Методы психологического познания
Как все естественные и общественные науки, психология располагает двумя методами получения фактов, подлежащих дальнейшему анализу, — методами наблюдения и эксперимента, в свою очередь имеют ряд модификаций, не изменяющих их сущности.
Наблюдение становится методом психологического изучения лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляется переход к объяснению природы этих явлений. Сущность наблюдения не в одной лишь регистрации фактов, а в научном объяснении их причин.
Регистрация фактов ограничиваются так называемые житейские наблюдения, в которых человек на ощупь отыскивает причины тех или иных поступков и действий. Житейские наблюдения, ввиду того, что они бесчисленны и в качестве критерия имеют повседневный опыт, дают иногда в итоге рациональное зерно психологической мудрости. Житейские психологические наблюдения аккумулируются в пословицах, поговорках.
Научное психологическое наблюдение в отличие от житейского предполагает необходимый переход от описания наблюдаемого факта поведения к объяснению его внутренней сущности. Формой этого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения. Её проверка или опровержение – дело дальнейших наблюдений. Существенно важным требованием к психологическому наблюдению является наличие чёткого плана, а также фиксирование полученных результатов в специальном дневнике.
Разновидность наблюдения – психологический анализ продуктов деятельности. В этом случае как будто изучается не сама деятельность, а лишь её продукт, но по существу объектом изучения оказываются психические процессы, реализующиеся в результате действия. Так, в детской психологии немалую роль играет изучение детских рисунков.
Основной инструмент получения новых психологических фактов и объективного научного познания – это экспериментальный метод. В отличие от наблюдения психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Так, исследователь создаёт условия, в которых психический факт может отчётливо выявиться, может быть изменён в направлении, желательном для экспериментатора, может быть неоднократно повторен для рассмотрения.
Различают два основных вида экспериментального метода: лабораторный и естественный.
Характерный признак лабораторного эксперимента – не только то, что его проводят в лабораторных условиях с помощью специальной психологической аппаратуры и что действия испытуемого определяются инструкцией, но и отношение испытуемого, который знает, что над ним идёт эксперимент. С помощью эксперимента можно исследовать свойства внимания, особенности восприятия, памяти и т.д. В настоящее время лабораторный эксперимент нередко строят таким образом, что в нём оказались смоделированными некоторые психологические стороны деятельности, которую выполняет человек в привычных условиях (так, в эксперименте могут быть смоделированы ситуации значительного эмоционального напряжения, в ходе которых испытуемый, лётчик по профессии, должен принмать осмысленные решения, выполнять сложные, требующие высокой степени координированности движения, реагировать на показания приборов и т.д.).
Естественный эксперимент (предложен А.Ф. Лазурским в 1910 г.) по своему замыслу должен исключать то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют, а перенести исследование в обычные, естественные условия (урок, беседа, игра и т.д.).
Естественный эксперимент, который решает задачи психолого-педагогического исследования, называют психолого-педагогическим экспериментом. Его роль исключительно велика при изучении познавательных возможностей учащихся при различных возрастных этапах, при выяснении конкретных путей формирования личности школьника и т.д.
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых вопросов. Устный опрос применяется в том случае, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения, больших затрат времени на проведении исследования. Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей. Наиболее распространённая форма – анкета. Но её недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание её вопросов и, исходя из этого изменить их. Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, при котором перечень вопросов заранее не ограничен определёнными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Варианты теста: тест-опросник и тест – задание. Тест –опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно проверенных с точки зрения их валидности и надёжности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это – их положительная сторона. Недостаток в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того данные тесты неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознаёт или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Например, отрицательные личностные качества и мотивы поведения.
В этих случаях применяются проективные тесты. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательно характера он им приписывает.
Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего явления путём простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении (закон Бугера-вебера, Вебера-Фехнера и Стивенса). Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению (перцептроны). Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики (компьютерные программы). Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной.
Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных
Основной метод | Вариант основного метода |
Наблюдение Опрос Тесты Эксперимент моделирование | Внешнее (наблюдение со стороны) Внутренне (самонаблюдение) Свободное Стандартизированное Включённое Сторонее Устный Письменный Свободный Стандартизироный Тест-опросник Тест-задание Проективный тест Естественный Лабораторный Математическое Логическое Техническое кибернетическое |
Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии применяются различные способы и приёмы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются разнообразные методы математической статистики, методы качественного анализа.
Структура психологического исследования
1 этап – формулировка проблемы;
2 этап – выдвижение гипотезы;
3 этап – проверка гипотезы – получение данных эмпирических и обработка их;
4 этап – интерпретация результатов проверки – соотнесение полученных результатов с исходной гипотезой, выводы о достоверности гипотезы и дальнейшее соотнесение её с теорией, в рамках коей формировалась гипотеза; при необходимости пересмотр определённых положений, что порождает новые проблемы, новые гипотезы.
Проблема надёжности в психологическом исследовании
Надёжность – характеристика теста , отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов к действию случайных факторов. Чем выше надёжность теста, тем относительно свободнее он от погрешностей измерения.
Результат психологического исследования обычно подвержен влиянию большого количества неучитываемых факторов (например, эмоциональное утомление, если они не входят в круг исследуемых характеристик, освещённость, температура и другие особенности помещения, в котором проводится исследование, уровень мотивированности испытуемых на исследование и др.).
Определение надёжности теста бывает связано с понятием внутренней состоятельности теста; это выражается в расчленении теста на части с последующим сопоставлением результатов частей. Надёжность теста определяется также методами анализа дисперсионного и факторного.
Источник
Методы изучения психических явлений
Что называется методами научного познания.Так называются методы, при помощи которых ученые получают надежные и достоверные знания о психологических явлениях. Эти знания в отличие от тех, которые получают и имеют люди в обычной, повседневной жизни, представляются достаточно точными и проверяемыми. Последнее означает, что правильность научных знаний можно повторно проверить в специальном исследовании, если оно организовано и проводится в соответствии с правилами науки. К таким правилам, в частности, относятся законы строгой логики мышления, следование которым позволяет получать достоверные знания.
В каждой науке существуют свои методы познания, соответствующие природе тех явлений, которые в данной науке изучаются. Вместе с тем, в разных науках используются одинаковые методы исследования. Это, например, наблюдение и эксперимент.
Каким образом можно изучать психические явления.Психические явления можно изучать, непосредственно наблюдая за ними, фиксируя, оценивая и описывая их в том виде, в каком они представлены в ощущениях человека. Интроспекция с давних пор применяется в психологии. Однако этот метод не вполне надежен, так как с его помощью невозможно получать в должной степени достоверную, объективную информацию о психических явлениях. Он не позволяет изучать те явления, которые человеком не полностью осознаются. Тем не менее, это единственный метод, с помощью которого психические явления можно наблюдать и оценивать непосредственно.
Косвенно о психических явлениях также можно судить по тем внешним признакам, в которых они проявляются. Это — двигательные и другие телесные реакции человека, непосредственно связанные с психическими явлениями, его речь и поступки. Подобный метод изучения психических явлений называют объективным, имея в виду то, что о психических явлениях в данном случае судят по внешним, отчетливо наблюдаемым признакам. Данный метод также далеко не всегда позволяет получать абсолютно точные и вполне достоверные знания о психических явлениях, так как между психическими явлениями, телесными изменениями, словесными реакциями и поведением человека нет однозначной связи.
О психических явлениях, в принципе, можно судить по тому, что сам человек говорит о них. Такой метод изучения психических явлений называется самоотчетом или опросом. Для того чтобы делать правильные выводы о законах, которым подчиняются психические явления, можно создать условия, при которых эти явления будут целенаправленно изменяться, и далее внимательно следить за их изменениями. Этот метод исследования психических явлений получил название эксперимента. Он был заимствован психологами из других, более развитых, чем психология, наук и способствовал тому, что психология стала признанной, современной наукой.
Все остальные методы изучения психических явлений, о которых пойдет речь дальше, представляют собой разновидности этих четырех основных методов научного исследования. Вообще же в психологии используется довольно много разнообразных методов изучения психических явлений. Это связано с тем, что психические явления очень трудно исследовать и точно оценивать.
Каковы основные группы методов научного изучения и практического познания психических явлений.Всю совокупность методов изучения психических явлений можно разделить на группы. Таких групп выделяется шесть: методы наблюдения, методы опроса, физиологические методы, тесты, экспериментальные методы, естественнонаучные методы, технические методы. Заметим, что это — одна из возможных классификаций методов психологических исследований. Существуют и другие способы разделения методов познания психологических явлений на группы.
Рассмотрим кратко каждую из выделенных выше групп методов исследования в психологии.
Методами наблюдения обычно называют такие методы познания психических явлений, в основе которых лежит прямое наблюдение человека за самими психическими явлениями или за теми признаками, в которых они отчетливо и однозначно проявляются.
В случае применения метода наблюдения о психических явлениях судят по результатам наблюдения, обрабатывают эти результаты, анализируют их и делают соответствующие выводы. Так, например, человек, запоминая или припоминая какой-нибудь материал, может наблюдать за тем, что и в какой последовательности запоминается или припоминается им. Если нас интересуют эмоциональные переживания человека, то мы можем о них судить, наблюдая за жестами, мимикой и пантомимикой человека.
Существуют следующие разновидности методов наблюдения: самонаблюдение, наблюдение со стороны, свободное наблюдение, стандартизированное наблюдение и включенное наблюдение. Самонаблюдение — это наблюдение человека за самим собой, наблюдение со стороны — это наблюдение за другими людьми. Свободное наблюдение обычно проводится без заранее заданного плана или предварительно продуманной программы. При этом в ходе самого наблюдения наблюдателем принимаются решения о том, что наблюдать, как наблюдать, как записывать и обрабатывать результаты.
В так называемом стандартизированном наблюдении все это заранее продумано, и само такое наблюдение ведется по вполне определенному плану. Включенным называют наблюдение, при котором наблюдатель не только наблюдает, но и сам является участником того процесса, за которым он наблюдает и в который включены наблюдаемые им люди. К примеру, можно наблюдать за игрой детей, играя вместе с ними.
Методы опроса основываются на выводах о психологии человека, которые делаются на базе того, что он сам о себе говорит. Такие методы тоже имеют несколько вариантов: устный опрос, письменный опрос, свободный опрос, стандартизированный опрос. Смысл разновидностей этих методов становится ясным уже из самих названий методов.
Физиологическими или объективными называют такие методы исследования психических явлений, при использовании которых выводы о психических особенностях поведения человека делают на основе телесных, физиологических реакций и движений, связаных с изучаемыми явлениями. Поскольку эти реакции и соответствующие им внешние или внутренние движения можно наблюдать и записывать, например, с помощью физических приборов, такие методы называются объективными. В отличие от них методы наблюдения и опроса, описанные выше, можно условно назвать субъективными, так как они основаны на том, что чувствует и говорит сам человек.
Психологическими тестами называются методы, с помощью которых можно достаточно точно описывать и количественно оценивать изучаемые психологические явления. Психологические тесты являются стандартизированными в указанном выше смысле слова методами научного исследования, их нельзя произвольно изменять и необходимо применять точно так, как описано в соответствующей инструкции. Тесты составляют основную группу современных методов изучения психических явлений.
Естественнонаучными называют методы, которые психологами заимствованы из наук о природе и наук об устройстве и работе организма человека. К таким методам, в частности, относятся применяемые в психологии методы математической статистики и аппаратурные методы изучения физиологии организма.
Техническими называют методы, связанные с использованием различных приборов и устройств, например, приборов, с помощью которых осуществляется представление и регистрация объективной информации о психических явлениях, компьютеров, средств передачи и обработки информации (радио, телефон, телевизор).
Глава 2
Психология человека и животных:
Сравнительный анализ
§ 1. Простейшие психические явления. Психические явления и жизнь. Что представляют собой простейшие психические явления. Когда и при каких условиях могла возникнуть психика. Есть ли психика у растений.
§ 2. Психика и поведение животных. Как установить, какие психические явления присущи животным. Каким образом взаимосвязаны психика и поведение животных. Какие основные психические явления и виды поведения свойственны животным, находящимся на разных ступенях эволюции. Что представляют собой высшие достижения психологичекого и поведенческого развития животных.
§ 3. Психология и поведение человека. Что называется высшей психической функцией. Чем отличаются высшие психические функции от элементарных психических функций. Что такое высшие психические состояния и высшие психологические, личностные свойства человека. Что называют сознанием, разумом и волей человека. Что такое совесть, ответственность, мораль, духовные потребности человека.
Источник