать границы, что является следствием действия сил поверхностного натяжения и вязкости полиграфических красок.
Безводный, «сухой» офсет не предполагает использования увлажняющего раствора за счет специального силиконового слоя, покрывающего пробельные элементы. Благодаря этому упрощается процесс печати, и получается более четкий и контрастный растр. Краски «сухого» офсета отличаются повышенной вязкостью, которую необходимо поддерживать в определенном узком диапазоне, который зависит от небольших колебаний температуры в помещении. Недостатком технологии «сухого» офсета является дороговизна расходных материалов (качество красок и подложки), что значительно увеличивает себестоимость конечной продукции. Однако «сухой» офсет незаменим для печати на пластиковых тубах, на которые изображение передается с высокой точностью, несмотря на неровность поверхности.
Метод глубокой печати (ротогравюра) предполагает создание оттиска с помощью нескольких цилиндров, установленных на ротационной машине. Печатные валы, которых для получения даже не очень сложного дизайна нужно 6-7 штук, требуют сложной технологии изготовления, однако, они выдерживают на порядок больший объем печати по сравнению с пластиковыми клише. Глубокая печать осуществляется при рулонной и листовой подаче. Сначала краску наносят на весь формный цилиндр, а затем удаляют тонкой стальной пластиной так, что пигмент остается только в углубленных печатных элементах. Затем подложка обжимается печатным цилиндром, и краска переходит на ее поверхность. Чтобы ускорить удаление краски, на подложку и форму часто подают напряжение противоположного знака. Глубокая печать применяется для оформления этикеток, оберток, рулонных упаковочных материалов, которые затем нарезаются. Основное преимущество глубокой печати – высокое качество изображения с превосходной передачей градиентов цвета, тонких линий и мелких элементов. При этом на изображении отсутствует зернистость и размытость границ, что открывает дизайнеру большое поле для творчества. Однако дороговизна печатных форм делает данный метод рентабельным только при больших тиражах продукции.
Технология in-mould или «вплавляемая этикетка» применяется, как правило, в случаях, когда необходимо обеспечить высокое качество изображения на поверхностях сложной формы. В качестве основы для такой этикетки используются пленки из традиционных материалов – PE, PP, PS, PET. Столь же привычны и методы печати на основе – офсет, флексография, ротогравюра. Однако принципиальной особенностью этикеток in-mould является сам способ прикрепления этикетки – в готовом виде она вплавляется в контейнер в момент формования. Метод in-mould сочетается с рядом технологий изготовления контейнеров – термоформовка, литье под давлением, выдув в пресс-форму. Особенности технологии накладывают определенные технические ограничения. Во-первых, высеченная этикетка должна иметь очень ровную кромку реза. Кроме того, в контурах этикетки не должно быть острых углов. В процессе нанесении этикетки особое значение имеет момент ее позиционирования, которое осуществляется либо при падении этикетки под действием собственной тяжести (это требует большой осторожности, так как малейшее движение воздуха может вызвать брак) или с помощью специального механического манипулятора. Также важно правильным образом зафиксировать этикетку в пространстве формы, для чего применяют механический, вакуумный и электростатический методы. Первый из них предполагает фиксацию этикетки с помощью держателей. Ваккумный метод, при котором она удерживается сжатым воздухом, получил большее распространение. Наиболее перспективный метод – фиксация с помощью статистического электричества: этикетка удерживается подаваемым через электрические контакты разрядом. При этом на ней не остается следов, появляющихся на месте откачки воздуха при вакуумном методе.
Unipack.Ru
Смотрите также по теме «Пищевые пластиковые контейнеры: материалы, технологии изготовления и дизайн»:
Источник