Способ преодоления правового нигилизма
1. Правовой нигилизм и пути его преодоления
Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам.
Причинами возникновения правового нигилизма считают:
1) деспотичный характер государственной власти;
2) особенность исторического развития государства;
3) использование репрессивного законодательства;
4) пробелы в законодательстве, в правовой системе;
5) наличие административно-командных методов в политической и экономической сферах общества;
6) отсутствие в государстве демократических и правовых традиций;
7) переходный период, который вызвал трудности в правовой системе;
8) несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности.
Можно выделить следующие признаки правового нигилизма:
1) широкое распространение и повсеместность;
3) наличие в государстве разнообразных форм его проявления;
4) дополнение другими видами нигилизма (в частности, религиозным, нравственным др.);
5) соединение нигилизма с разными формами протеста;
6) распространение нигилизма в средствах массовой информации, литературе, кинофильмах.
Правовой нигилизм выражается в следующих формах:
1) сознательное и прямое нарушение законов, а также подзаконных актов (преступление);
2) массовое неисполнение и нарушение правовых норм;
3) распространение в обществе антиправовой психологии, настроений, а именно: появление норм, которые оправдывают антиправовое поведение человека; прямая пропаганда жестокости и насилия;
4) так называемая «война законов»: создание системы правовых актов, которая является параллельной по отношению к системе законодательства; противостояние между законодательством федерального центра и законодательством субъектов; разработка и издание органами государственного управления различных ветвей власти нормативных актов, которые являются по содержанию взаимоисключающими;
5) массовые нарушения прав и свобод человека и гражданина;
6) понижение авторитета судебных и правоохранительных органов.
Существуют следующие основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в государстве:
1) гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина;
2) укрепление режима законности на территории государства;
3) осуществление верховенства основного и других законов государства;
4) совершенствование правовой системы государства;
5) осуществление правового порядка в государстве;
6) повышение авторитета судебных и правоохранительных органов;
7) проведение в государстве правового воспитания.
Гарантии государства являются базой для использования специальных мер по борьбе с правовым нигилизмом и охране законности.
Основные пути преодоления правового нигилизма — это повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и др.
Источник
Способ преодоления правового нигилизма
���X��Q��k�|�ƕǶ > endobj 16 0 obj > endobj 17 0 obj > endobj 18 0 obj > endobj 19 0 obj > endobj 20 0 obj > endobj 21 0 obj endobj 22 0 obj endobj 23 0 obj endobj 24 0 obj endobj 25 0 obj endobj 26 0 obj > endobj 27 0 obj > endobj 28 0 obj > endobj 29 0 obj > endobj 30 0 obj > endobj 31 0 obj > endobj 32 0 obj > endobj 33 0 obj endobj 34 0 obj > endobj 35 0 obj > endobj 36 0 obj > endobj 37 0 obj endobj 38 0 obj > endobj 39 0 obj > endobj 40 0 obj > endobj 41 0 obj > endobj 42 0 obj > endobj 43 0 obj > endobj 44 0 obj > endobj 45 0 obj > endobj 46 0 obj > endobj 47 0 obj > endobj 48 0 obj > endobj 49 0 obj > endobj 50 0 obj > endobj 51 0 obj > endobj 52 0 obj > endobj 53 0 obj > endobj 54 0 obj > endobj 55 0 obj > endobj 56 0 obj > endobj 57 0 obj > endobj 58 0 obj > endobj 59 0 obj > endobj 60 0 obj > endobj 61 0 obj > endobj 62 0 obj > endobj 63 0 obj > endobj 64 0 obj > endobj 65 0 obj > endobj 66 0 obj > endobj 67 0 obj > endobj 68 0 obj > endobj 69 0 obj > endobj 70 0 obj > endobj 71 0 obj > endobj 72 0 obj > endobj 73 0 obj > endobj 74 0 obj > endobj 75 0 obj > endobj 76 0 obj > endobj 77 0 obj > endobj 78 0 obj > endobj 79 0 obj > endobj 80 0 obj > endobj 81 0 obj > endobj 82 0 obj > endobj 83 0 obj > endobj 84 0 obj > endobj 85 0 obj > >124 0 R >]/P 70 0 R/S/#D1#82#D0#B5#D0#BA#D1#81#D1#82/Pg 143 0 R>> endobj 86 0 obj > endobj 87 0 obj > endobj 88 0 obj > endobj 89 0 obj > endobj 90 0 obj > endobj 91 0 obj > endobj 92 0 obj > endobj 93 0 obj > endobj 94 0 obj > endobj 95 0 obj > endobj 96 0 obj > endobj 97 0 obj > endobj 98 0 obj > endobj 99 0 obj > endobj 100 0 obj > endobj 101 0 obj > endobj 102 0 obj > endobj 103 0 obj > endobj 104 0 obj > endobj 105 0 obj > endobj 106 0 obj > endobj 107 0 obj > endobj 108 0 obj > endobj 109 0 obj > endobj 110 0 obj > endobj 111 0 obj > endobj 112 0 obj > endobj 113 0 obj > endobj 114 0 obj > endobj 115 0 obj > endobj 116 0 obj > endobj 117 0 obj > endobj 118 0 obj > endobj 119 0 obj > endobj 120 0 obj > endobj 121 0 obj > endobj 122 0 obj > endobj 123 0 obj > endobj 124 0 obj > endobj 125 0 obj > endobj 126 0 obj > endobj 127 0 obj > endobj 128 0 obj > endobj 129 0 obj > endobj 130 0 obj > endobj 131 0 obj > endobj 132 0 obj > endobj 133 0 obj > endobj 134 0 obj > endobj 135 0 obj > endobj 136 0 obj > endobj 137 0 obj > endobj 138 0 obj > endobj 139 0 obj >stream 2018-05-17T10:59:07+03:00 2018-05-17T10:58:49+03:00 2018-05-17T10:59:07+03:00 Adobe InDesign CS6 (Windows) application/pdf uuid:7256e38e-f308-4a9d-a63f-e2147f4d5c0a uuid:85ce3740-a292-459b-bf2f-c5615c5970ed
Adobe PDF Library 10.0.1
endstream endobj 140 0 obj > endobj xref 0 141 0000000000 65535 f 0000146928 00000 n 0000147259 00000 n 0000150802 00000 n 0000151203 00000 n 0000154883 00000 n 0000173427 00000 n 0000173677 00000 n 0000173971 00000 n 0000193019 00000 n 0000193113 00000 n 0000193405 00000 n 0000193473 00000 n 0000193805 00000 n 0000193829 00000 n 0000194245 00000 n 0000194420 00000 n 0000194569 00000 n 0000194687 00000 n 0000194736 00000 n 0000236630 00000 n 0000237205 00000 n 0000237464 00000 n 0000237526 00000 n 0000237588 00000 n 0000237651 00000 n 0000237730 00000 n 0000237822 00000 n 0000237866 00000 n 0000237960 00000 n 0000238037 00000 n 0000238128 00000 n 0000238201 00000 n 0000238294 00000 n 0000238390 00000 n 0000238435 00000 n 0000238479 00000 n 0000238523 00000 n 0000238582 00000 n 0000238626 00000 n 0000238719 00000 n 0000238813 00000 n 0000238886 00000 n 0000238979 00000 n 0000239081 00000 n 0000239150 00000 n 0000239247 00000 n 0000239316 00000 n 0000239400 00000 n 0000239526 00000 n 0000239595 00000 n 0000239664 00000 n 0000239733 00000 n 0000239849 00000 n 0000239907 00000 n 0000239961 00000 n 0000240019 00000 n 0000240073 00000 n 0000240131 00000 n 0000240185 00000 n 0000240258 00000 n 0000240378 00000 n 0000240448 00000 n 0000240594 00000 n 0000240713 00000 n 0000240782 00000 n 0000240851 00000 n 0000241017 00000 n 0000241086 00000 n 0000241155 00000 n 0000241224 00000 n 0000241594 00000 n 0000241642 00000 n 0000241717 00000 n 0000241830 00000 n 0000241978 00000 n 0000242137 00000 n 0000242296 00000 n 0000242432 00000 n 0000242518 00000 n 0000242604 00000 n 0000242690 00000 n 0000242776 00000 n 0000242876 00000 n 0000242962 00000 n 0000243054 00000 n 0000243259 00000 n 0000243349 00000 n 0000243447 00000 n 0000243537 00000 n 0000243666 00000 n 0000243756 00000 n 0000243854 00000 n 0000243938 00000 n 0000244022 00000 n 0000244106 00000 n 0000244190 00000 n 0000244274 00000 n 0000244364 00000 n 0000244448 00000 n 0000244546 00000 n 0000244645 00000 n 0000244749 00000 n 0000244861 00000 n 0000244952 00000 n 0000245037 00000 n 0000245122 00000 n 0000245218 00000 n 0000245279 00000 n 0000245340 00000 n 0000245401 00000 n 0000245462 00000 n 0000245508 00000 n 0000245554 00000 n 0000245600 00000 n 0000245671 00000 n 0000245742 00000 n 0000245813 00000 n 0000245884 00000 n 0000245954 00000 n 0000246024 00000 n 0000246094 00000 n 0000246164 00000 n 0000246234 00000 n 0000246304 00000 n 0000246374 00000 n 0000246446 00000 n 0000246518 00000 n 0000246590 00000 n 0000246662 00000 n 0000246734 00000 n 0000246806 00000 n 0000246878 00000 n 0000246950 00000 n 0000247022 00000 n 0000247094 00000 n 0000247166 00000 n 0000247238 00000 n 0000247311 00000 n 0000247377 00000 n 0000250763 00000 n trailer > startxref 116 %%EOF
Источник
newinspire
Пути преодоления правового нигилизма
Ключевые слова: пути, преодоления, правового, нигилизм
Основные пути преодоления правового нигилизма — это повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины; уважение и всемерная защита прав личности; массовое просвещение и правовое воспитание населения; подготовка высококвалифицированных кадров юристов; скорейшее проведение правовой реформы и др.
Однако ясно, что правовой нигилизм невозможно ликвидировать немедленно. Это трудный, длительный процесс.
В конечном счете все формы и средства борьбы с нигилизмом связаны с выходом общества из глубокого системного кризиса — социального, экономического, политического, духовного, нравственного. В то же время многое зависит и от активной позиции самой личности, ее противодействия силам зла.
Если правовой нигилизм означает недооценку или игнорирование права, то правовой идеализм — его переоценку, идеализацию. Оба эти явления питаются одними корнями — юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры. Указанные крайности, несмотря на их, казалось бы, противоположную направленность, в конечном счете смыкаются и образуют как бы «удвоенное» общее зло. Иными словами, перед нами две стороны «одной медали».
Хотя внешне правовой идеализм менее заметен, не так бросается в глаза (во всяком случае, о нем почти не говорят, он не «на слуху»), явление это причиняет такой же вред государству, обществу, как и правовой нигилизм. Он крайне деструктивен по своим последствиям. Осознается это, как правило, «потом», когда итог становится очевиден. Вот почему, борясь с правовым нигилизмом, не следует впадать в другую крайность — правовой фетишизм, волюнтаризм, идеализм.
Вообще, идеи о возможности принципиального изменения общества с помощью одних только мудрых законов — древнего происхождения. Из этого исходил еще Платон в своих мечтах об идеальном государстве. Да и французские просветители не раз указывали на подобный путь избавления от несправедливых порядков. Но жизнь неизменно опровергала эти представления. Как известно, марксизм едко высмеивал всевозможные концепции «юридического социализма».
Так, молодой Ф. Энгельс еще в 1847 г., критикуя манифест А. Ламартина, писал, что предлагаемые в нем меры, например всеобщее бесплатное обучение, «способны лишь ослабить революционную энергию пролетариев; либо это чистая благотворительность; либо просто громкие фразы, лишенные всякого практического смысла, вроде упразднения нищенства чрезвычайным законом, ликвидации общественных бедствий законодательным путем, учреждения министерства народной жизни и т.п.»
В практическом плане на право нельзя возлагать несбыточные надежды — оно не всесильно. Наивно требовать от него большего, чем оно заведомо может дать, ему необходимо отводить то место и ту роль, которые вытекают из объективных возможностей данного института. Непосильные задачи могут только скомпрометировать право. Поэтому его нельзя возводить в абсолют.
Закон , как известно, есть официальное признание факта и не более того. Он лишь оформляет, «протоколирует» реально сложившиеся отношения. Как ни избиты у нас слова классиков о том, что право не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества, они верны, так как проверены практикой.
Ясно, что проводимые в нашем обществе преобразования нуждаются в надежном правовом обеспечении, но оно не может быть чисто волевым. Бессилие законов порождает все тот же нигилизм, неверие в реальную значимость принимаемых актов, в их способность изменить ситуацию. Законы не работают, значит, и отношение к ним более чем прохладное, их престиж падает — вместе с престижем власти.
Правовой идеализм породил у значительной части людей кризис веры в законодательные, а в более широком плане — в парламентско-конституционные пути решения назревших проблем, в новые прогрессивные институты.
Подлинная беда состоит в том, что даже хорошие и нужные законы не работают — в одних случаях потому, что отсутствуют необходимые механизмы их реализации, в других (и это главная причина) — из-за того, что вокруг простирается ненормальная среда их «обитания» и функционирования.
Бушует нравственный и правовой нигилизм, общественные отношения находятся в состоянии хаоса, ломки, крайней неустойчивости, зыбкости, законы бессильны их упорядочить, стабилизировать, направить в нужное русло. В этом смысле право испытывает небывалые «перегрузки», оно не справляется со своими регулятивными и защитительными функциями.
Поэтому если тот или иной закон не работает, это еще не означает, что он плох. Не все зависит от самого закона. Проблема сложнее. Определенные слои населения психологически не готовы к переменам, нередко сопротивляются им. Юридические нормы не могут развязать тугие клубки возникающих противоречий, а в ряде случаев встречают противодействие. Еще Дж. Локк советовал: «Создавайте немного законов, но следите за их соблюдением«.
Власть слаба, она не может собрать налоги, обеспечить реализацию своих законов, остановить преступность, защитить граждан. Она не справляется с первейшей функцией — регулятора общественной жизни, порядка, стабильности. Предписания сверху во многих случаях внутренне не воспринимаются теми, на кого они рассчитаны. В этих условиях законы существуют как бы сами по себе, а жизнь — сама по себе.
И это тоже идеализм, ибо законодатели, исходя из своих высоких целей, идей, замыслов, конвейерно принимают и принимают законы, заведомо зная, что они не достигают конечных целей и уходят в песок. Нередко важнейшие акты застревают на полпути к своим непосредственным адресатам — их стопорит чиновничья бюрократия в силу общей разболтанности, бесконтрольности, коррумпированности.
Попытки «пришпорить» социальный прогресс с помощью одних только законов, как правило, заканчивались конфузом. Примеров тому немало, и из них необходимо извлекать уроки. Прежде всего, это ведет к девальвации законов, которые начинают работать вхолостую, создавая видимость решения проблем.
Абсолютизация права, наделение его чудодейственными свойствами сродни поклонению искусственно созданному идолу. Такое обожествление явления — это существование в мире иллюзий. Отсюда — лавинообразный рост законов и указов за последние десять лет, поиск спасения именно в них.
Но еще древние говорили: в наиболее испорченном государстве — наибольшее количество законов. Сейчас всем ясно — сотней или даже тысячей законов положение не изменить, если только они не подкрепляются другими мерами. Полоса «демократического романтизма» проходит.
Продолжение реформ в России требует прочной правовой основы, особенно в экономической сфере. В соответствии с Конституцией законы призвана принимать Государственная Дума. Однако при этом важно, чтобы народные избранники имели четкое представление о пределах и реальных возможностях юридических законов, путях их воплощения в жизнь. В противном случае общество опять будет жить в мире иллюзий.
Давно сказано: чтобы не разочаровываться, не следует очаровываться. Чрезвычайно важно и необходимо преодолеть как правовой нигилизм, так и правовой идеализм, которые питают друг друга. . читать далее .
Источник