Ликбез ч.3
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: что такое литературная композиция?)
Композиция в литературе — знакомая для писателей фраза. Но очень часто у многих с построением композиции возникают серъёзные проблемы из-за путаницы в понятиях. Не тех, по которым с тебя спросят, я про виды композиции.
Для начала, поймём, что это такое: композиция художественного произведения — это способ построения текста, упорядоченная система объединения его элементов. Те, кто знает, как писать и веруя в свои великия знания, отвергает путь опыта, изобретая велосипед , не мыслит шаблонами пыльных преподов литературоведения, могут дальше не читать, к тому же, далее буковок будет очень много.
Первым до понимания литературной композиции додумался товарищ Фабий Квинтилиан, древнеримский оратор. И если его понимание литературной композиции имело структуру из восьми частей, то современная литературная композиция имеет всего три:
Есть множество видов композиции, но её типов всего два: внешняя и внутренняя.
Внешняя композиция — это разбивка художественного произведения на структурные части: эпилог, пролог, главы, лирические отступления, эпиграфы. (Не путать с эпитафиями, хотя некоторым произведениям она определенно нужна.) Иногда внешнюю композицию называют архитектоникой произведения. Она позволяет подавать информацию дозировано.
Внутренняя композиция содержит намного больше структурных элементов. Однако все они служат общей цели: подать текст в едином порядке и раскрыть мысль автора во всей полноте. На помощь приходит целый арсенала средств — образных, сюжетных, речевых.
Виды композиции принято классифицировать по способам подачи материала:
Обратная или инверсионная
Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело.
Параллельная
В произведении есть несколько главных героев. У каждого из них — своя судьба и свой путь, однако их сюжетные линии пересекаются, а иногда и тесно переплетаются. Всеми любимая «Война и мир», как яркий тому пример. Не путать с Войной миров и Том Круз тут тоже лишний.
Полифоническая
Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — Достоевский, он же Фёдор, он же Михалыч. Он же считается родоначальником этого вида композиции. Удивил, да? А вы думали, что он только депрессию и самокопания придумал?)
Кольцевая композиция
Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделав его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось или же начинается и заканчивается равнозначными образами. Не путать с инверсионной композицией, где автор описивает конечное событие, а затем восстанавливает хронологию. Наше всё — Пушкин, как яркий пример кольцевой композиции. В «Евгении Онегине», в начале поизведения, в любви признается Татьяна Онегину, а в конце наоборот, кусая локти, Онегин клянётся ей в любови вечной на земле.(Кто понял остылку, маякните в коммах, любопытно ж.)
Умолчание
Некое событие происходит до начала развития сюжета, но автор о нем умалчивает. Этот тип часто можно встретить в детективных произведениях. Пример — финальная сцена в «Кровавом Меридиане» Кормака Маккарти. Поднимите руку те, кто его читал?) Ну или, каждый второй роман Агаты Кристи. И помните, если виновен не дворецкий, то непременно тот, кого подозреваешь меньше всего. И даже если он будет брыкаться, его притянут за уши.)
Концентрическая композиция
Автор закручивает сюжет в спираль: причины каждого из последующих событий имеют начало в предыдущих. Пример: «Преступление и наказание» Достоевского. Снова он. А вы думали, что он может только в полифонию? Живи он сейчас, мы бы получили первого в мире дракона, сожалеющего о награбленом. )
Ретроспективная композиция
Сюжет периодически возвращается к прошлому — к событиям, которые послужили развитию конфликта. Помните, флешбеки нужно грамотно оформлять.
Рамочная. Не рюмочная, рамочная.
Один или несколько рассказов облекаются в рамку основного сюжета. Если рамка представлена воспоминаниями, речь идет о ретроспективной композиции. Фильмы в пример приводить не стоит, но черт возьми, не могу обойти стороной фильм Мементо, кто смотрел — дайте пятюню!)
Свободная, она же микс, она же солянка
Писатель использует два или более вида композиции одновременно. Их сочетание (которое надо умело создать) помогает удержать внимание читателя, сделать произведение более захватывающим. Фолкнер Уильям вам в пример.
Мы разобрались с напильниками, теперь осмотрим надфили — элементы комозиции.
В мастерской рачительного и усердного мастера они всегда в идеальном порядке:
Пролог. Не всегда обязателен, но часто идет произведению только на пользу, делая его более интересным. Ну или хороня его сразу, если не уметь им пользоваться.
Завязка. На этом этапе возникает конфликт, зарождаются противоречия. Да-да, меня убеждали многие, что конфликт — шаблон, клише, моветон и вообще, произведения без конфликта — будущее. Я ржал, утирая слёзы. Банил и ржал, банил и ржал, ибо старым консерваторам, пыльным профессорам и брюзгливым пердунам с клишированным, как у меня, мышлением, не понять современный гений. Да и х*й с ним!)
Развитие сюжета. Череда событий.
Кульминация. Пиковый момент произведения.
Развязка. То, чем завершается кульминация.
Эпилог. Авторская оценка событий, основные выводы, предположения о дальнейшей жизни персонажей. Не всегда обязателен как и пролог. Вообще всё, что я написал выше — не обязательно. Творите, как душе угодно, один чёрт — вы не изобретёте нового. Даже если вам хочется так думать.))
Далее идут речевые элементы композиции:
Они бывают нескольких видов и с их помощью можно оживить композицию.
Монологи и диалоги. Обычно они делают произведение более динамичным, легким для восприятия, живыми, добавляя эмоции и детали. Раскрывают образы персонажей через подробные и эмоциональные размышления. Лирические отступления. Мысли и идеи автора, не относящиеся непосредственно к сюжету или героям произведения. (Которые, опять таки, надо уметь грамотно преподнести.)
Авторские описания действующих лиц. Автор произведения описывает героев, не стесняясь собственного положительного или негативного отношения к ним, используя это отношение, как инструмент, с помощью которого автор вызывает нужные эмоции и лепит выбранный им образ.
Ещё есть образные элементы. Думали, что всё? Нее, эт я ещё кратенько. Итак, образные элементы:
Образы персонажей. Действующие лица продвигают сюжетную линию и раскрывают замысел автора. (Помните, герои двигают сюжет, не наоборот.)
Образы обстановки. Сюда относятся описания городов, стран, дорог, комнат, уборных, всего, что является декорацией сцены.
Сделать текст более разнообразным и интересным можно и при помощи такого элемента, как вставки. Если их убрать из произведения, сюжет ничего не потеряет. Но при этом вставки помогают вызвать у читателя эмоциональный отклик. Вы думаете, что ваша задача — рассказать историю? Не совсем. Ваша задача, чтобы рассказанная история зацепила, вызвав эмоции. Негативные они будут или положительные, а может и все сразу, да побольше — решать вам.
Вставками могут быть биографии, байки, притчи, сказки, мифы, легенды, сны и т.д. Буржуи зовут это Лором.
Ещё есть такая штука, как композиционные приемы.
Вооружившись композиционными приемами, автор может устроить читателю настоящий пир эмоций. Главное, чтобы без последующей диареи. Чаще всего используются:
Ретроспекция — Автор демонстрирует читателю прошлое главного героя или героев, описывает события, что предшествовали началу действия и так далее. Это не флешбек.
Мотив — п овторяющиеся элементы, красной нитью проходящие через произведение.
Разрыв — с читается одним из сильнейших приемов для создания интригующего сюжета. Заключается в том, что описание событий прерывается на самом интересном месте. Не облом, с недописанной серией книг, а именно прием. Автор подводит читателя к захватывающему моменту, но в следующей главе момент этот не разрешается: здесь уже совершенно другая сцена. Прием позволяет удержать внимание, мотивирует прочесть книгу до конца. Оченно тонкий приём и прежде, чем его использовать, искренне советую пару десятков раз потренироваться на рассказах, иначе вместо интриги вы вызовете фейспалм и испанский стыд. И желание взять в руки биту.
Экспозиция — о писание обстановки, в которой завязывается сюжетная линия. Например, исторической эпохи или географических особенностей.
Монтаж — ав тор использует два разных образа. Каждый из них вносит свой вклад в понимание произведения и, в конце составляет целостное впечатление. Этот приём использовался Пушкиным в Пиковой даме: любовь и азартная игра. Если Пушкин для вас не авторитет, то тот же прием был в Мастере и Маргарите: московские сцены перемежались с библейскими сюжетами.
Противопоставление — од ин из самых сильных художественных приемов. Текст, в котором фигурируют два противоположных пространства, обладает особой трансформирующей силой. Искра жизни Ремарка как пример. Ну а для покрытых пылью и мыслящих шаблонами, как и я, в пример поставлю всё ту же Войну и Мир. Надеюсь те, кто думал о Томе Крузе при первом упоминании этого эпоса, уже закрыли мой блог и мы можем по-пердуновски пообсуждать Натаху и Пьера. )
Есть один нюанс, как Чапай нам завещал. (Кто не знает анекдотов про Петьку и Чапая: У — уходи)
Нюанс заключается в том, что авторы, которые гении от рождения и знают как писать — вас это не касается, вы и так всё знаете, но авторы, которые простые смертные и учатся на своих ошибках, часто путают понятие сюжета и фабулу. Чтобы понимать текстовую композицию, важно знать разницу в этих понятиях.
Фабула — фактически произошедшая история (череда событий), представленная в хронологическом порядке.
Сюжет — подает историю в том виде, в каком задумал писатель.
Например, в романе «Герой нашего времени» Лермонтова (Горячо мной любимого по-пердуновски) части произведения представлены в особом авторском порядке — в этом случае речь идет о сюжете. Если же разложить главы в хронологической последовательности, то мы получим фабулу.
На этом всё. Буду рад, если кому-то текст пригодится, откроет что-то новое или будет просто интересен. Значит я не зря мудохался час с небольшим труд мой не напрасен.))
Источник
КОМПОЗИЦИЯ.
Композиция (от лат. compositio — составление, сочинение, связывание).
1) Композиция — это создание структуры художественного произведения, его построение по принципу связи формы (внешнего вида элементов картины) и содержания (смысловой нагрузки).
2) Композиция — само художественное произведение, результат деятельности художника, произведение искусства.
3) Композиция — академическая дисциплина в обучении художников, дизайнеров, иллюстраторов.
1). Композиция — структурная основа картины, рисунка, иллюстрации, объекта дизайна. Это связь элементов картины друг с другом в соподчинении второстепенного главному. Она базируется на принципах зрительского восприятия и тесно связана с содержанием, характером раскрытия художественного образа, авторской идеей и назначением произведения.
Законы, принципы и правила композиции сформированы на основе закономерностей восприятия человеком действительности и мирового художественного опыта. Композиция решает вопросы художественной формы и задаёт внутреннее построение произведения в контексте его восприятия зрителем.
В изобразительном искусстве композиция отвечает за грамотное распределение элементов (фигур, предметов, пятен, объёмов, цветов, света и тени, деталей, направлений и т. д.) в плоскости картины. Это своеобразный “скелет” произведения, выявляющий его образный смысл. При помощи композиции произведение изобразительного искусства приобретает цельность, законченность, взаимосвязь всех элементов и подчинение всего этого основной идее картины.
В отличие от рисования с натуры, занятия композицией позволяют художнику сконцентрироваться на главных, важных характеристиках предметов и их художественных образах, отказавшись от случайных, незначительных деталей и частей.
Работа художника над композицией обширна и включает в себя несколько последовательных этапов:
1) поиск темы произведения;
2) определение идеи картины;
3) выбор сюжета;
4) подбор формата картины, размера листа или холста и техники исполнения;
5) создание структуры линий и пятен будущего произведения;
6) поиск наиболее выразительных и характерных поз персонажей, их характеров и расположения друг по отношению к другу;
7) определение изобразительного языка и стилизации;
8) доработка равновесия цветовых и тональных пятен в картине, ритм элементов;
9) усиление смыслового и композиционного центров;
10) характер и количество деталей и т. д.
Самые простые композиционные схемы демонстрируют классические картины. В них все элементы композиции заключены в геометрические формы: треугольник, овал, круг, квадрат, прямоугольник. Композиция может быть замкнутой или разомкнутой . В замкнутой композиции все её элементы стремятся внутрь, к центру, они полностью помещаются в заданный формат и окружены со всех сторон небольшим пустым пространством. В разомкнутой композиции её элементы стремятся вырваться за пределы картины, они могут частично выходить за края изображения или касаться их.
4 основных закона композиции:
1) Закон цельности (неделимости) — неделимость композиции означает невозможность воспринимать её как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей.
2) Закон контраста — одновременно борьба противоположностей и их диалектическое единство.
3) Закон новизны — художественный образ — это всегда что-то новое в искусстве и по форме, и по содержанию, проявляется в темах, художественных средствах, композиционных решениях.
4) Закон подчинения всех средств композиции идейному замыслу — художник создаёт цельное по восприятию, выразительное, идейно-художественное произведение. Это требует учёта соотношения объёмов, цвета, света, тона и формы, передачи ритма и пластики, движения и покоя, симметрии и асимметрии и других средств художественной выразительности основной идее произведения.
Правила композиции:
1). Ритм — последовательное чередование элементов в композиции.
2). Сюжетно-композиционный центр — часть, которая выражает главное в идейном содержании сюжета. Композиционный центр выделяется объёмом, освещённостью и др.
3). Симметрия — уравновешенность частей композиции достигается за счёт зеркального отображения одной из половин изображения. Центр композиции, в этом случае, совпадает с геометрическим центром картинной плоскости.
4). Асимметрия — равновесие достигается введением пространственных пауз между предметами, которые либо приближаются друг к другу, либо удаляются, а также путём противопоставления больших и малых форм, контрастов и т.д.
5). Расположение главного на втором плане.
Приёмы композиции:
+ вертикали и горизонтали;
+ контраста:
+ диагоналей (для передачи движения);
+ статики-динамики;
+ равновесия частей;
+ “золотого” сечения;
+ передачи пространства;
+ передачи впечатления монументальности и т.д.
В разные периоды композиция выявляла и отображала общепринятые нормы изображения художниками предметного мира. Подчинение канону сменялось отказом от структурных схем в пользу свободных композиционных приёмов. Всё это свойственно духу эпохи и индивидуальному авторскому вкусу.
1). Композиция в первобытном искусстве практически отсутствует. Изображения животных и человеческих фигур располагаются неосознанно, хаотично на поверхности стены, накладываясь друг на друга или располагаясь на расстоянии. Редки изображения продуманных сюжетных сцен, объединяющих по смыслу фигуры людей и животных в группы.
2). Композиция в искусстве Древнего Востока.
Композиционная структура изображения основана на характере архитектуры и обладает логикой культовых и правовых норм общества. Например, изображение в сочетании с поясняющей иероглифической надписью (например, пиры, охоты, сцены назидательного или морализаторского характера) — характерное отличие примеров изобразительного искусства Древнего Китая.
3). Композиция в Древнем Египте.
Подчинение элементов фрески или рельефа определённому порядку, канон в изображении человеческой фигуры задают фризовый характер композиции. А возрастная и социальная субординация помогают выявить композиционный центр и отделить его от периферии. Древнеегипетские художники открывают такие приёмы композиции как ритм (форм, цветов, масс), симметрия, пропорциональность частей друг другу и подчинение второстепенного главному.
4). Композиция в Древней Греции.
Приёмы симметрии, выработанные древнеегипетскими мастерами, древние греки дополнили и обогатили (постепенное нарастание движения от краёв к центру композиции, завершающееся величественной статичность в фронтонах древнегреческих храмов, например, западный фронтон храма Зевса в Олимпии).
Появляется приём выявления центра композиции (сюжетно-композиционного центра) при помощи ярких цветовых пятен.
5). Композиция в эпоху Средневековья.
Художники отказываются от развития композиции в глубину, но вместо трёхмерности появляется орнаментика, декоративность. Композиции средневековых мастеров строятся по принципу ритма, симметрии, декоративности, распределении плоскостных элементов (фигур людей, зверей, святых и фантастических персонажей) в плоскости листа или стены. Линейно-плоскостное начало в рисунке фигур доминирует над объёмным пятном. Часто художники Средневековья объединяют в один сюжет разновременные события и разномасштабные фигуры (величина и массивность персонажей определяется чёткой церковной иерархией). Это достигается при помощи ритмизации элементов композиции, использования принципов симметрии, асимметрии, диссимметрии, декоративной орнаментальности.
6). Композиция в эпоху Возрождения.
Термин Композиция появился в эпоху Возрождения, когда художники, создавая произведение искусства, стремились выразить в нём свою идею и донести её до зрителя за счёт единства рисунка, колорита и сюжетной основы. Жанр произведения и его стилистика, в этом случае, значения не имели, т.к. композицией называли само законченное произведение искусства. С этого периода художники стали разрабатывать и сохранять наиболее удачные схемы композиций, на которые накладывали сюжетное изображение.
Появляются первые теоретические исследования композиции и записи размышлений художников (Джотто, братья ван Эйки, Мазаччо, Гирландайо).
В картины и фрески художников возвращается трёхмерность, поэтому для изображения глубины пространства используются приёмы трёхъярусного расположения пейзажа (Джотто), принцип вертикалей и горизонталей (Джотто), ритмичность чередования масс (Мазаччо). Для раннего Возрождения характерен приём контрастного противопоставления персонажей (“Поцелуй Иуды” Джотто).
В период Высокого Возрождения художники основывают свои произведения на познаниях в геометрии, анатомии, перспективы, законах зрительского восприятия. Приём совмещения перспективной точки схода и композиционного центра ярко выражен во фреске “Тайная вечеря” Леонардо да Винчи. В отличии от иконописи, где изображение строилось по вертикальной оси, композиция в эпоху Возрождения выстраивается по горизонтали (так, как привычно человеческому глазу). В основу композиционного строя входят законы перспективы. Теория зрительной пирамиды (линия горизонта — линия касания сферической поверхности земли с небом на уровне зрения художника) помогает художникам выстроить глубину пространства в картине, распределить в изображении планы.
Большое значение в композиции Возрождения придаётся передаче движения (статика и динамика), формируются основные законы и правила композиции, как в теории, так и на практике: цельность, подчинение главному второстепенного, контраст и т.д.
Источник