- Способ практического осуществления процесса сопровождения
- Введение
- 1 Область применения
- 2 Соответствие
- 3 Нормативные ссылки
- 4 Определения
- Понятие сопровождения программ для ЭВМ и баз данных: обзор правовых и практических аспектов
- Что является сопровождением ПО
- Раскрытие понятия сопровождения ПО в официальных документах
- Состав работ по сопровождению ПО и БД в различных схемах обслуживания и контрактах
- Заключение
Способ практического осуществления процесса сопровождения
ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
Information technology. Software maintenance
Дата введения 2003-07-01
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, Московским научно-исследовательским центром (МНИЦ) Минсвязи России и Институтом радиотехники и электроники Российской академии наук (ИРЭ РАН)
ВНЕСЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 25 июня 2002 г. N 248-ст
3 Настоящий стандарт содержит полный аутентичный текст международного стандарта ИСО/МЭК 14764-99 «Информационная технология. Сопровождение программных средств»
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Введение
Настоящий стандарт уточняет требования к процессу сопровождения программных средств. Сопровождение программных средств является одним из основных процессов их жизненного цикла, что описано в ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207. Процесс сопровождения состоит из работ и задач, реализуемых персоналом сопровождения (сопроводителем). Настоящий стандарт является составной частью документов, в том числе рекомендаций (руководств), семейства ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207. Настоящий стандарт детализирует процесс сопровождения, установленный в ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207. В настоящий стандарт включены только пункты ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, содержащие обязательные требования. Данные пункты в тексте настоящего стандарта заключены в прямоугольные рамки. Номер соответствующего пункта ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 указан в этих рамках.
В большинстве проектов, особенно имеющих продолжительный жизненный цикл, сопровождение программных средств наверняка будет одним из основных рассматриваемых вопросов.
Из-за ограничений в стоимости и сроках разработки, а также отсутствия опыта в применении ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 программные средства нередко поставляют в «сыром» виде. Поэтому возникает необходимость в последующей корректировке ошибок, обнаруженных при их эксплуатации. Часто необходимо модернизировать программное средство, чтобы удовлетворить изменившимся требованиям пользователя. Сопровождение программного средства может в стоимостном выражении составлять наибольшую часть жизненного цикла.
Настоящий стандарт предназначен для пользователей, знакомых с сопровождением программных средств. Рекомендуется, чтобы пользователь, незнакомый с сопровождением программных средств, до практического применения настоящего стандарта изучил соответствующие учебники или прошел практическое обучение.
Сопровождение программных средств может быть проведено с использованием соответствующего конгломерата инструментальных (вспомогательных) программных средств, методов и технологий программной инженерии. Настоящий стандарт не определяет, как следует применять или выполнять работы и задачи в процессе сопровождения программного средства, поскольку это должно быть определено договорными или организационными условиями. Требования к сопровождению программных средств остаются постоянными безотносительно к инструментальным средствам реализации данного процесса.
Основная часть настоящего стандарта описывает основные требования к процессу сопровождения и условия его реализации. Текст основной части стандарта дополнен двумя приложениями: А — содержащим таблицу перекрестных ссылок между настоящим стандартом и ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, В — содержащим библиографию документов, связанных с настоящим стандартом.
В настоящем стандарте учтены обобщенные предложения по практическому применению концептуальных положений и понятий ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, представленные Техническим комитетом по стандартизации ТК 22 «Информационные технологии».
1 Область применения
В настоящем стандарте более подробно описано управление процессом сопровождения программных средств, установленным в ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207. В стандарте также установлены определения различных типов сопровождения. В стандарте приведены рекомендации по планированию и выполнению процесса сопровождения, контролю и надзору за ним, оценке и завершению (прекращению) указанного процесса. Область применения настоящего стандарта охватывает сопровождение различных программных средств при использовании одинаковых ресурсов сопровождения. Термин «сопровождение (maintenance)» в настоящем стандарте означает сопровождение программного средства, если не указан иной его смысл.
Настоящий стандарт устанавливает основную структуру, в пределах которой могут быть выполнены, оценены и практически реализованы общие и конкретные планы сопровождения применительно к области действия и объему заданных программных средств (продуктов).
Настоящий стандарт определяет основные положения, точную терминологию и процессы, позволяющие последовательно применять соответствующие технологии (инструментальные средства, методологии и методы) при сопровождении программных средств.
В настоящем стандарте даны рекомендации по сопровождению программных средств. Основой для описания в настоящем стандарте процесса сопровождения и его работ являются определения, установленные в ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207. Данный процесс определяет работы (виды деятельности) и задачи (задания) по сопровождению программного средства и устанавливает требования к планированию сопровождения. Он не описывает эксплуатацию программного средства и эксплуатационные функции, например резервирования, восстановления, системного администрирования, которые обычно выполняет персонал, эксплуатирующий программное средство.
Настоящий стандарт, в основном, предназначен для организаций, сопровождающих программные средства (персонала сопровождения, сопроводителей), а также может быть использован субъектами, отвечающими за разработку и обеспечение качества этих средств. Стандарт может быть применен заказчиками и пользователями систем, содержащих программные средства, которые могут представлять исходные данные для плана сопровождения.
Настоящий стандарт содержит рекомендации по управлению (или выполнению) процессом сопровождения. Стандарт определяет использование (привлечение) процесса сопровождения в процессах заказа и эксплуатации.
Настоящий стандарт содержит рекомендации по планированию сопровождения и сопровождению программных продуктов (средств) и услуг, выполняемому как внутри организации, так и вне ее. Стандарт не распространяется на эксплуатацию программных средств.
Стандарт позволяет обеспечить двусторонние отношения между организациями и может быть использован, когда обе стороны принадлежат к одной организации. Настоящий стандарт также может быть использован одной из сторон для решения задач самоконтроля (см. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207).
Настоящий стандарт не предназначен для применения пользователями готовых программных продуктов, не входящих в состав поставляемого продукта (см. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207). Например, организации могут захотеть применить настоящий стандарт при сопровождении шаблонов или макросов обрабатываемого текста, проходящего через данную организацию.
Настоящий стандарт не предназначен для временно или эпизодически используемых программных средств (продуктов).
Стандарт может быть использован разработчиками готовых программных продуктов для самоконтроля при сопровождении данных продуктов. Стандарт не предназначен для программных продуктов, заказанных пользователями, и продуктов, сопровождаемых конечными пользователями. Объектами сопровождения являются компьютерные программы, программы в машинных кодах, данные и соответствующие документы. Стандарт применяют к программным продуктам, создаваемым при разработке конкретного программного средства. В состав таких продуктов могут входить тестовые программные средства, тестовые базы данных, среда тестирования программного средства (СТПС, STE) или среда программной инженерии (СПИ, SEE).
Настоящий стандарт используют во всей деятельности по сопровождению независимо от модели жизненного цикла программного средства (каскадной, инкрементной, эволюционной) или применительно к методу разработки (например, ускоренная разработка приложений, прототипирование, макетирование).
Настоящий стандарт устанавливает основную структуру процесса сопровождения программных средств, но не определяет подробности реализации или выполнения работ и задач, входящих в данный процесс.
В стандарте приведен ряд перечислений (списков). Однако ни одно из них не является исчерпывающим. Эти перечисления приведены в качестве примеров.
Этапы применения настоящего стандарта указаны в ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 15271.
2 Соответствие
Соответствие настоящему стандарту обеспечивают при выполнении требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207.
3 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ИСО/МЭК 2382-1-93* Информационная технология. Словарь. Часть 1. Основополагающие термины
ИСО/МЭК 2382-20-90* Информационная технология. Словарь. Часть 20. Разработка систем
ИСО 8402-94* Управление качеством и обеспечение качества. Словарь
* Оригиналы международных документов ИСО/МЭК (ИСО) — во ВНИИКИ Госстандарта России.
4 Определения
В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями по ИСО/МЭК 2382-1, ИСО/МЭК 2382-20, ИСО 8402 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, а также приведенные ниже:
4.1 адаптивное сопровождение (adaptive maintenance): Изменение (модификация) программного продукта после поставки, обеспечивающее его работоспособность в измененных или изменяющихся условиях (среде).
Примечание — Адаптивное сопровождение обеспечивает модернизацию, позволяющую вносить изменения в эксплуатационную среду программного средства. Данные изменения должны быть внесены для сохранения работоспособности продукта в изменяемой среде. Например, операционная система может быть модернизирована и некоторые изменения должны быть внесены в продукт для его адаптации к новой операционной системе.
4.2 базовая линия (baseline): Официально принятая версия элемента конфигурации, независимая от среды, формально обозначенная и зафиксированная в конкретный момент времени жизненного цикла элемента конфигурации (3.5 ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207).
Примечание — Иногда новую базовую линию рассматривают как новую версию (редакцию).
4.3 корректирующее сопровождение (corrective maintenance): Реактивное изменение программного продукта, выполняемое после его поставки для корректировки обнаруженных проблем (несоответствий, ошибок).
Примечание — Подобные изменения исправляют программный продукт для того, чтобы он соответствовал установленным требованиям.
4.4 план сопровождаемости (maintainability plan): Документ, излагающий соответствующие методы обеспечения сопровождаемости, описывающий необходимые для этого ресурсы и работы применительно к программным средствам.
Примечание — План сопровождаемости готовит разработчик.
4.5 сопровождаемая модернизация (maintenance enhancement): Сопровождаемая модернизация является изменением программного средства, не связанным с корректировкой самого программного средства.
Примечание — Различают два типа модернизации программного средства: адаптивную и полную.
4.6 план сопровождения (maintenance plan): Документ, излагающий соответствующие методы сопровождения, описывающий необходимые ресурсы и работы применительно к сопровождению программного продукта.
Примечание — План сопровождения готовит соответствующая организация (персонал сопровождения, сопроводитель). Данный план должен быть реализован сразу после передачи продукта на сопровождение.
4.7 процесс сопровождения (maintenance process): Работы (виды деятельности) и задачи (задания), выполняемые организацией, осуществляющей сопровождение (персоналом сопровождения, сопроводителем).
Примечание — Данный процесс активизируют при внесении изменений в программные коды и документы конкретного программного средства вследствие обнаруженных в нем несоответствий или необходимости его практического применения в условиях соответствующей среды. Целью данного процесса является модификация существующего программного продукта, обеспечивающая его целостность.
4.8 программа сопровождения (maintenance program): Организационная структура, обязанности, процедуры, процессы и ресурсы, используемые при выполнении плана сопровождения.
Примечание — Термин «программа» синономичен термину «инфраструктура».
4.9 предложение о модификации (ПР) (modification request [MR]): Общий термин, используемый для определения предполагаемых изменений в сопровождаемом программном продукте.
Примечание — Конкретное ПР может быть далее классифицировано как коррекция (correction) или модернизация (enhancement) и определено как корректирующий, профилактический, адаптивный или полный тип сопровождения (см. рисунок 1). ПР может также быть названо предложением об изменении.
Рисунок 1 — Предложение о модификации (изменении)
4.10 полное сопровождение (perfective maintenance): Модификация программного продукта после поставки для повышения его рабочих характеристик или улучшения сопровождаемости.
Примечание — Полное сопровождение обеспечивает модернизацию (усовершенствование) продукта в интересах пользователя, уточнение соответствующих программных документов и его перепрограммирование для улучшения рабочих характеристик, сопровождаемости и других атрибутов программного средства.
4.11 профилактическое сопровождение (preventive maintenance): Модификация программного продукта после поставки в целях обнаружения и корректировки имеющихся в нем скрытых ошибок для предотвращения явного проявления этих ошибок при эксплуатации данного продукта.
4.12 отчет о проблеме (ОП) (problem report [PR]): Термин, используемый для определения и описания проблем, обнаруженных в программном продукте.
4.13 среда программной инженерии (СПИ) (software engineering environment [SEE]): Набор автоматических инструментальных средств, программно-аппаратных и технических средств, необходимых для выполнения объема работ по программной инженерии.
Примечание — Автоматические инструментальные средства могут включать в себя компиляторы, ассемблеры, компоновщики, загрузчики операционных систем, отладчики, средства моделирования, эмуляторы, тестовые инструментальные средства, средства документирования и системы управления базами данных, а также другие средства.
Источник
Понятие сопровождения программ для ЭВМ и баз данных: обзор правовых и практических аспектов
Понятие сопровождения программ для ЭВМ и баз данных (далее — ПО и БД) не определено законом, но на практике и в различных официальных документах сложилось достаточно однородное понимание этого процесса — к нему относится, прежде всего, разного рода обучение пользователей работе с продуктом и соответствующие консультации, настройка и адаптация продукта в среде пользователя, поддержание его работоспособности и исправление возможных ошибок, обновление, а иногда и модификация. Состав операций по сопровождению не имеет жестких универсальных границ, а гибко определяется договорами сторон. Важно отметить, что при наличии в составе действий по сопровождению модификации ПО и БД перед участниками сделки встает вопрос о принадлежности прав на модифицированный продукт.
Необходимо отметить, что распространенность сопровождения ПО на ИТ-рынке как формы сервиса влечет проникновение этого термина и в сферу юридических отношений, вследствие чего нередки становятся случаи, когда приходится соотносить с ним те или иные действия сторон договора либо правовые институты, что иногда может оказаться непростой задачей.
Особенно часто потребность в правовой квалификации сопровождения ПО и БД возникает в сфере интеллектуальной собственности, когда необходим учет интересов авторов и правообладателей при конструировании сделки. Для прояснения ситуации в настоящей статье будет произведен обзор категории сопровождения ПО в соответствии с установившимися практиками.
Что является сопровождением ПО
В федеральном законодательстве отсутствует понятие сопровождения ПО и БД (а равно и понятие «поддержка», которое обычно рассматривается как синоним). Вместе с тем на рынке сложилось определенное понимание перечня операций и обязательств сервисной организации, относящихся к сопровождению, притом что данный перечень является широким и продолжает расширяться по мере технологического прогресса. Это понимание основывается в том числе на ряде примеров операций по сопровождению, которые содержатся в различных официальных документах (в том числе подзаконных актах и нормативных актах регионального уровня), и отражается в договорной (контрактной) практике рынка.
Для начала предложим обобщающий взгляд на содержание сопровождения ПО и БД, а ниже поговорим подробнее о его отдельных элементах в контексте конкретных иллюстрирующих примеров. Итак, на рынке устоялись следующие типы сопровождения ПО с нижеследующим характерным наполнением:
- Базовый тип сопровождения — в объеме штатной поддержки ПО и БД, предусмотренной разработчиком, может включать:
- обучение работе с продуктом и его обслуживание в режиме диспетчерской связи. Иначе — информационно-справочная поддержка функционирования продукта;
- адаптацию, настройку, изменение и дальнейшую техподдержку экземпляров с учетом особенностей среды пользователя. Речь может идти об обеспечении работоспособности и функционирования экземпляра ПО и БД при первичной интеграции и в случаях изменений в программно-аппаратной среде пользователя (адаптация, переустановки);
- поддержку работоспособности, профилактику и устранение сбоев в работе пользовательских экземпляров. Данное направление предполагает мониторинг и устранение ошибок и сбоев в работе конкретных пользовательских экземпляров ПО и БД в том числе путем тестирования, а также иными способами и средствами;
- прочие, обычно индивидуально обусловленные операции, в той или иной мере изначально заложенные разработчиком.
- Расширенный тип сопровождения — дополнительно включает некоторую доработку (модификацию) ПО и БД, в частности:
- модификацию эталонного ПО и БД с целью развития и встройки обновлений в пользовательские экземпляры. Модификация продукта производится в интересах его совершенствования, а загрузка обновленных версий (пакетов обновления) в индивидуальные пользовательские экземпляры ПО и БД вместе с их адаптацией в конкретной программно-аппаратной среде необходимы для доведения обновлений до пользователей;
- модификацию эталонного ПО и БД с целью корректной работы и встройки обновлений в пользовательские экземпляры. Модификация продукта иногда требуется для устранения и предотвращения различных серьезных ошибок и сбоев, до пользователей они доводятся аналогично.
Сразу отметим, что приведенный комплекс операций очерчивает границы сопровождения ПО и БД как теоретической категории. На практике же, в рамках конкретных договоров и техзаданий, сопровождение ПО и БД обычно представлено лишь какой-то частью этих операций, интересных и необходимых конкретному пользователю данного продукта с учетом особенностей его технологии, сервисной политики разработчика, объема потребностей и т. д. Таким образом, любой компонент представляет собой сопровождение ПО и БД как сам по себе, так и в связке с другими компонентами.
Распространенность двух выделенных типов сопровождения ПО и БД неодинакова. Первый, наиболее обычный тип, сводится к штатным операциям по поддержке, настройке, адаптации продукта и управлению им, не предполагая его творческую авторскую переработку на стороне исполнителя. Тем не менее иногда сервисной компании отводится более серьезная роль по расширению или изменению функциональности, созданию новых модулей, баз данных в составе продукта и т. п. — по сути, это отдельное направление деятельности, которое серьезно вклинивается в сферу авторского права. В силу последнего обстоятельства второй тип сопровождения обычно требует особых договоров сервисной компании не только с разработчиком, но и с клиентом, учитывающих возникновение в результате расширенного сопровождения новых объектов интеллектуальной собственности. И следовательно, такое сопровождение зачастую уже граничит с другими правовыми категориями (договор авторского заказа, лицензионный договор и др.) и онтологически отличается от обычной сервисной поддержки.
Раскрытие понятия сопровождения ПО в официальных документах
Теперь посмотрим, как отдельные операции по сопровождению ПО и БД из обозначенного перечня отобразились в тех или иных официальных документах.
1. Базовый тип сопровождения — в объеме штатной поддержки ПО и БД, предусмотренной разработчиком
1.1. Обучение работе с продуктом и его обслуживание в режиме диспетчерской связи.
- дополнительные требования к программам для ЭВМ и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.03.2017 N 325) [1]. Под сопровождением пользователей понимается информационная поддержка (п. 2). Сопровождение пользователей обеспечивается посредством использования телефонной связи и средств электронной почты на русском языке в круглосуточном режиме (п. 16);
- Приказ Федерального казначейства от 10.10.2018 N 37н [2].
К услугам, связанным с сопровождением, технической поддержкой, обновлением ПО и БД, отнесены, в частности:
- прием, выполнение и мониторинг выполнения обращений пользователей программного обеспечения;
- информационно-справочное обслуживание, включая:
- поддержку и консультацию пользователей программного обеспечения по телефону и электронной почте;
- ведение и обновление базы данных, содержащей информацию для службы технической поддержки в целях поддержки и консультации пользователей программного обеспечения.
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 631-ст) [3].
Поддержка функционирования ПО и БД может включать в себя обучение или работу в режиме диспетчерской связи (п. 6.4.10.1).
1.2. Адаптация, настройка и дальнейшая техподдержка экземпляров с учетом особенностей среды пользователя.
Сопровождение может включать изменение программного продукта после поставки, обеспечивающее его работоспособность в измененных или изменяющихся условиях (среде), то есть модернизацию, позволяющую вносить изменения в эксплуатационную среду программного средства. Данные изменения должны быть внесены для сохранения работоспособности продукта в изменяемой среде. Например, операционная система может быть модернизирована и некоторые изменения должны быть внесены в продукт для его адаптации к новой операционной системе (п. 4.1).
1.3. Профилактика и устранение сбоев в работе пользовательских экземпляров.
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002 (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 25.06.2002 N 248-ст) [5].
Сопровождение может предполагать реактивное изменение программного продукта, выполняемое после его поставки для корректировки обнаруженных проблем (несоответствий, ошибок). Подобные изменения исправляют программный продукт для того, чтобы он соответствовал установленным требованиям (п. 4.3).
Также в рамках сопровождения возможна профилактическая модификация программного продукта после поставки в целях обнаружения и корректировки имеющихся в нем скрытых ошибок для предотвращения явного проявления этих ошибок при эксплуатации данного продукта (п. 4.11).
1.4. Прочие, обычно индивидуально обусловленные операции.
Стороны могут договориться о ряде иных необходимых клиенту операций по поддержанию ПО и БД в требуемом состоянии и облегчению работы с ним. Например, по улучшению дизайна, по корректному выводу из эксплуатации, созданию резервных копий и т.д. Приведем пример.
- Приложение № 6 к Приказу Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве от 16.01.2018 N 010-П [6].
Сопровождение ПО и БД включает мероприятия по анализу качества, устранению выявленных ошибок, внесению изменений в ПО и документацию, извещение пользователей об изменениях, хранение образов установочных дисков используемого ПО (п. 6.2).
2. Расширенный тип сопровождения — дополнительная доработка (модификация) ПО и БД.
2.1. Модификация эталонных ПО и БД с целью развития и встройки обновлений в пользовательские экземпляры.
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002 (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 25.06.2002 N 248-ст) [7].
Сопровождение может предусматривать модификацию программного продукта после поставки для повышения его рабочих характеристик, и тогда оно обеспечивает модернизацию (усовершенствование) продукта в интересах пользователя, уточнение соответствующих программных документов и его перепрограммирование для улучшения рабочих характеристик, сопровождаемости и других атрибутов программного средства (п. 4.10).
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 631-ст) [8].
Результат успешного сопровождения ПО и БД, в частности, предусматривает (п. 6.4.10.2):
- разработку и тестирование модифицированных продуктов;
- помещение обновленных продуктов в среду заказчика.
2.2. Модификация эталонного ПО и БД с целью корректной работы и встройки обновлений в пользовательские экземпляры.
В рамках антимонопольного дела процитирована конкурсная документация заказчика по аукциону на право сопровождения программного продукта, а именно: сопровождение — процесс поддержания работоспособности, а также улучшения, оптимизации и устранения дефектов существующей системы; в ходе сопровождения в систему вносятся изменения, с тем чтобы исправить обнаруженные в процессе использования дефекты и недоработки.
Состав работ по сопровождению ПО и БД в различных схемах обслуживания и контрактах
Как видим, ни закон, ни указанные выше официальные документы не определяют жесткого перечня операций по сопровождению ПО и БД. Причем, как уже было указано, в большинстве случаев в договоры включаются только некоторые элементы сопровождения, интересующие заказчика в контексте специфики имеющегося продукта, собственных сервисных ресурсов, опыта и т. п.
Законодательство также не лишает стороны договора возможности разбить весь комплекс операций (услуг и работ) по сопровождению ПО и БД на несколько «учетных единиц», т.е. товарных позиций, в отношении каждой из которых будут действовать различные договорно-правовые режимы и цены. Например, такая разбивка распространена при расширенном сопровождении, включающем модификацию ПО и БД, когда действия по его доработке (улучшению и/или индивидуализации функционала, созданию новых или расширению имеющихся БД и т.п.) выделяются в отдельную товарную позицию или даже в отдельный договор. Это бывает оправдано, ведь модификацией произведения признается его переработкой и имеет особый правовой режим, требующий согласования с разработчиком (пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ) [10]. Но с другой стороны, в ряде случаев сопровождение ПО и БД сводится к минимальной техподдержке их работоспособности в той или иной форме при различных сбоях, и тогда товарная позиция по договору является узкой и монолитной.
Особенности сопровождения ПО и БД очень сильно зависят от свойств, которые приданы им разработчиком, и от тех правовых и маркетинговых политик, которые практикуются последним. Так, некоторые продукты существуют в свободном для использования онлайн-доступе без каких-либо требований к сопровождающим лицам, тогда как другие распространяются только через сертифицированные организации (дилеров, дистрибьюторов), наделенных специальными инструментами для сопровождения ПО и БД и/или предоставления легального доступа. В последнем случае состав операций по сопровождению ПО и БД также может быть распределен между разработчиком и дистрибьюторами самым различным образом. Частый случай: к деятельности разработчика по сопровождению ПО и БД относятся в основном модификация и обновление эталонного продукта в целях его развития (придание новых свойств, совершенствование функциональности), а к деятельности дистрибьюторов — более широкий спектр операций, исключая саму модификацию.
Можно привести следующие примеры из практики. Пример «широкого» содержания сопровождения ПО и БД — Приложение 4 к Письму Комитета финансов Санкт-Петербурга от 30.11.2010 N 01-02/3067 о финансировании услуг по сопровождению типовых программных продуктов автоматизированного ведения бюджетного учета в 2011 г. Согласно данному документу работы и услуги по сопровождению программных продуктов включают:
- Модификацию макетов программных продуктов, используемых для автоматизированного ведения бюджетного учета.
- Оказание консультационных услуг на рабочем месте пользователя.
- Восстановление работоспособности модулей программных продуктов автоматизированного ведения бюджетного учета «1С» и «Парус».
- Обучение пользователей ведению бюджетного учета с использованием программных продуктов.
- Установка программных продуктов… на дополнительные рабочие места, установка дополнительных модулей программных продуктов.
- Выгрузка и загрузка данных для децентрализованных бюджетных учреждений.
- Выгрузка и загрузка данных для централизующихся бюджетных учреждений.
- Установка новых релизов, редакций, конфигураций.
- Обновление первичных документов и отчетных форм.
Надо сказать, что процитированный документ содержит подробную расшифровку почти каждого пункта описания работ и услуг, составляющих сопровождение. Так что границы его оказываются очень обширными, включая в себя десятки различных операций (установки, выгрузки, диагностика, коррекция, настройки, различные виды обучения и т.д.) [11].
В рамках судебного спора процитировано положение заключенного между участниками спора договора: «…Исполнитель обязуется оказать услуги по сопровождению прикладного программного обеспечения в объеме одного отчета для одного пользователя. Сопровождение — процесс улучшения (не ведущий к трудозатратам, более описанных в Приложении N 1), оптимизации и устранения дефектов прикладного ПО после передачи в эксплуатацию, обеспечение полноценной функциональности прикладного ПО, консультации пользователей» [12].
Заключение
В настоящей статье рассмотрены правовые и практические аспекты понятия «сопровождение программного обеспечения (программ для ЭВМ и баз данных)».
Данное понятие не регулируется в федеральном законодательстве.
На практике и в подзаконных актах к сопровождению ПО и БД относится обширный комплекс различных операций, которые можно сгруппировать в несколько направлений. Очень важно, что данный комплекс не является универсальным, неизменным и обязательным, а регулируется договорами между заказчиками и исполнителями. В ряде случаев в составе сопровождения проводится модификация ПО и БД, которая требует урегулирования вопроса прав на модифицированный продукт.
Наконец, учитывая стремительный темп развития информационных технологий, само понятие сопровождения ПО следует охарактеризовать как достаточно динамичное и отражающее самые различные тренды и перспективы.
Источник