Практикум «Демократические выборы» 10 класс
Практикум по теме «Политические партии и демократические выборы».
1. Многие современные политологи пишут об иллюзорности свободы изъявления воли граждан на избирательных участках вовремя выборов. Благодаря массированному воздействию средств массовой информации, общественное сознание определяет свои приоритеты, люди голосуют под влиянием позиции СМИ, а не собственных взглядов и убеждений.
Предложите три способа повышения политической зрелости и ответственности избирателя, защиты его права на свободный выбор.
1 ) изучать предложенную СМИ информацию о политичесских партиях, организациях, повышая свой кругозор и знания в политической сфере жизни государства
2) важно умение отделять ложную представленную информацию партией и настоящую, чтобы иметь правильное представление о их деятельности и взглядах
3) необходимо подробно изучать списки кандидатов на избрание в ту или иную должность, использовать независимые источники (лучше государственные СМИ), нежели частные.
4) Стараться не верить кричащим лозунгам и публичным обещаниям политиков и лидеров партий, следует опираться на мнение экспертов и независимых лиц
5) Следить за политической деятельностью государства, за введением новых законов в политической жизни.
2. Государство Z до принятия новой конституции было президентской республикой, а после её принятия стало парламентской республикой. Однако пост президента был сохранён. Кто будет возглавлять исполнительную власть в Z?
Ответ: Исполнительную власть будет возглавлять глава правительства (премьер-министр).
Какие полномочия сохранятся у президента Z? (Укажите любое одно полномочие.)
Ответ полномочия президента:
— он обнародует законы;
— подписывает вверительные и отзывные грамоты послов;
— формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий, победивших на выборах),
— имеет право помиловать осуждённых;
— имеет право формального утверждения состава кабинета министров;
— право открыть первое заседание парламента нового созыва.
Перед кем будет ответственно правительство?
Ответ: Правительство будет ответственно перед парламентом.
3. В лекции политолога была высказана мысль о том, что политические партии выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством. Приведите три аргумента в поддержку данного мнения.
Ответ: В поддержку данного мнения могут быть приведены следующие аргументы:
— организация оппозиции государственным органам, давление на них, если их политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия.
— осуществляет посредничество между гражданским обществом и политической властью;
-подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства.
— служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп.
4. В стране Z существует единственная политическая партия, которую называют «государственной», ибо она действует как инструмент для всеохватывающего контроля власти над обществом, поведением граждан. К какому типу относится политическая система страны Z?
Ответ: Тип политической системы (политический режим) — тоталитаризм.
Приведите два аргумента в обоснование своего ответа.
— в стране действует только одна политическая партия;
— партия контролирует государственную власть.
5. В стране Z правительство формируется политической партией или блоком партий, победивших на выборах. Депутатские места (мандаты) в Народном Собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 9%-ный избирательный барьер.
Укажите любой признак демократического избирательного права.
Ответ: Признаки демократического избирательного права:
— принцип равенства;
— принцип всеобщности;
— принцип альтернативности;
— принцип тайности.
К какому типу относится избирательная система страны Z?
Ответ: В государстве Z − пропорциональная избирательная система.
Как называется другой тип избирательной системы?
Ответ: Другой тип — мажоритарная.
Укажите различие между двумя избирательными системами.
Ответ:
— При пропорциональной системе избиратели голосуют за партийные списки, при мажоритарной за непосредственно за личности кандидатов;
— при пропорциональной системе мандаты распределяются в зависимости от доли набранных партийным списком голосов, при мажоритарной победившим считается кандидат набравший установленное законом большинство голосов.
6. Составить сложный план по теме «Политическое участие»
1. Понятие «Политическое участие».
2. Политические права граждан.
3. Признаки политического участия:
а) конкретные действия;
в) наличие выбора, альтернативы.
4. Виды политического участия:
а) непосредственное (прямое), опосредованное (представительное);
б) традиционное, инновационное;
в) конструктивное, деструктивное;
г) индивидуальное, групповое, массовое;
д) легальное, нелегальное;
е) случайное, профессиональное, «по совместительству»;
ё) добровольное, принудительное и др.
5. Формы непосредственного (прямого) политического участия:
а) участие в выборах и референдумах;
б) участие в митингах, шествиях, демонстрациях;
в) обращение в органы государственной власти;
г) участие в деятельности политических партий, общественно-политических движений;
д) участие в деятельности органов местного самоуправления.
6. Формы опосредованного (представительного) политического участия:
а) выступление на слушаниях парламентской комиссии;
б) ведение переговоров с представителями властных структур.
7. Функции политического участия:
а) инструментальная (влияние на принятие политических решений);
б) коммуникативная (совершенствование общества и его институтов);
в) образовательная (политическая социализация).
8. Политический абсентеизм и его причины.
9. Роль политической культуры в политическом участии граждан.
Источник
Способ повышения политической зрелости
Обществознание/21 век/Современное образование запись закреплена
Многие современные политологи пишут об иллюзорности свободы изъявления воли граждан на избирательных участках во время выборов. Благодаря массированному воздействию средств массовой информации, общественное сознание определяет свои приоритеты, люди голосуют под влиянием позиции СМИ, а не собственных взглядов и убеждений.
Предложите три способа повышения политической зрелости и ответственности избирателя, защиты его права на свободный выбор.
Способы повышения политической зрелости :
1) ориентир государства на развитии правовой культуры общества
2) устранение мнимой альтернативы выбора кандидатов на соответствующие должности.
3) возможность упрощенного порядка инициировании граждан в качестве кандидатов , для большей вовлечённости населения в избирательное право.
Показать полностью.
Способы ответственности избирателя:
1)Ориентир государства, в частности РФ на зарубежную практику, т.е возможность введения материальной (возможно и иной) ответственности за нигилизм избирателей .
Три способа защиты его права на свободный выбор:
1) Обеспечения государством , согласно конституционным принципом, т.е принципом демократизма, действительный плюрализм политических партий.
2) Повышенный контроль со стороны правоохранительных органов , т.е открытием различных горячих линий и пунктов .
3)Возможность обеспечения встреч избирателей с кандидатурами в режиме реального времени, в формате диалога, с ознакомление действительного потенциала и компетенции кандидатов.
Источник
Задания второй части ЕГЭ политика
ЗАДАНИЯ ВТОРОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПОЛИТИКА
1. — демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако с каждым годом в стране М. растёт число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.
2. На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между гремя кандидатами. Один из них набрал 42 % голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведите два обоснования своего ответа.
3. Политический деятель добился популярности предвыборными обещаниями полностью ликвидировать безработицу в стране и оставить страну за пределами НАТО. Однако, став премьер-министром, он не преуспел в борьбе с безработицей, зато быстро сделал страну членом Североатлантического альянса.
Приведите два доказательства того, что деятельностьвышеупомянутого политика является по своей суш популистской. В чём заключается социальный вред популизма?
4. переехал на новое место жительства в другую область накануне выборов губернатора. Чтобы понять происходящее в регионе, он просмотрел телепередачу об одном из кандидатов и проголосовал на выборах под влиянием увиденного и услышанного. Какова роль СМИ в современном обществе? Можно ли подобный выбор назвать свободным и осознанным? Как гражданам в условиях массированного воздействия СМИ осуществлять своё право на свободное волеизъявление?
5. В области прошли выборы главы администрации. Во втором туре около трети голосов принявших участие в голосовании избирателей было подано против обоих кандидатов. Назовите три возможные причины протестного голосования в этой области.
7. Социологи опросили совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: ≪Результаты каких выборов в наибольшей степени влияют на вашу жизнь, на положение дел в стране?≫ Результаты опроса представлены в таблице.
Влияют (% от числа опрошенных)
на жизнь страны
Никакие не влияют
Сделайте выводы о влиянии выборов различных уровней
а) на жизнь граждан; б) на жизнь страны. Объясните отличие в оценке гражданами влияния различных выборов на их жизнь и жизнь страны.
8. Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.
9. Деятельность политиков широко освещается в СМИ. У каждого из представителей ≪большой политики≫ есть целый штат советников, имиджмейкеров, которые подсказывают, что и как надо говорить, как одеваться, двигаться. Поясните, можно ли назвать подобных лидеров ≪открытыми, публичными политиками ≫. Приведите одно объяснение того, как рядовой гражданин, избиратель может распознать истинный облик политика, чтобы убедиться в правильности своего выбора. Укажите любые два способа, как сделать политическую деятельность действительно
публичной, прозрачной для рядового избирателя.
10. Американский учёный Ф. Фукуяма в работе ≪Конец истории≫ (1992) выдвинул тезис о том, что история человечества окончилась триумфом либеральной демократии и рыночной экономики в планетарном масштабе: ≪У либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив≫. Выразите своё отношение к данному тезису и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания права.
11. В ходе кампании по выборам главы областной администрации один из кандидатов, зарегистрированный избирательной комиссией, был снят с предвыборной гонки. Суд оставил решение избиркома в силе. Какими законными основаниями могла руководствоваться избирательная комиссия при отстранении кандидата? Укажите три основания
12. В государстве Т. представительные органы власти создаются в соответствии с правилом: ≪победитель получает всё≫. Для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей (50 % + 1 голос).
К какому типу Можно отнести избирательную систему государства Т.? По какому признаку вы это определили? Сформулируйте примущество и недостаток избирательной системы данного типа.
13. В день выборов депутатов Государственной думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведённый пример с точки зрения российского законодательства о выборах?
По каким правилам (укажите три) должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?
14. Многие современные политологи пишут об иллюзорности свободы изъявления воли граждан на избирательных участках во время выборов. Благодаря массированному воздействию средств массовой информации общественное сознание определяет свои приоритеты, люди голосуют под влиянием позиции СМИ, а не собственных взглядов и убеждений. Предложите три способа повышения политической зрелости и ответственности избирателя, защиты его права на свободный выбор.
15. Изучая типы лидерства в государстве Z, учёные узнали, что главы государства передавали свои полномочия старшим сыновьям, создавали законы и выполняли функцию верховного священнослужителя. Какой тип лидерства существовал в государстве Z? Приведите два факта, которые позволят утверждать, что государство Z — неограниченная монархия.
16. Государство Z до принятия новой конституции было президентской республикой, а после её принятия стало парламентской республикой. Однако пост президента был сохранён. Кто будет возглавлять исполнительную власть в Z? Перед кем будет ответственно правительство? Какие полномочия сохранятся у президента Z? (Укажите любое одно полномочие.)
17. В лекции политолога была высказана мысль о том, что политические партии выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством. Приведите три аргумента в поддержку данного мнения.
18. В стране Z существует единственная политическая партия, которую называют ≪государственной≫, ибо она действует как ийструмент для всеохватывающего контроля власти над обществом, поведением граждан. К какому типу относится политическая система страны Z? Приведите два аргумента в обоснование своего ответа.
19. Французский просветитель Ш. Монтескье утверждал, что в правильно устроенном государстве нет единой власти. Что он имел в виду? Приведите три аргумента в поддержку мнения известного мыслителя.
20. В государстве С. президент обладает правом назначения правительства и возглавляет его. Какая форма правления существует в государстве С.? Укажите ещё два признака данной формы правления, не упомянутые в задании.
1. — демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако с каждым годом в стране М. растёт число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.
1) у людей страны М. преобладает частный интерес, они поглощены своей частной жизнью и не интересуются общественными проблемами, в том числе и политической борьбой;
2) люди привыкли к стабильной и богатой жизни и не видят различий между политическими лидерами и партиями, которые находятся у власти;
3) часть неголосующих граждан могут быть недовольны своим положением, например, безработные. Они не видят тех сил на политической арене, которые помогут им улучшить своё положение;
4) низкий уровень гражданской культуры может сочетаться с высоким уровнем материального достатка общества;
5) на политической арене данной страны нет ярких политических лидеров, которые могли бы привлечь к себе интересы граждан, повысить их включённость в политическую жизнь.
2. На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между гремя кандидатами. Один из них набрал 42 % голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведите два обоснования своего ответа.
1) указано, что выборы осуществлялись по мажоритарной системе относительного большинства;
2) приведены два аргумента: например, признаки мажоритарной избирательной системы:
— выборы по избирательным округам;
— победу одержал кандидат, завоевавший менее половины (42 %) голосов избирателей, но больше, чем каждый из его соперников.
3. Политический деятель добился популярности предвыборными обещаниями полностью ликвидировать безработицу в стране и оставить страну за пределами НАТО. Однако, став премьер-министром, он не преуспел в борьбе с безработицей, зато быстро сделал страну членом Североатлантического альянса. Приведите два доказательства того, что деятельность вышеупомянутого политика является по своей суш популистской. В чём заключается социальный вред популизма?
1) два доказательства популистской деятельности политика, например:— выдвижение нереалистических (или заведомо ложных), но, видимо, популярных у избирателей лозунгов;
— заигрывание с массами обеспечило победу на выборах;
2) указан социальный вред популизма, например, разрушение доверия людей к политику и политике.
4. переехал на новое место жительства в другую область накануне выборов губернатора. Чтобы понять происходящее в регионе, он просмотрел телепередачу об одном из кандидатов и проголосовал на выборах под влиянием увиденного и услышанного. Какова роль СМИ в современном обществе? Можно ли подобный выбор назвать свободным и осознанным? Как гражданам в условиях массированного воздействия СМИ осуществлять своё право на свободное волеизъявление?
1) оценена позиция СМИ как четвёртой власти (основного источника информации);
2) степень свободы и осознанности подобного выбора, например, отмечено, что свобода всегда предполагает осознанный выбор среди нескольких альтернатив; поэтому если гражданин руководствуется только односторонней информацией, полученной на основании телепередачи об одном из кандидатов, то такой выбор не является вполне свободным и осознанным;
3) возможность осуществлять право на свободное волеизъявление в условиях массированного воздействия СМИ, например, подчёркнуто, что только знакомство с различными материалами СМИ, программами кандидатов, наблюдение за предвыборной борьбой позволит осуществить осознанный выбор при условии альтернатив.
5. В области прошли выборы главы администрации. Во втором туре около трети голосов принявших участие в голосовании избирателей было подано против обоих кандидатов. Назовите три возможные причины протестного голосования в этой области.
1) положение в данной области, вероятно, тяжёлое, и люди не доверяют властям;
2) кандидаты как политические фигуры не вызвали доверие избирателей;
3) кандидаты не учли интересы избирателей;
4) люди не верят в возможность позитивных изменений в обществе.
7. Социологи опросили совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: ≪Результаты каких выборов в наибольшей степени влияют на вашу жизнь, на положение дел в стране?≫ Результаты опроса представлены в таблице.
Влияют (% от числа опрошенных)
на жизнь страны
Выборы в законодательные собрания регионов
Выборы в органы местного самоуправления
Никакие не влияют
Сделайте выводы о влиянии выборов различных уровней
а) на жизнь граждан; б) на жизнь страны. Объясните отличие в оценке гражданами влияния различных выборов на их жизнь и жизнь страны.
а) о влиянии выборов на жизнь граждан, например: мнение опрошенных граждан разделилось: приблизительно одинаковые группы (20—27 %) признали влияние на свою жизнь президентских выборов и органов местного самоуправления, а также высказали мнение, что выборы никак не влияют на их жизнь;
б) о влиянии выборов на жизнь страны Z., например: более половины опрошенных признали определяющее влияние президентских выборов на судьбу страны;
2) объяснение отличия, например: решение многих повседневных проблем граждан связано с органами местного самоуправления, поэтому многие опрошенные отметили их значение; поскольку президент страны определяет основные направления внутренней и внешней политики, его влияние на судьбы страны было признано большинством граждан.
8. Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.
1) ответ на вопрос, например: возрастной ценз не противоречит ценностям
2) обоснования, например:
— возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т. е. принцип равноправия не нарушается;
— возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодёжи участвовать в политической жизни общества;
— возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти;
— возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодёжи.
9. Деятельность политиков широко освещается в СМИ. У каждого из представителей ≪большой политики≫ есть целый штат советников, имиджмейкеров, которые подсказывают, что и как надо говорить, как одеваться, двигаться. Поясните, можно ли назвать подобных лидеров ≪открытыми, публичными политиками ≫. Приведите одно объяснение того, как рядовой гражданин, избиратель может распознать истинный облик политика, чтобы убедиться в правильности своего выбора. Укажите любые два способа, как сделать политическую деятельность действительно
публичной, прозрачной для рядового избирателя.
1) дан ответ, например: подобное положение лишь отчасти можно назвать открытой, публичной политикой, потому что истинное лицо политика подчас скрыто за имиджем;
2) приведено объяснение, например: только сам гражданин (избиратель) за счёт активного заинтересованного контакта с властью, сбора информации из разных источников о политиках, их деятельности может составить компетентное мнение о публичных политиках;
3) в качестве способов обеспечения открытости и прозрачности для общества деятельности политиков могут быть указаны, допустим: освещение деятельности политиков независимой прессой; отчётность политиков перед гражданскими организациями, обществом в целом, избирателями.
10. Американский учёный Ф. Фукуяма в работе ≪Конец истории≫ (1992) выдвинул тезис о том, что история человечества окончилась триумфом либеральной демократии и рыночной экономики в планетарном масштабе: ≪У либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив≫. Выразите своё отношение к данному тезису и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания права.
1) точка зрения, например: несогласие с позицией Ф. Фукуямы;
2) аргументы, допустим:
— в современном мире сосуществуют как общества с рыночной экономикой, так и общества с традиционной и смешанной экономическими системами;
— применимость модели либеральной демократии в конкретной стране ограничивается, например, менталитетом нации;
— в современном мире существуют как общества, основанные на ценностях либеральной демократии, так и авторитарные, тоталитарные общества.
11. В ходе кампании по выборам главы областной администрации один из кандидатов, зарегистрированный избирательной комиссией, был снят с предвыборной гонки. Суд оставил решение избиркома в силе. Какими законными основаниями могла руководствоваться избирательная комиссия при отстранении кандидата? Укажите три основания
1) избирком выяснил в ходе проверки, что кандидат представил фальсифицированные списки с подписями;
2) кандидат мог неверно указать сведения о своих доходах и имуществе;
3) кандидат мог нарушить выборное законодательство во время проведения своей избирательной кампании, использовать недозволенные средства, административный ресурс.
12. В государстве Т. представительные органы власти создаются в соответствии с правилом: ≪победитель получает всё≫. Для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей (50 % + 1 голос). К какому типу Можно отнести избирательную систему государства Т.? По какому признаку вы это определили? Сформулируйте примущество и недостаток избирательной системы данного типа.
1) указан тип избирательной системы: мажоритарная система (абсолютного большинства);
2) указан признак: при мажоритарной системе (один депутат — один округ) победителем на выборах считается тот, кто завоевал 50 % + 1 голос;
— достоинство избирательной системы данного типа (простота определения результатов; избранный депутат будет представлять абсолютное большинство избирателей);
— недостаток избирательной системы данного типа (не все политические силы могут быть представлены в парламенте (в итоге может быть потеряно до 49 % голосов).
13. В день выборов депутатов Государственной думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведённый пример с точки зрения российского законодательства о выборах? По каким правилам (укажите три) должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?
1) дана оценка, например: подобный факт противоречит нормам избирательного права, за день до выборов агитация за кандидата должна быть прекращена, любое давление на выбор избирателя в день выборов противозаконно;
2) приведены правила, например:
— все кандидаты должны иметь равные условия доступа к средствам массовой информации;
— одинаковое время в эфире для своих предвыборных выступлений,
— средства на избирательную кампанию должны поступать в специальный фонд, расходование их должно быть прозрачно для общества и власти.
14. Многие современные политологи пишут об иллюзорности свободы изъявления воли граждан на избирательных участках во время выборов. Благодаря массированному воздействию средств массовой информации общественное сознание определяет свои приоритеты, люди голосуют под влиянием позиции СМИ, а не собственных взглядов и убеждений. Предложите три способа повышения политической зрелости и ответственности избирателя, защиты его права на свободный выбор.
1) гражданам необходимо знакомиться с максимально широким спектром мнений и точек зрения на программы кандидатов и партий, изучать аналитические материалы;
2) гражданам важно выяснить ≪послужной список≫ кандидатов, реально сделанное ими, познакомиться с мнениями независимых, возможно, зарубежных экспертов;
3) гражданам необходимо повышать свой уровень как общей, так и политической культуры и грамотности, учиться отличать популизм от реальных требований и обещаний;
4) гражданам не следует принимать на веру, некритично, заявления и обещания политиков, нужно стремиться получить дополнительную информацию из различных источников и т. д.
15. Изучая типы лидерства в государстве Z, учёные узнали, что главы государства передавали свои полномочия старшим сыновьям, создавали законы и выполняли функцию верховного священнослужителя. Какой тип лидерства существовал в государстве Z? Приведите два факта, которые позволят утверждать, что государство Z — неограниченная монархия.
1) тип лидерства в государстве Z. — традиционный;
2) Могут быть указаны следующие факты:
— власть передаётся по наследству;
— монарх издаёт законы;
— глава государства одновременно является и главой церкви.
16. Государство Z до принятия новой конституции было президентской республикой, а после её принятия стало парламентской республикой. Однако пост президента был сохранён. Кто будет возглавлять исполнительную власть в Z? Перед кем будет ответственно правительство? Какие полномочия сохранятся у президента Z? (Укажите любое одно полномочие.)
1) исполнительной властью будет руководить глава правительства (премьер-министр);
2) правительство будет ответственно перед парламентом;
3) могут быть названы следующие полномочия президента:
— он обнародует законы;
— формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий, победивших на выборах);
— имеет право амнистировать осуждённых;
— сохраняет за собой представительские функции;
— имеет право формального утверждения состава кабинета министров;
— имеет право открыть первое заседание парламента нового созыва.
17. В лекции политолога была высказана мысль о том, что политические партии выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством. Приведите три аргумента в поддержку данного мнения.
— организация оппозиции государственным органам, давление на них, если их политика не отражает интересов тех слоёв, которые представляет партия;
— осуществляет посредничество между Гражданским обществом и политической властью;
— подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства;
— служат выразителями интересов, потребностей и целей определённых социальных групп.
18. В стране Z существует единственная политическая партия, которую называют ≪государственной≫, ибо она действует как ийструмент для всеохватывающего контроля власти над обществом, поведением граждан. К какому типу относится политическая система страны Z? Приведите два аргумента в обоснование своего ответа.
1) тип политической системы — тоталитаризм;
2) могут быть приведены следующие аргументы:
— в стране действует только одна политическая партия;
— партия контролирует государственную власть;
19. Французский просветитель Ш. Монтескье утверждал, что в правильно устроенном государстве нет единой власти. Что он имел в виду? Приведите три аргумента в поддержку мнения известного мыслителя.
1) Ш. Монтескье имел в виду систему разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную);
2) могут быть приведены следующие аргументы:
— разделение властей — основной принцип организации государственной власти в демократическом государстве;
— цель разделения властей — не допустить узурпации власти в одних руках, тем самым предотвратить нарушения прав человека;
— разделение властей обеспечивает систему ≪сдержек и противовесов ≫, осуществляя взаимоконтроль трёх ветвей власти.
20. В государстве С. президент обладает правом назначения правительства и возглавляет его. Какая форма правления существует в государстве С.? Укажите ещё два признака данной формы правления, не упомянутые в задании.
1) форма правления — президентская республика;
2) могут быть приведены следующие признаки:
— правительство подотчётно президенту;
— президент не имеет права на роспуск парламента;
— полномочия президента и парламента чётко разделены.
1. — демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако с каждым годом в стране М. растёт число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.
2. На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между гремя кандидатами. Один из них набрал 42 % голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведите два обоснования своего ответа.
3. Политический деятель добился популярности предвыборными обещаниями полностью ликвидировать безработицу в стране и оставить страну за пределами НАТО. Однако, став премьер-министром, он не преуспел в борьбе с безработицей, зато быстро сделал страну членом Североатлантического альянса.
Приведите два доказательства того, что деятельностьвышеупомянутого политика является по своей суш популистской. В чём заключается социальный вред популизма?
4. переехал на новое место жительства в другую область накануне выборов губернатора. Чтобы понять происходящее в регионе, он просмотрел телепередачу об одном из кандидатов и проголосовал на выборах под влиянием увиденного и услышанного. Какова роль СМИ в современном обществе? Можно ли подобный выбор назвать свободным и осознанным? Как гражданам в условиях массированного воздействия СМИ осуществлять своё право на свободное волеизъявление?
5. В области прошли выборы главы администрации. Во втором туре около трети голосов принявших участие в голосовании избирателей было подано против обоих кандидатов. Назовите три возможные причины протестного голосования в этой области.
7. Социологи опросили совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: ≪Результаты каких выборов в наибольшей степени влияют на вашу жизнь, на положение дел в стране?≫ Результаты опроса представлены в таблице.
Влияют (% от числа опрошенных)
на жизнь страны
Выборы в законодательные собрания регионов
Выборы в органы местного самоуправления
Никакие не влияют
Сделайте выводы о влиянии выборов различных уровней
а) на жизнь граждан; б) на жизнь страны. Объясните отличие в оценке гражданами влияния различных выборов на их жизнь и жизнь страны.
8. Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.
9. Деятельность политиков широко освещается в СМИ. У каждого из представителей ≪большой политики≫ есть целый штат советников, имиджмейкеров, которые подсказывают, что и как надо говорить, как одеваться, двигаться. Поясните, можно ли назвать подобных лидеров ≪открытыми, публичными политиками ≫. Приведите одно объяснение того, как рядовой гражданин, избиратель может распознать истинный облик политика, чтобы убедиться в правильности своего выбора. Укажите любые два способа, как сделать политическую деятельность действительно
публичной, прозрачной для рядового избирателя.
10. Американский учёный Ф. Фукуяма в работе ≪Конец истории≫ (1992) выдвинул тезис о том, что история человечества окончилась триумфом либеральной демократии и рыночной экономики в планетарном масштабе: ≪У либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив≫. Выразите своё отношение к данному тезису и обоснуйте его тремя аргументами с опорой на факты общественной жизни и знания права.
11. В ходе кампании по выборам главы областной администрации один из кандидатов, зарегистрированный избирательной комиссией, был снят с предвыборной гонки. Суд оставил решение избиркома в силе. Какими законными основаниями могла руководствоваться избирательная комиссия при отстранении кандидата? Укажите три основания
12. В государстве Т. представительные органы власти создаются в соответствии с правилом: ≪победитель получает всё≫. Для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по округу голосов избирателей (50 % + 1 голос).
К какому типу Можно отнести избирательную систему государства Т.? По какому признаку вы это определили? Сформулируйте примущество и недостаток избирательной системы данного типа.
13. В день выборов депутатов Государственной думы у избирательных участков производилась раздача листовок в пользу одного из кандидатов. Как вы оцениваете приведённый пример с точки зрения российского законодательства о выборах?
По каким правилам (укажите три) должна вестись предвыборная кампания кандидатов в депутаты?
14. Многие современные политологи пишут об иллюзорности свободы изъявления воли граждан на избирательных участках во время выборов. Благодаря массированному воздействию средств массовой информации общественное сознание определяет свои приоритеты, люди голосуют под влиянием позиции СМИ, а не собственных взглядов и убеждений. Предложите три способа повышения политической зрелости и ответственности избирателя, защиты его права на свободный выбор.
15. Изучая типы лидерства в государстве Z, учёные узнали, что главы государства передавали свои полномочия старшим сыновьям, создавали законы и выполняли функцию верховного священнослужителя. Какой тип лидерства существовал в государстве Z? Приведите два факта, которые позволят утверждать, что государство Z — неограниченная монархия.
16. Государство Z до принятия новой конституции было президентской республикой, а после её принятия стало парламентской республикой. Однако пост президента был сохранён. Кто будет возглавлять исполнительную власть в Z? Перед кем будет ответственно правительство? Какие полномочия сохранятся у президента Z? (Укажите любое одно полномочие.)
17. В лекции политолога была высказана мысль о том, что политические партии выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством. Приведите три аргумента в поддержку данного мнения.
18. В стране Z существует единственная политическая партия, которую называют ≪государственной≫, ибо она действует как ийструмент для всеохватывающего контроля власти над обществом, поведением граждан. К какому типу относится политическая система страны Z? Приведите два аргумента в обоснование своего ответа.
19. Французский просветитель Ш. Монтескье утверждал, что в правильно устроенном государстве нет единой власти. Что он имел в виду? Приведите три аргумента в поддержку мнения известного мыслителя.
20. В государстве С. президент обладает правом назначения правительства и возглавляет его. Какая форма правления существует в государстве С.? Укажите ещё два признака данной формы правления, не упомянутые в задании.
Источник