Способ принятия правоприменительных актов

Акт применения правовых норм: понятие, особенности, виды

Актом применения норм права, или индивидуальным актом, называют официальный правовой акт, который имеет индивидуальное государственно-властное предписание, вынесенное уполномоченным на то органом по конкретному юридическому делу.

Правоприменительные акты обладают следующими признаками:

  1. они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом;
  2. правоприменительные акты обладают государственно-властным характером и охраняются принудительной силой государства;
  3. акты применения права носят индивидуальный характер;
  4. правоприменительные акты имеют установленную законом форму и точное наименование.

Акты применения норм права как документы имеют определенную структуру, состоящую из следующих обязательных элементов

  1. вводной части, которая содержит наименование правоприменительного акта (приказ, постановление, распоряжение, приговор и др.), название органа, должностного лица, издавшего его, время издания, конкретный адрес предприятия;
  2. описательной части, где излагаются фактические обстоятельства дела и перечисляются собранные доказательства; мотивировочной части, обосновывающей принятое решение;
  3. резолютивной части, излагающей содержание принятого решения, а также сведения о порядке его обжалования.

Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям

  1. по форме внешнего выражения;
  2. по субъектам, применяющим нормы права;
  3. по функциональному признаку;
  4. по предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности);
  5. в зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права;
  6. по способу принятия;
  7. по характеру решения;
  8. по юридическому значению;
  9. в зависимости от действия во времени.

По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить

  1. на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.);
  2. акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).

По субъектам, применяющим нормы права, различают

  1. акты представительных органов;
  2. акты исполнительных органов;
  3. акты правоохранительных органов;
  4. акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.);
  5. акты органов местного самоуправления.

По функциональному признаку выделяют:

  1. акты-регламентаторы;
  2. правоприменительные акты.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают

  1. акты конституционно-правовые;
  2. акты административно-правовые;
  3. акты уголовно-правовые;
  4. акты применения материального и процессуального права.

В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются

  1. на регулятивные;
  2. охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).

По способу принятия акты применения права систематизируют

  1. на принятые коллегиально;
  2. принятые единолично.

По характеру решения правоприменительные акты бывают:

  1. запрещающие;
  2. обязывающие;
  3. управомочивающие.

По своему юридическому значению акты применения права подразделяются

  1. на основные;
  2. вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.

В зависимости от действия во времени различают

  1. акты однократного действия (наложение штрафа);
  2. длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Источник

Правоприменительный акт

Правоприменительный акт – официальный правовой документ, принятый уполномоченным органом (должностным лицом) в ходе решения конкретного юридического дела и содержащий индивидуально-конкретное властное предписание.

Признаки правоприменительного акта:

1. Принимается уполномоченным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции.

3. Направлен на решение конкретного юридического дела.

5. Принимается на основе норм права и индивидуализирует их применительно к конкретной ситуации и конкретным лицам.

6. Оформляется в виде официального правового документа, имеет установленную форму и реквизиты.

7. Адресован индивидуально-определенным лицам.

8. Реализуется однократно.

9. Выступает в качестве юридического факта и влечет наступление правовых последствий, т.е. возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Соотношение нормативного правового акта и правоприменительного акта

б) принимаются уполномоченными органами (должностными лицами) в пределах их компетенции;

в) принимаются в порядке, предусмотренном нормами права;

г) имеют государственно-властный характер и обязательны к исполнению;

д) их реализация обеспечивается возможностью применения государственного принуждения.

2. Отличия указаны в табл. 3.

Отличия нормативного правового акта от правоприменительного акта

Нормативный правовой акт Правоприменительный акт
Содержит общие правила поведения – нормы права Содержит индивидуально конкретные предписания
Выражает способ нормативного правового регулирования Выражает способ индивидуального поднормативного регулирования
Обращен к широкому кругу лиц Обращен к индивидуально определенным лицам
Реализуется многократно Реализуется однократно
Не является юридическим фактом и сам непосредственно не влечет наступления правовых последствий Выступает в качестве юридического факта и влечет наступление правовых последствий (возникновение, изменение или прекращение правоотношения)
Читайте также:  Поверхностный способ получения лимонной кислоты

Структура правоприменительного акта:

1. Вводная часть – содержит указание на правоприменительный орган, место и дату принятия решения.

2. Описательная часть – содержит описание существа дела, т.е. сведения о фактических обстоятельствах.

3. Мотивировочная часть – содержит обоснование выносимого решения.

4. Резолютивная (постановляющая) часть – содержит выносимое решение.

Виды правоприменительных актов:

1. По субъектам принятия:

– принятые государственными органами (например, органами законодательной, исполнительной и судебной власти);

– иными уполномоченными органами (например, органами местного самоуправления);

– принятые должностными лицами (например, ректором вуза).

2. По наименованию:

– указы (например, Указ Президента РФ о награждении гражданина А. орденом Дружбы);

– распоряжения (например, распоряжение губернатора области о назначении гражданина Б. на должность начальника отдела);

– приказы (например, приказ ректора о назначении гражданина В. на должность преподавателя);

– определения (например, частное определение суда);

– решения (например, решение суда о расторжении брака);

– приговоры (например, обвинительный приговор суда).

3. По функциям права:

– регулятивные (например, приказ о назначении на должность или об увольнении по собственному желанию);

– охранительные (например, приказ о увольнении за совершение прогула).

4. По юридической природе:

– основные (содержат конечное решение дела, например обвинительный или оправдательный приговор суда).

– вспомогательные (не содержат конечного решения дела, а подготавливают принятие основных актов, например постановление о возбуждении уголовного дела);

5. По правовым последствиям:

– правообразующие (влекут возникновение правоотношения, например, приказ о назначении на должность);

– правоизменяющие (влекут изменение правоотношения, например, приказ о переводе с одной должности на другую);

– правопрекращающие (влекут прекращение правоотношения, например приказ об увольнении).

6 По порядку принятия:

– принимаемые единоначально (например, Указ Президента, приказ директора учреждения, решение мирового судьи);

– принимаемые коллегиально (например, решение Совета Федерации о назначении гражданина А. на должность судьи Конституционного Суда РФ, решение суда о разделе имущества).

Источник

Принятие акта применения норм права

Итогом правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Они фиксируют основные выводы, полученные на других стадиях правоприменения.

Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона. Его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важнейший элемент правовой системы государства.

Акт применения является одним из видов правовых актов, который характеризуется определенными специфическими чертами. Во-первых, акт применения исходит от компетентных органов, поэтому и сам носит госу­дарственно-властный характер, охраняется им и обеспечивается государ­ством в его реализации. Во-вторых, он носит конкретно-индивидуальный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто при данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями и какими и т.д. В-третьих, акт применения права имеет определенную установленную законом форму.

Каждый акт применения права является актом — документом. В нем есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использова­ния юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов -документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необ­ходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права — уголовного, гражданского, административного.

[6]Акт правоприменения является разновидностью понятия «акт управления» и используется как для характеристики действия соответствующего органа, так и формы выражения этого действия. Причем в сфере управления такой формой могут быть и соответствующие документы и устные индивидуально-конкретные веления — результат правоприменительной деятель­ности.

Читайте также:  Нормы технологического проектирования горнодобывающих предприятий металлургии с подземным способом

Правоприменительные акты, условно, можно разделить на группы:

а) «Собственнические» акты управления;

б) властные акты в области применения права;

в) акты прямого осуществления центрального руководства;

г) координационные акты;

д) ориентировочные индивидуальные акты.

Такие классификация носят локальный характер и не могут представить всю систему правоприменительных актов органов государственного управления в целом. В основу единой классификации должны бить положены все четыре правила деления объема понятия :

а) наличие одного и того же основания;

б) равенство объема членов классификации объему классифицируемого класса;

в) необходимость взаимного исключения друг другом отдельных членов классификации;

г) логическая непрерывность деления на классы.

Также в основу разделения актов на виды могут быть положены самые различные признаки. К числу таких признаков можно отнести:

а) цель правоприменительного акта;

б) сферу использования;

в) характер регулируемых отношений;

г) характер отражения содержания нормы права в содержании правоприменительного акта;

д) степень отражения нормативного веления в содержании правоприменительного акта;

е) орган, издающий правоприменительный акт;

ж) способ принятия акта;

з) особенности содержания акта;

и) форма выражения.

Акты применения права могут быть самыми различными. В связи с этим их можно классифицировать (объединить в группы) по различным основаниям:

· по форме можно выделить: указы, приговоры, решения, постановления, приказы и т.д.

· по субъектам их издающим различаются: акты государственных органов и общественных организаций; акты органов власти и исполнительно-распорядительных органов; акты высших органов власти и управления и местных органов; акты органов правосудия, прокуратуры, надзора и контроля; единоличные и коллегиальные.

· в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты следует подразделять на регулятивные и правоохранительные.

· Такие акты выполняют различные функции в механизме правового регулирования.

· Регулятивные акты направлены на конкретизацию правомочий, на положительные действия управомоченных субъектов, а также конкретизацию юридических обязанностей.

Правоохранительные акты обеспечивают главным образом регулятивные отношения, направленные на охрану прав, свобод и интересов различных субъектов. Их содержанием, как правило, являются: требования устранить правонарушение, властный приказ исполнить юридическую обязанность, либо выражают меру государственного принуждения.

· по своему юридическому значению акты применения права различают основные и вспомогательные. Основные акты — это акты, которые содержат веление, выражающее конечное решение юридического дела (приговор, решение суда). Вспомогательные — это акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных или же направленные на них осуществление (различные акты надзора и контроля, акты следственных действий);

Резолютивная часть должна содержать окончательный вывод правоприменительного органа, указание на те последствия, которые вытекают из закона и данного правоприменительного акта. Правоприменительный акт вступает в законную силу в целом, а не одной лишь резолютивной частью. Все составные части находятся в неразрывном единстве. Вместе с тем, каждая из них имеет относительно самостоятельное значение:

· в зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на: акты однократного действия (штрафы) и длящиеся (регистрация брака, зачисление в ВУЗ);

· по предмету правового регулирования различают акты уголовно-правовые, гражданско-правовые, процессуальные и материальные;

· в соответствии с тем, какие юридические последствия вызывают акты применения (а они являются юридическими фактами) их можно разделить на: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. Такое деление является условным, поскольку один и тот же акт может вызвать все указанные последствия;

· по тому, на какой круг лиц распространяют свое действие акты применения различают: общего действия и индивидуальные;

Читайте также:  Следы обуви способы фиксации следов обуви

· по внешней форме выражения правоприменительные акты могут быть устными и письменными;

· в правоприменительных актах по-разному отражается содержание нормы права: диспозиция и санкция.

· по степени отражения нормативного веления в содержании актов:

· по сферам использования:

Выявление эффективности правоприменительного акта связано с определением целей издания данного акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками. Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели, и ближайшие и отдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.

Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Правоприменение также всегда связано с уяснением смысла правовых требований. Основными требованиями к правоприменительным актам являются:

Законность — означает, что при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определенной норме права (их совокупности) прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать ее точному смыслу, а также действовать в строгих рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе.

Немаловажное значение имеет также строгое соблюдение предусмотренного законом порядке рассмотрения дела и вынесения решения, установленной формы акта применения права.

Обоснованность — это означает, что:

а) Должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;

б) Такие факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;

в) Все недоказанные и сомнительные факты не должны быть приняты во внимание и отвергнуты.

Целесообразность. Проблема целесообразности в праве имеет два самостоятельных аспекта. С одной стороны закон, выражая волю народа, сам по себе целесообразен. Он содержит требования, которые с точки зрения законодателя являются наиболее целесообразными решением вопроса. Поэтому наиболее точное и последовательное осуществление закона, есть в то же время наиболее целесообразное решение вопроса, наилучшее достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. Недопустимо прикрывать нарушение законности с ссылками на целесообразность.

Второй аспект целесообразности в праве — это соответствие деятель­ности и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболее целесообразное осуществление нормы в конкретной жизненной ситуации. Норма права в силу своего общего характера не может учесть все особенности каждого конкретного случая, но обычно дает возможность исполнителю учитывать их. В пределах содержащий правоприменительный акт следует выбирать наиболее эффективное решение, максимально полно и правильно отражающий смысл закона и цели правового регулирования. При этом, чем больше возможностей дает акт для проявления инициативы и самостоятельности, тем больше значение приобретает это требование.

Орган применяющий акты, единообразно и неуклонно исполняя юридичес­кие предписания, должен в то же время действовать инициативного макси­мальным учетом особенностей места и времени исполнения, разумно распределяя кадры и т.д.

Справедливость — это требование к актам применения права, отражает идею о социальной справедливости общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица применяющего права, а также окружающих в том, что принятое решение служит интересам трудящихся, а также наиболее полно и последовательно отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений.

Справедливость акта применения права — это соответствие общественного мнения о принятом решении самому решению, тесная согласованность содержания решения с моральными убеждениями общества. От того насколько убедительно и морально оправдано решение компетентного органа во многом зависит его авторитет, воспитательное действие. Работа государственного аппарата не может замкнуться лишь пределами юридической значимости фактов. Нравственная сторона, моральная оценка случая, надлежащего разрешению, должны обязательно учитываться при применении права.

Источник

Оцените статью
Разные способы