- Распределительные центры как часть логистики
- Большинство западных стран обращают свое внимание на вопросы логистики. Где управление запасов должно проводиться совместно с координацией закупками, сбытом и доставкой товаров
- Преимущества распределительных центров
- Главные функции распределительных центров
- Эффективность распределительных центров
- Что такое даркстор (dark store)?
- Организация доставки грузов в РЦ
- Сущность распределительных центров
- Преимущества и особенности сотрудничества с транспортной компанией
- Сотрудничество со специалистами
- Распределительный центр: кому, зачем и как?
- Распределительный центр – это склад компании, с которого идут отгрузки на другие склады компании, непосредственно же торговля с него не осуществляется.
Распределительные центры как часть логистики
Большинство западных стран обращают свое внимание на вопросы логистики. Где управление запасов должно проводиться совместно с координацией закупками, сбытом и доставкой товаров
Все эти ключевые задачи способны решить распределительные центры. Представляющие из себя склады для хранения товаров и продукции, как в небольших объёмах, так и в масштабных центрах. Распределительные центры являются узлами для решения логистических задач хранения грузов на своих складах на пути к розничным сетям.
На рынках в странах восточной Европы этап развития розничных сетей практически
дошёл до своего логического завершения. Произошло формирование как столичных,
так и региональных розничных сетей. У каждой из них главная задача, закрепиться
на своей территории и завоевать определенную долю. Для решения подобного рода
задач применяются специальные методы и задачи. От маркетинговых различного рода
стратегий, где практически все методы хороши, и даже региональная доска с
объявлениями, где можно размещать анонсы о распродаже или акциях.
В достижении результативности немаловажную роль играют и внутренняя
оптимизация процессов. Эту задачу в лучшей степени решают распределительные
центры, являющиеся частью логистического цикла, позволяющие в короткие сроки
быстро и оперативно во много раз повысить качество движения товаров и продукции
от производителя к розничному потребителю.
Распределительный центр — это, прежде всего часть логистических процессов
движения товаров. Опыт передовых компаний показал, что логистика на высоком
уровне — это совместные и слаженные усилия всех последовательных этапов и
звеньев начиная с маркетинговых мероприятий и заканчивая, работа потребителями
на конечном этапе.
Оптимизация логистики должна строится на эффективной синхронизации двух
параллельных направлений: товарных и информационных, которые тесно
взаимосвязаны между собой. Единая система кодирования размывает различия
географического, национального и корпоративного характеров.
Хорошо поставленная система логистики в распределительном центре даёт
возможность снизить затраты на каждом этапе от приёма товаров до распределения
его по торговым точкам. Поэтому вложения по оптимизации логистики предприятия
повышает рентабельность работы во много раз. И позволяет ему эффективно и
результативно работать.
Преимущества распределительных центров
- Для эффективной и бесперебойной поставки товаров. Многие торговые сети, у
которых не один десяток магазинов, не имеющие распределительных центров,
зависят от поставки дистрибьюторов или дилеров производителей. Но любой сбой
ставит под угрозу бесперебойную работу магазина. В распределительном центре
более качественный контроль над поставщиками. - Возможность распределительным центрам самостоятельно заключать договоры, с
поставщиками минуя звено дистрибьютеров и дилеров, что естественным образом
сказывается на конечной цене, она во много раз ниже. Неоспоримым плюсом
является то, что производитель, он же главный поставщик делает хорошие оптовые
скидки. - Если нет распределительного центра, тогда в каждом отдельном магазине нужно
выделять определенную площадь под личный склад. И при наличии РЦ за счет
складских помещений можно расширить торговую площадь. - Экономия на персонале. Менеджеры по закупкам нужны только в центре.
- Централизованный контроль над качеством продукции. Если одна и также партия
в одном магазине портиться быстрее, чем в другом. Значит, претензии необходимо
предъявлять не поставщику, а обратить внимание на условия хранения в конкретном
магазине.
Можно отметить, что все эти преимущественные факторы еще и способствуют
снижению затрат на складские услуги, значит, что еще выгода есть и
экономическая.
Главные функции распределительных центров
Во-первых, РЦ производят управление товарными потоками и их распределение.
Во-вторых, складская функция — аккумуляция товаров.
Если у поставщиков происходят сбои в поставках, или неравномерные продажи. В
какой-то период, снижаются продажи определенной группы товаров или в какой-то
торговой точке. Или наоборот, ажиотажная торговля во время праздников. Тогда
распределительный центр становится своеобразным буфером. В нем всегда есть
дополнительные товарные запасы, которые благодаря распределению способны
устранить дефицит товара в какой-то торговой точке и тем самым, не дать
возобладать резким перепадам и колебаниям в сторону товарного дефицита, а
значит и потерям в торговой выручке.
В-третьих, это ключевая группировка товаров, используя группировку однотипных
операций:
- Приемка товара на складское хранение;
- Пополнение и размещение товара в зонах отбора;
- Комплектация заказов для торговых точек;
- Отправка и экспедирование собранных заказов.
Из вспомогательных процессов можно выделить:
- Инвентаризация товарных запасов;
- Работа с браком и способы его устранения;
- Возврату товара и тары;
- Работа с претензиями с поставщиками и покупателями.
Эффективность распределительных центров
Для улучшения качества работы распределительного центра и снижения затрат
требуется установление системы автоматизации. Тогда освобождается определенный
процент кладовщиков, остается только несколько диспетчеров. Система сама
выполняет работу в автоматическом режиме по отборке товара, значит, нет
необходимости обучать отборщиков большому ассортименту товаров.
Автоматизация распределительных центров позволяет решить одну из самых
насущных проблем — это воровство. Она позволяет благодаря автоматизации
осуществлять процессы «прозрачными» и повысит уровень контроля. Из-за
дороговизны автоматизации складских процессов немаловажным является окупаемость
ее. По экономическим расчетам она бывает в период от 6 месяцев до одного года.
При более эффективной работе это происходит в течение первых месяцев от начала
деятельности. Но, главное необходимо сделать акцент на том, что при внедрении
подобной логистической системы как распределительные центры, снижение подобного
рода издержек повысит эффективность и уровень рентабельности бизнеса. Что
соответственно выведет компанию вперед, а возможно и в лидеры.
Вся слаженности системы логистики распределительного центра дает возможность
понизить уровень издержек, а иногда и даже получить прибыль на каждом этапе
системы:
- Приемке товара от поставщика;
- Проверке качества поступившего товара;
- В процессе хранения на складе;
- Комплектации товара;
- Отгрузке и транспортировке;
- Прием товара в магазинах;
- Возврат товара в результате его несоответствия;
- Оборот многоразовой тары.
Снижение затрат происходит по всем направлениям используемых ресурсов. Если
привести в пример результаты крупнейших розничных сетей, то получается, что
доход от снижения уровня затрат в результате оптимизации внутренних процессов
равен доходу от реализации этих товаров. Эти результаты поразительны!
Схема: поставщик — центральный распределительный склад — региональный
распределительный склад. Может работать по двум типам. Как центральный склад
или просто чистое распределение. Если есть целесообразность, то возможно и
совмещение. Если это будет центральный склад, тогда необходимо сконцентрировать
свое внимание на улучшении внутренних процессов логистики. От поступления
товара и и до возврата оборотной тары. Здесь необходимо обратить особое
внимание на синхронизацию всех поступающих информационных потоков с
соответствующей оптимизацией подпроцессов, чтобы интегрировать в единую
информационную систему управления процессами. Если работа будет проводиться по
направлению распределения, тогда важна совместная работа всех розничных
операторов в объединении их усилий для максимального включения производителей
товаров в логистический процесс.
Все эти направления позволят оптимально снизить издержки до заданного уровня и
уверенно планировать последующие процессы. Технические решения, применяемые в
оптимизации, будут дополнительно способствовать снижению издержек и повышению
рентабельности.
Что такое даркстор (dark store)?
Даркстор (от англ. dark store) — это магазин-склад, в который не ходят покупатели. Они заказывают товары в онлайн-витрине того же магазина, а сотрудники ритейлера собирают товар на полках и доставляют его клиенту. Именно из-за отсутствия посетителей магазин называют «темным». В таких магазинах все покупки производятся дистанционно. Вместо покупателей, по залу перемещаются сотрудники, формирующие заказы.
Основными преимуществами dark store являются:
- сокращение количества контактов в условиях пандемии;
- экономия времени;
- условия хранения для продуктов;
- повышение лояльности клиентов;
- сокращение уровня крах продукции;
- новые возможности развития и масштабирования и т.д.
Если говорить об истории появления таких магазинов, то впервые они начали работу в Лондоне в начале 2000-х. Компания Sainsbury’s попробовала вести данный формат продаж, но он не стал успешным. Позже, уже в 2009 году, компания Tesco попробовала запустить торговлю в данном формате и на текущий момент 47,5% рынка Великобритании приходиться на интернет-продажи. Что кается РФ, то в 2015 году появилась сеть гипермаркетов «О’Кей», а два года спустя их пример переняли X5 Retail Group.
Суть работы dark store довольно проста. Пользователь заходит на сайт, формирует заказ и указывает место доставки, далее происходит уточнение деталей. В текущих реалиях данная бизнес ниша актуальна как никогда. Важно, так же понимать, что вся структура dark store является довольно не простым механизмом. Практически всеми процессами управляет компьютер, а сотрудники выполняют поставленные команды.
Источник
Организация доставки грузов в РЦ
Деятельность производственной организации предполагает транспортировку товаров или продукции производства до конечного потребителя. Для достижения этой цели выстраивается определенная товаропроводящая сеть, в которую входят и специальные распределительные центры.
Сущность распределительных центров
Распределительный центр представляет собой склад, в который транспортируются товары и продукция производителей для дальнейшего распределения по другим хранилищам, складам или торговым точкам.
Главная цель функционирования центра — организовать хранение товаров и продукции в соответствии с техническими нормами и условиями, а также сформировать распределение по соответствующим транспортным потокам. В распределительных центрах оказываются услуги по временному хранению, расфасовке и переупаковке, комплектации и стикерованию, сертификации и таможенному оформлению для последующей транспортировки продукции и товаров на другие склады или непосредственно в реализацию.
При этом, существует несколько стратегий расположения распределительных центров:
- рядом с производством;
- рядом с рынками сбыта;
- промежуточное.
Если распределительный центр находится рядом с производством, то доставка продукции туда может быть проведена компанией-производителем собственными силами. В двух других случаях, когда такие склады находятся в достаточном удалении от точки производства, транспортировка может стать достаточно затруднительной задачей для поставщика. Здесь имеет смысл воспользоваться помощью специализированной организации, выполняющей операции по оказанию транспортных услуг.
Преимущества и особенности сотрудничества с транспортной компанией
Сотрудничество с транспортной компанией по доставке грузов в распределительные центры имеет ряд особенностей и преимуществ:
- Прием транспортируемого груза и погрузо-разгрузочные работы осуществляются квалифицированными специалистами, отвечающими за размещение всех позиций в соответствии с нормативами и стандартами.
- Производится проверка комплектности документации, оформляемой на перевозимый груз.
- Осуществляется дополнительная упаковка или переупаковка грузов при возникновении необходимости.
- Сопровождение профессионального экспедитора во время следования по всему маршруту грузоперевозки.
- Проверка правильности составления возвратной документации и ее доставка отправителю продукции или товаров.
- Возможность страхования транспортируемого груза на случай возникновения форс-мажорных обстоятельств.
- Специалисты выполняют свою работу в четком соответствии с законодательством РФ и условиями соглашения с заказчиком.
- Сотрудничество организуется с максимальной пользой и эффективностью для клиентов, поскольку внимание акцентируется на все условия и обстоятельства заказа.
При выборе транспортной компании для доставки грузов в распределительные центры следует обратить внимание на длительность ее нахождения в данной сфере деятельности, перечень оказываемых услуг, география поставок, квалификацию персонала, техническое оснащение.
Главная особенность сотрудничества заключается в том, что специалисты транспортной компании берут на себя все заботы по организации процесса транспортировки товара и несут ответственность за выполняемое мероприятие. Они гарантируют, что доставка на РЦ продукции или товаров будет выполнена в кратчайшие сроки с максимально возможным уровнем качества и надежности.
Сотрудничество со специалистами
«Очаковская Логистическая Компания» оказывает услуги по транспортировке товаров и продукции в распределительные центры, предлагая клиентам оптимальные условия сотрудничества. Наши специалисты полностью контролируют весь цикл перевозок, начиная с получения груза и сопроводительной документации на него от клиента и до передачи ему возвратной документации от сотрудников распределительного центра.
Компания ориентируется на индивидуальные требования и пожелания заказчиков и стремится к их максимальному удовлетворению, чтобы выполнить поставленную задачу в короткие сроки с хорошей результативностью.
Источник
Распределительный центр: кому, зачем и как?
Распределительный центр – это склад компании, с которого идут отгрузки на
другие склады компании, непосредственно же торговля с него не осуществляется.
Восстанавливая цепочки поставок от импортного производителя к торговым точкам
отечественного продавца, дистрибуторы производят консолидацию оптовых товарных
потоков в розничные ассортиментные поставки на складских комплексах,
выполняющих функции распределительного центра (РЦ) . На сегодняшний день у
импортера-дистрибутора имеются следующие возможности по организации РЦ:
* построить склад самостоятельно;
* взять склад в аренду с оборудованием или без оборудования;
* воспользоваться услугами складского (логистического) оператора, который
примет на себя функции по складской обработке и хранению.
Анализ и сравнение альтернатив по организации складского обслуживания
собственных товаропотоков будет неполным, если рассматривать ситуацию только с
позиций его держателя, поскольку, приняв решение самостоятельно построить
склад, он становится инвестором и складской комплекс с этих позиций должен быть
эффективным активом владельца.
Из практики нашей компании, большинство инвесторов-дистрибуторов, принимая
решение о строительстве собственного РЦ, планируют получить РЦ с избытком
операционных площадей и ресурсов для обеспечения развития собственного бизнеса
и оказания услуг ответственного хранения другим участникам рынка. Таким
образом, еще до приобретения земельного участка инвестор сталкивается с
вопросом о дальнейшем рациональном использовании своих капиталов в
логистическом бизнесе как с позиций пользователя РЦ так и с позиций Инвестора,
причем эти две различные бизнес-роли могут вызывать конфликт интересов:
Предполагая, что в основе конечного решения о необходимости строительства РЦ,
аренды готовых площадей или приобретения услуг логистического оператора лежит
экономический эффект, рассмотрим возможные альтернативы с позиций
инвестиционных показателей каждого из решений.
Описание экономического расчета
Договоримся о применяемой терминологии:
— компанию, вкладывающую капитал в строительство складского помещения и
получающую прибыль от дальнейшей сдачи в аренду, будем называть Инвестором;
— компанию, арендующую помещение или пользующуюся услугами логистического
оператора для обработки собственных товаропотоков, будем называть Клиентом.
Причем, как показано, выше Клиент и Инвестор могут быть по сути одной и той же
компанией.
Для определения экономической эффективности решений сначала рассмотрим
ситуацию с позиций Инвестора, который желает получить максимальную прибыль из
проекта строительства склада и должен принять одно из решений:
* сдать построенный склад в аренду «как есть»;
* самостоятельно оказывать услуги ответственного хранения на построенных
площадях.
В свою очередь, Клиент тоже делает выбор экономической целесообразности:
* аренды склада и самостоятельного обслуживания своих товаропотоков;
* передачи товаропотоков на обслуживание складскому оператору.
Проведем анализ ситуации на основе сценарного подхода и простейшей
экономической модели строительства складского комплекса:
* разработку прогноза движения денежных потоков ежегодно сроком на 15 лет
(валюта расчетов – доллар США);
* ставку дисконтирования, принятую в размере 15%, шаг дисконтирования – год;
* для упрощенности экономических расчетов инфляция не учитывалась.
Анализ экономической эффективности проекта выполняется методом дисконтирования
денежных потоков, что позволяет учесть изменение стоимости денег во времени.
Далее будут рассмотрены основные показатели, базирующиеся на дисконтированных
оценках: чистый приведенный доход (NPV), индекс рентабельности инвестиций (PI),
внутренняя норма рентабельности прибыли (IRR) и дисконтированный период
окупаемости. Данные показатели, как и соответствующие им методы, используются в
двух вариантах:
* для определения эффективности предполагаемых независимых инвестиционных
проектов, когда делается вывод: принять или отклонить проект;
* для определения эффективности взаимоисключающих проектов, когда делается
вывод с тем, какой проект принять из нескольких альтернативных.
Метод дисконтирования денежных потоков
Чистый приведенный доход (NPV) – разность суммы чистых денежных потоков от
реализации проекта с учетом ожидаемого временного изменения стоимости денег и
суммы первоначальных инвестиций.
NPV > 0, то проект следует принять;
NPV i, где i – некоторая базовая ставка процента (в нашем случае-15%).
Этот критерий также ориентирован в первую очередь на учет возможностей
альтернативного вложения финансовых средств, поскольку он показывает не
абсолютную эффективность проекта как таковую (для этого было бы достаточно
неотрицательной ставки IRR), а относительную – по сравнению с операциями на
финансовом рынке.
Индекс рентабельности (PI) – показывает относительную прибыльность проекта,
или дисконтированную стоимость денежных поступлений от проекта в расчете на
единицу вложений. Он рассчитывается путем деления чистых приведенных
поступлений от проекта на стоимость первоначальных вложений
PI > 1, то проект следует принять;
PI 0, внутренняя норма прибыли IRR >1, индекс рентабельности PI(26,65%)>
ставки дисконтирования (15%), дисконтированный период окупаемости около 6 лет
не превышает период расчетной длительности проекта.
Все это указывает на то, что этот проект следует принять к реализации в виду
его экономической эффективности. Изменение показателей NPV для сценария
«Коммерческая логистика» представлено на Рисунке 2.
Итак, для принятых исходных данных Инвестору при выборе варианта развития
бизнеса целесообразно оказывать услуги коммерческой логистики, а не сдавать
складские помещения в аренду. Срок окупаемости проекта при ставке
дисконтирования 15% составляет 6 лет, что соответствует рыночным показателям
окупаемости складских систем, Рисунок 3.
Для того чтобы вариант аренды достиг такого же результата, требуется сдача
склада в аренду по ставке 300 долларов за кв.м, что на сегодняшний день
нереально.
Сценарии для Клиента
Рассмотрим теперь варианты действий со стороны компании, у которой есть
грузопотоки, но нет склада для их хранения и обработки (ранее мы договорились
называть её Клиентом). Клиенту необходимо определиться, будет ли он прибегать к
услугам логистического оператора или сам займется оснащением склада в
арендованном помещении. В Таблицах 5, 6 приведены исходные данные для этих
сценариев.
Накопительные затраты за весь срок реализации данных проектов изображены на
Рис.4.
Оценив объемы затрат можно сделать вывод о том, что затраты на аренду
помещения и дальнейшую эксплуатацию меньше затрат на обслуживание товаропотоков
коммерческим оператором. Следовательно, Клиенту выгодней самостоятельно
оснастить арендованный склад и обеспечить товарообработку своими силами, чем
покупать услуги у складского оператора.
Итак, мы столкнулись с парадоксальным результатом: с позиций клиента надо
арендовать помещение и самостоятельно заниматься логистикой, а с позиций
инвестора самому оказывать услуги. Именно такую картину мы можем наблюдать на
рынке Москвы и Московской области, когда наблюдается дефицит складских
помещений для сдачи в аренду и избыточное предложение услуг операторов по
обработке и хранению грузопотоков.
Однако, в условиях медленного, но постоянного роста цен на аренду складских
помещений можно говорить о повышении привлекательности услуг складских
операторов, которые заинтересованы в снижении собственных технологических
затрат. Устойчивость подобной ситуации спрогнозировать сложно в виду не/
публичности тарифов логистических операторов и невозможности оценивать их
динамику. Очевидно, что в реалиях сегодняшнего дня наибольшего экономического
эффекта достигают компании, имеющие собственные склады и обслуживающие свои и
клиентские товаропотоки.
Кирилл Толмачев, генеральный директор ООО «Концепт Лоджик»
Источник