Содержание и причины межкультурных конфликтов
В современном обществе проблема межкультурных конфликтов стоит особенно остро. Они возникают между этносами в рамках отдельных государств, в международных отношениях. Проведение внутренней и внешней политики требует от правительств учета культурных аспектов межэтнических и межгосударственных взаимодействий, понимания причин возникновения конфликтов и формирования стратегии их урегулирования.
Понятие
Межкультурный конфликт – конфликт между носителями различных культур, имеющими несовместимые интересы, ценности, менталитеты или обостренное чувство принадлежности к данной социальной группе. Межкультурный конфликт – это конфликт картин мира, интерпретаций и установок, присущих разным группам. Носителями конфликта являются отдельные индивиды, которые непроизвольно делят общество на «своих» и «чужих».
На сегодняшний день практически не существует этнически однородных обществ. Одни имеют многовековую историю сосуществования различных культур, другие начали жить в таких условиях сравнительно недавно (рост трудовой миграции, массовое переселение беженцев в развитые страны Европы). Не всегда соседство этносов имеет мирный характер. При прямом контакте выявляются различия в ценностных установках, восприятии окружающего мира, способах поведения. Выделяют 6 типов реакции на другую культуру и ее представителей:
- Отрицание различий культур – уверенность в том, что все люди в мире должны разделять одни и те же ценности, убеждения, нормы поведения.
- Защита собственного культурного превосходства – признание установок собственной культуры единственно верными и негативное отношение к ценностям и обычаям других культур. Это проявляется в межличностном общении в виде неприязни и агрессии по отношению к членам инокультурной группы.
- Минимизация культурных различий – признание ценности других культур, их мирное сосуществование, поиск общих, объединяющих черт, способность разных культур адаптироваться друг к другу.
- Принятие существования межкультурных различий – в целом благожелательное, но обособленное и отстраненное сосуществование культур.
- Адаптация к новой культуре – восприятие норм и ценностей другой культуры, способность жить и действовать в ее рамках при сохранении собственной культурной идентичности.
- Интеграция – глубокое взаимопроникновение своих и чужих культурных традиций, установок, выражающееся в образе жизни, способах поведения индивида.
Таким образом, диапазон восприятия человеком другой культуры довольно широк: от полного ее отрицания и неприятия до интеграции, когда инокультурные нормы и ценности начинают восприниматься как свои собственные.
Причины
В ходе общения представителей разных культур возникают затруднения и сложности, снижающие его эффективность – коммуникативные барьеры:
- языковой – слабое владение языком иной группы, мешающее правильному восприятию информации и взаимопониманию;
- барьер невербальной коммуникации– несовпадение значений символов, жестов, мимики для участников общения;
- особенности группового сознания – этноцентризм, стереотипы и предрассудки в восприятии другой культуры и ее представителей.
Конфликт – неизбежная часть повседневной жизни, естественное проявление межкультурной коммуникации. Конфликты чаще всего возникают между представителями:
- этнических групп;
- религиозных групп;
- различных поколений;
- субкультур в рамках одной общей культуры.
Межкультурные конфликты различаются по:
- составу участников – внутренние, международные, региональные, мировые;
- интенсивности и характеру взаимодействия – столкновения, погромы, террористические акты, войны;
- предмету спора – культурно-языковые, религиозные, конфликт поколений.
Носителями конфликта являются люди, которые нередко акцентируют различия между группами, противопоставляют одну другой. Причинами любых конфликтов между людьми служат:
- личностные особенности индивидов – своенравие, амбициозность, некоммуникабельность, недоверчивость, неуважительное отношение к другим;
- социальные отношения – соперничество, неготовность идти на компромисс, противоречие целей и средств их достижения;
- организационные отношения – вопросы власти, статуса, справедливости распределения социальных благ, ущемления интересов индивидов и групп.
Причины межкультурных конфликтов:
- ошибки атрибуции – неверное толкование поступков и слов субъектов межкультурного общения, обусловленное коммуникативными барьерами;
- незнание культурных особенностей, включая религиозные и идеологические аспекты;
- незнание табу инородной культуры.
В реальной жизни межкультурных конфликтов в чистом виде не существует, в них вплетается множество других конфликтов: финансовых, статусных, территориальных. Возникновение конфликта не означает прекращения отношений между участниками общения: они отходят от имеющейся модели коммуникации и затем выстраивают новую. Дальнейшее развитие отношений может иметь как позитивную, так и негативную направленность.
Пути решения
Конфликты являются дестабилизирующим фактором социальной жизни: препятствуют сотрудничеству, приводят к затяжному противостоянию, вражде. Они представляют серьезную опасность для общества, поэтому очень важно быстро выявлять их возникновение и принимать все возможные меры для урегулирования. Пути разрешения межкультурных конфликтов:
- соревнование– использование соперничества с позиции силы для достижения своих целей, подчинение одной стороны другой;
- сотрудничество – поиск решений, выгодных обеим сторонам;
- избегание – откладывание разрешения конфликтной ситуации в надежде, что он разрешится сам, а также использование полумер, скрытых мер, позволяющих затормозить развитие конфликта;
- приспособление – движение одной из сторон навстречу другой, выражающееся в готовности отказаться от собственных интересов;
- компромисс – взаимные уступки с обеих сторон, позволяющие прийти к согласию.
Выбор способов разрешения конфликта определяется особенностями менталитета и культурными традициями сторон. Важную роль в управлении конфликтами играет налаживание межкультурного диалога, позволяющего улучшить взаимопонимание, снизить напряжение в отношениях.
Заключение
Процессы глобализации не ведут к формированию единой мировой культуры: она остается множеством самобытных культур, взаимодействующих друг с другом. Интенсификация этих взаимодействий становится причиной учащающихся межкультурных конфликтов. Это ставит мировое сообщество перед необходимостью поиска новых оснований и способов выстраивания продуктивных отношений между нациями, народами, этносами.
План ответа по теме «Содержание и причины межкультурных конфликтов»
1. Проблема межкультурных конфликтов в современном мире.
2. Понятие межкультурного конфликта. Типы реакций на чужую культуру:
- отрицание различий культур;
- защита собственного культурного превосходства;
- минимизация культурных различий;
- принятие существования культурных различий;
- адаптация к новой культуре;
- интеграция.
3. Понятие коммуникативного барьера, его виды:
- языковой;
- барьер невербальной коммуникации;
- особенности группового сознания.
4. Участники конфликтов. Классификация межкультурных конфликтов:
- по составу участников;
- по интенсивности и характеру взаимодействия;
- по предмету спора.
5. Причины межличностных и межкультурных конфликтов.
6. Способы решения конфликтов:
- соревнование;
- сотрудничество;
- избегание;
- приспособление;
- компромисс.
7. Значение межкультурных конфликтов в условиях глобализации.
Источник
Межкультурные конфликты и пути их преодоления
Существует несколько определений понятия «конфликт». Чаще всего под конфликтом понимается любой вид противоборства или несовпадения интересов. Нормальный человек, даже самый неконфликтный, не в состоянии прожить без разногласий с окружающими. «Сколько людей — столько мнений», и мнения разных людей неизбежно вступают в противоречие друге другом. Современная конфликтология объясняет возникновение конфликтов разными причинами. В частности, существует точка
зрения, согласно которой вражда и предубежденность между людьми извечны и коренятся в самой природе человека, в его инстинктивной «неприязни к различиям». Так, представители социал- дарвинизма утверждают, что законом жизни является борьба за существование, наблюдающаяся в животном мире. В человеческом обществе она проявляется в виде различного рода конфликтов: иными словами, конфликты для человека так же необходимы, как питание или сон.
Специальные исследования опровергают эту точку зрения; доказано, что как враждебность к иностранцам, так и предубеждения против какой-то конкретной народности не являются всеобщими, а возникают под влиянием причин социального характера. Но конфликты нельзя рассматривать только как деструктивную сторону процесса коммуникации. В теории позитивного конфликта конфликты понимаются как неизбежная часть повседневной жизни и не обязательно должны носить дисфункциональный характер. Этот вывод в полной мере относится и к конфликтам, носящим межкультурный характер.
Отметим те аспекты конфликта, которые непосредственно связаны с проблемой межкультурного общения. Исходя из этого будем рассматривать конфликт не как столкновение или конкуренцию культур, а как нарушение коммуникации.
Конфликт имеет динамический характер и возникает в самом конце ряда событий: положение вещей -> возникновение проблемы конфликт. При возникновении конфликта отношения между коммуникантами не прекращаются, а скорее отклоняются от имеющейся модели коммуникации и дальнейшее развитие отношений возможно как в позитивном направлении, так и в негативном.
Выделяют три основные группы причин коммуникационных конфликтов:
§ личностные причины — ярко выраженные своенравие и честолюбие, фрустрированные индивидуальные потребности, низкая способность или готовность к адаптации, подавленная злость, несговорчивость, карьеризм, жажда власти или сильное недоверие. Люди, наделенные такими качествами, часто вызывают конфликты;
§ социальные причины — сильно выраженное соперничество, недостаточное признание способностей, недостаточная поддержка или готовность к компромиссам, противоречащие цели и средства для их достижения;
§ организационные причины — перегрузка на работе, неточные инструкции, неясные компетенции или ответственность, противоречащие друг другу цели, постоянные изменения правил и предписаний для отдельных участников коммуникации, глубокие изменения или переструктуризация укоренившихся позиций и ролей.
Кроме того, причинами напряженности и конфликта бывают ошибки атрибуции, т.е. ошибки интерпретации, посредством которой индивид, не имея достаточной информации о происходящем, приписывает наблюдаемым и переживаемым событиям или действиям определенные причины. Знание (незнание) культурных особенностей партнеров играет огромную роль в построении атрибуций. Такая информация позволяет многое прояснить относительно того, что желательно и на что накладывается табу в каждой конкретной культуре.
Конфликты наиболее часто возникают между теми, кто находится в зависимых отношениях (например, партнеры по бизнесу, друзья, коллеги, родственники, супруги). Чем теснее эти отношения, тем более вероятно возникновение конфликтов, так как при значительной частоте контактов с другим человеком повышается вероятность возникновения конфликтной ситуации в отношениях с ним.
В межкультурном общении причинами коммуникативных конфликтов могут выступать не только культурные различия, но и вопросы власти или статуса, социальное расслоение, конфликт поколений и т.д., а также чрезмерное акцентирование различий между противоборствующими сторонами, которое может принимать форму противопоставления собственной этнической группы другой группе.
В реальной жизни «чисто» межкультурные конфликты не встречаются. Реальные отношения предполагают наличие множества взаимопроникающих конфликтов, и было бы ошибкой считать, что в основе любого конфликта между представителями различных культур лежит незнание культурных особенностей партнера по коммуникации. Поэтому не стоит питать иллюзий относительно того, что одно лишь знание культурных различий является ключом к разрешению межкультурных конфликтов.
Современная конфликтология утверждает, что любой конфликт можно урегулировать или значительно ослабить, если сознательно придерживаться одною из пяти стилей поведения.
Соревнование — «прав тот, кто сильнее» — активный стиль, не приводящий к сотрудничеству. Этот стиль характерен для такой ситуации, когда одна из сторон добивается своих целей и стремится действовать в своих интересах независимо оттого, какое воздействие это оказывает на других. Подобный способ разрешения конфликта, сопровождаемый созданием ситуации «победа-поражение», использованием соперничества и игры с позиции силы для достижения своих целей, сводится к подчинению одной стороны другой.
Сотрудничество — «давайте решим это вместе» — активный, ориентированный на сотрудничество стиль. В данной ситуации обе стороны конфликта стремятся к достижению своих целей. Такой стиль поведения характеризуется стремлением решить проблему, выяснить разногласия, обменяться информацией, видеть в конфликте стимул к конструктивным решениям, выходящим за рамки данной конфликтной ситуации. Выходом из конфликта считается нахождение решения, выгодного обеим сторонам, эту стратегию часто называют «победа — победа».
Уход от конфликта — «оставьте меня в покое» — пассивный, не направленный на сотрудничество стиль. Одна из сторон может признавать, что конфликт имеет место, но выбирает такой стиль поведения, который позволяет избежать конфликта или заглушить его, в надежде, что конфликт разрешится сам собой. Поэтому разрешение конфликтной ситуации откладывается, используются полумеры, чтобы заглушить конфликт, или скрытые меры для того, чтобы избежать более сильной конфронтации.
Уступчивость — «только после вас» — пассивный, ориентированный на сотрудничество стиль. В отдельных случаях одна из сторон конфликта может попытаться умиротворить другую сторону, поставив ее интересы выше собственных. Подобное стремление успокоить другого предполагает уступчивость, подчинение и податливость.
Компромисс- «пойдем друг другу навстречу» — при этом стиле поведения обе стороны конфликта идут на взаимные уступки, частично отказываясь от своих требований. В этом случае никто не побеждает и никто не проигрывает. Подобный выход из конфликта предваряют переговоры, поиски вариантов и путей к взаимовыгодным соглашениям.
Как и любой другой аспект межкультурной коммуникации, стиль разрешения конфликтов определяется особенностями культуры участников конфликта. Так, значительные культурные различия можно наблюдать в методах разрешения конфликта британскими и китайскими менеджерами. Китайцы предпочитают пассивные стили поведения, такие, как «компромисс» или «уступчивость», а британцам более свойственны активные стили типа «сотрудничество» или «соревнование». Приверженность китайцев к указанным стилям поведения объясняется их стремлением к гармонии и сохранению «лица». Взаимоотношения людей в китайском обществе основываются на осознании того, что человек существует только как часть семьи или клана. Это требует от индивида уважения к общественной иерархии. Необходимость проявления почтительности к старшим ориентирует китайцев на подчинение власти и подавление агрессии. Идея гармонии побуждает китайцев всегда искать золотую середину из крайностей и учит их достижению равновесия путем контролирования эмоций. Наконец, понятие «лицо» воспитываету китайцев умение сохранять самообладание, не терять чувства собственного достоинства и не создавать ситуации, ведущие к «потере ли на» другим и людьми.
Источник