Способ прибавления по частям

Прибавление по частям

Цели:

  • знакомство с прибавлением числа по частям и понятием «удобные слагаемые», формирование вычислительных навыков;
  • закрепление умения решать задачи;
  • развитие памяти, внимания и логического мышления;
  • воспитание чувства коллективизма и товарищества.

Оборудование: О.А.Захарова, Е.П.Юдина «Математика в вопросах и заданиях (тетрадь для самостоятельной работы) слайды, проектор, компьютер.

I. Оргмомент

Подготовка готовности к уроку рабочего места.

– Улыбнулись друг другу, учителю, гостям.

II. Чистописание

Письмо числа 13.

– Что знаете об этом числе? (Это двузначное число, потому что состоит из двух цифр 1 и 3. В нем 1 десяток и 3 единицы. Его соседи: слева в числовом ряду стоит число 12, а справа – 14. Разрядные слагаемые 10 и 3.)
– А вы знаете, ребята, как в народе называют это число? (Чертова дюжина.)
– Почему его так называют, как вы думаете? (Люди считают, что это несчастливое число. Оно приносит людям несчастье. В некоторых странах нет дома №13, нет квартиры №13, нет 13-го этажа в доме.)
– Так вот, с числом 13 к нам на урок явилась нечистая сила. Только вспомни о ней, и она тут как тут.

– Как вы думаете, зачем эта нечисть к нам пожаловала? (Ответы детей.)
– Домовой, Кикимора, Леший, Баба-Яга, Водяной, Черт и Змей Горыныч хотят померяться с вами силой. Они думают, что вы еще маленькие, ничего не знаете, вас легко одолеть.
– Вы согласны?
– А в чем заключается ваша сила? (В знаниях.)

III. Постановка темы и цели урока

– Мы должны сегодня на уроке показать нечисти чему мы уже научились за все время обучения в школе, научиться быстро решать примеры с помощью сложения чисел по частям, познакомиться с удобными слагаемыми.
– Дети, как вы думаете, сможем мы это?
– Ну, тогда в бой!

IV. Подготовка к изучению новой темы

– Итак, первым с вами решает сразиться Водяной.

Чтение текста о водяном со слайда.

– Попробуйте, ребята, развлеките его, чтобы он не утащил вас на дно реки. А для этого нужно вспомнить состав числа 10.

1 + = 10 + 7 = 10
3 + = 10 + 4 = 10
5 + = 10 + 2 = 10
8 + = 10 + 9 = 10

Дети работают в парах. Ввзаимопроверка.

Водяного мы легко одолели отправляемся дальше.

V. Новый материал

– А теперь с вами хочет померяться силами Леший.

Чтение текста о Лешем со слайда

– А вот сможет ли он вас сбить с толку мы сейчас посмотрим. Он и задание вам такое подобрал.

Найти значение суммы разными способами

7 + 5
7 + 5 = 7 + (3 + 2) = (7 + 3) + 2 = 10 + 2 = 12
7 + 5 = 7 + (3 + 2) = (7 + 2) + 3 = 9 + 3 = 12
7 + 5 = 7 + (4 + 1) = (7 + 4) + 1 = 11 + 1 = 12
7 + 5 = 7 + (4 + 1) = (7 + 4) = 1 = 11 + 1 = 12

– Какой способ самый удобный? Почему?
– Как мы прибавили число 5? (Мы прибавили число 5 по частям, разложив его на удобные слагаемые.)
– Справились мы и с заданием Лешего. А на помощь ему уже спешит его близкая подруга – Кикимора.

Чтение текста со слайда

– Не дадим Кикиморе утащить нас на болото и замучить там до смерти.

VI. Закрепление нового материала

«Тетрадь для самостоятельной работы». Задание №2 стр.66

Найти значение суммы чисел 5 и 6 разными способами. Подчеркнуть тот способ, который удобнее для тебя.

– Справились мы и с Кикиморой, но что-то силы нас стали покидать. Надо позвать на помощь Домового.

Чтение текста со слайда

– Ребята, давайте мы тоже не будем ссориться с хозяином нашего дома, покажем ему, как мы умеем дружно отдыхать.

Читайте также:  Простые способы засолки скумбрии

Физминутка

Очень сильно разозлилась Баба-Яга, узнав о том, что произошло с Лешим и Кикиморой. Решила она, вот чтобы то ни стало, одолеть вас своими колдовскими чарами.

Чтение текста со слайда

Баба-Яга решила проверить умеете ли вы работать самостоятельно. Справитесь?
«Тетрадь для самостоятельной работы». Задание №3 стр.67.

Вычисли значение сумм способом прибавления по частям

1 вариант. 2 вариант

5 + 7 7 + 5
6 + 9 8 + 6

Взаимопроверка (в парах)

– Поняла Баба-Яга, что и ей не одолеть таких умных ребятишек и позвала к себе на помощь, кого бы вы думали? Змея-Горыныча.

Чтение текста со слайда

– Давайте не будем ждать, пока он обернется кем-нибудь и утащить наших девочек-красавиц, а быстрее решим его задачи.

Задачи на смекалку

  • У одноглавого Змея 1 хвост. А сколько хвостов у трехглавого Змея? А у семиглавого?
  • Иван-царевич сражался по очереди с тремя Змеями. Всего у него было 6 отрубленных голов. А сколько голов было у каждого Змея?
  • «Тетрадь для самостоятельной работы». Задание № 5 стр.67.

– А эту задачу решите самостоятельно.

На столе 8 тетрадей в клетку и столько же тетрадей в линейку. Сколько тетрадей на столе?

– Понял Змей-Горыныч, что и он потерпел поражение, позвал на подмогу самого Черта.

Чтение текста со слайда

– Видит Черт, что устали вы, решили вас склонить к лени. Только, что у него из этого выйдет, мы сейчас проверим.

Задание на внимание

– И с этим заданием мы справились. Не перевелись на Руси еще богатыри, только берут они не силой, а знаниями.

VII. Итог урока

– А какие знания вы получили сегодня на уроке?

Рефлексия

– Ребята, посмотрите, какое у меня замечательное настроение, я очень рада за вас. У кого из вас такое же настроение, к веселой мордашке на доске прикрепите свои магнитики с веселыми мордашками.

Источник

Математика. 1 класс

Конспект урока

Математика, 1 класс

Урок 54. Приём сложения с переходом через десяток: □ + 3

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Приём прибавление по частям (9 + 3 = 9 + 1 + 2, 8 + 3 = 8 + 2 + 1).
  2. Вычисления с переходом через десяток.
  3. Состав чисел.
  4. Запоминание примера 9 + 3 = 12, 8 + 3 = 11.

Глоссарий по теме

  1. Состав чисел.
  2. Сложение чисел.
  3. Прибавление по частям.

Сложение, десяток, состав чисел.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 кл. 2 ч., с. 66.

2. Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику. 1 класс., с. 36

3. Моро М. И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 кл. в 2 ч. Ч. 2, с. 35.

4. Волкова С. И. Устные упражнения.1 класс. Математика. 2016, с. 51.

5. Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс, авторы С. И. Волкова, М. К. Антошин, Н. В. Сафонова.

На уроке мы познакомимся с приёмом сложения с переходом через десяток (□ + 3), запомним примеры 8 + 3, 9 + 3.

Основное содержание урока

Рассмотрите вагончики на экране. У каждого из них на крыше записано число десять, в окошках записаны ещё числа.

Из этих вагончиков надо составить поезд. Для этого дополните числа в окошках вагончиков до 10. Первым будет красный вагончик. В его окне – число шесть. Какое число надо добавить к шести, чтобы стало десять? Добавим число четыре. В нашем поезде появился первый вагон! Давайте добавим ещё один, синий вагончик. В его окне – число три. Какое число надо добавить к трём, чтобы стало десять? Добавим число семь. Наш поезд пополняется ещё одним вагончиком. В окне жёлтого вагона – число восемь. Какое число надо добавить к восьми, чтобы стало десять? Добавим число два. Теперь в поезде стало три вагона: красный, синий и жёлтый. Добавьте к составу подходящие вагоны. Наш состав увезёт синий вагон, потому что числа в его окошках в сумме составляют число 10. В остальных вагонах сумма чисел в окошках больше числа 10. Как сосчитать примеры: девять плюс три и восемь плюс три? Разберём решение примера 9 + 3.

Читайте также:  Обработка рук гигиеническим способом по стандарту 1500

Чтобы найти сумму чисел из окошек красного вагончика девяти и трёх, воспользуемся кубиками: синими и красными. Число девять обозначим синими кубиками, а число три – красными. Между слагаемыми ставим знак «плюс». Мы уже знаем, что при сложении однозначных чисел с переходом через десяток, надо первое слагаемое дополнить до десяти. Для этого возьмём один красный кубик и добавим его к девяти кубикам синего цвета, получится ДЕСЯТОК. У нас осталось два красных кубика. Прибавим к десятку число два, получится двенадцать. Чтобы к девяти прибавить три, надо число три разложить на удобные слагаемые один и два так, чтобы было удобно добавить девять до десяти, а потом прибавить то, что осталось, это число два. Десять плюс два Ответ двенадцать. Вспомним алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Чтобы к восьми прибавить три, надо число три разложить на удобные слагаемые так, чтобы было удобно добавить пять до десяти. Это числа два и один. Потом прибавить к десяти второе удобное слагаемое, число один. Ответ: 11.

8 + 3 = 8 + 2 + 1 = 10 + 1 = 11

Выполнять промежуточные вычисления можно в уме, записывая сразу ответ.

Самостоятельно составьте задачу и решите её.

Примечание: при решении используйте алгоритм сложения однозначных чисел с переходом через 10.

Задача: В одном вагоне на мультфестиваль ехало 8 пассажиров, а в другом – на 3 пассажира меньше. Сколько всего гостей прибудет на мультфестиваль?

  1. 8 – 3 = 5 (п.) – едет во втором вагоне
  2. 8 + 5 = 8 + 2 + 3 = 10 + 3 = 13 (п.)

Ответ: 13 гостей прибудет на мультфестиваль.

Вы запомнили примеры 9 + 3 = 12, 8 + 3 = 11.

Разбор тренировочных заданий

Найдите значение выражения 8 + 3. Восстановите последовательность решения, используя приём сложения по частям.

Разложите слагаемые на части, для начала определите, каков состав числа 3 (2 + 1), 2-х не хватает 8-ми, чтобы получилось 10. Значит, к 8 надо прибавить сначала 2, а потом 1.

Ответ: 8 + 3 =; 8 +; 2 + 1 =; 10+; 1 =; 11.

Сложение. Рассортируйте выражения по группам.

Необходимо выполнить сложение и рассортировать выражения в зависимости от результата.

Источник

Урок математики в 1 классе на тему «Прибавление по частям» УМК ПНШ

. Тип урока: Урок открытия нового .

Тема: «Прибавление по частям» (1 урок)

Цель: организовать деятельность детей по знакомству с приёмом сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

— усвоение правила прибавления по частям, которое описывает один из основных способов сложения;

— подбор удобных слагаемых;

— развитие математической речи в процессе выполнения заданий;

-формулировать тему урока при помощи учителя;

-в диалоге с учителем преобразовывать практические задачи в учебно-познавательные;

-ориентироваться в учебнике;

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-высказывать свою точку зрения;

-задавать вопросы, отвечать на вопросы;

-учиться слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-осуществлять рефлексию на основе критерия успешности учебной деятельности.

Пропедевтика : группировка слагаемых , прибавление суммы к числу.

Повторение: состав числа 10

Методы и приемы организации деятельности учащихся : фронтальная беседа ( система вопросов и заданий), цель которой осознание детьми математической сущности прибавления по частям; организация самостоятельной деятельности обучаемых с индивидуальной помощью тем, кто в этом нуждается, поиск информации на странице учебника.

Читайте также:  Способы очистки масла двс

Учебно-дидактическое обеспечение: учебник,тетрадь на печатной основе карточки, черновик-блокнот, настенная таблица сложения, компьютер, проектор.

Громко прозвенел звонок

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минутки не теряем!

2 . Актуализация знаний.

Детям предлагается задание на карточках. Найди значение числовых выражений.(время ограничено)

3. Выявление места и причины затруднения.

Какое действие с числами производили? ( сложение)

Какими числами представлены слагаемые? ( однозначными числами)

В каких выражениях значение суммы было найти легко?

В каких числовых выражениях значение суммы было найти труднее?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Как легче найти значение этих сумм? (прибавлять по частям)

Обратите внимание на тему нашего урока : Прибавление по частям. (Учитель фиксирует на доске тему урока.)

Какую цель поставим на уроке ? (Узнать, как находить значение трудных числовых выражений)

5.Реализация построенного проекта.

Обсудите в группах и попробуйте найти значение суммы 8+6

Группы представляют свои варианты решения:

8+2+4=(8+2)+4=10+4=14 и др.

Все варианты могут быть использованы для нахождения значения этой суммы. Молодцы!

Маша тоже находила значение числового выражения. Давайте посмотрим, какой вариант она выбрала?

Работа с учебником с.53 №2

Как ты думаешь, почему число 5 было представлено Машей в виде суммы 3+2? (первое слагаемое дополняет число7 до10)

Чем удобно такое представление числа 5?( получается 10 ,а к10 легко прибавить оставшуюся часть)

Прочитайте пояснение в учебнике с.53

Такое представление числа называется разложением на удобные слагаемые , а такой способ сложения – прибавлением по частям . (Учитель фиксирует на доске: разложение на удобные слагаемые)

Каким правилом сложения мы пользовались? ( Прибавление суммы к числу)

Давайте сделаем вывод . Как проще найти значение таких трудных числовых выражений?

( Надо разложить число, которое будем прибавлять, на удобные слагаемые так, чтобы сперва получилось10,а потом прибавить оставшуюся часть.)

6. Первичное закрепление. Работа в парах.

Попробуйте найти значение выражения 9+7 Машиным способом.

(2 ученика работают парой у доски) Проверка.

Кому понравилось прибавлять таким способом? Встаньте, пожалуйста!

Мне тоже нравится этот способ, я его считаю самым удобным!

Динамическая пауза: Выйдут к доске все мальчики. Сколько их?(8). Сколько девочек сидит за партами?(9) Выйдут к мальчикам Лада и Катя. Сколько стало ребят?(10) Выйдут к доске остальные девочки. Сколько вас всего?(17) Какую сумму можно составить?(8+9) Как удобно прибавлять ? (По частям)

7 . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в тетради на печатной основе. (2 ученика работают у доски)

Задание: Дополни запись так, чтобы значение суммы было найдено способом прибавления по частям с разложением на удобные слагаемые. Запиши действие сложения в тетрадь.

4+8=4+( … + 2)= (4+ … ) + 2= …. + 2 =

Проверь правильность вычисления значения суммы 4+8 по « Таблице сложения»

8. Включение в систему знаний и повторение № 3 с.53.

Рассмотри схему, соответствующую сумме 8+5

В виде суммы каких чисел представлено число 5?

Запиши действие сложения в тетрадь:

Дополнительное задание для сильных учащихся:

Устно найти значение выражений на карточке.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Чему учились на уроке? ( Прибавлять по частям).

Какой удобный способ прибавления узнали?

( Надо разложить число, которое будем прибавлять, на удобные слагаемые так, чтобы вначале получилось10, а потом прибавить оставшуюся часть.)

Кто считает, что научился находить значение таких сложных числовых выражений? Покажите смайлик с улыбкой! Кто не уверен-серьёзный смайлик!

Кому было интересно на уроке? Встаньте, пожалуйста!

На следующем уроке мы продолжим работу над этой темой.

Источник

Оцените статью
Разные способы