- Действенные способы приобретения новых навыков
- Техника Кауфмана: как научиться чему угодно за 20 часов
- Основные принципы данной модели обучения
- Второй список действий также включает 10 пунктов
- Как стать экспертом: шесть шагов к мастерству
- По дополненной системе братьев Дрейфус существует шесть стадий получения навыка
- Формирование у учащегося навыка самостоятельного приобретения знаний
- Библиографическое описание:
- Способ приобретения знаний самостоятельно
- Как перейти на самообразование
- Как учатся на форме самообразования
- Кому подходит самообразование
- Плюсы и минусы самообразования
- Минусы
Действенные способы приобретения новых навыков
Сегодня у человека есть огромные возможности для самореализации. Совершенно необязательно осваивать только одно направление деятельности. Обучиться даже во взрослой жизни буквально «с нуля» можно чему угодно – от выпекания пирожков и выращивания моркови до игры на скрипке и программирования. Общие принципы и механизмы обретения новых навыков однотипны, а четкое их понимание ускоряет процесс обучения во много раз.
Техника Кауфмана: как научиться чему угодно за 20 часов
Механизмы обучения исследуют несколько сотен лет. Цель исследований – получение максимального результата в минимальные сроки. Достигается это только путем осознанной и регулярной практики.
Написанная Джошем Кауфманом книга «Первые двадцать часов» предлагает определенный способ обучения, с помощью которого получается приобрести нужный навык всего за 20 часов. Такой вариант подходит людям, которые не только не хотят отрываться от основной работы, но и желают успевать отдыхать.
Основные принципы данной модели обучения
- Нужный навык «разбивают» на несколько небольших элементов.
- Изучают каждый «кусочек» отдельно, учитывая последовательность.
- Устраняют все факторы, которые мешают обучению.
- Регулярно «прокачивают» ключевые элементы навыка.
Начинать следует с основ, постепенно подбираясь к более сложным моментам. Обязательно заниматься ежедневно, изучать соответствующую литературу. Всего за 20 занятий по часу получится освоить навык до уровня «Смотрите, как я могу!». Но чтобы стать настоящим экспертом в той или иной области, нужно не менее 10 000 часов.
В своей книге Кауфман предлагает два основных списка действий для тех, кто думает, как быстро научиться чему угодно. Первый список действий для быстрого приобретения навыка состоит из 10 пунктов. Необходимо:
- Выбрать интересный проект.
- Сосредоточиться на одном навыке.
- Определить желаемый уровень мастерства.
- Разбить навык на части.
- Тщательно подготовиться для проведения занятий.
- Убрать все препятствия.
- Определиться со временем занятий.
- Создать обратную связь.
- Заниматься интенсивно, следуя расписанию.
- Обращать внимание на скорость обучения и качество.
Каждое пункт имеет важное значение. Например, без выбора привлекательного проекта и определения для себя желаемого уровня мастерства есть риск потратить время впустую, бросив все на полпути. Если не заниматься регулярно и интенсивно, то придется постоянно возвращаться к основам. Обратная связь дает возможность оперативно корректировать свои действия и улучшать процесс обучения.
Второй список действий также включает 10 пунктов
- Внимательно изучить навык.
- Осознать, что этот навык не изучен и не понятен.
- Найти ментальные модели и мысленные зацепки, которые будут способствовать обучению.
- Представить положительный и отрицательный результат обучения.
- Проконсультироваться с людьми, обладающими выбранным навыком.
- Устранить отвлекающие от обучения факторы.
- Использовать технику интервальных повторений для запоминания.
- Сформировать шаблоны занятий, поддерживающие структуры.
- Сформулировать прогнозы.
- Заботиться о себе во время обучения, не перенапрягаться, не забывать об отдыхе.
Эти списки позволяют избежать большого количества ошибок в процессе обучения и приводят к эффективному результату. Важно заниматься осознанно и не сдаваться даже в случае мелких неудач. Ошибки у новичка – это нормально.
Как стать экспертом: шесть шагов к мастерству
Известная 5-ступенчатая модель обучения разработана в 1980-х годах братьями Дрейфус из Калифорнии. Главный ее принцип – осознание своего места на лестнице, ведущей к желаемому результату.
По дополненной системе братьев Дрейфус существует шесть стадий получения навыка
- Начальная. Новички четко выполняют правила, так как без опыта сориентироваться крайне сложно.
- Продолжение. Здесь возможны некоторые отступления от инструкций.
- Компетенция. Наличие некого опыта дает простор для творчества и освоения нового.
- Уровень специалиста. Специалист уже интуитивно чувствует, как поступать в разных ситуациях и редко ошибается.
- Эксперт. При достижении этого уровня решения приходят сами собой, а навыки отработаны до состояния рефлексов.
- Высокое мастерство. Мастер работает на пределе возможностей. Его действия четко выверены, но глубоко индивидуальны. Он авторитет в своем деле, полностью погруженный в любимую работу. Его способности так и останутся пределом мечтаний для многих начинающих.
Разделение на ступени условно, а нахождение на более высокой или низкой – не всегда хорошо или плохо. Важно лишь чувствовать себя комфортно в определенной роли. Всегда полностью полагаться на интуицию не следует. В сложных и непредсказуемых ситуациях лучше работают свойственные определенной сфере алгоритмы.
Две описанные модели обучения отлично дополняют друг друга. Вариант Кауфмана – четкие и простые принципы, схемы обучения, предполагающие постоянные тренировки. Братья Дрейфус предлагают определить стартовые умения и подумать, какие средства нужны для достижения желаемого результата. Конкретных пошаговых советов для определенной сферы деятельности эти модели не дают, но определить общий план и направление действий помогают.
Никогда не поздно учиться новому. А чтобы обучение происходило быстрее и эффективнее, следует развивать когнитивные функции. Это легко делать с помощью тренажеров Викиум.
Источник
Формирование у учащегося навыка самостоятельного приобретения знаний
Дата публикации: 05.12.2015 2015-12-05
Статья просмотрена: 973 раза
Библиографическое описание:
Костина, О. В. Формирование у учащегося навыка самостоятельного приобретения знаний / О. В. Костина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 977-979. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24169/ (дата обращения: 19.11.2021).
Сегодня государство определило путь, который позволит России стать конкурентным обществом в современном мире и обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Этот путь — модернизация и инновационное развитие. Очевидно, для успешного преодоления этого пути важна инициативная личность. А что значит быть инициативным? Это значит: способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, уметь планировать свои действия для правильного выбора профессионального пути, быть готовым к обучению в течение всей жизни.Все эти навыки формируются с детства и со школьной скамьи. Именно школа фактически является важным элементом в этом процессе, так как здесь создается среда для развития личности ребенка, с его укладом и установкой на будущее.
Действия государства очевидны и имеют свое отражение в главном стратегическом документе развития образования — национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». А достижения такого качественно нового результата есть внедрение ФГОС второго поколения.
Но разработать документ это одно, а вот реализация и планирования действий для достижения поставленной цели — задача не из легких. И каждый учитель понимает, что всё это «новшество» ложится на его плечи.
Переходя на новое образование, учитель утопает в информации о том, что он «должен», о том какие у него новые права и обязанности, о новых формах проведения уроков и о новых технологиях, которые необходимо применять сегодня. «Современный учитель должен не учить, а помогать учиться ребенку, направлять его. Учитель «новой школы» — это наставник, консультант и руководитель проектов. Учитель должен создать на уроках такую учебную среду и атмосферу, которая обеспечит достижение новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом от ученика требуется не столько внимательно слушать учителя, сколько осваивать знания и умения в деятельности». [2, с.5]
Среди многообразия требований, к результатам освоения программы, задач, которые заложены в стандарте, хочется остановиться на учебно-познавательной задаче, направленной на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний. [6, с.7]
В определениях «навык», «самостоятельность», «интеграция знаний» несложно разобраться, достаточно открыть словари, но как совместить эти разносторонние понятия, внедрить их в учебный процесс и прийти к наилучшему результату?
Все зависит от главного действующего лица — учителя. Как он построит свою деятельность на уроках? Какие технологии применит? Какими личностными качествами он обладает? И, наконец, насколько он, учитель, заинтересован в результате?
Формирование навыка самостоятельного приобретения знаний, применение приобретённых знаний, а также их интеграция с другими дисциплинами находит свое отражение в ситуационной задаче.
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание, а зачастую знание нескольких учебных предметов. Кроме того эта задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, которые формируется таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ. [4, с 4]
Пример ситуационной задачи:
Величайшее здание мира
Высочайшее здание мира — небоскреб Burj Khalifa в Дубае (829,8 м) — в декабре предлагает туристам получить новые впечатления, встречая рассвет на высоте птичьего полета. Теперь по выходным дням на смотровую площадку At the Top, расположенную на 124-м уровне здания, можно попасть с 5:30 до 8:00.
Всего предусмотрены три утренние сессии с интервалом в 30 минут.
Площадка AttheTop находится на высоте 452 метра, с нее открывается вид на 360 градусов.
Недавно в Burj Khalifa открылась еще одна смотровая площадка, ставшая самой высокой в мире, — At the Top Sky. Она находится на 148 уровне небоскреба, на высоте 555 метров. (Туристический портал travel 365.ru, от 3.12.14.)
Как известно, с увеличением высоты, давление воздуха понижается.
- Рассчитайте на основании данных, на какой из двух смотровых площадок будут лучше чувствовать себя туристы.
- Объясните причину того, что давление уменьшается с увеличением высоты подъема.
- Оцените значимость изменения давление для организма человека?
- Какой группе туристов посчастливится увидеть восход? Предложите в виде таблицы критерии «восхода», «рассвета».
Для решения данной задачи, необходимо интегрировать знание по таким дисциплинам, как география, биология, медицина, астрономия. Более того, необходим самостоятельный поиск информации между такими понятиями «рассвет», «восход», иметь представление об их различии. Необходимо уметь «объяснять», «оценивать», «рассчитывать», «выдвигать гипотезы» — всё это ведет к поиску новых знаний, новых методов и путей решения данной проблемы.
Алгоритм по приобретению навыка самостоятельности учащихся с помощью ситуационных задач.
- Внимательно познакомиться с текстом задачи;
- Определить (практическую, теоретическую) значимость информации из текста: мотив ее решения;
- Смоделировать (абстрагировать) ситуацию из текста;
- Определить основные понятия и их содержание (слова — ключи) в тексте;
- Выяснить, из каких областей необходимы знания для решения данной задачи;
- Определиться с источниками информации;
- Сопоставить действительное с содержанием текста и выдвинуть гипотезу;
- Записать свои выводы с пояснениями.
Таким образом, используя ситуационные задачи, учитель мотивирует ученика на поэтапное овладения новых знаний, которые ученик сам «добывает» в результате ее решения.
Решение ситуационных задач способствует развитию навыков самоорганизации деятельности ученика, развитию способности ориентироваться в мире ценностей, повышению уровню функциональной грамотности, что приведет его к способности мыслить шире, ориентироваться в проблемах современной жизни и, соответственно, находить оптимальные пути решения: инновационно.
- Крысанова О. А. Инновационные аспекты научно-методической деятельности учителя физики: монография. Самара: «Самарский университет», 2010. 120 с.
- Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов пед.ВУЗов. М.: АРКТИ, 2005. 5 с.
- Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения/ авт.-сост. А. В. Виневская. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 16–17 с.
- Сборник ситуационных задач: практикум/ отв. Ред. О. А. Крысанова.- Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. 4–5 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. М.: Просвещение, 2013. 26 с.
- Физика. Планируемые результаты. Система заданий: пособие для учителей общеобразовательных организаций; под ред. С. Г. Ковалевой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2014. 7 с.
Источник
Способ приобретения знаний самостоятельно
В широком смысле слова самообразование — приобретение знаний самостоятельно. Когда мы учимся чему-то новому своими силами, мы занимаемся самообразованием.
Юридически самообразование — отдельная форма обучения. В России получать образование можно:
В школах дети учатся очно, очно-заочно или заочно.
Вне школ обучение может проходить в форме семейного образования или самообразования. Фактически это одно и то же, потому что процесс в обоих случаях одинаковый и ответственность лежит на родителях школьника и нём самом. Термин «самообразование» применяется в отношении учеников 10–11 классов.
Самообразование — это форма обучения вне традиционной массовой школы. Перейти на эту форму могут подростки, которым уже исполнилось 15 лет, или те, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил девять классов.
Самообразование отличается от обучения в школе тем, что подросток сам несёт ответственность за процесс и результаты. Считается, что к 10–11 классу школьник уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно заниматься учёбой и осознанно выбирать форму обучения. Хотя разрешение родителей всё равно потребуется.
Как перейти на самообразование
Процедура перехода на форму самообразования такая же, как и на семейное обучение:
- Сначала необходимо уведомить органы управления образования по месту жительства.
- После или одновременно с этим нужно отчислиться из текущей школы.
- Затем выбратьшколу для аттестаций. Необходимо зачислиться в аккредитованную школу, имеющую лицензию на образовательную деятельность по основным программам.
- При желании можно также заключитьдоговор об аттестациях. В этом документе указывается периодичность и формы проверки знаний школьника на самообразовании.
Пошаговое руководство по переходу на семейное образование и самообразование
Скачивайте себе на компьютер или читайте онлайн!
Как учатся на форме самообразования
Существуют разные способы организации обучения на форме самообразования. Школьник вместе с родителями может выбрать любую программу и построить учебный процесс так, как ему нравится. Можно заниматься самостоятельно по учебникам, посещать репетиторов или смотреть онлайн-курсы.
Форма самообразования позволяет как пройти за год программу сразу нескольких классов, так и двигаться вперёд не торопясь, последовательно.
В выбранной школе прикрепления вам сообщат, какие предметы обязательны для аттестации. Их так или иначе придётся проходить. Остальную программу можно составить по желанию подростка и родителей.
Кому подходит самообразование
Эту форму чаще всего выбирают старшеклассники, которые:
- недовольны качеством обучения в обычной школе;
- хотят пройти программу 10–11 классов ускоренно;
- уже начали работать, но всё же хотят получить полное среднее общее образование;
- считают, что жалко тратить по 6–8 часов в день на школу, когда можно больше внимания уделять подготовке к экзаменам и олимпиадам.
Плюсы и минусы самообразования
Старшеклассники, которые учатся дома, обычно говорят о таких преимуществах:
✅ Не нужно так много времени уделять непрофильным предметам. Вместо этого можно сконцентрироваться на подготовке к ЕГЭ и поступлению в вуз.
✅ Можно заниматься с лучшими преподавателями Москвы и Санкт-Петербурга, даже если живёшь далеко от столиц.
✅ Есть возможность пройти старшие классы ускоренно. Экстернат экономит время и даёт фору.
✅ Учёбу можно совмещать с увлечениями без потери качества знаний.
Минусы
❌ Требует дисциплины и ответственности. Без внутреннего желания и мотивации результата не будет.
В нашем экстернате вам помогут с организацией обучения в форме самообразования.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Источник