Первые опыты вакцинации
1796 год стал переломным в истории вакцинации, и связан он с именем английского врача Э. Дженнера. Во время практики в деревне Дженнер обратил внимание, что фермеры, работающие с коровами, инфицированными коровьей оспой, не болеют натуральной оспой. Дженнер предположил, что перенесенная коровья оспа является защитой от человеческой, и решился на революционный по тем временам эксперимент: он привил коровью оспу мальчику и доказал, что тот стал невосприимчивым к натуральной оспе – все последующие попытки заразить мальчика человеческой оспой были безуспешными. Так появилась на свет вакцинация (от лат. vacca – корова), хотя сам термин стал использоваться позже. Благодаря гениальному открытию доктора Дженнера была начата новая эра в медицине. Однако лишь спустя столетие был предложен научный подход к вакцинации. Его автором стал Луи Пастер.
В 1880 году Пастер нашел способ предохранения от заразных заболеваний введением ослабленных возбудителей. Французский ученый Луи Пастер стал человеком, который совершил прорыв в медицине (и иммунологии, в частности). Он первым доказал, что болезни, которые мы сегодня называем инфекционными, могут возникать только в результате проникновения в организм микробов из внешней среды. В 1880 году Пастер нашел способ предохранения от заразных заболеваний введением ослабленных возбудителей, который оказался применимым ко многим инфекционным болезням. Пастер работал с бактериями, вызывающими куриную холеру. Он концентрировал бактериальные препараты настолько, что их введение даже в ничтожных количествах вызывало гибель кур в течение суток. Однажды, проводя свои эксперименты, Пастер случайно использовал культуру бактерий недельной давности. На этот раз болезнь у кур протекала в легкой форме, и все они вскоре выздоровели. Ученый решил, что его культура бактерий испортилась и приготовил новую. Но и введение новой культуры не привело к гибели птиц, которые выздоровели после введения им «испорченных» бактерий. Было ясно, что инфицирование кур ослабленными бактериями вызвало появление у них защитной реакции, способной предотвратить развитие болезни при попадании в организм высоковирулентных микроорганизмов.
Если вернуться к открытию Дженнера, то можно сказать, что Пастер привил «коровью оспу» для того, чтобы предотвратить заболевание обычной «оспой». Отдавая долг первооткрывателю, Пастер также назвал открытый им способ предупреждения инфекционной болезни вакцинацией, хотя, конечно же, никакого отношения к коровьей оспе его ослабленные бактерии не имели.
«Думать, что открыл важный факт, томиться лихорадочной жаждой сообщить о нём и сдерживать себя днями, неделями, годами, бороться с самим собой и не объявлять о своём открытии, пока не исчерпал всех противоположных гипотез – да, это тяжёлая задача»
В 1881 году Пастер произвел массовый публичный опыт, чтобы доказать правильность своего открытия. Он ввел нескольким десяткам овец и коров микробы сибирской язвы. Половине подопытных животных Пастер предварительно ввел свою вакцину. На второй день все невакцинированные животные погибли от сибирской язвы, а все вакцинированные – не заболели и остались живы. Этот опыт, протекавший на глазах у многочисленных свидетелей, был триумфом ученого.
В 1885 году Луи Пастером была разработана вакцина от бешенства – заболевания, которое в 100% случаев заканчивалось смертью больного и наводило ужас на людей. Дело доходило до демонстраций под окнами лаборатории Пастера с требованием прекратить эксперименты. Ученый долго не решался испробовать вакцину на людях, но помог случай. 6 июля 1885 года в его лабораторию привели 9-летнего мальчика, который был настолько искусан, что никто не верил в его выздоровление. Метод Пастера был последней соломинкой для несчастной матери ребенка. История получила широкую огласку, и вакцинация проходила при собрании публики и прессы. К счастью, мальчик полностью выздоровел, что принесло Пастеру поистине мировую славу, и в его лабораторию потянулись пострадавшие от бешеных животных не только из Франции, но и со всей Европы (и даже из России).
«Думать, что открыл важный факт, томиться лихорадочной жаждой сообщить о нём и сдерживать себя днями, неделями, годами, бороться с самим собой и не объявлять о своём открытии, пока не исчерпал всех противоположных гипотез – да, это тяжёлая задача»
С тех пор появилось более 100 различных вакцин, которые защищают от сорока с лишним инфекций, вызываемых бактериями, вирусами, простейшими.
Источник
Способ предупреждения заболевания коровьей оспой предложил выберите правильный ответ впервые
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Вехи истории вакцинологии
ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ – ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ.
Микроорганизмы сопровождают человека всю его жизнь. С самого рождения малыш начинает знакомиться с миром вирусов и бактерий. И, помимо, положительных и необходимых для жизни контактов, микроорганизмы могут представлять опасность для человека, вызывая различные инфекционные заболевания.
До определенного времени инфекции являлись главной причиной высокой смертности и малой продолжительности жизни человека, поражая огромное количество людей и обширные территории земного шара.
В истории человечества первая пандемия чумы в середине VI века – «Юстинианова чума» – привела к смерти около 100 миллионов человек, убив от 50 до 60% населения Европы. Вторая пандемия чумы, названная «Чёрная смерть», возникла в середине XIV века и стала причиной гибели 30% населения Азии и до 50% жителей Европы. Третья пандемия чумы началась в Китае в середине XIX века и за несколько десятков лет охватила всю Землю.
В январе 1897 года человеку впервые была введена вакцина от чумы. Именно благодаря вакцине, разработанной учеником Л.Пастера русским ученым В.Хавкиным, была остановлена последняя пандемия чумы.
Распространение натуральной оспы в Европейском регионе связано с походами крестоносцев XI-XIII веков. В XVI века вирус оспы был занесен в Англию, а вскоре вызвал эпидемию в Центральной и Южной Америке, приведшую к гибели до 90% населения. В отдельные годы следующих двух веков в странах Европы заболевало оспой 10-12 миллионов человек, смертность составляла до 25-40%.
Первую прививку от натуральной оспы сделал в конце XVIII века английский врач Э.Дженнер, положив тем самым начало будущей ликвидации этого страшного заболевания, последний случай которого был зарегистрирован в мире в октябре 1977 г. в Сомали.
В XIX веке туберкулез убил около одной четверти взрослого населения Европы.
В 1882 г. Р.Кох выделил бактерию, вызывающую туберкулёз – микобактерию, и создал вещество для диагностики туберкулеза – туберкулин. Всемирная организация здравоохранения (далее – ВОЗ) объявила день открытия микобактерии туберкулеза Р.Кохом 20 марта Всемирным днем борьбы с туберкулезом. О возможности предотвращать туберкулез и уменьшать риск возникновения тяжелых форм заговорили, когда в начале XX века французские ученые Альбер Кальметт и Камиль Герен создали первую человеческую вакцину на основе штамма ослабленной живой коровьей туберкулезной бациллы – вакцину БЦЖ (BCG – Bacille Calmette-Guerin).
В XIX – первой половине ХХ веков полиомиелит бушевал в Европе и США, поражая десятки тысяч людей ежегодно.
Начало масштабного использования полиомиелитной вакцины привело к резкому сокращению заболеваемости. В настоящее время местная передача дикого вируса сохраняется на территории только трех государств – Афганистана, Пакистана и Нигерии.
Во время последней эпидемии краснухи в США (60-е годы ХХ века), заболело 12,5 миллионов человек, более чем у 2 тысяч человек развился энцефалит и более 11 тысяч женщин вынуждены были прервать беременность по причине риска развития у детей синдрома врожденной краснухи (далее – СВК). Было рождено более 20 тысяч детей с СВК. При этом имели глухоту более 11 тысяч детей, были слепые от рождения более 3,5 тысяч детей, развилась умственная отсталость почти у 2 тысяч малышей. Только широкомасштабная вакцинация последнего десятилетия смогла привести к практически полной ликвидации краснухи и СВК во многих развитых и в отдельных развивающихся странах.
Две крупные вспышки эпидемического паротита были зарегистрированы в США: в 2006 г. – более 6,5 тысяч случаев среди студентов университетов Среднего запада и в 2010 г. – более 3,5 тысяч случаев среди старшеклассников нескольких школ, членов религиозной общины ортодоксальных евреев-хасидов. Риск формирования урона в виде возможного, прежде всего «мужского» бесплодия, которым осложняются средние и тяжелые формы эпидемического паротита в 20-50% случаев, нанесенный данной общине, достаточно велик.
В Республике Беларусь в довакцинальном периоде ежегодно около 1 тысячи детей заболевало полиомиелитом и значительная часть из них оставалась инвалидами, более 50 тысяч малышей заражались корью и краснухой, около 33 тысяч – эпидемическим паротитом и более 11 тысяч человек заболевало дифтерией.
В современности причиной эпидемий и пандемий остается вирус гриппа. Эпидемии гриппа многим известны, например, «Испанский грипп» в 1918–1919 гг. – унес жизни 50-100 миллионов человек; Азиатский грипп в 1957 г. – около 2 миллионов человек, Гонконгский грипп в 1968 г. – около 34 тысяч человек.
Согласно обновленным в 2017 г. данным ВОЗ респираторные заболевания, вызываемые сезонным гриппом, ежегодно приводят к смерти от 290 до 650 тысяч человек во всем мире.
Для нашей страны также продолжает оставаться актуальным грипп и острые респираторные инфекции, как самые массовые инфекционные заболевания современности. В последние пять эпидемических сезонов заболеваемости (с 2012 г.) ОРИ и гриппом заболевало около 1,8 миллионов человек. При этом число заболевших гриппом колебалось в широком диапазоне: от нескольких десятков до более 47 тысяч случаев.
Ближайшее будущее человечества, несмотря на развитие систем здравоохранения, появление новейших средств и способов диагностики, лечения и профилактики, будет сопряжено с инфекционными болезнями. Их распространению будут способствовать вооруженные конфликты, экономические кризисы, глобальные миграционные процессы, изменения климата и т.д.
От человечества в целом и каждого гражданина в отдельности зависит, сколько будет возникать случаев инфекционных заболеваний – единицы, десятки, сотни или тысячи. Увеличение количества заболеваний будет неизбежно приводить к большему риску возникновения тяжелых случаев, приводящих к инвалидности и летальному исходу, несмотря на своевременно и в полном объеме оказанную современную медицинскую помощь.
Источник
Проверочная работа по теме «Иммунитет»
Проверочная работа по теме: «ИММУНИТЕТ»
1. Что является компонентом внутренней среды организма человека?
1) желчь 2) слюна 3) лимфа 4) желудочный сок
2. Кровеносная система человека
1) незамкнутая, сердце четырёхкамерное 2) замкнутая, сердце трёхкамерное
3) незамкнутая, сердце трёхкамерное 4) замкнутая, сердце четырёхкамерное
3. Какую функцию выполняют лейкоциты крови?
1) транспортируют газы 2) обеспечивают иммунитет
3) переносят питательные вещества 4) обеспечивают свёртываемость крови
4. Способ предупреждения заболевания коровьей оспой впервые предложил
1) И. Мечников 2) И. Павлов 3) Э. Дженнер 4) Л. Пастер
5. Как называют препарат, содержащий ослабленные микробы, который вводят человеку в целях выработки иммунитета?
1) физиологический раствор 2) вакцина 3) плазма 4) сыворотка
6. Подавляющее большинство людей в детстве болеют ветрянкой (ветряной оспой). Какой иммунитет возникает после перенесения человеком этого инфекционного заболевания?
1) естественный врождённый 2) искусственный активный
3) естественный приобретённый 4) искусственный пассивный
7. Кому и для чего необходимо носить марлевую маску, закрывающую рот и нос?
1) здоровому человеку в общественных местах, чтобы не заразиться от окружающих
2) здоровому человеку всё время, чтобы не заразиться находящимися в воздухе вирусами
3) больному человеку в общественных местах, чтобы не заражать окружающих
4) больному человеку всё время, чтобы не увеличивать количество находящихся в воздухе вирусов
8. Если температура тела держится на уровне 37,5 °С несколько дней, необходимо
1) замотать горло шарфом 2) сделать йодную сеточку на груди
3) принять сильнодействующие антибиотики 4) обратиться к врачу
9. Верны ли суждения о видах иммунитета у человека?
А. При вакцинировании в кровь человека поступают убитые или ослабленные возбудители болезни, лечебная сыворотка содержит готовые антитела, образованные в крови животных.
Б. Под действием вакцины в организме человека вырабатывается пассивный искусственный иммунитет, под действием сыворотки – активный.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. При укусе насекомого в кровь человека могут попасть возбудители
1) малярии 2) гриппа 3) дизентерии 4) туберкулёза
11. Опасность ВИЧ заключается в том, что он
1) генетически наследуется 2) передаётся воздушно-капельным путём
3) может привести к потере иммунитета 4) заразен при рукопожатии
12. Людям, заболевшим дифтерией, назначают
1) болеутоляющие средства 2) ослабленную вакцину
3) лечебную сыворотку 4) промывание желудка
13. Увеличение числа лейкоцитов в крови свидетельствует о
1) повышении скорости свёртывания крови 2) понижении давления крови
3) наличии воспалительного процесса 4) развивающемся малокровии
14. Загрязнение царапин и ран смертельно опасно, потому что
1) нарушается процесс свёртывания крови
2) могут проникнуть возбудители столбняка
3) в рану могут проникнуть яйца глистов
4) может нарушится питание тканей
15. Пострадавшему от укуса бешеной собаки вводят
1) готовые антитела 2) антибиотики
3) ослабленных возбудителей болезни 4) обезболивающие лекарства
16. Обеззараживание чужеродных тел и веществ в организме человека обеспечивают
1) ионы плазмы 2) витамины 3) антитела 4) ферменты
17*. Какой фактор может стать причиной возникновения СПИДа? Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) нанесение татуировки 2) плавание в бассейне
3) прокалывание ушей 4) уход за больным СПИДом
5) незащищённые половые связи 6) обучение с учащимся – носителем вируса
18*. Установите соответствие между фактором и видом иммунитета человека, с которым этот фактор связан: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
А) введение ослабленных
микроорганизмов
Б) воздействие лечебных сывороток
В) перенесение болезни
Г) введение убитых микроорганизмов
Д) передача иммунитета по наследству
Е) вскармливание грудным молоком
19*. Прочитайте текст и выполните задание.
Иммунология – это наука о механизмах защитных реакций организма. У её истоков стояли Л. Пастер, И.И. Мечников, П. Эрлих. Л. Пастер применил вакцинацию для предупреждения инфекционных заболеваний. И.И. Мечников разработал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета. П. Эрлих создал гуморальную теорию, согласно которой невосприимчивость к инфекциям обусловлена выработкой защитных белковых веществ – антител.
В настоящее время иммунитет подразделяют на неспецифический и специфический. Неспецифическая клеточная защита осуществляется фагоцитами крови, которые поглощают из крови чужеродные элементы – бактериальные клетки, белковые молекулы и другие мельчайшие частицы.
Специфический иммунитет образуется на конкретный антиген, и при повторном заражении организм реагирует только на него. В специфических иммунных реакциях участвуют Т и В- лимфоциты. Т-лимфоциты узнают и поражают чужеродные вещества и пересаженные ткани, а также собственные раковые клетки организма, то есть участвуют в выработке специальных белков – антител. Именно они создают специфический клеточный иммунитет. В-лимфоциты способны нейтрализовать определённые антигены, растворяя или склеивая их. Специфический иммунитет бывает врождённый и приобретённый. При приобрётенном иммунитете антитела образуются в течение жизни, а при врождённом иммунитете они имеются в крови от рождения.
Используя содержание текста «Механизм иммунитета», ответьте на следующие вопросы.
1) Кто является создателем теории клеточного иммунитета?
2) Какие клетки, согласно теории П.Эрлиха, обеспечивают иммунитет?
3) Что, согласно клеточной теории иммунитета, вызывает иммунный ответ организма?
Проверочная работа по теме: «ИММУНИТЕТ»
1. Какие элементы крови придают ей красный цвет?
1) лейкоциты 2) тромбоциты 3) эритроциты 4) белки плазмы
2. Основной объём плазмы крови составляет(-ют)
1) вода 2) глюкоза 3) белки 4) липиды
3. Что является основой тромба?
1) антитело 2) гемоглобин 3) холестерин 4) фибрин
4. Какой орган входит в состав иммунной системы человека?
1) почка 2) аорта 3) щитовидная железа 4) вилочковая железа
5. Предупредительные прививки защищают здорового человека от заболеваний
1) наследственных 2) психических 3) сердечно-сосудистых 4) инфекционных
6. Какой иммунитет возникает у человека после перенесения инфекционного заболевания?
1) естественный врождённый 2) искусственный активный
3) естественный приобретённый 4) искусственный пассивный
7. Как часто носящему марлевую маску, закрывающую рот и нос, надо её менять?
1) каждые 5 минут 2) раз в несколько часов
3) можно носить несколько дней 4) можно всегда носить одну и ту же маску
8. Вероятность повторного заболевания ветряной оспой (ветрянкой) у человека, перенесшего её в детстве, ближе к
9. Верны ли суждения об иммунитете?
А. Иммунитет – это состояние организма, при котором повышается численность эритроцитов или содержание гемоглобина в них.
Б. Фагоцитоз и выработка антител обеспечивают иммунитет.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Предупредительные прививки вызывают появление в плазме крови человека
1) ферментов 2) гормонов 3) антител 4) лейкоцитов
11. ВИЧ-инфекцией нельзя заразиться
1) при половом контакте 2) при переливании крови
3) от матери к ребёнку 4) через одежду больного человека
12. В экстренных случаях больному вводят лечебную сыворотку, которая содержит
1) вещества, выделяемые возбудителями заболеваний
2) антитела против возбудителей инфекционного заболевания
3) ослабленных возбудителей заболеваний
4) высокую концентрацию минеральных солей
13. На что указывает длительное увеличение числа лейкоцитов в анализе крови пациента?
1) на возникновение малокровия 2) на заболевание сердца
3) на воспалительный процесс в организме
4) на уменьшение способности крови к свёртыванию
14. Нарушение целостности кожных покровов при работе на огороде опасно, потому что
1) в рану могут проникнуть яйца глистов
2) может прекратиться доступ воздуха к тканям
3) нарушается процесс свёртывания крови
4) могут проникнуть возбудители столбняка
15. При укусах собаки необходимо сделать прививку против
1) столбняка 2) дифтерии 3) бешенства 4) туберкулёза
16. Чем обеспечивается неспецифический иммунитет человека?
1) желудочным соком 2) Т-лимфоцитами 3) В-лимфоцитами 4) антителами
17*. Какие признаки могут служить подтверждением воспалительного процесса
в организме человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите
в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) покраснение кожных покровов
2) колебания температуры тела в течении дня в интервале 36,2 °С–36,9 °С
3) увеличение количества лейкоцитов до 12–14 тыс. в 1 мм 3 крови
4) увеличение количества эритроцитов с 4–5 млн до 5–6 млн в 1 мм 3 крови
5) появление пота, не вызванное физической нагрузкой
6) нарушение концентрации солей в плазме крови
18*. Прочитайте текст и выполните задание.
СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ
С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал. В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация. В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки.
В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания. Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.
Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным. Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитные антитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.
Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину.
Используя содержание текста, ответьте на вопросы.
1) Какой иммунитет вызывает иммунизация с помощью сыворотки?
2) Какова заслуга в борьбе с эпидемиями английского врача 18 века Э. Дженнера?
3) Где образуются антитела при вакцинации?
Проверочная работа по теме: «ИММУНИТЕТ»
1. Что является компонентом внутренней среды организма человека?
1) желчь 2) слюна 3) кровь 4) желудочный сок
2. Какую функцию выполняет кровь в организме человека?
1) рефлекторную 2) защитную 3) строительную 4) опорную
3. Как называют безъядерные форменные элементы крови, разрушение которых приводит к свёртыванию крови?
1) эритроциты 2) тромбоциты 3) лимфоциты 4) макрофаги
4. Как называют препарат, содержащий ослабленные микробы, который вводят человеку в целях выработки иммунитета?
1) физиологический раствор 2) вакцина 3) плазма 4) лимфа
5. К дефекту иммунной системы человека относят
1) аллергию 2) малокровие 3) гемофилию 4) гипертонию
6. Введение в кровь препарата ослабленных возбудителей заболевания приводит к формированию иммунитета
1) искусственного активного 2) искусственного пассивного
3) естественного врождённого 4) естественного приобретённого
7. Главная причина создания новых антибиотиков против известных возбудителей заболеваний – это
1) развитие биотехнологии 2) появление новых заболеваний
3) быстрая приспособляемость бактерий к антибиотикам
4) ограниченность сроков хранения антибиотиков
8. Почему в первые дни инфекционного заболевания при повышении температуры тела до 38 °С не рекомендуется давать жаропонижающие препараты?
1) они препятствуют активации защитных сил организма
2) они не снижают высокую температуру тела
3) они приводят к осложнениям болезни 4) они разрушают лейкоциты
9. Верны ли суждения об иммунитете?
А. Л. Пастер применил вакцинацию для предупреждения инфекционных заболеваний.
Б. Специфический иммунитет бывает только приобретённым.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Чем сопровождается малярия?
1) разрушением эритроцитов 2) потерей ложноножек лейкоцитами
3) нарушением свёртываемости крови 4) увеличением числа тромбоцитов
11. Какая из перечисленных причин может привести к заболеванию СПИД?
1) пользование чужой зубной щеткой
2) обучение в классе с больным товарищем
3) прохождение флюорографического обследования
4) рукопожатие с больным человеком
12. Что нельзя вводить непосредственно в кровеносный сосуд больному дифтерией?
1) физиологический раствор 2) антибиотик
3) обезболивающее лекарство 4) вакцину
13. К возникновению острых инфекционных заболеваний почек может привести
1) малоподвижный образ жизни 2) обильное питьё в жаркие летние дни
3) частая ангина 4) неправильное питание
14. Какое заболевание передаётся воздушно-капельным путём?
1) малярия 2) малокровие 3) грипп 4) гастрит
15. Какое животное может при укусе заразить человека бешенством?
16. Что обеспечивает неспецифический иммунитет человека?
1) лизоцим слюны 2) Т-лимфоциты 3) В-лимфоциты 4) антитела
17*. Какие заболевания человека вызываются бактериями? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) грипп 2) коклюш 3) СПИД 4) кариес 5) герпес 6) столбняк
18*. Прочитайте текст и выполните задание.
СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ
С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал. В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация. В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки.
В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания. Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.
Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитные антитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.
Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину.
Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки», ответьте на вопросы.
1) Чем живая вакцина отличается от инактивированной?
2) К какой группе относят заболевания, перечисленные в первом абзаце текста?
3) В чём заключается недостаток использования живых вакцин?
Проверочная работа по теме: «ИММУНИТЕТ»
1. Какую функцию выполняет кровь в организме человека?
1) рефлекторную 2) транспортную 3) строительную 4) опорную
2. Как называется жидкость, которая в составе крови играет роль межклеточного вещества?
1) лимфа 2) сыворотка 3) плазма 4) цитоплазма
3 . Общим для гемоглобина и фибриногена крови является то, что они
1) транспортируют кислород 2) участвуют в свёртывании крови
3) хранят генетическую информацию 4) являются белками крови
4. Как называют препарат, содержащий ослабленные микробы, который вводят человеку в целях выработки иммунитета?
1) плазма 2) физиологический раствор 3) вакцина 4) лимфа
5. После предупредительной прививки в организме человека и животных
1) образуются антитела 2) нарушается гуморальная регуляция
3) увеличивается число эритроцитов в крови 4) уменьшается число лейкоцитов
6. До применения вакцин многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой иммунитет возникает после перенесения человеком этого инфекционного заболевания?
1) естественный врождённый 2) искусственный активный
3) естественный приобретённый 4) искусственный пассивный
7. Лечебная сыворотка, в отличие от вакцины, содержит
1) ядовитые вещества микроорганизмов
2) ослабленных возбудителей болезни
3) готовые антитела против возбудителей
4) питательные вещества, необходимые человеку
8. Как правило, врачи не рекомендуют в первые дни болезни давать жаропонижающие таблетки подросткам при повышении температуры тела до 38°С. Это связано с тем, что
1) жаропонижающие таблетки приводят к осложнениям болезни
2) эти таблетки не снижают такую температуру тела
3) эти таблетки не способствуют активизации защитных сил организма
4) такая температура считается нормальной
9. Верны ли суждения об иммунитете?
А. Иммунитет, приобретённый путем введения в организм готовых антител, называется пассивным.
Б. Вакцинация обеспечивает организму специфичный иммунитет.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. При укусе насекомого в кровь человека могут попасть возбудители
1) малярии 2) гриппа 3) дизентерии 4) туберкулёза
11. Опасность ВИЧ заключается в том, что он
1) генетически наследуется 2) передаётся воздушно-капельным путём
3) может привести к потере иммунитета 4) заразен при рукопожатии
12. От каких заболеваний человеку делают предупредительные прививки?
1) наследственных 2) онкологических
3) сердечно-сосудистых 4) инфекционных
13. Где в теле человека размножается малярийный паразит?
1) в лёгких 2) в кишечнике 3) в головном мозге 4) в эритроцитах крови
14. Если человека укусила ядовитая змея, то следует
1) продезинфицировать рану и наложить стерильную повязку
2) перевязать место укуса 3) прижечь укушенное место
4) высосать яд из раны пострадавшего, если нет повреждения слизистой оболочки
15. Антон играл во дворе в футбол. В одном из моментов матча он неудачно упал и поранил мягкие ткани в области колена. Рана оказалась загрязнена землёй. Что необходимо сделать Антону в этой ситуации?
1) ввести сыворотку из-за опасности заражения бешенством
2) ввести сыворотку из-за опасности заражения столбняком
3) сделать прививку для профилактики бешенства
4) сделать прививку для профилактики столбняка
16. В специфических иммунных реакциях участвуют
1) эритроциты 2) Т-лимфоциты 3) тромбоциты 4) фагоциты
17*. Как передаётся вирус иммунодефицита человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) через плаценту плоду от инфицированной матери
2) при переливании непроверенной донорской крови
3) при наличии вирусных частиц в воздухе
4) через рукопожатие с людьми, заражёнными СПИДом
5) при контакте медицинских работников с кровью больного
6) при употреблении воды из непроверенных источников
18*. Прочитайте текст и выполните задание.
СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ
С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал. В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация. В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки.
В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания. Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.
Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным. Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитные антитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.
Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину.
Используя содержание текста, ответьте на вопросы.
1) Кто из людей подвергается иммунизации с помощью сыворотки?
2) Какой иммунитет вызывает иммунизация с помощью вакцины?
3) Какова заслуга Л. Пастера в борьбе с эпидемиями?
Источник