Обществознание — школьникам. 9 класс. Термины по теме: «ПОЗНАНИЕ».
ПОЗНАНИЕ
Агностицизм — это философское учение, отрицающее познаваемость объективного мира и объективное значение истины.
Анализ — это прием мышления, связанный с условным расчленением изучаемого объекта, разложением его на составные части, стороны, тенденции развития и функционирования с целью относительно самостоятельного их изучения.
Аналогия — это такой прием научного мышления, который заключается в том, что на основе сходства объектов по некоторым свойствам, признакам выдвигается предположение об их сходстве в других отношениях.
Гносеология — это теория познания, раздел философии, изучающий возможности познания, исследующий источники, формы и методы познания, условия его достоверности и истинности.
Дедуктивный метод — прямо противоположен индукции, он характеризуется движением мысли от знания общего к знанию частного.
Диалектика — это всеобщий метод научного познания, с позиции которого все явления объективной действительности рассматриваются в постоянном движении и взаимосвязи друг с другом.
Знания — это важнейший компонент науки.
Индуктивный метод — при познании явлений объективной действительности мысль движется от знания частного к знанию общего, знанию законной.
Истина — это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.
Метод — это способ или совокупность способов достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Наблюдение — это целенаправленное изучение предмета (явления), опирающееся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление.
Наука — это сложное явление, представляющее целую сферу человеческой деятельности, в процессе которой создаются знания об окружающем мире, о его закономерностях.
Образование — это целенаправленная систематическая деятельность по освоению и совершенствованию знаний, умений и навыков, получаемых в общих и средних специальных и высших образовательных учреждениях, а так же путем самообразования.
Объект познания — это то, на что направлено познание, что отражается в сознании субъекта.
Обыденное познание — это процесс человеком чувственно воспринимаемых вещей и процессов окружающего мира, приобретение им эмпирических знаний, складывающихся в ходе повседневной жизни.
Отражение — это всеобщее свойство окружающей действительности, которое заключается в том, что все объекты материальной действительности в процессе взаимодействия изменяют свое состояние — оставляют «следы», «отпечатки» друг на друге.
Ощущения — это простейшие чувственные образы, отражения в сознании отдельных свойств, качеств, сторон материальных предметов и явлений.
Познание — это общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий.
Понятие — это такая форма мышления, в которой отражаются наиболее общие, существенные и необходимые свойства, признаки реальных вещей, явлений.
Рациональное познание — это переход от улавливания внешних, лежащих на поверхности свойств и отношений, к постижению внутренних, относительно устойчивых связей, выражающих общее и дающих понимание сущности.
Самопознание – процесс, когда человек оценивает самого себя, свои знания, возможности, наблюдая за самим собой со стороны. Самопознание тесно связано с таким явлением, как рефлексия(от лат. – обращение назад) – процесс размышления индивида о происходящем в его сознании.
Синтез — это прямо противоположная операция в мышлении, суть которой заключается в объединении ранее выделенных частей в условное целое с целью изучения тех существенных связей, которые объединяют ранее выделенные в анализе части в одно целое.
Скептицизм — это философское воззрение, характеризующееся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины.
Сравнение — это сопоставление однородных характеристик разных объектов.
Субъект познания — это тот, кто познает окружающий мир, в чьем сознании отражается объективная реальность.
Суждение — это форма выражения мысли, в которой посредством связи понятий устанавливается наличие или отсутствие какого-либо признака, свойства предмета, его связи с другими предметами.
Умозаключение — это вывод из нескольких других суждений, посредством которого появляется новое, полученное логическим путем, знание.
Чувственное познание — это начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами; это отражение внешних, лежащих на поверхности свойств и отношений, фиксируемых в явлении.
Эксперимент — это целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем.
Термины по теме ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Искусство — это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
Культура — это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.
Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, а так же способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.
Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо силой воздействия на него общественного мнения.
Наука — это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на результатах научных исследований.
Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством, реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.
Религия — это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а так же религиозных институтов.
Источник
СПОСОБ ПОЗНАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ — ОБЪЕКТИВНОЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ
Обращение к общественному мнению дает возможность прежде всего познавать самые различные сферы и стороны социальной действительности — объективной и субъективной. Как мы уже говорили, общественное мнение является формой отражения мира бытия и мира сознания, и потому оно — важное средство измерения этих двух миров, фиксирования их фактов и связей.
Что касается, в частности, мира бытия, то, как было показано в параграфе 13, его изучение с помощью общественного мнения определяется действием «принципа целесообразности». Этот принцип исходит из того, что объективная действительность постигается прежде всего сама по себе, с помощью объективных методов, а не через ее отражение в сознании людей. А с другой стороны, он утверждает, что существуют ситуации, при которых обращение к миру мнений с целью измерения мира бытия является именно «целесообразным». Тогда же, в параграфе 13, мы рассмотрели одну из таких ситуаций. Теперь остановимся на двух других.
|
Начнем с того, что в социальной действительности существует множество объективных явлении, для понимания которых обращение к субъективному миру мнений является решающим, а иногда даже единственно возможным средством анализа. В таких случаях факты
сознания оказываются ключом к пониманию фактов бытия. Это можно показать на примере анализа причин разводов.
Как известно, явление развода фиксируется в большом числе самых разнообразных по своему содержанию данных, в том числе имеющих и безусловно объективный характер. К их числу должна быть отнесена в первую очередь та часть судебной статистики, которая касается таких сторон дела, как возраст разводящихся, возраст их вступления в брак, продолжительность брака, число детей в семье, социальное и имущественное положение разводящихся и т. д. Значение всех этих объективных данных, бесспорно, велико. Однако, содержащие сведения исключительно о фигурах разводящихся, они абсолютно ничего не говорят собственно о причинах развода. И это обстоятельство сразу же сужает их значение: подобного рода статистика может служить лишь базой для построения различных рабочих гипотез относительно действительных причин разводов или материалом для корреляции выводов, сделанных на основании каких-то иных источников. Не больше.
Что же касается других объективных данных, выражающих явление развода, так сказать, непосредственным путем— например, говорящих об условиях жизни разводящихся, о характере взаимоотношений между ними, о состоянии их здоровья и т. д., то тут вопрос обстоит еще сложнее. Как известно, на практике эти данные просто-напросто не фиксируются, и не только судебной статистикой, но и, как правило, статистикой вообще, по крайней мере, во всем их объеме и совокупности. Главное же — они также не позволяют «преодолеть» в анализе чрезвычайную сложность объективного механизма разводов.
Дело заключается прежде всего в том, что в действительности имеется поистине бесчисленное множество эмпирических причин, в силу которых распадаются семьи. В этом смысле знаменитая формула Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастлива по-своему» кажется гениальной. Если в ней еще как-то можно оспаривать первую половину, то вторая, конечно, не подлежит сомнению. «Сосчитать» причины разводов чрезвычайно сложно. Можно взять на выборку любое число семейных неудач, и в каждом случае в объективном выражении явления мы столкнемся с совершенно своеобразным действием факторов, приведших к печальному концу.
Проблема усложняется еще более в связи с тем, что в подавляющем большинстве случаев все эти причины (пусть их даже удается полностью зафиксировать) действуют не обособленно, не в чистом виде, но комплексно. В результате в каждой конкретной ситуации исследователь фактически сталкивается не с одной какой-либо причиной, но одновременно с множеством связанных друг с другом причин.
В соответствии с законами математических комбинаций это обстоятельство сразу же, одним махом многократно увеличивает «сосчитанный» ряд причин. А главное — на место простых, линейных величин оно ставит сложные, комплексные величины. Фиксированию теперь должны подлежать уже не отдельные причины, но отношения, зависимости между ними. Это ставит статистику, как и любой другой способ объективного измерения явлений, просто-таки в безвыходное положение: теперь в каждом конкретном случае формальной (в частности статистической) обработке факта должен предшествовать определенный научный анализ реальной ситуации, который обязан вынести определение факту, вычленить в нем главное и второстепенное, доминирующие и зависимые стороны и т. д. Между тем сделать это каждый раз бывает очень сложно даже для самих супругов, честно пытающихся разобраться, в чем же дело.
Наконец, на пути объективного анализа рассматриваемого явления встречается еще одна крупнейшая трудность. Она связана с тем, что все эти так называемые объективные причины разводов имеют относительный характер, не действуют автоматически. Приводя в одних ситуациях к распаду семьи, они в других ситуациях не имеют никакой разрушительной силы или, в крайнем случае, играют роль лишь катализаторов распада.
Названные трудности заставляют исследователя покинуть сферу объективных данных, сохранив ее для коррелятивного анализа, и искать выхода из положения в сфере субъективного мира людей, прежде всего непосредственно в сфере мотивов человеческого поведения. Такой шаг оказывается продиктованным не только сложностями объективного анализа, но и более принципиальным соображением, являющимся, в сущности, лишь иным выражением невозможности анализировать взятый предмет, исходя из одних только объективных показателей. Мы имеем в виду самую природу разводов, состоящую в том, что непосредственной, ближайшей причиной их всегда оказываются именно субъективные мотивы людей.
Строго говоря, при анализе разводоз можно различить два ряда порождающих их причин: а) причины, природа которых связана с особенностями самой личности — ее субъективными качествами, моралью, мировоззрением, психологией ит. д., и б) причины, природа которых имеет безусловно объективный характер, то есть связана с определенными условиями жизни личности, не зависящими от качеств последней. Несмотря на взаимосвязанность и взаимообусловленность этих типов причин, на всю относительность границ между ними, их различие по существу и значению кажется очевидным. Но у них есть и решающая общая черта — они приводят к распаду семьи, лишь преломившись через мир сознания людей, лишь воплотившись в определенных мотивах поведения. Так, за исключением тех случаев, когда объективные условия существования семьи означают на деле условия ее несуществования (как, например, в случае долговременного проживания супругов в разных городах), разрушительное действие объективных причин оказывается невозможным без сопроводительного действия причин субъективных, без того, чтобы эти объективные причины соответствующим образом отразились в сознании людей, приобрели характер фактов сознания, накладывающих печать на все поведение людей: супруги могут разлюбить друг друга и разойтись и без «злой тещи», но, имея «злую тещу», они не разойдутся до тех пор, пока «не разлюбят» друг друга.
Иными словами, природа противоречий, приводящих к распаду семьи, может быть самой различной — корни их могут уходить «в землю» — в область материальных (биологических, экономических, хозяйственных и т. д.) явлений или «висеть в воздухе» — относиться к области разного рода субъективных качеств людей,— но независимо от этого все эти противоречия неизменно должны выразиться в форме рациональных или чувственных мотивов, чтобы действительно привести к разводу. И именно поэтому исследование причин разводов обращается преимущественно (хотя и не исключительно) к анализу мира сознания людей, к рассмотрению субъективных данных и прежде всего — мотивации разводов, даваемой людьми.
Однако от сделанного нами теперь вывода до выдвинутого в самом начале тезиса — о том, что решающим способом постижения механизма разводов является обращение именно к общественному мнению,— еще далеко. Дело в том. что субъективный мир людей имеет множество непосредственных, то есть лежащих также в сфере сознания, форм своего выражения, общественное мнение — лишь одна из них.
С точки зрения фиксирования мотивов разводов эти формы представляют различную ценность — в зависимости от большей или меньшей степени точности, с которой ониотражают действительную картину. Мы не раз уже подчеркивали, что суждения людей о мире неизменно таят в себе возможность самых невероятных ошибок и отклонений от истины. Это тем более верно, когда речь заходит о такой интимнейшей сфере человеческих отношений, как семейная жизнь. Известно, что люди весьма неохотно впускают в свой интимный мир посторонних, относя по старинной традиции многие факты из этого мира к разряду «стыдного». Но главное даже не в этом. Главное состоит в том, что люди в подавляющей массе своей сами крайне неадекватно понимают и передают свой внутренний мир, так что призыв древних мудрецов: «Познай самого себя!» — остается не осуществленным и по сю пору.
Все это заставляет весьма критически относиться к тем или иным формам самовыражения человеческого «я» и оценивать их весьма различным образом. Многие из них, несмотря на всю их внешнюю привлекательность и удобство для анализа, как раз сопряжены с очень большими ошибками: подлинное они подменяют фиктивным, а реальное — иллюзорным.
Именно так следует оценить, в частности, тот раздел судебной статистики, которая фиксирует мотивы разводов, то есть касается уже непосредственно субъективных фактов, и строится, как известно, на основании тех официальных заявлений, с которыми разводящиеся обращаются в суд. Анализ показывает, что причины разводов, официально фигурирующие в суде, и причины подлинные в большинстве случаев не совпадают друг с другом.
Поэтому несравненно более предпочтительным и обнадеживающим кажется тут обращение к другого рода субъективным данным, именно к широкому общественному мнению. При прочих равных обстоятельствах зафиксированные в мнениях людей мотивы разводов представляются прежде всего значительно более правдивыми, соответствующими истине. Это обеспечивается как устранением условий, обычно вынуждающих людей идти на сознательное отклонение от действительности, так и, напротив, созданием условий, наиболее благоприятствующих выявлению истины. В рамках правильно организованного опроса мнение человека о мотивах разводов, основывающееся на непосредственном опыте и фиксирующее этот опыт, будет иметь значительно больший вес, нежели мнение, высказанное тем же человеком на суде, хотя бы потому, что опрос гарантирует полнейшую анонимность высказываний. Что же касается мнений, фиксирующих обобщенный опыт людей и представляющих собой результат их наблюдений и размышлений над фактами действительности, то, вполне понятно, объективность таких мнений должна быть оценена еще более высоко: позиция «незаинтересованного» человека почти совершенно свободна от элементов сознательной, умышленной лжи.
Правда, тут остается вторая проблема: возможность неосознанного, неумышленного отклонения мнения от истины— не из-за желания скрыть эту истину, а исключительно из-за неумения понять или выразить ее. Однако, как мы увидим в следующей главе, и в данном отношении анализ общественного мнения представляется гораздо более надежным, свободным от ошибок, нежели анализ другого рода субъективных данных.
|
В социальной действительности существует также множество таких объективных явлении, измерение которыхс по мощью обращения к общественному мнению является если и не единственно возможным, то, во всяком случае, гораздо более предпочтительным в сравнении с использованием разного рода объективных методов. Это предпочтение бывает связано с большей экономией сил и средств, с большими удобствами в проведении исследования, с большей точностью анализа
и т. д. В таких случаях исследователь не собирает и не описывает сам факты действительности, но «поручает» (доверяет) эту работу общественному мнению.
В частности, одним из главных преимуществ обращения к общественному мнению при констатации фактов действительности является то, что таким образом получаемое знание опирается на уже обобщенные представления людей о предмете, сложившиеся в процессе практики. Это делает рассматриваемый путь весьма экономным в сравнении с обычными методами объективного анализа.
Приведем такой пример. Допустим, перед исследователем стоит задача раскрыть главные особенности, существенные признаки коммунистического труда, причем он должен сделать это средствами объективного анализа. Очевидно, для решения такой задачи исследователь должен обратиться к конкретному материалу — пойти в заводские цеха, на колхозные фермы и т. д. Там он должен будет подробно изучить характер деятельности коллективов коммунистического труда, причем не одного, а нескольких, многих коллективов, чтобы охватить явление во всем разнообразии его черт и особенностей. Затем он должен будет сравнить полученные объективные показатели с другими объективными показателями, характеризующими труд «обычных» людей и коллективов (предварительно также определив их),— полученная в сравнении разница даст возможность ответить на поставленный выше вопрос.
Вместе с тем такую задачу можно решить и иным путем: обратившись к мнению людей, непосредственно сталкивающихся с деятельностью ударников и коллективов коммунистического труда и могущих сопоставлять (постоянно, на каждодневном опыте) эту деятельность с трудом «некоммунистическим», а также к мнению самих ударников и коллективов, получивших высокое звание. Если при этом соблюсти определенные условия — обеспечить необходимо большую величину опрашиваемого ансамбля, гарантирующую от случайностей, добиться необходимой искренности высказываемых мнений и т. д.,— задача будет решена с высокой степенью точности. Опыт нашего IV опроса, о котором мы рассказывали выше, подтвердил это достаточно убедительно. Мнение масс безошибочно перечислило все основные компоненты реально существующего коммунистического труда. Вместе с тем такое знание об объективной действительности было получено исключительно экономичным путем, как в смысле затрат общих усилий, так и в смысле сроков проведения исследования.
Эта экономичность метода обращения к общественному мнению становится особенно ценной, когда речь идет об исследовании явлений, относительно редко распространенных. В этом снова можно было убедиться на опыте нашего IV опроса, при рассмотрении безвозмездного, бесплатного, не сопряженного с расчетом на вознаграждение труда.
В свое время, говоря о коммунистическом труде, В. И. Ленин неизменно отмечал такую его черту, как безвозмездность. Однако в условиях социализма эта черта осуществляется еще в довольно ограниченных масштабах (заметим, что первые две группы опрошенных практически даже не вспомнили о ней: о безвозмездном труде сказали лишь 1,3 процента не участвующих в движении и всего 0,6 процента борющихся за звание). Ясно, что анализ данного явления с помощью объективных методов представлял бы крайне сложное дело. Понадобилась бы огромная, охватывающая массу коллективов и, следовательно, весьма продолжительная по времени работа. Напротив, обращение к общественному мнению позволило решить эту задачу, как говорится, одним махом.
В результате анализа высказываний большого числа коллективов было обнаружено, что безвозмездный труд не только существует, но существует в большом количестве различных, крайне не равноценных по своему значению форм. При этом оказалось, что одни из форм безвозмездности находятся в вопиющем противоречии с принципами социализма, содержат в себе элементы уравниловки и не могут принести ничего, кроме вреда (сравни, например, так называемые «ударные» сверхурочные часы, когда энтузиазм и задор молодых рабочих используется плохими руководителями для латания дыр в плохо налаженном производстве), другие же формы, напротив, являются очень важными, интересными и перспективными, могущими сыграть большую роль в процессе воспитания масс (сравни, например, работу на общественных началах, шефскую деятельность и т. д.)[173]
Как известно, массы являются тем субъектом исторического процесса, который очень остро воспринимает разного рода недостатки и отрицательные моменты в социальной жизни и кровно заинтересован в их устранении. Это обстоятельство делает общественное мнение масс важнейшим средством раскрытия отрицательных явлений действительности, тем более что официальная информация на этот счет может быть неполной, необъективной. Когда речь заходит о социальной критике, слово общественности — незаменимый источник познания.
В этом можно убедиться на примере того же IV опроса, основной целью которого было критическое подведение итогов 4-летнего развития движения за коммунистический труд, выявление его «минусов» и «больных мест».[174]
Нужно сказать, общественность проявила к такой постановке вопроса самый большой интерес и не только поддержала общую критическую направленность опроса, но и нарисовала глубокую и всестороннюю картину существующих болезней движения. На прямой вопрос анкеты: «Какие недостатки, с Вашей точки зрения, имеют место в соревновании за коммунистический труд?» — только двое опрошенных из каждых ста неучаствующих в движении, трое из каждых ста борющихся за звание и пятеро из ста удостоенных почетного имени ответили: «Недостатков нет». Все же остальные ответы содержали в себе острую критику недостатков, присущих движению, оценку меры их опасности, указание на их источники и средства устранения[175].
С равным успехом общественное мнение фиксирует и положительный опыт, накапливаемый массами в различных сферах деятельности. В этом смысле оно вообще представляет собой как бы гигантский аккумулятор, содержащий бесчисленное множество позитивных наблюдений и выводов. Особая ценность всех этих выводов в том, что зачастую они весьма реалистичны и, как следствие этого, динамичны. Отбирающее ценные зерна опыта в процессе непосредственной социальной практики, общественное мнение постоянно проверяет свои оценки новым опытом, уточняет их, отказывается от тех, что не подкрепились жизнью, — словом, не только аккумулирует, но и постоянно «просеивает» так называемый положительный опыт через сито практики. Все это делает его очень важным источником изучения такого опыта. В косвенной форме этот опыт может фиксироваться исследователем в любых высказываниях общественности. Однако существуют средства и для прямого «разряживания» «аккумулятора»: исследователь может добиваться этого с помощью разного рода конструктивных вопросов.
|
Дающее немалые результаты при изучении объективной действительности, общественное мнение, как уже отмечалось, оказывается просто незаменимым источником познания, когда речь заходит о фиксировании явлений субъективного мира — разного рода эмоций и мыслей людей, их настроений и желаний, степени их сознательности и различных психологических комплексов. Конечно, субъективный
мир человека постигается не только путем обращения к общественному мнению, но и с помощью множества самых различных, в том числе объективных, методов — наблюдения, самонаблюдения, эксперимента и др. Однако метод обращения к общественному мнению играет здесь далеко не последнюю роль. Ведь общественное мнение не только может констатировать факты сознания, но и само является таким фактом. Поэтому оно дает возможность всесторонне познавать состояния общественного сознания, измерять процессы, в нем происходящие.
В первую очередь это относится, конечно же, к задаче определения общего уровня массового сознания, существующего в обществе на данном этапе его развития. Анализ общественного мнения позволяет измерять степень культуры, грамотности, компетентности масс, меру их сознательности, того, насколько глубоко они понимают общественный интерес, насколько руководствуются им в своем отношении к действительности, границы их единодушия и т. д. Как кажется, примеров этому выше было приведено достаточно.
Путем обращения к общественному мнению молено выявить и структуру существующего в данный момент в обществе массового сознания — наличие и удельный вес в этой структуре различных элементов: обыденного сознания, теоретического знания, религиозного сознания и др. При этом большим преимуществом рассматриваемого метода является то, что он позволяет обнаружить не номинальную величину этих элементов, а их реальное, фактическое значение, что, как легко убедиться, далеко не всегда совпадает.
Возьмем такой пример. Пусть обсуждаемая проблема предполагает наличие у людей теоретических знаний в масштабе программы вуза, а среди взрослого населения страны лица с высшим образованием составляют 5 процентов. Исходя из этих данных, казалось, логично было бы предположить, что и в структуре массового сознания элементы теоретического знания составят минимум 5 процентов. Однако в действительности такой номинальный подход может оказаться очень далеким от истины, во-первых, потому, что часть окончивших институты лиц может находиться (хотя бы в данном вопросе) в плену обыденных представлений, а во-вторых, потому, что и среди лиц, не имеющих высшего образования, может быть немало таких, кто (также хотя бы в рамках обсуждаемого вопроса) располагает теоретическим знанием.
В равной степени эффективно общественное мнение и в деле познания другой стороны субъективного мира масс — тех явлений их духовной жизни, которые обнимаются понятием «социальная психология». Общественное мнение дает ключ к измерению и общего состояния этой психологии (уровня настроений масс, их жизненного тонуса и т. д.), и ее отдельных элементов (например, связанных с категориями морали). Например, в III опросе анализ высказываний общественности позволил составить представление о многих сторонах идейного и психологического облика советской молодежи.
БАЗА РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ
Значение изучения общественного мнения не исчерпывается только тем, что оно позволяет фиксировать эмпирические факты из мира бытия и мира сознания. Рассматриваемый путь является одновременно и путем развития социальной теории — экономической, этической, исторической, юридической, философской и т. п.
Это верно прежде всего в том широком смысле слова, в котором мы вообще говорим о любом конкретно-социологическом исследовании, что оно дает пищу теоретическому анализу и тем самым ведет к развитию теории.
|
Говоря о соотношении конкретного и теоретического анализов, Л. Н. Коган писал:«В ходе социологического исследования можно выделить следующие основные этапы, тесно связанные друг с другом:
а) Сбор фактов, анализ и обработка статистического материала, высказываний трудящихся, протоколов собраний, отчетов и т. д. Так создается фактическая основа, «первичный материал» для исследования.
б) Формулирование на основе этого материала частных выводов. Именно эти выводы могут быть положены в основу практических рекомендаций.
в) Познание общих закономерностей развития общества, которое осуществляется благодаря обобщению всего фактического материала. » [176]
В целом эта схема представляется верной. Разумеется, ее не следует понимать в том смысле, что каждый социолог, экономист, этнограф, историк или юрист, проводящий конкретные исследования, должен быть одновременно и теоретиком в своей области (равно как не требуется и того, чтобы теоретики непременно сами проводили конкретные исследования). При современном объеме научной работы фигура исследователя, являющегося одновременно и собирателем фактов и теоретиком, столь характерная для предыдущих периодов в истории науки, становится как раз все более и более редкой. Зато, напротив, все чаще и чаще можно видеть теперь, как одни исследователи выполняют первую часть работы, а другие (в количественном отношении их, понятно, несравненно меньше) — вторую. Это ясно: в современной науке, как и во всех других развитых сферах социальной деятельности, существует общественное разделение труда, и одним из оснований его служит как раз то обстоятельство, что накопление и обработка фактического материала, с одной стороны, и построение теории, с другой, представляют собой два различных этапа в научном исследовании [177].
Однако, признавая существование, так сказать, «чистых эмпириков» и «чистых теоретиков» не только допустимым, но и закономерным, одновременно следует подчеркнуть ненормальность ситуации, при которой теоретический анализ витает в заоблачных эмпиреях абстрактных категорий, а конкретный анализ оказывается с головою погруженным в эмпирию фактов. В роли творца социальной науки не может выступать высокомерная фигура теоретика, с пренебрежением, сверху вниз, смотрящего на «конкретику», не владеющего соответствующим эмпирическим материалом. Точно так же и наоборот: всякое конкретное исследование должно проводиться с учетом требований теории и с целью ее дальнейшего развития. Разумеется, теоретические формулы не пекутся как пироги и обычно возникают в результате обобщения не одного, а множества, массы эмпирических исследований. Но последние должны видеть эту перспективу, иначе они бессмысленны. Социолог-эмпирик, проводящий конкретные исследования, не должен становиться в положение описанного Р. Мертоном «исследователя, вооруженного анкетой и карандашом, который гоняется за изолированными и бессмысленными статистическими данными».
При этом наибольшую ценность с точки зрения развития теории представляют те конкретные социологические исследования, которые прямо ведут не только к формулированию частных выводов, но и к пониманию разного рода общих закономерностей социального развития, по меньшей мере, к их обнаружению.
|
Как и любая иная форма конкретно-социологических исследований, обращение к общественному мнению дает эмпирический материал, пищу теоретическому анализу и тем самым способствует развитию социальной теории в целом. Однако о значении изучения общественного мнения для нужд теории можно говорить не только в этом всеобщем, широком, но и в специфическом, узком смысле. В отличие от других видов конкретных исследований, изучение
высказываний общественности может содействовать решению теоретических задач и, так сказать, прямо, непосредственно, до и без участия социолога-теоретика.
Такой эффект достигается благодаря способности общественного мнения к аналитической деятельности. В подобных случаях общественность, как известно, не только констатирует социальные факты, но и высказывается по поводу их природы, механизма возникновения, причинной обусловленности, взаимосвязи с другими фактами и т. п., то есть, по сути, занимается как раз специфически теоретическим анализом, хотя и в простейших его формах.
Разумеется, исследователь и в данных случаях не может ограничить свои задачи лишь регистрацией и количественной обработкой полученных высказываний и принять, что называется, на веру в качестве истинных решения проблем, предлагаемые общественностью,— учитывая сложность природы общественного мнения, он, как и всегда, должен, подвергнуть эти высказывания всестороннему критическому анализу, с точки зрения уточнения содержания мнений, определения степени их истинности, меры компетентности и т. д. Точно так же здесь полностью сохраняется и задача теоретического решения выдвинутых проблем: независимо от усилий, предпринятых в этом направлении общественным мнением, исследователь (или непосредственно тот самый, который проводит опрос, или теоретик по преимуществу) должен провести их самостоятельный теоретический анализ. Однако ни то, ни другое обстоятельство не меняют существа главного факта — того, что в случае обращения к общественному мнению исследователь может не только получить первичный эмпирический материал для последующего теоретического анализа, но и привлечь (в той или иной форме и мере) к этому теоретическому анализу самое общественность.
Что касается формы такого рода теоретической деятельности, то она может быть весьма различной. Выше, например, мы ссылались на случаи, когда общественное мнение успешно вскрывало природу социального явления, давало ему определение путем перечисления его существенных признаков. Из практики Института общественного мнения известно множество примеров и того, как общественное мнение осуществляло простейший анализ и синтез явлений.
В частности, такая работа общественности по раскрытию внутренних зависимостей между различными группами явлений имела большое значение в теоретическом анализе причин, обусловливающих недостатки в структуре свободного времени городского населения страны. Анализ этой структуры, проведенный непосредственно самим исследователем, обнаружил в ней два существенных изъяна: неразвитость отдельных элементов свободного времени и наличие резких диспропорций (в том числе носящих ярко выраженный социальный характер) в положении различных групп. Абстрактно говоря, такое положение вещей могло возникнуть в результате действия двоякого рода причин: или 1) в силу низкой культуры свободного времени, отличающей определенные круги населения, то есть в силу относительной неразвитости (может быть, даже отсутствия) у них вкусов, запросов, потребностей в тех или иных прогрессивных видах досуга, а также их неумения организовать свое свободное время, использовать имеющиеся для этого возможности и т. д. (это — так сказать, субъективный фактор); или 2) в силу отсутствия в обществе необходимых объективных условий для наилучшего использования людьми свободного времени, то есть в силу сравнительно ограниченного характера реальных возможностей, которыми располагают люди. Какие из этих причин играли в действительности определяющую роль?
Ясно, что ответ на этот вопрос исследователь мог получить прежде всего путем теоретического анализа соответствующих фактов, выявленных непосредственно в опросе, а также добытых другими исследователями-«эмпириками». Именно таким образом было установлено, что значение субъективного фактора в наши дни в самом деле исключительно велико; причем границы его шире: речь должна идти не только о личности, характеризующейся узким кругозором, но и о неудовлетворительной зачастую деятельности разного рода государственных учреждений и общественных институтов, занимающихся организацией досуга масс, их воспитанием, призванных развивать вкусы и потребности личности. Вместе с тем тот же социологический анализ убедительно показал, что своим возникновением и существованием названные проблемы свободного времени связаны главным образом не с этими субъективными моментами. Их корни лежат прежде всего в сфере действия разного рода объективных факторов — таких, как нехватка свободного времени; недостаток (или полное отсутствие) в городах различных культурных, спортивных и прочих учреждений; недостаток личных средств; плохие жилищно-бытовые условия и т. п. При этом на первом месте, бесспорно, стоят хроническая и всеобщая нехватка свободного времени и недостаточное развитие в стране материально-технической базы досуга — острая нехватка театров и стадионов, концертных залов и туристских баз, вечерних кафе и загородных зон отдыха и т. д.
В то же время в распоряжении исследователя был и другой путь решения вопроса — путь обращения к общественности с просьбой сказать, что она думает по этому поводу, как оценивает относительное значение субъективного и объективного факторов в происхождении названных недостатков структуры свободного времени. Именно с этой целью, в расчете на аналитические способности общественного мнения мы поместили в анкете два вопроса: I. «Что мешает Вам проводить досуг так, как Вам нравится?» и II. «Какие важнейшие пути для лучшего использования досуга Вы видите?». Ответы на них дали следующие ряды причин и предложений:
1) Недостаток свободного времени
2) Недостаточное развитие материально-технической базы досуга.
Источник