Способ познания объективной действительности прием исследования это

Философия науки

Тема 7. Методы научного познания: классификация, характеристика. Методы эмпирического исследования

1. Методы научного познания: классификация, характеристика. Методы эмпирического исследования

1. Сущность метода.

2.Виды методов научного познания.

3.Функции методов научного знания.

1. Сущность метода.

Метод – средство познания (как лопата: если применяют – хорошо, если нет- плохо, перестает быть орудием). Более сложное определение: метод – система приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Аспекты метода: предметно-содержательный (в нем отражено представление о предмете исследования); операциональный (метод содержит совокупность требований, которые характеризуют порядок познавательных операций); аксиологический (характеризует степень его надежности, экономичности, эффективности).

Генезис метода. Он происходит из практики. Обобщается в науке. Проникает в философию, там совершенствуется, опять возвращается в обогащенном виде в науку. Это — методологический круговорот. Иногда метод диктует прибор (микроскопия), но тогда такой метод ограничено годен.

Пример развития метода. Эмпирический уровень (что-то разделяем); теоретический уровень – обобщение: делить можно все; метатеоретический – получаем метод – «анализ» (свойство становится средством).

2.Виды методов научного познания.

Выделяют приемы и методы научного познания. К приемам относятся:

Анализ и синтез. Анализ – прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения. Синтез – противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей в целое с целью получить знание о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют ранее выделенные в анализе части в одно целое.

Абстрагирование и идеализация. Это – общенаучные приемы исследования. Абстрагирование – процесс мысленного выделения отдельных интересующих нас признаков, свойств и отношений конкретного предмета и одновременно отвлечение от других свойств. Идеализация – прием, в процессе использования которого происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, нереализуемых в действительности. («Идеальный газ» — в физике, «материальная точка» — в механике, «точка», «прямая» — в геометрии).

Индукция («наведение») – мысль движется от частного (знание фактов) к общему (законам). Дедукция – мысль идет от знания общего к знанию частного.

Аналогия – прием, в котором по сходству объектов в некоторых признаках делают вывод об их сходстве в иных отношениях.

Методы научного познания.

Моделирование – такой метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту. (Изучение свойств новых конструкций самолетов на их уменьшенных моделях, помещаемых в аэродинамическую трубу). Выделяют (в зависимости от характера модели) следующие виды моделирования: предметное, физическое, математическое, логическое, знаковое. Модель — объективированная в реальности или мысленно представляемая система, замещающая объект познания.

Наблюдение – исходный метод эмпирического познания. Это — целенаправленное изучение предметов, опирающееся на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление, в ходе которого мы получаем знание о внешних сторонах рассматриваемого объекта. Его структурные компоненты: наблюдатель, объект исследования, условия наблюдения, средства наблюдения (установки, приборы, измерительные инструменты). (Сравним наблюдение за куском породы обычного человека и геолога).

Измерение – важная форма наблюдения. Это – процесс определения отношений одной измеряемой величины, характеризующий изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу. Пример – измерение роста или веса человека.

Эксперимент – активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем. Связывает эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Виды эксперимента: 1) исследовательский (поисковый), нацеленный на обнаружение новых свойств объекта; 2) проверочный (контрольный), нацелен на проверку гипотез (может быть подтверждающим, опровергающим, решающим); 3) воспроизводящий; 4) изолирующий; 5) качественный (количественный); 6) физический, химический, биологический, социальный.

Мысленный эксперимент. Если в реальном эксперименте ученый для воспроизведения, изоляции или изучения свойств какого-либо явления ставит его в реальные физические условия и варьирует их, то в мысленном эксперименте эти условия являются воображаемыми, но воображение при этом строго регулируется известными законами науки и правилами логики.

Гипотеза – метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущих к установлению законов, принципов, теорий.

Методологический плюрализм. Сколько наук – столько методов.

Бинарный подход. Есть методы естественных наук и методы гуманитарных наук. Между ними нет ничего общего. Так, неокантианцы (В.Виндельбанд и Г. Риккерт) выделяли номотетические и идиографические методы.

Тройственный подход, который наиболее распространен. 3 группы методов: специальные, общенаучные, универсальные.

Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук. Примеры: спектральный анализ в физике и химии, метод статистического моделирования, микроскопия.

Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. Примеры: эксперимент, наблюдение, моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному.

Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности (с учетом их специфики). Примеры: диалектический метод, принцип историзма и т.д.

3.Функции методов научного знания.

Есть мнение, что заниматься методологией –бесмысленное занятие. Из философов об этом говорят постмодернисты (Ж. Делез, Ж.Деррида). Эта позиция неправильна. Методы нужны для упорядочения системы познания, придания ему единства. Пример: дорога со светофором и без него.

Источник

Виды и формы познания мира

О чем эта статья:

10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

  • Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
  • Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).

Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.

  • Наблюдение — изучение объекта в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.
  • Измерение — получение численных характеристик наблюдаемого объекта через сопоставление его свойств с образцовые значениями.
  • Эксперимент — намеренное создание особых условий и дальнейшее изучение объекта, который помещен в эти условия.
  • Сравнение — сопоставление свойств изучаемого объекта со свойствами других объектов.
  • Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.
  • Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.
  • Сравнение — сопоставление нескольких объектов, выявление одинаковых и различных свойств.
  • Классификация — объединение изучаемых объектов в группы по наличию одинаковых свойств.
  • Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.
  • Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).
  • Систематизация — объединение накопленных знаний в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.
  • Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.
  • Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.
  • Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.
  • Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.

У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Чувственное познание

Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Формы чувственного познания:

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.

Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.

Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.

Рациональное познание

Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.

Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:

Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.

Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.

Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Читайте также:  Самый лучший способ лечения гайморита

Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.

Индуктивное умозаключение — от частного к общему.

Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

То, которое получается по аналогии.

Сравнение чувственного и рационального познания

Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.

Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Опора на результаты чувственного познания.

Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Основные виды и формы знаний

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.

Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).

Практическое — овладение вещами, преобразование мира.

Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.

Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.

Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:

  • Донаучное — прототип, предпосылки научного знания.
  • Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
  • Паранаучное — внешне похоже на научное, но несовместимо с научным знанием.
  • Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки.
  • Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

Источник

Тема 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

4.1.Методы и методология научного исследования.

4.2.Всеобщие и общенаучные методы научного исследования.

4.3.Специальные методы научного исследования.

4.1. Методы и методология научного исследования

Метод научного исследования — это способ познания объек­тивной действительности. Способ представляет собой опреде­ленную последовательность действий, приемов, операций.

В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитар­ного исследования.

Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-эко­номические, правовые и т.д.

В зависимости от уровня познания выделяют методы эм­пирического и теоретического уровней.

К методам эмпирического уровня относят наблюдение, опи­сание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседо­вание, тестирование, эксперимент, моделирование.

К методам теоретического уровня причисляют аксиомати­ческий, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), формали­зацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, син­тез, индукцию, дедукцию, аналогию).

В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:

1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;

2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитар­ных, естественных и технических науках;

3) специальные — для конкретной науки, области научного познания.

От рассматриваемого понятия метода следует отграничи­вать понятия техники, процедуры и методики научного иссле­дования.

Под техникой исследования понимают совокупность специ­альных приемов для использования того или иного метода, а под процедурой исследования — определенную последовательность действий, способ организации исследования.

Методика — это совокупность способов и приемов иссле­дования, порядок их применения и интерпретация полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных ме­тодов, общего уровня квалификации исследователя.

Любое научное исследование проводится соответствующи­ми приемами и способами и по определенным правилам. Уче­ние о системе этих приемов, способов и правил называют мето­дологией. В литературе под этим понятием подразумевается совокупность методов, применяемых в какой-либо сфере дея­тельности (науке, политике и т.д.) и учение о научном методе познания.

Каждая наука имеет свою методологию. Экономические науки также пользуются определенной методологией. Ученые-экономисты толкуют методологию как примене­ние обусловленных принципами материалистической диалек­тики системы логических приемов и специальных методов ис­следования явлений.

Следует заметить, что понятие «методология» несколько уже понятия «научное познание», поскольку последнее не огра­ничивается исследованием форм и методов познания, а изучает вопросы сущности, объекта и субъекта познания, критерии его истинности, границы познавательной деятельности.

В конечном счете философы и экономисты под методоло­гией научного исследования понимают учение о методах (мето­де) познания, т.е. о системе принципов, правил, способов и при­емов, предназначенных для успешного решения познаватель­ных задач. Соответственно, методология экономической науки может быть определена как учение о методах исследования при­меняемых в этой отрасли науки.

Имеются следующие уровни методологии:

1) всеобщая методология, которая является универсальной по отношению ко всем наукам и в ее содержание входят фило­софские и общенаучные методы познания;

2) частная методология научных исследований для группы родственных экономических наук, которую образуют всеобщие, общенаучные и частные методы познания;

3) методология научных исследований конкретной науки, в содержание которой включаются всеобщие, общенаучные, час­тные и специальные методы познания.

4.2. Всеобщие и общенаучные методы научного исследования

Среди всеобщих методов научного исследования наиболее известными являются диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с различными философскими сис­темами. Так, диалектический метод у К. Маркса был соединен с материализмом, а у Г. Гегеля — с идеализмом.

Российские ученые-экономисты для исследования изучае­мых явлений и процессов общественной жизни применяют ди­алектический метод, ибо законы диалектики имеют всеобщее значение — присущи развитию природы, общества и мышле­ния. При изучении предметов и явлений диалектика рекомен­дует исходить из следующих принципов:

1. Рассматривать изучаемые объекты в свете диалектичес­ких законов:

а) единства и борьбы противоположностей;

б) перехода количественных изменений в качественные;

в) отрицания отрицания.

2. Описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые яв­ления и процессы, опираясь на философские категории: обще­го, особенного и единичного; содержания и формы; сущности явления; возможности и действительности; необходимого и слу­чайного; причины и следствия.

3. Относиться к объекту исследования как к объективной реальности.

4. Рассматривать исследуемые предметы и явления:

б) во всеобщей связи и взаимозависимости;

в) в непрерывном изменении, развитии;

5. Проверять полученные знания на практике.

Все общенаучные методы целесообразно распределить для анализа на три группы: общелогические, теоретические и эм­пирические.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, ин­дукция, дедукция, аналогия.

Анализ — это расчленение, разложение объекта исследо­вания на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются клас­сификация и периодизация. Метод анализа используется как в реальной, так и в мыслительной деятельности.

Синтез — это соединение отдельных сторон, частей объек­та исследования в единое целое. Однако это не просто их соеди­нение, но и познание нового — взаимодействия частей как це­лого. Результатом синтеза является совершенно новое образо­вание, свойства которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней вза­имосвязи и взаимозависимости.

Индукция — это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозак­лючения «наводят» на мысль, на общее. При индуктивном мето­де исследования для получения общего знания о каком-либо классе предметов необходимо исследовать отдельные предме­ты, найти в них общие существенные признаки, которые послу­жат основой знания об общем признаке, присущем данному классу предметов.

Дедукция — это выведение единичного, частного из како­го-либо общего положения; движение мысли (познания) от об­щих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей.

Аналогия — это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими, рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в не­которых признаках делается заключение об их сходстве и в дру­гих признаках. Степень вероятности (достоверности) умозаклю­чений по аналогии зависит от количества сходных признаков у сравниваемых явлений. Наиболее часто аналогию применяют в теории подобия.

К методам теоретического уровня причисляют аксиомати­ческий, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обоб­щение, восхождение от абстрактного к конкретному, историчес­кий, метод системного анализа.

Аксиоматический метод — способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постула­ты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.

Гипотетический метод — способ исследования с исполь­зованием научной гипотезы, т. е. предположения о причине, ко­торая вызывает данное следствие, или о существовании неко­торого явления или предмета.

Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования, сущность которого состоит в со­здании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит:

1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и за­кономерностях изучаемых явлений и предметов;

2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, прав­доподобной;

3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия (заключения) с использованием дедукции;

4) экспериментальная проверка следствий, выведенных из гипотезы.

Гипотетический метод используется при конструировании норм права. Например, при установлении налоговой ставки в размере 13% на доходы физических лиц вместо про­грессивной шкалы налогообложения предполагалось, что эта мера позволит вывести из тени объекты налогообложения и уве­личить поступления в бюджет. По сообщениям налоговых орга­нов, эта гипотеза полностью подтвердилась.

Формализация — отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или пред­мета путем операций с соответствующими знаками. Использованиe искусственного формализованного языка в научном ис­следовании позволяет устранить такие недостатки естествен­ного языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При формализации вместо рассуждений об объектах исследо­вания оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые фор­мулы, доказывать истинность какого-либо положения.

Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не может обойтись компьюте­ризация знания и процесса исследования.

Абстрагирование — мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение инте­ресующих исследователя свойств и отношений. Обычно при аб­страгировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.

Виды абстрагирования: отождествление, т.е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установле­ние тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс, изолирование, т.е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рас­сматриваются как самостоятельные предметы исследования. В теории выделяют и другие виды абстракции: потенциальной осуществимости, актуальной бесконечности.

Обобщение — установление общих свойств и отношений предметов и явлений, определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выра­жаться в выделении несущественных, а любых признаков пред­мета или явления. Этот метод научного исследования опирает­ся на философские категории общего, особенного и единичного.

Исторический метод заключается в выявлении историчес­ких фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и разви­тия объектов исследования в хронологической последователь­ности.

Примерами использования этого метода являются: изуче­ние развития потребительской кооперации в течение длитель­ного времени с целью обнаружения ее тенденций; рассмотре­ние истории развития потребительской кооперации в дореволюционный период и в годы НЭПа (1921-1927).

Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания заключается в том, что исследователь вна­чале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем прослеживает, как она видоизменяется в различных ус­ловиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность. Использование этого метода, напри­мер, для изучения экономических явлений предполагает нали­чие у исследователя теоретических знаний об общих их свой­ствах и вскрывает характерные черты и присущие им законо­мерности развития.

Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей, ее компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия при­водят к возникновению новых свойств системы, которые отсут­ствуют у составляющих ее объектов.

При анализе явлений и процессов в сложных системах рас­сматривают большое количество факторов (признаков), среди которых важно уметь выделить главное и исключить второсте­пенное.

К методам эмпирического уровня относятся наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент и модели­рование.

Наблюдение — это способ познания, основанный на непос­редственном восприятии свойств предметов и явлений при по­мощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения, различают простое и включенное наблю­дение. Первое заключается в наблюдении со стороны, когда исследователь — постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых. Второе характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогни­то включается в группу и ее деятельность в качестве участни­ка. Например, в первом случае он со стороны наблюдает за со­блюдением пешеходами правил дорожного движения при пе­реходе улицы, а во втором случае сам включается в число учас­тников движения, провоцируя их на нарушения.

Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно бу­дет считаться лабораторным. Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, карточках, на кино­пленках и другими способами.

Описание — это фиксация признаков исследуемого объек­та, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает:

1) непосредственным, когда исследователь непосредствен­но воспринимает и указывает признаки объекта;

2) опосредованным, когда исследователь отмечает призна­ки объекта, которые воспринимались другими лицами (напри­мер, характеристики НЛО).

Счет — это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства. Метод широко применяется в статистике для опре­деления степени и типа изменчивости явления, процесса, дос­товерности полученных средних величин и теоретических вы­водов. Так, экономическая статистика изучает количественную сторону массовых и других значимых явлений и процессов, т.е. их величину, степень распространенности, соотношение отдельных составных частей, изменение во времени и про­странстве.

Измерение — это определение численного значения неко­торой величины путем сравнения ее с эталоном. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой вели­чины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественные определенные сведения об окружающей действительности.

Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия иссле­дователя, главным образом от имеющихся измерительных при­боров.

Сравнение — это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего, осуществляемое как органами чувств, так и с помощью специальных устройств.

Эксперимент — это искусственное воспроизведение явле­ния, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяет­ся выдвигаемая гипотеза.

Эксперименты могут быть классифицированы по различ­ным основаниям:

— по отраслям научных исследований — физические, био­логические, химические, социальные и т.д.;

— по характеру взаимодействия средства исследования с объектом — обычные (экспериментальные средства непосред­ственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модель­ные (модель замещает объект исследования). Последние делятся на мысленные (умственные, воображаемые) и материальные (реальные).

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с на­блюдением имеет ряд преимуществ:

1) в процессе эксперимента становится возможным изуче­ние того или иного явления в «чистом виде»;

2) эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях.

Моделирование — метод научного познания, сущность ко­торого заключается в замене изучаемого предмета или явления специальной аналогичной моделью (объектом), содержащей су­щественные черты оригинала. Таким образом, вместо оригина­ла (интересующего нас объекта) эксперимент проводят на мо­дели (другом объекте), а результаты исследования распростра­няют на оригинал.

Модели бывают физические и математические. В соответ­ствии с этим различают физическое и математическое модели­рование. Если модель и оригинал одинаковой физической при­роды, то применяют физическое моделирование.

Математическая модель — это математическая абстрак­ция, характеризующая физический, биологический, экономи­ческий или какой-либо другой процесс. Математические моде­ли при различной физической природе основаны на идентично­сти математического описания процессов, происходящих в них и в оригинале.

Математическое моделирование — метод исследования сложных процессов на основе широкой физической аналогии, когда модель и ее оригинал описываются тождественными урав­нениями. Так, благодаря сходству математических уравнений электрического и магнитного полей можно изучать электричес­кие явления с помощью магнитных, и наоборот. Характерная особенность и достоинство данного метода — возможность при­менять его к отдельным участкам сложной системы, а также количественно исследовать явления, трудно поддающиеся изу­чению на физических моделях.

Моделирование — это один из главных методов научного исследования, с помощью которого можно ускорить существу­ющие технологические процессы, сократить сроки освоения но­вых. Этот метод применяют при изучении различных техноло­гий, режимов работы аппаратов, машин, агрегатов, промышлен­ных комплексов и хозяйств, а также в управлении предприяти­ями, распределении материальных ресурсов и т.д.

Важен еще один аспект метода моделирования. Если для обычного эксперимента характерно непосредственное взаимо­действие с объектом исследования, то в моделировании такого взаимодействия нет, так как изучают не сам объект, а его заменитель. Примером может служить аналоговая вычислительная машина, действие которой основано на аналогии дифференци­альных уравнений, описывающих свойства как исследуемого объекта, так и электронной модели.

4.3. Специальные методы научного исследования

В социально-экономических науках помимо общенаучных методов применяются специальные методы исследования яв­лений и закономерностей их развития. Специальные методы исследования используются только в какой-нибудь одной отрас­ли научного знания либо их применение ограничивается не­сколькими узкими областями знания. Например, к специальным методам относятся конкретно-социологические методы.

Конкретно-социологические методы основаны на примене­нии методов конкретной социологии для изучения социальных явлений. Конкретно-социологические исследования — это на­учное изучение, анализ и систематизация социальных фактов, явлений и процессов, относящихся к различным сферам жизни общества.

К методам конкретно-социологического исследования, при­меняемым в социально-экономических науках, относятся изу­чение документов (документальный метод), опросы в форме анкетирования и интервью, метод экспертных оценок и др.

Важное значение имеют не только методы получения све­дений о социальных явлениях, но и методы их сбора, обработки и оценки. В связи с этим в социологии выделяют методы:

1) регистрации единичных событий (наблюдение, опрос, изучение документов и т.д.);

2) сбора данных (сплошное, выборочное или монографичес­кое обследование);

3) обработки и анализа данных (описание и классификация, типологизация, системный анализ, статистический анализ и т.д.).

Рассмотрим наиболее распространенные методы конкрет­но-социологических исследований государственно-правовых явлений.

Изучение документов (документальный метод). Документ — это объект исследования, содержащий информацию на любом материальном носителе (бумаге, магнитной ленте, дискете и др.) при помощи какой-либо знаковой системы.

Существуют различные классификации документов.

По общей значимости документы можно разделить на официальные и неофициальные. Официальные документы имеют «служебный» характер, поскольку они составлены государственными и муниципальными органами и учреждениями, коммерческими и некоммерческими организациями. К неофициальным относятся в основном личные документы, касающиеся жиз­ни и деятельности лица или группы лиц (письма, автобиогра­фии, мемуары, речи, дневники и пр.).

По характеру знаковых средств фиксации информации до­кументы делят на текстовые и нетекстовые. В текстовых доку­ментах информация закреплена посредством письменных зна­ков (букв), а в нетекстовых документах — с помощью неречевых знаков. К последним можно отнести кино-, видео-, фото- и фоно-документы, картины, рисунки, карты, чертежи, ноты и др.

Документы, какими бы достоверными они на первый взгляд ни казались, требуют к себе критического отношения, посколь­ку содержащиеся в них сведения могут быть неверными, непол­ными. Поэтому документ следует проанализировать, ответив на следующие вопросы:

а) что он представляет собой по виду и форме?

б) какова подлинность текста?

в) кто его автор?

г) время, место и обстоятельства возникновения документа?

д) какова достоверность содержащихся в нем сведений?

е) насколько полна закрепленная в документе информация?

ж) каковы цели создания документа?

При изучении документов может быть использован коли­чественный метод, называемый контент-анализом. Его суть заключается в выделении в изучаемом документе определен­ных признаков (единиц анализа), подсчете их количества и определении частоты употребления таких признаков в общем объеме имеющейся информации или в общем количестве изу­ченных документов. Индикаторами, т.е. конкретными указате­лями на присутствие единиц анализа в документе, могут быть:

1) употребленные в тексте понятия, события, наименова­ния, имена собственные, устойчивые словосочетания;

2) предложения (утверждения, вопросы, оценки и т.п.);

3) совокупность высказываний на определенную тему.

Для количественного анализа составляют вопросник, содер­жащий набор вопросов на определенную тему, ответы на кото­рые могут быть получены из документов.

Большое значение в сборе первичной информации со слов опрашиваемого имеет метод опроса. Метод опроса может про­водиться заочно путем распространения, сбора и обработки анкет (анкетирования) либо очно, в форме беседы с опрашивае­мым лицом. Эти методы широко используются, например, при изучении положения товарного рынка по следующим парамет­рам: количество и качество товара, конкурентоспособность то­вара, ассортимент продукции на торговом предприятии.

Первый метод опроса требует разработки анкеты. Обычно она состоит из следующих частей:

1) преамбулы (вводной части), в которой указывается, кто проводит опрос, с какой целью, дается инструкция по заполне­нию анкеты и ее возврату, гарантия анонимности и высказыва­ется благодарность за ответы;

2) паспортички (демографической части), содержащей воп­росы по социально-демографической характеристике респон­дентов. Иногда эти вопросы помещают в конце анкеты;

3) контактных вопросов, позволяющих заинтересовать рес­пондента и ввести его в изучаемую проблему;

4) основных вопросов, с помощью которых собирают ту информацию, ради которой проводят исследование;

5) заключительных вопросов, предоставляющих возмож­ность опрашиваемому свободно высказаться по теме исследо­вания.

Помимо перечисленных в анкету могут быть включены кон­трольные вопросы и вопросы-фильтры. Первые применяются для проверки правдивости ответов, а также для уточнения и дополнения сведений, получаемых из ответов на основные воп­росы. Вторые предназначены для проверки того, относится ли респондент к группе людей, подлежащих опросу, компетентен ли он.

Имеет значение порядок расположения вопросов. Они должны располагаться в логической последовательности. Социологи рекомендуют в начале анкеты ставить простые вопросы, в се­редине — сложные, трудные, деликатные. Затем сложность воп­росов убывает. В анкете не должно быть ненужных или наводя­щих вопросов.

Следует продумать содержание, форму и порядок не толь­ко вопросов, но и ответов на них. В зависимости от формы ответов различают вопросы закрытые, открытые и полузакрытые. Закрытые вопросы бывают:

а) с альтернативными ответами типа «да — нет» (иногда с добавлением «не знаю»);

б) со шкальными ответами, например, для оценки интен­сивности какого-либо явления в баллах;

в) с ответами-меню, из списка которых можно выбрать один или несколько ответов.

Открытые вопросы не содержат ответов, и респондент может дать любой, какой пожелает.

Полузакрытые вопросы имеют неполный перечень ответов, и опрашиваемый может ответить на них в строке «другое (иное)».

Для проверки правильности составления анкеты проводит­ся пробный (пилотажный) опрос. Он состоит в том, что анкета размножается в небольшом количестве и распространяется сре­ди специально подобранных, типичных респондентов. Если ока­жется, что, например, многие отказались ответить на вопросы анкеты либо среди опрошенных большой процент ответивших «не знаю (затрудняюсь ответить)» или вообще отсутствуют от­веты на вопросы, то придется пересмотреть формулировки этих вопросов и ответов либо исключить их.

После пилотажа можно приступить к массовому опросу. Анкеты могут быть разосланы по почте (количество возвратив­шихся анкет около 30%) или непосредственно розданы респон­дентам (возвращается около 90%).

Опрос может быть сплошным или выборочным. Выбороч­ный метод применяют тогда, когда обследуемый контингент превышает 500 человек. Его суть состоит в том, что вместо всей массы людей, называемой генеральной совокупностью, обсле­дуют только выделенную по определенным правилам ее часть, составляющую выборочную совокупность. Полученные резуль­таты распространяют на генеральную совокупность.

Выборки бывают вероятностными и целенаправленными.

При вероятностной выборке каждый элемент генераль­ной совокупности должен иметь равную вероятность попасть в выборочную совокупность. Такая выборка может быть простой случайной, механической, серийной, гнездовой и др. Примера­ми простой случайной выборки являются жеребьевка, лотерей­ный метод. Механическая выборка состоит в том, что все эле­менты генеральной совокупности сводят в единый список, из которого через равные интервалы отбирают нужное число рес­пондентов. При серийной выборке генеральная совокупность разбивается на однородные части (серии) по определенному признаку. Из каждой серии отбирается количество элементов пропорционально общему числу элементов в ней. Особенность гнездовой выборки заключается в том, что отбираются группы опрашиваемых с последующим их сплошным опросом.

При целенаправленной выборке не применяются правила теории вероятности. Имеются следующие ее виды: стихийная (например, почтовый опрос), основного массива (опрашивают 60-70% от генеральной совокупности), квотная (в качестве квот могут быть данные о признаках элементов генеральной совокуп­ности, например образование, возраст).

Выборка должна быть характерной, т.е. выборочная сово­купность должна воспроизводить характеристики генеральной совокупности, достаточно верно отражать содержание и зако­номерности изучаемого явления. Разность между данными ге­неральной и выборочной совокупности называется ошибкой выборки. По мнению социологов, повышенная надежность ис­следования допускает ошибку выборки до 3%, обыкновенная — от 3 до 10%, приближенная — от 10 до 20%, ориентировочная — от 20 до 40%.

Интервью — это беседа исследователя с респондентом по определенному плану. Интервью может проводить сам исследователь или его помощники. Исследователь, пользуясь вопросником, планом, бланком или карточкой, задает вопросы, направляет беседу, фиксирует ответы опрашиваемых.

Интервью может быть стандартизированным или свободным.

Стандартизированное интервью осуществляется по закрытым вопросам, и исследователю остается лишь пометить от­вет подчеркиванием, крестиком либо записать его в балльной системе (1, 2, 3 и т.д.).

Свободное интервью — это беседа с респондентом по опре­деленному кругу вопросов, по которым ему предоставляется свобода ответов.

По процедуре проведения различают интервью:

— панельное, т.е. многократное с одними и теми же лицами по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени;

— клиническое, т.е. длительное, глубокое;

— фокусированное, т.е. кратковременное по какому-либо конкретному вопросу.

Метод экспертных оценок заключается в изучении мне­ния специалистов, обладающих глубокими знаниями и практи­ческим опытом в определенной сфере. В качестве экспертов от­бираются как научные, так и практические работники (не более 20-30 человек). Для определения их компетентности приме­няются следующие способы:

1) эвристический (интуитивные оценки, даваемые самими экспертами друг другу);

2) статистический (оценки, полученные путем анализа суж­дений экспертов по изучаемому вопросу);

3) тестовый (оценки, полученные путем тестовых испыта­ний экспертов);

4) документальный (оценки, полученные путем изучения материалов, характеризующих экспертов);

5) комбинированный (оценки, полученные с использовани­ем нескольких из перечисленных способов).

Опрос экспертов может быть индивидуальным или груп­повым, очным или заочным. Индивидуальный опрос проводит­ся путем анкетирования или интервью. Групповой опрос возмо­жен в форме «круглого стола», в ходе которого происходит обмен мнениями между специалистами.

В экономических науках этот метод используется при раз­работке и реализации прогнозов деятельности предприятия, оценке внутреннего состояния предприятия, сильных и слабых его сторон, выявлении тенденций, позволяющих максимально использовать имеющие возможности, избегать негативных си­туаций, возможных угроз в будущем.

При проведении конкретно-социологических исследований государственно-правовых явлений используются и другие ме­тоды: социометрии, тестов, биографические, психологические и логико-математические.

Собранный с помощью рассмотренных способов эмпиричес­кий материал требуется обобщить и проанализировать. Для это­го применяются методы сводки, группировки и статистическо­го анализа.

Статистическая сводка состоит в том, что содержащиеся в анкетах, карточках и других материалах сведения система­тизируются, сводятся в статистические совокупности и обозна­чаются обобщающими показателями (абсолютными числами, процентами и т.д.).

Группировка заключается в расчленении статистических показателей на качественно однородные группы по существен­ным признакам. В зависимости от целей выделяют следующие группировки:

1) типологическая (например, деление промышленных предприятии по их организационно правовой форме, характе­ру и степени их общественной значимости);

2) структурная (например, динамическая группировка доли прибыльных промышленных предприятий за 5 лет);

3) аналитическая (например, группировка данных, показывающих зависимость уровня рентабельности производства от множества факторов, в том числе объема и структуры реализованной продукции, цены ее реализации и себестоимости и т.п.).

Для измерения статистических связей между признака­ми изучаемого явления применяется корреляционный анализ.

Корреляционной связью называется такая форма причин­ной связи, при которой причина порождает следствие не одно­значно, а лишь с определенной долей вероятности.

Различают корреляционные связи: простые и множествен­ные (по количеству признаков связи), положительные и отри­цательные (по направленности), прямолинейные и криволиней­ные (по аналитическому выражению).

Простая корреляция отображает связи между двумя при­знаками (например, посещаемостью занятий студентами и их успеваемостью). При множественной корреляции экономическое явление рассматривается как совокупность влияния многих фак­торов (себестоимость продукции и факторы, ее определяющие).

Положительная корреляция отражает изменение призна­ков в прямой пропорциональности. Например, с ростом произ­водительности труда возрастает объем производства. Когда уве­личение (уменьшение) одного признака, сопровождается умень­шением (увеличением) другого признака, корреляция называ­ется отрицательной. Например, чем меньше затраты времени на производство единицы продукции, тем выше производитель­ность труда.

Прямолинейной называют связь, которая может быть вы­ражена уравнением прямой линии. Для криволинейного вида связи, выражаемого уравнением кривой линии, характерно то, что с увеличением одного признака второй сначала увеличива­ется, а затем, после достижения определенного уровня разви­тия, уменьшается.

Глубокое изучение явлений, процессов требует использо­вания приемов корреляционного анализа, который обеспечива­ет возможность выражения тесноты связи между количествен­ными и качественными показателями, и использования их для построения теоретических моделей зависимости показателей от различных факторов.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение терминов «метод» и «методология».

2. Какова методология научного исследования.

3. Перечислите общенаучные методы научных исследова­ний и дайте общую характеристику каждому из них.

4. Назовите специальные методы научного исследования, определите их значимость и необходимость.

5. Что такое статистическая сводка? Сформулируйте ее за­дачи.

6. Назовите виды группировок в зависимости от их целей.

7. Дайте определение термина «корреляция».

8. Какие корреляционные связи имеются в общественном производстве и какую роль играют они в изучении зависимости между экономическими явлениями и процессами?

Источник

Читайте также:  Ревматоидный артрит лечение народными способами
Оцените статью
Разные способы
Чувственное Рациональное