Способ познания окружающего мира 6 класс информатика

Урок информатики «Как мы познаем окружающий мир» (6 класс)

Галкина Елена Юрьевна

МБОУ СОШ № 43 г. Воронеж

Тема урока: «Определение понятия. Как мы познаём окружающий мир».

закрепить уже изученные понятия;

научить строить конструкцию определения понятия;

научить выделять главные признаки в понятии, проводить анализ, синтез, сравнение и абстрагирование понятий.

образовательные – уметь давать понятиям определения, обогащение словарного запаса; закреплять представления об анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении как методах обработки информации; закреплять представления об общих подходах к сравнению понятий; познакомить учащихся с одним из приемов построения определения понятий; углубить представления о возможностях редактирования графических изображений.

развивающие – стимулировать познавательную активность учащихся; развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать; логически мыслить; развитие речи.

воспитательные – развитие интереса к предмету, формирование общекультурных компетентностей обучающихся, формирование толерантной личности; формирование внимания, аккуратности.

Тип урока: урок закрепление изученного, проверка знаний по теме

Методы: словесный, словесно-наглядный, частично поисково-исследовательский.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальный опрос, самопроверка, групповая работа, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры.

Дидактический материал: Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ. Учебник для 6класса», тест, текстовый файл с практическими заданиями, толковый словарь, памятка к практической работе.

Приветствие учащихся. Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу. Проверка рабочих мест и готовности класса к уроку.

II. Сообщение темы и целей урока

Тема сегодняшнего урока «Определение понятия. Как мы познаём окружающий мир»

Сегодня на уроке мы узнаем, как строить конструкцию определения понятия, с новыми понятиями, научимся выделять их главные и несущественные признаки, проводить анализ, синтез, сравнение и абстрагирование понятий, закрепим уже изученный материал

III. Актуализация опорных знаний

1 )Устный индивидуальный опрос: (ответы с места фронтально).

Учитель: Какие бывают понятия?

Ученики: Сравнимые и несравнимые, единичные и общие.

Учитель: Какое понятие является единичным?

Ученики: Понятие единичное, если за ним скрывается объект, о котором идет речь.

Учитель: Какое понятие – общее?

Ученики: Понятие общее, если оно обозначает множество однородных объектов.

Учитель: Что относят к чувственному познанию окружающего мира.

Ученики. Ощущения, восприятие, представление.

Учитель. Назовите формы абстрактного мышления.

Ученики. Понятие, суждение, умозаключение.

Ученики соединяют устно стрелками единичные и общие понятия, объясняя (использование интерактивной доски):

Страна – общее (Россия, Германия, Франция и т.д.)

Школа – общее (№1, №2, №3 г. Ершов и другие школы в любом другом городе). Дерево – общее (дуб, береза, клен и другие).

Л.Н. Толстой – единичное (писатель, о котором идет речь).

Илья Муромец – единичное (сказочный герой, о котором идет речь).

Ершов ул. Московская – единичное (улица, о которой идет речь).

Ученики определяют недостающее понятие:

Глаз – зрение = нос — …

Глаз – орган чувств — зрение, нос – орган чувств – обоняние.

Утро – ночь = зима — …

Перед утром следует ночь, следовательно, перед зимой – осень.

Ученики зачеркивают «лишнее» с места.

1. Сова, утка, пингвин, ворона.

Это птицы. Лишним является пингвин, так как это не летающая птица, а все остальные – утка, ворона, сова – летающие.

2. Принтер, сканер, монитор, колонки.

Это устройства компьютера. Лишним является сканер. Остальные устройства – монитор, принтер, колонки – устройства вывода, а сканер – устройство ввода информации.

Читайте также:  Способы сделать любимого счастливым

IV. Основная часть урока Игра

Понятия
Найти в предложениях идущие подряд буквы, которые образуют понятие, связанное с информацией или компьютером.

Когда-то он работал в идеологическом отделе. (видео)

Потом они торжествовали на банкете. (монитор)

Река Днепр интересна мне своими просторами и красотой. (принтер)

В комнате после ремонта мы шкаф поставили в углу. (мышка)

Этот процесс орнитологи называют миграцией. (процессор)

Его феска не раз уже слетала. (сканер)

Слова: ложная, исчерпывающая, генетическая, научно-техническая, объективная, секретная, … (информация)

Слова: жизненная, обязательная, образовательная, политическая, системная … (программа)

Слова: подвижная, обучающая, опасная, спортивная, логическая, компьютерная… (игра)

Слова: классическая, жёсткая, виртуальная, стандартная, мембранная, музыкальная… (клавиатура)

Слова: восстановленное, активное, диалоговое, узкое, слуховое, закрытое, разбитое … (окно)

Слова: школьная, корпоративная, торговая, рыболовная, компьютерная, локальная … (сеть)

Слова: диетическое, разнообразное, выпадающее, вложенное, контекстное …(меню)

Слова: игровой, домашний, главный, портативный, сетевой, персональный …(компьютер)

Слова: ассиметричная, белая, оптическая, беспроводная, двухкнопочная … (мышь)

Учитель: Ребята, ответьте пожалуйста на следующие вопросы:

-Знаешь ли ты как давать определения понятиям?

-Объяснишь ли ты как давать определения через ближайший род и видовое отличие?

Учитель: Определение понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта (класса однородных объектов). Каждый из признаков, входящих в определение, должен быть необходим, а все вместе – достаточны для установления данного понятия.

Учитель: определите, достаточно ли признаков, указанных в определении понятия компьютер.

Компьютер – помощник человека.

Ученики вспоминают другие технические устройства кроме компьютера, имеющиеся у них дома, и облегчающие человеку жизнь (стиральная машина, кухонный комбайн, пылесос). Поэтому они делают вывод – признаков недостаточно. Необходимыми признаками, выделяющими компьютер из других технических устройств – помощник человека для хранения, обработки и передачи информации.

«Компьютер – универсальное электронное устройство, предназначенное для хранения, обработки и передачи данных».

Некоторые первоначальные понятия не определяются. Такие понятия есть в каждой науке.

Один из способов определения понятия через родовое понятие и видовое отличие. Вы уже хорошо можете выделять существенные признаки объекта, которые отражают содержание понятия. Это поможет нам при построении определения понятия через род и видовое отличие.

Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым.

Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия – определяющим.

Учитель приводит примеры определения понятий.

Баскетбол – спортивная командная игра, в которой игроки стараются забросить мяч в корзину.

Баскетбол – видовое понятие.

Спортивная командная игра – родовое понятие (примеры спортивных игр – футбол, волейбол, водное поло).

В которой игроки стараются забросить мяч в корзину – видовое отличие (именно это выделяет баскетбол из других спортивных игр).

Удав – большая хищная змея тропических стран, обычно обвивающая свою жертву при нападении.

Удав – видовое понятие.

Большая хищная змея – родовое понятие (примеры хищных змей – гадюка, кобра, питон).

Обычно обвивающая свою жертву при нападении – видовое отличие.

Книга – произведение печати в виде переплетных листов с каким-нибудь текстом.

Книга – видовое понятие.

Читайте также:  Способы расширения словарного запаса

Произведение печати – родовое понятие (примеры произведение печати – журнал, газета, календарь).

В виде переплетных листов с каким-нибудь текстом – видовое отличие.

Источник

Разработка урока «Как мы познаем окружающий мир» 6 класс

ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

«Как мы познаем окружающий мир»

Практическая работа «Создаем компьютерные документы»

Учитель Жигалова Ирина Александровна Дата 9.11.2016

ЦЕЛЬ УРОКА – создать условия для того, чтобы учащиеся могли получить представления о способах познания окружающего мира, а также расширить спектр эффективных приёмов создания текстовых документов.

Тип урока — урок актуализации знаний и умений

Планируемые образовательные результаты :

Предметные – представления о способах познания окружающего мира;

Метапредметные – ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); понятие информативности сообщения; владение первичными навыками анализа и критической оценки информации;

Личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.

Решаемые учебные задачи:

показать, как связаны поступающая к человеку информация и его знания;

рассмотреть примеры информативных и неинформативных сообщений;

расширить и обобщить представления школьников о способах познания окружающего мира;

сформировать представления об основных категориях чувственного познания;

сформировать представления об основных категориях логического мышления;

расширить спектр эффективных приемов создания текстовых документов.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

Электронное приложение к уроку:

1) презентация «Как мы познаем окружающий мир»;

2) файлы-заготовки Дом.doc, Мир.doc, Воды1.doc, Воды2.doc, Воды3.doc

2. Объяснение нового материала

Слайд 4. Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливая о нём информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни.

Информация для человека — это знания, которые он получает из различных источников.

-Приведите примеры источников? (ответы учащихся)

Слайд 5 . Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нём сведения являются для человека понятными и новыми.

Слайд 6. Таким образом, информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

Вместе с тем совершенно понятное сообщение «Треугольник — геометрическая фигура, имеющая три угла и три стороны»

Информативно данное сообщение? (ответы учащихся)

Слайд 7. Таким образом , информативность конкретного сообщения зависит от жизненного опыта и знаний получателя информации.

Получение знаний, или познание реальной действительности — это её отражение в сознании человека. Существуют две формы познания: чувственное (с помощью органов чувств) и логическое , которое ещё называют абстрактным мышлением .

Слайд 8. Чувственное познание окружающего мира

Слайд 9-10. С первых минут жизни человек воспринимает реальную действительность, или окружающий мир (тепло, холод, звуки, свет и другие его проявления). Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека — средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг

Слайд 11. Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения . Например, мы ощущаем запах цветка, вкус земляники, тепло или холод.

Слайд 12. Восприятие — это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений.

Читайте также:  Способы осуществления гражданских прав статья

Слайд 13. Работа в парах . Каждой паре даны понятия (апельсин, ёлка, яблоко, фейхоа, персик, огурец) ( Приложение 1 .) Ваша задача: ответить на вопрос: Какой он, этот объект? Заполните карточки. 2 минуты

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос по группам.

Слайд 14. Возможно группа, которой досталось слово фейхоа, не сможет описать объект или опишет неправильно.

Слайд 15. Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению (сладкий или гладкий), а по их совокупности. Примеры: — жёлтый, овальный, кислый, сочный, ароматный — это лимон;
— зелёная, колючая, пахнет смолой — ёлка.

С помощью органов чувств мы познаём отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называют чувственным познанием . Возможности чувственного познания ограничены

1-я группа – описать картинку с точки зрения художника.

2-я группа – с точки зрения биолога

3-я группа – с точки зрения водителя

Слайд 16. Надо сделать вывод: От чего зависит восприятие? (Ответ: от прежнего опыта и знаний.)
Ученикам предлагается самим дать определение, а затем сравнить его с тем, что представлено на слайде презентации.
Слайд 17. Услышав слово «снег», каждый из нас может мысленно его представить, описать его свойства.

Представление — это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.

Познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научное открытие нам помогает мышление . Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека.

Слайд 21 . Формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения.

Слайд 22 . Понятие — это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов.

Примеры понятий: «африканский слон», «компьютер», «радуга», «электронная вычислительная машина», «передача информации»,

Слайд 23 . Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках.

Слайд 24-25. Примеры суждений: «У квадрата все стороны равны», «Масса африканского слона достигает 7,5 тонн», «Вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн».

Слайд 26 . Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определённым правилам вывода получается новое суждение.

Слайд 27-28 . Пример умозаключения :
Вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн. Масса африканского слона достигает 7,5 тонн. Таким образом:
Вес первой электронной вычислительной машины равнялся весу четырёх африканских слонов.

Слайд 29 . Правила в компьютерном классе

3. Закрепление материала

Слайд 30 Электронный тест с вопросами (Приложение 2)

Слайд 31 Практическая работа «Создаем компьютерные документы»

Учебник с.158 Задание 1. Копирование и вставка фрагментов

Слайд 32 Итоги урока

Внимание на экран.

— «Выберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению

(Учитель просматривает самооценку учеников).

Ребята, вы сегодня поработали хорошо. И каждый из вас в начале урока для себя ставил цели и задачи. Выскажитесь, достигли ли вы планируемых результатов?

Выставление оценок за практическую работу

Слайд 34 5. Задание на дом: Прочитать §7, с.42-45 ответить на вопросы на с.46№8 письменно

Источник

Оцените статью
Разные способы