Способ принятия конституции украины

§ 1. Конституция Украины

Подготовка и принятие конституции. До 1996 г. конституция Украины состояла из нескольких разновременных документов: действовали некоторые положения конституции 1978 г.; многочисленные поправки, принятые к ней (например, о введении должности президента республики); Конституционный договор 1995 г.

Процесс подготовки новой конституции был длительным. Еще в 1991 г., до преобразования Украины в самостоятельное государство, Верховный совет Украины принял Концепцию конституции Украины, в которой говорилось, что в центре новой конституции должен быть человек как высшая ценность. Однако разработка нового основного закона тормозилась экономической и политической нестабильностью, противоречиями между центром и Автономной Республикой Крым, западными и

восточными областями и особенно борьбой парламента и президента за решающие рычаги государственной власти. Последние противоречия были значительно ослаблены подписанием Конституционного договора, после чего подготовка проекта конституции была завершена и 28 июня 1996 г. она была принята парламентом — Верховной радой Украины. В процессе подготовки конституции неоднократно публиковались основные положения различных вариантов проекта, но общегосударственного обсуждения населением окончательного текста проекта не проводилось, так как в результате противоборства различных сторон некоторые конституционные формулировки неоднократно изменялись, пока на заседаниях Верховной рады не был достигнут компромисс.

В результате принятия конституции 1996 г. прежняя конституция 1978 г. с последующими изменениями и дополнениями, а также Конституционный договор 1995 г. утратили силу.

Основные черты конституции. Конституция Украины содержит 15 разделов, преамбулу, заключительные положения, а также переходные положения. В преамбуле говорится, что Верховная рада принимает конституцию, сознавая ответственность перед Богом, своей совестью, предшествующими, нынешним и грядущими поколениями. Хотя конституция и исходит из идей общечеловеческих ценностей, на некоторых ее формулировках (о полномочиях высших органов государства, статусе прокуратуры, о депутатском запросе и др.) сказалось влияние предшествующего советского опыта.

Согласно конституции, Украина — это суверенное, независимое, демократическое, социальное и правовое государство. Защита суверенитета, независимости, оборона Украины возлагаются на вооруженные силы, причем устанавливается, что они не могут использоваться для ограничения прав и свобод граждан, свержения конституционного строя, устранения органов власти или препятствования их деятельности. На территории Украины не допускается формирование воинских подразделений, не предусмотренных законом, запрещается размещение иностранных военных баз. Вместе с тем при принятии конституции в Верховной раде отмечалось, что базирование части черноморского флота, принадлежащего России, будет сохранено на правах аренды. Положение о возможности временной аренды вошло в переходные положения конституции.

Демократический характер государства выражается прежде всего в нормах о принадлежности власти народу, право определять и изменять конституционный строй принадлежит исключительно народу, оно не

может быть кем-либо узурпировано. Конституция закрепляет основные принципы демократического государства: разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, права личности и их гарантии и т.д.

Конституция содержит положения, относящиеся к экономической, социальной и политической системам Украины, к принципам духовной жизни. Земля, ее недра, природные ресурсы являются собственностью украинского народа. От имени народа право собственности осуществляют органы государственной власти и местного самоуправления. Граждане обладают правом пользования этими объектами. С другой стороны, в основном законе говорится, что право собственности на землю может принадлежать государству, юридическим лицам и гражданам. Видимо, это объясняется тем, что конституция исходит из концепции «двойного права» собственности на землю: первоначального (народ) и производного (остальные субъекты).

Конституция говорит о многообразии экономики, равенстве всех субъектов права собственности перед законом; вместе с тем «собственность обязывает», она не должна использоваться во вред человеку и обществу, а экономика должна иметь социальную направленность. Бюджетная система строится на основе справедливого распределения общественных благ между гражданами и общинами (громадами).

Читайте также:  Примеры абстрактного способа изложения правовой нормы поясните свой ответ

К вопросам социальной системы относятся положения о том, что человек, его жизнь и здоровье, достоинство, безопасность — это наивысшая социальная ценность, что права человека и их гарантии определяют направленность деятельности государства.

каких-либо классах и социальных слоях в новой конституции не упоминается.

Регулируя основы политической системы и духовной жизни общества, конституция устанавливает принцип политического и идеологического многообразия, гарантирует свободу политической деятельности, не запрещенной конституцией и законами. Никакая идеология не может признаваться государством как обязательная. Основной закон содержит подробные положения о политических партиях и общественных организациях, рассматриваемые ниже. Конституция закрепляет миролюбивую внешнюю политику на основе общепризнанных принципов и норм международного права при соблюдении национальных интересов.

По форме правления Украина является парламентарной республикой с элементами президентской республики, по форме территориально-политического устройства — это сложное унитарное государство с одним автономным образованием (Крым). На Украине существует демократический политический режим.

Изменение конституции. Законопроект об изменении конституции может быть представлен в Верховную раду только президентом Украины или не менее чем третьей частью депутатов общего (конституционного) состава парламента (Верховной рады). Он рассматривается Верховной радой только после заключения Конституционного суда о соблюдении условий внесения такого законопроекта. Изменение конституции должно быть одобрено парламентом дважды на его разных, сессиях: сначала большинством общего состава Рады (предварительное одобрение), а затем 2/3 голосов (окончательное одобрение). Изменение некоторых «укрепленных» разделов основного закона происходит в более строгом порядке: разделы «Общие положения», «Выборы и референдум», «Внесение изменений в конституцию Украины» могут быть изменены лишь по предложению президента или 2/3 общего (конституционного) состава Верховной рады.

Конституционный контроль. Единственным органом конституционной юрисдикции на Украине является Конституционный суд. Он состоит из 18 судей. По 6 судей назначают Верховная рада, президент и съезд судей Украины. Судьи назначаются на 9 лет без права переназначения на новый срок. Судьей Конституционного суда может быть гражданин Украины, достигший 40 лет, имеющий высшее юридическое обра-

зование, стаж работы по специальности не менее 10 лет, проживающий на Украине в течение последних 20 лет и владеющий украинским языком. Председатель Суда избирается его членами путем тайного голосования и только на один трехлетний срок. На судей распространяются гарантии независимости и неприкосновенности, а также относящиеся ко всем органам правосудия требования несовместимости оплачиваемых должностей и работ. Они не могут принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать какие-либо оплачиваемые должности, выполнять оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.

К полномочиям Конституционного суда относятся: 1) принятие решений о конституционности законов и иных правовых актов Верховной рады, президента, Кабинета министров, Верховной рады Автономной Республики Крым. Эти вопросы рассматриваются Конституционным судом в результате обращения президента, не менее 45 депутатов Верховной рады, Верховного суда, Уполномоченного Верховной рады по правам человека, Верховной рады Автономной Республики Крым; 2) официальное толкование конституции и законов Украины (до создания Конституционного суда такое толкование осуществляла Верховная рада);

3) принятие заключений о соответствии международных договоров, которые Украина заключает или к которым присоединяется, ее конституции; 4) принятие заключений в связи с рассмотрением дел об импичмен-те президенту (по обращению Верховной рады).

Конституционность законов и иных правовых актов рассматривается с точки зрения их содержания, процедуры прохождения, принятия или вступления в силу. Если они признаются неконституционными, материальный и моральный вред, причиненный этим, возмещает государство.

Читайте также:  Получить хлорид цинка разными способами

Источник

Как 21 год назад Украина принимала Конституцию

21 год назад, 28 июня 1996 года, у Украины появилась собственная Конституция. До этого действовал устаревший Основной закон УССР 1978 года «выпуска».

Первые попытки хотя бы обговорить проект новой Конституции были предприняты в 1992 и 1993 годах. Они закончились ничем: слишком разным было видение Основного закона у разных политсил. Наконец в 1995 году был принят конституционный договор, а спустя год Верховная Рада под руководством Александра Мороза приступила к рассмотрению проекта новой Конституции. Рассматривали ее целые сутки, которые вошли в историю страны под названием «конституционная ночь».

— Утром был выпуск офицеров военных академий. Кучма пригласил меня в Мариинский дворец, где он устроил прием. Помню, в глазах рябило — будто на электросварку насмотрелся: всю ночь напряжение было колоссальное! Некоторые нормы пришлось голосовать по 27 раз. Были 3-4 нормы, которые в сумме набрали 60 голосований. Только на них ушло 6 часов. Меня спрашивали: «а зачем?» — но иначе не была бы принята Конституция, — рассказал Мороз «КП» в Украине».

Также экс-глава Верховной Рады считает, что проведение референдумов для улучшения Конституции имеет право на жизнь.

— Безусловно, референдум — то есть усовершенствование Конституции волею народа — имеет право на жизнь, но это касается лишь ее основополагающих статей! А порядок взаимоотношений в государстве, основные права и свободы меняются парламентом. Без референдума. Потому что в недемократических государствах этим заниматься опасно. Слишком уж документ сложный: разные статьи, нормы связаны друг с другом, как в паутинке, чуть тронешь — все нарушишь. И работой по ее «наладке» должен заниматься только парламент, — считает Мороз.

КАК ОПОЗДАЛ ЧЕРНОВИЛ

Кстати, свой вариант Конституции был и у Кучмы — тогда еще президента. Он прописал президентскую модель управления страной. Чтобы упредить принятие «авторитарной», по его мнению, Конституции, 27 июня 1996 года председатель Верховной Рады Александр Мороз вынес на голосование «свой» депутатский проект.

— Фракции, близкие к Кучме, в том числе Рух, который боялся, что в Конституции будет защищена «левизна», получили от него установку: сорвать вечернюю регистрацию (депутаты тогда регистрировались дважды — на утреннем и вечернем заседаниях. — Прим. авт.). Если бы не набрался кворум, парламент больше не собирался бы до сентября: тогда президент без проблем провел бы «свою» Конституцию через референдум, — рассказывает Мороз. — Предполагая такое развитие событий, я поставил на голосование предложение работать без перерыва.

Депутаты предложение неожиданно поддержали. По словам социалиста, это произошло из-за их растерянности: лидера Руха Вячеслава Чорновила в зале не было.

— Вдруг он появляется в зале, подходит ко мне. Спрашивает, мол, неужели регистрации после обеда не будет? Я ответил: нет, не будет. Он расстроился и побежал советоваться. Но комиссии уже были созданы, они разошлись на работу.

Другой взгляд на происходившее — у тогдашнего пресс-секретаря Чорновила Дмитра Пономарчука. По его словам, Чорновилу нужно было умело лавировать: утвердить в Конституции национальную символику и единый язык, чего не хотели коммунисты, и по возможности не позволить Компартии «протянуть» автономный статус Крыма.

— Каждое положение буквально «продавливалось», — рассказал «КП» в Украине» тогдашний лидер КПУ Петр Симоненко. — По инициативе Мороза в 50-ю статью объединили вопрос статуса русского языка и автономии Крыма — тогда крымскую делегацию подтолкнули к «обмену». Мы этого Морозу не забудем!

КАК ПЕРЕПИСЫВАЛИ КОНСТИТУЦИЮ

Читайте также:  Способ применения таблеток никоретте

Внесение изменений в Конституцию в декабре 2004 года с ослаблением власти Президента и переходом к парламентско-президентской форме правления стало тем условием, при котором Леонид Кучма согласился на проведение повторного 2-го тура выборов главы государства.

По итогам повторного голосования Президентом стал Виктор Ющенко, однако вследствие принятых изменений с 1 января 2006 года его полномочия были существенно сокращены, что стало одним из источников его длительных конфликтов с премьер-министрами, в частности, с Юлией Тимошенко.

Ющенко пытался запустить новый процесс внесения изменений в Конституцию, но его планы так и остались нереализованными, передают «Украинские новости».

Избранный в 2010 году Виктор Янукович также пытался переписать Основной закон, но избрал весьма сомнительный путь: вместо длительного конституционного процесса решением Конституционного Суда (КС) от 1 октября 2010 года были признаны неконституционным изменения, принятые в декабре 2004 года. Таким образом было возвращено действие Конституции в редакции 1996 года.

Однако правомочность такого решения КС неоднократно ставилась под сомнение, и в феврале 2014 года под давлением Евромайдана, отечественных и иностранных политиков Янукович согласился на возобновление действия редакции Конституции 2004 года. 21 февраля Рада проголосовала за соответствующее решение.

Тем не менее Янукович был отстранен от власти, выехал из страны, а в Украине прошли внеочередные выборы президента.

26 июня уже новый президент Петр Порошенко внес в Раду свой проект конституционных изменений, предусматривавший ликвидацию местных администраций, перераспределение части полномочий между парламентом и президентом, а также ряд других новшеств.

Однако в парламенте этот документ так и не нашел поддержки, и был отозван с прекращением полномочий Рады 7-го созыва.

В январе 2016 был принят и вступил в силу закон Украины № 948-VIII «О внесении изменений в статью 149 Регламента Верховной Рады Украины», который уточняет порядок принятия в целом изменений в Конституцию.

Рада приняла новый закон о судоустройстве и статусе судей. Также парламент принял изменения в Конституцию в части правосудия.

В ТЕМУ

28 июня 2016 года исполнилось ровно 20 лет с того дня, как народные депутаты утвердили основной закон страны. Конституция Украины 1996 года была принята на 5-й сессии Верховной Рады Украины 2-го созыва. Ее принятие закрепило правовые основы независимой Украины, ее суверенитет и территориальную целостность.

  • В течение трех месяцев с 9 утра до 22 проект Конституции писала специально созданная Временная комиссия.
  • В ночь с 27 на 28 июня 1996 года депутаты голосовали за каждую статью Конституции в отдельности.
  • Международное сообщество назвало украинскую Конституцию одной из самых демократичных в мире.
  • Автором самой маленькой Конституции является художник-график Игорь Степанов. Такая книга состоит из 160 страниц, а ее размер — 2х3 сантиметра. Вес книги составляет 15 граммов.
  • На протяжении 1990-1996 годов было предложено 15 проектов Конституции Украины – от Конституционной комиссии, политических партий, ученых. Коммунисты предлагали сохранить название УССР, восстановить советскую форму правления, ограничить права президента и войти в новый Союз. А Крым мог бы лишиться статуса автономии, если бы была принята редакция Конгресса украинских националистов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Впервые в Киеве официальное обсуждение и принятие конституционного документа состоялось в апреле 1918 года. В те дни город на Днепре был столицей Украинской Народной Республики, территорию которой фактически оккупировали немецко-австрийские войска. Однако в надежде на лучшее будущее Украинская Центральная Рада на своих собраниях на улице Владимирской, 57, готовила Основной закон УНР. 29 апреля он был принят.

Источник

Оцените статью
Разные способы