Формационная типология культур
Вы будете перенаправлены на Автор24
История вопроса
Формационная типология культур господствовала в отечественной науке достаточно долгое время. Согласно такой классификации история подразделяется на эпохи, которые принято трактовать в качестве определенных общественно-экономических формаций. В основании данной типологии лежит утверждение, что надстройку, одним из элементов которой является культура, определяет способ производства. Изменение способа производства влечет за собой изменение формация в целом и содержания ее культуры в частности, то есть, изменение характера связей между элементами культуры, их качественного состава, особенностей трансформации ее функций и роли в структуре духовных ценностей и т.п. Это дало возможность вывести то, что культурный тип одинаков с типом общественно-экономической формации. Соответственно в истории культуры человечества определены следующие типы культуры:
- первобытный,
- рабовладельческий,
- феодальный,
- капиталистический,
- комунистический.
Сторонники этой типологии считают, что всемирная история, от первобытного общества до капиталистического, – это лишь предыстория человечества.
И духовная жизнь, и культура самостоятельного значения в эту эпоху не имеют из-за особенностей индивидуально и общественной жизни, они зависят от способа создания и воссоздания членами социума своей материальной жизни. В каждом общества материальное производство развивается в определенной преемственности: общинное производство, азиатский способ производства, производство мелких производителей-собственников, наемный труд. Наиболее эффективной и универсальной становится капиталистическая форма, а это постепенно человечество подходит к последовательному переходу из доистории в историю, от необходимости к свободе.
Суть формационной типологии
Формационная типология была дополнена классовой типологией культур, которая предполагала, что каждый класс антагонистических формаций (рабовладельческой, феодальной и капиталистической) был создателем своего особого типа культуры. Так же, как их создатели, – рабы и рабовладельцы, феодалы и зависимые крестьяне, буржуазия и пролетариат, эти культуры противостояли друг другу
Готовые работы на аналогичную тему
На самом деле культуры, которые связаны с формой существования различных классов и их специфическими интересами, были определены в качестве самостоятельных, особых вариантов культуры, приводящих к культурному разрыву в целом. Подобный подход предполагал, что при анализе любого культурного явления следует начинать с отнесения его к определенному классу, к определенной системе ценностей, а история культуры рассматривалась в виде борьбы двух тенденций, противопоставления двух культурных типов – прогрессивного, который отражал интересы класса трудящихся, и консервативного, стоящего на защите интересов класса эксплуататоров. Явления и факты культуры, не поддающиеся такой односторонней интерпретации, например, творчество некоторых писателей, религиозные взгляды людей, различные проявления национального и этнического самосознания либо просто не рассматривались, либо трактовались односторонне, либо представлялись как колебание между двумя основными линиями в культуре. Последнее наиболее ярко проявляется при характеристике творчества деятелей искусства.
Формационная типология культур, таким образом, отражает тенденцию рассматривать ход истории и культуры как развитие такой революционно-демократической линии, которая представлялась как единственно возможная, в основе которой лежит теория и практика марксизма-ленинизма. Такая классификация рассматривала развитие культуры с точки зрения борьбы классов, что, безусловно, очень сильно искажает действительность, потому что в этом случае изучение сложнейшего культурного целого сводится к анализу только одного, хоть и достаточно важного (классового) аспекта.
Источник
2. Формационная типология культур
Долгое время в нашей отечественной науке господствовала формационная типология культур, в соответствии с которой история человечества разделялась на определенные общественно-экономические формации. Данная типология основывается на утверждении, что способ производства (экономический базис) определяет содержание культуры той или иной общественно-экономической формации. В соответствии с этим в культурной истории человечества выделяются первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический типы культуры.
По мнению сторонников этой типологии, реальная всемирная история, начиная с первобытного и кончая капиталистическим обществом, — всего лишь предыстория человечества. Культура и духовная жизнь в эту эпоху не имеют самостоятельного значения, поскольку особенности жизни человека и общества обусловлены способом производства и воспроизводства людьми своей материальной жизни. Материальное производство каждого общества развивается в следующей последовательности: общинное производства, азиатский способ производства, производство мелких производителей- собственников, наемный труд. Все эти способы производства являются только лишь предысторией человечества. Капиталистическая форма производства становится постепенно универсальной и наиболее эффективной, что приводит человечество к переходу из доистории в историю.
Культура считалась производным фактором от экономических отношений в обществе, от господствующей формы собственности. В рамках данного подхода формационная типология дополнялась классовой типологией культур, в соответствии с которой каждый класс антагонистических формаций создавал свой тип культуры. При таком подходе анализ любого явления культуры начинался с его отнесения к одному из классов, к той или иной системе ценностей. История культуры в таком варианте предстает как борьба двух тенденций, двух типов культур — прогрессивной, выражающей интересы трудящегося класса, и консервативной, защищающей интересы эксплуататорского класса.
3. Цивилизационная типология культур
К середине XIX в. в культурологии появилась новая типология культур, которая основывалась на идее одновременного сосуществования в истории замкнутых культурных типов, порождаемых многообразием природно-климатических зон на Земле. Особенности природных условий и климата в каждой из них в значительной мере определяют возможные и наиболее эффективные способы выживания, жизнеобеспечения, добывания продуктов, строительства жилья, покроя одежды и т.д. Все эти особенности в своей совокупности неизбежно определяют общую социальную организацию обществ, тип взаимоотношений между его членами, их мировоззрение, мифологию и т.д., то есть общий тип культуры.
Сообщества, оказавшиеся в одинаковых природно-климатических условиях, смогли выработать одинаковые приемы адаптации к ним и поэтому могут рассматриваться как более или менее однотипные по своим основным характеристикам. Они получили название культурно-хозяйственных типов.
Существование различающихся по своим характеристикам культурно-исторических типов является прямым доказательством того, что не существует единой истории человечества, она представляет собой смену этих типов, каждый из которых живет своей собственной, обособленной жизнью. Любой культурно-хозяйственный тип — это отдельная цивилизация, не сводимая к другим и не выводимая из других. Каждый самобытный культурно-хозяйственный тип эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него к цивилизации.
Основоположниками данной типологии принято считать Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера, которые резко критиковали традиционную для европейской науки схему исторического развития: Древний мир — Средние века — Новое время, отвергали противопоставление Восток — Запад, считали необходимым преодоление европоцентризма в понимании культурно-исторического развития человечества.
Однако свое широкое влияние и распространение данная типология получила в культурологии и социологии ХХ в. В этот период наиболее известными стали сочинения А. Тойнби и социолога П. Сорокина. Тойнби представил историю как совокупность куль турно-цивилизационных типов, различающихся между собой господствующими в них видами религии. По его мнению, историю каждой отдельной культуры можно понять не из самой себя, а лишь в сопоставлении с историей других культур. Поэтому основным предметом исследования должно быть не отдельное государство или человечество в целом, а цивилизация, которая не тождественна обществу, поскольку более продолжительна по времени, территории и многочисленна по количеству населения.
Цивилизация является основой культурно-исторической типологии, своеобразной ее единицей и первичным элементом. Тойнби сначала выделил 21 цивилизацию, которые отличаются между собой происхождением и степенью обособленности. В ходе его дальнейших исследований количество выделенных им цивилизаций достигло 37, которые составили развернутую типологическую карту культурной истории человечества.
Проблема типологии культур рассматривалась П. Сорокиным во взаимосвязи с проблемой динамики культуры. Обе проблемы он рассматривает в контексте культурной истории человечества. В своих исследованиях Сорокин исходит из того, что культура есть не конгломерат разнообразных явлений, а системное образование, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают доминирующую ценность данного типа культуры. Именно доминирующая ценность и определяет тот или иной тип культуры. В зависимости от ценностей существуют три исторических типа культуры: идеациональный, чувственный и идеалистический. Таким образом, Сорокин предлагает свой классификационный принцип и особую терминологию для обозначения выделенных им типов культур, стремясь подвести под свою типологию единое классификационное основание — соотношение в культуре материального и духовного начал.
Источник
Формационная типология культур
Формационная типология культур долгое время господствовала в советской науке, в соответствии с которой история разделялась на эпохи, которые трактовались как определенные общественно-экономические формации. Данная типология основывалась на утверждении, что способ производства определяет надстройку, элементом которой является культура. С изменением способа производства изменялись формация в целом и содержание ее культуры – качественный состав элементов культуры, характер связей между ними, трансформировались ее функции, роль в системе духовных ценностей и т.п. Отсюда делался вывод, что тип культуры совпадает с типом общественно-экономической формации. В соответствии с этим в культурной истории человечества выделялись типы культуры первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический.
По мнению сторонников этой типологии, реальная всемирная история, начиная с первобытного общества и кончая капиталистическим, – всего лишь предыстория человечества. Культура и духовная жизнь в эту эпоху не имеют самостоятельного значения, поскольку особенности жизни человека и общества обусловлены способом производства и воспроизводства людьми своей материальной жизни. Материальное производство каждого общества развивается в следующей последовательности: общинное производство, азиатский способ производства, производство мелких производителей-собственников, наемный труд. Капиталистическая форма производства постепенно становится универсальной и наиболее эффективной, что приводит человечество к переходу из доистории в историю, из царства необходимости в царство свободы.
Формационная типология дополнялась классовой типологией культур, в соответствии с которой каждый класс антагонистических формаций (рабовладельческой, феодальной и капиталистической) создавал свой тип культуры. Эти культуры противостояли друг другу так же, как их создатели, – рабы и рабовладельцы, феодалы и зависимые крестьяне, буржуазия и пролетариат.
По сути культуры, действительно связанные со специфическими интересами и образом жизни различных классов, возводились в самостоятельные, особые варианты культуры, что приводило к разрыву культуры в целом. При таком подходе анализ любого явления культуры начинался с ею отнесения к одному из классов, к той или иной системе ценностей, а история культуры представала как борьба двух тенденций, двух типов культур – прогрессивной, выражающей интересы трудящегося класса, и консервативной, защищающей интересы эксплуататорского класса. Те явления и факты культуры, которые не поддавались такой односторонней интерпретации: творчество каких-то писателей (Л. Толстой и М. Горький в России), религиозные взгляды, проявления этнического и национального самосознания, либо трактовались односторонне, либо просто замалчивались, либо (это касается творчества деятелей искусства) рассматривались как колебание между двумя основными линиями в культуре.
В рамках этого подхода к анализу культуры сложилась тенденция представлять ход истории и культуры как развитие генеральной революционно-демократической линии, которая изображалась как единственно правильная, ведущая к теории и практике марксизма-ленинизма. При этом определяющим был подход к культуре с точки зрения борьбы классов, что очень сильно огрубляет действительность, сводя изучение сложнейшего культурного целого к анализу одного, пусть и достаточно важного (классового) аспекта.
Источник
Культурология
Тема 3 Типология культуры
1. Понятия «типология».
2. Типология культуры отдельных исследователей.
3. Общепринятые типы культуры.
Буддизм, ислам, классификация, конфессии, конфуцианство, культурно-исторический тип, тип, типология, христианство, цивилизация, этнос.
Вебер М., Данилевский Н.Я., Морган Л., Конфуций, Сорокин П., Тойнби А., Шпенглер О.
Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа.
Типологию культуры следует отличать от классификации. Последняя предполагает наличие устойчивых, общепринятых характеристик культуры, которые исследователь не вправе менять по своему усмотрению. Например, это может быть деление культур по стилям в искусстве: готическая культура, культура барокко, культура классицизма и другие. Типология культуры, напротив, достаточно условна, ее создает сам исследователь. Поэтому типология культуры может быть и общеизвестной, и оригинальной.
В культурологии различают следующие типы культуры: кровнородственные; этнические и национальные; социальные; природнохозяйственные; региональные; конфессиональные; конкретноисторические и др.
Рассмотрим некоторые примеры оригинальных и общепринятых типологий культур.
Типология М.Вебера (1864-1920).Он предложил для типологизации культур сравнивать их с абстрактными идеальными типами.
Общество, где господство обусловлено рациональными интересами подчиняющихся и господствующих, – рациональный тип культуры. Этому типу соответствует правовой тип государства, в котором население подчиняется закону, а не авторитету.
Общество, в котором господство основано на традициях, – традиционный тип культуры. Этому типу соответствует патриархальная общность, где господство основано на святости существующих обычаев и традиций.
Общество, в котором господство связано с эмоциональным восприятием власти, – эмоциональный тип культуры. Этот тип господства М. Вебер назвал «харизматическим», т. к. люди в таком обществе увлекаются и вдохновляются идеями сильных личностей, обладающих определенными качествами – харизмой. По мнению Вебера, харизмой обладали основатели мировых религий (Будда, Иисус Христос, Мухаммед), великие полководцы, основатели мировых империй (Александр Македонский, Чингисхан, Цезарь, Тамерлан, Наполеон), выдающиеся политики (Авраам Линкольн, Петр Великий, Наполеон).
Типология П. Сорокина (1889-1968). Разделяя теорию духовной элиты, он подчеркивал неразрывную связь общественных явлений и культурных процессов. Исторический процесс представлялся ему циклической сменой перетекающих друг в друга типов культур. Сорокин выделял три типа культуры:
– чувственный, в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности с утилитарной точки зрения, т.е. преобладает «истина чувств» и «истина наслаждений»;
– идеациональный, где преобладают сверхчувственные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу, Идее, т.е. «истина веры», самоотречения;
– идеалистический, представляющий синтез первых двух, где чувство уравновешивается интеллектом, вера – наукой.
Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, общественных отношениях, преобразование и смена которых сопровождается кризисами, войнами и революциями.
Типология культур Н.Я. Данилевского. В работе «Россия и Европа» Н.Я. Данилевский (1822-1885) обосновал существование так называемых культурно-исторических типов, которые, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и окружающей средой; проходят естественные стадии возмужания, старения и неизбежной гибели. Автор выделяет четыре стадии их исторического самопроявления: религиозный, культурный, политический и социальноэкономический. С точки зрения Данилевского, ход истории выражается в смене культурно-исторических типов. Существование единой мировой культуры им отрицается. Все самобытные цивилизации автор разделил на три группы:
– положительные (египетская, греческая, римская, романогерманская и др.), содействующие историческому прогрессу человечества;
– отрицательные (гунны, монголы, турки) – те, которые «помогают» погибнуть стареющим цивилизациям;
– начинающие развиваться цивилизации, служащие чужим интересам (финны и др.) – эти цивилизации не сыграют никакой роли в истории человечества, т.к. они войдут в состав других цивилизаций в качестве этнографического материала.
Типология культуры О. Шпенглера. (1880-1936). В книге «Закат Европы» он выстраивает свою типологию культуры на признании изолированности всех культур и сходстве лишь логики их изменения, по которой каждая индивидуальная культура неожиданно рождается, расцветает и умирает. Культуры развиваются циклично и примерно за 1000 лет проходят в своем развитии три фазы: мифосимволическую, метафорико-религиозную и цивилизационную. Смерть каждой культуры и ее изолированность от других культур не могут обеспечить единства культурной и в целом исторической жизни человечества. Согласно его точке зрения культурный диалог невозможен.
В этом плане О. Шпенглер выделяет 8 типов культур, достигших своего завершения: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная (греко-римская), арабская, западноевропейская, майя. На стадии возникновения, по его мнению, находится русскосибирская культура.
Типология культуры А. Тойнби (1889-1975). Он автор 12-томной работы «Исследование истории». А. Тойбни видел историю как существование «локальных цивилизаций», своеобразных независимых миров. Его типология включает 21 цивилизацию, причем сегодня остались существовать семь: 1) западная, 2) православная, 3) индуистская, 4) китайская, 5) дальневосточная (Корея и Япония), 6) иранская, 7) арабская. Каждая цивилизация, подобно живому организму, проходит стадии возникновения (генезиса), роста, зрелости и увядания. Наиболее важны в жизни цивилизации политика, культура и экономика.
Кровно-родственные типы. Эти культурные типы являются наиболее древними, т. к. представляют собой первую форму групповой солидарности. Степень солидарности зависит от степени близости их кровного родства. Этим определяются и все формы поведения одного человека по отношению к другому.
Кровнородственные типы культуры, как в древности, так и сейчас обладают спецификой жизненного уклада, различаются по образу жизни, по оценочным установкам.
В индустриальном обществе семейные отношения складываются иначе, чем в обществе патриархального типа: иные взаимоотношения между возрастными группами, разный характер соподчиненности между мужем и женой. Возникновение моногамной семьи характеризует определенный уровень развития общества. В то же время состав семьи – моногамия или многоженство – позволяет определить принадлежность данного общества к тому или иному типу религиозной культуры, хотя здесь большую роль играет и государственное законодательство. Важное значение имеет характер наследования детьми этнической принадлежности в смешанных семьях: у некоторых народов национальность определяется по матери, у других – по отцу.
Этнические и национальные типы культуры. Основанием для данной типологии является принадлежность исследуемой культуры к тому или иному этносу или нации. В основе социальной солидарности культурных систем подобного типа лежит опыт совместного проживания большой группы людей на единой территории, необходимость обороны от общих врагов, а также схожесть хозяйственной деятельности. На этой базе складываются общий язык, обычаи, нравы, способы хозяйствования, мифологические и религиозные представления, территориально-соседская солидарность, специфика быта, что и формирует единую этническую культуру.
Этнос понимается как исторически возникший и устойчивый вид социальной группировки людей, представленный племенем, народностью и нацией. Понятие «этнос» в этнографическом значении близко к понятию «народ». Народ может состоять из одного или многих этносов, а также отражать обособленные единицы в самом этносе. Так, русский, украинский, белорусский, болгарский и некоторые другие этносы образуют славянскую этническую общность, славянский народ. Камчадалы, ижора выражают этническую специфику внутри русского народа.
Национальный тип культуры представляет собой чрезвычайно трансформировавшийся вариант этнической культуры. Национальные типы появляются с возникновением буржуазных наций. Эти типы объединяет кроме этнических признаков еще и экономический интерес. Национальный тип культуры стремится к государственному объединению. В нем смешиваются самые различные основания для интеграции людей, но в основе их организации остается национальное государство.
Государство стандартизирует основные символические составляющие культуры (объявляет государственным язык, организует границы проживания своего населения, конкретизирует моральные нормы в законах и указах и т. д.). В то же время государство способствует уживаемости различных культурных аспектов. Например, в одном государстве могут уживаться разные религии, противоположные мировоззрения, разные стили одежды, способы кулинарии, т.е. в национальных типах культуры доминирующим остается принцип территориально-соседской солидарности.
Социальные типы культуры. Самые крупные социальные типы культуры – это массовая и элитарная культуры.
Природно-хозяйственные типы культуры. Основанием для подобной типологии является разница природных факторов, повлиявших на формирование основного вида деятельности человеческого общества. Особенности природных условий и климата в существенной мере диктуют людям возможные, допустимые и наиболее эффективные способы выживания на ландшафте, жизнеобеспечения, конструкции орудий труда, строительства жилищ, покроя одежды, особенности образа жизни. Схожие природные условия создают идентичные элементы материальной и духовной культуры. Поэтому общества, складывающиеся при одинаковых природных условиях, можно считать однотипными.
Например, в человеческих обществах, проживающих на равнинах с большим количеством пресной воды, основной формой жизнеобеспечения становится земледелие. Отсутствие необходимости строить сложные ирригационные сооружения определяет характер социальных взаимоотношений: в таких обществах рабство практически отсутствует, основным производителем становится крестьянин, постепенно закабаленный складывающимся феодальным сословием. В обществах, основанных на ирригационном земледелии, довольно развитая рабовладельческая система. У земледельческих обществ в языческий период их существования складывается вера в однотипных богов. Да и при переходе к монотеизму эти общества выбирают одну религию.
Скотоводческие общества, как правило, более воинственны, чем земледельческие, т. к. им требуются все новые и новые пастбища. Земледельцы же, напротив, освоив пригодную для своего хозяйства территорию, не хотят ее покидать, самоотверженно защищают ее от врагов. Так постепенно складывается определенный менталитет общества.
Региональные типы культуры. Для этой типологии основанием служит территориальное расположение, повлиявшее при формировании культуры на мировоззренческие установки, общественноэкономические и политические структуры. В данном случае уместно говорить о крупных регионах, намного превосходящих одно государство или один этнос. Например, такими регионами могут быть: Средиземноморье, Тихоокеанский бассейн, Центральная и Западная Европа, Средняя Азия и другие.
Региональными типами культуры являются:
– культура региона речных цивилизаций древности, ограниченная бассейнами больших рек;
– культура морских цивилизаций – имеется в виду культура государств, расположенных на берегах Средиземного моря;
– культура океанических цивилизаций, которая развивается с открытия Х. Колумбом Америки, и центрами культурного развития становятся страны, расположенные на побережье Атлантического океана.
По региональному типу можно разделить культуры на восточные и западные. Деление на «Восток – Запад» позволяет определить особенности методов и способов познания мира, ценностных ориентаций, охарактеризовать политические институты и экономические структуры, выделить основные черты в искусстве.
Западный тип культуры предполагает европейскую и американскую культуры, восточный тип – культуры стран Центральной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки.
Конфессиональные типы культуры различаются по духовнорелигиозному признаку. Религиозные культуры принципиально отличаются от всех других типов культурных систем иным способом упорядочивания мира и представлений человека, выделением во всем этом зоны сакрального, принципиально непостижимого рациональным интеллектом. Среди многочисленных конфессиональных типов культур выделяются: конфуцианский, буддийский, христианский, мусульманский.
Конфуцианство сформулировано в Китае великим мыслителем Кун-цзы (Конфуцием). Здесь отсутствует идея Бога как творца мира и человека. Мир вечен, как вечно Небо. Нет обостренного чувства ценности, неповторимости собственной личности. С высшим абсолютом – Небом – слиться невозможно, надо лишь подчиниться его законам. В конфуцианском культурном типе на первом плане стоит социальная этика и определяющаяся ею политическая культура. Обостренное чувство долга, высокие моральные качества, желание всего себя отдать на благо общества, постоянное стремление к постижению истины, любовь к знаниям, верность и благородство – вот те идеалы, на которые должны ориентироваться люди. Благополучие конкретного человека отступало на второй план перед благополучием семьи. В конфуцианстве не сложилось каких-либо понятий, эквивалентных греху, покаянию, загробному блаженству.
Для буддийского типа культуры характерна идея бесконечного круговорота, который не имеет ни начала, ни конца, ни конечной цели. Но наряду с этим миром существует иной, Абсолютный мир, неподвижный и вечный. Ни в одной другой религии посмертная судьба человека не обусловлена столь жестко его собственными действиями и помыслами (кармой). Здесь есть личная карма и «мировой закон», некий идеальный порядок, космический принцип, которому подчиняется все в мире, даже боги. Здесь нет и вечной смерти – здесь только вечная жизнь во всем многообразии ее проявлений, бесконечная цепь «вращений» всех живых существ в кругу перерождений.
Еще один «ключ» к пониманию буддийской традиции – отношение к эмпирическому бытию как к страданию. Цель жизни – достижение нирваны, такого плана бытия, где прекращаются страдания, и происходит «выключение» из цепи перерождений. Приближение к нирване означает приобретение высшей мудрости, «просветление», дающее возможность постичь иллюзорность видимого мира, жизни и смерти. Согласно буддизму личности как таковой нет, это всего лишь поток дхарм.
На европейскую культуру решающее влияние оказала христианская религия. Христианская картина мира определялась несколькими основными догматами: верой в единого Бога в Трех Лицах, идеей Боговоплощения; искупительной жертвой Иисуса Христа; верой в существование загробного мира и в бессмертие души; идеями спасения и Откровения, конца света, второго пришествия Иисуса Христа, Страшного суда и Воскресения.
Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека. Статус человека высок – он не произошел от низших существ, а является высшим творением Бога и, более того, образом и подобием Бога. Высшей религиозной целью христианства является спасение. Спасение требует от человека духовных усилий и, прежде всего, веры. Путь к спасению и вечной жизни – в единении с Богом. В христианстве нравственные нормы обращены не к внешним делам и не к внешним проявлениям веры, а к внутренней мотивации. Выражая свободу человека, подлинно христианская вера держится не на страхе и внешнем долге, а на любви, направленной к Христу и к каждому человеку как носителю образа Божия. Христианство призвано утверждать идеалы Любви, Добра, Милосердия. Только на этом пути человек мог приблизиться к Богу, в противном случае, зачем ему свобода воли. Движение в другом направлении умножает зло, ненависть, ведет человека к гибели не только физической, но и духовной.
Основу мусульманской культуры составляет ислам, который основывается на пяти «столпах веры» (важнейших обязанностей мусульманина). К ним относятся: исповедание двух основных догматов исламской веры – единобожия и признания пророческой миссии Мухаммеда, молитва, пост, налог в пользу бедных, паломничество.
Мусульманская этика зиждется на неразрывном единстве знания, веры и действия. Мало верить, чтобы попасть в рай, нужны еще добрые деяния. Коран, как и Библия, обещает исполняющим моральные заповеди вечное блаженство. В исламе в большей степени, чем в христианстве, проводится идея провиденционализма, божественного предопределения. Это один из важнейших догматов, согласно которому не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Все в общественной и личной жизни происходит по предначертанию Бога, поэтому мусульманине должны быть сдержаны в проявлении своих чувств во время несчастий и бедствий.
Конкретно-исторические типы культуры. При выделении этих типов учитываются временные, пространственные, мировоззренческо-ментальные, художественно-стилевые и другие характеристики.
К ним относятся:
– природно-символический тип (первобытная культура);
– антропокосмогонический тип (Древний мир);
– христианско-религиозный тип (средневековье);
– универсально-гармонический тип (Возрождение);
– протестанско-реформистский тип (XVI в.);
– рационально-нормативный тип (XVII в.);
– критико-просветительский тип (Просвещение);
– индустриально-прагматический тип (XIX- середина XX в.в);
– постиндустриальный тип (XX – XXI вв.).
1. Что означают понятие «типология»?
2. Каковы особенности типологии М.Вебера, П., Сорокина, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойбни?
3. Что является основанием для кровно-родственной, природнохозяйственной, социальной, региональной типологий?
4. Каковы особенности конфессиональных типов культуры?
1. Типология культуры –
а) метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем
б) метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа
в) метод научного познания, в основе которого лежит группировка социокультурных систем и объектов с помощью идеализированной модели или типа
г) процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками
2. Выделение рационального, традиционного и эмоционального типов культуры лежит в основе типологии
б) Н.Я. Данилевского
3. Автор книги «Закат Европы» –
в) Н.Я. Данилевский
4. Автор 12-томной работы «Исследование истории» –
5. Что является ведущим признаком этнической культуры?
а) письменный язык
в) национальный язык
г) способы хозяйствования
6. Массовая и элитарная культуры служат основанием …типов культуры
7. Деление культуры по духовно-религиозному признаку лежит в основе … типов культуры
8. Антропокосмогонический тип, универсально-гармонический тип, рационально-нормативный тип – …типы культуры
9. Кто из ученых считал, что культурный диалог невозможен?
в) Н.Я. Данилевский
10. Типология культуры Н.Я. Данилевского –
1. «Культурная морфология» О. Шпенглера.
2. Теория «культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского».
3. Типология культуры П.Сорокина.
4. «Исследование истории» А. Тойбни и типологизация культуры.
5. Роль религии в жизни современного общества.
6. Православие в истории отечественной культуры.
7. Мир, человек, общество в мусульманской картине мира.
8. Интеллигенция как феномен отечественной культуры. Интеллигенция и революция.
Составьте «Кластер» на вопрос «Конфессиональные типы культуры», используя ключевое слово «христианство».
Источник