Способ производства формационного подхода

Лекция 2

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИИ

1. Содержание и структура экономической системы общества.

2. Формационный подход: понятие способа производства.

3. Развитие цивилизационного подхода в характеристике экономических систем. Теории индустриального развития общества.

4. Виды современных экономических систем.

1. Содержание и структура экономической системы общества.

Экономика – сложное системное образование. Если рассматривать ее как некоторую целостность, состоящую из множества компонентов, то она предстанет как экономическая система.

Экономическая система общества – это сложная упорядоченная совокупность экономических элементов, взаимодействие которых обеспечивает материальные условия жизнедеятельности общества.

Свойства экономической системы как целого не тождественны простой сумме свойств входящих в нее структурных элементов. Появляется новое качество, новые свойства. Система всегда находится в развитии и обладает определенными свойствами: целостностью, упорядоченностью, стабильностью, изменчивостью, устойчивостью, подвижностью, противоречивостью.

Экономическая система общества состоит из более мелких экономических систем – государственного сектора, домохозяйств, предприятий.

Государственный сектор – это предприятия, организации, управленческие структуры, организующие и регулирующие экономическое развитие общества.

Домохозяйство – малая система, которая представляет владельцев ресурсов (в первую очередь трудовых) и потребителей в рамках семьи.

Предприятия (фирмы) – малая система, в рамках которой создаются экономические блага и услуги с помощью определенных ресурсов.

Основу любой экономической системы составляет производство. Производство всегда осуществляется в общественной форме, так как изолированно от общества человек производить не может – ему понадобятся сырье, материалы, орудия труда, изготовленные другими людьми. Вместе с тем продукт труда человека также предназначен для других людей, для общества. Отношения, которые складываются между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг называют производственными отношениями.

Для стабильности экономической системы общества необходимо, чтобы производство, распределение, обмен и потребление плавно перетекали друг в друга. Постоянное возобновление процесса производства означает воспроизводство. Выделяют три основных вида воспроизводства:

простое воспроизводство – производство благ на протяжении определенного периода времени осуществляется в неизменном объеме;

суженное воспроизводство – с течением времени объемы производства сокращаются;

расширенное воспроизводство – с течением времени объемы производства возрастают.

Экономическая система общества существует не обособленно, а в тесной связи с другими сферами общественной жизни.

2. Формационный подход: понятие способа производства.

Современный мир характеризуется наличием самых разнообразных экономических систем, каждая из которых сформировалась в процессе длительного исторического развития. Их можно сгруппировать, т.е. классифицировать, взяв за основу какой-либо критерий. Рассмотрим некоторые классификации экономических систем, построенные на разных подходах.

Формационный подход характерен для марксистской теории. В соответствии с формационным подходом экономические системы принимают образ пяти способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический. Способ производства выступает в виде совокупности производительных сил и производственных отношений.

К производительным силам относятся рабочая сила и средства производства. В последнее время в производительные силы стали включать и науку. Средства производства, в свою очередь, состоят из средств труда и предметов труда. Средства труда представляют собой комплекс вещей или предметов, при помощи которых человек трудится, производит материальные блага. Это – энергия, машины, механизмы (от простого молотка до ЭВМ). Предметом же труда является то, на что направлен человеческий труд, т.е. из чего производятся материальные блага. Это сырье, материалы.

В других теориях, в том числе современных западных, производительные силы выступают как факторы производства:труд – земля — капитал – предпринимательская способность. Прослеживается следующее соответствие между ними и упомянутыми выше производительными силами.

Труд (рабочая сила) есть расходование физической, нервной и умственной энергии человека с производственной целью и являетсяпервым и главным фактором любого производства.

Средства производства, будучи производительными ресурсами, которые создаются и накапливаются людьми, в западной экономической науке называются капиталоми представляют собойвторой фактор производства.

Необходимо заметить, что и сам труд, и средства труда, и предметы труда не могут существовать без природы и ее ресурсов, главным из которых является земля. Она выступает и как главное средство труда, и как главный предмет труда. Вне земли и без земли организовать какое-либо производство невозможно, а значит, одновременно (выражаясь западной терминологией), она является итретьим фактором производства.

Читайте также:  Домашний способ отбеливания кожи

Степенью развития производительных сил наиболее существенно и полно характеризуется степень развития общественного производства. Но производительные силы – это лишь одна сторона общественного производства. Другая его сторона – производственные отношения. Производственные отношения возникают в процессе производства между людьми, стоящими по разные стороны собственности на средства производства (или, в более современной трактовке, на факторы производства). Суть производственных отношений – это отношения собственности. Собственник наименее доступного на данный момент фактора производства занимает положение преимущественное, даже господствующее, и может диктовать свои условия производства собственникам других менее ценных факторов.

Определенно можно сказать, что если производительные силы являются содержанием общественного производства, то производственные отношения есть общественная форма, в которой осуществляется это производство. Именно поэтому одним из важнейших законов общественного развития является закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Несоответствие ведет к нестабильности системы, которая рано или поздно перерастает в следующую систему, где уровень эффективности производства будет более высоким.

Производительные силы развиваются последовательно и неумолимо, и с течением времени им становится тесно в установившейся на данный момент оболочке производственных отношений. Например, за исторический период рабовладельческих производственных отношений степень развития производительных сил возросла значительно, но раб не был заинтересован эффективно работать ни при более, ни при менее совершенных средствах производства. Производственные отношения сменились на более соответствующие тому уровню развития производительных сил, который установился на тот момент (феодализм).

Производственные отношения являются основными или базисными отношениями в обществе. Но отношения между людьми не исчерпываются производственными или экономическими. Общество пронизывается во всех направлениях и другими отношениями: семейными, юридическими, национальными, культурными, религиозными, политическими и другими, носящими в своей совокупности название надстройки общества. Базис (экономический строй) и надстройка находятся в единстве, во взаимосвязи. Базис общества определяет его надстройку, задает направление развития. Но их единство заключается в том, что со временем надстройка все более и более влияет на базис и определяет параметры его развития и совершенствования.

Данный подход, как и любой другой, имеет свои достоинства и недостатки. С помощью формационной теории история человечества предстает в виде логической системы, а не хаоса фактов. Ограниченность же этого подхода в его применимости в основном к Западной Европе. Поэтому он не имеет всеобщего значения. Именно это привело к тому, что в последнее время возрос интерес к другому, цивилизационному, подходу в изучении экономических систем.

Источник

Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества

Общественное развитие – сложный процесс, поэтому его осмысление привело к возникновению различных подходов, теорий, так или иначе объясняющих историю возникновения и развития общества. Существует два основных подхода к развитию общества: формационный и цивилизационный.

1. Формационный подход к развитию общества.

Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.

В чём же выражается зависимость производственных отношений от формы собственности на средства производства? Возьмём для примера первобытное общество. Средства производства там являлись общей собственностью, поэтому и трудились все сообща, а результаты труда принадлежали всем и распределялись поровну. Напротив, в капиталистическом обществе средства производства (земля, предприятия) находятся в собственности частных лиц — капиталистов, поэтому и производственные отношения другие. Капиталист нанимает рабочих. Они производят продукцию, но распоряжается ею тот самый владелец средств производства. Рабочие только получают зарплату за свой труд.

Читайте также:  Электрографический способ печати признаки

Как же идёт развитие общества согласно формационному подходу? Дело в том, что существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.

Например, при феодальной общественно-экономической формации (феодализме) производственные отношения следующие. Основное средство производство – земля – принадлежит феодалу. Крестьяне за пользование землёю выполняют повинности. Кроме того, они лично зависят от феодала, а в ряде стран были прикреплены к земле и не могли уйти от своего господина. Тем временем общество развивается. Совершенствуется техника, зарождается промышленность. Однако развитие промышленности сдерживается практически отсутствием свободных рабочих рук (крестьяне зависят от феодала и не могут уйти от него). Низка покупательная способность населения (в основном население состоит из крестьян, у которых нет денег и соответственно возможности приобретать различные товары), а значит, нет большого смысла увеличивать промышленное производство. Получается, что для развития промышленности необходимо заменить старые производственные отношения новыми. Крестьяне должны стать свободными. Тогда у них появится возможность выбора: или по-прежнему заниматься сельскохозяйственным трудом или, например, в случае разорения, наняться на работу на промышленное предприятие. Земля должна стать частной собственностью крестьян. Это позволит им распоряжаться результатами своего труда, продавать произведённую продукцию, а на полученные деньги приобретать промышленные товары. Производственные отношения, при которых существует частная собственность на средства производства и результаты труда, используется наёмный труд – это уже капиталистические производственные отношения. Они могут установиться либо в ходе реформ, либо в результате революции. Так на смену феодальной приходит капиталистическая общественно-экономическая формация (капитализм).

Как отмечалось выше, формационный подход исходит из того, что развитие общества, различных стран и народов идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. В основе этого процесса лежат изменения, происходящие в сфере производства. Сторонники формационного подхода считают, что ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.

У формационного подхода есть свои недостатки. Как показывает история, далеко не все страны вписываются в ту “стройную” схему, которую предложили сторонники этого подхода. Например, во многих странах не было рабовладельческой общественно-экономической формации. А что касается стран Востока, то их историческое развитие вообще было своеобразным (для решения этого противоречия К. Маркс придумал понятие “азиатский способ производства”). Кроме того, как мы видим, формационный подход под все сложные общественные процессы подводит экономическую основу, что не всегда корректно, а также отодвигает роль человеческого фактора в истории на второй план, отдавая приоритет объективным законам.

2. Цивилизационный подход к развитию общества.

Слово “цивилизация” происходит от латинского “civis”, что означает “городской, государственный, гражданский”. Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию “silvaticus” – “лесной, дикий, грубый”. В дальнейшем понятие “цивилизация” приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.

На сегодня существует около 200 определений этого понятия. Например, Арнольд Тойнби (1889 – 1975), сторонник теории локальных цивилизаций, называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. А Освальд Шпенглер (1880 – 1936), основоположник культурологического подхода к историческому процессу, считал, что цивилизация – это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества.

Читайте также:  Каким способом распространяется желтая акация

Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности.

Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.

Так, видный американский социолог, экономист, историк ХХ века Уолт Уитмен Ростоу создал теорию стадий экономического роста. Таких стадий он выделял пять:

  • Традиционное общество. Существуют аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
  • Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития.
  • Стадия “сдвига”. Происходят промышленные революции, за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования.
  • Стадия “зрелости”. Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность городского населения.
  • Эра “высокого массового потребления”. Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.

Теории локальных (локальный с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.

Локальные цивилизации – это своего рода элементы, составляющие общий поток истории. Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д. Каждый из этих компонентов несёт на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, “ядро”, благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой.

Один из основоположников теории локальных цивилизаций Арнольд Тойнби считал, что история – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др.

Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на этот вызов; деятельность великих людей, талантливых, “богоизбранных” личностей.

Существует творческое меньшинство, которое ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. В то же время инертное большинство склонно “тушить”, поглощать энергию меньшинства. Это ведёт к прекращению развития, застою. Таким образом, каждая цивилизация проходит через определённые этапы: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процесса.

В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно.

Источник

Оцените статью
Разные способы