Урок информатики «Как мы познаем окружающий мир» (6 класс)
Галкина Елена Юрьевна
МБОУ СОШ № 43 г. Воронеж
Тема урока: «Определение понятия. Как мы познаём окружающий мир».
закрепить уже изученные понятия;
научить строить конструкцию определения понятия;
научить выделять главные признаки в понятии, проводить анализ, синтез, сравнение и абстрагирование понятий.
образовательные – уметь давать понятиям определения, обогащение словарного запаса; закреплять представления об анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении как методах обработки информации; закреплять представления об общих подходах к сравнению понятий; познакомить учащихся с одним из приемов построения определения понятий; углубить представления о возможностях редактирования графических изображений.
развивающие – стимулировать познавательную активность учащихся; развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать; логически мыслить; развитие речи.
воспитательные – развитие интереса к предмету, формирование общекультурных компетентностей обучающихся, формирование толерантной личности; формирование внимания, аккуратности.
Тип урока: урок закрепление изученного, проверка знаний по теме
Методы: словесный, словесно-наглядный, частично поисково-исследовательский.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальный опрос, самопроверка, групповая работа, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры.
Дидактический материал: Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ. Учебник для 6класса», тест, текстовый файл с практическими заданиями, толковый словарь, памятка к практической работе.
Приветствие учащихся. Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу. Проверка рабочих мест и готовности класса к уроку.
II. Сообщение темы и целей урока
Тема сегодняшнего урока «Определение понятия. Как мы познаём окружающий мир»
Сегодня на уроке мы узнаем, как строить конструкцию определения понятия, с новыми понятиями, научимся выделять их главные и несущественные признаки, проводить анализ, синтез, сравнение и абстрагирование понятий, закрепим уже изученный материал
III. Актуализация опорных знаний
1 )Устный индивидуальный опрос: (ответы с места фронтально).
Учитель: Какие бывают понятия?
Ученики: Сравнимые и несравнимые, единичные и общие.
Учитель: Какое понятие является единичным?
Ученики: Понятие единичное, если за ним скрывается объект, о котором идет речь.
Учитель: Какое понятие – общее?
Ученики: Понятие общее, если оно обозначает множество однородных объектов.
Учитель: Что относят к чувственному познанию окружающего мира.
Ученики. Ощущения, восприятие, представление.
Учитель. Назовите формы абстрактного мышления.
Ученики. Понятие, суждение, умозаключение.
Ученики соединяют устно стрелками единичные и общие понятия, объясняя (использование интерактивной доски):
Страна – общее (Россия, Германия, Франция и т.д.)
Школа – общее (№1, №2, №3 г. Ершов и другие школы в любом другом городе). Дерево – общее (дуб, береза, клен и другие).
Л.Н. Толстой – единичное (писатель, о котором идет речь).
Илья Муромец – единичное (сказочный герой, о котором идет речь).
Ершов ул. Московская – единичное (улица, о которой идет речь).
Ученики определяют недостающее понятие:
Глаз – зрение = нос — …
Глаз – орган чувств — зрение, нос – орган чувств – обоняние.
Утро – ночь = зима — …
Перед утром следует ночь, следовательно, перед зимой – осень.
Ученики зачеркивают «лишнее» с места.
1. Сова, утка, пингвин, ворона.
Это птицы. Лишним является пингвин, так как это не летающая птица, а все остальные – утка, ворона, сова – летающие.
2. Принтер, сканер, монитор, колонки.
Это устройства компьютера. Лишним является сканер. Остальные устройства – монитор, принтер, колонки – устройства вывода, а сканер – устройство ввода информации.
IV. Основная часть урока Игра
Понятия
Найти в предложениях идущие подряд буквы, которые образуют понятие, связанное с информацией или компьютером.
Когда-то он работал в идеологическом отделе. (видео)
Потом они торжествовали на банкете. (монитор)
Река Днепр интересна мне своими просторами и красотой. (принтер)
В комнате после ремонта мы шкаф поставили в углу. (мышка)
Этот процесс орнитологи называют миграцией. (процессор)
Его феска не раз уже слетала. (сканер)
Слова: ложная, исчерпывающая, генетическая, научно-техническая, объективная, секретная, … (информация)
Слова: жизненная, обязательная, образовательная, политическая, системная … (программа)
Слова: подвижная, обучающая, опасная, спортивная, логическая, компьютерная… (игра)
Слова: классическая, жёсткая, виртуальная, стандартная, мембранная, музыкальная… (клавиатура)
Слова: восстановленное, активное, диалоговое, узкое, слуховое, закрытое, разбитое … (окно)
Слова: школьная, корпоративная, торговая, рыболовная, компьютерная, локальная … (сеть)
Слова: диетическое, разнообразное, выпадающее, вложенное, контекстное …(меню)
Слова: игровой, домашний, главный, портативный, сетевой, персональный …(компьютер)
Слова: ассиметричная, белая, оптическая, беспроводная, двухкнопочная … (мышь)
Учитель: Ребята, ответьте пожалуйста на следующие вопросы:
-Знаешь ли ты как давать определения понятиям?
-Объяснишь ли ты как давать определения через ближайший род и видовое отличие?
Учитель: Определение понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта (класса однородных объектов). Каждый из признаков, входящих в определение, должен быть необходим, а все вместе – достаточны для установления данного понятия.
Учитель: определите, достаточно ли признаков, указанных в определении понятия компьютер.
Компьютер – помощник человека.
Ученики вспоминают другие технические устройства кроме компьютера, имеющиеся у них дома, и облегчающие человеку жизнь (стиральная машина, кухонный комбайн, пылесос). Поэтому они делают вывод – признаков недостаточно. Необходимыми признаками, выделяющими компьютер из других технических устройств – помощник человека для хранения, обработки и передачи информации.
«Компьютер – универсальное электронное устройство, предназначенное для хранения, обработки и передачи данных».
Некоторые первоначальные понятия не определяются. Такие понятия есть в каждой науке.
Один из способов определения понятия через родовое понятие и видовое отличие. Вы уже хорошо можете выделять существенные признаки объекта, которые отражают содержание понятия. Это поможет нам при построении определения понятия через род и видовое отличие.
Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие
Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым.
Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия – определяющим.
Учитель приводит примеры определения понятий.
Баскетбол – спортивная командная игра, в которой игроки стараются забросить мяч в корзину.
Баскетбол – видовое понятие.
Спортивная командная игра – родовое понятие (примеры спортивных игр – футбол, волейбол, водное поло).
В которой игроки стараются забросить мяч в корзину – видовое отличие (именно это выделяет баскетбол из других спортивных игр).
Удав – большая хищная змея тропических стран, обычно обвивающая свою жертву при нападении.
Удав – видовое понятие.
Большая хищная змея – родовое понятие (примеры хищных змей – гадюка, кобра, питон).
Обычно обвивающая свою жертву при нападении – видовое отличие.
Книга – произведение печати в виде переплетных листов с каким-нибудь текстом.
Книга – видовое понятие.
Произведение печати – родовое понятие (примеры произведение печати – журнал, газета, календарь).
В виде переплетных листов с каким-нибудь текстом – видовое отличие.
Источник
Разработка урока «Как мы познаем окружающий мир» 6 класс
ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
«Как мы познаем окружающий мир»
Практическая работа «Создаем компьютерные документы»
Учитель Жигалова Ирина Александровна Дата 9.11.2016
ЦЕЛЬ УРОКА – создать условия для того, чтобы учащиеся могли получить представления о способах познания окружающего мира, а также расширить спектр эффективных приёмов создания текстовых документов.
Тип урока — урок актуализации знаний и умений
Планируемые образовательные результаты :
Предметные – представления о способах познания окружающего мира;
Метапредметные – ИКТ-компетентность (умения работы в текстовом редакторе); понятие информативности сообщения; владение первичными навыками анализа и критической оценки информации;
Личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.
Решаемые учебные задачи:
показать, как связаны поступающая к человеку информация и его знания;
рассмотреть примеры информативных и неинформативных сообщений;
расширить и обобщить представления школьников о способах познания окружающего мира;
сформировать представления об основных категориях чувственного познания;
сформировать представления об основных категориях логического мышления;
расширить спектр эффективных приемов создания текстовых документов.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
Электронное приложение к уроку:
1) презентация «Как мы познаем окружающий мир»;
2) файлы-заготовки Дом.doc, Мир.doc, Воды1.doc, Воды2.doc, Воды3.doc
2. Объяснение нового материала
Слайд 4. Человеческое общество по мере своего развития исследовало окружающий мир, накапливая о нём информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позволяют человеку лучше приспособиться к жизни.
Информация для человека — это знания, которые он получает из различных источников.
-Приведите примеры источников? (ответы учащихся)
Слайд 5 . Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нём сведения являются для человека понятными и новыми.
Слайд 6. Таким образом, информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
Вместе с тем совершенно понятное сообщение «Треугольник — геометрическая фигура, имеющая три угла и три стороны»
— Информативно данное сообщение? (ответы учащихся)
Слайд 7. Таким образом , информативность конкретного сообщения зависит от жизненного опыта и знаний получателя информации.
Получение знаний, или познание реальной действительности — это её отражение в сознании человека. Существуют две формы познания: чувственное (с помощью органов чувств) и логическое , которое ещё называют абстрактным мышлением .
Слайд 8. Чувственное познание окружающего мира
Слайд 9-10. С первых минут жизни человек воспринимает реальную действительность, или окружающий мир (тепло, холод, звуки, свет и другие его проявления). Все окружающие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека — средства приёма сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг
Слайд 11. Отдельные свойства объектов окружающего мира вызывают у нас ощущения . Например, мы ощущаем запах цветка, вкус земляники, тепло или холод.
Слайд 12. Восприятие — это целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений.
Слайд 13. Работа в парах . Каждой паре даны понятия (апельсин, ёлка, яблоко, фейхоа, персик, огурец) ( Приложение 1 .) Ваша задача: ответить на вопрос: Какой он, этот объект? Заполните карточки. 2 минуты
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос по группам.
Слайд 14. Возможно группа, которой досталось слово фейхоа, не сможет описать объект или опишет неправильно.
Слайд 15. Каждый объект имеет не одно, а множество свойств. Поэтому объект мы узнаем не по одному ощущению (сладкий или гладкий), а по их совокупности. Примеры: — жёлтый, овальный, кислый, сочный, ароматный — это лимон;
— зелёная, колючая, пахнет смолой — ёлка.
С помощью органов чувств мы познаём отдельные предметы и явления окружающего мира. Такое познание называют чувственным познанием . Возможности чувственного познания ограничены
1-я группа – описать картинку с точки зрения художника.
2-я группа – с точки зрения биолога
3-я группа – с точки зрения водителя
Слайд 16. Надо сделать вывод: От чего зависит восприятие? (Ответ: от прежнего опыта и знаний.)
Ученикам предлагается самим дать определение, а затем сравнить его с тем, что представлено на слайде презентации.
Слайд 17. Услышав слово «снег», каждый из нас может мысленно его представить, описать его свойства.
Представление — это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.
Познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научное открытие нам помогает мышление . Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека.
Слайд 21 . Формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения.
Слайд 22 . Понятие — это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов.
Примеры понятий: «африканский слон», «компьютер», «радуга», «электронная вычислительная машина», «передача информации»,
Слайд 23 . Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках.
Слайд 24-25. Примеры суждений: «У квадрата все стороны равны», «Масса африканского слона достигает 7,5 тонн», «Вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн».
Слайд 26 . Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определённым правилам вывода получается новое суждение.
Слайд 27-28 . Пример умозаключения :
Вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн. Масса африканского слона достигает 7,5 тонн. Таким образом:
Вес первой электронной вычислительной машины равнялся весу четырёх африканских слонов.
Слайд 29 . Правила в компьютерном классе
3. Закрепление материала
Слайд 30 Электронный тест с вопросами (Приложение 2)
Слайд 31 Практическая работа «Создаем компьютерные документы»
Учебник с.158 Задание 1. Копирование и вставка фрагментов
Слайд 32 Итоги урока
Внимание на экран.
— «Выберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению
(Учитель просматривает самооценку учеников).
Ребята, вы сегодня поработали хорошо. И каждый из вас в начале урока для себя ставил цели и задачи. Выскажитесь, достигли ли вы планируемых результатов?
Выставление оценок за практическую работу
Слайд 34 5. Задание на дом: Прочитать §7, с.42-45 ответить на вопросы на с.46№8 письменно
Источник