Способ профессиональной деятельности журналиста

25. Методы и способы журналистской деятельности.

Система методов журналистского творчества.

Понятие “метод” (с греч. — исследование) понимается теорией журналистики как “форма практического освоения действительности”. Таким образом, метод — это комплекс действий, направленных на решение определенных задач. В данном случае, основная задача — создание журналистского текста на материале полученных сведений. Стадии творческого процесса: получение сведений — осмысление — создание текста.

Методы получения сведений:

Наблюдение (может быть случайным или систематическим, включенным и невключенным)

Общение (интервью, опрос, анкетирование)

Эксперимент, т.е. способ выявления состояния объекта действительности путем его реакции на экспериментальный фактор (экономический, правовой, психологический, лабораторный и т.д.)

Ни один из методов не является исчерпывающим, необходимо их комбинирование (т.н. “принцип дополнительности”).

Методы осмысления информации:

От явления к сущности

От частного к общему

От причины к следствию

От конкретного к абстрактному

От абстрактного к конкретному и т.д.

Методы порождения текста:

Характеристика (выводы журналиста относительно той или иной реалии)

Рассуждение (демонстрирует процесс мыслительной работы журналиста)

Эти методы также применяются в комплексе.

Все эти методы — определенные профессиональные программы, а не абстрактные понятия. Системы методов связаны с переработкой полученного материала. Общение как метод интервьюирования, например. Творческий метод журналистики может быть направлен не только на поиск истины, но и с противоположной целью. Т.е. это не механическая технология, а именно творческий метод.

Источники информации: факты, мнения, аналитически обработанные факты, а также человек, среда, документ, Интернет.

Документы – официальные бумаги или материальные носители записи.

Человек – держатель, носитель (о себе) и транслятор инф-и.

Предметно-вещественная среда – предметы, вещи.

Существует система информирования журналистов о событиях: 1) брифинги – короткие совещания работников средств массовой информации, на которых идет ознакомление с позицией властных структур по тому или иному вопросу; 2) презентации – торжественные встречи представителей каких-либо структур с общественностью, для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией и т.д. 3) пресс-конференции – встречи государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и т. д. с журналистами; 4) пресс-релизы 5) специализированные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы действительности, издаваемые корпоративными информационными агентствами; 6) экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в органы массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб, пресс-центров различных ведомств и общественных объединений.

Метод познавательной деятельности – беседа. Такой вид организованного речевого взаимодействия, который направляется со стороны журналиста отчетливо осознаваемыми познавательными задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия.

Метод получения сведений – наблюдение. Заимствованные методы: интервьюирование, анкетирование, систематическое наблюдение, эксперимент. Метод контент-анализа. Суть метода – выделение различных единиц анализа, затем подсчитывается частота их употребления. Единица: тема, понятие, событие, личность и т. д.

Методы: — формально-логические: индуктивное заключение, дедуктивное, традуктивное (сравнение, аналогия); — содержательно-логические: анализ, синтез, гипотеза, историзм.

Источник

Основные методы журналистского творчества

Общая характеристика, понятие, жанры и содержание журналистского творчества, аспекты структуры, стадии процесса. Методы сбора и предъявления информации, анализ их применения в современных периодических изданиях при создании информационного продукта.

Рубрика Журналистика, издательское дело и СМИ
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 16.09.2011

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Основы творческой деятельности журналиста

Основные методы журналистского творчества

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
    • 1.1 Понятие и содержание журналистского творчества5
    • 1.2 Методы журналистского творчества
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ СМИ
    • 2.1 Характеристика базы исследования
    • 2.2 Исследование методов журналистского творчества в различных изданиях
      • 2.2.1 Журнал Cosmopolitan
      • 2.2.2 Журнал VOGUE
      • 2.2.3 Журнал «Домашний очаг»
      • 2.2.4 Журнал «Крестьянка»
      • 2.2.5 Журнал MAXIM
      • 2.2.6 Журнал «Медведь»
      • 2.2.7 Журнал Men’s Helth
      • 2.2.8 Журнал «Российское предпринимательство»
      • 2.2.9 Журнал «РБК»
      • 2.2.10 Журнал «Генеральный директор»
    • 2.3 Сравнительный анализ методов журналистского творчества, используемых в различных изданиях
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью теоретического и практического осмысления и понимания методов журналистского творчества. Для каждого начинающего журналиста приобретение навыков самостоятельного творчества, умение пользоваться основными методами и жанрами журналистского творчества — одна из приоритетных задач не только на стадии получения образования, но и при работе.

В современной журналистике можно использовать все разнообразие методов творчества, одно произведение может содержать комплекс методов, их выбор зависит только от желания журналиста углубиться в проблему и раскрыть тему по своему, уникальному методу.

Проблемы журналистского творчества всегда находятся в поле зрения как теоретиков, так и практиков. Эти проблемы нашли отражение в целом ряде теоретических работ. Одни авторы особое внимание уделяли общеметодологическим основам журналистского творчества Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М.: Аспект пресс, 2006; Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2000; Александров Л.Г. Основы журналистики.- Челябинск: ЧГУ, 2005; Мельник Г.С. Основы творческой деятельности журналиста. — СПб.: Питер, 2004. , другие — психологическим основам данного вида деятельности Васильева Т.С. Журналистика: конспект лекций. — М.: Московский государственный университет печати, 2004. — 54с; Журналистика: призвание, ремесло, профессия: материалы Круглого стола, [25 ноября 2005 г.: сборник статей]. — СПб.: Книжный дом, 2006. — 85 с; Михайлин И.Л. Основы журналистики. — Харьков: ХИФО, 2004. — 344 с.; Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М.: Гардарики, 2005. — 287 с. , третьи — особенностям публицистического творчества Ворошилов В.В. Журналистика. — СПб.: Михайлов В.А., 2000. — 335 с.; Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста. — СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. — 225 с; Шестерина А.М. Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 2004. — 282 с. , четвертые — индивидуальным и коллективным началам в творческом труде журналиста Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. — М.: РИП-Холинг, 2003; Красноярова О.В. Структура журналистского текста. — Иркутск: Изд-во Байкал. гос. ун-та экономики и права, 2002; Мельник Г.С. Актуальные проблемы современности и журналистика. — СПб.: Факультет журналистики СПбГУ, 2005 , пятые — технологическим приемам журналистского труда Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. — 320 с.; Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 395 с.; Четвертков Н.В. Журналистика как сфера творческой деятельности. — Пенза: ИИЦ ПГУ, 2004. — 233 с. . Во всех работах выявлены не только сущностные характеристики журналистского творчества, но и функциональные особенности данного вида человеческой деятельности.

В представленной работе мы рассмотрим основные методы журналистского творчества, которые развивают теоретики в изучении творческой деятельности журналиста; расскажем об особенностях творческого процесса, связанного с применением различных методов при создании информационного продукта.

Цель курсовой работы — проанализировать применение основных методов журналистского творчества на страницах современной печати.

В ходе реализации поставленной цели решались следующие задачи:

— раскрыть понятие и содержание журналистского творчества;

— описать разнообразие методов журналистского творчества;

— исследовать методы журналистского творчества в периодических изданиях разной направленности;

— сравнить разнообразие методов, используемых в журналистском творчестве современной периодической печати.

Объект исследования — современное журналистское творчество.

Предмет исследования — методы сбора и предъявления информации в журналистском творчестве.

Эмпирический материал — 10 журналов.

Методы исследования — сравнительный и количественный анализ.

Новизна исследования состоит в том, что мы не только проанализируем основные методы журналистского творчества в различных периодических изданиях, но и попытаемся сравнить их.

Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру, которая состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), основной части, заключения, списка литературы. Общий объем работы — 44 страницы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

1.1 Понятие и содержание журналистского творчества

Раскрывая тему основных методов журналистского творчества, необходимо определить значение творчества и его содержания в целом и в журналистском труде в частности.

С точки зрения гносеологии, творчество рассматривается как процесс возникновения нового знания, перехода от неизвестного к известному. Философия трактует данное понятие как духовную деятельность людей, ориентированную на создание оригинальных материальных и духовных ценностей. Как отмечает О.И. Табидзе, «творчеством следует считать не всякое открытие, а лишь такое, которое имеет объективно ценный характер. Творчество — это открытие объективных ценностей. Этим и объясняется всеобщее (интерсубъективное) значение результатов творчества и постигающий характер творческой деятельности. Именно объективная ценность с ее характерными свойствами движет творческой личностью, определяет специфические особенности творческого процесса» Табидзе О.И. Ценностный аспект творчества // Вопросы философии. 1981. № 6. С. 124. . В процессе творчества личность решает задачи со многими неизвестными. В этом смысле логика, как отмечают теоретики, «облегчает движение от незнания к знанию, от факта к гипотезе, от гипотезы к открытию, от замысла к воплощению» Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. М., 1975. — С. 14. .

Творчество, как исключительное свойство личности, пронизывает на всем протяжении жизни человека все виды и формы его деятельности. Оно проявляется в способности создавать (объективно и субъективно) новые предметы реального мира. Превращая творческие идеи в реальные дела, человек удовлетворяет свою потребность в самовыражении.

Творчество — сложнейший психологический процесс, в который включены все сферы личности (интеллектуальная, эмоциональная, волевая) Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. — СПб.: ПИТЕР, 2009. — С. 10 .

Творческое мышление — это новые перспективы, новый опыт. Превращая творческие идеи в реальные дела, человек удовлетворяет свою потребность в созидании. Творчество есть высшая форма труда. Результат творческой работы привлекает к ней внимание людей. Для того чтобы творчество было целенаправленным, используются специальные навыки, под которыми подразумевается способность выполнять некую работу. Чтобы создать произведение, обладающее ценностью, необходимо знать основы той области, в которой творите.

Читайте также:  Найдите сумму удобным способом вычисления

Как и всякий труд, творчество в развитом обществе имеет специализированный характер: множеством потребностей вызывается к жизни множество специализированных областей творчества. Все они подчинены общим креативным закономерностям, но в каждой из них действуют и свои собственные.

Одна из таких специализированных областей творчества в современном мире — журналистика, однако заниматься ею как чистым искусством или литературным творчеством невозможно. Отличие творца в области журналистики от творца-художника заключается в том, что первому формулируется жесткая цель, дисциплинирующая воображение. Журналисту определяется предмет разговора и ставится задача сделать беседу как можно интереснее и убедительнее.

Журналистское творчество ориентировано на создание объективно нового произведения, способного удовлетворить особые, актуальные в данный момент, общественные потребности. Журналист выступает субъектом научно-профессионального осмысления действительности. Особенности профессионального положения журналиста накладывают отпечаток на продукт его труда.

Журналистика — это вид духовно-практической деятельности, то есть деятельности по трансляции, переносу в практическое сознание ценностей специализированного сознания в форме оценок, которые, по сути, всегда являются оценками тех или иных социальных общностей, групп Науменко Т.В. Журналистика как система деятельности: сущность, содержание, формы // http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=585 .

В структуре журналистского творчества разделяют операционные, мотивационные, интеллектуальные и личностные аспекты. В творческом труде журналиста сочетаются мыслительные и организационно-практические действия Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. — СПб.: ПИТЕР, 2009. — С. 11-12 .

Исследования творческого процесса связаны с выделением различных его стадий (акты, ступени, фазы, моменты и т.п.). Различные классификации этапов, предложенные многими авторами, имеют, по мнению Я.А. Пономарева, приблизительно следующее содержание.

Первый этап (сознательная работа) — подготовка, особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи.

Второй этап (бессознательная работа) — созерцание, бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи.

Третий этап (переход бессознательного в сознание) — вдохновение; в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия (сначала в гипотетическом виде).

Четвертый этап (сознательная работа) — развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.

Как видим, в творческом процессе задействованы различные сферы человеческого сознания. При этом смена бессознательной и сознательной работы имеет взаимообусловленный характер. В журналистском творчестве, когда личность включается сначала в процесс обдумывания будущего материала, потом сбора информации, затем осмысления жизненных фактов и т. д., также можно выделить общие фазы и включенные в них более частные этапы:

— формирование концепции, намерения;

— расчленение и сравнение основных составных элементов изучаемой реальности (объекта, явления, процесса);

— восприятие известной ситуации в совершенно новом свете Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. — 320 с .

Все эти этапы и фазы в той или иной степени сопутствуют решению различных познавательных задач, с которыми журналисты сталкиваются в своей практической деятельности.

Журналистика — это вид творческой деятельности человека, где основой профессии является постижение жизни, объективное освещение любых сторон реальной действительности, осмысление многообразия человеческого бытия, а также специфическая форма внеличностного общения. Журналистика отражает общественное сознание и формирует его, служит обществу и одновременно является инструментом социального управления. Именно вследствие этого СМИ называют четвертой властью. Являясь сложным диалектическим явлением современной жизни, журналистика — одно из важнейших орудий общественного прогресса, ибо без всестороннего развития журналистики невозможно развитие общества и человеческой цивилизации.

1.2 Методы журналистского творчества

Всякая сфера человеческой деятельности имеет специфические методы: можно говорить о методе художественного творчества; методе обработки информации. Всякий метод опирается на определенное знание об объектах познания или практической деятельности. Поэтому методом иногда называют научные принципы и теории. Научное познание без метода невозможно. В нем выделяются «две составные части. Первая — совокупность процедур и приемов, из которых состоит научное исследование. Второе — классификация явлений и объектов, описание или построение» Логика: Учеб. для юр. вузов / Под ред. В.П. Сальникова и др. СПб., 2001. С. 235. . Совокупность научных методов конкретной науки иногда принято называть ее методологией. Применение того или иного метода детерминируется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность. Методы познания делятся на теоретические и эмпирические. Современная наука классифицирует методы познания следующим образом:

1. Частные специальные методы отдельных наук (например, сравнительный метод в языкознании);

2. Общенаучные (наблюдение, эксперимент, метод гипотез и т. д.);

3. Философские (анализ и синтез, сравнение, идеализация и абстракция и т. д.).

Метод означает особую систему обработки и анализа содержания изучаемого явления. Он включает в себя: 1) описание практики; 2) установление признаков, явлений, выработку понятий и определений в кратких формулах; 3) классификацию явлений; 4) установление их природы с точки зрения общих положений теории журналистики; 5) их объяснение под углом зрения теорий и концепций журналистики Философский словарь / Под. ред. А. А.Ивина. М., 2003. С. 492 .

Термин «метод» впервые стали употреблять мыслители Древней Греции. В античной философии этим термином характеризовали — путь исследования, прием доказательства, образ и способ изложения теоретических взглядов.

В современном значении этого слова под методом понимается способ или прием решения той или иной проблемы, подход к достижению поставленной цели.

В понятие метода, употребляемое в журналистском обиходе, вкладывается аналогичное содержание. Журналистскому методу, как и любому другому, присуща строгая определенность, однозначность. Опора журналиста на научно обоснованные методы является главным условием получения им новых, оригинальных знаний, необходимых для постижения объектов действительности в целях их изменения, преобразования.

В одном ряду с термином «метод» стоит другой, производный от него — «методика». Словом «методика» обозначают некоторую сумму способов и приемов, используемых в профессиональной деятельности. Ко многим приемам обращается журналист, собирая материал, скажем, для репортажа. Общую совокупность этих приемов как раз и называют методикой работы над материалом.

Факультеты и отделения журналистики России обучают студентов методам познания, отражения, преобразования. Но, можно и нужно выделить еще один метод — психология индивидуального творчества Метод и методика журналистского труда // http://koshkathebest.livejournal.com/26383.html .

М.Н. Ким указывает, что специфика и особенность журналистского познания заключается и в том, что оно по своей природе носит синтетический характер, т.е. основано на взаимодействии научных, художественных и эмпирических способов освоения социального мира. В журналистском творчестве, как и в научно-теоретическом, очень важно владение общетеоретическими методами познания, к которым можно отнести анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, моделирование, индукцию и дедукцию, сравнение и аналогию и т.д. Именно на их основе осуществляется процесс формирования понятий, суждений и умозаключений Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. — 320 с. .

Анализ — мысленное расчленение предмета или явления, выделение его отдельных частей, признаков, свойств.

Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

Абстрагирование — это метод познания, заключающийся в мысленном выделении интересующих журналиста признаков, связей и отношений при отвлечении от несущественных признаков. Результатом абстрагирования являются продукты умственной деятельности — абстракции, включающие понятия, модели, теории, классификации.

Конкретизация — это мысленный переход, возврат от общего понятия к частному.

Моделирование — это метод научного познания, заключающийся в замене изучаемого предмета, явления на его аналог — упрощенную модель и в последующем исследовании этого аналога.

Дедукция — переход в процессе познания от общего к частному и единичному.

Индукция — переход в процессе познания от частного к общему Просецкий П.А., Семиченко В.А. Указ, соч.; Краткий словарь по логике // Под ред. Д.П. Горского. М., 1991. .

Ким М.Н. также отмечает, что методы, которыми пользуется журналист, подразделяются на две группы — эмпирические и теоретические (постижение сущности). К методам изучения объективированных факторов сознания относят наблюдение, анализ документов, анализ практических действий.

К эмпирическим можно отнести метод описания, к теоретическим:

а) методы причинно-следственного анализа;

б) методы оценки;

в) методы прогнозирования;

г) методы программирования (формулирования планов). Аналитические публикации очень часто начинаются описанием заинтересовавшей журналиста проблемы, какого-то явления, события, процесса. Иногда понятие «описание» употребляется в качестве синонима понятия «наблюдение». Это неправильно, поскольку наблюдение представляет собой метод эмпирического изучения действительности, метод добывания фактов. Описание же есть структурный этап в осмыслении журналистом явления, его истолкования. Существуют разные виды описания: полное и неполное, количественное (статистическое) и качественное, структурное и генетическое и т.п.

Анализируя те или иные проблемные ситуации реальной жизни, журналист прибегает к методам частных наук — социологии, психологии, литературоведения, лингвистики, теории информации, истории, а также обращается к методам конкретно-социологических исследований.

При непосредственном взаимодействии журналист включается в эксперимент и использует наблюдение. Выбор метода осуществляется в зависимости от поставленных журналистом или редакцией задач Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. — 320 с. 18 .

На этапе разработки замысла будущего произведения журналисту необходимо определиться с объектом изучения. В данном качестве могут выступить и конкретная житейская ситуация, и проблема, которая требует тщательного рассмотрения, и те или иные социальные явления, и деятельность людей и т. д. Во всех случаях журналист включается в познавательную деятельность по сбору и анализу фактических данных. Для успешной реализации данного этапа работы журналисту необходимо в совершенстве овладеть различными методами сбора первичной информации, так как именно от качества собранного материала зависит содержательная насыщенность будущего произведения. Поэтому в журналистской практике используется целый арсенал методов сбора первичной информации.

Читайте также:  Способы организации детей при обучении физическим упражнениям

К традиционным журналистским методам, как правило, относят наблюдение, эксперимент и интервью. Все они ориентированы на выявление глубинных характеристик изучаемого объекта и на выяснение закономерностей в социальной действительности. С развитием журналистики данные методы дополнялись и обогащались конкретными методиками из социологии и психологии, представляющими «совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая чистые операции, их последовательность и взаимосвязь» Мельник Г.С. Актуальные проблемы современности и журналистика. — СПб.: Факультет журналистики СПбГУ, 2005. — 241 с . Все методы можно условно разделить на две большие группы: первые из них используются при сборе эмпирических данных (наблюдение, эксперимент, интервью и др.), а вторые — при анализе полученных сведений (здесь можно назвать классификацию, группировку, типологизацию и т.д.).

В журналистике специальные методы применяются в тех случаях, когда в силу каких-то обстоятельств нельзя получить информацию. Именно в таких ситуациях корреспондент для достижения цели меняет профессию, участвует в социальных экспериментах, проводит фокусированное интервью и экспертные опросы, пытается прогнозировать те или иные явления действительности. В силу того, что каждый метод таит в себе различные процедурные моменты, журналисту необходимо знать не только последовательность проведения тех или иных операций, но и различные правила анализа и интерпретации данных.

Под процедурой обычно понимают последовательность всех операций, общую систему действий и способ организации исследования. Это наиболее общее, притом собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки информации Мельник Г.С., Теплячкина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. — СПб.: Питер, 2004. — 272 с .

Последовательность в применении тех или иных методов вполне согласуется со стадиальным характером творческого процесса, связанного с созданием журналистского текста. На этапе реализации замысла журналист выполняет аналитическую работу по осмыслению полученных сведений. Здесь требуется умело использовать общенаучные методы анализа и интерпретации данных.

Говоря о факторах, определяющих формирование методов деятельности журналиста в творческом акте, Г.В. Лазутина выделяет следующие:

— стадиальность творческого процесса;

— комплексность задач, решаемых журналистом на пути к результату творчества;

— характер источников информации (более широко — структура информационной среды);

— законы познания, законы восприятия и переработки информации;

«Это обусловливает многообразие методов журналистского творчества, во-первых, и соотнесенность их с определенной стадией творческого акта — во-вторых» Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М.: Аспект пресс, 2006. — 239 с. . Задача журналиста состоит в том, чтобы увидеть рациональные основания для использования того или иного метода в зависимости от стоящих перед ним задач.

Некоторые авторы выделяют методы психологии в журналистике, к которым относят тестирование и моделирование. Тестирование — наиболее распространенный из них, позволяющий выявить те или иные психологические характеристики журналиста: способность к общению, к генерации новых идей, креативность и т.д.

Прагматическое моделирование в сфере СМИ позволяет выявить творческий потенциал журналиста в работе над произведением или в контактах с аудиторией. Оно используется для анализа ситуационных моделей, в которые включаются следующие элементы: методика создания текста; характеристика коммуникационного канала; характер, содержание и форма сообщения; личность как потребитель СМИ; ситуации интерпретации информации; прагматическое прогнозирование деятельности СМИ; мониторинг общественного мнения.

К методам литературоведения в журналистике относят проблемно-тематический и художественно-аналитический методы.

В истории журналистика черпает такие методы, как биографический и автобиографический: синхронно-описательный и диахронно-сопоставительный (метод сравнительного анализа).

В аналитической журналистике применяются также методы логики.

В последнее время стало популярным использование в журналистском произведении гипотетических методов (предположения, рейтинги, прогнозирование).

Таким образом, метод — это сумма приемов, наиболее отвечающих подходу автора к отображаемой действительности.

Личный метод автора принято называть творческой лабораторией. Метод — последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения того или иного типа творчества.

При разыскивании фактов журналисты применяют следственно-детективные методы (например, скрытое наблюдение, хакерство) Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М.: Аспект пресс, 2006. — С. 61; Журналистское расследование /Под общ. ред. А.Д. Константинова. — СПб, 2001 .

Достижение творческих целей возможно только в ходе применения различных методов познания действительности (эмпирических, теоретических, художественных). Базисный метод — общефилософское знание.

В журналистике используется система методов, которые можно подразделить на несколько групп:

— методы познавательной деятельности (методы постижения сути);

— методы получения сведений;

— методы предъявления информации Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М.: Аспект пресс, 2006. — С. 156 .

Методы познавательной деятельности, традиционно используемые журналистикой для получения сведений: проработка документов, наблюдение, беседа Ворошилов В.В. Журналистика. — СПб.: Михайлов В.А., 2000. — 335 с. .

Методы получения информации, по сути, дополняют методы познавательной деятельности, разница лишь в этапности, т.е. на первоначальных этапах используются методы проработки документов, наблюдение и беседа в качестве пилотажного исследования. Для того чтобы подготовиться к боле основательному анализу с применением методов получения сведений, последние могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционными называют такие методы получения сведений, как проработка документов, беседа и наблюдение. А нетрадиционными — опрос, фокус-группа, статистика, контент-анализ и эксперимент.

Документом называют любой материальный носитель записи с зафиксированной на нем информацией для передачи во времени и пространстве Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста. — СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. — 225 с .

Задача, которую решает журналист, обращаясь к документу, состоит в том, чтобы получить необходимые ему сведения: политические, идеолого-этические, исторические, статистические, производственные, несущие определенные характеристики и описания людей и событий и тому подобные.

Обращение к документам начинается с их поиска. Здесь журналисту требуется высокий уровень библиографической, документоведческой грамотности. Ценность документальных источников и необходимость их использования имеют объективные предпосылки. Во-первых, потому, что потоки документальной информации пронизывают все сферы жизнедеятельности современного общества. Во-вторых, информация, содержащаяся в документах, иногда дублирует данные, полученные другими методами, и тогда она служит средством взаимопроверки и контроля их надежности.

Виды документов классифицируются по многим основаниям. В зависимости от технических средств фиксации информации документы делятся на письменные (включая и рукописные, и печатные), иконографические (видео, кино, фото, картины, гравюры и тому подобное), фонетические (радио, магнитофон, грампластинки). В зависимости от авторства это могут быть официальные документы и документы личного происхождения. В связи с мотивацией создания документов выделяют спровоцированные (созданные по чьей-либо инициативе) и неспровоцированные (созданные по инициативе их автора) Мельник Г.С., Теплячкина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. — СПб.: Питер, 2004. — 272 с .

Львиную долю сведений, в том числе и подтверждение документов, журналист получает в беседе — непосредственном речевом общении с лицами, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. Беседа отличается от интервью, прежде всего тем, что все, участвующие в беседе, равноправны в изложении собственного мнения или формулировке вопросов. Беседа как метод познавательной деятельности журналиста такой вид организованного речевого общения, который предполагает отчетливое осознание журналистом стоящих перед ним задач и выработку тактики, соответствующей условиям общения. Надлежит получить пять групп данных: факты, мнения, объяснения, прогнозы, речевые приметы собеседника. Особые разновидности беседы — беседа по телефону и беседа в письмах Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие. — М.: МНЭПУ, 2000 .

Третий традиционный для журналистики путь получения сведений — наблюдение. Этот метод познавательной деятельности предполагает непосредственное участие журналиста в изучаемой ситуации. Главное преимущество этого метода в том, что он позволяет наблюдать события и элементы человеческого поведения в момент их проявления. Здесь появляется возможность собирать данные независимо не только от умения предполагаемых собеседников говорить, но и от их желания говорить. Получая информацию из первых рук, журналист классифицирует виды наблюдения в зависимости от элементов контроля при наблюдении (контролируемое и неконтролируемое), в зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта (включенное и невключенное), по степени формализованности наблюдения (структурированное и неструктурированное), по степени подготовки (систематизированное и несистематизированное), по временным характеристикам (длительное и оперативное), по позиции наблюдателя (открытые и скрытые), по способу получения сведений (прямое и косвенное), по числу наблюдателей (коллективное и индивидуальное).

Предметом журналистского наблюдения становятся и сам человек, и его внешность, и характер, и то, как он говорит, и поведение, и реакция на происходящее, и разнообразные аспекты взаимоотношения и взаимодействия личности и коллектива, и характер общения, и уровень культуры общения, и средства общения (жестикуляция, мимика, слово, речь), и то, о чем говорится, и даже окружающая предметно-вещественная среда. Не менее важно в этом ряду и наблюдение за наблюдателем, фиксация собственных ощущений журналиста, чаще всего применяющаяся при использовании метода «маски», когда исследователь вливается в коллектив исследуемых на равных правах, скрыв свою истинную профессию Четвертков Н.В. Журналистика как сфера творческой деятельности. — Пенза: ИИЦ ПГУ, 2004. — 233 с .

Кроме традиционных методов получения сведений, журналист в своей практической работе использует методы смежных наук. Их может быть сколько угодно, однако наиболее популярные, это опрос (анкетирование, телефонный опрос, интервьюирование и т.д.), контент-анализ, эксперимент Шестерина А.М. Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 2004. — 282 с. .

Методы предъявления информации, используемые для воплощения фактологического ряда ЭВС: констатация, репортажное и реконструктивное описание, репортажное и реконструктивное повествование, характеристика, рассуждение, типизация.

Методы предъявления информации, используемые для воплощения культурологического ряда ЭВС: цитирование, апелляция (ссылка), изложение, переосмысление, словесная инкрустация Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. — М.: Аспект пресс, 2006. — 239 с .

На практике журналист редко прибегает только к одному из методов. Часто для подготовки аналитической публикации автор использует их совокупность — интервью, наблюдение, изучение документа.

Таким образом, при проведении исследования мы будем придерживаться классификации основных методов журналистского творчества, предложенной Г.В. Лазутиной, а именно проанализируем использование методов познавательной деятельности, методов получения информации (традиционных и нетрадиционных) и методов предъявления информации.

Читайте также:  Творог домашний как приготовить способ

журналистский жанр метод информация

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННЫХ СМИ

2.1 Характеристика базы исследования

Для анализа применяемых методов журналистского творчества нами были исследованы 10 популярных журналов, направленных на различную аудиторию (женские, мужские, экономические) одной возрастной категории (25-45 лет):

Женские журналы: «Cosmopolitan», «VOGUE», «Домашний очаг», «Крестьянка»

Мужские журналы: «MAXIM», «Медведь», «Men’s Health»

Экономические журналы: «Российское предпринимательство», «РБК», «Генеральный директор».

Для начала представим общую характеристику указанных журналов.

Общая характеристика журналов

Наименование и обложка журнала

Ежемесячный глянцевый журнал с тиражом более 1 млн. экземпляров. Впервые журнал стал издаваться в России в мае 1994 года. Журнал в мини-формате появился в ноябре 2003 года.

Космополитен (Cosmopolitan) является международным журналом для женщин 16-50 лет. Он был впервые опубликован в 1886 году в Соединенных Штатах в качестве семейного журнала, позднее был преобразован в литературный журнал и в конечном итоге стал женским журналом в конце 1960-х годов. Также известный как Космо (Cosmo), его текущее содержание включает в себя статьи об отношениях и сексе, здоровье, карьере, самосовершенствовании знаменитостей, а также о моде и красоте. Журнал Космополитен (Cosmopolitan) имеет 58 международных изданий, печатается на 34 языках и распространяется более чем в 100 странах Журнал Cosmopolitan Rossia // http://www.cosmo.ru/about/magazine/

Журнал о моде для женщин, издаваемый с 1892 года издательским домом Condй Nast Publications. В России Vogue издается с 1998 года. Журнал выходит в 18 странах.

Тираж:150 000 экз. Периодичность: 12 раз в год. Объем:Более 500 полос

Аудитория номера: более 300 000 чел.

Журнал VOGUE Россия отличают такие черты, как высокий статус, авторитетность, престиж. Журнал VOGUE полностью посвящен моде, служит источником вдохновения и советчиком по стилю Журнал Vogue // http://www.vogue.ru/ .

Журнал «Домашний Очаг» — один из самых популярных женских журналов в России, его аудитория постоянно растет. Секрет популярности журнала — в его уникальной редакционной концепции: «мы пишем о реальных, конкретных проблемах, которые волнуют современную женщину с традиционными жизненными ценностями — о доме, семье, детях».

Конкурсы, проводимые в журнале, традиционно имеют огромный отклик. Аудитория журнала отличается своей активностью и высокой степенью вовлечения в такие проекты. Рубрики: семья и дети, диета и здоровье, дом и хозяйство, интервью и истории, красота и мода, эмоции и отношения

Тираж:280000 экз. Периодичность: Ежемесячно. Объем: 250-300 полос. Аудитория номера: 1540 000 чел Журнал «Домашний очаг» // http://www.goodhouse.ru/journal_do/ .

Выходит с 1922 года. Самый известный российский журнал для женщин: красота и здоровье, дом и семья, карьера и работа, поэзия и проза, досуг, культура, психология на каждый день. Выходит ежемесячно.

Тираж: 151 000 экз, дистрибуция в 88 регионах Белоруссии, Германии, Испании, России, Украине.

Объём: от 112 до 136 полос. Журнал «Крестьянка» // http://www.krestyanka.ru/

Международный мужской (с элементами эротики) имеющий в том числе и русскую версию. Основан в Великобритании в 1995 году. Русская версия выходит ежемесячно с апреля 2002 года. Издается в 24 странах мира.

Основные рубрики: Письма читателей — Смешные ответы на письма читателей и конкурс «Лучшее письмо месяца». Кто эта девушка? — Интервью и фотосессия с девушкой из телевизионной рекламы. MAXIмир — хроника событий за последний месяц. К ответу! — Интервью с известным человеком. Легко! — Рубрика о каком либо умении и как этому научиться. Стиль. Турбо — Рубрика об интересных гаджетах, оружии, технике. В курсе — обзор фильмов, музыки, игр за месяц. Ж — Files — статьи Ирены Понарошку о женщинах, мужчинах и межполовых отношениях.

Тираж: 390 000 экз. Периодичность: 12 раза в год

Объем: более 300 полос. Аудитория номера: 1 812 000 чел. Журнал Maxim // http://www.maximonline.ru/

Журнал «Медведь» — русский по духу и европейский по исполнению. «Медведь» — первый мужской журнал в России, пионер российского глянца, первый номер вышел в 1995 году. Читатель — человек, который не забывает о том, где родился, оптимист по натуре, с чувством юмора, в должной мере интеллектуал. Это редкий мужской журнал, который приятно не только полистать, но и почитать. Журнал для чтения, журнал-друг, журнал — советчик: к его мнению прислушиваются те, кто достаточно молод, чтоб жить полной жизнью, и зрел настолько, чтобы позволить себе это.

Тираж: 85 000 экз. Периодичность: 11 раз в месяц. Объем: 144 полос. Аудитория номера: 214,7 тыс. чел. Журнал «Медведь» // http://medved-magazine.ru/

«Men’s Health» — это прагматичное и полезное издание для мужчин, которые воспринимают жизнь как путь самосовершенствования. Делать такой журнал помогают эксперты: врачи, экономисты, спортсмены, стилисты и инженеры.

Men’s Health — главный мужской журнал во всем мире. Ежедневные новости и статьи, советы экспертов и блоги, конкурсы и подарки. Основные темы: мужское здоровье и спортивная форма; физические упражнения и видео-энциклопедия фитнеса; секс и психология отношений; правильное питание и профилактика заболеваний; еда и рецепты; домашняя кулинария и высокая кухня; куда поехать, где отдохнуть; мужская мода, одежда и стиль для мужчин: костюмы, галстуки, сумки, часы и другие аксессуары; обзоры информационных технологий и достижений науки; лучшие автомобили и гаджеты, тесты и видео онлайн

Тираж: 300 000 экз. Периодичность: Ежемесячно Объем: Около 150 полос. Аудитория номера: 881 500 чел Журнал Men’s Health // http://www.mhealth.ru/

«Российское предпринимательство» — это ежемесячный научно-практический журнал, выходящий с января 2000 года. 6 номеров в год, 10000 экземпляров.

C 2002 года по настоящее время журнал включен в перечень ВАК ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени доктора или кандидата наук по экономике.

Основными рубриками журнала являются: государственное регулирование и управление; инновации, инновационный менеджмент; инвестиции; логистика; маркетинг; менеджмент; мировая экономика; налоговая политика; образование и бизнес; основы предпринимательства; стратегия и бизнес; управление бизнесом; управление ресурсами; финансы предприятия. Журнал «Российское предпринимательство» // http://www.creativeconomy.ru/mag_rp/

Журнал «РБК» — самый успешный российский деловой журнал.

На страницах «РБК» можно найти аналитику глобальных экономических процессов, почерпнуть оригинальные инвестиционные идеи и посчитать, сколько зарабатывают топ-менеджеры крупнейших российских компаний.

Главная задача — дать возможность современному человеку в одном издании получить качественную информацию и аналитику об основных сферах жизни общества.

Тираж номера 112 000 экз. Журнал «РБК»

«Генеральный Директор» — это практический журнал по управлению предприятием, главный профессиональный журнал Генеральных Директоров России. Тираж 43 200 экземпляров

Назначение журнала — помогать руководителям предприятий в работе, обеспечивать их актуальной информацией для принятия решений.

Подписчики — это 39000 руководителей и владельцев предприятий в отраслях производства, торговли, услуг, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи из всех регионов РФ.

Основа журнала — это профессиональный опыт, идеи и практические рекомендации руководителей предприятий, которые нашли решения сложных проблем и делятся ими со своими коллегами. Журнал «Генеральный директор» // http://www.gd.ru/manifesto/

База исследования, включающая 10 изданий периодической печати, была определена методом случайной выборки. Мы не ставили перед собой цель собрать журналы одного направления или самые популярные в конкретном направлении. Новизна исследования как раз и состоит в том, что мы не только проанализируем основные методы журналистского творчества в различных периодических изданиях, но и попытаемся сравнить их.

Самым большим тиражом среди женских журналов издается Cosmopolitan — 1050000 экземпляров, среди мужских — MAXSIM — 390 000 экземпляров, среди экономических — «Российский экономический журнал» — 112 000 экземпляров.

Если рассматривать количество экземпляров в тираже по категориям (женские, мужские, экономические журналы), то наиболее популярны и объемны женские журналы, им уступают мужские журналы, которых выходит также много, но они не столь разнообразны по содержанию. Экономические журналы выходят меньшим тиражом, что объясняется самой сутью экономической информации, которая должна подаваться оперативно, т.е. наибольшей популярностью в данной категории будут пользоваться ежедневные газеты, Интернет сводки и финансово-экономические новости в телевещании.

Необходимость экономических журналов неоспорима, так как в них проводятся дискуссии, приводится комплексный экономических анализ, представляются итоговые данные экономического развития как страны в целом, так и отдельного предприятия и т.д. Таким образом, нами исследуются три различных направления журналистского творчества: женское, мужское, экономическое.

2.2 Исследование методов журналистского творчества в различных изданиях

Для анализа используемых методов журналистского творчества в различных изданиях нами были отобраны последние номера каждого журнала, включенного в общий список базы исследования. С целью объективности оценки и глубины исследования представим анализ каждого журнала в отдельности.

Статьи анализировались по основным методам журналистского творчества, которые, в свою очередь, были разбиты на две группы методов:

1. методы сбора информации (проработка документов, наблюдение, эксперимент, интервью, анкетирование и т.д.)

2. методы предъявление информации:

— для воплощения фактологического ряда элементов выразительных средств (ЭВС): констатация, репортажное и реконструктивное описание, репортажное и реконструктивное повествование, характеристика, рассуждение, типизация).

— для воплощения культурологического ряда ЭВС: цитирование, апелляция (ссылка), изложение, переосмысление, словесная инкрустация.

2.2.1 Журнал Cosmopolitan

Нами был проанализирован номер журнала Cosmopolitan за февраль 2010 года. Объем журнала — 440 страниц, которые содержат 108 статей, включая гороскоп и тесты.

Журнал в целом содержит много глянцевых фотографий и рисованных изображений, можно сказать, что половина объема журнала имеет текстовое содержание, остальное изобразительное.

Разберем статьи по основным методам журналистского творчества, указанных выше.

В таблице 2 представлено распределение статей в журнале Cosmopolitan по методам сбора информации.

Распределение статей в журнале Cosmopolitan по методам сбора информации

Источник

Оцените статью
Разные способы