НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД
Философия науки: Словарь основных терминов. — М.: Академический Проект . С. А. Лебедев . 2004 .
Смотреть что такое «НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД» в других словарях:
НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — (от греч. законодат. искусство), в учении Канта способ законо дат. деятельности разума в установлении им законов и правил познания (см. И. Кант, Соч., т. 3, М., 1964, с. 402). В неокантианстве баденской школы метод естеств. наук, смысл… … Философская энциклопедия
НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — см. ВИНДЕЛЬБАНД, ИСТОРИЦИЗМ … Новейший философский словарь
НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — (от греч. nomothetike законодательное искусство) предложенное Виндельбандом и Рихкертом обозначение метода естествознания, сущность которого состоит в обобщении и установлении законов. Согласно Виндельбанду, общие законы несоизмеримы с единичным… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь
Номотетический подход — (номотетический метод) − подход, направленный на выявление общих закономерностей. Согласно классификации наук и методов Г. Риккерта, номотетический метод противополагается идиографическому, направленному на выявление в изучаемом объекте его… … Википедия
МЕТОД НОМОТЕТИЧЕСКИЙ — англ. method, nomothetic; нем. Methode, nomothetische. Генерализующий метод познания, целью к рого является обобщение имеющихся фактов и формулирование законов. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Номотетический — Любой подход или метод, имеющий дело с формированием общих схем поведения. Традиционные экспериментальные методы обычно считаются номотетическими, так как экспериментатор исследует общие виды поведения, распространяющиеся на всех представителей… … Большая психологическая энциклопедия
МЕТОД НОМОТЕТИЧЕСКИЙ — (от греч. nomo teteo издавать, устанавливать законы) способ познания, целью к рого является установление общего, имеющего форму закона. Понимание общего как закона явлений, предписываемого им законодательствующим , законо человеческим разумом,… … Российская социологическая энциклопедия
МЕТОД НОМОТЕТИЧЕСКИЙ — англ. method, nomothetic; нем. Methode, nomothetische. Генерализующий метод познания, целью к рого является обобщение имеющихся фактов и формулирование законов … Толковый словарь по социологии
ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД — метод познания, основанный на акцентировании единичности и даже уникальности (единственности, абсолютной неповторимости) каждого из реальных явлений, процессов и событий. Основными средствами и операциями данного метода являются описание… … Философия науки: Словарь основных терминов
ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД — (от греч. idios особенный, своеобразный и grapho пишу) предложенное Виндельбандом и Риккертом обозначение метода наук о культуре, сущность которого состоит в описании индивидуальных особенностей существенных исторических фактов. Согласно… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь
Источник
Способ познания посредством обнаружения универсальных закономерностей номотетический
НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД
НОМОТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД (от греч. νομοθετική – законодательное искусство) – способ познания, имеющего целью установление общего (сходного, родственного) в явлениях, которое рассматривается как их закон. Понимание общего как закона явлений, предписываемого им «законодательствующим», «законополагающим» человеческим рассудком, восходит к И.Канту, отдавшему в своей гносеологии дань юридическому мировоззрению Нового времени. Однако специфический смысл, связанный с противоположением номотетического метода методу идиографическому, этому понятию придали вначале В.Виндельбанд, а затем Г.Риккерт, более детально разработавший дихотомию этих двух исследовательских подходов. Если номотетическое мышление имеет целью отыскание общих законов, то идиографическое занимается поисками отдельных исторических фактов; и если первое исследует «неизменную форму» реальных событий, то второе выясняет их «однократное, в самом себе определенное содержание». Как Виндельбанд, так и Риккерт подчеркивали, что речь идет здесь о «методологической противоположности», касающейся лишь технических приемов познания, но не его предметного содержания и что противоположность между неизменным и «единожды свершившимся» в известной мере относительна. Эта противоположность не была теоретико-методологически осознана вплоть до кон. 19 в. в силу доминирования «наук о природе», где безраздельно господствовал номотетический метод. Отдельный объект наблюдения имел для естествоиспытателя лишь значение «примера», репрезентирующего «тип» явлений подобного рода, в котором стерты индивидуальные черты и особенности. Естествоиспытателю были интересны не характеристики уникальной целостности исследуемого объекта, а выражение в нем общей закономерности, которой подчинены все остальные родственные ему явления. Знание такой закономерности, позволяющее исследователю предвидеть возможные состояния каждого из них, открывает возможность целенаправленного воздействия на «ход вещей», подвластных номотетическому познанию; возможность создавать орудия, с помощью которых человечество обеспечивает свою власть над природой. Отсюда преобладающий интерес в науке Нового времени вообще и в логике в частности к номотетическому методу с его ориентацией на постижение сущности явления, понятой как «общий закон».
Однако наряду с этим в 19 в. активизировались поиски и в диаметрально противоположном теоретико-методологическом направлении. Они были связаны с углубившимся интересом к истории и прогрессом историко-гуманитарных дисциплин, развивавшихся в составе «наук о духе». Результатом этого были интенсивные попытки «поднять» их на теоретико-методологический уровень, достигнутый номотетическим естествознанием, путем внедрения в них номотетического метода. Вместе с тем к кон. 19 в. умножились свидетельства невозможности полностью реформировать историческую науку путем внедрения номотетической методологии. Становилось все более очевидным, что номотетические науки, предлагающие историкам свой метод как «единственно научный», не учитывая его границ, впадают в «методологический натурализм». Согласно Риккерту, он возникает именно тогда, когда номотетический, или «генерализующий», метод, празднующий блестящую победу именно в естествознании, рассматривают в качестве «универсального» метода. Между тем, хотя вся действительность и может быть подчинена номотетическому методу, из этого нельзя делать вывод, будто построение общих понятий «тождественно с научной работой вообще». В то же время представители баденской школы неокантианства были убеждены в том, что и идиографические науки, имеющие целью воссоздание объекта в его единичности и уникальности, со своей стороны нуждаются в общих положениях, которые могут быть корректно сформулированы лишь в рамках «номотетических наук». Т.о. возникла совершенно новая теоретико-методологическая проблема установления баланса между номотетическим методом и идиографическим методом, постоянно нарушавшегося в 20 в. Согласно теоретикам баденской школы, это равновесие, нарушенное уже тогда, когда «логическая цель генерализирования» вытеснила и заменила необходимую «связь объектов с ценностями», возможно лишь на основе восстановления этой изначальной связи. В русле стремления преодолеть антагонизм номотетического и идиографического подходов в науках о культуре, резко обозначившегося на рубеже 19 и 20 вв., следует понимать и концепцию идеального типа, разработанную М.Вебером применительно к социологии, введенной им в круг культурологических дисциплин. Стремлением к сочетанию номотетического метода с логически противоположным ему идиографическим методом отмечена и послевеберовская социально-гуманитарная наука 1920 – нач. 1930-х гг. В последующем развитии западной гуманитарной науки этот баланс неоднократно нарушался, обнажая фундаментальную противоположность номинализма и реализма, лежащую в основании всех остальных теоретико-методологических антиномий социально-гуманитарного знания.
1. Виндельбанд В. Прелюдии. СПб., 1904;
2. Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб., 1903;
3. Он же. Философия истории. СПб., 1908.
Источник
Экзамен по философии срочно 2 курс
#1 граната
#2 AntiSgaMuh
граната (18 January 2014 — 10:58) писал:
#3 Luis_Agil
Дисциплина: 4975 Философия (курс 2)
Модуль: Экзамен
Текст ответа 0005.Экз.05;ЭЭ.02;1
______ (IV–VIII вв.) — это официально признанные основные положения христианского вероучения, исповедование которых считается непременным условием постижения Бога — Догматика
«_____ мира» – портрет мироздания, образно-понятийная копия Вселенной, взглянув на которую, человек сразу видит действительность, ее связи, соотнесенные с ним самим — Картина
______ – аналитический тип философии, сосредоточивает усилия на разработке атомистической теории вещей, цель философск мудрости видит в освобождении человеческого «Я» от страдания кот обусловлено незнанием — Вайшешика
______ – антиисторический, недиалектический, схематически-окостеневший тип мышления при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учета конкретной реальности условия места и времени — Догматика
______ антропология — раздел философского знания, развивающий учение о человеке — Философская
______ – безличное, абсолютное начало, наполняющее Вселенную и поражающее все, что в ней находится, высшая объективная реальность. — Брахман
______ бытие –мир сознания, внутренний мир человека, его психических состояний. — Идеальное
______ – взаимодействие между двумя или несколькими телами или элементами, сторонами одного и того же тела, вызывающее определенные изменения во взаимодействующих телах, элементах, сторонах
Причина
______ — воззрение, в основе которого лежит принцип упорядочения целостности Вселенной и человека
Космоцентризм
______ — воззрение, объясняющее суть мироздания посредством существования Бога — Теоцентризм
______ — воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. — Антропоцентризм
______ – возникающие в сознании человека образы предметов и явлений внешнего мира или их свойств, которые человек когда-то воспринимал или ощущал — Представление
______ – всепроникающая субъективная реальность (частица Бога-Брахмы в человеческой душе). — Атман
______ – вся объективная реальность, существующая независимо от человека. — Материя
______ – высшая форма освоения мира по законам красоты. Оно перерабатывает все впечатления бытия в прекрасное — Искусство
______ деятельность – это деятельность человека (общества), направленная на выработку духовных ценностей (идеи, теории, знаний, убеждений, ценностей и т.п.) — Духовная
______ есть высшая правовая ценность, имеющая общечеловеческий, универсальный характер.
Справедливость
______ есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту. — Заблуждение
______ идеализм — форма идеализма, для которой характерно признание сознания субъекта в качестве первичного, определяющего субъективный дух — Субъективный
______ идеализм — форма идеализма, которая исходит из первичности духа, существующего объективно, независимо от индивида, его сознания — Объективный
______ – изменения, появляющиеся во взаимодействующих телах или элементах, сторонах в результате их взаимодействия — Следствие
______ истины – это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. — Конкретность
______ концепция исходит из положения, что пространство и время – самостоятельные, не связанные друг с другом сущности — Субстанциальная
______ междисциплинарная научная дисциплина исследующая общие закономерности и принципы которые лежат в основе процессов самоорганизации систем различн природы и сложности: от физических до социальных — Синергетика
______ — метод исследования объектов природного, социокультурного или когни-тивного типа путем переноса знаний, полученных в процессе построения и изучения соответствующих моделей, на оригинал
Моделирование
______ — метод мышления который основан на понимании многообразия мира закономерностей этого многообразия взаимодействии различных сторон явлений, рассматривающий мир как нечто становящееся, развивающееся — Диалектика
______ метод – способ научного познания наблюдаемых явлений, состоящий в выдвижении (конструировании) таких объясняющих гипотез, из которых описывающие эти явления высказывания следовали бы чисто логически (дедуктивно) в качестве следствий — Гипотетико-дедуктивный
______ метод – способ организации научного (в особенности теоретического) знания, сущность которого состоит в выделении среди всего множества истинных высказываний об определенной предметной области такого его подмножества (аксиом), из которого логически следовали бы все остальные истинные высказывания. — Аксиоматический
______ метод – способ познания посредством обнаружения универсальных закономерностей, характерен для естествознания. — Номотетический
______ метод – термин Виндельбанда, означающий способность познания уникальных явлений.
Идеографический
______ – метод эмпирического познания, посредством которого, воздействуя на пред-мет в специально подобранных условиях, исследователь целенаправленно фокусирует нужное ему состояние, а затем изучает его на качественном и количественном уровне — Эксперимент
______ мировоззрение — тип мировоззрения, признающий сверхъестественное мировое начало, выраженное в иррациональной и эмоционально-образной формах — Религиозное
______ называется способ мышления, когда на основе нескольких суждений (посылок), по законам логики, делается определенный вывод (следствие). — Умозаключением
______ называются такие умозаключения, когда вывод идет от знания определенной степени общности к новому знанию той же степени общности — Традуктивными
_____ — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему
Эмпиризм
______ – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.
Волюнтаризм
______ — наука о законах и формах мышления, путях познания истины — Логика
______ – неотъемлемое внутреннее свойство материи, способ ее существования — Движение
______ – нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления
Синкретизм
______ – общая материальная основа явлений; совокупность относительно простых, качественно элементарных материальных образований — Субстрат
______ объективная реальность рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; предельное основание позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному относительно устойчивому — Субстанция
______ (обыденное) мировоззрение – это тип мировоззрения, основывающийся на здравом смысле, стихийных, несистематизированных, традиционных представлениях человека о мире — Повседневное
______ – обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения.
Сомнение
______ – отражение в сознании человека отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы
Ощущение
______ – отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на рецепторы, в результате чего возникает целостный чувственный образ предмета
Восприятие
______ — отрасль христианского богословия, посвященная защите вероучения христианства. — Апологетика
______ познание – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познаниях субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей — Рациональное
______ познание – это одна из форм познавательной деятельности, познание общества, т.е. социальных процессов и явлений — Социальное
______ познания – знания об объекте (предмете). — Результат
______ познания – использование моделей, технических средств, приборов. — Средства
______ познания – часть объекта, социально выделенная для его более глубокого изучения. — Предмет
______ познания – человек, индивид, социальный слой, социальная группа, общество в целом. — Субъект
______ познания – явления, процессы, на которые направлена познавательная деятельность субъекта.
Объект
______ права – это общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все иные формы их деятельности. — Норма
______- представляют собой общее, предельно широкое понятие, которое отражает всеобщие, существенные свойства и связи материального и духовного бытия — Категории
______ – процедура, фиксирующая не только качественные характеристики объектов и явлений, но и количественные аспекты — Измерение
______ — раздел философии, исследующий сущность и природу ценностей, структуру ценностного мира
Аксиология
______ – раздел философии, общая теория предметно-практической и познавательной деятельности, их специфики и взаимосвязи — Методология
______ – раздел философского знания, учение о познании — Гносеология
______ — ранняя форма духовной культуры человечества, объединял в себе зачатки знания, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии — Миф
______ революции – это вид новаций в науке, которые отличаются от других видов как характером и механизмами своего генезиса, так и своей значимостью и последствиями для развития науки и культуры
Научные
______ — религиозно-философские учения западноевропейского Средневековья, которые в противоположность мистике видели путь постижения Бога в логике рассуждений, а не в сверхразумном созерцании и чувстве — Схоластика
______ – система логического реализма, уделяющая основное внимание исследованию метафизических проблем посредством логики — Ньяя
______ – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, место в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действий людей —Мировоззрение
______– совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), их последовательность и длительность — Время
______ – совокупность этических, моральных представлений, согласно которому нравственные цели, прежде всего социальная справедливость, могут быть достигнуты только ненасильственными методами
Этика ненасилия
______ сознание формируется на основе личного опыта людей, включает в себя разнородные знания, которые используются в повседневной жизни — Обыденное
______ – такая характеристика мира, в которой утверждается целостность мира через его существование.
Бытие
______ – тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем производятся без учета конкретной реальности, условий места и времени. — Догматизм
______ умозаключение – это такое умозаключение, когда вывод идет от частного к общему, от знания определенной степени общности к знанию большей степени общности. — Индуктивное
______ условия – это не зависящие от воли и сознания обстоятельства, которые необходимы для порождения данного исторического явления. — Объективные
______ – учение (или убеждение, установка), отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества — Агностицизм
______ — учение о прекрасном — Эстетика
______ — учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. — Релятивизм
______ – учение, подвергающее сомнению возможность познания объективного мира. — Скептицизм
______ фактор – это сознательная, целеустремленная деятельность масс, социальных групп, партий, отдельных личностей, направленная на изменение или сохранение объективных условий общественного развития — Субъективный
______ философии – начала начал; причины причин; предельные основания; всеобщие свойства, связи и отношения действительности; принципы и законы бытия и сознания — Предмет
______ философии — учение о развитии философских знаний — История
______ философия изучает воспроизводимые структуры социального поведения, реально существующие в истории, социальные законы, которые детерминируют деятельность людей на всем протяжении человеческой истории — Социальная
______ — философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности
Натурфилософия
______ философия – философское учение об обществе — Социальная
______ — философско-религиозное учение Средневековья, согласно которому общие понятия – имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо отдельных вещей. — Номинализм
______ — философско-религиозное учение Средневековья, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а не отдельные вещи, существующие в эмпирическом мире.
Реализм
______ — философское направление, считающее, что материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга. — Дуализм
______ – философское учение о бытии — Онтология
______ – философское учение о развитии; философская теория и метод познания действительности; философское обоснование всеобщих закономерных связей, явлений бытия и их отражения в мышлении; философская трактовка противоречия как источника самодвижения сущего и перехода его форм из одного состояния в другое — Диалектика
______ – философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. — Детерминизм
______ — философское учение, отождествляющее Бога и мир. — Пантеизм
______ – форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках — Понятие
______ — форма освобождения от отчуждения, возврат человека к самому себе — Социализм
______ формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. — Общественно-экономическая
______ функция – это функция философии, которая помогает нам осмыслить жизнь, укрепить свой дух.
Гуманистическая
______ – целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа — Самосознание
______ эксперимент – совокупность мысленно осуществляемых познавательных операций над теоретическими конструкциями в условиях, аналогичных экспериментальным — Мысленный
______ – эмпирическая процедура, устанавливающая тождество (сходство) или различие исследуемых пар объектов, явлений и т.п. — Сравнение
______ – это внешняя определенность по отношению к бытию предмета — Количество
______ – это гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программы, модели) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, красота, справедливость и т.п.), которые подлежат реализации в деятельности человека — Идеальное
______ – это качественные, необратимые, направленные изменения, обусловленные противоречиями системы — Развитие
______– это невидимый всеобщий естественный закон природы, общества, мышления и поведения человека
Дао
______ – это общая мера свободы, равенства и справедливости, выраженная в системе формально-определенных и охраняемых публичной властью общеобязательных норм (правил) поведения и деятельности социальных субъектов — Право
______ – это определенная историческая ступень развития человеческой организации, социальная общность, основанная на определенных критериях взаимосотрудничества и взаимодействия — Гражданское общество
______ – это отношения личности к социальным ценностям, выступающие в качестве регуляторов ее поведения. — Ценностные ориентации
______ – это положительная значимость, противопоставляемая отрицательной значимости, антиценности
Ценность
______ – это предельная полнота бытия в его всеобъемлющей единичности, самотождественности — Мир
______ – это преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. — Ложь
______ – это продукт совместной исторической деятельности людей, совокупность общественных связей, отношений и компонентов, особый тип надындивидуальной и надприродной системных организаций
Общество
______ – это процесс когда «Я» обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире когда «Я» задает себе вопрос могут ли знания содержащиеся в опыте «Я» иметь свободу существ вне «Я» (Г. Гегель) — Самосознание
______ – это размышление, приводящее в результате к спокойствию — Медитация
______ – это реализация метода в целом, а следовательно, и его процедуры — Методика
______ – это реализация метода на уровне простейших операций, доведенных до совершенства. — Техника
______ – это самое положительное общественное значение явления, его позитивная ценность для человечества как рода — Прекрасное
______ – это свойство субъекта, раскрывающееся в его отношении к необходимым условиям существования или свойство нуждаться в определенных условиях своего существования в мире — Потребность
______ – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент контролю со стороны сознания
Бессознательное
______ – это совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII вв. (так называемых Отцов церкви). — Патристика
______ – это соединение разнородных взглядов, идей, концепций, принципов на основе их произвольного смешивания — Эклектика
______ – это соответствие знаний действительности — Истина
______ – это способ организации социального порядка в политическом сообществе, характеризующемся чрезвычайной разнородностью индивидуальных и групповых интересов — Право
______ – это способ построения и обоснования системы знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности — Метод
______ – это творческая деятельность по получению нового знания, совокупность знаний в понятийной форме, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и социальный институт
Наука
______ – это утверждения, доказательства истинности которых не требуется. — Аксиомы
______ – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании — Наука
______ – это форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека — Философия
______ – это явления, необходимые для наступления данного события, но сами его не вызывающие
Условия
______ является специфически человеческой формой активного отношения к окружающему миру, содержание деятельности составляет целесообразное изменение и преобразование — Деятельность
В мировоззрение входят и играют в нем важную роль обобщенные знания:
жизненно-практические, научные, профессиональные
В широком плане ___ – это форма мысли, в которой посредством одного или нескольких логически связанных понятий нечто утверждается или отрицается об объектах познания
суждение
Впервые термин «онтология» стал употреблять немецкий философ Х. __ (укажите фамилию)
Вольф
Истина по содержанию объективна, а по форме – относительна
К основным формам рационального познания относятся: — понятия, суждения, умозаключения
Картину мира рассматривают как — мифологическую, научную, религиозную, философскую
Критерием истины является _____, взятая в процессе своего движения, развития. — практика
Крупными философами-неотомистами являются: — Жак Маритен, М. Кромпец, Этьен Жильсон
Материализм представлен такими формами, как — диалектический материализм; метафизический материализм; наивный, стихийный материализм
Материальное ____ – мир физических вещей, процессов, материальная действительность
бытие
Общественное ____ – материальные условия жизни общества и материальные отношения людей друг к другу и к природе, возникающие вместе со становлением человеческого общества (позиция материализма).
бытие
Общественное ____ является совокупным продуктом духовного производства, это характеристика взглядов, идей, чувств, мнений людей
сознание
Общественный ___ – это переход от менее совершенных форм организации челове-ческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории
прогресс
Объективная истина имеет три аспекта:
аксиологический; бытийственный; праксеологический
Под _____ истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания
абсолютной
Понятие метафизика (буквально “после физики”) употребляется в трех измерениях: — как метод познания, противостоящий диалектическому методу, как синоним онтологии, как синоним философии
Принцип ____ — принцип, говорящий о том, что мир представляет собой упорядоченное целое, основанное на устойчивости и взаимосвязанности основных свойств бытия
детерминизма
Принцип ____ — принцип, утверждающий что мир представляет собой развивающуюся реальность.
развития
Слово «диалектика» впервые применил — Сократ
Совокупность типичных ценностных ориентаций, свойственных какой-либо социальной группе, называют ____ характером
социальным
Суждения бывают — истинными, ложными
Философия___ — раздел философии, включающий исследования структуры научного знания, средств и методов научного познания, способов обоснования и развития знания
науки
Чувственное ____(или живое созерцание) – это активное отражение органами чувств человека непосредственно (или с помощью приборов) воздействующих на них предметов и процессов материального мира — познание
Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют — мироощущением
Установите соответствие
Ведийский период = (1500 г. до н.э. – 600 г. до н.э.). Это начало индийского возвышенного идеализма, нашедшего свое отражение в Ведах. Период философских сутр = от 200 г. н.э. Эпический период = (600 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Его рамки определяются эпохой ранних Упанишад и формированием философских систем – даршан (от слова даш – видеть), т.е. всех воззрений на реальность, усвоенных умом человека
Установите соответствие между понятиями и их определениями
Абстрагирование = метод научного постижения реальности. Результатом применения этого метода является абстракция. Дедукция = метод движения мысли от более общего знания к частному знанию. Индукция = метод движения мысли от менее общего знания к более общему. Фальсификация = совокупность приемов и процесс доказательства ложности эмпирической гипотезы или теории на основе установления в опыте (наблюдении или эксперименте) ложности вытекающих из нее логических следствий
Установите соответствие между понятиями и их определениями
Аксиологический = аспект истины состоит в нравственно-этической, эстетической и праксеологической ее наполненности, в тесной связи со смыслом жизни, с ее ценностью для всей, в том числе практической, деятельности человека. Бытийственный = аспект связан с фиксацией в ней бытия, как предметно-субстратного, так и духовного. Праксеологический = аспект истины демонстрирует включенность в истину момента ее связи с практикой
Установите соответствие между понятиями и их определениями
Б.П. Боун = основатель американского персонализма. Э. Кассирер = немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. Э. Мунье = лидер французских персоналистов
Установите соответствие между понятиями и их определениями
Бессознательное = понятие, используемое для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются. Самосознание = то есть осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, словом, себя как особой и единой личности. Сверхсознание = особая сфера человеческого сознания, к которой относятся такие компоненты высшей психической деятельности, как интуиция и озарение, то есть способность человека получать достоверные знания без предварительных логических обоснований
Установите соответствие между понятиями и их определениями
Возможность = то, чего еще нет, но что может наступить, проявиться. Система = комплекс взаимодействующих элементов. Материальные системы суть единство элементов и структуры. Структура = совокупность устойчивых отношений и связей между элементами.
Установите соответствие между понятиями и их определениями
Гуманистическая функция философии = функция, которая помогает осмыслить жизнь, укрепить свой дух. Культурно-воспитательная функция = функция, при которой знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Отражательно-информационная функция = в этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации
Установите соответствие между понятиями и их определениями
Деизм = философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Иррационализм = идеалистическое философское течение, которое ограничивает или отрицает возможности разума в процессе познания и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму. Сциентизм = мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире
Установите соответствие между понятиями и их определениями
Действительность = то, что существует реально, что уже наступило, проявилось. Сущность = есть внутренняя, относительно устойчивая сторона действительности, скрытая за поверхностью явлений и выражающаяся в них. Форма = есть способ существования, способ развития, выражения содержания; внутренняя организация содержания
Установите соответствие между понятиями и их определениями
Динамический закон = закон, управляющий поведением индивидуального объекта и позволяющий установить однозначную связь его состояний. Закон природы = связь, которая характеризуется основными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью. Статистический закон = закон, управляющий поведением больших совокупностей и в отношении индивидуального объекта позволяющий делать лишь вероятностные (неоднозначные) заключения о его поведении
Установите соответствие между понятиями и их определениями
Духовная жизнь общества = та область бытия, в которой реальность дана в форме, присутствующей в нас самих. Духовная потребность = нужда человека и общества в создании духовных ценностей. Духовное производство = производство ценностей, т.е. идей, представлений, научных знаний, идеалов и т.п., а также вся система деятельности людей по производству, обмену, распределению и потреблению духовных ценностей
Установите соответствие между понятиями и их определениями
Естественное право = одно из широко распространенных понятий политической и правовой мысли, обозначающее совокупность принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и, тем самым, как бы независимых от конкретных социальных условий и государства. Рационализм = учение, утверждающее первенство разума в познании, независимость разума от чувственных восприятий, учение, утверждающее первенство разума в познании, независимость разума от чувственных восприятий. Сенсуализм = направление в теории познания, согласно которому чувственное является главной формой достоверного знания
Установите соответствие между понятиями и их определениями
Закон природы = связь, которая характеризуется основными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью. Космоцентризм = характерен для философской картины античности. Теоцентризм = характерен для средневековой философии
Установите соответствие между понятиями и их определениями
Идеализация = конструирование мышлением особого рода реальности – мира теоретических объектов, которые существенно отличаются по своим свойствам от мира эмпирических (абстрактных) объектов, мира чувственно-воспринимаемых объектов, а тем более – мира реальных объектов. Формализация = совокупность познавательных операций, обеспечивающих отвлечение от значения понятий теории с целью исследования ее логического строения или для эффективного получения логически выводимых результатов. Экстраполяция = экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какой-либо гипотезы или теории с одной сферы описываемых явлений на другие сферы
Установите соответствие между понятиями и их определениями
Идеализм = философское направление, которое считает исходным, первичным и определяющим элементом всего сущего дух, идейное начало, а вторичным – материю. Материализм = философское направление, которое исходит из первичности материи и вторичности сознания, духа. Монизм = способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего
Установите соответствие между понятиями и их определениями
Исторический процесс = поступательное развитие общества от низших его состояний к высшим. Нация = совокупность людей, имеющих одно общее отечество. Толпа = нечто неорганизованное, случайное скопление людей, руководствующихся не столько разумом, сколько чувствами и эмоциями, в ней доминирует стадное сознание, и она готова на сиюминутные «героические» жертвы, особенно когда во главе ее появляются лидеры-фанатики для того, чтобы добиться своих эгоистических целей
Установите соответствие между понятиями и их определениями
История общества = совокупность конкретных и многообразных действий и поступков людей, отдельных коллективов, всего человечества, Общественная психология = совокупность взглядов, чувств, настроений, мнений, обычаев, привычек, побуждений, слухов, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп, Теоретическое сознание = знания об окружающей действительности на уровне сущности
Установите соответствие между понятиями и их определениями
Концепция корреспондентности истины = устанавливает соответствие между формами психики и определенным объективным содержанием. Принцип верификации = употребляется в логике и методологии науки для установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Принцип фальсификации (К. Поппер) = критерием научного статуса является ее фальсифицируемость или опровержимость, т.е. только то знание может претендовать на знание «научного», которое в принципе опровержимо
Установите соответствие между понятиями и их определениями
Необходимость = то, что обусловлено внутренними причинами существования и развития предмета, процесса. Случайность = то, что обусловлено внешними причинами существования и развития предмета (процесса), его взаимодействием с другими, окружающими его предметами (процессами). Содержание = вся совокупность сторон, свойств, признаков предмета, явления, процесса
Установите соответствие между принципами Средневековья и их характеристиками
Принцип креационизма = в соответствии с данным принципом мир “тленный” сотворен Богом из ничего и превращается в ничто. Принцип персонализма = что человек как персона обладает разумом, свободой воли, совестью. Принцип провиденциализма = утверждает, что всеми мировыми событиями, в том числе историей, судьбой отдельных людей, управляет Божественное провидение. Принцип теоцентризма = обосновывает такое понимание мира, в котором источником и причиной всего существующего выступает Бог.
Источник