Глава 17. Символическое мышление как способ познания действительности
Связь между двумя видами мышления в какой-то степени являет символ. Если абстрактное понятие владеет лишь отдельными свойствами явления, то символ берет это явление в сущности, в цельности. Выигрывая в полноте, символическое мышление уступает рассудочному в точности.
Символ представляет собой нерасторжимое единство идеи и образа, чувственного и абстрактного. Иррациональное мышление через символ добилось конкретно-чувственного обобщения предметов и явлений мира. Иррациональное мышление конкретный предмет делает знаком, потом превращает в символ других предметов и в итоге представляет и замещает эти предметы. Особенно это заметно в мифах и сказках древних людей. Символ берет предмет в его смысловой цельности, не отделяя от образа. А научное мышление дробит, отделяет идею от образа. Как писал Флоренский: «Символы – суть органы нашего общения с реальностью, ими и посредством их мы соприкасаемся с тем, что было до тех пор от нашего сознания».
Шпенглер — видный философ прошлого — считал, что все, что есть, представляет собой символы: «От телесных проявлений — лицо, облик, осанка отдельных людей, сословий, народов — все всегда было известно, до мнимо вечных и общеобязательных форм познания, математики и физики — все говорит о сущности какой-то конкретной, и только этой вот, а не той души».
Часто под символом понимают какой-либо простой знак. Но в действительности символ представляет собой знак, за которым скрывается какой-либо смысл — сложный образ, мотив, идея, сюжет, жизненная ситуация. То есть, можно сказать, символ есть знак, оплодотворенный мыслью. Знак обычно однозначен, а вот символ многозначен. Символом называют образ, термин, обладающий, помимо общеупотребительного, еще и дополнительным значением, несущим нечто не-определенное, неизвестное.
Термин «символ» происходит от греческого «симболон» — знак, примета, признак. По словарю Даля, символ, в переводе опять же с греческого, означает сокращенье, перечень, полную картину, сущность в немногих словах или знаках. Символ веры, исповедание сущности или основ ее. Может также передавать изображение картинное, и вообще чертами, резами, знаками с переносным, символическим, иносказательным значением. Например, весы — символ правосудия. Кулак — символ самовластия. Треугольник — символ св. Троицы и т. д.
Почему-то многие исследователи символизма относят как самых древних людей, так и сам символический способ выражения некоторых космических и иных закономерностей к чему-то примитивному. Но в реальности стоит задуматься над тем, как мог «примитивный» древний человек всего одним символом запечатлеть то, что современная наука безуспешно пытается разгадать при всем современном арсенале средств. Чтобы создать обобщенный знаковый образ чего-то, надо иметь обширные знания, иметь синтетический широкоохватный ум.
Очень близко к пониманию древней природы символов подошел русский исследователь И. Клочков. Он прозорливо писал: «Древний человек жил в мире абсолютных истин; у него были точные и окончательные ответы на все кардинальные вопросы: как произошли Вселенная, его страна, народ, что случается с ним после смерти и т. д. . Современному человеку приходится довольствоваться весьма приблизительными и временными ответами на «вечные» вопросы».
Потому совершенно справедливо русский философ А. Косарев отмечает, что, чтобы достичь синтетической глубины мышления древних людей, «необходимо приложить колоссальные усилия интеллектуального и психологического порядка, чтобы вжиться в образ первобытного человека и попытаться понять его «изнутри». При этом никогда нельзя быть уверенным в том, что в результате ваших усилий будет получен именно адекватный образ, а не современный суррогат».
Наше мышление есть отражение действительности в понятиях или символах, которые если не могут объять всю действительность, то, во всяком случае, могут вечно приближаться к этому охвату. Мышление вечно стремится к охвату действительности. А всякий символ есть отражение действительности. И символ становится способом переосмысления действительности.
«В символе частное представляет всеобщее — не как сон, не как тень, но как живое, мгновенное откровение непостижимого» (Гёте).
Символ можно уподобить материнской утробе, порождающей все сущее.
«Многое не выразимое словами может быть дополнено символами. Во всяком символе будет, таким образом, элемент невыразимого. Можно презреть значение сокровенного, но слова будут недостаточны.
Следует очень внимательно относиться к символам. Они, как сокровенные иероглифы, хранят сущность великого мироздания. Обычно люди не умеют обращать внимание на символы. Люди не любят указаний, ибо считают, что они подавляют их волю. Когда же люди остаются предоставленными себе, они полагают себя несчастными и покинутыми. Символы, как знамена, к которым могут сойтись воины, чтобы указать приказ. Потеря знамени считалась поражением войска. Также пренебрежение к символам может лишить постижения, не выразимого словами. Кроме того, символ есть запоминание целого Учения. Сокровенность символа есть как бы напряжение энергии» (Учение Жизни).
Понятие «символ» применялось для обозначения смыслового образа или смыслового знака, а также идей, чувств и эмоций. Например, у древних греков таким средством нередко служили осколки разбитой глиняной плитки, с помощью которой, совместив места разлома, люди могли узнать друг друга. Значение символа является намеком того, что за видимым изображением данного знака скрыт более глубокий смысл. Почему важно изучать символы?
Символ не есть лишь чистая внешняя форма, он полон глубокого смысла и не может быть понят без учета религиозных, философских представлений, всего культурного содержания у эпохи или общества, к которым этот символ принадлежит. Символ — это ключ, позволяющий проникнуть в область большую, чем он сам. За символом стоит разгадка человеческой психики, ее сознательных и бессознательных структур, а может, и само строение души. Как говорили древние мудрецы, сама Вселенная есть символ и сам человек есть символ, а вместе они уподобляли символически человека Вселенной и наоборот.
Древние люди настолько точно выражали символами сущность вещей или явлений, что эти символы практически без изменений дошли до нашего времени. Символы не могли заменить никакие достижения современной цивилизации. Сама мысль и язык самым тесным образом связаны с символизмом. Ведь наша речь выражается на письме буквами, а они есть не что иное, как символы.
Символ существует как своеобразные врата из мира нашей очевидности в мир подлинной реальности, в мир мысли, в мир тонких измерений и энергии.
Символами были геометрические фигуры, картины, предметы, чертежи, цифры, слова. Символ мог выражаться в звуке, движении, аромате.
Люди, не знающие языка друг друга, могут общаться посредством языка символов. Ведь тот же композитор использует символический язык нот, становящихся музыкой; художник при посредстве определенного набора изобразительных средств выражает на плоскости понятные всем пространственно-временные структуры; писатель использует язык образов для передачи чувств и эмоций своих героев.
Символичен язык жестов — мудры, сама Вселенная изображается в виде мандалы.
Этимологи признают, что всякое слово изначально было настоящей поэтической единицей, содержащей в себе яркую метафору или образ. Так, слово «ра» было не просто обозначением Бога Солнца, но и означало солнце в обычном разговорном языке. Слово «психея» у греков не только означало слово «душа», но и «бабочку», как символ души, а слово «миллитта» употреблялось и как имя богини и для ее обозначения — пчелы.
Современный язык представляет собой мозаику, состоящую из кусочков-языков — предшественников настолько древних, что санскрит по сравнению с ними — это язык, на котором говорили только вчера.
Нужно иметь подготовленное сознание, чтобы понимать и воспринимать символы и их язык.
Человек способен познать мир при посредстве языка символов. Символизм очень четко отражает основной принцип герметизма: «что вверху, то и внизу». Система символов издревле отражала соотношение мира духовного с миром материальным, выражая гармонические связи со Вселенной. Главный закон символизма гласит: реальность высшего порядка может быть представлена реальностью низшего порядка, но обратное невозможно. Всякий же символ есть отражение определенного целого, которое лишь спроецировано в нем и является хранилищем информации о том, что он изображает, открывая людям священное толкование космических ритмов. Духовное не передаваемо обычными словами, потому его можно передавать только через мифы, сказки, притчи и символы. Истинную символику можно рассматривать как прообраз высшей Реальности.
Итак, символ содержит в себе значение высшего, небесного, которое не только изначально, но и вечно. Оно сообщает символу ту силу, которая остается действенной, несмотря на прошествие многих веков. И спустя тысячелетия символ служит проводником той силы, которую он отражал. В символах хранилась определенная информация, поэтому многие из них передавались многие тысячи лет, представляя собой стабильные их отражения, не поддающиеся времени. Такие символы имеют универсальную космическую природу. К ним можно отнести изображения креста, звезды, солнца, спирали, круга. Но многие символы, популярные в свое время, могли стать непонятными или совсем исчезнуть. Почему это происходило?
Символы, как и все в мире, переживают периоды своего расцвета и своего упадка. Они могут носить временный и даже случайный характер, исчезать в одном месте и снова появляться в другом. Вначале символ охраняется лишь узким кругом посвященных, но потом может применяться очень широко. Нередко сокровенный смысл многих символов утрачивается, и он сохраняется только благодаря своему эстетиче-скому достоинству — красоте формы, например, в виде простого орнамента.
Символ нельзя искусственно создать или изобрести, вкладывая в них личное толкование, так как он представляет видимое изображение Высшей Истины, которую и символизирует.
Многие факты могут стать символизирующими — это и традиции, и ритуал, явления природы, биологические процессы, состояния человеческой души, таинства и откровения.
Глубокий символизм может быть заложен в форме святилищ и храмов.
В сложных символических формах большую роль играет не только сочетание элементов друг с другом, но и их расположение и ориентация.
Символ не просто выражает что-то, но он соединяет все уровни реальности, осуществляя взаимосвязь между различными планами бытия, между человеком и Космосом, вследствие чего обладает двойственным характером, который дает ему возможность быть носителем неоднозначного или даже множественного смысла. Он дает основание для множества ассоциаций и толкований, вплоть до взаимодополняющих и противоположных. Значение символа никогда не может быть полностью познаваемо. Потому, сталкиваясь с ним, человек должен иметь немалый жизненный опыт, чтобы обнаружить, что же на самом деле несет символ, ведь мы сами присутствуем в символе, и он присутствует в нас. Символ имеет столько значений, сколько есть градаций бытия, к которому он относится. Каждый постигает символы в силу своих возможностей, но не каждый может овладеть символическим языком. Для этого нужны большие образовательные и жизненные накопления. Тот, кто относится к символу в его буквальном смысле, тот не может постигнуть настоящих истин. Понимает язык символов лишь тот, кто прошел достаточное внутреннее развитие, которое позволяет воспринимать различные уровни бытия, видеть реальность в действительности, а не только в очевидности.
Сознательное восприятие космического значения символа случается редко. Символы пробуждают индивидуальный опыт и одухотворяют его, стимулируя действительное познание мира в его видимости и невидимости. Потому символ может являться при соответствующей подготовке ключом к открытию вселенских тайн. Обычный же человек, будучи окружен живым космосом, о котором он почти ничего не знает, имеет ограниченную способность в его познании, которую он не в силах преодолеть.
Знание символики имеет прямое отношение к познанию человеком самого себя. Символика — это одновременно и инструмент познания, и древнейший фундаментальный метод выражения реальности, способный скрыть различные ее аспекты, не уловимые для прочих средств.
Символика не просто интернациональна, но она простирается через века и имеет «способность содержать в немногих условных линиях мысль веков и мечты поколений, воспламеняет воображение и ведет в царство бессловесного мышления» (Линь Юнь-дан). Это мышление уже не является мышлением индивидуального «я». Символ нельзя искусственно создать или изобрести, имея в виду некое сугубо личное толкование ради красного словца. Он выходит за рамки индивидуального в универсальное. Символ представляет собой внешнее выражение или низшее высшей истины, которую олицетворяет, и служит средством сообщения чего-то о реальностях, которые при другом способе сообщения оказались бы затемненными из-за недостаточности нашего языка или слишком сложными для адекватного выражения. Символ не может быть понят вне своего религиозного, культурного или метафизического контекста, той почвы, на которой он вырос.
Символ — это ключ, позволяющий проникнуть в область большую, чем он сам, и применяющий его человек.
Символическое мышление позволяет осознать взаимосвязь всего сущего реально и потенциально, то есть взаимосвязь явлений и их сущностей, приоткрыть тайны природы. Символическое мышление как способ познания мира необходимо должно присутствовать в образовании, ибо ему не достает символической целостности в предъявляемой картине мира. Однозначные понятия научного мышления уже не могут отразить всю полноту и многообразие мира.
Символика лежит в основе человеческого сознания и познания, и игнорировать ее — значит серьезно страдать. Ее значение фундаментально, и современный символ должен удовлетворять все стороны человека: и дух, и интеллект, и чувства. Все религиозные обряды имеют символическое значение и качество, без понимания которого ритуал становится «пустым» суеверием. В ритуале скрыта широчайшая область символики положений и поз, таких как мудры или позы мольбы и смирения. Все это имеет глубокий смысл и сплетается тесно с природой и нуждами человека. И потому безразличие к символам не есть признак интеллигентности и просветления, а наоборот — признак отсутствия духовности.
В древние времена существовала цепь ученичества и учительства. То есть были посвященные в тайны мистерий, которые открывали новым эти древние сокровенные тайны тех или иных символов. Некоторые тайны вообще передавались только устно. Некоторые символы стали логическими формулами, сохраняя лишь свою природу, структуру и содержание. Скрытая реальность открывалась лишь тому, кто сам «вживался» в символ. Подлинный секрет высшей истины до сих пор остается невыразим, так как человеческий язык не способен передать невообразимые духовные понятия. Потому учитель передает ученику не сам секрет, а только его символ и пути духовные, с помощью которых возможно его постижение.
Сокровенность, или эзотеризм, стал мистерией символа, несущего на себе двойную нагрузку: с одной стороны, скрывая священные истины от несвященных, а с другой – раскрывая ее тем, кто уже готов воспринять новые знания.
Благодаря дошедшей до нас символике мы получаем возможность постигать религиозную и духовную жизнь прошлого и возможности изучения утерянных культур. Религиозная символика была важной частью культуры. В современном мире идет возрождение интереса к символам.
Как писал Мирча Элиаде, в восстановлении символики в своих правах еще есть шанс для человечества спастись от культурного провинциализма.
Вопросы для закрепления
1. Что такое символ?
2. Под силу ли примитивному человеку создать символ?
3. Почему важно изучать символы?
4. Какая роль символов в нашем миропонимании?
5. Можно ли назвать символ важнейшим компонентом нашей культуры?
Источник