Способ постановки целей обучения

Способы постановки целей обучения

В практике нашей школы цели, как правило, формулируются в общих терминах. При изучении нового материала учитель ставит своей целью добиться, чтобы учащиеся поняли, усвоили его содержание, получили знания и научились их применять. Но что значит «понять», «усвоить», «применять»? Существуют ли надежные способы проверки степени достижения перечисленных целей? Традиционные способы постановки целей обучения не фиксируют в себе степень их достижимости в тех или иных действиях. Как правило, учителя используют четыре способа постановки целей:

1. Определение целей через изучаемое содержание. Например: «изучить закон спроса» или «изучить содержание § 2».

2. Постановка целей через деятельность учителя. Например: «ознакомить учащихся с факторами, формирующими спрос» или «продемонстрировать методы расчета ВНП».

3. Определение целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т. п. развития ученика. Например: «развить познавательную самостоятельность учащихся в процессе решения экономических задач».

4. Постановка целей через общую учебную деятельность учащихся. Например: «цель урока – решение задач на нахождение коэффициента эластичности спроса по цене».

Такие способы постановки учебных целей не дают полного представления о результатах обучения, поэтому деятельность как учителя, так и ученика часто бывает нерезультативной.

Цель любой деятельности – это ее предполагаемый результат. Способ постановки целей, который предлагает системно-деятельностный подход, заключается в том, что цели формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем в таких действиях, которые учитель может опознать (измерить). Предметные результаты обучения новым стандартом определяются как опыт специфической для каждой предметной области деятельности по поручению нового знания, его преобразованию и применению, а также как система основополагающих элементов научного знания, лежащая и основе современной научной картины мира.

Ключевым понятием в условиях СДП становится учебная деятельность, которая включает: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции. Основным продуктом учебной деятельности являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте. О степени достижения цели можно судить по тем действиям, которые демонстрирует ученик в процессе учебной деятельности. Именно поэтому в определении целей обучения следует использовать глаголы, указывающие на определенное действие.

В таблице 9.5 в качестве примера приведен фрагмент тематического планирования по теме 37 раздела VII «Мир экономики» из Примерной программы основного общего образования по обществознанию.

Тема 37. «Роль государства в экономике» (2 ч)
Основное содержание Характер основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Функции государства в условиях рынка Описывать экономические функции государств
Государственный бюджет Раскрывать и конкретизировать понятие «государственный бюджет»
Налоги, уплачиваемые гражданами Объяснять значение налогов в жизни государства и общества
Законодательное регулирование экономической деятельности Находить и извлекать социальную информацию о бюджетной, денежно-кредитной и налоговой политике государства из адаптированных источников информации

В левом столбце таблицы перечислены изучаемые понятия (элементы научного знания), а в правом – опыт деятельности учащихся, выраженный через определенные учебные действия с помощью глаголов: описывать, раскрывать, объяснять, находить и извлекать и др.

3.2. Конкретизация целейв обучении экономике

Разработка урока начинается с определения и четкой постановки его целей. Цели каждого конкретного урока являются производными от целей изучения темы, раздела и предмета в целом. Цели изучения предмета, в свою очередь, определяются учебной программой по данному предмету.

Задача учителя – осуществить постепенный перевод общих учебных целей в конкретные цели каждого отдельного урока. Процесс такого перевода можно представить как последовательность шагов (Рис. 9.4).

Читайте также:  Чесотка лечение народными способами
Рис. 9.4. Процесс конкретизации целей обучения

Цели урока должны быть достижимы с точки зрения возрастных особенностей, реальных учебных возможностей обучаемых и имеющихся временных рамок. Цели должны быть не только понятны учащимся, но и приняты ими, т.е. учащиеся должны осознавать необходимость и ценность учебной цели для себя и общества.

В рассмотренном выше втором примере плана-конспекта урока по теме «ВВП и уровень развития экономики» в описании целей были использованы глаголы: рассчитывать, интерпретировать, объяснять, анализировать, оценивать. Рассмотрим пример конкретизации целей урока по теме «Спрос».

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)

Источник

Образование как проект: как ставить цели обучения и не бросить на полпути

Почему обучение начинается с постановки цели

«Аллен — прирожденный трехочковый баскетболист», — пишет журналистка Джеки Макмаллан в своей статье о рекордсмене по количеству реализованных трехочковых бросков Рэе Аллене. В ответ на это Аллен сказал, что выходит из себя, когда его заслуги принижают и считают Божьим даром:

«Я каждый день выкладываюсь по полной — не иногда, не время от времени, а каждый день. Спросите любого из моих коллег по команде, спросите ребят из Seattle Super Sonics или Milwaukee Bucks: кто чаще всех отрабатывает броски? Все ответят, что это я».

В школе броски Рэя ничем особенным не выделялись. Его тренер по баскетболу считал, что у соратников Аллена по команде больше шансов забросить трехочковый в корзину. С тех пор Рэй Аллен развил свой навык настолько, что люди стали считать его даром.

Психолог Андерс Эрикссон называет осознанное развитие навыка, которого не было от рождения, продуманной подготовкой. Вместе с коллегой он написал книгу «Максимум: как достичь личного совершенства» и разделил развитие любых навыков на три вида: наивную, целенаправленную и продуманную подготовку.

Наивная подготовка. То, что делают большинство людей. Вы учитесь новому и практикуетесь до тех пор, пока не достигните зоны комфорта. В этот момент развитие навыка остановится. Если не выйти из зоны комфорта — сделать то, чего вы раньше не делали, навык автоматизируется и станет хуже. Например, водители с десятилетним стажем могут ездить хуже недавних студентов автошколы. Такие водители не чувствуют необходимости улучшать или поддерживать свои навыки и постепенно их теряют.

Целенаправленная. В целенаправленной подготовке вы повторяете те же действия, но надеетесь со временем делать их лучше. Суть целенаправленной подготовки — преодолевать длинный путь небольшими шагами и четко сформулировать цель. Без этого трудно понять: вы двигаетесь вперед или стоите на месте.

Чтобы целенаправленно развивать навыки:

Разбейте цель на этапы и разберитесь как их преодолеть.

Сконцентрируйте внимание на своем этапе.

Вовремя получайте обратную связь. Она поможет понять, что вы делаете неверно и как это исправить.

Преодолевайте себя и выходите из зоны комфорта. Делайте то, чего раньше не делали.

Психолог Андерс Эрикссон рассказывает, как стать великим в любом деле в эпизоде подкаста Freakonomics

Продуманная подготовка. Мы выучиваем достаточно навыков, чтобы справляться с ежедневными задачами. При этом забываем давать мозгу задачи, которые будут его менять. Нужно постоянно выходить из равновесия и заставлять мозг и тело адаптироваться к изменяющимся условиям. Так вы создаете потенциал, а не достигаете его.

Чтобы продуманная подготовка работала, нужно целенаправленно практиковаться, выходить из зоны комфорта и понимать объективные стандарты успеха. Именно здесь обучение превращается в проект.

Как ставить цели для своего обучения

Люди не учатся, сидя на лекциях и запоминая факты. Для этого нужно мыслить, анализировать и применять полученную информацию на практике. Процесс обучения подробно разобрал профессор педагогики Бенджамин Блум в 1956 году. Блум создал Таксономию — классификацию образовательных целей, которая помогает понять, чему стоит научиться, и отслеживает прогресс.

Читайте также:  Разновидности аббревиатурного способа образования

Обучение начинается от простого к сложному и состоит из шести шагов: знания, понимания, применения, анализа, синтеза и оценки.

  1. Знание — запоминаете и воспроизводите заученные факты. Например, цитируете правила поведения в общественном месте.
  2. Понимание — переводите сухие факты в смысл и интерпретируете его. Понимаете суть правил и объясняете их другому человеку своими словами.
  3. Применение — используете полученные знания и смыслы на практике. Придумываете правила поведения для своих сотрудников.
  4. Анализ — раскладываете знания на составляющие, понимаете их разницу и проверяете. Осознаете, что одно из правил противоречит другим и меняете его.
  5. Оценка — делаете суждение о ценности решения или идеи. Придумываете другие варианты решения задачи и проверяете ценность ваших правил.
  6. Синтез — создаете новое из нескольких несвязанных между собой частей. Читаете правила других компаний, обобщаете несколько пунктов придуманных правил и создаете новый список.

Как это применять. Вы развиваете навык, если проходите все стадии Таксономии Блума. Для этого нужно спроектировать свой путь с первого до последнего этапа. Сформулировать каждый шаг поможет онлайн-конструктор целей обучения на английском или на русском языке.

Чтобы поставить задачу выберите:

одну из шести образовательных целей;

контент, с которым будете работать: задачу, точки зрения, мотивацию;

онлайн или оффлайн источники: сайт, статью, книгу;

формат продукта, который получится на выходе: карту, песню, обзор;

количество людей, которые будут работать над целью.

Например, задача на второй ступени Таксономии Блума «Понимание» может выглядеть так: объяснить мотивацию героев фильма, используя сайт, и вдвоем создать таймлайн. Задача на четвертой так: сравнить тренды экологии, используя мнения экспертов, и сделать промостраницу.

Такой конструктор можно собирать, чтобы научиться программировать, критически мыслить или выращивать черные розы. Большие сложные цели разбивайте на этапы и конкретизируйте по SMART.

Формулируем точную цель

SMART — аббревиатура метода, который помогает сформулировать конкретную (Specific), измеримую (Measurable), достижимую (Achievable), актуальную (Relevant) и ограниченную во времени (Time Bound) цель. Такую задачу проще понять и выполнить. Если она большая и сложная, разбейте цель на несколько этапов.

Specific — конкретная. Цель должна быть понятной и однозначной. Решите, чего вы хотите достичь. Попробуйте ответить на вопрос: что и зачем вам нужно? Например, вы хотите написать книгу, чтобы стать профессиональным писателем.

Measurable — измеримая. Как вы поймете, что цель достигнута? Определите количественные показатели, которые помогут измерить и описать успех. Оценивайте свой прогресс и сверяйтесь с этими показателями. Уточняем нашу цель: написать книгу и выпустить ее печатную версию в издательстве.

Achievable — достижимая. Трезво оценивайте свои возможности, ставьте достижимые и амбициозные цели. Если придумать недосягаемую задачу, вы потеряете мотивацию. Слишком легкая цель быстро потеряет ценность, а вы — интерес. Подумайте: ваша цель не слишком легкая или сложная? Какие ресурсы и усилия потребуются для ее достижения?

Чтобы написать книгу, нужно каждый день тренироваться и писать по семь страниц текста. На это потребуется два часа в день. Если у вас хорошая дисциплина и вы понимаете, как работают издательства — это достижимая цель.

Relevant — актуальная. Цель должна быть важной и реальной. Совпадать с глобальными целями и ресурсами, которые у вас есть. В нашем примере: первая изданная книга поможет набрать аудиторию, получить обратную связь для следующих работ. Задача помогает достижению главной цели — стать профессиональным писателем.

Time Bound — ограниченная во времени. Дедлайн помогает сосредоточиться на выполнении цели и не отвлекаться на другие задачи. Временные рамки мотивируют и помогают контролировать работу над достижением цели.

Читайте также:  Самые эффективные способы избавится от целлюлита

Уточняем пример цели по SMART: писать по семь страниц в день, чтобы к июлю 2022 года написать книгу на 360 страниц и выпустить ее в издательстве.

Как спланировать свое обучение

Эксперт по обучению взрослых, тренер АРТы Инна Попова рекомендует планировать обучение, учитывая результаты, время и методы обучения. Выбрать формат, наставника и способ получения обратной связи.

Конечный результат

Разложите компетенцию на составляющие, чтобы определить свой текущий уровень и результат, который вам нужен. Для этого используйте профессиональные или образовательные стандарты и инструменты ассессмента. Ассессмент — это методики, которые помогают оценить уровень развития навыка. Мы рассказывали о них в большом гиде по soft skills.

Пример с иностранным языком: понятная система языковых уровней от базового А1 до профессионального владения С2 помогает определить стартовую позицию и желаемый результат. Подумайте, что мешает вам освоить язык: боязнь ошибки или недостаточный словарный запас. Чем детальнее в этом разобраться, тем точнее будет цель обучения. Зная цель, легче определить методы и разработать для себя учебный план.

Время обучения

Если ставите образовательную цель по SMART, вам потребуется рассчитать время. Временные рамки помогают не растягивать учебный процесс и не совершать одни и те же ошибки. Чтобы рассчитать время на обучение, подумайте:

сколько времени вы готовы уделять достижению цели еженедельно;

сколько на изучение материала, а сколько для отработки его на практике;

хватит ли этого для достижения запланированного уровня.

Наставник и обратная связь

Чем сложнее учебная задача, тем важнее наставник и обратная связь. Вы можете учиться с корпоративным ментором или встречаться с более опытным коллегой за чашкой кофе. Хороший вариант — стать частью профессионального сообщества. Так вы поддержите учебную мотивацию, будете в курсе трендов и сможете найти наставника.

Если в области ваших образовательных интересов нет экспертов и сообществ, подумайте о мастермайнд-группе. Это группа близких по духу людей, которые регулярно встречаются вместе: мотивируют друг друга, помогают учиться и достигать целей. Получить обратную связь по навыкам и образовательным целям можно на тренинге. В таком формате вы получите ее от группы и тренера.

Методы обучения

Определите свой стиль обучения, чтобы подобрать подходящие методы и форматы учебы. Стили обучения подробно описали Дэвид Колб и Кей Петерсон в книге «Век живи — век учись». Авторы предлагают пройти тест и определить, как вы учитесь: через конкретный или абстрактный опыт, рефлексию или активные эксперименты.

Например, люди с инициирующим стилем привыкли действовать, а потом обдумывать последствия действий. Они не любят абстрактные теории, стремятся получать новый сложный опыт и ищут постоянный контакт с другими людьми. Таким людям подойдут стажировки, тренинги и мастермайнд-группы. При этом людям с размышляющим стилем не подходят игры-симуляции. Они не любят делиться своими эмоциями и давать оценку другим участникам. Зато им подойдут курсы с серьезной теоретической базой и оценкой эксперта.

Формат: онлайн или оффлайн

Онлайн-курсы — хороший вариант для получения знаний и умений. В некоторых курсах есть обратная связь от эксперта и других участников. Если есть возможность, выбирайте онлайн-курсы с системой адаптивного обучения. Адаптивные онлайн-курсы могут учитывать потребности учащегося, опыт и пробелы в знаниях, темп обучения и предпочтения в формате, чтобы предложить оптимальный маршрут изучения материала. Чем больше данных получает адаптивная система, тем точнее учебная траектория.

При этом для развития «гибких» навыков важны ценностные установки и возможность применять знания в безопасной среде. Здесь возможности массовых онлайн-курсов пока ограничены. Поэтому становятся популярными форматы смешанного обучения, где онлайн дополняется офлайном.

Источник

Оцените статью
Разные способы