- Метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения
- Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов
- Специфические способы определения содержания правоотношений
- Отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений
- Установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения
- Специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права
- ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Вопрос 3. Метод права социального обеспечения
Метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения
Метод правового регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права. Вопрос о сущности и содержании метода права социального обеспечения является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий.
Метод правового регулирования — совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.
Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией, с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.
Особенности метода права социального обеспечения:
- сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов;
- специфические способы определения содержания правоотношений;
- отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений в сфере социального обеспечения;
- установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения;
- специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.
Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов
Ст. 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.
Регулирование пенсионного обеспечения в централизованном порядке осуществляется Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и другими актами, связанными с предоставлением пособий, компенсационных выплат и других видов социальных услуг).
Субъекты Федерации за счет собственных источников и при наличии возможностей вправе устанавливать дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям, пособиям и т.д. Регулирование в области социального обеспечения возможно на муниципальном уровне, а также в рамках конкретного предприятия. Оно выражается в том, что на основе нормативных актов, принимаемых собственником соответствующих финансовых источников, в нецентрализованном порядке предусматриваются дополнительные виды социального обеспечения с целью повышения степени социальной защищенности человека.
Специфические способы определения содержания правоотношений
Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия:
- в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.);
- в индивидуальном трудовом договоре (контракте) могут быть установлены дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т.д.).
Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством , в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения.
Отражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений
В данной отрасли почти все юридические факты — это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.).
Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют:
- правовые основания обеспечения;
- волеизъявление лица, ими обладающего;
- решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.
Установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения
Общее юридическое положение субъектов социально-обеспечительных правоотношений характеризуется прежде всего тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом. Имущественные права принадлежат гражданам, а соответствующие обязанности возлагаются на компетентные государственные и иные органы.
Кроме того, законодатель исключает усмотренческий подход обязанной стороны в реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения, деятельность органов социального обеспечения урегулирована посредством категорических предписаний. Так, например, орган социальной защиты населения не может отказать в назначении гражданину пенсии в связи с отсутствием денег в Пенсионном фонде. Обязанная сторона должна совершить гарантированные действия для реализации права граждан на пенсионное обеспечение. Второй же стороне правоотношения — гражданину предоставлена свобода распоряжения правами.
Специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права
Специфика санкций в сфере социального обеспечения заключается:
- имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно перепоручили суммы полагающихся выплат. К другому субъекту правоотношения (государственному или иному органу) имущественные санкции не применяются. В случае неполучения гражданами денежных сумм восстановление прав последних производится путем выплаты причитающихся им средств. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган социальной защиты населения не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности;
- санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают переполученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при этом не испытывают. Кроме того, при предоставлении отдельных видов обеспечения применяются и специфические санкции. Так, например, к лицам, систематически нарушающим правила внутреннего распорядка в доме-интернате, может быть применена такая мера, как выписка из этого учреждения.
Источник
ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Каждая отрасль права имеет предметом своего регулирования те общественные отношения, которые регулируются только ей присущими нормами. Следовательно, определение предмета права социального обеспечения тесно связано с тем, какие общественные отношения регулируются его нормами. Основу предмета правового регулирования права социального обеспечения образуют волевые отношения по социальному обеспечению граждан в старости и при нетрудоспособности денежными видами обеспечения — пенсиями и пособиями, за счет средств государства, предприятий всех форм собственности и граждан.
Предмет права социального обеспечения составляют несколько групп общественных отношений по:
1. обеспечению престарелых и нетрудоспособных граждан денежными и натуральными материальными благами алиментарного характера;
2. предоставлению гражданам услуг, льгот и натуральных материальных благ при медицинском и санаторно-курортном лечении и социальном обслуживании;
3. содержанию престарелых и инвалидов в домах-интернатах, детей в детских дошкольных учреждениях;
4. регулированию ряда вспомогательных общественных отношений, связанных с процессом реализации и оформления гражданами права на основные виды социального обеспечения.
Предмет административного права: отношения, основанные на власти и подчинении, т. е. преобладает предписание и императивность над дозволением. Предмет гражданского права: имущественные отношения (товарно-денежные), личные неимущественные.
Метод правового регулирования права социального обеспечения — совокупность способов и приемов воздействия на поведение субъектов. Выделяют следующие методы:
1. дозволение — разрешение гражданам при наступлении старости, нетрудоспособности и в других случаях вступать в конкретные отношения по поводу тех или иных видов социального обеспечения, государство предписывает органам, осуществляющим социальное обеспечение, объем и меру должного поведения;
3. запрет — путем установления запретов государство определяет круг действий, недозволительных со стороны граждан и органов социального обеспечения. Характерно преобладание дозволения над предписанием и запретом.
При регулировании отношений, входящих в предмет правового регулирования права социального обеспечения, применяются два приема:
1. императивный — метод власти и подчинения;
2. диспозитивный — метод юридического равенства.
Специфика метода правового регулирования права социального обеспечения проявляется в его элементах: правовом положении субъектов правоотношений; особенностях юридических фактов, порождающих, изменяющих и прекращающих правоотношения по социальному обеспечению; мерах ответственности и способах защиты нарушенного права.
Субъектами социального обеспечения выступают, с одной стороны, государственный орган социальной защиты, с другой — физическое лицо (семья). При этом государственный орган является обязанной стороной, при наличии у гражданина оснований на конкретный вид социального обеспечения он не может отказать в назначении выплат, а физическое лицо (или семья) при соблюдении установленных законом условий является управомоченной стороной. Субъективному праву (мера дозволенного поведения) граждан на определенный вид социального обеспечения соответствует обязанность компетентного органа.
Источник
Вопрос 3. Метод права социального обеспечения
Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений.
Особенности метода ПСО:
1) Сочетание императивного и диспозитивного методов регулирования. Императивный метод характеризуется установлением безальтернативного варианта поведения субъектов. Содержание правоотношений по материальному обеспечению граждан и их социальному обслуживанию в порядке государственного социального обеспечения и в порядке обязательного государственного социального страхования определяется императивным путем. Только таким способом можно гарантировать соответствующую меру потребления каждому при наступлении соответствующего социального риска, указанного в законе.
Диспозитивный метод выражается в закреплении нормой права определенного диапазона вариантов возможного поведения, который может быть выбран субъектом по его усмотрению. Например, некоторым категориям граждан предоставлено право выбора вида пенсионного обеспечения (если они имеют право на оба этих вида), право отказа от социального обслуживания и т.д.
2) Сочетание централизованного регулирования с региональным, муниципальным и локальным. Конституция РФ (ст. 72) относит вопросы социального обеспечения к совместному ведению РФ и ее субъектов. В централизованном порядке регулирование отношений, входящих в предмет ПСО, осуществляется путем принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных нормативных правовых актов центральных органов государственной власти. На региональном уровне регулирование отношений, входящих в предмет ПСО, осуществляется посредством издания соответствующих нормативных правовых актов субъектов РФ. Локальное регулирование социально-обеспечительных отношений осуществляется на муниципальном уровне и в рамках конкретного предприятия (коллективные договоры).
3) Сочетание нормативного и договорного регулирования. Так договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретной организации. В коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (например, надбавки к пенсиям).
4) Обусловленность возникновения, изменения и прекращения правоотношений специфическими юридическими фактами (как правило, событиями, не зависящими от воли людей). К действиям как юридическим фактам, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение правоотношений, относятся: волеизъявление лиц, обладающих правом на какой-либо вид социального обеспечения; решения компетентных органов о назначении того или иного вида социального обеспечения и т.д.
5) Относительная автономность субъектов по отношению друг к другу. С одной стороны законодатель не наделил их равенством, а с другой – не ввел для них элементов подчиненности. Если сравнить соотношение прав и обязанностей одной стороны с правами и обязанностями другой, то выявляется, что имущественные права граждан в этой области носят абсолютный характер, а их обязанности – это в основном обязанности процедурного или процессуального характера (обратиться за получением какого-либо вида социального обеспечения, представить необходимые документы и т.п.). Обязывающие нормы адресуются другой стороне – органу, предоставляющему обеспечение, возлагая на него имущественные обязательства.
6) Защита субъективных прав в социальном обеспечении законодательно предусматривает два способа: административный и судебный порядок защиты нарушенного права граждан.
Вопрос 4. Система права социального обеспечения
Система права – это строение национального права, заключающееся в разделении единых по назначению в обществе внутренне согласованных норм на отдельные части, называемые нормой права, правовым институтом, субинститутом, отраслью и подотраслью права.
Система ПСО – это организованная определенным образом совокупность правовых норм, сгруппированных в институты, которые регулируют общественные отношения по поводу того или иного вида социального обеспечения.
ПСО делится на общую и особенную части.
1) В общую часть входят нормы права, действие которых распространяется на все отношения, входящие в предмет ПСО:
— понятие, предмет, метод, система ПСО;
— правоотношения по социальному обеспечению.
2) Особенная часть представляет собой комплекс институтов, взаимосвязанных как с институтами общей части, так и между собой, и имеющих относительно самостоятельный объект регулирования:
— трудовой (страховой) стаж;
— пенсии по старости
— пенсии по инвалидности
— пенсии по случаю потери кормильца
— пенсии за выслугу лет
— порядок назначения, исчисления, перерасчета, индексации, валоризации пенсий;
— медицинская помощь и лечение;
— обеспечение пострадавших от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний.
Тема 2. Принципы права социального обеспечения.
Источник