- Методы устного изложения знаний учителем
- Способ повествовательно сообщающего изложения изучаемого материала преподавателем это
- 2. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала
- Методы обучения педагогики
Методы устного изложения знаний учителем
Эти методы еще называют вербальными (от лат. verbalis – устный, словесный).
Важнейшими приёмами изложения нового материала являются:
— постановка темы нового материала и определение вопросов, которые должны осмыслить и усвоить учащиеся;
— изложение материала учителем с применением наглядности, а также приёмов активизации мыслительной деятельности школьников;
— обобщение изложенного материала, формулирование основных выводов, правил, закономерностей.
Рассказ и объяснение учителя. Это наиболее распространенные методы организации учебной работы.
Рассказ — это словесный метод обучения, который:
1) предполагает устное повествовательное, целеустремленное изложение учебного материала;
2) применяется при изложении учебного материала, носящего ознакомительный характер;
3) не прерывается вопросами к учащимся;
4) позволяет при минимальных затратах времени сообщить максимум знаний;
5) предполагает использование таких методических приемов, как изложение информации, активизация внимания, ускорение запоминания, а также логических приемов сравнения, сопоставления, выделения главного, резюмирования;
6) характеризуется недостаточной долей самостоятельного познания учащихся, ограниченностью элементов поисковой деятельности;
7) затрудняет обратную связь: учитель не получает достаточной информации о качестве усвоения знаний, не может учесть индивидуальных особенностей всех учащихся.
К рассказу, как методу изложения новых знаний, обычно предъявляют ряд требований:
— содержать только достоверные и научно проверенные факты;
— включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
— иметь чёткую логику изложения;
— излагаться простым и доступным языком;
— отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
Существует несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение. Условиями эффективного применения рассказа являются тщательное продумывание плана, выбор наиболее рациональной последовательности раскрытия темы, удачный подбор примеров и иллюстраций, поддержание должного эмоционального тона изложения.
В чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще всего он включает рассуждения учителя, анализ фактов, т. е. сочетается с объяснением изучаемого материала.
Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Объяснение – это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и жизни.
Использование метода объяснения требует:
— точного и чёткого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
— последовательного раскрытия причинно – следственных связей, аргументации и доказательств;
— использования сравнения, сопоставления, аналогии;
— привлечения ярких примеров;
— безукоризненной логики изложения.
Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем возрасте, в связи с усложнением материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым.
Школьная лекция. Рассказ и объяснение применяются при изучении сравнительно небольшого по объему учебного материала. Но часто учителю приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний.
Под школьной лекцией следует понимать такой метод обучения, когда учитель, в течении сравнительно большого промежутка времени устно, излагает значительный по объему учебный материал, используя приемы активизации познавательной деятельности учащихся.Черты данного метода: емкость, логичность, сложность. Подходящие темы: устройство ЭВМ, системы счисления, вспомогательные алгоритмы. Пример неудачной темы — клавиатура ЭВМ.
Лекция – монологический способ изложения объёмного материала.
Дидактическая функция- передача знаний, сведений. Критерий выбора тем для лекции: большая трудность для обучаемого, отсутствие литературы, возможность для учителя продемонстрировать эрудицию.
Требования к школьной лекции:
— должна быть интересной для учащихся и для учителя;
— научный уровень лекции должен соответствовать уровню развития учащихся;
— должна быть обучающей, развивающей и воспитывающей;
— тема лекции должна естественным образом вытекать из ранее изученного материала и прокладывать тропинку к последующему;
— должна быть общим делом учителя и учащихся;
— должна быть единой, целостной, размерной, ритмичной и обстоятельной;
— главные мысли должны быть повторены несколько раз, выписаны на доске и зафиксированы учащимися.
Поскольку в лекции предлагается большой по объёму материал, план темы желательно записывать на доске или в тетрадь учащихся. В среднем звене запись лекции лучше производить под диктовку. В старших классах можно переходить к самостоятельному конспектированию(если учащиеся привыкли к изложению материала с помощью лекции).
Беседа. Рассказ, объяснение и школьная лекция относятся к числу монологических, или информационно-сообщающих методов обучения. В отличие от них, беседа является диалогическим методом изложения учебного материала.
Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению и анализу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явлений и самостоятельному формулированию соответствующих логических выводов и обобщений.
Этот метод чаще всего применяется тогда, когда изучаемая тема является сравнительно не сложной и когда по ней у учащихся имеется определённый запас представлений или жизненных наблюдений, которые позволяют осмысливать и усваивать знания эвристическим путём. Подходящие темы: понятие алгоритма др.
В зависимости от конкретных задач, учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед.
Широкое распространение имеет эвристическая беседа(нахожу, открываю). В ходе такой беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых понятий, формулированию правил и выводов.
Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует изучению нового материала, её называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику(индивидуальная беседа) или учащимися всего класса(фронтальная беседа).
Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводится как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать своё мнение по тем или иным темам, поставленным на обсуждение.
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Они должны быть краткими, чёткими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика.
— развивает память и речь;
— делает открытыми знания учащихся;
— имеет большую воспитательную силу;
— является хорошим диагностическим средством.
— требует много времени;
— содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
Источник
Способ повествовательно сообщающего изложения изучаемого материала преподавателем это
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль, тестирование.
Рассмотрим сущность и способы применения указанных методов в процессе обучения.
2. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала
Первые четыре из этих методов называют также вербальными (от лат. ver-balis – устный, словесный). Нельзя не отметить, что в 20-30-е гг. в педагогике предпринимались попытки умалить значение словесных методов обучения, так как они якобы не активизируют познавательную деятельность учащихся и сводят учебный процесс к преподнесению «готовых знаний». Против таких попыток выступала Н.К. Крупская. В отзыве на рукопись статьи Б.П. Есипова «О терминологии методических приемов» она писала: «Его (словесный метод) нельзя выбросить за борт в самой разновейшей школе: это естественный метод обучения, передачи мысли словами».
Какова же сущность и приемы применения каждого из методов устного изложения знаний учителем?
Рассказ и объяснение учителя. Это наиболее распространенные методы организации учебной работы. Рассказ — это метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем и активизации познавательной деятельности учащихся. Чаще всего он используется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер, например краткая биография писателя на занятиях по литературе, материал о географическом положении и природных условиях той или иной страны по географии и истории, факты и примеры, относящиеся к истории научных открытий в курсах физики, химии, математики, и т.д.
Источник
Методы обучения педагогики
Татьяна Юрченко
Методы обучения педагогики
Метод преподавания выглядывает, будто многомерное явление, как сердцевина педагогического процесса. Он является механизмом реализации установленных целей, в различных аспектах описывает окончательные итоги хода обучения. Дабы авторитетно предсказывать необходимый результат, преподаватель должен безупречно обладать технологиями деятельности. Методы преподавания соответственны, споспешествовать активизации познавательной деловитости обучающихся, обязаны быть конкретно подобраны, не мешать перегрузки обучающихся на занятии.
В связи с тем, что методы обучения имеют множество сторон, их систематизация представляет собой одной из самых острых недостатков сегодняшней дидактики. Беря за базу, какую-либо сторону процесса обучения, авторы рекомендуют соответствующую классификацию. Систематизация методов обучения – это упорядоченная по какому-либо признаку их система. Данным объясняется наличие в дидактике целого ряда классификаций методов обучения.
Очень популярной и традиционной классификацией методов обучения представляет собой систематизация методов по источнику получения информации (источники трансляции и восприятия информации).Имеется три главных источника получения информации: слово, наглядность, практическая работа.
В соответствии с ними авторы этой классификации (Е. А. Голант, Н. М. Верзилин, И. Т. Огородников, Е. И. Петровский) различают словесные приемы (источником информации представляет собой устное или печатное слово, наглядные приемы (источником информации выступают наблюдаемые истинные объекты или наглядные пособия) и практические приемы обучения (знания, навыки и компетенции образуется в процессе осуществления реальных поступков).
К словесным методам обучения относят повествование, беседу, объяснение, работу с книгой.
Повествование – это метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала преподавателем. Чаще всего он применяется при изложении данного учебного материала, который носит описательный характер.
Беседы представляет собой диалогическим методом изложения учебного материала. Суть беседы состоит в том, что преподаватель с помощью умело поставленных вопросов стимулирует учащихся рассуждать, исследовать изучаемые факты и явления в некой логической последовательности и независимо подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям. Поэтому при осуществлении разговора по осмыслению нового материала нужно ставить вопросы.
К словесным методам обучения относят рассказ, беседу, объяснение, работу с книгой.
Рассказ – это метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала преподавателем. Чаще всего он применяется при изложении данного учебного материала, который носит описательный характер.
Беседа представляет собой диалогическим методом изложения учебного материала. Суть беседы состоит в том, что преподаватель с помощью умело поставленных вопросов стимулирует учащихся рассуждать, исследовать изучаемые факты и явления в некой логической последовательности и независимо подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям. Поэтому при осуществлении беседы и по осмыслению нового материала нужно ставить вопросы так, дабы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, конкретных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся вычленяют значительные приметы и свойства изучаемых явлений и таким образом приобретают новые знания.
Объяснение подразумевает изложение учебного материала в убедительной форме.
Суть работы с учебником по осмыслению и усвоению новой информации состоит в том, что овладение новыми знаниями осуществляется независимо каждым обучающим с помощью вдумчивого изучения материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и которые вытекают из них теоретических обобщений (норм, выводов, законов и т. д.)
К наглядным методам обучения относят приемы работы с наглядностью.
Источник информации являются наблюдаемые предметы, явления, события, факты и т. д.
Условно наглядные методы подразделяют на наблюдение, демонстрацию (приборы, опыты, фильмы и иллюстрацию (плакаты, таблицы, карты, схемы, зарисовки и др.). Наглядные приемы опираются на чувственные образы, ощущения, восприятия
Иллюстрация — это показ и восприятие предметов, процессов, явлений в их символьном изображении с поддержкой плакатов, карт, рисунков, методик и т. д.
Демонстрация традиционно связана с демонстрацией приборов, опытов, технических установок и т. д.
Наглядные методы обучения традиционно расходуются в тесной взаимосвязанности со словесными методами.
Агрегат познаний для обучающихся – созерцаемые предметы, явления, события, материалы и т. д.
Демонстрация и иллюстрация наглядности сопровождаются пояснениями, разъяснениями, рассказом педагога, направляющими внимание обучающего на те или иные стороны изучаемых явлений, которые подводят студента к выводам и обобщениям.
Практические приемы обучения основаны на практической работе которые обучают по применению информации.
Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.
Фото отчет о сотрудничестве в рамках сетевого проекта театральной педагогики «Дети. Театр. Творчество» Фото отчет о сотрудничестве в рамках сетевого проекта театральной педагогики «Дети. Театр. Творчесво» В рамках реализации сетевого проекта.
Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.
Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.
Консультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возраста Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное.
Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.
Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.
Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ» Я слышу — и забываю. Я вижу — и вспоминаю. Я делаю – и постигаю. Конфуций Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом.
Источник