Способ познания наиболее характерный для востока путь сердца путь ума путь общения путь деяния

Три пути познания по Бэкону.

Философия Нового времени. Эмпиризм. Рационализм.

Эмпиризм.

Эмпиризм— направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: «нет ничего в ра­зуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)», «знание — сила». Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.

Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон.

Фрэнсис Бэкон(1561 — 1626) — английский философ и политический деятель (в 1620 — 1621 гг. — лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).

Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпи­ризма— заключается в том, что в основе познания лежит исклю­чительно опыт.Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэ­кону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его дея­тельности, способствовать новым изобретениям, развитию эко­номики, господству человека на природе.

В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание — сила».

Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с кото­рой главным методом познания должна стать индукция.

Под индукциейфилософ понимал обобщение множества ча­стных явлений и получение на основе обобщения общих выво­дов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).

Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с по­мощью четких логических приемов.

Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками об­ладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в эксперименталь­ной проверке, подтверждении индукции).

Путь преодоления главного недостатка индукции (ее непол­ноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

Три пути познания по Бэкону.

Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может прохо­дить познавательная деятельность.Это:

«Путь паука»— получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».

«Путь муравья»— такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматиче­ский

• эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. «Чистые эмпирики» концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким обра­зом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы «снаружи», «со стороны», но не могут понять внутреннюю сущ­ность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

«Путь пчелы»,по Бэкону, — идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «во­внутрь» проблемы, понять ее сущность.

Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями дол­жен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истин­ное знание. Данные причины философ иносказательно называет «призраками»(«идолами») и определяет четыре их разновидности:

призраки рода;

Призраки родаи призраки пещеры— врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.

В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом — то есть чело­век осуществляет познания, находясь в рамках общечеловече­ской культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый ре­зультат, снижает истинность знания.

Читайте также:  Современные способы передачи изображения цифрового телевидения

Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуж­дения — «пещера») отражается в конечном результате познания.

Призраки рынкаи призраки театра— приобретенные заблуждения.

Призраки рынка — неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.

Призраки театра — влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает про­являть новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).

Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих «призраков» и получать свободное от их влияния «чистое знание».

Рационализм.

Рационализм(от лат. ratio —разум) — направление в фило­софии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

Рационализм имеет два основных направления — онтологи­ческое и гносеологическое.

Согласно онтологическому рационализмув основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рациона­лизм близок к идеализму (например, учению Платона о «чистых идеях», которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир («мир вещей») является). Одна­ко рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рацио­нализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежден­ные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демократ, Эпикур и др.).

Основная идея гносеологического рационализмазаключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гно­сеологические рационалисты выступали против средневековой теоло­гии и схоластики, представители которых видели в основе познания

Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рацио­налисты были оппонентами эмпиристов — сторонников философско­го направления, распространенного в новое время, тоже выступав­ших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов — «Знание — сила»).

Основоположником рационализмасчитается Рене Декарт(1596 — 1650) — видный французский философ и ученый-математик.

Заслуга Декарта перед философией в том, что он:

• обосновал ведущую роль разума в познании;

• выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;

• стал автором теории дуализма, чем попытался примирить мате­риалистическое и идеалистическое направление в философии;

• выдвинул теорию о научном методе познания и о «врожден­ных идеях».

То, что в основе бытия и познания лежит разум,Декарт дока­зал следующим образом:

• в мире существует много вещей и явлений, которые непо­нятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Напри­мер: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);

• зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усом­ниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);

• следовательно, сомнение реально существует, этот факт оче­виден и не нуждается в доказательствах;

• сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит;

• мыслить может реально существующий человек;

• следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

• поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежатьтолько разум.

В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афо­ризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыс­лю, следовательно, я существую».

Дата добавления: 2018-03-01 ; просмотров: 5322 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Способ познания наиболее характерный для востока путь сердца путь ума путь общения путь деяния

Форум МШУБ » Новостной курьер » Кейсы, задания, вопросы » ТЕСТЫ ПО ФИЛОСОФИИ (Тест проверки знаний по курсу философии (для себя))
TeSS Date: Пятница, 2006-12-08, 19:55:04 | Message # 1

Вариант 1.
Раздел 1. Метафилософия
1. Философская концепция, признающая существование двух равноправных, независимых друг от друга субстанций …
□ монизм
□ дуализм
□ плюрализм
□ эклектицизм
2. Философское направление, считающее, что первоначалом мира является мировой разум …
□ материализм
□ объективный идеализм
□ субъективный идеализм
□ нейтральный монизм
3. Философская позиция, считающая сознание видом материи …
□ вульгарный материализм
□ солипсизм
□ скептицизм
□ эклектицизм
4. Представление о трансцендентном Боге Творце, правящем миром …
□ теизм
□ деизм
□ пантеизм
□ атеизм
5. Тип мировоззрения, основанный на вере в Ничто …
□ восточный мистицизм
□ натурализм
□ экзистенциализм
□ нигилизм
6. Пронумеруйте исторические формы мировоззрения в порядке возрастания степени их рациональности (1 – низшая степень рациональности, 4 – наивысшая):
религия
мифология
научное мировоззрение
философия
7. Установите соответствие между названиями основных разделов философии и их содержанием:
онтология учение о человеке
гносеология теория познания
антропология учение о ценностях
аксиология учение о бытии
8. Установите соответствие между названиями философских наук и их содержанием:
история философии наука о художественном освоении человеком мира
логика наука о развитии философской мысли во времени
эстетика наука о морали
этика наука о законах и формах мышления
9. Способ философствования, заключающийся во внутреннем созерцании…
□ теоретическая рефлексия
□ медитация
□ трансцендирование
□ диалогика
10. Философский метод познания, представляющий собой рассуждение из недостаточного основания …
□ диалектика
□ метафизика
□ софистика
□ эклектика
Читайте также:  Современные способы утепления фасада
TeSS Date: Пятница, 2006-12-08, 20:04:05 | Message # 2

Автор данных тестов и вопросов к экзамену наш профессор Фалько В.И. за предоставленный материал ему огромное спасибо! Единственный преподаватель, кот. решил воспользоваться плодами интернета. 🙂
TeSS Date: Пятница, 2006-12-08, 20:18:18 | Message # 3

Вариант 2.
Раздел 1. Метафилософия
1. Философская концепция, признающая существование множества равноправных, независимых друг от друга субстанций …
□ монизм
□ дуализм
□ плюрализм
□ эклектицизм
2. Философское направление, считающее, что первоначалом мира является материя …
□ материализм
□ объективный идеализм
□ субъективный идеализм
□ нейтральный монизм
3. Философская позиция, смешивающая несовместимые концепции …
□ вульгарный материализм
□ солипсизм
□ скептицизм
□ эклектицизм
4. Представление о Боге как мировом разуме, сотворившем мир, но не вмешивающемся в его бытие …
□ теизм
□ деизм
□ пантеизм
□ атеизм
5. Тип мировоззрения, основанный на стремлении человека к слиянию с Единым как мировым абсолютом …
□ восточный мистицизм
□ натурализм
□ экзистенциализм
□ нигилизм
6. Пронумеруйте исторические формы мировоззрения в порядке их выхода на доминирующие позиции в общественном сознании:
религия
мифология
научное мировоззрение
философия
7. Установите соответствие между названиями разделов философии и их содержанием:
[ ]онтология [ ]учение об обществе
[ ]эпистемология [ ]учение о научном знании
[ ]социальная философия [ ]философия философии
[ ]метафилософия [ ]учение о бытии
8. Установите соответствие между названиями философских наук и их содержанием:
[ ]история философии [ ]наука о вневременных параллелях в содержании философских учений Востока и Запада
[ ]сравнительная философия [ ]наука о развитии философской мысли во времени
[ ]логика [ ]наука о морали
[ ]этика [ ]наука о законах и формах мышления
9. Способ философствования, заключающийся в направленности мысли на себя …
□ теоретическая рефлексия
□ медитация
□ трансцендирование
□ диалогика
10. Философский метод познания, рассматривающий все явления и понятия в развитии и взаимосвязи …
□ диалектика
□ метафизика
□ софистика
□ эклектика
TeSS Date: Пятница, 2006-12-08, 20:20:59 | Message # 4

Вариант 3.
Раздел 1. Метафилософия
1. Философская концепция, признающая существование только одной субстанции …
□ монизм
□ дуализм
□ плюрализм
□ реализм
2. Философское направление, считающее, что первоначалом мира является психический опыт…
□ материализм
□ объективный идеализм
□ субъективный идеализм
□ «нейтральный» монизм
3. Философская позиция, сводящая все сущее к сознанию данного субъекта …
□ вульгарный материализм
□ солипсизм
□ скептицизм
□ эклектицизм
4. Философское учение, отождествляющее Бога и природу …
□ теизм
□ деизм
□ пантеизм
□ атеизм
5. Тип мировоззрения, основанный на отождествлении всего мира с природой …
□ восточный мистицизм
□ натурализм
□ экзистенциализм
□ нигилизм
6. Пронумеруйте исторические формы мировоззрения в порядке их возникновения:
[ ]религия
[ ]мифология
[ ]научное мировоззрение
[ ]философия
7. Установите соответствие между названиями основных разделов философии и их содержанием:
[ ]онтология [ ]учение об обществе
[ ]праксеология [ ]учение о практике
[ ]социальная философия [ ]учение о ценностях
[ ]аксиология [ ]учение о бытии
8. Установите соответствие между названиями философских наук и их содержанием:
[ ]сравнительная философия [ ]наука о художественном освоении человеком мира
[ ]логика [ ]наука о вневременных параллелях в содержании философских учений Востока и Запада
[ ]эстетика [ ]наука о морали
[ ]этика [ ]наука о законах и формах мышления
9. Способ философствования, заключающийся в общении, познании себя и мира через другого …
□ теоретическая рефлексия
□ медитация
□ трансцендирование
□ диалогика
10. Философский метод познания, заключающийся в отыскании неизменной глубинной сущности вещей …
□ диалектика
□ метафизика
□ софистика
□ эклектика
Читайте также:  Метафора как способ создания образа
TeSS Date: Пятница, 2006-12-08, 20:23:08 | Message # 5

Вариант 1.
Раздел 2. История философии.
2.1. Возникновение философии. Философия Древнего Востока

1. Теоретическая философия возникает непосредственно из…
□ практики
□ мифологии
□ науки
□ магии

2. К теоретической философии относится книга…
□ Авеста
□ Велесова книга
□ Бхагавадгита
□ Книга мертвых

3. Книга, излагающая взгляды Лао цзы…
□ Дао дэ цзин
□ Лунь юй
□ Сама Тянь
□ Шан цзюнь шу

4. Неортодоксальная система индийской философии …
□ вайшешика
□ чарвака (материализм)
□ веданта
□ ньяя

5. Неклассическая школа китайской философии…
□ конфуцианство
□ моизм
□ эклектизм
□ легизм

6. Не является буддийским положение…
□ Жизнь есть страдание
□ Причина наших страданий – это наши желания
□ Цель спасения – освобождение души и ее подъем к месту обитания совершенных существ
□ Чтобы избавиться от страданий, надо следовать восьмеричным путем спасения

7. Пронумеруйте исторические этапы развития индийской философии в хронологическом порядке:
[ ]эпический
[ ]ведический
[ ]классический
[ ]средневековый

8. Установите соответствие между понятиями китайской философии и их содержанием:
[ ]Дао [ ]Космические начала, выражающие дуальность мира
[ ]Дэ [ ]Невмешательство, ненасилие над природой вещей
[ ]Инь-ян [ ]Путь Неба, основа всего сущего, начало всех начал
[ ]Недеяние (увэй) [ ]Путь Неба, проявленный в действии, в мире бытия

9. Человек, постигший себя как Брахман, э то…………………

10. Способ философствования, наиболее характерный для Востока…
□ теоретическая рефлексия
□ медитация
□ трансцендирование
□ диалогика

TeSS Date: Пятница, 2006-12-08, 20:25:06 | Message # 6

Вариант 2.
Раздел 2. История философии.
2.1. Возникновение философии. Философия Древнего Востока

1. Считается, что теоретическая философия возникла…
□ в темные века греческой истории
□ в осевое время человечества
□ в период написания гимнов Ригведы
□ в период написания первых китайских книг мудрости

2. Древняя книга мудрости, в наибольшей степени определившая содержание китайской философии…
□ И цзин
□ Шу цзин
□ Ши цзин
□ Ли цзи

3. Книга эпического периода индийской философии…
□ Ригведа
□ Махабхарата
□ Йога-сутра
□ Веданта-сутра

4. Неклассическая школа китайской философии…
□ даосизм
□ учение инь-ян
□ атомизм
□ легизм

5. Неортодоксальная система индийской философии …
□ буддизм
□ миманса
□ веданта
□ ньяя

6. Не является категорией индийской философии понятие…
□ Брахман
□ Карма
□ Дао
□ Джива

7. Расположите имена китайских философов в хронологическом порядке:
[ ]Конфуций
[ ]Мо-цзы
[ ]Лао цзы
[ ]Сунь-цзы

8. Установите соответствие между понятиями индийской философии и их содержанием:
[ ]Атман [ ]Закон нравственного воздаяния
[ ]Брахман [ ]Субъективное духовное начало, душа
[ ]Карма [ ]Духовный Абсолют, безличное духовное начало мира
[ ]Сансара [ ]Колесо (цепь) перерождений живых существ

9. Органическое общество, основанное на господстве традиции, это ………………………… общество.

10. Способ выживания общества и культуры, наименее характерный для Древнего Востока…
□ приспособление к миру
□ уход в духовный мир
□ изменение окружающего мира
□ закрытость общества

TeSS Date: Пятница, 2006-12-08, 20:27:05 | Message # 7

Вариант 3.
Раздел 2. История философии.
2.1. Возникновение философии. Философия Древнего Востока

1. Считается, что исторической формой теоретической философии является…
□ Предфилософия
□ Протофилософия
□ Парафилософия
□ Натурфилософия

2. Часть вед, наиболее насыщенная философским содержанием …
□ Брахманы
□ Упанишады
□ Араньяки
□ Мантры

3. Основные положения конфуцианства изложены в книге…
□ Дао дэ цзин
□ Лунь юй
□ Сама Тянь
□ Шан цзюнь шу

5. Неортодоксальная система индийской философии …
□ санкхья
□ йога
□ джайнизм
□ ньяя

6. Не является понятием китайской философии…
□ Дэ
□ Недеяние
□ Атман
□ Небо

7. Пронумеруйте исторические этапы развития индийской философии в хронологическом порядке:
[ ]эпический
[ ]ведический
[ ]классический
[ ]средневековый

8. Установите соответствие между учениями и именами их основоположников:
[ ]Буддизм [ ]Заратустра
[ ]Даосизм [ ]Сиддхартха Гаутама
[ ]Зороастризм [ ]Лао цзы
[ ]Конфуцианство [ ]Кун Фу-цзы

9. Духовный учитель, наставник в Индии это…………

Источник

Оцените статью
Разные способы