Урок-лаборатория «Построение серединного перпендикуляра к отрезку как геометрического места точек с использованием графической среды компас-3D»
Разделы: Математика
Цели:
Раздаточный материал (Приложение №1)
Задачи на построение циркулем и линейкой без делений решаются чаще всего по определённой схеме:
I. Анализ: Чертят искомую фигуру схематично и устанавливают связи между данными задачи и искомыми элементами.
II. Построение: По намеченному плану выполняют построение циркулем и линейкой.
III. Доказательство: Доказывают, что построенная фигура удовлетворяет условиям задачи.
IV. Исследование: Проводят исследование, при любых ли данных задача имеет решение и если имеет, сколько решений (выполняют не во всех задачах).
Вот несколько примеров элементарных задач на построение, которые мы с вами будем рассматривать:
1. Отложить отрезок, равный данному (изучено ранее).
2. Построение серединного перпендикуляра к отрезку:
- построить середину данного отрезка;
- построить прямую, проходящую через заданную точку и перпендикулярно заданной прямой (точка может лежать или не лежать на заданной прямой).
3. Построение биссектрисы угла.
4. Построение угла равного данному.
Серединный перпендикуляр к отрезку.
Определение: Серединным перпендикуляром к отрезку называется прямая проходящая через середину отрезка и перпендикулярная к нему.
Задача: “Построить серединный перпендикуляр к отрезку”. Презентация
I. Анализ (слайд №2) |
MN AB
MN AB
Описание построения (слайд №4):
Луч а; А – начало луча
Окружность (А; r =m)
Окружность а = В; АВ = m
Окружность1 Окружность2 =
MN ; MN AB =0, (МN = L)
где MN AB, O – середина AB
III. Доказательство (слайд №5, 6)
1. Рассмотрим AMN и
BNM:
AM = MB=BN=AN=r2 , следовательно AM = BN , AN = BM MN – общая сторона
Следовательно, AMN =
BNM (по 3-м сторонам),
1=
2 (по определению равных
)
3=
4 (по определению равных
)
2. MAN и
NBM – равнобедренные (по определению) —>
1 =
4 и
3 =
2 (по свойству равнобедренных
)
3. Из пунктов 1 и 2 —> 1 =
3 следовательно MO – биссектриса равнобедренного
AMB
Следовательно, по свойству равнобедренных | MO – медиана, т.е. O – середина AB |
MO – высота, т.е. MO AB (MO = MN)
4. Таким образом мы доказали, что MN – серединный перпендикуляр к отрезку AB
IV. Исследование
Данная задача имеет единственное решение, т.к. любой отрезок имеет только одну середину, и через заданную точку можно провести единственную прямую перпендикулярную данной.
Определение: Геометрическое множество точек (ГМТ) — это множество точек, обладающих некоторым свойством. (Приложение №2)
Известные вам ГМТ:
- Серединный перпендикуляр к отрезку – это множество точек, равноудаленных от концов отрезка.
- Окружность – это множество точек, равноудаленных от заданной точки – центра окружности.
- Биссектриса угла – множество точек, равноудаленных от сторон угла
Итак, докажем теорему:
Теорема: “Каждая точка серединного перпендикуляра к отрезку равноудалена от концов этого отрезка”.
Дано: АВ; МО – серединный перпендикуляр
Доказать: АМ = ВМ
Доказательство: 1. МО – серединный перпендикуляр (по условию) —> O – середина отрезка АВ , MO 2. Рассмотрим МО – общий катет | АО = ВО (О – середина АВ) —> Что и требовалось доказать |
Домашнее задание: “Доказать теорему, обратную данной”
Теорема: “Каждая точка, равноудаленная от концов отрезка, лежит на серединном перпендикуляре к этому отрезку”.
Доказать: Точка М лежит на серединном перпендикуляре
Доказательство:
- Т.к. МА=МВ (по условию) —>
АМВ – равнобедренный (по определению).
- Проведем МО
АВ, т.е. опустим hАВ.
- Т.к. АВ – основание равнобедренного
АМВ, то МО – медиана —> АО=ОВ (по cвойству равнобедренного треугольника).
Т.о. МО – серединный перпендикуляр, содержащий все точки, равноудаленные от концов отрезка.
Свойство серединных перпендикуляров к сторонам треугольника
Они пересекаются в одной точке и эта точка является центром описанной окружности около треугольника, мы изучим в восьмом классе.
Материально техническое оснащение:
Дистрибутив: 29 574 Кбайт
Авторские права: АО АСКОН
ОС: Windows 9x/2000/XP
Теперь перенесем построение в графическую среду компьютера (слайд №7)
Полученные ранее знания и умения необходимо применить на конкретной задаче. Вы увидите, что построение займет у вас времени не больше, чем построение в тетради. Кроме всего прочего интересно посмотреть, как компьютерная среда выполняет команды человека по построению плоскостных фигур. Перед вами приложение №3, в котором подробным образом расписаны ваши шаги построения. Загрузить программу и открыть новый чертеж (слайд №8, 9).
Начертить геометрические объекты, заданные в условии задачи: луч а с началом в точке А и отрезок равный m – произвольной длины (слайд №10).
Ввести обозначение луча, отрезка, начала луча на чертеже с помощью вкладки «Инструменты» текст.
Построить окружность радиусом равным отрезку m с центром в вершине заданной точкой А (слайд №11).
Построить окружность радиусом равным отрезку больше 1/2 m с центром в вершине заданной точкой А (слайд №12, 13).
Построить окружность радиусом равным отрезку больше 1/2 m для этого выбрать в контекстном меню ПКМ пункт “Между 2 точками” (слайд №14, 15, 16).
Через точки пересечения окружностей M и N провести прямую (слайд №17,18).
Используемая литература:
Приложение № 1
План решения задач на построение циркулем и линейкой.
- Анализ.
- Построение.
- Доказательство.
- Исследование.
Примеры элементарных задач на построение
Приложение №2
Геометрическое место точек (ГМТ) — это множество точек, обладающих некоторым свойством.
Примеры ГМТ:
Каждая точка серединного перпендикуляра к отрезку равноудалена от концов этого отрезка.
Дано: отрезок АВ, МО – серединный перпендикуляр.
Сформулировать и доказать обратную теорему.
Приложение №3
Геометрическое построение серединного перпендикуляра к отрезку в графической среде “Компас 3D”.
Начертить геометрические объекты, заданные в условии задачи: луч а с началом в точке А и отрезок равный m – произвольной длины.
- Построить произвольный горизонтальный луч а.
- Построить произвольный отрезок m.
- Ввести обозначение луча, отрезка, начала луча на чертеже с помощью вкладки Инструменты “текст”. Построить окружность радиусом равным отрезку m с центром в вершине заданной точкой А.
- Выбрать на панели “Геометрия” инструмент “Окружность” и построить окружность радиусом равным отрезку m .для этого выбрать в контекстном меню ПКМ пункт Длина кривой.
- Точку пересечения луча а и радиуса окружности обозначить В. Построить окружность радиусом равным отрезку больше 1/2 m с центром в вершине заданной точкой А.
- Выбрать на панели Геометрия инструмент Окружность и построить окружность радиусом равным отрезку больше 1/2 m для этого выбрать в контекстном меню ПКМ пункт “Между 2точками”.
- Перенести окружность поместив ее в центр А.
- Аналогично построить окружность с центром в точке В.
- Точки образованные в процессе пересечения двух окружностей обозначить соответственно M, N. Через точки пересечения окружностей M и N провести прямую.
- Соединить точки пересечений отрезком MN.
- Точку пересечения MN и АВ обозначить точкой О.
Источник