Прибавление по частям
Цели:
- знакомство с прибавлением числа по частям и понятием «удобные слагаемые», формирование вычислительных навыков;
- закрепление умения решать задачи;
- развитие памяти, внимания и логического мышления;
- воспитание чувства коллективизма и товарищества.
Оборудование: О.А.Захарова, Е.П.Юдина «Математика в вопросах и заданиях (тетрадь для самостоятельной работы) слайды, проектор, компьютер.
I. Оргмомент
Подготовка готовности к уроку рабочего места.
– Улыбнулись друг другу, учителю, гостям.
II. Чистописание
Письмо числа 13.
– Что знаете об этом числе? (Это двузначное число, потому что состоит из двух цифр 1 и 3. В нем 1 десяток и 3 единицы. Его соседи: слева в числовом ряду стоит число 12, а справа – 14. Разрядные слагаемые 10 и 3.)
– А вы знаете, ребята, как в народе называют это число? (Чертова дюжина.)
– Почему его так называют, как вы думаете? (Люди считают, что это несчастливое число. Оно приносит людям несчастье. В некоторых странах нет дома №13, нет квартиры №13, нет 13-го этажа в доме.)
– Так вот, с числом 13 к нам на урок явилась нечистая сила. Только вспомни о ней, и она тут как тут.
– Как вы думаете, зачем эта нечисть к нам пожаловала? (Ответы детей.)
– Домовой, Кикимора, Леший, Баба-Яга, Водяной, Черт и Змей Горыныч хотят померяться с вами силой. Они думают, что вы еще маленькие, ничего не знаете, вас легко одолеть.
– Вы согласны?
– А в чем заключается ваша сила? (В знаниях.)
III. Постановка темы и цели урока
– Мы должны сегодня на уроке показать нечисти чему мы уже научились за все время обучения в школе, научиться быстро решать примеры с помощью сложения чисел по частям, познакомиться с удобными слагаемыми.
– Дети, как вы думаете, сможем мы это?
– Ну, тогда в бой!
IV. Подготовка к изучению новой темы
– Итак, первым с вами решает сразиться Водяной.
Чтение текста о водяном со слайда.
– Попробуйте, ребята, развлеките его, чтобы он не утащил вас на дно реки. А для этого нужно вспомнить состав числа 10.
1 +
= 10
+ 7 = 10
3 += 10
+ 4 = 10
5 += 10
+ 2 = 10
8 += 10
+ 9 = 10
Дети работают в парах. Ввзаимопроверка.
Водяного мы легко одолели отправляемся дальше.
V. Новый материал
– А теперь с вами хочет померяться силами Леший.
Чтение текста о Лешем со слайда
– А вот сможет ли он вас сбить с толку мы сейчас посмотрим. Он и задание вам такое подобрал.
Найти значение суммы разными способами
7 + 5
7 + 5 = 7 + (3 + 2) = (7 + 3) + 2 = 10 + 2 = 12
7 + 5 = 7 + (3 + 2) = (7 + 2) + 3 = 9 + 3 = 12
7 + 5 = 7 + (4 + 1) = (7 + 4) + 1 = 11 + 1 = 12
7 + 5 = 7 + (4 + 1) = (7 + 4) = 1 = 11 + 1 = 12
– Какой способ самый удобный? Почему?
– Как мы прибавили число 5? (Мы прибавили число 5 по частям, разложив его на удобные слагаемые.)
– Справились мы и с заданием Лешего. А на помощь ему уже спешит его близкая подруга – Кикимора.
Чтение текста со слайда
– Не дадим Кикиморе утащить нас на болото и замучить там до смерти.
VI. Закрепление нового материала
«Тетрадь для самостоятельной работы». Задание №2 стр.66
Найти значение суммы чисел 5 и 6 разными способами. Подчеркнуть тот способ, который удобнее для тебя.
– Справились мы и с Кикиморой, но что-то силы нас стали покидать. Надо позвать на помощь Домового.
Чтение текста со слайда
– Ребята, давайте мы тоже не будем ссориться с хозяином нашего дома, покажем ему, как мы умеем дружно отдыхать.
Физминутка
Очень сильно разозлилась Баба-Яга, узнав о том, что произошло с Лешим и Кикиморой. Решила она, вот чтобы то ни стало, одолеть вас своими колдовскими чарами.
Чтение текста со слайда
Баба-Яга решила проверить умеете ли вы работать самостоятельно. Справитесь?
«Тетрадь для самостоятельной работы». Задание №3 стр.67.
Вычисли значение сумм способом прибавления по частям
1 вариант. 2 вариант
5 + 7 7 + 5
6 + 9 8 + 6
Взаимопроверка (в парах)
– Поняла Баба-Яга, что и ей не одолеть таких умных ребятишек и позвала к себе на помощь, кого бы вы думали? Змея-Горыныча.
Чтение текста со слайда
– Давайте не будем ждать, пока он обернется кем-нибудь и утащить наших девочек-красавиц, а быстрее решим его задачи.
Задачи на смекалку
- У одноглавого Змея 1 хвост. А сколько хвостов у трехглавого Змея? А у семиглавого?
- Иван-царевич сражался по очереди с тремя Змеями. Всего у него было 6 отрубленных голов. А сколько голов было у каждого Змея?
- «Тетрадь для самостоятельной работы». Задание № 5 стр.67.
– А эту задачу решите самостоятельно.
На столе 8 тетрадей в клетку и столько же тетрадей в линейку. Сколько тетрадей на столе?
– Понял Змей-Горыныч, что и он потерпел поражение, позвал на подмогу самого Черта.
Чтение текста со слайда
– Видит Черт, что устали вы, решили вас склонить к лени. Только, что у него из этого выйдет, мы сейчас проверим.
Задание на внимание
– И с этим заданием мы справились. Не перевелись на Руси еще богатыри, только берут они не силой, а знаниями.
VII. Итог урока
– А какие знания вы получили сегодня на уроке?
Рефлексия
– Ребята, посмотрите, какое у меня замечательное настроение, я очень рада за вас. У кого из вас такое же настроение, к веселой мордашке на доске прикрепите свои магнитики с веселыми мордашками.
Источник
Математика. 1 класс
Конспект урока
Математика, 1 класс
Урок 54. Приём сложения с переходом через десяток: □ + 3
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Приём прибавление по частям (9 + 3 = 9 + 1 + 2, 8 + 3 = 8 + 2 + 1).
- Вычисления с переходом через десяток.
- Состав чисел.
- Запоминание примера 9 + 3 = 12, 8 + 3 = 11.
Глоссарий по теме
- Состав чисел.
- Сложение чисел.
- Прибавление по частям.
Сложение, десяток, состав чисел.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. 2 ч., с. 66.
2. Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику. 1 класс., с. 36
3. Моро М. И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 кл. в 2 ч. Ч. 2, с. 35.
4. Волкова С. И. Устные упражнения.1 класс. Математика. 2016, с. 51.
5. Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс, авторы С. И. Волкова, М. К. Антошин, Н. В. Сафонова.
На уроке мы познакомимся с приёмом сложения с переходом через десяток (□ + 3), запомним примеры 8 + 3, 9 + 3.
Основное содержание урока
Рассмотрите вагончики на экране. У каждого из них на крыше записано число десять, в окошках записаны ещё числа.
Из этих вагончиков надо составить поезд. Для этого дополните числа в окошках вагончиков до 10. Первым будет красный вагончик. В его окне – число шесть. Какое число надо добавить к шести, чтобы стало десять? Добавим число четыре. В нашем поезде появился первый вагон! Давайте добавим ещё один, синий вагончик. В его окне – число три. Какое число надо добавить к трём, чтобы стало десять? Добавим число семь. Наш поезд пополняется ещё одним вагончиком. В окне жёлтого вагона – число восемь. Какое число надо добавить к восьми, чтобы стало десять? Добавим число два. Теперь в поезде стало три вагона: красный, синий и жёлтый. Добавьте к составу подходящие вагоны. Наш состав увезёт синий вагон, потому что числа в его окошках в сумме составляют число 10. В остальных вагонах сумма чисел в окошках больше числа 10. Как сосчитать примеры: девять плюс три и восемь плюс три? Разберём решение примера 9 + 3.
Чтобы найти сумму чисел из окошек красного вагончика девяти и трёх, воспользуемся кубиками: синими и красными. Число девять обозначим синими кубиками, а число три – красными. Между слагаемыми ставим знак «плюс». Мы уже знаем, что при сложении однозначных чисел с переходом через десяток, надо первое слагаемое дополнить до десяти. Для этого возьмём один красный кубик и добавим его к девяти кубикам синего цвета, получится ДЕСЯТОК. У нас осталось два красных кубика. Прибавим к десятку число два, получится двенадцать. Чтобы к девяти прибавить три, надо число три разложить на удобные слагаемые один и два так, чтобы было удобно добавить девять до десяти, а потом прибавить то, что осталось, это число два. Десять плюс два Ответ двенадцать. Вспомним алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Чтобы к восьми прибавить три, надо число три разложить на удобные слагаемые так, чтобы было удобно добавить пять до десяти. Это числа два и один. Потом прибавить к десяти второе удобное слагаемое, число один. Ответ: 11.
8 + 3 = 8 + 2 + 1 = 10 + 1 = 11
Выполнять промежуточные вычисления можно в уме, записывая сразу ответ.
Самостоятельно составьте задачу и решите её.
Примечание: при решении используйте алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через 10.
Задача: В одном вагоне на мультфестиваль ехало 8 пассажиров, а в другом – на 3 пассажира меньше. Сколько всего гостей прибудет на мультфестиваль?
- 8 – 3 = 5 (п.) – едет во втором вагоне
- 8 + 5 = 8 + 2 + 3 = 10 + 3 = 13 (п.)
Ответ: 13 гостей прибудет на мультфестиваль.
Вы запомнили примеры 9 + 3 = 12, 8 + 3 = 11.
Разбор тренировочных заданий
Найдите значение выражения 8 + 3. Восстановите последовательность решения, используя приём сложения по частям.
Разложите слагаемые на части, для начала определите, каков состав числа 3 (2 + 1), 2-х не хватает 8-ми, чтобы получилось 10. Значит, к 8 надо прибавить сначала 2, а потом 1.
Ответ: 8 + 3 =; 8 +; 2 + 1 =; 10+; 1 =; 11.
Сложение. Рассортируйте выражения по группам.
Необходимо выполнить сложение и рассортировать выражения в зависимости от результата.
Источник
Урок математики в 1 классе на тему «Прибавление по частям» УМК ПНШ
. Тип урока: Урок открытия нового .
Тема: «Прибавление по частям» (1 урок)
Цель: организовать деятельность детей по знакомству с приёмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток.
— усвоение правила прибавления по частям, которое описывает один из основных способов сложения;
— подбор удобных слагаемых;
— развитие математической речи в процессе выполнения заданий;
-формулировать тему урока при помощи учителя;
-в диалоге с учителем преобразовывать практические задачи в учебно-познавательные;
-ориентироваться в учебнике;
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-высказывать свою точку зрения;
-задавать вопросы, отвечать на вопросы;
-учиться слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-осуществлять рефлексию на основе критерия успешности учебной деятельности.
Пропедевтика : группировка слагаемых , прибавление суммы к числу.
Повторение: состав числа 10
Методы и приемы организации деятельности учащихся : фронтальная беседа ( система вопросов и заданий), цель которой осознание детьми математической сущности прибавления по частям; организация самостоятельной деятельности обучаемых с индивидуальной помощью тем, кто в этом нуждается, поиск информации на странице учебника.
Учебно-дидактическое обеспечение: учебник,тетрадь на печатной основе карточки, черновик-блокнот, настенная таблица сложения, компьютер, проектор.
Громко прозвенел звонок
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Ни минутки не теряем!
2 . Актуализация знаний.
Детям предлагается задание на карточках. Найди значение числовых выражений.(время ограничено)
3. Выявление места и причины затруднения.
Какое действие с числами производили? ( сложение)
Какими числами представлены слагаемые? ( однозначными числами)
В каких выражениях значение суммы было найти легко?
В каких числовых выражениях значение суммы было найти труднее?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Как легче найти значение этих сумм? (прибавлять по частям)
Обратите внимание на тему нашего урока : Прибавление по частям. (Учитель фиксирует на доске тему урока.)
Какую цель поставим на уроке ? (Узнать, как находить значение трудных числовых выражений)
5.Реализация построенного проекта.
Обсудите в группах и попробуйте найти значение суммы 8+6
Группы представляют свои варианты решения:
8+2+4=(8+2)+4=10+4=14 и др.
Все варианты могут быть использованы для нахождения значения этой суммы. Молодцы!
Маша тоже находила значение числового выражения. Давайте посмотрим, какой вариант она выбрала?
Работа с учебником с.53 №2
Как ты думаешь, почему число 5 было представлено Машей в виде суммы 3+2? (первое слагаемое дополняет число7 до10)
Чем удобно такое представление числа 5?( получается 10 ,а к10 легко прибавить оставшуюся часть)
Прочитайте пояснение в учебнике с.53
Такое представление числа называется разложением на удобные слагаемые , а такой способ сложения – прибавлением по частям . (Учитель фиксирует на доске: разложение на удобные слагаемые)
Каким правилом сложения мы пользовались? ( Прибавление суммы к числу)
Давайте сделаем вывод . Как проще найти значение таких трудных числовых выражений?
( Надо разложить число, которое будем прибавлять, на удобные слагаемые так, чтобы сперва получилось10,а потом прибавить оставшуюся часть.)
6. Первичное закрепление. Работа в парах.
Попробуйте найти значение выражения 9+7 Машиным способом.
(2 ученика работают парой у доски) Проверка.
Кому понравилось прибавлять таким способом? Встаньте, пожалуйста!
Мне тоже нравится этот способ, я его считаю самым удобным!
Динамическая пауза: Выйдут к доске все мальчики. Сколько их?(8). Сколько девочек сидит за партами?(9) Выйдут к мальчикам Лада и Катя. Сколько стало ребят?(10) Выйдут к доске остальные девочки. Сколько вас всего?(17) Какую сумму можно составить?(8+9) Как удобно прибавлять ? (По частям)
7 . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в тетради на печатной основе. (2 ученика работают у доски)
Задание: Дополни запись так, чтобы значение суммы было найдено способом прибавления по частям с разложением на удобные слагаемые. Запиши действие сложения в тетрадь.
4+8=4+( … + 2)= (4+ … ) + 2= …. + 2 =
Проверь правильность вычисления значения суммы 4+8 по « Таблице сложения»
8. Включение в систему знаний и повторение № 3 с.53.
Рассмотри схему, соответствующую сумме 8+5
В виде суммы каких чисел представлено число 5?
Запиши действие сложения в тетрадь:
Дополнительное задание для сильных учащихся:
Устно найти значение выражений на карточке.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Чему учились на уроке? ( Прибавлять по частям).
Какой удобный способ прибавления узнали?
( Надо разложить число, которое будем прибавлять, на удобные слагаемые так, чтобы вначале получилось10, а потом прибавить оставшуюся часть.)
Кто считает, что научился находить значение таких сложных числовых выражений? Покажите смайлик с улыбкой! Кто не уверен-серьёзный смайлик!
Кому было интересно на уроке? Встаньте, пожалуйста!
На следующем уроке мы продолжим работу над этой темой.
Источник