- Понятие и состав бухгалтерской отчетности
- Понятие бухгалтерской отчетности
- Периодичность создания документа
- Состав
- Детали
- Составление отчетности для компаний разных организационных форм
- Пользователи бухгалтерской отчетности
- Распространенные бухгалтерские ошибки и ответственность за них
- Финансовая отчетность организации
- Что такое финансовая отчетность
- Как финансовая отчетность помогает в управлении организацией
- Требования к финансовой отчетности
- Состав и формы финансовой отчетности
- Финансовая отчетность коммерческой организации
- Финансовая отчетность некоммерческой организации
- Финансовая отчетность по упрощенной системе
- Периодичность составления финансовой отчетности
- Подготовка финансовой отчетности с Экстерном
Понятие и состав бухгалтерской отчетности
Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Бухгалтерская отчетность должна вестись на любом предприятии. Она отражает все результаты финансовых операций.
Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации
Понятие бухгалтерской отчетности
Отчетность – это система, в которой фиксируются итоги деятельности компании за отчетное время. Объединяет в себе таблицы, формируемые на основании показателей статистического, оперативного и бухучета. Это заключительный этап учета. Отчетность нужна для ряда целей:
- Анализа эффективности работы предприятия внешними структурами.
- Анализа экономических показателей внутри компании.
- Оперативного управления работой.
- На основании полученных данных происходит планирование дальнейшей деятельности.
Все сведения отчетности должны быть правдивыми. Для проверки реальности поданной информации указанные значения сопоставляются с данными за предыдущие периоды. Документ формируется по формам, которые установлены Минфином РФ.
Периодичность создания документа
Отчетность подразделяется на виды на основании периодичности ее формирования:
- Годовая. Выполняется на основании пункта 2 статьи 13 ФЗ от 6.12.2011 г. №402.
- Промежуточная. Формируется за период меньше 12 месяцев. Обязанность ее составления может быть установлена как законом, так и внутренними документами компании. Подробная информация о данной форме отчетности содержится в пункте 4 статьи 13 ФЗ от 6.12.2011 г. №402.
Практически все компании обязаны составлять годовую форму. Промежуточная отчетность актуальна только для ряда фирм.
Состав
В 2017 году компании обязаны составлять промежуточную и годовую отчетность. Первая объединяет в себе:
- Баланс. Составляется по форме №1.
- Отчет о прибыли и тратах. Формируется по форме №2.
- Отчет о движении финансовых потоков.
- Записку с необходимыми пояснениями.
Состав годовой бухотчетности утвержден ФЗ от 21.11 1996 г. №129:
- Баланс.
- Отчет о прибылях и тратах.
- Приложение к отчету.
- Отчет о внесении изменений в учредительный капитал.
- Отчет о движении финансов.
- Отчет о целевом применении денег.
- Заключение аудита (если оно требуется) о том, что представленная информация соответствует реальности.
- Пояснительная записка.
ВАЖНО! Аудиторская проверка считается обязательной для ряда организаций. Однако некоторые компании принимают добровольное решение об аудите. В рассматриваемом случае итоги аудиторской проверки также включаются в отчетность.
Детали
Формы отчетности и особенности заполнения документа устанавливаются Минфином РФ. В пояснительной записке указывается следующая информация:
- Оценка деловых операций, проведенных компанией. Она может включать в себя обширность рынка сбыта, проведенные экспортные поставки, репутацию фирмы на рынке.
- Исполнение поставленного плана, соблюдение установленных темпов роста.
- Эффективность применения имеющихся ресурсов.
- Динамика ключевых значений деятельности за несколько лет.
- Планируемые вложение капитала.
- Проведенные мероприятия экономического характера.
Данный перечень является рекомендуемым. В записке имеет смысл указывать те сведения, которые могут быть интересными лицам, пользующимся отчетностью.
К СВЕДЕНИЮ! Отчетность формируется в расчете на внешних пользователей. К примеру, это могут быть контрагенты, различные коммерческие структуры.
Составление отчетности для компаний разных организационных форм
Компании, которые соответствуют признакам субъекта малого бизнеса, не использующие УСН и не обязанные осуществлять аудит, имеют право не включать в годовую отчетность:
- отчет о корректировках капитала;
- приложения к балансу;
- записку с пояснениями.
Субъекты малого бизнеса, которые обязаны осуществлять аудит, могут не включать в отчетность:
- отчет о внесении изменений в капитал;
- отчет о движении финансовых потоков;
- приложение.
НКО имеют право не формировать:
- отчет о внесении изменений в капитал;
- отчет о движении финансов;
- приложение к балансу.
Рекомендуемым, но не обязательным, является включение отчета о целевом применении денег.
ВАЖНО! Общественные субъекты, которые не занимаются предпринимательской деятельностью и, следовательно, не имеют оборота, могут не создавать промежуточную отчетность. Годовой документ оформляется, но в него не включаются отчеты о внесении изменений в капитал, движении финансов. Также не нужно прилагать к отчетности приложение к балансу и записку.
Пользователи бухгалтерской отчетности
Состав отчетности определяется нуждами ее пользователей. Они подразделяются на две категории:
- Внутренние. Это сотрудники компании. Информация из отчетности нужна им для планирования деятельности компании, отслеживания результатов. Документ используется администраторами, менеджерами, лицами, ответственными за развитие организации и ее финансовые результаты.
- Внешние. Это могут быть инвесторы, кредиторы, налоговые органы, банковские учреждения, страховые компании. Отчетная информация нужна для принятия решения о выдаче кредита, начале сотрудничества, проверки законности деятельности компании, информационных целей.
Развернутое изложение данных – признак надежной компании, которая нацелена на поиск инвесторов и кредиторов. На основании информации в отчетности можно сделать вывод об успешности деятельности организации. С положительными показателями компания имеет больше возможностей для получения инвестирования, займов, заключения контрактов.
Распространенные бухгалтерские ошибки и ответственность за них
Сложно различить ошибки, допущенные в бухучете, и те, которые содержатся в отчетности. Неправильная информация, изложенная в учете, «идет» в отчетность. Рассмотрим самые распространенные грубые ошибки, которые может допустить бухгалтер:
- Отсутствуют первичные документы. Вся информация, которая содержится в бухучете и отчетности, должна быть подтверждена «первичкой».
- Допущена ошибка, которая спровоцировала снижение суммы налогов. Санкции применяются в том случае, если налоги из-за неправильной информации уменьшились более чем на 10%.
- Данные регистров и данные отчетности не совпадают. Как правило, такая «ошибка» является намеренной. Выполняется она для того, чтобы организация смогла получить заем в банковском учреждении.
Как правило, за несущественные ошибки не следует никакого наказания. Однако за крупные ошибки ответственные лица несут ответственность:
- Игнорирование установленных сроков предоставления годовой отчетности в налоговую. Согласно пункту 1 статьи 126 НК РФ, полагается штраф в размере 200 рублей. На ответственное лицо может быть наложен штраф 300-500 рублей.
- Нарушение срока подачи отчетности в учреждение государственной статистики. Положен штраф в размере 3 000-5 000 рублей (на основании статьи 19.7 КоАП РФ). На ответственное лицо может быть наложена ответственность в размере 300-500 рублей.
- Предоставление неверных данных в объеме более 10% от отчетности. Полагается штраф для должностных лиц в размере 2 000-3 000 рублей.
ВАЖНО! В последнем случае штраф не накладывается, если бухгалтер исправит ошибку до утверждения документа (согласно статье 15.11 КоАП РФ). Корректировки должны быть внесены по утвержденному порядку.
Источник
Финансовая отчетность организации
Организации каждый год в марте составляют и сдают в налоговую бухгалтерскую финансовую отчетность. Она представляет собой таблицы, в которых отражено финансовое положение компании, а также движение ее имущества и обязательств. Расскажем, какие формы включает финотчетность, какие требования к ней предъявляются и какова роль отчетности в системе управления организацией.
Что такое финансовая отчетность
Финансовая или бухгалтерская отчетность — это отчетные формы, которые содержат информацию о том, каково финансовое положение экономического субъекта, куда он тратит и откуда получает деньги, прибыльна или убыточна его деятельность.
Финансовая отчетность формируется по итогам отчетного периода на отчетную дату. Отчетный период — календарный год, а отчетная дата — 31 декабря. Основа для подготовки финансовой отчетности — данные бухгалтерского или управленческого учета, а также ФЗ «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99.
Бухгалтеры организаций должны ежегодно представлять финансовую отчетность в налоговую. Но грамотно подготовленная отчетность также помогает эффективно управлять организацией.
Как финансовая отчетность помогает в управлении организацией
Финансовая отчетность — основа для принятия управленческих решений. Чтобы руководитель мог понять, в каком направлении лучше развивать организацию и как скорректировать текущую стратегию, у него должна быть актуальная и достоверная информация о результатах ее деятельности и финансовом положении. Такая информация в течение года собирается в регистрах бухгалтерского учета и впоследствии отражается в финансовой отчетности.
Так как для управленческих решений важна оперативность, некоторые компании предпочитают составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность или вводят дополнительные формы из управленческого учета.
У финансовой отчетности есть внутренние и внешние пользователи. Внутренние — это сотрудники организации: экономист, бухгалтер, менеджер, гендиректор и пр. Они опираются на отчетность и учетную информацию, чтобы улучшить финансовые результаты компании.
Внешние пользователи — это кредиторы, инвесторы, контрагенты, акционеры, налоговые инспекторы и пр. По отчетности они отслеживают финансовое положение фирмы, оценивают ее надежность и платежеспособность, полноту исполнения обязательств перед бюджетом и контрагентами.
Требования к финансовой отчетности
Все требования к бухгалтерской финансовой отчетности перечислены в ПБУ 4/99. Они направлены на то, чтобы бухгалтеры составляли отчетность, которая будет давать полную и достоверную информацию об организации всем пользователям. Можно выделить шесть основных требований:
- Достоверность. Финансовая отчетность должна содержать только правдивую информацию и помогать пользователям узнать о реальном финансовом положении организации, ее финансовых результатах и движении денежных средств. Для обеспечения достоверности организации ежегодно проводят инвентаризацию активов и обязательства.
- Полезность. Вся информация в отчетности должна быть полезной. Категория полезности включает в себя уместность, своевременность, надежность и сравнимость. То есть в отчетности не должно быть ошибок, она должна удовлетворять потребности пользователей, помогать принимать управленческие решения и отслеживать динамику показателей.
- Полнота. Отчетность должна быть составлена и передана пользователям в полном составе, а все моменты, которые требуют пояснений, должны сопровождаться дополнительными данными.
- Существенность. Все показатели, нераскрытие которых может привести к неправильным управленческим решениям, должны быть отражены в отчетности.
- Нейтральность. Информация в отчетности должна удовлетворять интересам всех групп пользователей. Нельзя считать нейтральной информацию, которая влияет на решения и оценки пользователей так, как задумано составителем.
- Последовательность. Организация должна придерживаться применяемых содержания и форм отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому.
Также нужно соблюдать требования к оформлению: составлять отчетность на русском языке, в валюте РФ, соблюдать отчетные периоды и проставлять подпись руководителя, главбуха или иного лица, которое отвечает за подготовку отчетов.
Состав и формы финансовой отчетности
Состав и формы финансовой отчетности организации зависят от суммы доходов, количества сотрудников, а также наличия коммерческой составляющей в деятельности организации.
Финансовая отчетность коммерческой организации
Годовая финансовая отчетность коммерческой организации включает пять составляющих.
Отчет | Форма отчета |
---|---|
Бухгалтерский баланс | Утверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
Отчет о финансовых результатах | Утверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
Отчет об изменениях капитала | Утверждена приложением № 2 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
Отчет о движении денежных средств | Утверждена приложением № 2 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
Пояснения к отчетности | Утверждена приложением № 3 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
Статьи баланса и отчета о финрезультатах, к которым даются пояснения, должны иметь указание на раскрытие информации в графе «Пояснения».
Некоторые компании должны проходить обязательный аудит. Это нужно акционерным обществам, организациям, чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, и тем, чей объем выручки за предыдущий год превысил 400 млн рублей или сумма активов на конец предыдущего года превысила 60 млн рублей.
Аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, но его тоже нужно представлять в налоговую и публиковать вместе с отчетностью.
Финансовая отчетность некоммерческой организации
У некоммерческих организаций список обязательной отчетности меньше. Они сдают две формы и пояснения:
Отчет | Форма отчета |
---|---|
Бухгалтерский баланс | Утверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
Отчет о целевом использовании средств | Утверждена приложением № 2.1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
Отчет о финансовых результатах | Утверждена приложением № 1 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
Пояснения к отчетности (в форме текста или таблиц) | Утверждена приложением № 2 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н |
НКО должны сдавать отчет о финрезультатах в ситуациях, когда в отчетном периоде получен существенный доход от предпринимательской деятельности, а данных из отчета о целевом финансировании недостаточно для формирования полной картины.
Финансовая отчетность по упрощенной системе
Составлять финансовую отчетность по упрощенной схеме могут все, кто имеет право вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке: субъекты малого предпринимательства и «сколковцы». К СМП относятся коммерческие организации, соответствующие следующим условиям:
- среднесписочная численность работников за предыдущий год не превышает 100 человек;
- доход за предыдущий календарный год не превышает 800 млн рублей;
- выполняется одно из условий, предусмотренных п. 1 ч. 1.1 ст. 4 ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Упрощенная отчетность — право, а не обязанность. От нее можно отказаться и представлять отчетность в стандартном порядке.
Упрощенная отчетность включает в себя бухбаланс и отчет о финансовых результатах по форме, утвержденной в приложении № 5 к Приказу Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н. Они отличаются от стандартных форм тем, что некоторые статьи объединены в группы.
Отчеты об изменениях капитала и денежных средств включать в состав упрощенной отчетности нужно тогда, когда они имеют важное значение для оценки финансового положения и результатов деятельности. Заполнять эти формы можно только самой важной информацией.
Периодичность составления финансовой отчетности
Все организации обязаны составлять годовую бухгалтерскую отчетность. Она включает показатели за полный календарный год работы — с 1 января по 31 декабря. Сдавать такую отчетность в ИФНС необходимо только в электронной форме до 31 марта года, следующего за отчетным.
Для случаев создания, реорганизации и ликвидации юрлица предусмотрены другие правила. Так, организации, которые зарегистрированы 1 октября или позднее, могут самостоятельно выбрать период, по итогам которого будет подготовлена и сдана первая финансовая отчетность:
- с даты регистрации до 31 декабря года, в котором она проводилась;
- с даты регистрации до 31 декабря года, следующего за годом регистрации.
Срок сдачи отчета не меняется — до 31 марта.
Некоторые организации также составляют промежуточную финансовую отчетность — нарастающим итогом ежемесячно или ежеквартально. Это обязательно только в том случае, когда прописано в законе, учредительных документах или решении собственника организации. Сдавать промежуточную отчетность в налоговую не нужно, достаточно передать собственникам, учредителям или акционерам по требованию.
Подготовка финансовой отчетности с Экстерном
С 2020 года организации должны сдавать финансовую отчетность только в электронном виде. Это можно сделать через официальный сайт ФНС, но все цифры придется вбивать вручную, что нередко приводит к ошибкам. К тому же все равно придется потратиться на выпуск электронной подписи.
Бесплатно сдать отчетность через интернет могут все новые пользователи Экстерна, пока действует акция «Тест-драйв». Для этого понадобится только регистрация в сервисе и электронная подпись. Экстерн позволяет отчитываться в ФНС, ПФР, ФСС, ФСРАР, РПН и ЦБ РФ.
Чтобы подготовить финансовую отчетность, перейдите в раздел «ФНС → Создать новый → Формы № 1-6 Бухгалтерская отчетность». Заполните отчетность в интерфейсе системы и пройдите автоматическую проверку. Если Экстерн найдет ошибки, то подсветит их и попросит исправить перед отправкой. Пояснения к отчетности можно сформировать с помощью сервиса «Эксперт», он помогает с аналитической частью: данными о финансовом положении, сопоставимостью данных за отчетный и предшествующий годы и пр. Готовый отчет подпишите электронной подписью и направьте в налоговую.
Источник