Способ построения философского знания

Структура философского знания

Прежде чем рассматривать вопрос о структуре философского знания, необходимо ввести некоторые понятия — это объект и субъект. В философии субъект — одно из фундаментальных понятий и означает источник активности, деятельности, познания. Субъект — это тот, кто действует, направляет на что то своё внимание. И поскольку источником активности выступает обычно человек, то его по преимуществу и именуют субъектом. Объект — это то, на что воздействует субъект, это пассивная сторона отношений. Объектом воздействия или познания, наблюдения может быть любой фрагмент мира: природа, другие люди, собственные мысли. Объект и субъект — это понятие соотносительные.

Существуют ещё два понятия — это объективное и субъективное.

Объективным называют всё, что не зависит от нашего сознания и воли, то есть от внутреннего мира.

Субъективное — это прямая противоположность объективному, это обозначение нашего внутреннего мира желаний, мыслей, чувств — всего того, что мы непосредственно переживаем.

В реальной жизни объективное и субъективное постоянно переходят друг в друга. Главным объектом внимания науки выступает объективный мир, то есть конкретные науки исследуют либо окружающий мир независимо от человека, либо человека независимо от мира. Предметом же Философии является человек в его отношении к миру, то есть какие существуют связи и взаимодействия между человеком и окружающим миром. Мир, который исследует философия — это и окружающий космос, земная природа, сфера человеческой коммуникации, то есть всё многообразие действительности, с которой человек соприкасается, все, что служит объектом для воздействия человека и активно влияет на нас.

Возможностей соотношения с миром у человека очень много, и поэтому в структуре философского знания можно выделить целый ряд разделов.

1. Онтология — это теория бытия, то есть это учение о сущем, о бытии и его формах. Для обозначения источника существования, то есть того начала, которое даёт любой вещи возможность быть, наличествовать и возникло понятие бытия. Таким образом онтологические проблемы — это проблемы объективного бытия действительности, той основы, которая и составляет повседневную реальность.

Для Древней Греции поиск бытия — это поиск первовещества, из которого как бы сделаны все вещи. Для средних веков бытиё приравнивалось к Богу, потому что именно Бог по религиозным представлениям всё творит и во всё вдыхает жизнь. Начиная с 16 — 17 веков проблема бытия рассматривается как проблема материи, с такими её проявлениями как пространство, время, причинность. В 20 веке возникает идея о том, что мировое бытиё может быть понято только через бытиё человека и поэтому бессмысленно искать его в сфере чистой науки. Понятие бытия можно прояснить только через человека, где объективное и субъективное неразрывно связаны.

2. Гносеология — это теория познания, это то, как человек, в каких формах, какими методами и с помощью каких средств познаёт мир. Уже у античных авторов мы находим рассуждения о том, каким образом человек получает знания о мире, правдивы они или ложны и можно ли вообще познать истину. К разделу гносеологии относят анализ таких познавательных процессов, которые приводят к знанию, соответствуют реальности, являются истиной.

Гносеология включает рассмотрение следующих проблем:

— взаимоотношение объекта и субъекта познания;

— отношение знания к действительности;

— возможности познавательного процесса;

— условия и критерии истинности и достоверности знаний.

Центральной проблемой гносеологии является понятие истины, концепция истины. Иногда даже подчёркивают, что философия представляет собой именно процесс поиска истины.

3. Теория сознания — относится в разных философских школах либо к онтологии, либо к гносеологии, потому что с одной стороны материя и сознание две противоположные реальности, с другой стороны центральной проблемой теории сознания является человек как познающий субъект. Теория сознания появляется позднее чем гносеология, она рассматривает сознание как особую действительность, обладающую иными законами, чем природная реальность. Тема сознания как особой сферы бытия в первые была затронута в знаменитом произведении раннехристианского философа Августина Аврелия (Августина Блаженного) «Исповедь». Но особенно подробная тема сознания начинает развиваться в конце 19 начале 20века, когда возникает новый раздел философского знания феноменология, который ставит задачу изучать внутреннюю природу сознания то, что делает его отличным от внешнего мира. Феноменология — это способ философского исследования сознания и познания, который призван раскрыть их сущность без каких -либо предвзятых мнений, затемняющих и искажающих природу сознания. Суть феноменологии в том, что она исключает из содержания сознание, то есть как бы вносит за скобки всё то, что не относится к его сущности : предметы и вещи, традиции, случайные и не прояснённые аспекты сознания, догматические допущения. Сторонники этого направления считают, что предметом философии являются лишь явления (феномены сознания), то есть субъективный мир как единственно и непосредственно данный человеку. Феномены не познаются, а лишь описываются и переживаются. Философия должна отказаться от попыток делать свои выводы, опираясь на данные опытных наук, а её методом должно быть чистое описание феноменов. Мышление человека должно быть направленно на самого себя и описывать уже накопленные знания об окружающем мире.

Читайте также:  Способы как сделать кудрявые волосы

4. Аксиология — это теория ценностей — философское учение об основных принципах, определяющих деятельность человека, мотивы человеческого поведения и конкретных поступков. Ценности как определённые требования, вырабатываемые культурой служат регуляторами общественной жизни людей и их поведения, то есть имеют нормативный характер. Можно выделить ценности материальные и духовные, групповые и общечеловеческие, вечные и сиюминутные. Природа ценностей изучалась давно, но само понятие вошло в научный оборот в 18 — 19 веках, когда произошло разделение сферы бытия и сферы блага. Сам же термин был введён в начале 20 века. Основу аксиологической проблематики составляет категории Добра и Зла и связанные с ними понятие блага, справедливости и т. д.

5. Экзистенциальные проблемы — в этом разделе речь идёт о проблемах нашего повседневного существования, обыденной жизни. Это проблемы человеческого понимания и непонимания, человеческой судьбы и свободы, надежды и ответственности. Это направление оказывает самое большое влияние на массовое сознание.

Ключевыми понятиями экзистенциальной философии выступают три:

Вокруг этих понятий группируются основные идеи философии существования и основные темы духовного мира человека и судьбы личности современном мире. Первое характеризует пребывание человека среди других людей, когда он выступает как один из многих. Второе выражает глубинную сущность существования, неповторимость, уникальность человека и его судьбы. Если существование представляет человека таки каков он есть, то экзистенция указывает на заключающиеся в нём возможности. Третье — это внеличностная реальность, это реальность, не зависящая от существования человека. Эта среда человеческого существования, мир его забот.

6. Антропология — это наука о месте человека в мире, которая стремится установить особые качества человека, отличающие его от животных, и выяснить родовую сущность человека. Суть философской антропологии заключается в раскрытии основ человеческого бытия, человеческой индивидуальности и творческих возможностей человека. Философская антропология пытается объяснить как собственную природу человека из него и через него самого, так и смысл, и значение окружающего мира. В широком смысле это философское учение о природе, сущности и предназначении человека, объединяющее целый ряд антропологических школ и течений. Это тип философствования, исходящий в своей концепции из человека и его бытийственных характеристик.

7. Философская теория культуры — слово культура предполагает два смысла. Первый оценочный, когда культура понимается как система личностных свойств то есть система общезначимых принципов, определяющих направленность и мотивацию человеческой деятельности, поведения и поступков человека. Более широкий смысл — это философский смысл, которым пользуются также культурологи, этнографы и другие учёные — культура — это человеческий способ действия, всё то, что появилось благодаря деятельности человека. Таким образом философия культуры — это особый раздел мировой философии, исследующий культуру как целостную определённость, и её типологические особенности и закономерности развития. Кроме проблем этнических культур, то есть культур разных народов, философия культура занимается также вопросами элитарной и массовой культуры, культурным наследованием, культурной самобытностью и т.д..

8.Методология и философия науки — если гносеология решает проблемы можно ли познать окружающий мир, то методология непосредственно решает задачи каковы должны быть способы познания, чтобы познание было адекватным, то есть знания, полученные в процессе познания, являлись истинными. Методология формулирует принципы, способы, методы и формы познания. Философия науки является продолжение традиционной методологической проблематики, но ареал её интересов шире.

Она рассматривает место и роль науки и ученых в современном мире. Хотя наука — это не такое уж давнее явление в жизни людей, поскольку как важный социальный она возникает только в 17 веке, но с тех пор ее значение в жизни общества постоянно возрастает. Вопросы, рассматриваемые философией науки таковы:

— коммуникационные отношения между учеными;

— интеграция и дифференцирование различных отраслей научного знания;

— современные научные модели мира;

— соотношение естественнонаучного и гуманитарного знания;

Читайте также:  Энтеральным способом введения лекарств называют

— философские проблемы физики, химии и так далее.

9. Социальная философия и философия истории — социальная философия, близкая к теоретической социологии, рассматривает внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой, взаимоотношение, существующее между социальными группами, роль и положение личности в конкретном социальном организме. Философия истории изучает проблемы движущих сил истории, ее источника, целей, начала и конца.. Особой проблемой здесь выступает вопрос о соотношении субъективного и объективного в историческом процессе, о соотношении исторической свободы и необходимости, а также вопрос о том, носят ли законы общественного развития объективный характер или представляют собой хаотическое случайное нагромождение исторических событий и фактов.

10. Философия религии — сама религия не теоретична. Это вид мировоззрения, предполагающий Бога или богов как создателей и устроителей действительности. Для религии обязательно характерен культ, то есть практические действия для установления контакта с высшими силами реальности. Однако религия не сводится только к культу и обрядности, она имеет идейную собственно мировоззренческую сторону, вокруг которой ведутся философские дебаты. Кроме религиозной философии (христианской, мусульманской, буддистской) существует также эзотерическая философия.

11. Этика — это философская наука о нравственности, которая изучает нравственные критерии развития личности и то, как соотносятся реальные человеческие поступки с этическими нормами и представлениями о должном. Это теория нравственности.

12. Эстетика — это теория прекрасного, наука о сущности и формах творчества по законам красоты.

Источник

Особенности и структура философского знания (кратко)

В глобальном смысле философия – это концентрированное знание о мире. но в ее структуре выделяют отдельную область – философское знание, которое значительно отличается от обыденного. Структура философского знания, краткое описание которой включает перечень основных разделов философии, формируется постепенно, вместе с процессом специализации осмысления разных областей жизни.

Понятие философского знания

Исторически философия является источником всех знаний. В доантичные времена в ее структуру входили наука, математика, поэтика, представления о мире. Мыслители Индии, Китая, Египта осмысляли все вокруг, накапливали общие знания о мире и не выделяли в отдельные сферы, например, астрономию или анатомию. Все, что не относилось к религии и искусству, было философией.

В поздние античные времена начинает складываться специализация информации, и постепенно выделяется философское знание, принципиально отличное от научного. Структура и специфика философского знания кратко может быть представлена как теория познания человека, мира вещей и мира духа. Философия формирует комплекс знаний об объективной реальности, которая не зависит от человека, но учит его строить свое поведение в соответствии с законами мироздания. Предмет философии, структура философского знания кратко могут быть названы словом миропонимание. Его главная задача – обнаружение закономерностей в существовании мира в целом.

Особенности философского знания

Специфика философского знания заключается в универсальности. Оно оперирует понятиями и категориями и имеет очень высокий уровень обобщения. Структура философского знания, кратко описанная, является формой осмысления человеком самого себя и действительности вокруг. Философское знание – это знание обо всем мире, в отличие от науки, которая аккумулирует информацию об отдельной части действительности. В отличие от религии, философия построена на логике, а в отличие от науки, философское знание строится на умозаключениях, а не на экспериментах.

Особенности и структура философского знания кратко могут быть обозначены как размышления о реальном и о должном. Философия размышляет не только о том, что есть в действительности, но и о том, как должно быть. Философия чаще всего отвечает на глобальные вопросы бытия, старается решить абстрактные проблемы всего человечества в целом. При этом философия использует логику и аргументацию, поэтому философское знание верифицируемо и объективно. Это не плод размышлений одного субъекта, а логически обоснованный ответ на вопрос. Еще одной важной особенностью философского знания является его рефлексивность. Оно является взглядом человека на самого себя со стороны.

Структура философского знания: краткое содержание и характеристика

Философия как область знаний отвечает на ряд главных вопросов, которые определяют сущность человеческого бытия. Философское знание подразделяется на различные функциональные аспекты в соответствии с главными сторонами осмысления действительности. Они и являются составными компонентами знания о мире. При этом структура философского знания и функции философии тесно взаимосвязаны. Именно функции ложатся в основу стратификации философского знания.

В стремлении представить всеохватное, универсальное знание о мире, философия выполняет такие функции, как: мировоззренческая, познавательная, ценностно-ориентирующая, критическая, коммуникативная, интегрирующая, прогностическая, воспитательная и некоторые другие. Каждая функция возглавляет особый раздел в философии и является элементом структуры философского знания.

В самом общем виде структура философского знания, основные разделы философии могут быть представлены как равноправные части целого, среди которых выделяются: онтология, аксиология, антропология, гносеология, праксиология, этика и логика. Таким образом, структура философского знания (разделы философии) охватывает все области размышлений ученых о сущности и предназначении бытия, а также о месте человека в этом мире.

Читайте также:  Acne killa пилинг способ применения

Онтология в структуре философского знания

Главная и первая по происхождению часть философии – это онтология. Структура философского знания кратко может быть названа именно наукой о сущем. Философия отвечает на вопросы о том, как устроен мир, откуда он произошел, что такое время, пространство, в каких формах существует бытие. Онтология осмысляет все сущее, она стоит над всеми науками о мире, так как дает предельно универсальные ответы на глобальные вопросы. Онтология как часть философского знания возникает одной из первых в попытке человека осознать и осмыслить окружающий мир. Онтология рассматривает реальность в полноте ее воплощений: идеальной, материальной, объективной, субъективной и ищет общие закономерности появления и развития мира.

Аксиология в структуре философского знания

Еще одна важная функция философии – это ориентация человека в мире ценностей, выстраивание иерархии явлений и объектов действительности. Структура философского знания, кратко представленная, включает информацию об основных ценностях человечества. Аксиология помогает понимать значимость явлений и объектов, выполняет ориентирующую функцию. Теория ценностей осмысляет значимость духовных и материальных явлений в жизни человека, она представляет размышления об универсальных, общечеловеческих ценностях и наборе субъективных ценностей отдельных социальных, этнических и демографических сообществ. Аксиологическая составляющая в структуре философии призвана помочь субъекту выстроить иерархию ценностей и осознать степень приближенности своего нынешнего состояния к идеалу.

Гносеология в структуре философского знания

Познание – важнейшая часть человеческой жизни и в частности философии. Структура философского знания, кратко характеризуемая как совокупность сведений о мире, включает такую значимую составляющую, как гносеология. Теория познания в первую очередь отвечает на вопрос о возможности познания мира и его сущности человеком. Так возникают течения, которые, с одной стороны, утверждают, что мир умопостигаем, а вторые, напротив, утверждают, что разум человека слишком ограничен и не может постичь законов мироздания. Кроме того, гносеология осмысляет такие проблемы, как особенности субъекта и объекта познания, изучает структуру процесса познания и его виды, рассуждает по поводу границ познания, о методах получения знаний и о том, что такое истина.

Логика в структуре философского знания

Структура и специфика философского знания, кратко определяемая как совокупность методов получения знаний, базируется на логике. Этот раздел философии формулирует законы и методы получения знаний, доказательств. По сути, логика диктует нормы мышления, она управляет процессом получения достоверного знания. Она помогает человеку найти путь достижения истины, причем используемые методы должны приводить разных людей в ходе познания к одним и тем же результатам. Это позволяет говорить о верифицируемости и объективности знания. Законы логики универсальны и применимы к любой науке, в этом состоит философское значение логики.

Праксиология в структуре философского знания

Структура философского знания кратко описывает различные аспекты существования человека. Важной составляющей при этом являются философские размышления о деятельности человека, этот раздел называется праксиологией. Основные вопросы, на которые ищет ответы данная часть философии, – это что такое человеческая деятельность, в чем значимость труда и практических навыков в жизни человека, как деятельность влияет на развитие человека. Предмет и структура философского знания кратко представляют характеристику методов достижения человеком результатов в практической деятельности.

Этика и философское знание

Место этики в структуре философского знания кратко можно описать, как регуляцию поведения человека. Этика – это нормативная часть философии, которая ищет ответы на вопросы, что есть добро и зло, каковы универсальные законы морали, что такое добродетель и как ее достичь. Этика формулирует универсальные моральные законы в виде идей о должном. Она диктует человеку определенные стандарты и нормы поведения, которые помогут ему двигаться по направлению к идеалу. Этика исследует природу и нормы морали, помогает человеку подняться над своей биологической сущностью и найти путь к духовному существованию.

Антропология в структуре философского знания

Структура и функции философского знания кратко могут быть определены также как размышления о происхождении и развитии человечества. Эта сфера человеческого знания осмысляет природу и сущность человека как представителя биологического вида, она размышляет о степени духовности и социальности человека, и, главное, она рефлексирует по поводу смысла жизни человека, о том, насколько он поддается вербализации и какую роль играет в жизни и развитии человека. Основной круг проблем, осмысляемых философской антропологией, включает рефлексию по поводу сущности и существования человека, размышления о связи человека со Вселенной, о возможности развития и совершенствования человечества.

Источник

Оцените статью
Разные способы