Способ представления налоговой отчетности 2 что это значит

Способ представления налоговой отчетности 2 что это значит

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращения, сообщает следующее.

Информационное взаимодействие с организациями в рамках исполнения ими обязанностей, установленных статьей 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» осуществляется в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС) через операторов электронного документооборота (далее — ОЭД).

В настоящее время передача бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — отчетность) по ТКС регламентируется Порядком представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее — Порядок), утвержденным приказом ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/569@.

Согласно пункту 3 Порядка обязательный экземпляр отчетности и аудиторское заключение о ней представляются экономическим субъектом в налоговый орган по ТКС через ОЭД, обеспечивающего обмен открытой и конфиденциальной информацией по ТКС в рамках электронного документооборота между налоговыми органами и экономическим субъектом.

В соответствии с пунктами 5 и 6 Порядка представление отчетности и аудиторское заключение о ней допускается при обязательном использовании сертифицированных средств электронной подписи (далее — КЭП), позволяющих идентифицировать владельца КЭП и установить отсутствие искажения информации, содержащейся в отчетности, а также сертифицированных средств криптографической защиты информации (далее — СКЗИ), совместимых с СКЗИ, используемыми в налоговом органе.

Удостоверяющие центры, осуществляющие функции по созданию и выдаче КЭП, как и ОЭД, оказывающие услуги налогоплательщику, в том числе по предоставлению клиентского программного обеспечения собственной разработки, сертифицированных СКЗИ и осуществляющие передачу отчетности по ТКС от налогоплательщиков или их представителей в налоговые органы, реализуют свою деятельность на коммерческой основе и определяют стоимость оказываемых налогоплательщикам услуг самостоятельно. ФНС России не имеет отношения к ценовой политике, устанавливаемой ОЭД и удостоверяющими центрами.

Вместе с тем, налогоплательщикам (за исключением указанных в пункте 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) категорий, а также уполномоченных представителей налогоплательщиков) предоставлена возможность представления налоговой и бухгалтерской отчетности с электронной подписью через Интернет-сайт ФНС России согласно приказу ФНС России от 15.07.2011 N ММВ-7-6/443@ «О проведении пилотного проекта по организации услуги представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет», как еще один способ представления отчетности в электронной форме, в настоящее время напрямую не регламентированный положениями Кодекса, решение о применении которого налогоплательщик принимает самостоятельно.

При этом налогоплательщик самостоятельно устанавливает программные средства для подготовки налоговой отчетности, бесплатно размещаемые на Интернет-сайте ФНС России, и средства, необходимые для представления отчетности в электронном форме, которые он должен также приобрести самостоятельно, то есть КЭП и СКЗИ.

Вместе с тем сообщаю, что c 1 января 2022 года на ФНС России возлагается функции по бесплатному выпуску квалифицированной электронной подписи для юридических лиц (лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), индивидуальных предпринимателей и нотариусов. Выполнение ФНС России указанных функций предусматривается в соответствии с пунктами 1 и 3 части 1 статьи 17.2 и статьей 17.3 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ).

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
А.С. Петрушин

Обзор документа

ФНС разъяснила порядок предоставления обязательного экземпляра годовой отчетности и аудиторского заключения о ней в электронном виде. Отмечено, что налогоплательщик самостоятельно устанавливает программные средства для подготовки налоговой отчетности, бесплатно размещаемые на сайте ФНС, и средства для предоставления отчетности в электронной форме, которые он должен также приобрести самостоятельно, т. е. КЭП и СКЗИ.

С 1 января 2022 г. ведомство будет бесплатно выпускать квалифицированную электронную подпись для организаций (лиц, имеющих право действовать от имени юрлица без доверенности), ИП и нотариусов.

Источник

Способы представления налоговой отчетности

Согласно статьи 36 Налогового Кодекса исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.
И одной из них является обязанность по составлению и представлению, за исключением налоговых регистров, налоговых форм органам государственных доходов в установленные сроки.
Налоговая отчетность включает в себя налоговые декларации, расчеты, приложения к ним, по видам налогов, платежей в бюджет, социальным платежам, декларацию по косвенным налогам по импортированным товарам, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, реестр договоров аренды (пользования). Формы налоговой отчетности и правила их составления утверждаются уполномоченным органом
Предусмотрено 3 способа представления налоговой отчетности по выбору налогоплательщика:
1) в явочном порядке – на бумажном носителе, в том числе через Государственную корпорацию «Правительство для граждан» (за исключением налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость);
2) по почте заказным письмом с уведомлением – на бумажном носителе;
3) в электронной форме, допускающем компьютерную обработку информации.
То есть у налогоплательщика есть возможность представления отчетности как на бумажном, так и в электронном виде.
При отсутствии объектов налогообложения налоговая отчетность не представляется по налогу на имущество, земельному налогу, налогу на транспортные средства, рентному налогу на экспорт, специальным платежам и налогам недропользователей и другим платежам в бюджет.
Для каждой категории налогоплательщиков в соответствии с налоговым законодательством установлены сроки представления форм налоговой отчетности.
В случае непредставления налоговой отчетности органы государственных доходов направляют налогоплательщику уведомление о непредставлении налоговой отчетности со дня выявления нарушения.
Налогоплательщикам, зарегистрированным в качестве электронного налогоплательщика, уведомления направляются по электронным каналам в кабинет налогоплательщика.
В течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем вручения уведомления налогоплательщику (налоговому агенту), налогоплательщик должен исполнить требование налогового органа по представлению налоговой отчетности.
В случае неисполнения в отношении налогоплательщика принимаются меры, предусмотренные налоговым законодательством, такие как приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика, привлечение к административной ответственности в соответствии со статьей 272 Кодекса об административных правонарушениях.
Кроме того, при длительном непредставлении форм налоговой отчетности статьей 91 Налогового кодекса определены условия, при которых юридические лица или индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к бездействующим налогоплательщикам.
К таковым налогоплательщикам могут быть отнесены юридические лица и индивидуальные предприниматели, не представившие за налоговый период по истечении одного года, после установленного Налоговым кодексом срока представления декларации, соответствующие видам деятельности и режимам налогообложения, а индивидуальные предприниматели работающие на основе патента — в течение двух лет, с даты окончания срока действия последнего патента.
Для налогоплательщиков, которые по какой — либо причине не успевают или опаздывают сдать в срок налоговую отчетность, предусмотрено продление срока представления налоговой отчетности.
Для этого налогоплательщик по электронной форме направляет уведомление на продление до окончания срока представления налоговой отчетности. Исключением является налоговая отчетность по косвенным налогам при импорте товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств-членов Евразийского экономического союза, срок представления которой не подлежит продлению.
Декларации по КПН и ИПН, за исключением расчета сумм авансовых платежей, продлевается на не более тридцати календарных дней, а декларации и (или) расчет по иным видам налогов, платежам в бюджет, социальным платежам на срок не более 15 календарных дней, со срока, установленного для представления ФНО.
Однако продление срока представления отчетности не изменяет сроки уплаты налогов, платежей в бюджет и социальных платежей.

Читайте также:  Гаструляция способы гаструляции образование мезодермы

Источник

Об отдельных вопросах представления налоговых деклараций

Одна из главных обязанностей налогоплательщика − представление налоговых деклараций. Данной обязанности и ответственности за ее неисполнение посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

В чем отличие декларации от расчетов по авансовым платежам и других документов налоговой отчетности?

В статье 80 НК РФ содержатся определения форм налоговой отчетности.

Принимая во внимание указанные определения, документ, представляемый в налоговые органы по итогам налогового периода, и документ, представляемый по итогам отчетного периода, являются разными документами, имеющими самостоятельное значение.

Можно сказать, что налоговая декларация – это итоговый документ, который содержит сведения о сумме налога.

По этой причине срок обращения за возвратом излишне уплаченного налога на прибыль начинает исчисляться с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (постановление Президиума ВАС от 28.06.2011 № 17750/10).

К сожалению, в НК РФ отсутствует единообразное использование наименований представляемых в налоговые органы документов, корреспондирующих определениям, указанным в статье 80 НК РФ.

Какая ответственность наступает за пропуск срока представления документов и декларации?

За исключением прямо предусмотренных НК РФ случаев, непредставление или несвоевременное представление документов, включая расчеты авансовых платежей, наказывается по пункту 1 статьи 126 НК РФ штрафом в 200 рублей.

Штраф за непредставление расчета по форме 6–НДФЛ составляет 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц просрочки представления (пункт 1.2 статьи 126 НК РФ).

Ответственность за пропуск срока представления должна определяться содержанием документа, а не тем, как он поименован в НК РФ. Поэтому за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль по итогам отчетного периода ответственность наступает по пункту 1 статьи 126 НК РФ. Этот вывод подтверждается пунктами 17, 23 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57, определением Верховного суда от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245.

Как рассчитывается штраф за нарушение срока представления декларации по итогам налогового периода?

Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Напомню, что срок давности привлечения к ответственности за непредставление декларации составляет три года. Этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за установленным законодательством последним днем срока представления декларации.

За несвоевременное представление декларации в налоговый орган по месту учета ответственность установлена статьей 119 НК РФ.

С 2014 года не только налогоплательщик, но и любое другое лицо, на которое возложена обязанность представлять налоговую декларацию, может быть привлечено к ответственности по статье 119 НК РФ.

Штраф рассчитывается исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации: 5% за каждый полный или неполный месяц нарушения срока представления. Максимальное процентное соотношение составляет 30% от неуплаченной суммы, но не менее 1000 рублей, включая ситуацию, когда неуплаченная сумма меньше 1000 рублей.

Если возникшая по декларации задолженность погашена?

Отсутствие у налогоплательщика суммы налога к уплате по декларации (пропуск срока представления «нулевой» декларации) либо уплата подлежащего декларированию налога не освобождают от ответственности за пропуск срока представления декларации. В таких обстоятельствах установленный статьей 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в размере 1000 рублей.

Размер «неуплаченной суммы налога» надлежит определять на момент истечения срока, установленного НК РФ для уплаты соответствующего налога. Таким образом, последующее погашение недоимки не изменяет размер штрафа, исчисленного за нарушение срока представления декларации.

Привязка расчета штрафа к сумме налога, неуплаченной в установленный срок, прямо закреплена в статье 119 НК РФ.

Налогоплательщику рекомендуется заявлять о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (их перечень не носит исчерпывающего характера). Налоговый орган, суд, определяя конкретную сумму подлежащего взысканию штрафа, должны применять нормы статей 112 и 114 НК РФ, на основании которых возможно снижение штрафа, в том числе и по сравнению с установленным статьей 119 НК РФ минимальным размером. К смягчающим ответственность обстоятельствам может быть отнесен небольшой срок пропуска представления декларации, сбой компьютерной программы, отсутствие задолженности и т.п.

Какой размер штрафа за непредставление расчета по страховым взносам?

С 2017 года непредставление в налоговый орган расчета по страховым взносам наказывается так же, как непредставление налоговой декларации.

Смеем предположить, что ответственность по статье 119 НК РФ может применяться к плательщикам страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, только при непредставлении ими расчета по итогам расчетного периода (календарного года).

Вместе с тем, ФНС допускает привлечение плательщика к ответственности по статье 119 НК РФ и за пропуск срока представления расчета по итогам отчетных периодов. При этом расчет штрафа предлагается производить исходя из наличия недоимки по взносам по состоянию на 30-е число месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом (письмо ФНС от 9 ноября 2017 года № ГД-4-11/22730@).

Повторим, что по нашему мнению, статья 119 НК РФ неприменима к документам, содержащим сведения об авансовых платежах.

О том, что уплата страховых взносов в течение года носит авансовый характер, сказано в письме ФНС от 7 сентября 2018 года № СА-4-7/17429.

Предположим, что налогоплательщик пропустил срок представления декларации и срок уплаты налога. Впоследствии налогоплательщик представил первоначальную декларацию, затем уточненную. В каком размере будет применен штраф, если суммы налога, указанные в декларациях, различаются?

При подаче уточненной декларации в случаях, указанных в пункте 9.1 статьи 88 НК РФ, инспекция не может провести камеральную проверку первичной декларации. Но это не означает, что ответственность за несвоевременную подачу первичной декларации не наступает.

Штраф будет рассчитан исходя из суммы налога, фактически подлежащей уплате в бюджет, зафиксированной налоговым органом по результатам проверки (постановление Президиума ВАС от 15.05.2007 № 543/07).

Читайте также:  Способы измерения высоких температур

А если первоначальная декларация была своевременно представлена, но налог по ней не был уплачен, затем представлена уточненная декларация к доплате? Из какой суммы будет рассчитываться штраф по статье 122 НК РФ за неправильное исчисление налога?

Сама по себе несвоевременная уплата налога не образует состав налогового правонарушения. Просрочка уплаты влечет начисление пени.

Таким образом, если налогоплательщик исчислил, но не уплатил сумму налога по первоначально представленной декларации, то штраф должен рассчитываться исходя из не исчисленной ранее суммы налога (исходя из «суммы к доплате» по уточненной декларации). Данная позиция отражена в письме ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.

В случае представления налогоплательщиком в налоговый орган нескольких уточненных налоговых деклараций за проверяемый период расчет суммы штрафа по статье 122 НК РФ необходимо производить на основании последней уточненной налоговой декларации без учета предыдущих налоговых деклараций в отношении не исчисленной ранее суммы налога (письмо ФНС от 14.11.2016 № ЕД-4-15/21472@).

Подлежит ли налогоплательщик привлечению к ответственности в случае неполного представления декларации, например, без приложения?

По мнению контролирующих органов, за представление налоговой декларации по НДС не в полном объеме (без раздела 7) налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ как за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Штраф – 200 рублей за каждый непредставленный документ (письмо УФНС России по г. Москве от 29.02.2016 № 24-15/019268).

Однако, исходя из пункта 20 Информационного письма Президиума ВАС от 17.03.2003 № 71, если документ является составной частью декларации и обязанность его представления отдельно от налоговой декларации законодательством не предусмотрена, то в случае непредставления налоговой декларации с приложениями, ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 126 НК РФ, не может применяться отдельно в отношении приложений в дополнение к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 119 НК РФ.

Иными словами, в случае представления декларации не в полном объеме, нужно установить, исполнил ли налогоплательщик обязанность по представлению декларации или нет.

В продолжение предыдущего вопроса: наступает ли ответственность, если в декларации не отражены операции, освобождаемые от налогообложения?

Исходя из определения понятия «налоговая декларация», этот документ должен содержать сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (статья 80 НК РФ).

Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением или уплатой налогов.

Учитывая изложенное, если в декларации не заполнены сведения или не представлены приложения, содержание которых не влияет на исчисление и уплату налога, привлечение к ответственности как по статье 119 НК РФ, так и по статье 126 НК РФ, может быть признано неправомерным.

При этом ответственность за представление налоговому органу деклараций (расчетов), содержащих недостоверные сведения, предусмотрена только для налоговых агентов.

Но следует обратить внимание на статью 120 НК РФ, предусматривающую ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов объектов налогообложения, под которым понимается, в том числе систематическое (два раза и более в течение календарного года), несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Какие способы представления декларации?

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговый орган:

лично или через представителя;

направлена в виде почтового отправления с описью вложения через любую организацию почтовой связи;

передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

При представлении налоговой декларации непосредственно в налоговый орган днем ее представления является дата отметки налогового органа о принятии декларации.

В случае отправки налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.

При представлении декларации по ТКС дата представления декларации указывается в подтверждении оператора электронного документооборота (это дата отправки). Дата приема декларации указывается в квитанции налогового органа о приеме.

Если отчетность в электронной форме подписывает представитель организации, как подтвердить его полномочия?

Отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия представителя, является основанием для отказа в приеме налоговой декларации.

Когда декларацию (расчет) подписывает уполномоченный представитель, к ней прилагается копия доверенности, подтверждающая полномочия представителя.

Доверенность должна быть получена налоговым органом до представления декларации (пункт 1.11 Методических рекомендаций, утвержденных приказом ФНС от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@).

Согласно пункту 5 статьи 80 НК РФ доверенность может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В письме ФНС от 06.09.2016 № ОА-4-17/16629@ указано, что доверенность может быть представлена в налоговый орган в виде черно-белой сканированной копии бумажного вида доверенности с усиленной квалифицированной электронной подписью. Причем имеется в виду усиленная квалифицированная подпись доверителя (письмо ФНС от 7 августа 2017 года № АС-4-6/15495@). Одновременное предоставление указанной доверенности на бумажном носителе не требуется.

Кроме того, налогоплательщик, представляющий декларации в электронной форме, для подтверждения полномочий представителей на подписание декларации (расчета) оригинал или заверенную копию доверенности может направить в налоговый орган на бумажном носителе.

Обратим внимание, что в качестве обязательных сведений о представителе доверенность должна содержать ФИО, место жительства (пункт 6.2 Методических рекомендаций по удостоверению доверенностей, утвержденных решением Правления ФНП от 18.07.2016, письмо ФНП от 22.07.2016 № 2668/03-16-3).

Обязательного указания в доверенности сведений об ИНН представителя не предусмотрено. Отказ в приеме декларации (расчета) по причине отсутствия в доверенности сведений об ИНН представителя является неправомерным.

Вместе с тем, рекомендуется включать в доверенность на подписание документов, представляемых в налоговые органы в электронной форме, сведения об ИНН представителя или его полные персональные данные в значении пункта 1 статьи 84 НК РФ.

Напомните перечень лиц, которые должны представлять декларации в электронной форме.

Представлять декларации в электронной форме пункт 3 статьи 80 НК РФ обязывает следующие категории налогоплательщиков:

налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек;

налогоплательщики НДС (и другие лица, для которых такая обязанность предусмотрена главой 21 НК РФ).

В отношении иной отчетности установлены специальные критерии обязательной электронной сдачи.

Читайте также:  Способы разделения неоднородных веществ

При численности физических лиц 25 человек и более, получающих доходы от налогового агента, расчет по форме 6-НДФЛ сдается в электронной форме по ТКС (пункт 2 статьи 230 НК РФ).

Плательщики, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный (отчетный) период превысит 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты по страховым взносам в налоговый орган в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по ТКС (пункт 10 статьи 431 НК РФ).

Какая ответственность за несоблюдение способа представления декларации?

Несоблюдение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) является налоговым правонарушением: представление на бумажном носителе, а не в электронной форме, влечет на основании статьи 119.1 НК РФ взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Отметим, что налоговая декларация по НДС не может быть представлена налогоплательщиком иным способом, кроме как в электронной форме. Налоговая декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не считается представленной (пункт 5 статьи 174 НК РФ). Неполучение налоговым органом в установленный срок налоговой декларации по НДС в электронной форме повлечет применение способа обеспечения в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке.

При этом с 2015 года основания для применения к налогоплательщику НДС ответственности за нарушение установленного способа представления налоговой декларации отсутствуют.

Лица, обязанные представлять иную отчетность в электронном виде, не могут быть оштрафованы за несвоевременное представление, если декларация или расчет, например, по форме 6-НДФЛ, были сданы на бумажном носителе в установленный срок. Им грозит лишь штраф 200 рублей. Кроме того, за несоблюдение способа представления отчетности, такая мера обеспечения, как приостановление операций по счетам таких лиц, не применяется.

Вправе ли налоговый орган отказать в приеме декларации, представленной в электронной форме, по причине допущенных налогоплательщиком технических ошибок?

Налогоплательщик обязан соблюдать установленный порядок представления декларации по ТКС. Это следует из пункта 7 статьи 80 НК РФ, приказа МНС от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.

Налоговый орган, в свою очередь, не вправе отказать в принятии декларации, представленной по установленному формату. При ее получении он обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронной форме.

Перечень проверок, осуществляемых приемным и программным комплексами, для направления квитанции о приеме приведен в методических рекомендациях, которые являются обязательными для налогового органа (приложение №1 к Методическим рекомендациям по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, утвержденным приказом ФНС от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@).

В зависимости от содержания технических ошибок на этапе приемки декларации с помощью приемного комплекса могут формироваться следующие документы:

сообщение об ошибке;

уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) с указанием причин отказа;

квитанция о приеме.

Проверке подлежат, в частности: тип сообщения, действительность электронной подписи, наличие и корректность обязательных реквизитов файла декларации, полномочия отправителя.

Следовательно, налоговый орган может сформировать уведомление об отказе в приеме, подтверждающее факт отказа с обязательным указанием причин.

Форма уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что документ считается непредставленным, приведена в приложении №5 к приказу ФНС от 27.08.2014 № ММВ-7-6/443@ (ред. от 26.12.2016).

Вопрос о правомерности отказа должен решаться в зависимости от содержания «технической» ошибки, указанной в уведомлении об отказе.

Согласно правоприменительной практике техническими ошибками не могут считаться неправильное указание в декларации вида документа, налогового периода и другие подобные ошибки, которые не опровергают факт исполнения обязанности по представлению декларации. В отношении подобных ошибок налоговым органом могут направляться требования о представлении пояснений (постановление ФАС СКО от 04.07.2014 № А53-20530/2013).

ФНС издано письмо о процедуре аннулирования представленной декларации…

Речь идет о письме от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства». В нем ФНС поручает нижестоящим налоговым органам организовать проведение мероприятий налогового контроля, направленных на превентивное исключение фактов представления в налоговые органы налоговых деклараций, подписанных неуполномоченными или неустановленными лицами.

Письмо и прилагаемая к нему Инструкция используют такое понятие, как «отзыв» («аннулирование») налоговых деклараций.

Обстоятельства аннулирования декларации, изложенные в Инструкции, фактически являются основаниями для отказа в приеме декларации, которые следуют, в частности, из пунктов 3, 4, 5 статьи 80 НК РФ, а также перечислены в пункте 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н.

Как соотносятся указанные в письме ФНС основания аннулирования декларации и основания для отказа в приеме?

Такие обстоятельства, как:

отказ руководителя (уполномоченного представителя) от участия в финансово-хозяйственной деятельности организации, подписания налоговой декларации, представления налоговой декларации в налоговый орган, выдачи доверенности уполномоченному представителю на право подписания и представления налоговой декларации в налоговый орган;

недееспособность или смерть физического лица – руководителя (уполномоченного представителя) организации, а также признание его безвестно отсутствующим;

нахождение физического лица в местах лишения свободы на момент подписания налоговой декларации лично.

Представление налоговой декларации ликвидированным юридическим лицом после даты ликвидации или индивидуальным предпринимателем после даты окончания предпринимательской деятельности означает отсутствие налогоплательщика на момент подачи декларации.

Какие действия должны совершаться налоговым органом при выявлении нарушений, связанных с подписанием декларации ненадлежащим лицом?

По смыслу названного письма ФНС поиск нарушений осуществляется налоговыми органами до наступления сроков представления деклараций. Наряду с этим допускается, что декларация может быть аннулирована вплоть до даты окончания срока ее камеральной проверки.

При поступлении декларации, в отношении которой у налогового органа имеются сведения о ее подписании неуполномоченным или неустановленным лицом, налоговым органом может быть принято решение об отказе в приеме декларации.

Для процедуры отказа в приеме налоговой декларации (расчета) предусмотрено нормативное регулирование, в отличие от процедуры аннулирования, отсутствующей в НК РФ.

Письмом ФНС в терминах программного обеспечения описывается процесс отзыва (аннулирования) налоговым органом налоговой декларации налогоплательщика с тем же фактическим результатом «декларация считается непредставленной» и уведомлением налогоплательщика о признании декларации недействительной. Причем «новый» порядок распространен только на декларации по НДС и на годовую декларацию по налогу на прибыль.

С другой стороны, изложенный в письме ФНС процесс аннулирования декларации может рассматриваться как механизм, снижающий риски принятия территориальным налоговым органом необоснованного решения об отказе в приеме декларации от действующих налогоплательщиков.

Источник

Оцените статью
Разные способы