Способ практического решения задач включающий наблюдение за ситуацией

Способ практического решения задач включающий наблюдение за ситуацией

Рейтинг:

МАЛАЯ ГРУППА—небольшая по численности совокупность людей, включающая от 2—3 до 20—30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом.

МАССОВИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ — социально психологические явления, возникающие в массах людей (население, толпа, масса, группа, нация и т. п.). М. я. п. включают слухи, панику, подражание, заражение, внушение и др.

МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ—средства передачи информации, рассчитанные на массовую аудиторию: печать, радио, телевидение и т. п. ‘

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА—область высшей математики, имеющая дело с закономерностями, характеризующими взаимодействие случайных величин. Методы М. с. широко используются в психологии для поиска и обнаружения достоверных связей психических и поведенческих явлений с другими факторами, рассматриваемыми в качестве их причин или следствий.

МГНОВЕННАЯ ПАМЯТЬ—память, рассчитанная на очень короткое по времени сохранение в голове человека следов воспринятого материала. М. п. действует, как правило, только во время самого процесса восприятия.

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ—отрасль психологической науки, изучающая психические явления и поведение человека с целью предупреждения, диагностики и лечения разных болезней.

МЕЛАНХОЛИК—человек, чье поведение характеризуется замедленностью реакций надействующие стимулы, а также речевых, мыслительных и двигательных процессов.

МЕТОД БЛИЗНЕЦОВ—метод научного исследования, основанный на сравнении психологии и поведения двух типов близнецов:

монозиготных (с одинаковым генотипом) и дизиготных (с различным генотипом). М. б. применяется для решения проблемы генотипической или средовой обусловленности определенных психологических и поведенческих особенностей человека.

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК—способ приобретения знаний, умений и навыков через многократное механическое повторение действий, в результате которых они формируются. М. п. и о. введен американским исследователем Э. Торндайком для изучения процесса научения у животных.

МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА—способ изучения содержания и структуры сознания человека через определение им понятий с помощью серии заранее заданных полярных определений типа «сильный — слабый», «хороший — плохой» и т. п. М. с. д. введен американским психологом Ч. Осгудом.

МЕЧТЫ — планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.

МИМИКА — совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т. п.).

МОДАЛЬНОСТЬ—понятие, обозначающее качество ощущений, возникающих под действием определенных раздражителей.

МОТИВ ВЛАСТИ —устойчивая черта личности, выражающая собой потребность одного человека в обладании властью над другими людьми, стремление господствовать, управлять, распоряжаться ими.

МОТИВ—внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека.

МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА—потребность добиваться успехов в разных видах деятельности, рассматриваемая как устойчивая личностная черта.

МОТИВ ИЗБЕЖАНИЯ НЕУДАЧИ—более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми. М. и. н.— черта личности, противоположная мотиву достижения успехов.

МОТИВАЦИЯ—динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.

МОТИВИРОВКА—разумное обоснование, объяснение самим человеком его поступков, которое не всегда соответствует истине.

МЫШЛЕНИЕ—психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности.

НАБЛЮДЕНИЕ—метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

НАВЫК — сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ—способ практического решения задач, предполагающий зрительное изучение ситуации и практические действия в ней с материальными предметами.

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ—способ решения задач, включающий наблюдение за ситуацией и оперирование образами составляющих ее предметов без практических действий с ними.

НАДЕЖНОСТЬ — качество научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторном или многократном использовании данного метода.

Читайте также:  Этот способ надежный перевод

НАМЕРЕНИЕ—сознательное желание, готовность что-либо сделать.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ—понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.

НАПРЯЖЕННОСТЬ—состояние повышенного физического или психологического возбуждения, сопровождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки.

НАСТРОЕНИЕ—эмоциональное состояние человека, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями и существующее в течение длительного времени.

НАУЧЕНИЕ—приобретение знаний, умений и навыков в результате жизненного опыта.

НЕВРОТИЗМ—свойство человека, характеризующееся его повышенной возбудимостью, импульсивностью и тревожностью.

НЕГАТИВИЗМ—демонстративное противодействие человека другим людям, непринятие им разумных советов со стороны других людей. Часто встречается у детей в период возрастных кризисов.

Источник

Глава 2. Методики наблюдения

2.1. Методики формализованного наблюдения

Перевод сырых баллов в проценты

Методика наблюдения за процессом решения задач учащимися

Регуш Л. А., Орлова А. В. Лабораторный практикум по педагогической психологии – СПб.: Образование, 1993. – С. 18.

Процесс решения задач можно рассматривать как предмет наблюдения за проявлением психологических особенностей учеников: их мышления, памяти, внимания, эмоций, воли, особенностей мотивации учения. Такое наблюдение протекает в естественных для ученика условиях, оно не ограничено временными рамками и может проводиться на различном математическом содержании.

Чтобы наблюдение за решением задач стало действительно эффективным методом изучения психологических особенностей учеников, нужно сделать следующее.

1. Определить психологический предмет наблюдения (например, познавательный интерес, эмоциональные проявления, устойчивость внимания и т. п.).

2. Сформулировать цель наблюдения (например, дать сравнительную характеристику проявлений познавательного интереса при решении математических и лингвистических задач).

3. Разработать программу наблюдения и способы фиксации фактов, особенно важно определить единицы наблюдения, т. е. те особенности поведения учащихся, которые можно видеть и которые характеризуют выбранный психологический объект.

4. Выделить линии анализа полученного материала.

В результате наблюдения, организованного с учетом перечисленных требований, можно перейти от внешнего описания поведения ученика к построению гипотезы, объясняющей внутреннюю психологическую сущность происходящего, и к ее последующей проверке.

Качество выводов будет зависеть прежде всего от тщательности составления программы наблюдения. Она должна учитывать широкий спектр психических проявлений, что позволит наблюдателю дать соответствующую интерпретацию увиденного.

Кроме того, нужно спланировать время наблюдений, поскольку они должны быть многократными — пять и более наблюдений. Необходимо, чтобы каждое из них проводилось в одно и то же время дня, желательно в одни дни недели.

Говоря о специфике методов психологического исследования решения задач, Л. Л. Гурова в своей книге «Психологический анализ решения задач» (Воронеж, 1976) отмечает, что для развертывания, объективирования мыслительной деятельности субъекта, решающего задачи, возможны два пути: либо вмешательство в процесс решения извне, либо сопоставление реального хода решения с объективно-логической программой решений той же задачи.

Вмешательство в решение задачи в форме подсказок и помех, стимулирующих и разрушающих воздействий, или же с помощью провокационных вопросов и реакция на него ученика могут стать ценным дополнительным материалом в наблюдении за тем или иным психологическим явлением.

Что касается сопоставления реального и оптимального хода решения задачи, то это очень легко сделать при решении известных экспериментальных задач типа задачи со свечой Секея или задачи «Ханойская башня» (см.: Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1987). Для того чтобы провести подобное сравнение для произвольной задачи, надо пошагово структурировать ее наиболее рациональное решение, а также проанализировать, какие познавательные процессы и в какой степени могут быть задействованы при решении, какие психологические особенности имеет содержание задачи (например, обращение к пространственным представлениям, возможность построения большого числа гипотез, необходимость переноса способа решения в новую ситуацию и т. п.).

Для проведения наблюдения предлагается следующая задача: «Перед вами квадрат, разделенный на 25 клеток. Каждый столбец (сверху) и каждая строка (слева) обозначены индексами от 1 до 5. В каждой из 25 клеток квадрата можно поставить число, равное произведению индексов строки и столбца. Для клетки в левом верхнем углу квадрата это произведение будет: 4 х 2 = 8. Необходимо подобрать в квадрате 5 клеток таким образом, чтобы сумма их произведений составила заданное число (в данном примере — 39).

Читайте также:  Экономическое обоснование выбора способа получения отливок

Желательно, чтобы в каждой строке и в каждом столбце использовалась только одна клетка. Но задача считается решенной и в том случае, когда в одном из столбцов или в одной из строк использовано не более двух клеток. Разрешаются любые исправления».

После объяснения примера решение этой задачи проводится с четырьмя разными квадратами, причем время и наблюдения за исправлениями фиксируются после заполнения каждой пары квадратов.

Читайте еще:

Разобравшись в информационных потоках, идущих от разных людей к нам и от нас к людям, узнав, с кем мы можем посоветоваться в трудную минуту, с кем нам будет приятно отдыхать, а с кем — эффективно работать, мы можем сделать общение более плодотворным, нашу жизнь более емкой и.

Но неважно, сколько бедняга приложит усилий, чтобы избавиться от неприятного осадка в душе, все равно он за­дет. И обида не спешит пройти. Ядовитые замечания не­просто изгнать из мыслей. И был неправ тот, кто советовал палки бояться больше, чем слова. Обидные слова ранят, разрушают и травмируют.

…Завтра начнется новый день. Вы встанете. Потянетесь в свое удовольствие. Посмотрите вокруг. В нескольких шагах от вас перекатывает волны доброе море. Вы поднимете глаза и увидите солнце, которое встало, чтобы согреть вас своими лучами. Пойдете босиком к воде, ощущая пробуждающийся песок. Вы.

Целый ряд психологических направлений и сообществ, вышедших за рамки основной линии развития «объективной» психологии в XX веке – экзистенциальная и феноменологическая психология, культурно-историческая и деятельностная психология, диалогическая психология, психология личностных конструктов.

Когда он умер, эта памятка была найдена зашитой в подкладку его сюртука, рядом с сердцем. Он хранил ее там со дня своего обращения и до последнего вздоха.

Не приучайте ребёнка к безответственности и привычке полагаться на костыли чужого мнения. Вместо решения его проблем, посоветуйте ему несколько вариантов решения, объясните их предпочтительность, но оставьте выбор за ним. Он имеет право на ошибку, и чем больше он их сделает в детстве, тем меньше.

Ряд специалистов полагают, что подбирать профессию человеку следует, исходя из реально существующего у него набора личностных черт. Дж. Холланд разработал систему подбора подходящей профессии на основании степени выраженности у человека шести важнейших черт личности. Эти черты таковы

К тому же нельзя не учитывать возможность что вследствие недостаточного опыта план может быть просто-напросто неправильно составлен. Не так расставлены приоритеты и то, что

Мы рассмотрели различные возможности и варианты, которые способны помочь похудеть. Обратите внимание: мы не стремились предложить вам руководство или конкретную программу по снижению веса. Это серьезный вопрос, и мы не надеемся за несколько минут решить все ваши индивидуальные проблемы. Если вы.

Нансен доказал всей своей последующей жизнью, что он никогда не страдал болезнью успеха: «нансеновские паспорта» помогли вернуться на родину многим тысячам пленным после Первой мировой, так же его с благодарностью помнили голодающие Поволжья, спасенные в 1922 г. Второй великий норвежский.

Вечером я сидел у профессора Корнетова дома, его очаровательная жена угощала меня блинами с чаем. Она говорила, что надо обязательно завершить гештальт. Я ответил, что сделал это. Она имела в виду повторную успешную защиту. Я же был вполне удовлетворен тем вниманием, которое ученое сообщество.

Вера, за которую ее отец сложил свою голову, была сменена с легкомыслием, достойным нигилиста, каковым и была Христина. Сама она сознавалась, что сделала это из любезности к стране, в которой поселилась, да и не придавала она никакого значения делам веры. Она жила без веры, без высокой.

Читайте также:  Таблетки мелоксикам способы применения

Источник

Учет закономерностей мышления при организации учебной деятельности

Мышление – есть опосредствованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях. Осуществление мышления посредством мыслительных операций характеризует мышление как опосредствованное отражение действительности. Мышление всегда и обязательно строится на основе чувственного отражения мира, т.е. образы чувственного познания являются материалом, с помощью которого только и может осуществиться отражение на уровне мышления. Отражение действительности на уровне мышления опосредствовано также и словом. Мышление является опосредствованным отражением действительности и потому, что оно всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания. Отражение на уровне мышления носит обобщенный характер.

Опосредствованный и обобщенный характер мышления обеспечивает познание человеком как явлений, так и их сущности. Благодаря мышлению, человек отражает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью органов чувств, но и то, что скрыто от восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения. Мышление позволяет устанавливать различные связи и отношения. Особенно большое значение имеет установление причинно-следственных связей, раскрытие которых, с одной стороны, позволяет понять, как и почему возникают те или иные явления, а с другой – создается возможность прогнозировать будущее.

Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике.

Виды мышления:- Практически-действенное мышление – способ практического решения задач, предполагающий зрительное изучение ситуации и практические действия в ней с материальными предметами. Этот вид мышления является и исторически и онтогенетически наиболее ранним видом мышления человека. (первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметом).

— Наглядно-образное мышление — способ решения задач, включающий наблюдение за ситуацией и оперирование образами составляющих ее предметов без практического действия с ними. Значение этого вида мышления в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность. Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения должно включать в себя задачи, требующие оперирования образами различной степени обобщенности, непосредственным изображением предметов, схематическим их изображением и символическими обозначениями.

— Словесно-логическое мышление – здесь задача решается в словесной (вербальной форме). Используя словесную форму, человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями, подчас такими, которые вообще не имеют прямого образного выражения (например, экономическими понятиями: цена, стоимость, прибыль; нравственными: честность, принципиальность, патриотизм и т.д.). Именно этот вид мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека. Благодаря этому виду мышления, человеку удается наиболее обобщенно решать мыслительные задачи. В процессе обучения перед учителем постоянно стоит задача всемерного развития словесно-логического мышления, т.к. только в этом случае учащиеся смогут овладеть понятиями, особенно их системами, понять закономерности той или иной науки.

Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Понятия относятся не к отдельным предметам или явлениям, а к группе, классу сходных предметов или явлений, т.к. представляют обобщенное отражение действительности. Понятия существуют в виде значения слова.

Представления – это образ конкретного предмета. Представления об одних и тех же предметах у разных людей могут различаться (в представлении одного дерево- это береза, а другого – яблоня).

Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения бывают истинные и ложные; общие, частные, единичные. Суждения раскрывают содержание понятий. Истинность суждений проверяется общественной практикой человека.

Умозаключение – это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Исходные суждения – это посылки, а вывод – заключение

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 832 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью
Разные способы