§ 1. Человек в мире информации
Вспомнить, как человек получает информацию, где хранит её, что делает с ней, что может быть носителем информации, что может быть источником информации для человека.
Убедиться, что мы научились узнавать и называть виды информации по способу её восприятия человеком и по способу представления на носителе.
Повторить
Мы уже знаем о том, как человек получает информацию и что делает с ней. Мы теперь знаем, что информацию он получаетс помощью своих органов чувств.
Информация, которую получает человек, может храниться в его памяти.
Хранить информацию можно независимо от памяти человека. Для этого нужно представить её на носителе — на бумаге, доске, в памяти компьютера или как-то иначе.
Рассмотрим это на примере.
Петя нарисовал в своём альбоме цветными карандашами лесную поляну. На ней были трава, цветы, дерево, птица и пастушок, играющий на дудочке.
На бумаге (носителе информации) мальчик сумел представить только информацию, которую он воспринял зрительно — глазами. Однако возможности восприятия человеком информации гораздо богаче.
Мальчик долго думал, как изобразить на бумаге звуки дудочки, пение птички и запахи цветов. Звуки он изобразил нотными знаками. Потом взял ручку и написал:
«Поют птицы, цветы хорошо пахнут, ягоды вкусные, а солнечные лучи тёплые!»
Текст позволяет представить на бумаге то, что нельзя изобразить рисунком.
В каждый момент времени мы получаем разную информацию одновременно всеми своими органами чувств. Например, когда мы едим яблоко, мы ощущаем его вкус, запах, цвет, температуру, твёрдость, мы слышим хруст. Значит, яблоко является источником информации разных видов — вкусовой, обонятельной, зрительной, осязательной, слуховой.
Когда люди находятся в одном и том же месте, где одни и те же вещи, одни и те же запахи и звуки, каждый видит и слышит своё. Это происходит потому, что человек осознаёт только те сигналы, которые соответствуют его потребностям и интересам в данный момент.
Каждый объект является источником информации разных видов, а человек осознаёт только то, что наиболее важно для него, и хранит это в своей памяти.
Человек получает информацию, когда он общается с другими людьми, наблюдает за природой, за животными, читает книги, рассматривает произведения искусства.
В школе дети общаются, рассуждают, читают, слушают, рассматривают, наблюдают, записывают, рисуют, работают с данными на компьютере. То есть они осуществляют много разных действий с информацией: получение, хранение, обработку, передачу и использование.
С информацией можно осуществлять разные действия: получение, хранение, обработку, передачу и использование.
Выполни
План действий
- Возьми какую-нибудь книгу или учебник.
- Открой её на 33-й странице.
- Рассмотри страницу с точки зрения способов представления информации.
- Создай в рабочей тетради и в текстовом редакторе таблицу по образцу и заполни её.
Способ представления информации
Вид данных
Текстовые данные
Фотография
Примечание. При создании таблицы в текстовом редакторе воспользуйся инструментами «Нарисовать таблицу» и «Ластик».
Сохрани файл под именем «Способы представления информации» в папке «Моё портфолио».
Главное
- Человек получает информацию с помощью органов чувств.
- Полученная информация сохраняется в его памяти.
- Полученную информацию можно представить на носителе, можно сохранить в памяти компьютера, обработать, передать и использовать.
- Люди, которые находятся в одном и том же месте, где одни и те же вещи, одни и те же запахи и звуки, видят и слышат разное — каждый своё.
Знать
- Природа одарила человека органами чувств. Назови их. Зачем они нужны человеку?
- Какие виды информации по способу её восприятия человеком ты знаешь? Сравни их: чем они различаются?
- Где хранится информация, воспринятая 14 человеком?
- Из одной и той же ситуации каждый человек извлекает свою информацию в зависимости от его потребностей и интересов в данный момент. Расскажи об этом из своего опыта.
Уметь
Выполни задания в рабочей тетради № 1.
Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.
Прочитай на досуге в книге «Расширь свой кругозор» текст «Описание — способ сохранения информации».
Источник
§ 2. Действия с данными
Понять, чем отличаются действия с информацией от действий с данными.
Научиться рассуждать о действиях с данными и выполнять эти действия, в том числе с помощью компьютера.
Повторить
С информацией человек может осуществлять разные действия: получать информацию, наблюдая за объектами реальной действительности, запоминать ее.
Можно передать информацию с помощью устного сообщения, обработать её в уме.
Обработать информацию в уме — это, например, поработать с текстом: понять его смысл, выполнить анализ текста с целью найти ошибки и исправить их, выделить главное в тексте и так далее.
Обработать информацию — это также означает проанализировать изображение: назвать нарисованные объекты, найти общие признаки этих объектов, определить, чем они отличаются, чем похожи, то есть сравнить их.
Данные — это закодированная информация, представленная на том или ином носителе — на камне, бумаге, стеклянной посуде, одежде, DVD-диске — в виде текстов, рисунков, чисел.
Тексты, рисунки, числа — это данные.
Данные, если они представлены на таких носителях, как, например, камень или бумага, можно рассматривать, анализировать, сравнивать как обычные объекты реальной действительности.
Рассматривать, анализировать, сравнивать данные — это действия с информацией, которые человек осуществляет в уме.
Информация хранится в памяти людей, поэтому действия с информацией люди могут выполнять только в уме.
Текстовые, числовые, графические и звуковые данные хранятся на носителях, в том числе электронных. Электронные носители — это оперативная память компьютера, жёсткий диск, CD- или DVD-диски, флэш-память и так далее. Поэтому разные действия с данными можно выполнять с помощью компьютера.
Данные хранятся на носителях, в том числе электронных, поэтому с ними можно работать с помощью компьютера.
Такой носитель информации, как камень, — твёрдый и тяжёлый. Поэтому данные на таком носителе нелегко создавать, изменять или переносить с места на место.
С данными, представленными на бумаге, работать легче. На бумажном носителе легко создать текст, рисунок. Можно представить информацию в виде чисел. Данные на бумаге удобно хранить и пересылать обычной почтой.
Звуковые данные можно передать с помощью колокола или барабанного боя. Но с помощью колокола или барабана их нельзя сохранить.
С помощью компьютера любые данные легко создавать, обрабатывать, хранить-копировать, пересылать. Электронные данные можно удалять из электронного документа или из памяти компьютера. Их можно вставлять в документ.
Электронные данные (текстовые, графические, звуковые) можно передавать по электронной почте. Для этого нужен компьютер или современный мобильный телефон, которые имеют выход в сеть Интернет.
Рис. Современные мобильные телефоны
По электронной почте можно посылать данные любого вида, если они закодированы и хранятся в памяти компьютера или мобильного телефона.
Много хороших свойств имеют электронные данные. Но есть и неудобства — с электронными данными нельзя работать без компьютера.
Выполни
План действий
- Создай таблицу в рабочей тетради и в текстовом редакторе.
Действия с информацией
Смысл действия с информацией
Получить
Понаблюдать за объектом, послушать рассказ об объекте, прочитать
Сохранить
Запомнить полученную информацию, закодировать знаками, рисунками, цифрами на носителе
Обработать
Выполнить смысловой анализ информации по её свойствам: по новизне, по понятности, по важности; назвать общее, выделить отличия, выделить главное, существенное
Получить
Получить данные на носителе непосредственно из рук другого человека, обычной почтой или по электронной почте, найти документ в шкафу или в Интернете и так далее
Сохранить
Спрятать в коробке, в ящике стола, в шкафу или скопировать на жёсткий диск своего компьютера, CD-или DVD-диск, флэш-память и так далее
Обработать
Выполнить сравнительный анализ данных по форме представления (текстовые, графические, числовые, звуковые данные), сравнить носители, сравнить по смыслу или по форме (размер и цвет шрифта и так далее), изменить, найти ошибки, расположить, в том числе автоматически с помощью компьютера
- Сравни и расскажи, чем отличается действие «получить информацию» от действия «получить данные».
- Приведи пример из твоей жизни, когда ты получил не новую для тебя информацию.
- Сохрани файл под именем «Действия с информацией и данными» в папке «Моё портфолио».
- Осуществи действие с данными — скопируй созданный тобой файл на флэш-память.
Главное
- Человек может осуществлять различные действия с информацией: получать, запоминать, обрабатывать в уме, использовать и другие.
- Если человек получает, обрабатывает или передаёт закодированную информацию, в том числе с помощью компьютера, то он осуществляет действия с данными.
Знать
- Анализировать текст в уме — это действие с информацией или действие с данными?
- Сравни и расскажи, чем отличается действие с информацией «сохранить» от действия с данными «сохранить».
- Приведи пример получения информации из собственного опыта и пример получения данных из собственного опыта.
- Часто ли тебе приходится получать не важную или не нужную для тебя информацию? Приведи пример.
Уметь
Выполни задания в рабочей тетради №1
Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.
Прочитай на досуге в книге «Расширь свой кругозор» текст «Как сравнивать действия».
Источник
«Виды информации.Обработка графической информации.» — 10.02.2014 г.
план-конспект урока по информатике (4 класс) по теме
Открытый урок проведён по программе «Перспективная начальная школа»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
08.02.14-vidy_informatsii-bardinoy_a._m.doc | 88.5 КБ |
08.02.14-vidy_informatsii-_bardinoy_a._m.ppt | 1.3 МБ |
tb_raboty_na_kompyutere-08.02.14.ppt | 820.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Виды информации. Обработка графической информации
- знакомство учащихся с понятием информации и видами информации и с программой графической информации;
- работа над повышением устной речи учащихся; достижение сознательного усвоения материала учащимися;
- развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания, а также интереса к предмету «Информатика»;
- осуществление контроля и самоконтроля за ходом выполнения работы;
- участвуют в диалоге, сравнивают свои ответы с ответами одноклассников.
- компьютер,
- проектор,
- презентация,
- учебник «Информатика и ИКТ». 4 класс: 2-я часть. Бененсон Е. П., Паутова А.Г.,2013 г.
I.Создание мотивационной ситуации.
Проверка готовности уч-ся к уроку.
-Дорогие ребята!
По расписанью ровно в срок
Мы начинаем наш урок!
Ждут открытия всех вас.
За работу, в добрый час!
II. Актуализация знаний.
1)Повторение правил техники безопасности работы на компьютерах.
-Сегодня на уроке информатики мы будем изучать простое понятие, но в тоже время и очень сложное.
-Давайте разгадаем ребус и узнаем, о чём идет речь ( Слайд 2 )
-Какое слово получилось? ( Информация- слайд 3 )
-Что такое информация? ( Работа в группах (обсуждение)).
Г руппы работают с толковым словарём С. И Ожегова или в ИНТЕРНЕТЕ находят сведения о значении слова.
-Что это за знак? ( Знак-помощник : важная информация для чтения .)
1) это сведения о чём- либо,
2) сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемым человеком или специальным устройством.
— Информация бывает … (важной, неважной; полезной, бесполезной)
-Какую информацию вы используте в жизни?
— Приведите примеры информации .
-Какую важную информацию вы узнали вчера?
III. Постановка проблемы
-Современный компьютер так же, как и человек, может информацию…( запоминать, обрабатывать и передавать ).
— Напишите виды информации (по способу её получения) ( Работа в группах)
Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с видами информации.
IV. Открытие новых знаний (работа в группах).
1. Виды информации (по способу её получения).
а) Работа с учебником, стр.4 (часть2)
— Откройте учебник на стр.4
-Как вы думаете, все ли виды информации назвала Маша ?
— Какой признак использовала Маша , чтобы выделить зрительную, слуховую, вкусовую, осязательную информацию?
Чтение 1 -го предложения , стр.4 (учебник,2 ч.)
-Назовите все органы чувств , с помощью которых вы воспринимаете информацию ?
( Г лаза, уши, нос, язык, кожа )
Вывод ( слайд ы 6-7 ) : информацию до человека доносят его органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа
б) — Виды информации (по способу её получения) соотнесены с …(названиями органов чувств).
-Соотнесите органы чувств и виды информации по способу её получения ( работа в группах).
-Где можно найти эти сведения? (В учебнике, в ИНТЕРНЕТЕ…)
-Найдите сведения в учебнике (Чтение 2-го предложения, стр.4 (учебник,2 ч.)
Виды информации (по способу её получения): 1-зрительная , 2-слуховая,
3- обонятельная , 4- вкусовая, 5- осязательная)
в) Физкультминутка ( Слайд 9 )
— Информацию какого вида (по способу получения) вы получили, выполняя физкультминутку? (Зрительную, слуховую.)
— Информацию какого вида (по способу получения) вы получаете, читая учебник? (Зрительную.)
-Какой орган чувств принимает эту информацию? (Глаза- орган зрения)
— Какой из органов чувств является ведущим в восприятии информации? (Работа в группах — слайд 10 )
— Приведите примеры обонятельной и осязательной информации. Какие органы чувств принимают такую информацию? (Работа в группах)
Вопрос 10 — Тема «Восприятие информации. Органы чувств- орган вкуса-язык» (N 134866) (Вид ЦОР-тест)
-Назовите вид инфомации ( по способу её получения )
3. Самостоятельная работа ( Слайд 13 )
Вопрос 1 — Тема «Восприятие информации. Органы чувств- орган слуха-уши» (N 135145) (Вид ЦОР-тест)
-Назовите вид инфомации ( по способу её получения ) ( Слайд 15 )
4. Виды информации (по способу двоичного кодирования)
-Современный компьютер так же, как и человек, может информацию…( запоминать, обрабатывать и передавать ).
-Что такое кодирование ?
— Что такое двоичное кодирование ? ( Слайд 16)
Двоичный рисунок кодируют с помощью чисел…(нулей и единиц) ( Слайд 17)
— Найдите двоичное кодирование на стр.4 +
-Как с помощью нулей и единиц кодируется чёрно- белое изображение?
— По способу двоичного кодирования выделяют информацию (Слайд 18): графическую, текстовую, численную, звуковую.
— Кто из героев правильно назвал виды информации по способу двоичного кодирования? (Миша)
-Компьютерные программы, которые обрабатывают графическую, текстовую, численную, звуковую иформацию называются редакторами или процессорами:
графический редактор, текстовый редактор, текстовый процессор, численный редактор, звуковой редактор .
( Чтение информации в учебнике, стр.4 )
-Данный учебник создан с помощью компьютера. Как вы думаете, какие компьютерные программы использованы при создании учебника? ( Графический редактор и текстовый процессор или текстовый редактор.
-Что такое графический редактор ? Прочитайте на стр.5
— Простейший графический редактор- …(Paint-Пейнт).
— Какое открытие сегодня сделали? (Узнали о видах информации( по способу её получения)
Плакат «Виды информации по способу восприятия человеком» (N 38137)
Источник