Способ повышения эффективности производства обществознание
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые два способа повышения эффективности предприятия.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Термин «предприниматель» был введён французским экономистом Ришаром Кантиллоном, жившим в начале XVIII в. И с тех пор это слово означает человека, который берёт на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг, предлагаемых обществу. Очень важно понимать, что слова «предприниматель» и «менеджер» не являются синонимами.
Зачастую, однако, такие характеристики, как личный риск, реакция на финансовые возможности и желание долго и упорно работать, не считаясь с отдыхом, т.е. всё то, что традиционно считается чертами хорошего предпринимателя, вовсе не обязательно свидетельствуют о возможности того же самого человека эффективно управлять организацией по мере того, как она становится больше. Некоторые предприниматели могут просто не иметь способности или склонности эффективно выполнять управленческие функции, такие как планирование, организация, мотивация и контроль. Следовательно, нет ничего странного в том, что выдающийся предприниматель становится не особенно эффективным менеджером. Организация, которую создал предприниматель, в результате может даже распасться. В исследованиях. указывается, что на практике большинство новых предприятий в бизнесе распадается, и основной причиной их краха является плохое руководство, а не плохие идеи. Если организации повезёт, то у руля встанет хороший руководитель, прежде чем она распадется.
Организации, действующие в условиях неустойчивости среды, просто не могут дожидаться изменений и затем на них реагировать. Их руководители должны думать и действовать как предприниматели. Предприимчивый менеджер активно ищет возможности и намеренно рискует, добиваясь изменений и совершенствования. Предприимчивость требуется на каждом уровне, если организации в целом приходится работать как предпринимателю.
Крупные предпринимательские действия, которые сопряжены со значительным риском для организации, требуют решений, которые выносятся на высший уровень управления. Но решения эти обычно опираются на информацию и на мысли, высказанные руководителями среднего звена. Если менеджеры среднего звена не могут или не хотят рисковать в связи с возникновением новых идей, предпринимательская способность организации серьёзно ограничивается. Руководители на всех уровнях, даже младшие начальники, должны искать возможности совершенствования работы и повышения эффективности своей организации. Мастер, который разрабатывает и внедряет более эффективный способ проведения конкретной операции, по духу своему такой же предприниматель, как и руководитель предприятия, который решает вложить 10 млн долл. в разработку новой продукции.
Быть предпринимателем нелегко, будь это собственное дело или работа в структуре сложившейся компании. Как организации, так и общество стремятся сопротивляться переменам, какими бы полезными они ни были.
Источник
Обществознание
Обложка урока взята с источника.
План урока:
Главная цель производства
Производство – это целенаправленная деятельность человека, представляющая собой процесс создания каких-либо материальных благ или услуг востребованных для общества. К материальным благам относят все полезные вещи, которые люди используют для удовлетворения своих материальных потребностей: мебель, косметику, транспортные средства, электронику, ювелирные украшения и прочее. Кроме материальных благ, люди нуждаются также в услугах: ремонте обуви, пошиве одежды, уборке домов, юридических консультациях.
Таким образом, главной целью производства является удовлетворение всех многообразных человеческих потребностей, которые только существуют в социуме. Производство составляет основу экономической жизни общества, ведь каждый человек задействован в процессах создания, распределения, обмена и потребления продукции. Результатом производства становится получение производителем прибыли. Прибыль – это доход, вырученный от продажи произведенной продукции, из которого вычли затраты на ее производство.
Пример расчета прибыли. На производство одной булки хлеба производитель затрачивает 15 рублей. Эта сумма включает в себя стоимость муки и других ингредиентов, необходимых для производства хлеба, труда рабочих, оплаты за аренду производственного помещения. Производитель продает одну булку хлеба за 40 рублей, однако его чистая прибыль составляет всего 25 рублей, так как из общей выручки необходимо вычесть сумму затрат на производство (15 рублей), для верного расчета прибыли.
Чем выше прибыль, тем более эффективным и успешным считается производственная деятельность.
Для организации производства необходимы различные ресурсы, без которых создание производственного процесса будет невозможным. Производственные ресурсы экономисты называют также факторами производства.
К факторам производства относят:
- Рабочую силу. Физический и умственный труд людей является главным производственным ресурсом, ведь именно от умений, квалификации, знаний работников зависит объем производства и качество создаваемой продукции.
- Природные ресурсы. Вода, газ, солнечная энергия, драгоценные металлы, минералы, почва, удобрения – все это необходимо человеку для создания того или иного вида продукции.
- Интеллектуальные способности. Благодаря наличию интеллекта человек способен организовать процесс производства, причем таким образом, чтобы наиболее эффективно использовать природные ресурсы, извлечь из них наибольшую пользу, выгоду. Благодаря развитию человеческого интеллекта развивается наука, изобретаются новые технологии производства, позволяющие выпускать новые виды товаров в больших объемах.
- Капитал – представляет собой денежные средства и все материальные объекты, используемые для производства продукции (складские помещения, транспорт, станки и другое производственное оборудование, здания).
В современном обществе существуют многообразные виды производства, в зависимости от разновидности создаваемой продукции или услуги. Все производственные организации (фабрики, заводы, фирмы) относятся к различным отраслям экономики — совокупности производственных предприятий, создающих однотипную продукцию. Так выделяют сельскохозяйственное, промышленное, пищевое, жилищно-бытовое, транспортное производство. К разделению производства по отраслям экономики человек пришел не сразу, оно сформировалось в результате длительного исторического развития человеческого общества, появления разделения труда, возникновения и развития торговли.
Производственный процесс в прошлом и сегодня
История человечества знает три фазы развития производственного процесса: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное производство. Доиндустриальное производство преобладало в обществе в течение тысячелетий, вплоть до второй половины 18 века. Отличительные признаки доиндустриального производства:
- применение ручного труда;
- использование примитивных технологий;
- небольшие объемы производимой продукции;
- невысокая скорость производственного процесса.
В доиндустриальном обществе преобладали две отрасли экономики: сельское хозяйство и ремесленное производство. Крестьяне выращивали различные виды продуктов для продажи на рынке, фермеры занимались разведением скота, однако объемы производимой продукции были небольшими.
Ремесленники специализировались на производстве того или иного вида товаров: ключей, ваз, тканей, оружия, обуви, ювелирных украшений. Небогатые ремесленники работали самостоятельно, другие нанимали себе подмастерьев и помощников. Однако ремесленные мастерские не насчитывали много рабочих, чаще всего в них работали от 3 до 8 человек.
В 16 веке ремесленное производство перешло на новую ступень развития, благодаря появлению первых производственных предприятий, основанных на ручном труде — мануфактур. Особенностью мануфактур было разделение производственного процесса на отдельные операции, выполняемые различными наемными рабочими. Такое разделение ручного труда позволило существенно увеличить объемы производимой продукции, ускорить производственный процесс.
Индустриальное производство стало возможным благодаря промышленному перевороту, произошедшему в большинстве развитых стран мира во второй половине 18 века. Промышленный переворот осуществил переход от ручного труда к машинному, привел к возникновению фабрик (пришедших на смену мануфактур), росту городов, увеличению объемов производства, к развитию промышленности. Благодаря массовому применению машинного труда получила развитие металлургия, текстильная и химическая промышленность, появились железнодорожные пути и новые виды транспорта.
К постиндустриальному производству общество перешло в первую половину 20 века. Для него характерны максимальная механизация и автоматизация труда, преобладание производства услуг над производством товаров, применение высоких информационных технологий, компьютеризация. В постиндустриальном обществе преобладает серийное производство товаров массового потребления над единичным производством.
В постиндустриальном обществе существенно снижается доля населения, занятого сельским хозяйством, возрастает роль науки и высоких технологий, становится возможным производство и потребление услуг, не выходя из дома. Люди все чаще работают на дому (особенно программисты, писатели, художники, дизайнеры, юристы), приобретают необходимые вещи через интернет-магазины.
Единичное, серийное и массовое производство
Производство подразделяется на разнообразные виды не только в зависимости от типа выпускаемых товаров, но и в зависимости от масштабов производственной деятельности. В соответствии с объемами выпускаемой продукции и формой организации производства выделяют единичное, серийное и массовое производство.
Единичное производство представляет штучный выпуск товаров, небольшой по объемам выпуск продукции. Единичное производство в основном применяется для создания уникальных товаров, изготовленных по индивидуальным заказам клиентов, в этом случае на изготовление продукции затрачиваются большие промежутки времени, усилия производителя. Единичный метод производства требует высокой квалификации, творческого подхода, специальных знаний и навыков от производителя.
Примеры предприятий единичного производства: швейное ателье по индивидуальному пошиву одежды, рекламная компания, мастерская по изготовлению мебели на заказ. Главное преимущество единичного производства — неповторимые качества каждого выпускаемого товара, высокий контроль над качеством каждого производимого изделия.
Серийное производство представляет выпуск однотипных товаров сериями (партиями), который повторяется через определенные временные промежутки. По сравнению с единичным, серийное производство отличается большими объемами изготавливаемой продукции, экономией времени на производственном процессе за счет применения разделения труда, разделения производственного процесса на отдельные операции. Серийное производство позволяет создавать одинаковые товары, не отличающиеся уникальными качествами, свойствами. Однако стоимость таких товаров существенно ниже, чем продукции произведенной штучно, выполненной по индивидуальному заказу.
Массовое производство– это выпуск однотипных товаров в огромных объемах, в течение длительного времени. В этом случае для изготовления продукции используется специальное дорогостоящее оборудование, передовые технологии, значительно сокращающие время, необходимое для изготовления товаров. Продукция массового производства не обладает уникальными свойствами и качествами, ориентирована на среднестатистического потребителя. Недорогая цена выпускаемых товаров, возможная благодаря максимальной загрузке оборудования, многосменному режиму работы — является главным преимуществом массового типа производства.
Способы повышения эффективности производства
Чтобы понять, насколько эффективен производственный процесс, нужно подсчитать объемы изготавливаемых товаров и услуг, затраты на их производство и полученную от их продажи выручку. Затраты на производство – это денежные средства, которые расходуются на сырье, оплату труда рабочих, оплату за электроэнергию, газ, топливо необходимые для производства товаров.
Чтобы повысить эффективность производства производители стремятся уменьшить производственные затраты, увеличить объемы производства продукции, приумножить выручку. Для этого они используют следующие методы:
- внедряют новые технологии, позволяющие уменьшить производственные отходы, перерабатывать остатки сырья и материалов;
- чтобы получить больше выручки от продажи товаров, производители заказывают рекламу продукции предприятия;
- применяют многосменный режим работы, благодаря которому производство товаров и услуг осуществляется непрерывно, в течение дня и ночи;
- повышают квалификацию работников, благодаря чему их труд становится более продуктивным, ценным.
Самым популярным в настоящее время, из перечисленных способов повышения эффективности производства, является внедрение энергосберегающих технологий. Энергосберегающие технологии позволяют наиболее эффективно использовать энергоресурсы – нефть, газ, электричество. Благодаря этому уменьшаются затраты на производство, снижается расход природных ресурсов, что позволяет производителю не только увеличивать прибыль, но и жить в гармонии с природой.
Источник
Назови несколько способов повышения эффективности производства.
—>Просмотров : 879 | —>Добавил : Biz-ledy (04.05.2017) (Изменено: 04.05.2017)
Всего ответов: 1 |