Способ проектирования учебного занятия

Этапы проектирования учебного занятия

Этапы проектирования учебного занятия

Вопрос, на который

необходимо найти ответ

Прием, метод, средство, элемент технологии

Предполагаемая деятельность учащихся

Определение места учебного занятия, формулировка темы

Анализирую программу, определяю элементы содержания, устанавливаю внутри- и межпредметные связи

Зачем в структуре изучаемой темы нужен этот урок?

ЛСМ или ОК, которая в дальнейшем является опорной схемой

Постановка цели и задач

Цель формулирую так, чтобы она была диагностичной

Какова цель урока, которая определит его логику? Чему научатся, что узнают?

Цель, сформулированная на языке, понятном учащимся

Принимают участие в формулировке цели и задач урока

Представление цели системой задач

Продумываю этапы достижения цели. Предусматриваю критерии успеха на урок (критерии усвоения знаний, успешной деятельности на уроке). Планирую результат обучения

Какие знания, умения и, возможно, предметные и общеучебные навыки приобретет каждый ученик в течение этого урока?

Формулируют (задают) вместе с учителем, либо принимают в готовом виде (учитывая уровень обученности)

Уточняю систему задач с целью организации, при необходимости, вводного повторения

Какие представления и знания учащиеся уже имеют по изучаемой теме к данному моменту? Какими умениями и навыками владеют?

Таблица с «белыми пятнами», ОК, тест, таблицы доминирующих элементов знаний

Работают самостоятельно или в парах с целью выявления области незнания

Определяю последовательность изучения и пути выявления содержания, усвоенного и неусвоенного на уроке. Реализуя принцип индивидуализации, предусматриваю наличие дополнительного материала

Какие вопросы можно задать, какую деятельность организовать? Какой олимпиадный материал применить?

Дополнительный материал (теория, задания, задачи).

Вовлечены в учебную деятельность. Участники олимпиад могут работать по индивидуальному плану

Определение форм, методов, приемов

Определяю с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся и уровня

Какое взаимодействие с учащимися по организации их учебной деятельности позволит решить поставленные задачи?

Какой из методов наиболее полно будет учитывать психологические, личностные и другие особенности

В какой форме наиболее полно реализуется выбранный мною метод?

Таблицы, схемы, карты, модели, ЛСМ; выходной тест.

Фронтальная, индивидуальная (более активно применяется в 10-11 классах), парная

Составляют ЛСМ, ОК (самостоятельно, в парах, фронтально). Определяются на деятельность с учетом заданий выходного контроля.

Выполняют практические задания.

Чем можно заинтересовать учащегося? Это будет мотивация, связанная с учебной деятельностью, метапредметная, личностная?

«Ключевой вопрос», таблица с «белыми пятнами», выходной тест, «Ситуационная задача» (проектная).

Учащиеся стремятся узнать новые факты, раскрыть суть процесса. Учащимся интересен процесс познания, прикладной характер материала.

приемы усвоения учащимися материала, виды деятельности (частота

Приемы работы, элементы технологий подбираю так, чтобы они отвечали целям, содержанию, индивидуально-психологическим особенностям учащихся

Как организовать работу учащихся, учитывая их индивидуально-психологичес-кие особенности? Как организовать ситуацию самоопределения на деятельность?

Дидактический материал, в том числе и для индивидуальной работы

Учащиеся самостоятельно выбирают вид деятельности

Разработка структуры урока

Формулирую основной и вспомогательные компоненты. Составляю план (схему) урока.

Н а заметку: структура рока может быть линейной и нелинейной.

Какие еще элементы необходимы в структуре данного урока для решения поставленных задач?

ЛСМ, составленная для организации работы учителя.

Планирование контролирую щей деятельности

Планирую контролирующую деятельность и осуществление обратной связи, коррекционную работу (при необходимости)

Что и когда буду проверять? Какой прием буду использовать для обратной связи? Какой будет инструментарий? Как организую коррекционную работу?

Читайте также:  Способ представления графов матрица инцидентности

Дидактический материал, тест, «Светофор», таблицы, вопросы

Выполняют задание, принимают участие в обратной связи, осуществляют коррекцию (учитывая индивидуальные особенности)

Продумываю отбор содержания, методов и средств исходя из требований программы, целей, структуры урока, принципов обучения, здоровьесбережения. Готовлю средства обучения. Домашнее задание подбираю с учетом итогов учебной деятельности на УЗ

Что поясню? Что изучат самостоятельно? Какие задам вопросы? Какие задачи предложу на разных этапах урока? Как буду контролировать успешность процесса? Что задам на дом? И т. д. Последний вопрос: «Зачем или для чего я это делаю?»

Учебный, дополнительный материал. Средства организации работы учащихся (названные выше)

Отбор средств обучения

Какое материально-техническое обеспечение необходимо для наиболее эффективного усвоения содержания?

Презентация, программное обеспечение, таблицы, схемы, карточки

организационной схемы урока

Просчитываю хронометраж каждого этапа

Какие действия будет выполнять каждый ученик на каждом этапе урока?

Составление плана учебного занятия (технологической карты, сценария)

Источник

Принципы и формы проектирования учебного занятия.

Принципы и формы проектирования учебного занятия

Учитель нач. кл. МБОУ гимназия№9 г. Воронеж

Проектировать в педагогике — значит на основе прогноза создавать такие технологии, использование которых при построении педагогического действия должно способствовать достижению поставленной цели, при этом происходит развитие всех участников педагогического процесса.

Педагогическое проектирование учебного занятия это деятельность по предварительной разработке системы взаимодействия учителя и учащегося, направленного на освоение учебного материала в соответствии с поставленной учебной целью.

Сущность этой деятельности состоит в переводе теоретических идей в практику, в создании проектов, способных быть реализованными.

Педагогическое проектирование можно рассматривать как процедуру создания педагогических технологий, готовых к употреблению без дополнительных объяснений.

Педагогическое проектирование есть функция учителя, выполнение которой должно занимать не менее одной четверти рабочего времени, отводимого на профессиональную деятельность.

Подготовка учебного занятия требует от учителя специальных навыков и умений и осуществляется в три последовательных этапе:

Основными функциями проектирования учебного занятия являются:

-исследовательская, позволяющая всесторонне исследовать объект, раскрыть теоретико-методологические аспекты проектируемого процесса или явления;

-аналитическая, предполагающая анализ имеющегося опыта, исходных условий и средств для реализации проекта, последующий мониторинг результатов проектирования;

-прогностическая, предвосхищающая результаты конкретных действий, возможные отклонения и способы преодоления вероятных трудностей в реализации проекта;

-нормирующая, предполагающая создание нормативных актов, документов в качестве итогового продукта проектирования;

-конструктивная, позволяющая на основе прогностического знания получить конкретный практический результат.

Педагогическое проектирование урока имеет свои ограничения в виде принципов проектирования.

В качестве принципов проектирования учебного занятия назовём следующие:

-принцип центрации проектирования на ведущем элементе;

-принцип адаптации образовательного процесса к личности учащихся;

— принцип взаимосвязи процесса и объекта проектирования – по аналогии с принципом «синхронизации и взаимозависимости проектирования и системы управления»;

-принцип «единства и преемственности проектирования, конструирования и воплощения проекта новой системы управления» ;

-принцип уровневости образовательных результатов и продуктов проектирования.

При проектировании занятия в современной школе необходимо учитывать, что основной формой является урок. Это обстоятельство не исключает, а предполагает другие формы организации обучения. Все уроки можно разделить на три группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков.

На уроке ознакомления с новым материала можно использовать такие формы организации учебной работы: лекция, экскурсия, беседа, лабораторная работа, конференция, традиционный урок.

Читайте также:  Решение задач табличным способом по информатике с ответами

Урок закрепления может включать такие формы как: семинар, практикум, консультация, лабораторная работа, конференция, урок ключевых задач, работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока — зачёта, контрольной работы, собеседования, викторины, игры и т.д..

Далее рассмотрим общие формы проектирования учебного занятия.

Групповые формы учебной работы могут играть положительную роль только в сочетании с фронтальным. Если учитель общается одновременно со всем классом, проявляется фронтальная форма организации обучения, с малыми группами класса — групповая форма, с отдельными учениками — индивидуальная. Фронтальные формы, как и индивидуальные, возможны на уроке, семинаре, практикуме и т.д. Они могут применяться как на классных, так и на факультативных занятиях.

При фронтальном обучении весь класс работает над одной учебной задачей. Её принципы: необходимость совместной работы, конкретный вид связи, общий предмет и цель обучения, тесные отношения между учителем и учащимися, прямое руководство учителя, сотрудничество учащихся. Учитель управляет учебной деятельностью всего состава класса, внося некоторые коррективы в организацию их работы за счёт индивидуального подхода.

При групповой форме состав класса для работы разбивается на типологические группы, бригады, звенья. Учителю нужно определить задания группам, обеспечить контроль за их учебной деятельностью. Групповая форма предполагает функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и специфическими задачами. В процессе работы осуществляется сотрудничество узкого круга учащихся в группах. Каждая группа работает своим темпом. Работа строится на принципах самоуправления учащихся с менее жестким контролем учителя.

При индивидуальной работе каждый ученик работает самостоятельно, проявляя инициативу, темп его работы определяется степенью целеустремлённости, работоспособности, развитости интересов, склонности.

Форма учебного занятия — это конструкция отрезка процесса обучения, характеризующаяся особыми способами управления, организации и сотрудничества, учащихся в учебной деятельности. Наряду с положительными сторонами фронтальная форма работы имеет и недостатки. Она не рассчитана на учёт индивидуальных различий. Взятый темп урока может показаться быстрым слабому, но медленным — сильному ученику.

Выбор форм зависит и от темы занятия и от уровня подготовленности учащихся, и от объема изучаемого материала, его новизны, трудности. Поэтому проектируя учебные занятия подбирать формы нужно очень тщательно.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектируя учебное занятие учитель должен применять основные принципы и формы обучения в школе.

Источник

Этапы проектирования учебного занятия

Этапы проектирования учебного занятия

Вопрос, на который

необходимо найти ответ

Прием, метод, средство, элемент технологии

Предполагаемая деятельность учащихся

Определение места учебного занятия, формулировка темы

Анализирую программу, определяю элементы содержания, устанавливаю внутри- и межпредметные связи

Зачем в структуре изучаемой темы нужен этот урок?

ЛСМ или ОК, которая в дальнейшем является опорной схемой

Постановка цели и задач

Цель формулирую так, чтобы она была диагностичной

Какова цель урока, которая определит его логику? Чему научатся, что узнают?

Цель, сформулированная на языке, понятном учащимся

Принимают участие в формулировке цели и задач урока

Представление цели системой задач

Продумываю этапы достижения цели. Предусматриваю критерии успеха на урок (критерии усвоения знаний, успешной деятельности на уроке). Планирую результат обучения

Какие знания, умения и, возможно, предметные и общеучебные навыки приобретет каждый ученик в течение этого урока?

Формулируют (задают) вместе с учителем, либо принимают в готовом виде (учитывая уровень обученности)

Читайте также:  Способы остановки кровотечения при ранении шеи

Уточняю систему задач с целью организации, при необходимости, вводного повторения

Какие представления и знания учащиеся уже имеют по изучаемой теме к данному моменту? Какими умениями и навыками владеют?

Таблица с «белыми пятнами», ОК, тест, таблицы доминирующих элементов знаний

Работают самостоятельно или в парах с целью выявления области незнания

Определяю последовательность изучения и пути выявления содержания, усвоенного и неусвоенного на уроке. Реализуя принцип индивидуализации, предусматриваю наличие дополнительного материала

Какие вопросы можно задать, какую деятельность организовать? Какой олимпиадный материал применить?

Дополнительный материал (теория, задания, задачи).

Вовлечены в учебную деятельность. Участники олимпиад могут работать по индивидуальному плану

Определение форм, методов, приемов

Определяю с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся и уровня

Какое взаимодействие с учащимися по организации их учебной деятельности позволит решить поставленные задачи?

Какой из методов наиболее полно будет учитывать психологические, личностные и другие особенности

В какой форме наиболее полно реализуется выбранный мною метод?

Таблицы, схемы, карты, модели, ЛСМ; выходной тест.

Фронтальная, индивидуальная (более активно применяется в 10-11 классах), парная

Составляют ЛСМ, ОК (самостоятельно, в парах, фронтально). Определяются на деятельность с учетом заданий выходного контроля.

Выполняют практические задания.

Чем можно заинтересовать учащегося? Это будет мотивация, связанная с учебной деятельностью, метапредметная, личностная?

«Ключевой вопрос», таблица с «белыми пятнами», выходной тест, «Ситуационная задача» (проектная).

Учащиеся стремятся узнать новые факты, раскрыть суть процесса. Учащимся интересен процесс познания, прикладной характер материала.

приемы усвоения учащимися материала, виды деятельности (частота

Приемы работы, элементы технологий подбираю так, чтобы они отвечали целям, содержанию, индивидуально-психологическим особенностям учащихся

Как организовать работу учащихся, учитывая их индивидуально-психологичес-кие особенности? Как организовать ситуацию самоопределения на деятельность?

Дидактический материал, в том числе и для индивидуальной работы

Учащиеся самостоятельно выбирают вид деятельности

Разработка структуры урока

Формулирую основной и вспомогательные компоненты. Составляю план (схему) урока.

Н а заметку: структура рока может быть линейной и нелинейной.

Какие еще элементы необходимы в структуре данного урока для решения поставленных задач?

ЛСМ, составленная для организации работы учителя.

Планирование контролирую щей деятельности

Планирую контролирующую деятельность и осуществление обратной связи, коррекционную работу (при необходимости)

Что и когда буду проверять? Какой прием буду использовать для обратной связи? Какой будет инструментарий? Как организую коррекционную работу?

Дидактический материал, тест, «Светофор», таблицы, вопросы

Выполняют задание, принимают участие в обратной связи, осуществляют коррекцию (учитывая индивидуальные особенности)

Продумываю отбор содержания, методов и средств исходя из требований программы, целей, структуры урока, принципов обучения, здоровьесбережения. Готовлю средства обучения. Домашнее задание подбираю с учетом итогов учебной деятельности на УЗ

Что поясню? Что изучат самостоятельно? Какие задам вопросы? Какие задачи предложу на разных этапах урока? Как буду контролировать успешность процесса? Что задам на дом? И т. д. Последний вопрос: «Зачем или для чего я это делаю?»

Учебный, дополнительный материал. Средства организации работы учащихся (названные выше)

Отбор средств обучения

Какое материально-техническое обеспечение необходимо для наиболее эффективного усвоения содержания?

Презентация, программное обеспечение, таблицы, схемы, карточки

организационной схемы урока

Просчитываю хронометраж каждого этапа

Какие действия будет выполнять каждый ученик на каждом этапе урока?

Составление плана учебного занятия (технологической карты, сценария)

Источник

Оцените статью
Разные способы