Урок технологии «Бутерброды. Приготовление бутербродов». 5-й класс
Класс: 5
Презентация к уроку
Класс: 5
Цели урока:
- образовательная – ознакомить учащихся со значением хлеба в питании человека ; с технологией приготовления и оформления бутербродов; научить готовить бутерброды.
- развивающая — развивать творческие способности и вкус при изготовлении и оформлении бутербродов.
- воспитательная — воспитательная: воспитание аккуратности, опрятности в работе, воспитывать культуру труда.
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Средства обучения: компьютерная презентация “Приготовление бутербродов”, видео материал мультфильм “Лёгкий хлеб” (режиссер Лидия Сурикова, 1987 г.), карточка тест, карточка “Оценочный лист”.
Предварительно учащимся было задано творческое задание: разработать эскиз “весёлого” бутерброда, определить продукты, входящие в эскиз разработанного бутерброда
Ход урока
I. Организационный момент.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Сообщение темы урока
Цели и задачи урока:
1. Знакомство учащихся с бутербродами, их видами, технологией приготовления, условиями хранения.
2. Научить готовить бутерброды для детского стола
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Каково значение блюд из яиц в питании?
2. Какие блюда готовят из яиц?
3. В чём заключается первичная и тепловая обработка яиц?
4. Как определить доброкачественность яиц?
III. Изложение нового материала.
1. Рассказ учителя.
Выполняя домашнее задание на урок вы просмотрели много информации о бутербродах. Ответьте сейчас на вопрос:
1. “Что является основным компонентом для бутерброда?”. (Ответы учащихся)
2. Как вы думаете, полезен ли хлеб? (Ответы учащихся)
Кратко и точно на этот вопрос можно ответить словами А.О. Пармантье: «Заболев, мы вкус к хлебу теряем в последнюю очередь; и как только он появляется вновь — это служит признаком выздоровления».
Хлеб — продукт, содержащий белки (5,5-9,5%), углеводы (42-50%), витамины группы B, минеральные соли (кальция, железа, фосфора — 1,4-2,5%), органические кислоты. Хлебом удовлетворяется почти вся потребность организма человека в углеводах, на треть — в белках, более чем на половину в витаминах группы B, солях фосфора и железа. Об огромном значении хлеба в питании И.П. Павлов писал: «Недаром над всеми явлениями человеческой жизни господствует забота о хлебе. Он представляет ту древнейшую связь, которая соединяет все живые существа, в том числе и человека, со всей окружающей средой».
Проходят годы, столетия, а хлеб не теряет своей ценности в жизни людей. Всегда будут цениться профессии связанные с выращивание и производством хлеба. Сейчас я представляю вашему вниманию мультипликационный фильм режиссера Лидии Суриковой.
Посмотрев этот фильм, ответьте на вопросы:
1. Бывает ли лёгкий хлеб? (Ответы учащихся)
2. Почему не бывает лёгкого хлеба? (Ответы учащихся)
Просмотр мультипликационного фильма “Лёгкий хлеб”, режиссер Лидия Сурикова, 1987 г.
(Ответы учащихся на поставленные вопросы)
На Руси основным видом хлеба был кисловатый черный хлеб. Пекли также ситный (муку просеивали через сито) и белый из крупчатки. Но простой люд, вряд ли, мог себе позволить даже на праздник отведать “Боярского” хлеба. Хлеб очень ценился. Поэтому и к пекарям было уважительное отношение. В некоторых странах они даже освобождались от налогов. В неурожайные годы хлеб был на вес золото, в муку подмешивались всевозможные овощные добавки. В 1638 г. Согласно переписи в Москве было 2367 ремесленников, из них: 52 хлебные пекари, 43 – пекли пряники, 7 — блины, 12 – пекли ситный хлеб. В то время в Москве было много пекарен, называемых “хлебными избами”.
IV. Объяснение нового материала.
Слово “бутерброд” — немецкое слово и означает оно “хлеб с маслом”. По способу приготовления бутерброды делятся на: холодные и горячие; простые и сложные; открытые и закрытые; слоистые; закусочные.
Бутербродоведение как наука формируется в XIV веке, когда немецким монахом Бредом Бутером был экспериментально доказан закон, до сих пор носящий его имя. В его эксперименте триста восемьдесят четыре послушника Лейпцигской обители намазывали маслом и подбрасывали вверх бутерброды в течение одиннадцати часов. Даже предварительных данных хватило гениальному учёному для выявления устойчивой закономерности: бутерброд всегда падает маслом вниз.
Самые бутербродные бутерброды делают в Скандинавии — там вообще горячее едят один раз в день. На обед, который бывает очень поздно — как наш ужин. В остальное время скандинавы — шведы, датчане, норвежцы и финны — едят бутерброды. Они считают эту еду вкусной, практичной и красивой.
В Дании, например, насчитывают до двухсот различных видов бутербродов. Датчане с таким уважением относятся к бутербродам, что почти каждому дали название. В датских магазинах вы можете купить себе любой из этих двухсот бутербродов
Бутерброды вносят разнообразие в меню, позволяют красиво и аппетитно сервировать различные продукты. Их подают как самостоятельное блюдо, как закуску перед обедом или ужином, к супу, чаю или кофе, в виде красивой закуски к холодному столу, а также берут с собой на пикники, в походы и т.д.
Бутербродам можно придать разнообразную форму круглую, овальную, треугольную, квадратную, ромбическую.
По виду продуктов: рыбные, мясные, сладкие, гастрономические.
Какие вы знаете бутерброды? Давайте, более подробно классифицируем бутерброды.
В зависимости от технологии приготовления: бутерброды бывают
- открытые, (слайд №9)
- закрытые (сандвич) (слайд №10)
! ! ! Сандвич (закрытый бутерброд) назван так в честь англичанина сэра Сэндвича. Любитель карточных игр, он не мог оторваться от карт даже для того, чтобы поужинать, и приносил ужин с собой: два ломтя хлеба, намазанные маслом и соединенные между собой.
- Открытые:
- простые,
- сложные
- закусочные,
- ассорти,
- канапе (слайд №11)
Канапе — это маленькие бутерброды толщиной 0,5-0,8 см, шириной или диаметром 3-4 см, приготовленные на любом хлебе или печенье. Их подают к кофе, чаю, как закуску к ужину или перед обедом. По форме они могут быть треугольные, четырехугольные, круглые, квадратные, ромбовидные и др.
Хлеб лучше использовать плотный, не ноздреватый, слегка черствый. Мягкий хлеб подсушивают в духовке или поджаривают на масле до получения румяной корочки сверху, а внутри он должен остаться мягким. Хлеб удобнее нарезать по всей длине буханки на ломтики толщиной 0,5-0,8 см. Если нужно, их поджарить, охладить, намазать маслом или масляными смесями, уложить продукты, затем нарезать, придавая нужную форму, украсить. Канапе прокалывают шпажкой, при помощи которой их удобно есть.
Для украшения канапе применяют, свежую зелень петрушки, зеленый лук, маслины, рубленые крутые яйца, лимон, свежие яблоки, маринованный красный перец, ягоды моченой брусники и др. До подачи к столу маленькие закусочные бутерброды целесообразно поставить в холодильник для того, чтобы продукты хорошо пристали к хлебу.
Канапе готовят с особенно вкусными продуктами, часто деликатесными.
Канапе подают на коктейль — вечере к столу “а ля фуршет”, как закуску перед обедом.
Сладкие бутерброды подаются к чаю, кофе, молоку, сокам и другим смешанным напиткам
Особенности приготовления бутербродов следующие:
1. Хлеб, батон нарезают тонкими ломтиками (для открытых бутербродов -1 — 1,5 см; 0,5 — 1 см – для закрытых бутербродов).
2. Хлеб можно слегка обжарить с обеих сторон до золотистой корочки;
3. Сверху наносится слой сливочного масла, масляные смеси и другие наполнители, затем кладутся продукты, салаты, фрукты и др.;
4. Сливочное масло предварительно хранят в теплом помещении или взбивают;
5. С жирными продуктами (мясом, рыбой, яйцами, творогом) готовят калорийные бутерброды;
6. Готовят бутерброды непосредственно перед подачей, укладывают на блюдо и красиво украшают;
7. Бутерброды должны быть сочные, обильно покрытые различными продуктами;
8. Чтобы бутерброды не сохли, их накрывают смоченным в холодной воде полотенцем, затем целлофаном и ставят в холодильник.
Для приготовления бутербродов можно использовать хлеб, печенье, кекс и бисквит.
Требования к качеству готовых бутербродов
- Бутерброды должны быть приготовлены непосредственно перед употреблением.
- Продукты, входящие в состав бутерброда, должны быть свежими.
- Ломтики хлеба не должны быть слишком толстыми или тонкими.
- Хлеб должен быть полностью покрыт продуктами.
- Бутерброды должны иметь вкус, цвет и запах, свойственные используемым продуктам.
- Срок хранения бутербродов в холодильнике при температуре 4-8 С — 3 часа.
Даже из самых обычных продуктов вы можете приготовить самые необычные бутерброды, если захотите превратить будни в праздник, а праздник сделать весёлым и незабываемым. Забавные бутерброды украсят ваш праздничный стол и произведут неизгладимое впечатление на ваших гостей. Они, несомненно, понравятся всем- и взрослым и детям. Слайды
Сейчас мы перейдем к выполнению практической работе. Давайте повторим технику безопасности на кухне (ученица рассказывает технику безопасности на кухне).
А что еще должны вы сделать, прежде чем работать на кухне? Правильно, обязательно надеть спецодежду и вымыть руки.
Практическая работа “Приготовление бутербродов”.
Итак, можно приступать к практической работе. Вооружитесь необходимыми инструментами, терпением, желанием и хорошим настроением!
И конечно же — не забудьте вложить каждая в свой рецепт немножко души, доброты и юмора!
Ребята по подготовленным дома инструкционным картам и эскизам готовят бутерброды.
Учитель, обходя рабочие места, контролирует соблюдение технологической последовательности при работе, соблюдение правил техники безопасности.
V. Закрепление материала.
По окончанию выполнения практической работы заполняют карточку-тест.
Карточка-тест 1.
Определить вид бутерброда (подчеркнуть):
1. Горячий, холодный
2. сладкий, солённый
3. открытый, закрытый
4. простой, сложный
5. относится к канапе, не относится к канапе
VI. Подведение итогов.
Заполнение оценочного листа
Карточка 2.
VII. Домашнее задание.
Используемая литература.
- Учебник “Технология”. Под редакцией Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д. Симоненко. М. Издательский центр “Вентана-Граф”, 2007
- Технология. Поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д. Симоненко. Издательство “Учитель”, 2009
- Бутербродные торты. Ирина Степанова. Издательство М. “Эксмо”, 2008
Источник
Презентация по технологии на тему «Бутерброды» (5 класс»)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Автор: Дутова Е.Э.- учитель технологии СОШ №34 г. Петропавловска-Камчатского
История бутерброда История слова « бутерброд» пришло из немецкого языка. Произошло из слияния двух слов (“butter” – масло, “brod”- хлеб). Потому что традиционный бутерброд – это именно ломтик хлеба, намазанный маслом, сыром или с колбасой.18 июня этого года бутерброду исполняется 451 год. Причем изобрел его не кто-нибудь, а Николай Коперник. В молодости Коперник был комендантом Аллейнштейнского замка.В ту пору он еще не имел медицинского диплома. Через несколько месяцев замок осадили рыцари Тевтонского ордена. А еще через некоторое время разразилась эпидемия неизвестной болезни. Недипломированный специалист заметил, что болели лишь те, кто ел хлеб. Коперник выяснил, что защитники замка нередко роняли свой кусок хлеба на пол. Поднимали его, стряхивали прилипший мусор и… съедали.Естественно на темном фоне грязи не было видно, и Копернику пришла мысль, что ломтики хлеба надо намазывать чем либо светлым, на котором легко заметить грязь. В качестве такой основы избрали масло. Болезнь и тевтоны вскоре отступили, а человечество получило бутерброд. А вот закрытый бутерброд(сандвич) изобрел азартный лорд Сандвич, заядлый картежник, чтоб не отходить от ломберного стола даже перекусить, и при этом еще и не запачкать карты руками.
Продукты для приготовления бутербродов Масло, сливки Сладкий перец и другие продукты Сыр Брынза Яйца Отварное мясо Колбаса Рыба Маслины Укроп Петрушка Морковь Помидоры Огурцы Варенье Паштет из птицы
ПРАВИЛА ПРИГОТОВЛЕНИЯ И ПОДАЧИ БУТЕРБРОДОВ Хлеб для бутербродов нарезают одинаковой толщины (для открытых 1…1,5см, для закрытых 0,5…1см). Продукты, входящие в состав бутербродов должны быть свежими и сочетаться друг с другом вкусовыми качества- ми. Для быстрого приготовления бутербродов необходимые компоненты надо приготовить заранее. Колбасу, ветчину, мясо, сыр, огурцы, помидоры, яйца, тонко нарезать. Чтобы масло размазывалось ровным слоем, его надо заранее достать из холодильника. Бутерброды подаются на блюдах или тарелках с плоскими краями. Бутерброды не подлежат длительному хранению, поэтому их готовят за 30 минут до подачи на стол и хранят в холодном месте.
Виды бутербродов Бутерброды делятся на несколько видов: горячие и холодные бутерброды (в зависимости от того, в каком виде их подают на стол); соленые и сладкие (в зависимости от вкусовых качеств продуктов); Холодные соленые бутерброды- по величине, форме и способу приготовления: бутерброды- башни, бутерброды- пирамиды, небольшие украшенные (коктейльные); Закусочные (канапе), сладкие; Бутербродные рулеты и торты, горячие (гренки), сладкие.
Божьи коровки Мышки на сыре З Крот Мишка Бабочка Нюша
Источник
Урок по технологии «Бутерброды» (5 класс)
Конспект урока ФГОС второго поколения. Технология.
Технологическая карта. 5 класс
Тема урока : «Бутерброды»
Цель: Развитие творческого мышления и воображения через приготовление бутербродов.
Образовательные : ознакомление учащихся с понятием «бутерброды», ознакомятся с классификацией бутербродов, навыкам приготовления бутербродов .
Развивающие : развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности.
Воспитательные : воспитывать аккуратность, опрятность, эстетический вкус.
— познавательные — выбор наиболее рациональных способов приготовления пищи и проводить сравнительный анализ.
умение провести самоанализ выполненной работы, развивать трудолюбие, воспитывать аккуратности и опрятности в работе.
участвовать в диалоге, на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
— регулятивные – определение технологической последовательности приготовления бутербродов ,горячих напитков. —коммуникативные — умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации, адекватно воспринимать и вырабатывать уважительное отношение к сверстникам в ходе совместной работы.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, набор столовой посуды и приборов для приготовления бутербродов, инструкционные карты, плакаты.
Метод литература, сайты интернета
Учебник «Технология. Технологии ведения дома» И.А. Сасова-М, «Вентана- Граф», 2014
УМК по технологии учебник 5 класс И.А. Сасова, компьютер, проектор, презентация «Бутерброды и горячие напитки »;
набор столовой посуды и приборов для приготовления бутербродов, инструкционные карты, плакаты.
Описание этапов урока
Содержание и деятельность учителя
УУД( универсальные учебные действия)
проверка явки обучающихся
проверка готовности обучающихся к уроку
настрой обучающихся на работу
-приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку
-рассаживаются на рабочие места.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке
II . . Повторение пройденного материала.
Активизация обучающихся с использованием вопросов ловушек.
Ребята, а какие самые распространённые блюда и напитки подают на завтрак у вас дома или в другом месте?
Обсуждают задаваемые вопросы; пытаются формулировать тему и цель урока.
-отвечают на вопросы,
Личностные: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод.
способность к рассуждению
Коммуникативные: взаимодействовать с учителем группой.
Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.
III .Изучение нового материала
Постановка вопросов; формирование вместе с обучающимися темы урока.
— Верно, а как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня? Тема: «Бутерброды».
— Что такое бутерброд? Откуда пришло в нашу речь слово бутерброд? Где и когда чаще всего подают бутерброды? Из каких ингредиентов может состоять бутерброд?
-Верно, а какие бывают бутерброды?
-Что лежит в основе бутербродов?
-Какие продукты используют, все ли продукты сочетаются по вкусовым качествам?
Бутерброды вносят разнообразие в меню, их приготовление не занимает много в времени, они удобны для питания как в домашних условиях ,так и в дороге. Бутерброды чаще всего готовят на пшеничном или ржаном хлебе. Его состав и вкус хорошо сочетаются со многими продуктами. В качестве основы для бутербродов иногда используется печенье. Бутерброды могут быть различной формы: прямоугольной, квадратной, круглой, треугольной или фигурной. Существует много различных видов бутербродов. По технологии приготовления бутерброды бывают холодными и горячими. По месту расположения начинки и форме различают бутерброды открытые, закрытые, комбинированные и закусочные (канапе).
По виду используемых продуктов бутерброды делятся на:
мясные(колбаса, ветчина, сало и др.);
рыбные(икра, форшмак, копченая или вареная рыба и др.);
сладкие(варенье, мед, шоколадное масло и др.);
овощные(кетчуп, жареные баклажаны и др.) ;
с молочными продуктами(сыр, творожная масса).
Открытые бутерброды. Они могут быть простыми и сложными. Простые бутерброды готовят из одного вида продукта, например бутерброд с маслом, колбасой, сыром и т.д. От батона белого хлеба отрезают поперек ломтик толщиной 1 см(30-40 г) и кладут на него подготовленный продукт. Бутерброд украшают зеленью петрушки, кружочком сваренного вкрутую яйца, ломтиком огурца.
Сложные бутерброды готовят с несколькими видами продуктов, хорошо сочетающимися по вкусу и цвету.
Закусочные бутерброды (сэндвичи). Сэндвичи используют при обслуживании пассажиров на транспорте, посетителей мест отдыха и т.д.Их готовят на мелких булочках (массой до 40 г) или помещают продукты между двумя кусочками хлеба. Закусочные бутерброды. Для приготовления закусочных бутербродов используют поджаренный хлеб толщиной 0,5 см или выпеченные изделия из слоеного теста (тартинки). Форма куска хлеба может быть самой разнообразной: прямоугольник, кружочек, ромбик, цветочек, звездочка и др.
Канапе- это разновидность закусочных бутербродов маленького размера, состоящих из нескольких слоев. Их готовят из различных продуктов: масла, колбасы, ветчины, брынзы, плавленых сырков, яиц, сваренных вкрутую, сельди, различных паштетов и паст, овощей и т.д. Канапе могут быть и сладкими: с джемом, вареньем, фруктами и ягодами. Канапе подают на блюдах или вазах, где раскладывают одним слоем.
Посмотрите на них внимательно и найдите сходства и отличия и запишите их в таблицу, учитывая вопросы помощники. Мы видим бутерброды совершенно разные.
-Почему, мы должны аккуратно пользоваться ножом, что необходимо знать?
После объяснения провести вводный инструктаж по технике безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям.
Какие правила личной гигиены, санитарии и техники безопасности надо соблюдать в процессе приготовления пищи?
Что может произойти, если не соблюдать эти правила?
Прорабатывается технологическая карта:
обратить внимание на правила приготовления бутербродов.
дать рекомендации относительно использования технологических карт .
Скажите, а кто занимается приготовлением бутербродов? Да, совершенно верно, повара- они готовят блюда.
Каких поваров вы знаете?
А к следующему уроку вы подготовите сообщения о знаменитых поварах.
— отвечают на вопросы;
-выбирают оптимальные решения;
-фиксирование темы урока в тетрадь;
-наблюдение и фиксация наблюдаемых процессов(письменно и устно)
Личностные: построение логических рассуждений
Коммуникативные : выражение своих мыслей, аргументация своих мнений
Регулятивные : планирование последовательных действий
Гимнастика для глаз: Сели прямо, удобно.
-Посмотрите направо, налево, вверх, вниз (вниз как можно глубже, чтобы увидеть пол)-5 раз
— Оглянулись на противоположную сторону стены, посмотрели. Смотрим на стену перед собой, закрыли глазки. Представили, что сзади. Открыли глаза-5 раз.
— Закрыть глаза, сжав сильно веки, открыть глаза-5 раз.
— Поставили ладошку перед глазами — посмотрели, отодвинули ладошку –посмотрели- убрали ладошку — 5 раз.
V .Практическая работа
И так переходим к готовке. Будем работать с ножом, поэтому вспомним правила т/б. Существует несколько способов приготовления бутербродов
Инструктаж по выполнению практической части.
Мы начнём с простого способа, а на следующих уроках разберём сложные.
Сегодня мы с вами находимся дома и вы все хозяйки, пришли не на урок, а на рабочее место. И так, приступаем к работе. Перед вами виды бутербродов. Рассмотрим(слайд №) модель №1.(простой бутерброд). Показываю, объясняю, готовим.
Переходим(слайд №) к модели №2. (сложный бутерброд), модель№3 (горячий), модель№4 (сладкий), модель№5 (закусочный)
Уважаемые повара, ваша задача приготовить бутерброды самостоятельно по инструкционным картам.
— формирование безопасной работы;
-выполнение практической работы с использованием инструкционных карт.
Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности
умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления
Познавательные: умение ориентироваться в понятиях,.
Коммуникативные взаимодействовать с учителем группой.
Молодцы! Вижу все справились с заданием. А теперь оценим ваши работы.(Работа в бригадах).Оценивают по предложенным критериям.
Давайте посмотрим, какие же оценки получили, например, бригада№1. Хорошо, вы оценили друг друга правильно.
-проводят самооценку и взаимооценку работ;
-определяют качество выполненной работы;
-выставляют отметки в учетных картачках.
Личностные : формироваие эстетического вкуса.
Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей.
Регулятивные: оценка выполненной работы.
Познавательные: в ыводы о проделанной работы
VII .Закрепление материала
Каждая группа придумайте по вопросу по нашей теме урока, используя таблицу вопросов и терминов и спросим друг друга. Я начну. Хочу спросить: Какие виды бутербродов мы готовили на уроке? Спасибо, я удовлетворена ответом. Вы умницы. Тему урока усвоили. Мне очень понравилось работать сегодня с вами. И я, думаю, вас можно предложить в команду поваров нашей школы.
— отвечают на вопросы, -дают самооценку результатам своей работы.
А, теперь поделитесь мнениями об уроке. Попрошу желающих вытянуть карточку и высказать своё мнение
Источник