Как ярославцы раньше отмечали Новый год: архивные фото 15 декабря 2016 10:09
Новый год – это один из немногих праздников, которые объединяют всех вокруг. Даже гимн нашего государства в течение двадцатого века менялся пять раз, а новогодний (имеется в виду «В лесу родилась ёлочка») с 1903 года не менялся ни разу. Люди с детства перед наступлением зимнего торжества ожидают чуда и праздника, с которым связаны многочисленные семейные традиции. В поисках ответа на то, как праздновался Новый год в Ярославле десятки лет назад, корреспонденты 76.ru отправились изучать архивы местных газет.
На лыжах до Москвы, или Праздник для стахановцев
Одно из самых первых фотоупоминаний о праздновании Нового года относится к 1936 году. Во многом это связано с тем, что с 1929 по 1935 года сама новогодняя ёлка была под запретом. Считалось, что она символизирует праздник Рождества, но затем власти решили вернуть детям праздник Нового года, тогда же его главным символом была признана пятиконечная звезда. В 1936 году подходила к концу «пятилетка коллективизации», и газеты отмечали, что специально для торжественного празднования было собрано триста лучших стахановцев области, которые встретили праздник во дворце культуры. Собирались они там в восемь вечера, через полчаса проходил первый вальс, который открывали передовики производства. Далее стахановцы играли в бильярд, слушали концерт, на котором исполнялись русские народные песни, читались стихи; играли на гавайской гитаре и в шахматы, набирающие тогда популярность. Корреспондент «Северного рабочего» Пётр Лосев отмечал, что «лучшие стахановцы города веселились до самого утра». Еще одним необычным способом празднования, который сейчас можно назвать даже экстремальным, были лыжные переходы Ярославль–Москва. Студенты старались успеть за праздники преодолеть 300 километров дороги, которая не факт что была приспособлена под подобные марафоны. Такие пробеги обычно посвящались не только Новому году, но и юбилейным датам из истории молодого советского государства.
Если сейчас под Новый год мы привыкли смотреть «Один дома» или специально снятые добрые новогодние и рождественские фильмы, то в 1930-е годы советские граждане довольствовались просмотром кинокартин «Ленин в Октябре» или «Днепр в огне». Правда, судя по заметкам журналистов, и на эти фильмы набивались полные залы кинотеатров.
Передовицы газет в то время занимали новогодние поздравления от ведущих партийных работников, а далее писались итоги года: какие предприятия были запущены, сколько жилья построено, сколько выпущено продукции сверх плана. Однако были и заметки о празднованиях дома, как, например, следующая, написанная еще в 1938 году: «Стахановская бригада по сборке ящиков для патефонов вчера встретила Новый год на квартире работницы Катаурщиковой. Время прошло весело. Играл патефон, баян. Разукрашенная ёлка блистала огнями». Рабочие также собирались в клубах заводов, ходили в кинотеатры.
Дети-космонавты и сказочные городки в центре города
В военное время больших народных гуляний на улицах города и в клубах не было, что неудивительно, ведь все силы отдавались для победы на фронте.
Начиная с пятидесятых годов, на новогодних представлениях стали упоминаться и победы СССР на трудовом поле, спортивных и политических фронтах. В Ярославль приезжали дети из других стран, но, к сожалению, далее чем упоминания об этом местные СМИ не шли. Активно также стала педалироваться космическая тематика. На праздничные вечера дети приходили, нарядившись космонавтами, а журналисты фантазировали, что буквально через 10 лет им придется брать интервью с поверхности Луны. В пятидесятые годы ярославские ребята ходили на новогодние представления в дома пионеров, которые давали по три больших представления в день. Таким образом, за первые три дня на главной ёлке Ярославля могло побывать до десяти тысяч детишек. Более того, некоторые особо отличившиеся ребята могли попасть на главную ёлку страны, которая проводилась в Кремле.
На проспекте Ленина строился целый детский новогодний городок с большим количеством горок и огромной ёлкой, вокруг которой регулярно водили хороводы. Также специально оборудовался Первомайский бульвар, который превращали в сказочный город. На отдельных бульварах города делали конькобежные дорожки для любителей кататься на коньках.
В 1970-е годы на улицах и площадях Ярославля устанавливали более 120 живых ёлок.
В шестидесятых годах в жизнь советских граждан ворвалось явление, которое живо до сих пор, это новогодний «Голубой огонек». Название было взято от слабого голубого сияния, исходящего от телевизоров того времени.
В семидесятые и последующие годы традиции празднований сильно не изменялись. Гуляния на центральных улицах, хороводы вокруг ёлок, праздничные представления во дворцах культуры, клубах при предприятиях, дворцах пионеров шли одновременно с приездами звезд эстрады, цирка и театра. Особо выделим приезды легенды советского цирка Мстислава Запашного и Аллы Пугачевой, приезжавшей к нам в самый расцвет своего творчества в 1987 году.
Журналисты постепенно отходили от партийных лозунгов, стараясь передать настроения через судьбы простых ярославских рабочих. И если в семидесятые на первом месте была тема счастья в труде и скорого построения коммунизма, то в конце восьмидесятых на передовицу стали попадать интервью, в которых говорится о том, что всей семьей необходимо работать для того, чтобы заработать на всё необходимое.
Также в это время в обиход вошла еще одна новогодняя традиция – поздравление главы государства всех граждан с праздником. Впервые жители Советского Союза и ярославцы в том числе услышали подобное поздравление от Леонида Ильича Брежнева в 1971 году. Чуть позже, с 1975 года, на экраны вышла бессмертная комедия Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром».
В шестидесятые-семидесятые годы появилась туристическая традиция выезжать в лес, наряжать ёлку и праздновать его там, но она начала терять популярность после суровой зимы 1979 года, когда температура опускалась до -40°.
В девяностые стала отдельно проводиться еще и губернаторская ёлка, которая постепенно стала традиционной. В центре города проводились конкурсы снежных скульптур, и сами центральные улицы стали массово украшаться гирляндами и более современными яркими игрушками.
Источник
Как праздновали Новый год на Руси
Празднование Нового года на Русской земле относится к глубокой седой старине. Здесь перекликаются и накладываются языческие и христианские традиции, смешения гражданского и церковного календарей.
В языческие времена у восточных славян Новый год начинался весной — первого марта, когда пробуждалась природа и начинались весенние полевые работы. С кормилицей-землёй была тесно связана жизнь древнего человека, поэтому новый год и приходился на весеннюю пору. Новый год славяне отмечали на масленицу, где-то 20-го числа во время первого весеннего равноденствия.
Главный зимний праздник наших предков носил названия Коляды. Он отмечался в день зимнего солнцеворота и длился с 25 декабря по 6 января. Зимние солнцестояние, как и весеннее равноденствие, славяне связывали с очередным пробуждением природы и поворотом к весне. Коляду отмечали 12 дней. Это число считалось сакральным и использовалось старцами — жрецами в период новогодних празднеств. До нас дошло предание о том, что в это время 12 языческих жрецов руководили ритуальными действиями. Они гадали о будущем урожае по 12 снопам, пользовались водой из 12 колодцев для подблюдных гаданий, 12 дней горел священный огонь в период празднования Коляды. 26 декабря прибавлялся световой день, и по представлению древних славян нарождалось новое солнце. Символически солнце представляло особое полено — Бадняк, который зажигали на Коляду. Считалось, что в это время там, в пламени, зарождается новое солнце, дающее всем жизнь и благополучие.
Одна из главных частей праздника Коляды — новогодние песни и колядование. Из восхвалений Коляды они постепенно превратились в форму своеобразных поздравлений и шуточных песен. Накануне праздника славяне украшали свои дома еловыми и сосновыми ветками, позже стали ёлки, которые должными были, по древним поверьям, своими колючими и острыми иглами отгонять злых духов и не пустить их в дом.
Добрые зимние духи славян Морок, Трескун и Морозко сковывали реки льдом, приносили метели и насылали лютые морозы. Чтобы они не очень расходились, приходилось их задабривать разными способами. Обычно на окна выставляли подарки духам: кисель, кутью и блины. С годами эти дары стали отдавать ряженым, которые ходили по деревни с песнями, шутками и плясками.
У Коляды был ещё и брат-близнец Овсень, который появился на свет чуть позже и потому считался младшим. Обеих братьев отмечали в один и тот же сезон — зимой. Сначала праздновали Коляду, затем по деревням ходили «овсенщики», славившие Овсеня. В древности Овсень почитался на Руси как божество, зажигающее солнечное колесо и несущее свет всему миру. Чествовали Овсеня 1 марта на Новый год, поэтому он считался весенним богом. Верили, что Овсень приезжает на большом коне и привозит с собой Новый год.
Праздновали Овсеня как зимой, так и весной, согласно древнему славянскому календарю. Обычно встречали Овсеня кашей, которую хозяйки варили накануне ночью. Приносили из амбара крупу и начинали топить печь. По традиции нельзя было касаться крупы, пока не истопится печь. Во время приготовления каши необходимо было шептать заклинания на будущий урожай. Затем кланялись горшку с кашей и ставили в печку. Потом начинали гадать — если каша вылезла из горшка или горшок лопнул, значит, в дом могла прийти беда. А если каша удалась — значит Овсень остался доволен хозяевами, и надо ждать удачи и радости в доме.
С принятием христианства на Руси новый год начал отмечаться 1 сентября. Этот день считался Новолетием, так как согласно Библии Бог сотворил мир именно в сентябре. Сентябрьский Новый год на Руси встречали благоговейно и чинно. Богатые люди на праздник стремились приехать в Москву, где устраивались пышные торжества. В храмах проходила торжественная служба, повсюду звенели колокола. Вечером перед новогодней ночью все собирались в доме главы семейства. Гостей угощали мёдом, винами пивом и медовухой.
С приходом к власти Петра Первого в России грянули перемены. Не обошли они и календарь. В декабре 1699 года император Петр Первый издаёт указ о том, что с 1 января 1700 года Новый год в России будет отмечаться 1 января. Петр повелел «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых», потешаться с огнем — разжигание новогодних костров, учинять стрельбу и гуляния. Царским указом предписывалось поздравлять друг друга с праздником. И теперь гражданский новый год праздновали в начале января, а церковный новый год остался прежним — 1 сентября.
Праздник Нового года имел свой народный аналог — Васильев вечер, который чествовали в ночь на 1 января. Это был церковный праздник, посвященный дню памяти святого Василия Великого. Вечером устраивали пышный пир, где главным блюдом был жареный поросенок. Он считался символом плодородия, плодовитости домашнего скота и обилия в будущем году. На стол ставили всё лучшее, что было заготовлено в доме — сытные пироги, блины, кутью. В изобилии была водка, медовуха, пиво. Принято было надевать новую неношеную одежду, чтобы весь следующий год хорошо одеваться. В этот день нельзя было давать в долг деньги, а вот получать их считалось хорошей приметой, которая сулила прибыль и достаток.
В наши дни Новый год — любимый праздник всех людей. С ним связывают свои надежды и желания, этот праздник не носит никакой идеологической нагрузки. Он просто добрый, веселый и радостный.
В публикации использованы материалы из интернета и статьи Олега Полонского.
Источник
Новый Год в славянской традиции
Как праздновали новолетие (по-новому — новый год) наши предки Славяне?
315 раз на Руси отпраздновали приход Нового Года в ночь с 31 декабря на 1 января, если верить официальной истории. Срок солидный для того, чтобы сложить какие–то традиции. И ничтожный по сравнению со славянскими традициями летоисчисления. до Петровского праздника Нового Года, первый раз введенного в 1700 году, славяне встречали природные праздники «совсем не так и не тогда». Я не говорю и о том, что Великие праздники Перехода из одного состояния в другое, праздновались нашими предками и до Создания Мира 7521 год назад.
Праздновать-то хочется, но, как? Предположим, что Вы почувствовали, что душа просит праздника, смеха и огней в эти самые темные времена года. И в этой тяге заложена генетическая память наших предков – ведь на время Зимнего Солнцеворота приходится один из четырех природных праздников – встреча Коляды! Разберемся не спеша! Присядьте к огоньку, послушайте мои северные сказки…
Когда вообще стоит праздновать? Праздники, связанные с движением солнца – наиболее важные. Это поворот солнца и земли, да и всей природы, на новый этап жизни. 22 марта, 22 июня, 22 сентября, 22 декабря – вот даты, в которых действительно заложен смысл, глубина, познание.
Близится день зимнего солнцестояния, Карачун! Вот и случится очередное чудо. День «на воробьиный скок» начнёт прибывать, а зимнее солнце разгораться. Праздник Коляды. Точный день праздника славяне сверяли и с Лунным календарем, более тонко реагируя на происходящее в природе.
Что празднуем? Для славян каждая смена года была важна и несла за собой жизненный смысл. Встречали весну – Масленицей–Комоедицей, лето – праздником Купалы, осень – праздником Таусеня–Овсеня. В декабре же — встречаем зиму и Солнце, вновь рожденное! Новое, сильное, молодое!
Почему Коляда? И почему же праздновали Коляду именно в это время? 22 декабря — Солнце переходит из одного состояния в другое, и, как считали славяне, создаются условия для появления в нашем мире «навиев», обитателей другого мира. До Водокреста (19 января) их присутствие и влияние все усиливается. Последняя неделя перед Водокрестом даже называлась «страшные вечера».
В этот период людей может захватить потусторонний мир, в котором действуют другие законы, время течет по-другому. Известны ведь истории о том, как люди попадали к злым существам и могли не заметить, как проходили дни, месяцы, годы. У многих народов бытовали такие поверья. В одной из самых старых русских былин, Садко попадает к морскому царю и теряет чувство времени, пока в человеческом мире происходят страшные события.
И для того, чтобы люди держались за Явь, им дано было ощущение времени. Люди получили способ оглядываться назад, всматриваться вперед, в будущее, и отслеживать этот поток времени, ощущать и ценить каждое мгновение, проведенное в этой жизни.
Вот и славят Коляду, давшего людям такую важную защиту, светлым праздником, суть которого – радость земного существования, веселье этого мира, по времени и по законам которого мы ведем свое земное существование.
Праздновали так.
Ряженые, толпой, вваливались в избы, в окне которых горели свечи – особый знак. Вся эта толпа кричит, смеётся, пляшет. Участники веселья рассказывают истории, сказки, кто – то начинает гадать, кто – то просить угощенья.
Исследователи замечали, что пляски ряженых отличались от тех парных или коллективных плясок, которые исполнялись на обычных праздниках. Парни и девушки изображали «странные движения», «прыжки и гарцевание», «удивительные и преотчетливые движения ногами», «всевозможные вихляния, верчения и кувыркания». Всё сопровождалось звоном, шумом, грохотом, треском, лязгом печных заслонок, железных вёдер, ложек, палок, сковородок и т. п.
Святочные развлечения были насыщены сексуальной символикой, а также соответствующей жестикуляцией и нецензурной лексикой, что в обычное время было категорически запрещено нравственным кодексом.
Вот почему и сейчас Дед Мороз на новогодних утренниках всегда просит детей спеть, сплясать, стишок рассказать.
На Русском Севере всегда ценили этот праздник, зажигающий людей светом в темные и холодные декабрьские дни и ночи.
Три совета, как почувствовать настоящий праздник:
Первое: дарите круглые калачи. На зеленые и красные святки (Комоедицу и Овсень) пекли блины — символ единения земли и солнца. На желтые святки (Купала) выпекались «жаворонки» — булочки из каральки связанной в узел и уложенной как «Сидящий жаворонок».
А на белые святки — на Коляду пекли именно круглые калачи. Русские ели преимущественно ржаной хлеб, иногда примешивали муку ячную. Пшеничная мука употреблялась на калачи, которые были лакомством в праздник. Известна пословица: «Калачем не заманишь». Лучшие калачи пеклись в виде колец, другой сорт – круглыми булками. Именно калачи и были прекрасным подарком на этот праздник, украшением стола.
Второе: сделайте натуральные личины и сходите на прогулку. Славяне переодевались в разных животных и т.д. Надо надеть на себя страшную до смешного личину. Не рассчитывайте, что «и так сойдет». Самым правильным будет сделать костюм из натуральных материалов. Маску делайте грубой работы из кусков меха, мочалки, дерюги, бересты, из любого подручного материала. В итоге – зверь какой-нибудь, или чудище отправится гулять по улице. Не пугайте прохожих, не для них эти «страшилки», а для тех существ, которым не место в этом мире. Веселитесь так же светло и радостно, как делали это наши предки. Пусть праздник этой жизни, праздник молодого солнца разгонит темные силы, которых немало накопилось за это время.
Третье: помните о наследии предков. Коляда – это старинный праздник, природный праздник, завещанный нам предками.
И сегодня, когда русский народ хочет знать свои корни, мы вспоминаем эти традиции, эти истории древней нашей земли!
Источник