- Биология малины
- Вы здесь
- Тестирование по биологии «Строение листьев»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Методическая работа в онлайн-образовании
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Тестирование по биологии»Цветковые растения»
- Пресс конференция 11кл «Наш дом Земля. Экология Земли — глобальная проблема человечества»
- Формирование исследовательских умений кчащихся
- Урок по биологии на тему «Состав крови. Постоянство внутренней среды организма»
- Презентация к занятию «Генетический код. Биосинтез белка»
- Презентация на тему «Гинкго двулопастный»
- Лабораторная работа по биологии на тему «знакомство с внешним строением растений»
- Презентация на тему: Строение дыхательной системы 8 класс
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
- Подарочные сертификаты
Биология малины
Вы здесь
Малина представляет собой полукустарник. Надземная часть представлена однолетними и двухлетними побегами, а подземная часть — многолетнее корневище. Побеги живут два года. Однолетние зеленые побеги начинают свой рост в начале мая и растут до конца августа. К этому времени они одревесневают и закладывают плодовые почки.
Рано весной, в конце марта — начале апреля, почки на двухлетних побегах начинают набухать и из них вырастают плодовые веточки, на которых и происходит образование ягод. После сбора урожая эти побеги засыхают и к концу августа полностью отмирают. На смену им, в течение лета, снова вырастают побеги, которые будут плодоносить на следующий год. Таким образом, происходит как бы ежегодное самоомоложение надземной части куста малины.
Однолетние побеги малины бывают двух типов: побеги замещения и отпрыски. Побег замещения вырастает из спящих почек, находящихся в земле у основания двухлетнего побега на корневище. Он является как бы заменой отплодоносившего и отмершего двухлетнего побега малины. По следу, оставляемому на корневище побегами замещения, можно судить о возрасте куста малины. Отпрыски появляются на корнях. Они вначале связаны с материнским кустом, в дальнейшем становятся самостоятельными растениями, развивая корневище и свою корневую систему.
По характеру плодоношения все сорта малины разбиваются на две группы: ремонтантные и неремонтантные. Неремонтантные или летние сорта плодоносят только один раз в год на двухлетних побегах, а однолетние побеги в первый год образуют только листья.
У некоторых сортов малины плоды образуются в конце лета или осенью из верхних почек однолетнего прироста (сорта ремонтантные). Таким образом, ремонтантные сорта плодоносят два раза: первый раз летом (урожай дают двухлетние побеги) и второй раз — осенью (плоды образуются на концах однолетних побегов). После плодоношения концы этих побегов отмирают. На следующий год молодые побеги плодоносят как обычно.
Подземная часть куста малины — многолетнее корневище (подземный стебель) и корни, которые состоят из вертикальных и горизонтальных (придаточных). Многолетняя часть куста состоит как бы из отдельных «разновозрастных частей» — самостоятельных растений, хотя на первый взгляд это одно целое растение. Если одна из частей отмирает, остальные не страдают от этого.
Исследованиями Е. А. (Кондратьевой-Мельвиль в 1959 году установлено, что у малины возобновление новых растений корневыми отпрысками происходит чрезвычайно легко. Почки образуются преимущественно на корнях, расположенных в верхнем слое почвы как на тонких, почти нитевидных, так и на сравнительно толстых, диаметр которых превышает сантиметр. На однолетних корнях их закладывается меньше, чем на двухлетних. Особенно много почек возникает на корнях четырех-шестилетнего возраста, а также на более старых. Почки обычно располагаются рядом с боковым корнем или в углублении на месте отпавшего бокового корня.
Растущая почка стимулирует заложение и развитие придаточных корней рядом с нею.
По данным некоторых исследований, на корнях одного растения малины насчитывается в среднем 50—100 почек, простирающихся по радиусу в 0,5 метра от материнского куста. Однако на один старый побег приходится всего три новых побега. Из огромного количества почек на корнях малины сравнительно немногие развиваются в надземные побеги. Количество почек сильно варьирует в разные периоды вегетации. Так, в начале вегетации надземных побегов (в условиях Северного Кавказа — конец марта) на корнях имеется много спящих почек и их зачатков. Рост надземных побегов тормозит развитие почек на корнях. Во время образования полновозрастных листьев и бутонов почки на корнях не развиваются, а в период цветения и начала плодоношения наблюдается массовое отмирание их. Живыми остаются лишь одиночные почки, преимущественно на более тонких, удаленных от куста корнях. Большое значение для выживания почки имеет степень развития ее собственных придаточных корней.
В августе, после отмирания отплодоносивших двухлетних побегов, опять закладывается большое количество почек, из которых в дальнейшем вырастают однолетние надземные побеги.
Заложение почек на корнях малины приурочено к определенным периодам жизни растения, и их дальнейшее развитие происходит в значительной мере на основе корреляционной зависимости между органами. Задержку роста придаточных почек весною и массовое отмирание их при переходе куста к цветению Е. А. Кондратьева-Мельвиль объясняет не только оттоком питательных веществ из корня в надземные побеги, но и перераспределением ростовых веществ, которые в первый период роста и цветения концентрируются большей частью в надземных побегах, а затем направляются в корни.
Основная масса корней малины находится в слое почвы до 40 сантиметров. Вертикальные корни проникают вглубь на 1—1,5 метра. Боковые быстро распространяются в стороны. Малина может давать отпрыски на расстоянии до трех метров от основания куста. Наибольшее количество отпрысков бывает на третий — четвертый год. В зависимости от сорта один куст малины может дать за лето от 3 до 80 отпрысков.
Листья у малины непарноперистые, состоящие из пяти или реже из трех листочков у однолетних побегов, и обычно, из трех листочков у двухлетних плодоносящих побегов. У большинства сортов на одном и том же побеге можно встретить листья с тремя и пятью листочками. Последние могут преобладать на побеге, или же тех и других бывает равное количество. Есть сорта, у которых листья почти исключительно с тремя листочками (Волжанка). Пластинка листа может иметь различную степень скрученности и морщинистости (гофрированности), что служит одним из сортовых признаков.
Из сильноразвитых почек, расположенных в средней части побега, при установлении устойчивой теплой погоды (середина мая) образуются боковые ветки, заканчивающиеся соцветиями. На вершине соцветия образуется первый цветок, в силу чего оно не имеет дальнейшего поступательного роста. Вторые и третьи цветки вырастают из пазух листьев, расположенных на общем цветоносе. Соцветия у малины верхушечные и пазушные, малоцветковые, кистевидные. Они могут быть компактными или раскидистыми.
Цветки у малины белые с двойным околоцветником — зеленой чашечкой, состоящей из пяти чашелистиков и белым пятилепестковым венчиком. Около венчика с внутренней стороны кругами расположены тычинки, а в центре цветка находится большое количество пестиков. Цветки малины не только обоеполые, но и самоопыляющиеся, за исключением некоторых сортов. Цветки в соцветии распускаются неодновременно: сначала верхний, затем средние и нижние.
Малина хотя и является растением самоплодным, но большинство сортов дает более высокие урожаи и более выполненные ягоды при перекрестном опылении. По данным Млеевской опытной станции (Г. Ф. Кобзарь), процент завязывания при самоопылении малины был таким: Мальборо-94, Английская-84,3, Кутберт-81, Золотая-70,9.
Известный знаток ягодных культур Дж. Шумейкер отмечает, что перекрестное опыление настолько улучшает как урожайность, так и в некоторой степени качество плодов, что в период цветения имеет прямой смысл размещать пасеку на посадках малины. (Малина относится к числу хороших медоносов).
По данным Р. Л. Бологовской, хорошим опылителем для сорта Новость Кузьмина является Кримзон Маммут, для Мальборо — Виктория и Кримзон Маммут.
Созревание ягод у малины начинается через месяц после цветения: в степной части Северного Кавказа — это конец июня — начало июля, в предгорной и горной части — конец июля — начало августа. Так же, как и цветение, созревание ягод растянутое. Сбор длится 25—30 дней.
Плод малины — сборная костянка, состоит из множества мелких костянок. Каждая из многочисленных завязей цветка малины развивается в отдельный плодик-костянку, состоящую из семян, кожуры и мякоти.
Костянки между собой более или менее прочно скрепляются и образуют сложный плод. Плоды различают по цвету (желтые, красные и черные), по форме (полушаровидные, конические, округлые и продолговатые) и по вкусу. В основном вкус зависит от сорта и условий погоды. Вес ягоды по сортам колеблется от 1,5—2 до 5,5 грамма.
Цветоложе, на котором держится плод, может быть коническим или округлым, а также крупным, средним или мелким в зависимости от формы или величины плода.
Прочность скрепления плода с цветоложем является очень важным показателем, так как от этого зависит та или иная способность сорта удерживать плоды. В практике плоды малины называют ягодами.
Малина вступает в пору плодоношения на второй — третий год, наибольший урожай дает в 6—7-летнем возрасте. К 12-летнему возрасту урожайность малины резко снижается. Эксплуатационный срок малинника считается 12—16 лет. Однако при правильном выборе места и почвы под малинник и при высоком агротехническом уходе срок жизни его можно продлить. Так, И. К. Смолянинова (1946) приводит такой интересный факт, что в США отмечены случаи, когда насаждения малины давали хорошие урожаи в течение 25—35 лет, причем признаков понижения урожайности не наблюдалось.
В штате Вашингтон было проведено специальное обследование малинных насаждений в 69 лучших хозяйствах. Оказалось, что продолжительность культуры малины на одном и том же месте не влияла на урожай, а зависела от почвы, ухода, удобрений и т. д. Возраст насаждений колебался от 8 до 75 лет.
Источник
Тестирование по биологии «Строение листьев»
Тест Лист. Его строение и функции.
1. У простого листа могут присутствовать:
A. листовая пластинка и черешок
Б. прилистники
B. основание листа .
Г. все перечисленные части листа
2. По способу прикрепления листа к стеблю выделяют
A. простые и сложные листья
Б. удлиненные и укороченные листья
B. сидячие, черешковые и влагалищные листья
Г. все перечисленное
3. У сидячих листьев отсутствует
А. листовая пластинка В. черешок
Б. проводящие ткани Г. основание листа
4. Прилистники есть у
Б. только у простых листьев
B. только у сложных листьев
Г. могут встречаться и у простых и у сложных листьев
5. Сложный лист состоит из
A. одной листовой пластинки и одного черешка
Б. одной листовой пластинки и нескольких черешков
B. нескольких листовых пластинок и одного черешка
Г. нескольких листовых пластинок и нескольких черешков
6. Среди перечисленных листьев простыми являются листья
A. березы, дуба и клена
Б. клена, рябины и кукурузы .
B. липы, гороха и ясеня
Г. березы, земляники и шиповника
7. Среди перечисленных листьев сложными являются листья
A. черники, бузины и пшеницы
Б. акации, березы и тополя
B. сирени, клена и ясеня
Г. шиповника, рябины и земляники
8. Лист каштана конского является
А. простым В. пальчатосложным
Б. тройчатосложным Г. непарноперистосложным
9. Среди перечисленных терминов выберите строчку, где указаны только названия форм листовых пластинок простых листьев:
A. округлый, яйцевидный, перистосложный
Б. сердцевидный, стреловидный, сетчатый
B. копьевидный, ланцетный, пильчатый
Г, линейный, почковидный, тройчатолопастной
10. Если у растения сетчатое жилкование листьев, то оно, скорее всего, является
А. однодольным растением и имеет мочковатую корневую систему
Б. двудольным растением и имеет мочковатую корневую систему
В. однодольным растением и имеет стержневую корневую систему
Г. двудольным растением и имеет стержневую корневую систему
11. Параллельное жилкование листьев среди перечисленных растений имеют :
А. подорожник и ландыш В. пшеница и ячмень
Б. кукуруза и липа Г. рожь и акация
12. Сетчатое жилкование листьев характерно для:
A. кукурузы, тополя и акации
Б. рябины, липы и клена
B. жимолости, лилии и лютика
Г. нарцисса, яблони и лещины
13. Эпидерма листа состоит из
A. плотно соединенных друг с другом прозрачных клеток
Б. плотно прилегающих друг к другу вытянутых зеленых клеток
B. неправильной формы клеток с большими межклетниками
Г. неживых клеток с разрушенными мембранами
14. Хлорофилл не присутствует в клетках
А. эпидермы В. губчатой ткани
Б. столбчатой ткани Г. замыкающих клетках устьиц
15. У листьев березы, тополя, малины большая часть устьиц расположена на
А. верхней стороне листа В. равномерно с двух сторон Б. нижней стороне листа Г. зависит от освещения
16. Органические вещества в листе образуются в клетках
A. столбчатой ткани и кожицы листа
Б. столбчатой и губчатой ткани
B. губчатой ткани и кожицы листа
Г. кожицы листа и сосудов
17. Образовавшиеся в листьях органические вещества передвигаются по
А. ксилеме В. ксилеме и флоэме
Б. флоэме Г, не передвигаются, а запасаются в листе
18. Растениям для протекания фотосинтеза необходимы:
А. вода и свет В. минеральные вещества
Б. углекислый газ Г. все перечисленное
19.Усики гороха и колючки барбариса являются видоизмененными
A. листьями
Б. стеблями
Г. у гороха — листьями, а у барбариса — стеблями
20. Изменение окраски листьев осенью связано с
A. образованием хромопластов
Б. разрушением хлоропластов
B. понижением температуры
Г. уменьшением длины светового дня
Ответы: I — Г; 2 — В; 3 — В; 4 — Г; 5 — В; 6 — А; 7 — Г; 8 — В; 9 — Г; Ю-Г; 11 -В; 12-Б; 13 — А; 14 — А; 15 — Б; 16 — Б; 17 — Б; 18 — Г; 19 — А; 20 — Б.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 807 человек из 76 регионов
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Тестирование по биологии»Цветковые растения»
Пресс конференция 11кл «Наш дом Земля. Экология Земли — глобальная проблема человечества»
Формирование исследовательских умений кчащихся
Урок по биологии на тему «Состав крови. Постоянство внутренней среды организма»
Презентация к занятию «Генетический код. Биосинтез белка»
Презентация на тему «Гинкго двулопастный»
Лабораторная работа по биологии на тему «знакомство с внешним строением растений»
Презентация на тему: Строение дыхательной системы 8 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5310227 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам
Время чтения: 2 минуты
Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике
Время чтения: 1 минута
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник