- Метод SPIN-продаж, или Как правильные вопросы помогают продавать
- Что такое SPIN и кто его придумал
- С чего начинает SPIN
- Выявление потребностей «Метод СПИН»
- Оглавление:
- Что такое СПИН-продажи
- Где можно использовать метод СПИН
- Почему в технике СПИН важны вопросы
- Виды вопросов в СПИН-продажах
- Ситуационные вопросы
- Проблемные вопросы
- Извлекающие вопросы
- Направляющие вопросы
- Пошаговая инструкция использования метода СПИН
- Как улучшить навыки СПИН-продаж
Метод SPIN-продаж, или Как правильные вопросы помогают продавать
У англичан есть поговорка: «Каков вопрос, таков и ответ». Умение задавать вопросы – важное качество не только для прокуроров и журналистов, но и для тех, кто активно занимается продажами. Технология SPIN-продаж, появившаяся в 60-х годах прошлого века, до сих пор не отпускает тех, кто занимается продажами. Давайте разберёмся почему.
Что такое SPIN и кто его придумал
Метод SPIN – это чёткая система многоуровневых переговоров, которая позволяет продавцу с большей вероятностью совершать эффективные продажи.
Автор методики – известный исследователь продаж, американец Нил Рекхэм. Более 12 лет он пристально изучал успешные продажи в крупнейших компаниях мира, проводил интервью с сотнями топ-менеджеров, пытаясь разгадать секреты крупных сделок. Подобно кладоискателю, одержимому мечтою найти заветный Грааль, Рекхэм искал формулу удачных продаж.
Первое, на что он обратил внимание: продавцы, успешно занимающиеся мелкими сделками, оказываются абсолютно провальными в крупных продажах. Казалось бы, что им мешает? Ведь если ты ас торговли, какая разница, что ты продаёшь – колбасу или мясокомбинат? Но истории из реальной жизни доказывали: чем усерднее продавец пытался «подняться на новый уровень», тем хуже были его результаты в продажах. При этом формально он мог отвечать всем требованиям: хорошо знал товар, располагал к себе клиента, умел задавать вопросы, увлекательно проводил презентацию, владел приёмами завершения сделки и т.д.
Анализируя тысячи бесед продавцов и покупателей, Рекхэм зацепился за такой факт: мастера крупных сделок всегда задают больше вопросов клиенту, чем говорят сами. Они спрашивают не только для того, чтобы наладить контакт с покупателем и выявить его потребности, но и чтобы через вопрос оказать влияние на клиента, грубо говоря, подтолкнуть к нужному решению.
Бывают вопросы ситуативные (Situation), проблемные (Problem), а есть ещеё два редких вида – извлекающие (Implication) и направляющие (Need-payoff).
Выстроив их в определённую систему, получаем метод SPIN. В своей книге «SPIN-продажи» Нил Рекхэм поясняет, какие вопросы нужно использовать на разных этапах деловой встречи и почему.
С чего начинает SPIN
Для продавца деловая встреча – это четыре шага: начало (налаживание контакта с клиентом), исследование (сбор фактов и выявление потребностей), демонстрация возможностей (ваше предложение клиенту), взятие обязательств (получение согласия на дальнейшее развитие встречи).
По наблюдениям Рекхэма, успешные продавцы начинают общение с общей информации, то есть задают так называемые ситуационные вопросы: «Сколько лет вашей компании?», «Сколько сотрудников?», «С какими программами работаете?» и т.д. Здесь важно соблюдать меру, большое количество таких вопросов может утомить покупателя.
Это последовательность действий продавца, направленная на осуществление продажи. Традиционно выделяют пять этапов продаж:
Неопытные продажники ошибочно считают, что в общении с клиентом можно ограничиться только ситуационными вопросами (так сказать, вопросами общего плана). Но это не так. Исследования Рекхэма показали, что если внимательно посмотреть на неудачные сделки, то чаще всего в них использовались именно ситуационные вопросы. При этом Рекхэм поясняет: совсем без вопросов общего плана, конечно, не обойтись. Они служат некой «прелюдией» в беседе с клиентом.
Затем опытные продавцы переходят к проблемным вопросам. Через проблемные вопросы не только узнают об очевидных проблемах клиента, но и пытаются понять его скрытые потребности, о которых он сам может даже и не догадываться.
Уточним: «потребность» в этом контексте – любое утверждение, сделанное покупателем, выражающее желание или намерение, которые, в свою очередь, может удовлетворить продавец. Именно проблемы покупателей, или их скрытые потребности, – ядро каждой продажи.
Рекхэм подчёркивает: проблемные вопросы не терпят импровизации, они должны быть подготовлены вами заранее.
Перед встречей запишите как минимум три возможные проблемы, которые могут быть у покупателя и которые вы сможете решить с помощью своих продуктов или услуг.
Важный момент: первый признак потребности – лёгкое неудовлетворение или недовольство покупателя.
Но для крупных продаж эта схема уже не работает. Появляется необходимость в дополнительных вопросах – извлекающих и направляющих.
Автор метода SPIN замечает интересные отличия малых и больших продаж. В небольшой продаже легко разделить продавца и продукт, в крупной – они становятся практически неразделимы.
Поскольку масштабные решения обычно подразумевают развитие долгосрочных отношений с покупателем, они требуют иного стиля продажи.
Ещё один важный момент: если мелкая сделка – это решение (согласие купить) одного человека, то крупная сделка – это всегда коллективное решение. Даже если формально покупатель один (допустим, генеральный директор компании), чаще он делает свой выбор сообща с кем-то или оглядываясь на кого-то. Ведь от крупной сделки зависит судьба сразу многих людей. Крупные решения всегда публичны, а неудачные крупные решения особенно очевидны окружающим. Это всегда настораживает покупателя. Ему уже недостаточно просто получить решение своей проблемы, ему необходимо понять, какие оно может потянуть за собой последствия. И какие в нём таятся скрытые проблемы.
Для этого и необходимы извлекающие вопросы, они раскрывают скрытые потребности и придают проблеме больший размер и насущность.
Источник
Выявление потребностей «Метод СПИН»
Время чтения: 11 минут Нет времени читать?
Оглавление:
Что такое СПИН-продажи
СПИН-продажи — это метод продаж, основанный на выявлении проблем клиента при помощи правильных вопросов. Главная задача продавца в этом случае не только выяснить трудности, с которыми столкнулся покупатель, но и сделать так, чтобы его товар стал решением этих проблем.
Аббревиатура СПИН составлена из первых букв разных видов вопросов: Ситуационные, Проблемные, Извлекающие и Направляющие. Позже мы поговорим о них подробнее.
С первого взгляда может показаться, что техника настолько проста, что и говорить о ней не стоит — задавать вопросы может каждый менеджер. На самом же деле техника СПИН гораздо сложнее. Тщательно продуманные формулировки вопросов и правильная последовательность играют большую роль в продажах и позволяют повысить количество покупок.
Суть метода в том, чтобы продавать не товары и услуги, а решение проблем. При таком подходе клиенты будут возвращаться к продавцу снова и снова. СПИН — это даже не способ продаж, а образ мышления, при котором продавец думает не о том, как бы поскорее продать товар, а о том, как найти решение проблем покупателей.
Где можно использовать метод СПИН
Метод СПИН вряд ли подходит для мелких и дешевых товаров по двум причинам:
Покупателя редко нужно убеждать в том, что ему нужен какой-то недорогой товар. Например, пачка молока или шариковая ручка. Людям не нужно долго раздумывать над их покупкой, потому что они не потратят много денег. Купили и забыли. Будет выглядеть даже странно, если менеджер задаст кучу вопросов покупателю, чтобы продать простую ученическую ручку за 20 рублей.
Чтобы использовать метод СПИН, нужно обучить персонал. Для этого требуются временные и денежные затраты. Поэтому для продажи дешевых товаров это нецелесообразно.
Метод СПИН подходит тем, кто реализует дорогостоящие товары или занимается оптовыми продажами. Но и в остальных отраслях его можно попробовать. Особенно, если в компании уже есть менеджер, который хорошо умеет продавать — ему не сложно будет освоить новую технику и попробовать в деле. А уже по результатам можно будет судить — стоит ли дальше использовать СПИН.
Почему в технике СПИН важны вопросы
Потому что метод как раз построен на последовательности различных типов вопросов, которые задает менеджер в процессе общения с клиентом. Если соблюдать правильную последовательность вопросов, можно выяснить, что волнует покупателя, какие проблемы он хочет решить при помощи товара или услуги, как удовлетворить его потребности.
Когда менеджер выявляет потребности клиента при помощи техники СПИН, ситуация оборачивается таким образом, что человек сам приходит к заключению использовать товары или услуги компании для решения своих проблем. Продавец не давит на него, а лишь направляет и помогает подобрать наиболее подходящий продукт.
Чтобы разговор прошел успешно, необходимо заранее продумать последовательность вопросов и никогда не задавать их прямо в лоб. Действуйте мягко, издалека, как бы направляя клиента по нужному пути.
Техника состоит из четырех типов вопросов, которые логически следуют друг за другом. Благодаря такой последовательности клиент в конце разговора приходит к определенным выводам. Количество вопросов зависит от ситуации — его определяет сам менеджер, исходя из настроя клиента, свойств и характеристик товаров, стоимости продукта и других факторов.
Теперь предлагаю перейти к самой важной части статьи — к разбору видов вопросов и реальных примеров, которые продавец сможет применять на практике.
Виды вопросов в СПИН-продажах
Ситуационные вопросы
Вопросы, с которых начинается техника. Они необходимы для того, чтобы разузнать текущее положение дел и выяснить общую картину ситуации клиента. Также ситуационные вопросы помогают менеджеру наладить диалог с покупателем.
Допустим, менеджер занимается оптовой продажей удобрений для фермеров. В разговоре с клиентом ему в первую очередь необходимо выяснить нужны ли удобрения фермеру.
Посмотрите на слайд ниже — там я привел несколько вариантов ситуационных вопросов, которые можно задать покупателю в этой ситуации.
Из примера понятно, какими примерно должны быть ситуационные вопросы. Адаптировать эти варианты можно для любой отрасли.
А вот схема, которая позволит самостоятельно составлять варианты ситуационных вопросов:
Проблемные вопросы
Этот блок вопросов помогает менеджеру узнать о потребностях и проблемах клиента, что в принципе понятно из названия блока.
Часто клиенты не осознают, что у них есть конкретные проблемы, которые вполне реально устранить. Для этого и нужны проблемные вопросы — они наталкивают человека на мысль о том, что проблема существует и ее нужно решить.
Этот блок вопросов является основой всего метода. Менеджеру не стоит ударяться в импровизацию, лучше придерживаться установленных правил и приведенных здесь примеров вопросов.
Посмотрите на слайд — я привел примеры вопросов для ситуации с покупкой удобрений.
Вопросы можно менять под свои товары или услуги.
Составить еще больше проблемных вопросов поможет шпаргалка:
Как только выявили проблему, не пытайтесь сразу же продать человеку товар или услугу — переходите к следующему блоку вопросов.
Извлекающие вопросы
Задавая эти вопросы, менеджер показывает клиенту, что будет, если не решить имеющуюся проблему. Таким образом продавец ненавязчиво подталкивает человека к покупке.
Примеры вопросов для ситуации с покупкой удобрений:
Еще больше вопросов можно составить при помощи шпаргалки:
Теперь, когда человек осознал проблему и понял, что если не исправить ее, будет только хуже, можно переходить к последнему блоку вопросов.
Направляющие вопросы
Цель вопросов этого типа — показать покупателю, что именно ваш продукт или услуга способны решить его проблему. Кроме того, они показывают, какие выгоды получит клиент, решив избавиться от проблемы. Если к этому моменту вы заметили, что человек более лояльно относится к тому, чтобы приобрести продукт, можно задавать более конкретные и прямые вопросы, чем на предыдущих этапах.
Продолжаем рассматривать ситуацию с покупкой удобрений. Вот варианты направляющих вопросов:
И наконец шпаргалка для составления направляющих вопросов:
Пошаговая инструкция использования метода СПИН
Без разницы, какие товары или услуги вы продаете, по методу СПИН действия будут практически идентичными. Меняться будут только вопросы.
Чтобы воспользоваться методом, придерживайтесь такой последовательности действий:
Заранее продумайте, какие проблемы решает ваш продукт. Клиенты покупают решение проблем, а не товар. Им не нужны товары, если они не приносят им пользу. Выпишите все преимущества товаров, а затем напротив каждого укажите список проблем, которые помогает решить каждое из преимуществ.
Думайте не как продавец, а как клиент. Взгляните на ситуацию глазами покупателя — говорите на его языке, старайтесь найти решение его проблем. Не думайте о том, что нужно продать товары, думайте о трудностях клиентов и способах их решения. Представьте себя на их месте.
Заготовьте примерный список вопросов, которые зададите клиенту на встрече. После выполнения двух предыдущих действий вы уже должны примерно представлять, какие потребности у человека, с какими трудностями он сталкивается и как их устранить. Исходя из этой информации, придумайте вопросы, которые будете задавать. Учтите, что стоит подготовить варианты не для одной проблемы, а для нескольких, потому что на практике вы можете не угадать, если продумаете только одну проблему.
Начинайте диалог с клиентом так, чтобы задавать вопросы, а не отвечать на них. Поэтому после стандартного представления и краткого рассказа о компании спросите клиента: «вы могли бы ответить на несколько вопросов?». Покупатель согласится и тогда можно начинать.
Покажите преимущества товара. После того как зададите вопросы клиенту и выявите его проблему, расскажите о том, чем хорош ваш товар и как он может помочь клиенту. Чтобы выгодно представить продукт в глазах покупателя, необходимо знать, какие критерии и характеристики товара важны для него. Именно с помощью СПИН-вопросов это и выясняется.
Поработайте с сомнениями. Покупая дорогую вещь, у любого клиента возникают сомнения и возражения. Чтобы покупка совершилась, менеджер должен развеять их. Причем иногда клиенты даже не говорят о сомнениях, просто уходят, сказав «я подумаю». Менеджеру нужно узнать конкретные возражения, которые зародились в голове клиента. Поэтому опять же нужно задавать вопросы.
Завершите продажу. Если все прошло успешно и клиент готов к покупке, значит менеджер сделал все правильно. Осталось только договориться об условиях покупки.
Как улучшить навыки СПИН-продаж
Придется смириться с тем, что освоить метод продаж СПИН, нужно потрудиться. Овладеть им сразу нереально, тут как минимум нужен опыт в продажах, коммуникативные навыки и тренировки. Если решили попробовать его самостоятельно или обучить сотрудников, прислушайтесь к рекомендациям ниже.
Не пытайтесь жонглировать вопросами и самостоятельно решать, когда и какой задавать клиенту. Придерживайтесь установленной очередности метода СПИН, выучите возможные варианты вопросов из примеров, которые написаны выше. Индивидуализация и способность самостоятельно придумывать подходящие вопросы — это прекрасно, но на первых порах этот номер не прокатит. Чтобы в совершенстве овладеть техникой, нужно какое-то время поработать с ней и набраться практического опыта.
Сосредоточьтесь на вопросах, а не на ответах. В описанной технике важны именно вопросы и то, как менеджер задает их. Поэтому постарайтесь уделить им особое внимание.
Заранее продумывайте и записывайте возможные вопросы к собеседнику. Если проблема, которую ему нужно решить, известна заранее, обдумайте ее и постарайтесь заблаговременно найти решение.
Не меняйте местами порядок вопросов. Пусть они идут в той же последовательности, что обозначена в аббревиатуре — ситуационные, проблемные, извлекающие и направляющие.
Больше тренируйтесь и не бойтесь неудач. Вы обязательно освоите метод СПИН, но не сразу.
Источник