- 10 методов, позволяющих принять правильное решение
- Как люди принимают решения
- Метод 1. «Квадрат Декарта»
- Метод 2. «Совет»
- Метод 3. «Расширение рамок»
- Метод 4. «Исчезновение вариантов»
- Метод 5. «Стакан воды»
- Метод 6. «Отсрочка»
- Метод 7. «Владейте информацией»
- Метод 8. «Отбросьте эмоции»
- Метод 9. «Следование жизненным приоритетам»
- Метод 10. «Интуиция»
- Как принимать решения
- И реже ошибаться
- Анализировать проблему
- Собрать информацию и расслабиться
- Проверить решение на адекватность
- Использовать методики принятия решений
- Положиться на интуицию и голос тела
- Задать вопрос перед сном
- Когда лучше не думать
10 методов, позволяющих принять правильное решение
Вся жизнь человека состоит из череды принимаемых решений – больших и маленьких. От некоторых из них зависит вся дальнейшая жизнь. Многие люди испытывают трудности, когда сталкиваются с необходимостью сделать выбор. Давайте разберемся, как сделать процесс принятия решений наиболее эффективным, и какими методами можно при этом пользоваться.
Как люди принимают решения
Каждый день жизнь ставит нас перед выбором, подкидывая разнообразные задачи. Что приготовить на завтрак? Какой костюм надеть на работу? Какой телефон купить? Куда поехать отдыхать во время отпуска? Соглашаться ли на предложение руки и сердца или подождать? Уволиться с работы или остаться? Есть решения, которые ни на что особо не влияют, а есть те, что кардинально меняют жизнь.
Все люди по-разному ведут себя, когда принимают решения. Есть категория людей, которых называют «пофигистами». Они никогда не мучаются выбором, потому что отдают предпочтение первому попавшемуся или наиболее простому варианту. Они надевают ту одежду, которую первой достанут из шкафа, идут на свидание с тем, кто первый пригласит, устраиваются на ту работу, на которую легче всего устроиться и т. д. Эти люди считают, что жизнь сама все расставит по местам, поэтому не стоит напрягаться.
Другая категория людей во время принятия важных решений руководствуется интуицией. Эти личности всегда прислушиваются к своему внутреннему голосу и не сомневаются в правильности принятых решений. Однако таких людей не очень много.
Большую часть людей составляют индивиды, испытывающие трудности во время выбора. Они мучаются, сомневаются, взвешивают каждый вариант, но все равно не могут принять окончательного решения. А когда решение принято, продолжают сомневаться в его правильности. Если вы относитесь к категории таких людей и не знаете, как принять решение, если сомневаешься, то вам будет полезно изучить несколько методов, облегчающих процесс выбора.
Метод 1. «Квадрат Декарта»
Суть метода состоит в том, чтобы рассмотреть стоящую перед вами проблему с четырех разных сторон. Для этого нужно задать себе 4 вопроса. Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре части в виде квадрата. В каждую часть впишите один из вопросов:
- Что хорошего я получу, если исполню задуманное?
- Что хорошего я получу, если откажусь от исполнения задуманного?
- Что плохого я получу, если исполню задуманное?
- Что плохого я получу, если откажусь от исполнения задуманного?
Подумайте и впишите в каждый квадрат ответ на вопрос. Перечислив все плюсы и минусы от реализации задуманного и от отказа от реализации, вы сможете понять, какое решение вам лучше принять.
Метод 2. «Совет»
Если не знаете, как поступить в той или иной ситуации и перестать сомневаться, расскажите о проблеме двум самым близким людям и спросите у них совета. Народная мудрость гласит, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель, который защищает и направляет на правильный путь. Ангел-хранитель дает подсказки через интуицию. Если же у человека плохо развита интуиция, то ангел может передать подсказку через близкого человека. Отсюда и вытекает рекомендация спросить совета у двух самых близких людей.
Метод 3. «Расширение рамок»
Проблема большинства людей состоит в том, что они загоняют себя в узкие рамки и не видят альтернатив. Они склонны зацикливаться на вариантах «Да» и «Нет», не осознавая, что существуют и другие варианты выбора. Допустим, вы хотите взять в кредит автомобиль. Вы видите только два варианта выбора – взять авто в кредит или продолжать ездить на общественном транспорте.
Расширив рамки выбора, вы увидите альтернативные варианты. Например: можно найти машину подешевле и купить ее уже не в кредит; можно отказаться от кредита и начать копить деньги на покупку машины; можно снять жилье поближе к работе и не ездить на общественном транспорте; можно вообще сменить работу, устроившись в другую компанию, расположенную близко к вашему дому; можно договориться с кем-нибудь из коллег, чтобы он подвозил вас на работу на своей машине за определенное вознаграждение. Как видите, вариантов может быть множество, главное, увидеть их.
Метод 4. «Исчезновение вариантов»
Представьте, что вариант, который вам больше всего нравится, недоступен. Например, компания, в которую вы хотите устроиться на работу, перестала существовать. Подумайте, что делать в этом случае. Размышляя в этом ключе, вы обнаружите другие, не менее интересные варианты относительно новой работы, которые вы раньше не видели, потому что зациклились на одном.
Метод 5. «Стакан воды»
Автором этой методики является американский парапсихолог Хосе Сильва – основатель «Метода Сильва», автор книг по нетрадиционной психологии. Он предлагает следующее: вечером перед сном налейте в стакан чистой, некипяченой воды. Возьмите стакан двумя руками, закройте глаза, сосредоточьтесь на волнующей вас проблеме и четко сформулируйте вопрос, требующий принятия решения. Затем, не торопясь, отпейте половину стакана, мысленно повторяя примерно такую фразу: «Это все, что мне нужно, чтобы принять правильное решение».
Стакан с оставшейся водой поставьте возле своей кровати и ложитесь спать. Утром после пробуждения первым делом допейте воду и поблагодарите свое подсознание за правильное решение. Решение может прийти сразу же после пробуждения или в течение дня. Люди, опробовавшие эту методику, утверждают, что она работает.
Метод 6. «Отсрочка»
Если вы никак не можете сделать выбор и принять решение, дайте себе отсрочку. Когда вы возбуждены, а мозг перегружен информацией, сделать правильный выбор очень трудно. Вспомните, как часто в спешке вы принимали неправильное решение, а потом жалели об этом? Чтобы этого не произошло, возьмите паузу, успокойтесь, еще раз тщательно проанализируйте сильные и слабые стороны вашего выбора. В жизни не так много ситуаций, требующих мгновенного принятия решения, поэтому не бойтесь отложить его на некоторое время.
Метод 7. «Владейте информацией»
Прежде чем сделать выбор, постарайтесь узнать как можно больше информации о варианте, которому собираетесь отдать предпочтение. Если речь идет о покупке какого-либо товара, почитайте в интернете отзывы о нем. Принимая решение о смене работы, узнайте все о должности, которую вам предстоит занять, и о людях, которые работали там до вас. Если есть возможность, разыщите этих людей, чтобы получить информацию из первых рук. Вы же понимаете, что работодатель может не рассказать вам обо всех трудностях, которые вас ждут, а человек, уже работавший раньше в этой компании, вряд ли станет утаивать такую информацию.
Чем важнее решение вы принимаете, тем более ответственным должен быть ваш подход к поиску нужной информации. Так вы убережете себя от обмана и подготовитесь к возможным трудностям.
Метод 8. «Отбросьте эмоции»
Эмоции очень мешают в принятии правильного решения, потому что они искажают видение ситуации. Эмоционально возбужденный человек не способен здраво мыслить. Поэтому возьмите себе за правило: никогда не принимайте решения, находясь на пике эмоций. Гнев, страх, злость, а также бурная радость, эйфория – плохие советчики в принятии решений.
Если вас одолевают эмоции, не делайте никакого выбора. Дайте себе время остыть, а затем трезвым взглядом взгляните на ситуацию. Так вы убережете себя от необдуманных поступков и их последствий.
Как избавиться от эмоций?
Даже когда вы понимаете, что эмоции мешают вам сделать правильный выбор, вы не всегда можете избавиться от них. Чтобы облегчить этот процесс, воспользуйтесь несложными способами.
10/10/10
Это способ позволяет вам отбросить сиюминутные импульсы и посмотреть на ситуацию в долгосрочной перспективе. Суть метода состоит в том, чтобы перед принятием решения задать себе три вопроса:
- Как я отнесусь к своему выбору через 10 минут?
- Как я отнесусь к своему выбору через 10 месяцев?
- Как я отнесусь к своему выбору через 10 лет?
Допустим, вы хотите взять в кредит дорогую машину. Вы оформляете кредит и садитесь за руль новенького авто. Что вы подумаете через 10 минут после покупки? Наверняка будете находиться в эйфории, радуясь своему приобретению. Но уже через 10 месяцев радость поутихнет, и вы почувствуете всю тяжесть кредитного бремени, столкнетесь с необходимостью ограничивать себя во многих вещах. А через 10 лет, когда вы, наконец, расплатитесь с долгами, увидите, что ваша машина постарела и требует ремонта, а может она вам уже так надоела, что хочется ее продать.
Способ 10/10/10 можно применять в любой ситуации. Он отлично помогает усмирить эмоции и взглянуть на отдаленные последствия вашего выбора, чтобы не жалеть потом о содеянном.
Побудьте в темноте
Хороший способ усмирить эмоции – просто побыть в темноте. Психологи доказали, что полумрак или полная темнота успокаивает человека, помогают привести мысли в порядок. Обратите внимание, что в ювелирных магазинах всегда яркое освещение. Вы думаете, это сделано для того, чтобы золото и драгоценные камни лучше играли и переливались в лучах света? Не только для этого. Специалисты по маркетингу знают, что яркий свет чаще заставляет человека делать импульсивные покупки.
Если вам нужно успокоить эмоции, чтобы принять верное решение, посидите некоторое время в полутемной или темной комнате, обдумайте еще раз последствия вашего выбора.
Дышите глубоко
Еще один простой, но действенный метод, помогающий в борьбе с эмоциями – глубокое дыхание. Сделайте 10 медленных и глубоких вдохов и выдохов, а затем еще раз спросите себя: «Правильно ли я поступаю?».
Подумайте, что бы вы посоветовали другу
Чтобы убавить эмоции и охладить пыл, полезно взглянуть на ситуацию со стороны. Представьте, что перед необходимостью принятия решения стоите не вы, а ваш друг. Что бы вы посоветовали ему сделать в этой ситуации?
Многие люди замечают за собой такую особенность: они дают своим знакомым дельные и рациональные советы, но сами, попадая в похожие ситуации, ведут себя крайне глупо. Так происходит потому, что взглянув на проблему со стороны, мы видим только самое существенное. А когда сами оказываемся внутри проблемы, то всплывает множество всяких мелочей, которым мы придаем слишком большое значение.
Умение абстрагироваться и смотреть на ситуацию непредвзято дает весомое преимущество при необходимости сделать правильный выбор.
Метод 9. «Следование жизненным приоритетам»
У каждого человека есть свои жизненные ценности, правила и приоритеты, которые влияют на его выбор. Всегда придерживайтесь этих ценностей, и вы не прогадаете. Например, вам предлагают на выбор две должности: одна из них престижная и высокооплачиваемая, но требует большой отдачи от вас; вторая менее престижная и не с такой высокой зарплатой, зато вам не нужно работать сверхурочно и у вас остается много свободного времени. Какую выбрать?
Чтобы принимать решения без сомнений и стресса, руководствуйтесь своими жизненными приоритетами. Если у вас на первом месте стоит семья, то выбирайте должность, которая не так престижна и оплачиваема, зато не будет красть ваше личное время, которое вы сможете уделять близким людям. Если же вы мечтаете построить карьеру, отдайте предпочтение престижной и высокооплачиваемой должности, которая поможет вам продвинуться по карьерной лестнице.
Метод 10. «Интуиция»
Интуиция – прекрасный инструмент, которым далеко не все умеют пользоваться. Она может подсказать вам выход в случае, когда рациональные методы не принесли желаемого результата. А зачастую бывает и так: вы делаете выбор на основе логики и рациональности, и этот выбор кажется вам самым правильным, а внутренний голос упорно протестует против него. Может, стоит прислушаться к нему?
Развивайте интуицию, и она станет отличным помощником в разных ситуациях, однако не переоценивайте ее роль и не забывайте о разуме и логике.
Оказавшись в ситуации выбора, воспользуйтесь каким-либо из перечисленных методов, а лучше примените сразу несколько. Со временем вы поймете, какой способ подходит вам больше всего, и сможете использовать его в самых разных жизненных ситуациях. Научившись принимать решения, вы существенно повысите качество своей жизни.
Источник
Как принимать решения
И реже ошибаться
Каждый день мы принимаем решения: купить шубу в кредит сейчас или накопить и потерпеть до летних скидок, сделать отчет сегодня или дотянуть до следующей недели, завоевать мир или наблюдать, как его покоряют другие.
Чтобы научиться принимать эффективные и правильные решения, которые помогут добиться целей, следуйте этой инструкции.
Анализировать проблему
Если осознать наличие проблемы, то можно считать, что полдела сделано. Например, вы решили сменить работу и год безрезультатно ходили на собеседования: никто так и не предложил хорошую должность.
Задумайтесь, верна ли формулировка проблемы и можно ли ее поменять: сменить не работу, а вид деятельности. Если в профессии сомнений нет, то проблема может быть в другом: недостаточно подробное резюме, не указаны навыки в профиле на «Линкед-ин» или неубедительно составлено сопроводительное письмо.
Разберитесь, что мешает эффективному принятию решений, и постарайтесь избегать таких факторов. Допустим, если мешает неуверенность в себе, то читайте книги по самопрезентации, не хватает компетенций — запишитесь на специализированные курсы.
Собрать информацию и расслабиться
Не жалейте времени на поиск информации. В зависимости от проблемы не только проверяйте сайты, форумы и посты в соцсетях, но и опросите знакомых, найдите эксперта, который может дать квалифицированное мнение, сделайте запросы в госорганы, проведите собственное исследование.
Если взять пример поиска работы — пообщайтесь с карьерным консультантом, поищите всю информацию о компании вплоть до отзывов бывших работников. Некоторые работодатели участвуют в ярмарках вакансий — там тоже можно задать интересующие вопросы.
Когда узнаете все, перестаньте думать об этом и займитесь чем-то полезным: прогулкой, вышивкой, кулинарией, художественным выпиливанием лобзиком. Когда человек ни о чем не думает, включается «дефолт-система» мозга — состояние «растерянной сосредоточенности». Мозг начинает «блуждать», строить случайные связи и ассоциации. Так рождаются неожиданные идеи и решения.
Проверить решение на адекватность
Проверьте, не придаете ли вы большее значение исходной информации. Например, один из потенциальных работодателей сообщил, что в компанию можно устроиться только после трехмесячной бесплатной стажировки. Рассмотрите эту информацию с разных точек зрения. Обдумайте сами, обратитесь за советом к близким или друзьям.
Вне зависимости от принятого решения проанализируйте, почему вы так поступаете и что вами движет: зацепиться хоть за какую-то работу, получить уникальный опыт или познакомиться с симпатичным коллегой. Обратитесь за советом к незаинтересованному человеку, который нейтрально относится к этой ситуации. Проговорите ему логику принятия решения. Идеально, если слушатель придет к тем же выводам.
Использовать методики принятия решений
Разработайте «поле альтернатив» — все варианты решения проблемы. Для начала определите критерии анализа этих альтернатив: разделите решения на рациональные, которые решат проблему, и оптимальные, которые решат ее наилучшим способом.
Должно получиться не менее трех вариантов решения. Если меньше — проблема пока изучена плохо. Вот несколько методик, которые помогут принять решение.
Квадрат Декарта. Разделите лист на четыре квадрата. В каждом квадрате напишите по вопросу и ответу на него:
- Что будет, если это произойдет? Вопрос подразумевает позитивные ответы от полученного решения. Запишите как можно больше преимуществ. На вопрос «Что будет, если я уволюсь с работы и открою свой бизнес?» ответы будут такие: появится возможность самостоятельно управлять временем и доходом, вырастет ответственность, изменится круг общения.
- Что будет, если этого не произойдет? Укажите, что случится, если вы оставите все как есть. Запишите выгоды сегодняшней ситуации, какие хотели бы сохранить: пусть работа малооплачиваемая, зато стабильная.
- Чего не будет, если это произойдет? Здесь опишите, от чего придется отказаться или что можно потерять. Например, придется самому платить за обеды, а вот на прежней работе были бесплатные талоны в столовую.
- Чего не будет, если этого не произойдет? Здесь — минусы, которые получите, если не примете решение. Например, не будет возможности заняться любимым делом.
SWOT-анализ. Похож на квадрат Декарта, обычно используется в сферах экономики. Такой анализ дает структурированное описание ситуации. Чтобы его сделать, разделите лист на 4 части и опишите сильные и слабые стороны принятого решения, появившиеся возможности и предполагаемые угрозы.
Допустим, решение поменять сферу деятельности может привести к тому, что придется получать другое образование — это угроза потерять свободное время.
Метод Леонардо да Винчи. Возьмите лист бумаги и цветные фломастеры и задайте себе вопрос, на который нужен ответ. Какой образ возник в голове? Нарисуйте его или напишите его название в центре листа, затем в расслабленном состоянии рисуйте любые образы и ассоциации, которые возникают в связи с центральным образом.
Пусть фантазия работает и создает сценарии и символы, которые отражают сложившуюся ситуацию. Если видите связи между рисунками, соединяйте их. В итоге получите ассоциативные «кусты» с ключевым образом в центре. Рисунки — это подсознательное отражение мыслей. Ищите символы, которые могут дать неожиданные подсказки или сообщить новую информацию. Например, что не стоит увольняться сейчас, так как через месяц будет пятилетний юбилей вашей трудовой деятельности, а таких сотрудников обычно награждают премиями.
Положиться на интуицию и голос тела
Тело не обмануть логическими умозаключениями, которые выдает мозг, стараясь склонить к решению: если телу не нравится — оно даст об этом знать.
Представьте образ будущего результата — первый день на новом рабочем месте. Вот вы знакомитесь с коллегами, включаете компьютер и начинаете трудиться. Обратите внимание, как реагирует ваш организм. Прислушайтесь к ощущениям: если они неприятные, а эмоции безрадостные, стало быть, тело против. Если чувствуете, что у вас загорелись глаза, хочется двигаться, танцевать от радости — или тело, наоборот, реагирует спокойно и умиротворенно — это хороший знак.
Задать вопрос перед сном
Перед сном обдумайте проблему со всех сторон и задайте себе четкий вопрос, на который нужен ответ. Например, стоит ли пробовать себя в должности менеджера по продажам или податься в риелторы? Мозг получит задание и будет решать головоломку, пока вы спите.
Возможно, когда вы проснетесь, он сразу выдаст готовое решение. «Переспать с решением» можно иначе: возьмите паузу и проговорите решение себе в другой обстановке через несколько дней. Если уверенность в правильности осталась — действуйте.
Когда лучше не думать
Постарайтесь не принимать важное решение в состоянии нервного возбуждения, утомленности или болезни. Другое дело — кризис, который не предупреждает о своем приходе, и приходится молниеносно принимать решения для защиты или спасения жизни, здоровья или имущества.
В этой ситуации постарайтесь оценить все трезво, без эмоций. Необходимость действовать в заданных рамках и в условиях ограниченного времени вызывает стресс. Но и стресс прекрасен — он активизирует скрытые возможности мозга и помогает принять верное решение.
Источник