Способ познания окружающей действительности предполагающий взаимодействие с изучаемым предметом это

Познание. Понятие, формы и методы познания.

Теория познания.

Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания – чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день. Познание – это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.

В структуре познания два элемента:

  • субъект («познающий» — человек, научное общество);
  • объект («познаваемое» — природа, ее явления, социальные явления, люди, предметы и т.д.).

Методы познания.

Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень.

Эмпирические методы:

  1. Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
  2. Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
  3. Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).
  4. Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).
  1. Анализ. Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез. Обратный процесс – объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
  3. Классификация. Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
  4. Сравнение. Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение. Менее детальный синтез – объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация. Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование. Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
  8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
  9. Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), — в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.
  10. Индукция – движение от фактов к общему.
  11. Идеализация – создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).
  12. Моделирование – создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
  13. Формализация – изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).

Формы познания.

Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:

  1. Научное познание. Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание. (Оно же – искусство). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
  3. Философское познание. Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  4. Религиозное познание. Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
  5. Мифологическое познание. Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
  6. Самопознание. Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы – самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.

Подведем итог: познание – это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к истине.

Источник

Виды и формы познания мира

О чем эта статья:

10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

  • Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
  • Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).
Читайте также:  Способы передачи возбудителя контаминационный

Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.

  • Наблюдение — изучение объекта в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.
  • Измерение — получение численных характеристик наблюдаемого объекта через сопоставление его свойств с образцовые значениями.
  • Эксперимент — намеренное создание особых условий и дальнейшее изучение объекта, который помещен в эти условия.
  • Сравнение — сопоставление свойств изучаемого объекта со свойствами других объектов.
  • Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.
  • Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.
  • Сравнение — сопоставление нескольких объектов, выявление одинаковых и различных свойств.
  • Классификация — объединение изучаемых объектов в группы по наличию одинаковых свойств.
  • Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.
  • Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).
  • Систематизация — объединение накопленных знаний в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.
  • Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.
  • Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.
  • Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.
  • Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Чувственное познание

Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Формы чувственного познания:

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.

Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.

Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.

Рациональное познание

Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.

Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:

Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.

Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.

Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.

Индуктивное умозаключение — от частного к общему.

Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

То, которое получается по аналогии.

Сравнение чувственного и рационального познания

Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.

Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Опора на результаты чувственного познания.

Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Основные виды и формы знаний

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.

Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).

Практическое — овладение вещами, преобразование мира.

Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.

Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.

Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:

  • Донаучное — прототип, предпосылки научного знания.
  • Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
  • Паранаучное — внешне похоже на научное, но несовместимо с научным знанием.
  • Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки.
  • Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

Источник

Естествознание. 10 класс

Конспект урока

Естествознание, 10 класс

Урок 4. Учимся наблюдать

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— Каковы условия проведение научного эксперимента?

— Как правильно провести наблюдение и эксперимент?

Чем отличаются количественный и качественный эксперимент?

Глоссарий по теме:

Наблюдение — это преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания их существенных свойств.

Эксперимент — исследование каких-либо явлений путем создания новых условий, соответствующих целям исследования.

Гипотеза — предположение, выдвигаемое перед началом наблюдения или эксперимента, которое должно быть проверено в результате их проведения.

Метод (от греч. methodos — путь к цели) – способ познания, форма практического и теоретического освоения действительности; система правил и предписаний, позволяющих исследовать какой-либо объект

Эмпирический метод (греч. empeiria – опыт) – это научное познание окружающей действительности опытным путем, предполагающим взаимодействие с изучаемым предметом при помощи экспериментов, наблюдений Основой являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов.

Теоретический метод — способ всестороннего исследования действительности в ее существенных законах и связях. Опираются на рациональное познание (понятие, суждение, гипотезы, умозаключение) и логические процедуры вывода.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

  1. Естествознание. 10 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017. – Лабиринт – с.16– 17.
  2. К а п и ц а П. Л. Эксперимент, Теория, Практика. – М.: 1991.
  3. Перельман М.Е. Наблюдения и озарения, или Как физики выявляют законы природы. Издательство: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

  1. Рубрика «Эксперименты» // Учебно-методическая газета «Физика» (электронной версии) URL: http://fiz.1september.ru/topic.php?TopicID=14&Page=5
  2. Класс!ная физика URL: http://class-fizika.ru/opit.html
  3. Занимательная химия: интересные химические опыты и факты URL: http://www.alto-lab.ru/himicheskie-opyty/

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы уже знакомы с экспериментальными методами познания в естественных науках: наблюдение, измерения, эксперимент. На их основе наука получает эмпирические факты. Использование теоретических методов (формулирование гипотез, рассуждения и умозаключения с использованием анализа, синтеза, сравнение, классификации, систематизации и т.д.) ведут к выявлению закономерностей и далее к созданию теорий и учений.

Процесс научного познания носит циклический характер. На первом этапе используются основные эмпирические (практические, экспериментальные) методы как источник новых знаний. На втором – теоретические методы, на третьем – снова эксперимент как критерий истинности теоретических построений.

Иными словами, от исходных фактов к гипотезе, от неё – к теоретическим выводам и далее – к их экспериментальной проверке и практическому применению.

Научный метод должен обеспечить точные и достоверные знания. Поэтому и наблюдение, и эксперимент проводят при определенных условиях.

Известны случаи, когда неправильно проведенный эксперимент или наблюдение приводили к серьезным заблуждениям. Например, известно, что змеи глухи. Но если мы хотим это проверить и включим музыку очень громко, змея может отреагировать. Можно было бы предположить, что змея не слышит только тихие звуки, а громкие воспринимает. Но, оказывается, громкая музыка вызывает вибрацию окружающих предметов. Змея очень хорошо улавливает именно вибрацию и волны низкой частоты, а не звук. Таким образом, мы, исследуя слух змеи, допустили ошибку в определении условий эксперимента, так как не оградили змею от других воздействий звука.

Эксперимент — более сложный метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением. Он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемый влияние исследователя на исследуемый объект с целью выявления и изучения тех или иных его сторон, свойств, связей. При этом экспериментатор может изменять исследуемый объект, создавать искусственные условия для его изучения, вмешиваться в естественный ход процессов.

Составными частями эксперимента есть и другие методы эмпирического исследования (наблюдения, измерения). В то же время он имеет важные, присущие только ему особенности.

Подготовка и проведение научного эксперимента требуют соблюдения ряда условий:

  • наличие четко сформулированной цели и плана проведения исследования;
  • всегда базируется на исходных теоретических положениях,
  • требует определенного уровня технических средств, необходимых для его реализации;
  • проводится специалистами, компетентными в данной области.

Только совокупность всех этих условий определяет достоверность полученных данных экспериментальных исследований. Академик П. Л. Капица говорил: «Высокое качество эксперимента является необходимым условием здорового развития науки».

Обратим внимание на третье условие. Появление новых методов во многом связано с совершенствованием приборов. Интересно, что когда был найден метод исследования, позволяющий распознать различные виды атомов по их оптическим свойствам, то сразу, независимо друг от друга, двое ученых открыли новый вид атомов. Его обнаружили на Солнце в составе солнечного вещества и назвали «гелий» по имени бога Солнца. О своем открытии каждый из них письменно сообщил в Научное общество Англии. Письма пришли в один день и были зачитаны перед учеными с интервалом в несколько минут.

Принимая во внимание методику проведения и полученные результаты, эксперименты можно разделить на качественные и количественные.

Качественные эксперименты имеют поисковый характер и не дают возможности получить какие-то количественные соотношения. Они позволяют лишь выявить действие тех или иных факторов на изучаемое явление.

Например: при наблюдении за жизнью растений, насекомых, различных животных фиксируются качественные признаки изменчивости: окрас, территориальная принадлежность, стадия развития (из семени появился росток, гусеница превратилась в бабочку, головастик в лягушку и т.д.). При качественном описании физических процессов фиксируем изменения внешнего вида (например, коррозия металла), изменение агрегатного состояния вещества (например, из жидкого в газообразное) и т.д.

Количественные эксперименты, направленные на установление точных количественных зависимостей в исследуемом явлении.

Например, при оценивании массы, длины, площади, объема, скорости протекания процесса, температуры, отдельные значения (количество: потомства, растений данного вида на обследуемых участках; особей в популяции; дней высиживания яиц и т.д.)

В реальной практике экспериментального исследования оба указанных типа экспериментов реализуются, как правило, в виде последовательных этапов развития познания.

Как известно, связь между электрическими и магнитными явлениями впервые установил датский физик Эрстед в результате исключительно качественного эксперимента. Поместив магнитную стрелку компаса рядом с проводником, через который проходил электрический ток, он обнаружил, что стрелка отклоняется от первоначального положения. После того как Эрстед опубликовал свое открытие, количественные эксперименты провели французские ученые Био и Савар, а также Ампер. их эксперименты стали основанием для вывода соответствующей математической формулы. Все эти качественные и количественные эмпирические исследования были положены в основу учения о электромагнетизм.

Этапы проведения научного учебного эксперимента сопоставимы. Рассмотрим их на примере проведения опыта по разложению бихромата аммония.

1. Постановка проблемного вопроса: можем ли мы смоделировать отдельные этапы природных процессов в лабораторных условиях? Например, процессы, происходящие при извержении вулкана

2. Постановка цели: формирование общих представлений о физико-химических основах природных процессов

3. Выдвижение гипотезы: при извержении вулкана выделяется тепловая и световая энергия, газы, пары воды и многое другое

4. Составление плана проведение экспериммента, подготовка оборудования, конструирование приборов.

Оборудование: Асбестированная сетка, лучинка, спиртовка, спички, зеркало.

Вещество – бихромат аммония.

На асбестированную сетку насыпаем горку вещества бихромата аммония (NH4)2Cr2O7.

На вершине «вулкана» делаем углубление «кратер» и наливаем туда 1-2 мл. спирта. Зажженную от спиртовки лучинку подносим к центру горки и ждем, пока не начнется реакция. Начинается активное разложение бихромата аммония.

Наблюдаем выделение света и тепла, разбрасывание частиц твердого вещества, которое происходит в результате образования газа.

Мы наблюдаем конденсацию выделившихся паров воды на холодном зеркале.

6. Запись наблюдений и обработка экспериментальных данных: Уравнение реакции: (NH4)2Cr2O7 = Сr2O3 + N2↑ + 4H2O + Q

7. Выводы и обобщения: Опыт, который мы провели, внешне до некоторой степени имитирует природный процесс извержения вулкана. Впервые за разложением бихромата аммония наблюдал первооткрыватель этого вещества — Рудольф Беттгер (1843 г.). Однако, и на этой, в высшей степени условной, модели можно видеть, как и при извержении настоящего вулкана, выделение тепловой и световой энергии, газов, разбрызгивающих вещества, пары воды и многого другого. Не случайно изучение природных вулканов показало, что недра нашей планеты при извержении вулкана приносят множество ценных веществ и также участвуют в жизнеобеспечении на Земле.

Объективность и достоверность естественнонаучных знаний обусловлена логикой научного познания и правильной организацией эксперимента.

В реальной исследовательской деятельности эмпирические и теоретические методы всегда взаимосвязаны.

Если при соблюдении одних и тех же условий результаты нескольких опытов совпадают, то можно делать выводы о достоверности полученных результатов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

Задание 1. Как называется метод, связанный с целенаправленным созданием ситуации, которая помогает изучать свойства и явления живой природы:

Правильный ответ: эмпирический или экспериментальный

Пояснения: Именно экспериментальный метод предполагает целенаправленное исследование объекта с целью выявления и изучения тех или иных его сторон, свойств, связей.

Задание 2. Вставьте пропущенные слова в текст «Правила подготовки и проведения эксперимента»

1. Эксперимент предполагает наличие четко сформулированной ____________ и предварительно составленного ______ проведения исследования;

2. Всегда базируется на каких-то исходных ____________ положениях;

3. Требует определенного уровня ____________ средств, необходимых для его реализации;

4. Проводится специалистами, компетентными в данной области.

Правильный вариант: цели; плана; теоретических; технических.

Источник

Читайте также:  Способы подключения систем теплых полов
Оцените статью
Разные способы
Чувственное Рациональное