Повысить мотивацию студентов к обучению: 18 приемов
Вопрос мотивации к обучению легко может быть отнесен к вечным: во-первых, что мотивация, что обучение — параметры, характерные для жизни абсолютно любого человека; во-вторых, непосредственно в образовательной сфере педагоги сталкиваются с необходимостью мотивировать студентов ежегодно — а может, даже ежедневно. Поэтому неудивительно, что за время существования блога ЛаЛаЛань неоднократно освещала те или иные способы повысить студенческую мотивацию.
При желании углубиться в тему вы также можете обратиться к следующим нашим материалам:
- «Как мотивировать студентов учиться: 3 рекомендации для преподавателей»;
- «Стоит ли учитывать интересы студентов в образовательном процессе? 4 аспекта подготовки кадров в высшей школе»;
- «30 правил мотивации студентов Гарварда» (в этой же статье найдете небольшое расследование о китайском происхождении «гарвардских правил»).
В целом с поиском нового подхода к мотивации студентов сталкиваются преподаватели разных дисциплин с различным профессиональным и жизненным опытом.
Причина тому кроется в изменении условий жизни и парадигмы взглядом, в обновлении системы образования, в ускорении темпа жизни. Если советские школьники и студенты были готовы охотно изучать предметы, косвенно относящиеся к интересующему их вопросу, то миллениалы и зуммеры (условно названные поколения, родившиеся в 1980−2000-х гг.), вынужденные обрабатывать в одну единицу времени огромное количество информации, не имеют возможности распыляться на то, что, по их мнению, интересно, но не полезно.
Объяснить таким учащимся в школе, как гуманитариям по жизни пригодятся логарифмы и зачем физикам учить стихи наизусть, а затем уже в университете увлечь учащихся в длительное и непростое путешествие в мир Науки, сформировать необходимые нейронные связи и расширить кругозор — вот те задачи, которые берет на себя педагог, вооружившись знаниями о повышении мотивации к обучению.
Всем ли студентам нужна мотивация?
Разумеется, нет. «Студент замотивированный» как отдельный биологический вид, без сомнения, существует. И таких очень много: инициативные, любознательные, с энтузиазмом и интересом берущиеся за новое задание и новый предмет.
Однако таких студентов часто рассматривают как отдельные случаи, в то время как общую картину характеризуют, разделяя учащихся на бюджетников и платников. Мол, бюджетники замотивированы больше, поскольку от оценок и баллов ЕГЭ зависело их поступление и сейчас зависит стипендия, в то время как платники всегда могут пересдавать экзамены, доплатив за очередную попытку, а лишением стипендии их не испугаешь…
Конечно, это не так, и любой преподаватель, работающий в университете, понимает, что бывают разные направления подготовки и в каких-то учебных заведениях они только платные; сами студенты тоже очень разные, и для кого-то коммерческая основа обучения — совсем не показатель знаний, умений и навыков, а просто неудачное стечение обстоятельств.
В данном случае мы вновь настаиваем на индивидуальном подходе к каждому студенту и на отказе от стереотипов.
Определить глубинный мотив
Планируя задействовать различные техники и приемы мотивации в образовательном процессе, необходимо помнить, что они столь же не универсальны, сколь многообразны сами мотивы к обучению у студентов. Иными словами, лучше всего работает индивидуальный подход.
Представьте себе очередь у киоска с мороженым в жаркий летний день. Кто-то хочет освежиться, кто-то просто любит сладкое, кто-то вознаграждает себя первым мороженым за три месяца успешной диеты, кто-то хочет произвести впечатление на девушку на первом свидании, а кто-то покупает стаканчик с шоколадной крошкой своему ребенку, чтобы он не капризничал. Так, все в этой очереди хотят купить мороженое, но мотивы у них разные.
Тот, кто изнывает от жары, ждет самое холодное мороженое, а для матери с коляской, напротив, лучше не ледяное и побыстрее, пока ребенок снова не заплакал. Те, кто относится к мороженому символически, готовы купить дорогой рожок от известного бренда, чтобы насладиться моментом, при этом кто-то смотрит на этот товар как на продукт и не готов переплачивать. Так и с обучением в университете: все выпустятся со знаниями и навыками, но какие они будут и как будут получены — этот вопрос напрямую связан с мотивацией.
Поэтому в первую очередь стоит определить истинные мотивы студента. Какими они могут быть?
- Любопытство, интерес, желание узнать что-то новое.
- Желание получить престижное образование в статусном вузе, чтобы в дальнейшем использовать корочку диплома как аргумент при поступлении на работу.
- Потребность в общении и желание получить новые знакомства.
- Необходимость выполнить долг перед родителями, не разочаровать родных и друзей.
- Стремление погрузиться в любимое дело, получить узкоспециальные знания и навыки, необходимые для уже определенного профессионального пути.
- Возможность оставаться в состоянии жизненной неопределенности во время обучения в вузе, избежать нежелательных решений и этапов (например, армии) и так далее.
Разумеется, это не единственные глубинные мотивы, но одни из многих. Эти ориентиры определяют сам факт поступления в университет. Далее, руководствуясь своим отношением к конкретному предмету, своей заинтересованностью и мотивированностью, студент расставляет приоритетность разных предметов в учебном курсе.
На этот показатель преподаватель уже может повлиять. Итак, на что делать упор, как вести себя и какими приемами воспользоваться, чтобы мотивировать студентов на уважение к своему предмету и погружение в тонкости своей предметной области?
Приемы повышения мотивации
Весь спектр возможных приемов можно условно разделить на несколько групп в соответствии со сферой их применения.
Взаимодействие педагога и студентов
- Постарайтесь выстроить доверительные и уважительные отношения со студентами. Если это возможно, обращайтесь к ним по имени.
- Используйте различные оценочные обращения: замечание, отрицание, согласие, одобрение.
- Хвалите и подбадривайте, не отказывайте в помощи и совете.
- Поддерживайте инициативность студентов, их начинания, стимулируйте задавание вопросов.
- На занятиях обращайтесь к приему апперцепции, то есть связывайте изучаемую дисциплину и рассматриваемые на паре вопросы с личными опытом студентов, их интересами и потребностями.
Акцент на стимулирующее влияние изучаемого материала
- Встраивайте новый материал в уже имеющуюся систему знаний по вашему предмету и другим дисциплинам — так вы покажите их взаимосвязь и важность отдельного элемента в цельной парадигме.
- Акцентируйте внимание на актуальности и новизне учебного материала.
- Делайте акцент на раскрытии практической и научной значимости знания.
- Указывайте на профессиональную направленность учебного материала, показывайте, где и как студенты воспользуются полученными знаниями.
Техническое, дидактическое обеспечение занятия
- Используйте различные формы представления учебного материала, удивляйте и вызывайте интерес: фото-, видео-, аудиоматериалы, графики, наглядные пособия, тактильные и ролевые игры и пр.
- Позаботьтесь о том, чтобы каждый студент мог работать с вашими материалами.
- Не игнорируйте современные технологии. Например, отдельный чат студенческой группы в удобном для всех студентов мессенджере позволит оперативно задавать вопросы и присылать домашнюю работу.
Непосредственно учебная мотивация
- Помните о необходимости разъяснять цели той или иной учебной деятельности. Зачем мы изучаем эти минералы? Чем вам в дальнейшем будет полезна фонетическая система якутского языка?
- Четкая структура занятия позволяет легче систематизировать и усваивать материал, что вызывает большее удовлетворение от занятия. Хорошо начинать пару с определения плана и завершать занятие кратким резюме всей лекции/семинара.
- Моделируйте на занятии проблемные ситуации, ставьте информационные и проблемные вопросы. Знание, доставшееся с большим трудом, больше ценится, а сам процесс его получения часто становится студенческим вызовом самому себе.
Отношения в студенческом коллективе
- Используйте разные форматы коллективной работы и студенческих объединений: пары, тройки, мини-группы и пр.
- Для разнообразия учебной ситуации меняйте рассадку в аудитории, если помещение и количество учащихся это позволяет. Для коллоквиумов и проблемных обсуждений садитесь по кругу, в мае проводите занятия в парке и пр.
- Включайте в программу задания по взаимоконтролю и взаимопомощи студентов.
Приемы мотивации: реализовать на практике
Вышеперечисленные приемы при всей своей эффективности кому-то могут показаться чрезмерно обтекаемыми и лишенными конкретики.
Не ограничивая ваш творческий потенциал в части применения названных рекомендаций, предложим несколько примеров их практической реализации.
Так, при знакомстве с новым курсом или новой группой, можно попросить студентов анонимно или с указанием личных данных рассказать о своих истинных мотивах и о том, чего они ждут от курса. Такую информацию, разумеется, стоит воспринимать критически (кроме того, на самом деле не все студенты до конца ясно осознают причины тех или иных своих поступков), но какое-то первоначальное мнение вы сможете получить.
Спрашивайте у студентов, чем они интересуются вне университета и используйте эти знания для демонстрации на своих занятиях. Например, на историческом спецкурсе по разным видам огнестрельного оружия можно в качестве домашнего задания просить пройти игру Counter-Strike c тем или иным автоматом или пистолетом.
И, конечно, будьте профессиональны и креативны. Ваши горящие глаза, любовь к предмету и запоминающийся внешний вид вызовут неподдельный интерес и уважение.
Источник
Приемы мотивации студентов
статья
Система работы по развитию матевации обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_priemy_mativatsii_abramova.docx | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Абрамова Галина Михайловна
Преподаватель математики ОБГОУ СПО
«Смоленский политехнический техникум»
Приемы для стимулирования и мотивации
познавательной деятельности обучающихся.
Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому?
Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!”
“В наше время студенты относятся к учёбе совершенно безразлично”,
“Студенты невнимательны, равнодушны к учёбе, у них нет мотивации”.
Действительно, отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового?
Можно ли учителю управлять развитием мотивационной сферы студента?
Мотивация одна – из сложнейших педагогических проблем.
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения.
Изучение мотивации – это стремление понять как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия
Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства преподавателя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество преподавателя создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет ему вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Думаю, каждый преподаватель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы студенты хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав обучающихся. Преподавателю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность обучающихся, заставить их мыслить, искать, действовать.
Остановимся на педагогических приемах развития познавательной мотивации студентов.
— Приемы, основанные на общении, взаимодействии педагога и студентов:
- оценочные обращения преподавателя (замечание, отрицание, согласие, одобрение),
- поощрение (похвала, подбадривание),
- создание ситуации успеха,
- оказание помощи,
- стимулирование педагогом постановки вопросов самими студентами,
- поддержка их начинаний,
- прием апперцепции (связь с жизненным опытом обучающихся, их интересами, склонностями) и др.
Знакомство с группой начинаю с рассказа о себе, затем предлагаю рассказать о себе студентам. Провожу анкетирование, позволяющее ближе познакомится с обучающимися и выявить их отношение к учению. Это даёт первичное представление о преобладании тех или иных мотивов учения.
* правильно строить отношение с обучающимися,
* быть заинтересованной в их успехах,
* видеть индивидуальность каждого студента ,
* мотивировать каждого, опираясь на уже имеющиеся у обучающегося мотивы;
Данные приемы помогают создать на занятии положительный эмоциональный настрой, благоприятный психологический климат, доброжелательную атмосферу доверия и сотрудничества.
При планировании учебного процесса, я ориентируюсь не на какого–то абстрактного среднего студента, а опираюсь на знания особенностей мотивационной сферы каждого студента, и группы в целом. Для меня это постоянный поиск оптимального сочетания методов и приемов работы, которые дали бы возможность одним студентам двигаться дальше, самосовершенствоваться и выходить на более высокий творческий уровень, а другим бы помогли в стабилизации учебного процесса.
Лучше всего помогает в этом отношении — создание ситуации успеха. Для этого надо:
• обеспечить у студентов ощущение продвижения вперед,
• переживания успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;
• использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учащихся, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;
• организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение группы к предмету и учебе в целом, через выполнение заданий посильных для всех обучающихся,
• изучение нового материала с опорой на старые знания;
— Приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала:
- показ новизны содержания;
- обновление уже усвоенных знаний, их углубление;
- раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и способов действий;
- профессиональная направленность содержания, межпредметные и внутрипредметные связи;
- занимательность изучаемого материала;
- историзм, показ достижений современной науки и пр.
Мне важно знать, комфортно ли чувствует себя студент. Поэтому на занятиях провожу диагностику интереса учащихся. Предлагается такой вариант рефлексии:
3 балла – я всё очень хорошо понял, мне было интересно;
2 балла – мне всё понятно, но материал был не всегда интересен.
1 балл – я не всё понял, но мне было интересно.
0 баллов – я ничего не понял и на уроке скучал.
Планируя способ включения всех учащихся в деятельность на уроке, думаю о создании мотивационной основы их работы.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому мною используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.
Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.
— Приемы, связанные с применением наглядных, дидактических и технических средств обучения:
- предъявление информации с помощью ТСО и компьютеров,
- подготовка заданий с наглядной информации;
- управление самостоятельной работой студентов т. д.
- обеспечение студентов оперативной обратной связью (например, с помощью внутренней сети, сайта техникума, сайта преподавателя);
Главной опорой в усвоении любого познавательного материала служат наглядные средства. Поэтому демонстрация является одним из важнейших методов в обучении и воспитании студентов.
На занятиях используется различного вида наглядность:
1. Натуральные предметы (бытовые предметы, вещи).
2. Реальные объекты (предприятия, учреждения, помещения).
3. Муляжи, игрушки, модели, макеты, фотографии.
4. Учебные фильмы, видеофильмы (например: могут быть показаны сюжеты, снятые на предприятии, в техникуме, осуществление определенных трудовых процессов студентов, а также сюжеты и отражающие поведение людей в реальных ситуациях), диафильмы.
5. Практический показ действий педагогом.
— Приемы, влияющие на развитие учебной мотивации:
- разъяснение целей деятельности,
- постановка информационных и проблемных вопросов,
- создание проблемных ситуаций,
- организация работы с источниками,
- применение знаний на производственной основе,
- использование занимательных и игровых форм занятий и др.
Важно, чтобы все, что преподаватель делает на уроке, было значимо обучающемуся. Студенту важно утвердиться в собственном мнении, принять самого себя как значимого. Неоспоримую помощь оказывает в этом уровневая система обучения . Эта система дает право студенту самому определять уровень знаний, формы самостоятельной работы, самостоятельно разбирать теоретический материал, генерировать идеи. Главнейшей задачей, которая состоит передо мной – это личностно-мотивированное обеспечение деятельности студента. В основу данной системы положены следующие принципы:
• принцип воспитующего обучения – я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решение, развивать волю и целеустремленность;
• принцип ориентации на зону ближайшего развития – заменить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше;
• принцип ориентации на успех – каждый студент имеет право быть умным на уроке;
• учет результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок;
• принцип диалогичности и сотрудничества – предполагает изменение моих функций. Я рядом с учениками, и мы вместе решаем их проблемы, радуемся их успехам.
Таким образом, получается, что каждый студент “свободен” принять любое решение, любой объем материала, но он, конечно, постарается принять такой уровень, какой ему по силам, но в будущем этот уровень будет обязательно расти. Бывают случаи, когда студент переоценивает свои возможности, вот в этом случае и нужна моя интуитивность. Студент сделал выбор, а моя задача — помочь ему осуществить его. И это является еще одним методом повышения мотивации: дать возможность поверить студенту в свою неповторимость, в свои возможности.
— Приемы, учитывающие внутриколлективные отношения:
- организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности;
- проведение коллективного обсуждения итогов работы;
- задания по взаимоконтролю и взаимопомощи учащихся;
- сочетание различных форм совместной работы;
- общественная оценка действий студентов,
- опора на общественное мнение и др .
Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала. Поэтому один из перспективных путей развития и повышения мотивации учения я вижу в применении нетрадиционных методов и форм организации занятия.
В своей практике часто использую работу в парах и малых группах. В условиях групповой работы снижается уровень тревожности, усредняется положительное (отрицательное) влияние индивидуальных способностей и возможностей на результат деятельности, таким образом, происходит сдвиг в оценке своей деятельности со способностей на усилия, формируется чувство самоуважения. Групповая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, продуктивное, творческое усвоение знаний и умений, создавая положительный эмоциональный фон через активный диалог, анализ проблемных ситуаций, деловые игры, мозговой штурм. При такой форме работы студент учится сопоставлять, сравнивать, наконец, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту. Умение сопоставлять различные способы позволит ему не только анализировать, но и прогнозировать свою деятельность, что в свою очередь влияет на формирование самостоятельности, овладения способами самообразования. Развитие умений планировать, ставить задачи находится в прямой зависимости от мотивации.
Применение приемов для стимулирования и мотивации познавательной деятельности обучающихся повышает эффективность занятия, способствует развитию личности, помогает научить студентов учиться.
Источник