«Пути и средства повышения качества знаний» (из опыта работы)
статья на тему
В последнее десятилетие аналитики образования слово «качество» повторяют чаще других слов. Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Алтайская средняя общеобразовательная школа»
Табунского района Алтайского края
ПУТИ И СРЕДСТВА
ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
(выступление на РМО)
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Алтайская СОШ»
Тема: ПУТИ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
Для начала краткий экскурс в теорию…
В последнее десятилетие аналитики образования слово «качество» повторяют чаще других слов. Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Учитель – главная движущаяся сила качественного образования. Качество образования – это процесс постоянного совершенствования. Это соответствие образовательного результата ожиданиям местного сообщества, самих обучающихся и их родителей. Из чего же оно складывается? Из высокого уровня профессионализма педагогов. Из материально – технического обеспечения школы. Из создания комфортности в обучении школьников.
Что же представляет собой качество знаний? Это полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, осознанность, прочность, то над чем предстоит работать, постоянно совершенствуясь, чтобы успевать идти «в ногу со временем”. Качество знаний – это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся.
В настоящее время педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и осваивать современные педагогические технологии, что обусловлено изменением педагогического мышления, привычных моделей поведения, индивидуального стиля деятельности.
В основах законодательства России о народном образовании указывается, что урок является основной формой организации учебно-воспитательного процесса. Урок сохраняет ведущее значение в современных условиях совершенствования обучения.
Сейчас вопрос о повышении эффективности и качества уроков становится еще более актуальным. В практике обучения русскому языку и литературе накопился положительный опыт организации учебной работы и повышения ее качества, а именно: проведение нестандартных уроков, применение различных технологий обучения, организация самостоятельных работ учащихся на уроке и другие пути.
Вопрос о повышении качества знаний довольно обширный, но я попытаюсь не так пространно, а более сжато и конкретно рассказать о тех возможностях повышения качества знаний, которые я использую в своей педагогической практике.
- Во главе: личностно – ориентированное обучение.
- Изучение и диагностика успеваемости и качества знаний учащихся.
- Изучение прогрессивного педагогического опыта по проблеме с целью проектирования совершенствования собственной психолого-педагогической деятельности.
- Практика разнообразных, нестандартных форм, типов и элементов урока (в том числе и с применением ИКТ): Обращение к презентации «НФУ»
- Урок «Путешествие в царство звуков и букв» (урок повторения в 5 классе): индивидуальные, парные, групповые задания.
- Урок-практикум «Экспедиция в текст» (ИКТ) – 7 класс; (Р/р — по методике диктанта в двух чтениях, форма урока – лингв. экспедиция, межпредметные связи, р/р, фонотека).
- Блок уроков по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского» в 6 классе: «Уроки доброты» — инсценировка, фонотека.
- Итоговый урок по русской литературе «Путешествие по стране «Литературия-5» (урок-контроль, ИКТ-тестирование).
- «Урок-посиделки. Русский фольклор» (литература) – 6 класс (инсценирование колядок, исполнение песен частушек закличек, считалок, потешек).
- Повторение по теме «Лексика и фразеология» (игровая форма) – 5, 6 классы (подобрать пары – синонимы, антонимы, омонимы; почему мы так говорим: «бить баклуши», «тянуть канитель» и т. д.).
- Заключительный урок по русскому языку в 6 классе (ИКТ, разл. задания, песенка-пожелание).
- Обобщающий урок русского языка в 7 классе по теме «Частицы» (теория + практика).
- Итоговое занятие по литературе в 7 классе «Литературный калейдоскоп» — соревнования команд («Перевёртыши»: казахские мужчины — «Русские женщины» Н.А. Некрасова; «Идентификация»: прочитав имя героя, назвать произведение и его автора: Самсон Вырин — «Станционный смотритель»; с помощью пантомимы изобразить следующие жанры: комедию, детектив, трагедию, сказку; определить род и жанр произведения, средство выразительности).
- Урок-зачёт по литературе в 6 классе по теме «Мифология»: соотнести гр. и рим. богов, чему покровительствовали, объяснение крыл. выражений.
- Урок по басням И.А.Крылова в 5 классе: создание центона (стихотворение, составленное из стихотворных строк, взятых из разных стихотворений одного поэта, рифмованных между собой).
- Песни на слова русских поэтов XX века. А.Вертинский, И.Гофф, Б.Окуджава (презентация-знакомство, прослушивание песен).
- Урок-концерт. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (Я.П.Полонский, Е.А. Баратынский, А.К. Толстой) – презентация стихотворения, иллюстрация к нему, обоснование выбора, собственные мысли по лирическому произведению, вопросы учащихся по теме к выступающему.
- Урок-эссе, урок-дискуссия, видеоурок, интегрированные уроки.
- Часто практикуем следующие формы работы: «Ручеек»: В ручейке идет общение ребят внутри одного ряда. Каждый ученик получает конверт с заданием и контрольной карточкой. Получив конверт, каждый решает свое задание, затем учащиеся в парах меняются конвертами. А после решения обмениваются тетрадями для проверки. Иногда выставляют оценки. «Сотрудничество по вертикали» позволяет одним учащимся обучаться быстрее других, при этом помогая в усвоении материала наиболее слабым. В этой технологии класс делится на подгруппы от 6 до 8 человек. В каждой группе имеются как сильные, так и слабые учащиеся. Лидер группы тот, кто обучается быстрее других, он и является ее руководителем. Сотрудничество по горизонтали . Его название происходит от того, как общаются учащиеся друг с другом. Как правило, в таких группах общение строится между учащимися с примерно одинаковыми способностями.
- Использование сигнальных карточек, перфокарт, фонотеки.
- Подборка пословиц, изречений, высказываний известных людей о книге, человеке, каком-либо качестве характера и т. д.
- «Дерево мудрости» — угадывание героя по портрету, речи.
- Начали практиковать следующие формы работы: подготовка учащимися мультимедийных презентаций, исследовательская и проектная деятельность учащихся — в течение изучения темы и в конце (правописание НЕ с различными частями речи, презентация проекта в конце изучения творчества какого-либо автора – пока эта форма слабо развита в моей практике, т.к. преподавала в среднем звене).
- Использование интерактивной доски, Интернет-ресурсов: дистанционное обучение (работа с программами, учебниками по предмету, словарями; материалы школы Кирилла и Мефодия, пробные ЕГЭ и ГИА и т. д.), – в моей практике пока не на должном уровне!
- Само- и взаиморефлексия; оценивание урока с помощью сигнальных карточек-смайликов.
- И обязательно в течение урока и в конце занятия — оценивание учителем работы учеников (поощрения разного рода, сравнивание «себя на том уроке и этом» — продвижение к лучшему).
- Практика творческих работ учащихся: «Сказка о наречии»; «Путешествию в страну «Глаголию»; стилизованное продолжение текста; рисунки к изучаемым темам с комментарием; письма в будущее, другу; составление словарей ученического сленга, местных диалектных слов; творческая работа со словарями – командные соревнования; выступление в роли критика – рецензия сочинений, анализ творч. пересказа, выступления со стихотворением; составление кроссвордов; инсценировка произведений; творческие сообщения о писателях, поэтах; создание собственных сочинений – басен, стихотворений, хокку, буриме, сочинение «Памятник любимому герою». Даже был случай: новая интерпретация лермонтовской «Песни про царя Ив. Вас., молодого опричника и удалого купца Калашникова» в стиле РЭП.
- Индивидуальные занятия с неуспевающими детьми во внеурочное время.
- Индивидуальные (частные) беседы и консультации с родителями не только «слабых» и «средних» учеников, но и «сильных».
- Участие в предметных конкурсах и подготовка к ним (упор на одарённых детей) – «Русский медвежонок», «Филологический чемпионат», школьные и районные олимпиады, всероссийский литературный конкурс (стихотворение) к 50-летию полёта Юрия Гагарина на тему «Космос – Россия — Мир», районный конкурс литературного творчества, посвящённый Году космонавтики, конкурс чтецов (школьный и районный). См. презентации .
- Проведение внеклассных мероприятий по предмету: Лингв. игра «Пятью пять», неделя русского языка и лит-ры (необычные переменки, кроссворды, ребусы, викторины, чайнворды), брейн-ринг «Юный филолог».
- Разнообразить формы внеклассной работы по предмету: помимо различных игр, конкурсов, вечеров, ввести в практику кружки, факультативы, элективные курсы, творческие мастерские, научно-практические конференции, выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами; КТД, Литературный салон» (конференция в год Шукшина).
- Оформление кабинета (что-то новое, интересное по предмету).
- Вовлечение в работу школьной газеты (статьи, интервью, репортажи, собств. сочинения).
В настоящее время, становиться главным, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная жажда знаний. Это в свою очередь требует правильной организации учебного процесса. Его нужно строить так, чтобы он вызвал у ребят живой интерес, увлекал их.
В повышении эффективности и качества уроков, многое зависит от мастерства учителя, от его умения раскрыть тему урока, преподать новое так, чтобы оно было понятно ученикам.
Вывод таков: качество знаний зависит, прежде всего, от качества самого урока. Ведь урок – это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся, практикой различных форм работы учащихся на уроке, использованием различных технологий, проведением уроков в нестандартной форме.
Нетрадиционные уроки нравятся детям, т.к. они творческие и необычные, а самое главное – эффективные. Но не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, т.к. они станут традиционными и уровень эффективности снизится. Как отмечает Л.Н. Боголюбов: “Практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение может дать обратный результат”. От традиционных форм уроков не следует отказываться. Только оптимальное сочетание всего многообразия форм урока, может способствовать успешному развитию личности учащихся.
Источник
Способы повышения качества знаний учащихся начальной школы.
методическая разработка (4 класс)
Использование следующих современных образовательных технологий (СОТ):
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии дифференцированного обучения;
- информационные технологии;
- технология проблемного обучения;
- игровые технологии;
- технология критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priyomy_povyshayushchie_kachestvo_znaniy_v_nachalnoy_shkole.docx | 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследования показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит.
50% запоминается из того, что мы видим и слышим, просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях. 70% мы запоминаем из того, что говорим, участвуя в дискуссиях. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность, только тогда мы запоминаем на 90% . Объяснение простое: только 10% людей способны учиться с книгой в руках. Значит, только десяти процентам учащихся приемлемы методы в традиционной школе, остальные 90% способны учиться, но не с книгой в руках, по-другому: своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств , т.е. способы познания у разных людей разные.
Сегодня общество заинтересованно в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие
и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения.
Главным результатом образования становится не система ЗУН сама по себе, а набор компетентностей, обеспечивающий эффективное решение личностью разнообразных проблем. Появление идей компетентностного подхода в образовании выдвигает на первое место не информированность учащегося, а умение решать проблемы, возникающие в познании, во взаимоотношениях людей, в профессиональной жизни, в личностном самоопределении.
Реально достичь цели образования в новых социальных условиях
мне помогает комплексное использование следующих современных образовательных технологий (СОТ):
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии дифференцированного обучения;
- информационные технологии;
- технология проблемного обучения;
- игровые технологии;
- технология критического мышления
Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Развивающие технологии : игры, кроссворды применяются в начальной школе для активизации внимания, снятия напряжения и создания комфортной атмосферы на уроке. Применяя творческие задания можно заинтересовать ребят, и тогда сложные задания (например, на развитие логического мышления) детьми воспринимаются как забавная умная и весёлая игра, в процессе которой легче происходит усвоение материала различной сложности.
Технология развития критического мышления аудитории, предполагает рассмотрение различных суждений, точек зрения на проблему, создание условий для выработки школьником самостоятельного мнения, решения, вывода. Учитель должен стараться использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, уделять большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения».
Технология проблемного обучения , которую я использую на этапах сообщения темы, цели урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение.
В ходе инновационного поиска установила, что освоение опыта самостоятельной деятельности осуществляется более эффективно в условиях органического сочетания двух организационных форм:
а) обычных уроков, функции и структура которых несколько изменяются;
б) свободной работы учащихся по решению поставленной проблемы.
- Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Хочу подробнее остановиться на технологии учебного проблемного исследования, которая может применяться в преподавании практически любого предмета. Я же начала применение данной технологии на программе «Окружающий мир». Уроки-исследования развивают у детей не только исследовательские умения, но и коммуникативные умения. Применение проблемно-исследовательского метода позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя, познающего окружающий мир с его закономерностями, противоречиями и загадками. Этот метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности ребёнка в процессе учения. В центре учебного процесса стоит ребёнок со своими вопросами и интересами, а не учитель, который должен передать знания в готовом виде. Важно и то, что проблемно-исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися. Индивидуальное творчество ребёнка, самостоятельные эксперименты и совместные формы группового исследования становятся необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самих себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни. Основной особенностью урока исследования является целостность, т. е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции, в данном случае – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока. Это обеспечивается двумя важнейшими компонентами – мотивацией и обобщением.
Исходя из этого, я определяю основные шаги при конструировании урока-исследования.
- Первым шагом я осознаю для себя, что ученик должен узнать на уроке, т. е. сформулировать обобщение урока.
- Вторым шагом определить материал для изучения (из учебника, журналов, энциклопедий и т. д.), различный по уровню сложности. Это даёт мне возможность осуществлять дифференциацию обучения, группируя учащихся с учётом их познавательных потребностей, возможностей и уровня подготовки по предмету.
- Третий шаг – определение типа учебного исследования (индуктивное или дедуктивное). Например, если планирую, общее ознакомление с довольно обширным материалом по теме или по разным темам, то стоит выбрать индуктивную логику построения занятия. Если изучаем довольно большой объём нового материала, то занятие строю в дедуктивной логике.
Методы развития учебной мотивации
Метод «Ситуация успеха » — это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Различается успех и ожидания личности. Можно выделить три вида: предвосхищаемый успех, в основе его ожидания могут быть и обоснованные надежды, и упование на какое-то чудо, но на пустом месте успех родиться не может; констатируемый успех фиксирует достижение, он дает младшим школьникам возможность пережить радость признания, ощущение своих возможностей, веру в завтрашний день; обобщающий успех способствует состоянию уверенности, защищенности, опоры на самого себя, но есть вероятность опасности переоценить свои возможности, успокоиться.
Метод «Соревнование» — это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.
Итак, учитель постоянно должен изучать мотивы учения и поведения своих учеников. Педагог должен хорошо знать приемы возбуждения интереса школьников, уметь ими пользоваться в зависимости от ситуации.
Использование метода проектов. В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов. Проектная деятельность представляет собой развёрнутую структуру учебной деятельности. Возможные продукты проектной деятельности младших школьников: журнал, книжка-раскладушка, памятка, тест по теме, презентация, сочинение рассказа, сказки, коллаж, стенгазета, сувенир-поделка.
Метод создание проблемной ситуации . Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…». Создание проблемной ситуации возможно через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера. На каждом из этапов урока можно использовать проблемные вопросы: вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия; вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить; вопросы по установлению причинно-следственных связей. Открытие каждой причины — шаг к более глубокому пониманию.
Приемы повышения интереса к учебному материалу.
Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.
Для этого использую приём «Привлекательная цель».
Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель.
Пример. Тема: «Свойства воды» . Цель учителя — рассмотреть с детьми свойства воды. Перед учениками же я ставлю иную цель — узнать, почему зимой во время сильных морозов лопаются водопроводные трубы.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени.
Добиться этого мне позволяет приём “Отсроченная отгадка”.
1 вариант . В начале урока задается классу загадка (излагается удивительный факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Пример: « Это и фильтр, и печка, и сторожевой пост» (нос)
2 вариант . Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. «На следующем уроке учащиеся узнают о лучшем пылесосе в природе». (Растения, а именно — тополь). Тема: Воздух должен быть чистым».
Также при сообщении темы урока и его цели используется приём «Прогнозирование» .
Например, урок литературного чтения. «Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события».
Прием «Лови ошибку». Объясняя материал, намеренно допускаю ошибку. Сначала ученики предупреждаются об этом заранее. Иногда им можно в случае обнаружения моей преднамеренной ошибки «сигналить» об этом интонацией или жестом. Надо научить учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, если таковое требуется. Нужно поощрять внимание учащихся.
Прием «Посмотри на мир чужими глазами». Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как необычное. Тема: «Круговорот воды» Учащемуся предлагается представить себя снежинкой. Нужно описать все происходящие с ним события.
Приём “Фантастическая добавка”. Учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина “Лягушка-путешественница”, и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное.
Использование игровых приемов .
Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет. Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Использовать для этой цели можно занимательные задания, привлекая красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Современные педагогические технологии располагают значительным количеством разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, которые повышают мотивацию учащихся.
- задачи в стихах,
- задачи-смекалки,
- задачи-шутки,
- драматизированные игры,
- интересные факты,
- ребусы, головоломки,
- кроссворды и многие др .
Такие приёмы позволяют мотивировать детей к изучению нового материала — ведь очень хочется узнать ответ к загадке, раскрыть секрет удивительного факта, побывать в роли сказочного героя и т.д.
Приемы повторения пройденного на уроке.
Прием «Своя опора». Ученик составляет собственную опорную схему или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток. Пример, алгоритм разбора слова по составу.
Прием «Повторение с расширением». Ученики составляют серию вопросов, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала.
Прием «Свои примеры». Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.
Прием «Повторение с одновременным контролем ». Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.
На этапе самоконтроля и самооценки повысить учебно-познавательную мотивацию школьников помогает такая форма организации учебной деятельности , как работа в паре «ученик — ученик».
Например. Каждый ученик получает карточку, которая содержит вопрос и три варианта ответа. Правильным могут быть один, два, а, иногда, и все три варианта. Ученик делает выбор и готовится объяснять соседу, почему он так считает. Далее принимается групповое решение, что является важным для корректировки личностных качеств. Потом слово предоставляется группе. Озвучивается верный вариант. В заключении каждый ученик сам оценивает свой результат.
Источник