Способ постановки педагогических целей являющийся наиболее технологичным осуществляется через
166. Специфическое диагностическое мышление, правила построения заключений о диагностируемом объекте есть __________________ аспект диагностики.
• логический
167. Способ сохранения реальной величины — это:
• индексация
168. Способность ученика выполнять некоторую целенаправленную систему действий по решению определенного класса задач на основе информации, сообщенной ученику в процессе обучения, называют:
• уровнем усвоения
169. Спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику ко времени окончания школы, а также конкретизированные для какого-то временного периода функции школы, называют:
• социальным заказом
170. Спрогнозировать будущие результаты или выявить причины недостатков уже полученных результатов позволяет:
• контроль состояния процессов
171. Теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение, называется:
• таксономией
172. Технологичным считается способ постановки целей через
• результаты обучения, выраженные в действиях учащихся
173. Укажите порядок проведения организационно-методических мероприятий при аттестации образовательных учреждений:
1) инструктирование
2) сбор предварительной информации
3) сбор информации в образовательном учреждении
4) комплексная обработка и анализ информации
5) проведение заседания аттестационной комиссии
6) проведение аккредитационной комиссии
174. Универсальным средством для снижения вероятности ошибок при оценке является:
• выработка четких, всем известных, согласованных и принимаемых педагогическим коллективом критериев оценки
175. Уровень обеспечения социального заказа выступает определяющим критерием и показателем качества деятельности
• образовательного учреждения
176. Уровень развития педагогической диагностики имеет индикатор
• степень математизации
177. Условное отражение оценки, выраженное в баллах, — это:
• отметка
178. Ученический актив диагностирует у учащегося
• отношение к коллективу и самому себе
179. Учитель-предметник диагностирует:
• умственное развитие
180. Функция, которая связана с идеальным конструированием процесса, получила название:
• конструктивно-технической
Источник
Постановка педагогической цели занятия
Постановка педагогической цели занятия
методист МБУ ДО «ЦВР»
«Иду на занятие…» — эту фразу произносят тысячи педагогов ежедневно. А с чем педагог идет на занятие? Зачем педагог идет детям?
Прежде чем продолжить разговор на эту серьезную тему, я предлагаю вам прогуляться в продуктовый магазин.
Ситуация первая. Представьте, что вам надо накормить семью. Вы отправляетесь в магазин за продуктами. Ваши действия.
Ситуация вторая. Представьте, что вам надо накормить семью. Вы запланировали приготовить борщ. Ваши действия…
Какая ситуация оказалась результативнее, успешнее? Почему? В какой ситуации вы чувствовали себя уверенней?
Одна из задач методиста состоит в том, чтобы доказать, что «целеполагание – это не принудительная (со стороны администрации, методистов) обязанность, искусственно насаждаемая и отнимающая много времени, не лишняя трата времени, а основополагающий этап, позволяющий видеть план и результат своего воздействия на поэтапное развитие своих учащихся».
У педагогов–стажистов этот процесс занимает всего 2-3 минуты, и от этого этапа напрямую зависит продуктивность и результативность обучения.
В педагогике существует такая формула, которая демонстрирует значимость цели и содержания для достижения результата.
ЦЕЛЬ Х СОДЕРЖАНИЕ = РЕЗУЛЬТАТ
Попробуем создать методическую шпаргалку проектирования цели.
Итак, представим, что предстоит проводить открытое занятие. Вы на этапе планирования. С чего начнете?
Правильно, с анализа содержания темы.
Где мы можем познакомиться с содержанием?
В программе прописан необходимый для освоения минимум. От него мы и должны отталкиваться.
1 пункт нашего алгоритма – анализ содержания темы.
Как вы думаете, что еще обязательно надо учесть для формулировки цели?
На каждую тему выделяется определенное количество часов. Важно принимать во внимание, какое по типу это будет занятие: изучение нового материала, совершенствование знаний, умений, навыков, обобщение и систематизация знаний, контрольное занятие, комбинированное занятие. Почему важно это сделать? Степень усвоения материала позволит нам определить характер деятельности. Согласитесь, для контрольного занятия цель будет разительно отличаться от цели занятия освоения новых знаний.
2 пункт – определяем тип занятия.
Что делаем дальше? Определившись с темой, содержанием, типом занятия, мы представляем, к какому результату должны привести детей к концу занятия. Результат, на который вы ориентируетесь, должен быть посилен для той группы, в которой будет проходить занятие. Главный вопрос этого пункта: К какому результату я хочу привести детей к концу занятия? Чего я хочу достичь на занятии? Опишите результат в своем черновике.
Следующий шаг – непосредственное оформление цели. Цель всегда шире, чем задачи. Цель – это маяк, ориентир, к которому мы движемся на протяжении 45 минут. А задачи – это непосредственные шаги, осуществляемые по пути к маяку или, другими словами, к запланированному результату.
Важно учесть, что цель условно делится на три части и отображает: результат, способ достижения результата или описание действий, условия достижения.
Давайте подробнее остановимся на этих трех пунктах.
Педагог на занятиях действует в рамках трех аспектов: он обучает, развивает, воспитывает. Вот это триединство обязательно должно быть отражено в формулировке цели.
Такие слова как научить, спеть, сформировать, сшить, изготовить и т.д. в цели желательно избегать. Глаголами, обозначающими конкретное действие, вы отражаете только одну сторону вашего процесса: или обучение, или развитие, или воспитание. А нам нужны слова, которые отражают триединый процесс. Поэтому в формулировке цели используются обычно отглагольные существительные. Их семантика позволяет передать не конкретное действие, а процесс достижения результата или состояние.
Давайте с вами подберем словосочетания с отглагольными существительными, которые уместно употреблять в цели и запишем их в колонку условия достижения результата: (конечно, это далеко не все слова-подсказки)
формирование представлений, умений, т.д.,
проверка результатов усвоения,
обеспечение понимания, усвоения и т.д.
Результат – конкретные знания, умения, навыки, которые будут отрабатываться или будут усвоить, развить дети только на этом занятии.
Способы достижения результата – через что вы будете добиваться достижение результата. Через организацию проблемных ситуаций, через применение какой-то игры или приемов, через многократное повторение, через выполнение самостоятельной работы и т.д. Для описания достижения результата можно использовать такие слова, как «через организацию…» или «посредством» и другие (привести пример)
Итак, зная и учитывая все вышесказанное оформляем цель в одном предложении, в котором обязательно указываем 3 аспекта: условия, результат, способ достижения результата. Используем в цели отглагольное существительное. Читаем сформулированное предложение и оцениваем его приемом « S МА R Т» (от англ. — толковый, сообразительный, умный).
Каждая буква этого слова обозначает определенный критерий, которому должна соответствовать цель занятия:
Specific (точная, конкретная) – она должна содержать результат, способ и условия, связана с темой и типом занятия.
Measurable (измерима) – в цели изначально заложен результат – маяк, к которому вы стремитесь все занятие. Если вы его достигли, значит, цель достигнута, если не удалось, тогда цель занятия не достигнута.
Ас hivable (достижима) – определяя и описывая в цели результат, вы должны обязательно принимать во внимание, что у Вас всего 45 минут, и у вас есть конкретные дети, с определенным уровней способностей.
Time — bound (имеющая временные рамки) – у вас всего 45 минут – оцените свои возможности.
Источник
Статья о педагогических технологиях
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИИ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Необходимость изучения педагогических технологий педагогами профессионального обучения продиктована практикой обучения – переходом от привычной парадигмы «передачи знаний» к более сложной «выработке аналитических способностей» с тем, чтобы самостоятельно формулировать проблемы и находить пути их эффективного решения. Суть изменений состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний, умений и навыков в процессе обучения, необходимых для существования в , к формированию и развитию профессиональной (технологической)компетентности, готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития.
Использование педагогических технологий позволяет обрести преподавателю новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и повышать его эффективность.
В связи с этим, современному педагогу необходимо свободно ориентироваться в существующих образовательных технологиях, осуществлять их выбор с учетом условий, в которых придется работать.
ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИИ
Что такое педагогическая технология?
На этот вопрос имеется множество, порой не совпадающих друг с другом, ответов. Это говорит о том, что теория и практика педагогических технологий еще только разрабатывается, так как внедрение идеи технологий в сфере образования началась в последней четверти XX века .
Современные педагогические технологии выделились в отдельный, относительно самостоятельный раздел педагогики. Сегодня существует более 300 определений самой педагогической технологии. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Проанализировав различные подходы к определению понятия педагогическая технология, мы можем выделить следующие ключевые положения в характеристике данного понятия. Педагогическая технология определяется как:
• целенаправленное использование объектов, приемов, технических средств
обучения, событий и отношений в учебно-воспитательном процессе;
• целенаправленное структурирование и представление педагогической информации
и системы организации коммуникаций в педагогическом процессе;
• система управления познавательной деятельности учащихся;
• конструирование средств и методов педагогического процесса для решения
• планирование процесса обучения и воспитания;
• комплексный интегративный процесс, включающий системное соединение идей,
способов организации деятельности людей, ресурсов для достижения целей образования;
• технология проектирования педагогических систем;
• методология планирования, реализации и оценивания образовательных процессов.
(СМ. схему 1) поправка, коррекция
Схема 1. Технологическое построение учебного процесса
ПРИЗНАКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ :
— Четкая постановка целей обучения, ориентация всех процедур на их гарантированное достижение;
— Гибкое управление процессом обучения за счёт:
а) деления его на отдельные этапы;
б) мотивации деятельности учащихся на каждом из них;
— Оперативная обратная связь на основе системной диагностики учебных
Технологический подход к обучению означает:
1. Постановку и формулировку диагностируемых учебных целей,
ориентированных на достижение запланированного результата обучения.
2. Организацию всего хода обучения в соответствии с учебными целями.
3. Оценку текущих результатов и их коррекцию.
4. Заключительную оценку результатов
Таким образом, педагогическую технологию отмечает два принципиальных момента:
1) Технология – это гарантированность конечного результата;
2) Технология – это проект будущего учебного процесса.
Второй вывод: педагогическая технология – это набор технологических процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантированностьконечного планируемого результата.
ПОНЯТИЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ» и технология обучения
Образовательная технология (технология в сфере образования) — это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования.
Понятие «образовательная технология» представляется несколько более широким, чем «педагогическая технология» (для педагогических процессов), ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. С другой стороны, понятие «педагогическая технология» относится (что очевидно) ко всем разделам педагогики.
Образовательной технологией обозначается комплекс, состоящий из:
— представления планируемых результатов обучения,
— средств диагностики текущего состояния обучаемых,
— набора моделей обучения,
— критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения,обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.
ОТЛИЧИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОТ МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
В отличие от метода обучения, технологией может являться только то, что поддается точному описанию и алгоритмизации.
В чем отличие педагогической технологии от методики?
На основании сопоставления, можно сделать вывод о том, что система правилпередачи конкретного содержания обучения является методикой обучения (в первом значении), а спроектированная и теоретически обоснованная система правил образовательной деятельности, не связанная с конкретным содержанием, – педагогической технологией.
Таким образом, педагогическая технология основана на закономерностях учебного процесса как результате научного познания процесса образования, а методика опирается наэмпирический опыт, мастерство и искусство педагога. Для технологии характерны:
— системность (системный способ мышления и организации деятельности);
— воспроизводимость (она может быть воспроизведена другими педагогами);
— результативность (адекватность результатов педагогического процесса поставленным
Если цели образования:
— не превосходят уровня усвоения, то вполне уместной будет репродуктивная (традиционная) технология обучения, включающая в себя слушание объяснений преподавателя, работу с учебным пособием, наблюдение за изучаемыми объектами, выполнение практических действий по инструкции и т.п.;
— ориентированы на уровень усвоения основных алгоритмов деятельности, то технология обучения должна быть репродуктивно-алгоритмической. Она предполагает конспектирование и реферирование учебного материала, выступление с докладом в дискуссии, решение типовых задач, участие в дидактических играх и т.п.;
— направлены на формирование опыта поисковой, эвристической деятельности, то технологии обучения должны быть эвристическими, в основе которых доминируют:
проблемное обучение, игровое, реальное проектирование, разбор нетиповых производственных ситуаций и т.п.;
— направлены на подготовку профессиональных кадров, то технологии обучения должны быть творческими, включающими в себя дискуссии по постановке проблемных задач, подготовке и проведению конкретных исследований, разработок, анализ их результатов, комплекс методов развития опыта творческой деятельности и т.п
ВЫБОР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Учебную деятельность в техникуме можно условно подразделить на две группы: традиционную (лекционно-семинарскую), и учебно-профессиональную (методы которой наиболее приближенны к условиям реальной практики).
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов качества обученности студентов.
Краткая характеристика результатов применения технологий
У преподавателя появляется возможность помогать слабому, уделять вниманию сильному, реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные — утверждаются в своих способностей, слабые – получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации познания и овладения профессии
Проектные методы обучения
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознано подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении
Дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и пред полагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого студента
Помогает обучающемся подготовиться к обучению в ВУЗах.
Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, формирование общих и профессиональных компентенций развитие общеучебных умений и и коммуникативных навыков, творческих способностей
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, возможности ИНТЕРНЕТ
Здоровье сберегающие технологии
Использования данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении
Систему инновационной оценки «портфолио»
Формирование персонифицированного учета достижений студента как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности
Преимущества педагогической технологии:
1. Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель
рассматривается как центральный компонент.
2. Технология, в которой цель определена точно, позволяет разработать методы
контроля и ее достижения.
3. Технология позволяет переходить к педагогическим экспортам в поиске
4. В отличие от поурочных разработок технология предполагает проект учебного
процесса. Проектирование учебной деятельности ведет к стабильности успехов
Рассмотрим технологии, наиболее разработанные и доступные для применения в массовой
Технология развития критического мышления
Идея развития критического мышления является достаточно новой дляроссийской дидактики. Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине 90-х годов. Сторонников развития критического мышления учащихся достаточно много. Так, М.О.Чошанов, разрабатывая технологию проблемно-модульного обучения, пришел к выводу,что она продуктивна лишь тогда, когда школьники обладают критическим мышлением.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Исходные научные идеи
Критическое мышление: способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трёхэтапов (стадий):
Первая стадия – «вызова», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысления» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная , осмысленная. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видео материал.
Третья стадия – стадия «рефлексии» — размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его или с помощью собственного текста, или своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.
Формы урока по технологии критического мышления в отличаются от уроков в традиционном обучении.
Обучающиеся не сидят пассивно, слушая преподавателя, а становятсяглавными действующими лицами урока. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, интерпретируют, сочиняют. Чрезвычайно важно уметь слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что она тоже имеет право на существование. Роль преподавателя в основном координирующая.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала.
1.Подготовка специального содержания текстов.
2.Невысокий уровень сформированности у обучающихся умений самостоятельной
В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком -четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся.
При планировании игры, дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебнаядеятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.
Более подробно о некоторых видах игровых технологий.
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общих и профессиональных компетенций, учебных умений, дает возможность обучающимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.).
Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач ,ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
В структуре любой игры можно выделить следующие элементы, каждый из которых должен быть тщательно продуман и спланирован до начала игры:
— Роли, взятие на себя обучающимися,
— Игровые действия как средство реализации этих ролей,
— Игровые средства, замещающие реальные вещи,
— Реальные отношения между играющими,
— Сюжет (содержание) игры.
Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особый вид дискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежит резолюция (тема дебатов), которая всегда формулируется в виде утвердительного предложения. Участники должны склонить судей и зрителей (но непротивоположную команду) к своей точке зрения. Этого добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников.
Технология «Дебаты» позволяет студентам приобрести навыки и умения:
• логического и критического мышления;
• концентрации на определенной проблеме;
• организации совместной деятельности;
• сбора и осмысления разнообразной информации;
• формирования и отстаивания собственной позиции;
• грамотного диалогического общения и взаимообучения.
Целевые функции и возможности технологии «Дебаты» широки.
Основные элементы дебатов.
Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы относительно предложенного тезиса, чтобы убедить нейтральную третью сторону и судей в их правильности.
1. Тема должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы, быть пригодной для спора, то есть иметь альтернативные варианты. Тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения.
2. Утверждающая сторона пытается убедить судей в правильности своих позиций относительно формулировки темы.
3. Отрицающая сторона пытается убедить судью в том, что позиция утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация имеет недостатки.
4. Аргументы. Каждая команда с целью доказательства создает систему аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее позиция является наиболее правильной.
5. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить свидетельства поддержки (цитаты, факты и т. д.), доказывающие их позицию.
6. Перекрестные вопросы. Наибольшее количество видов дебатов предоставляет каждому участнику возможность отвечать на вопросы оппонента.
Узок перечень дисциплин и тем, где можно использовать данную технологию. Шире используется во внеклассной работе.
Технология проектного обучения
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения,работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике
деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика
на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует
сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций
5) глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Последовательность работы над проектом
б) Определение способов сбора и анализа информации
в) Определение способов сбора представления результатов (формы отчета)
г) Установление процедур и кретериев оценки результатов и процесса
д) Распределение задач (обязанностей) между студентами.
Вырабатывается план действий.Формулируют задачи
Предлагает идеи, высказывает предположения
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, наблюдения, эксперементы
Выполняют исследования решая промежуточные задачи
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью
Результаты и выводы
Анализ информации, формулирование выводов
Прдставление или отчет
Возможные формы представления результатов(отчет): устный отчет, отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет
Слушет задает целесообразныевопросы
Оценка результата и процесса
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения самооценок
Оценивает усилия студентов, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета
Критериями оценки является достижение и цели проекта, и достижениенадпредметных целей (что представляется более важным), которые -владение способами познавательной деятельности;
-умение использовать различные источники информации, методы исследования, и т.д.;
-коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве,принимать чужое мнение, противостоять трудностям;
-самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовать план, проводитьрефлексию, сопоставлять цель и действие.
Меняется позиция педагога в этой технологии, он становится тьютором.
Ограничения в использовании технологии:
·- низкая мотивация педагогов к использованию данной технологии;
·- низкая мотивация обучающихся. к участию в проекте;
·- недостаточный уровень сформированности у обучающихся умений исследовательской деятельности;
·- нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.
Технологии проблемного обучения
Обобщенные черты подхода к обучению на основе решения проблем. Приведем эту характеристику в виде последовательности обобщенных шагов по организации
поискового учебного процесса:
1) постановка проблемы, поиск ее формулировки с различных точек зрения;
2) поиск фактов для лучшего понимания проблемы, возможностей ее решения;
3) поиск идей одновременно с активизацией сферы бессознательного и подсознания;оценка идей откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированыучащимися;
4) поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке; длявоплощения, разработки выбираются лучшие из них;
5) поиск признания найденного решения окружающими.
Один из вариантов — Проблемное обучение или технология «Обучение в сотрудничестве»
Цель этой технологии состоит в формировании умений эффективно работать сообща во временных командах и группах и добиваться качественных результатов. Это такая организация занятий, в ходе которых у студентов формируются информационно коммуникативные компетентности, развиваются мыслительные способности в результате решения проблемной ситуации, подготовленной преподавателем. Работа студентов строится вокруг ключевых проблем, выделенных преподавателем.
Обучаясь с использованием данной технологии, студенты развивают способности организовывать совместную деятельность, основанную на принципах сотрудничества. При этом у них формируются такие личностные качества, как толерантность к различным точкам зрения и поведению, ответственность за общие результаты работы, формируется умение уважать чужие точки зрения, слушать партнера, вести деловое обсуждение, достигать согласия в конфликтных ситуациях и спорных вопросах, – словом, все те качества, которые необходимы для эффективной командной работы.
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций)
От английского case – ситуация, случай. В основу кейс-технологии положена теория проблемного обучения.
Кейс-технология – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.
Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности обучающихся. Можно выделить следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:
— закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);
— отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);
— отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений (в рамках тренинговых процедур);
— экспертиза знаний, полученных обучающимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).
Конкретная ситуация (или кейс)- это письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения.
Обучающимся необходимо пройти следующую логику разворачивания содержания :
— Вначале фиксируются данные о представленной ситуации, а именно фактическая сторону дела: что, где, когда происходит, кто включен в ситуацию, каковы внешние условия и дополнительные ограничения,влияющие на ситуацию.
— Затем учащиеся формулируют гипотезы о том, что может быть причиной такого фактического состояния дел.
— И лишь после этого обучающиеся я смогут разработать программы воздействия на ситуацию для достижения искомого результата. В рамках этого же этапа учащимся удастся определить конкретные критерии оценки достижения результата и механизмы контроля за процессом изменений.
— Для работы представляется письменная информация о ситуации. Описание может быть разного объема и степени подробности в зависимости от того, какие аспекты анализа ситуации рассматриваются на занятии.
Этапы проведения занятия
1. Освоение схемы анализа ситуации. На этом этапе учащиеся знакомятся с
предлагаемой учителем схемой анализа конкретной ситуации, которая в свернутом виде
представляет тот алгоритм действий, который ранее был представлен в теоретическом
Схема анализа практических ситуаций:
Краткая констатация того, что имеет место в ситуации. Что происходит? С чьимучастием и почему? Каков результат развития событий?
II . Формулирование проблемы
Краткое в одно предложение заявление (9-10 слов), отражающее суть проблемы.
III . Участники событий
Все участники событий, их роль, статус, характеристика (очень кратко)
IV . Хронология событий (в практической ситуации)
Указание фактов и событий без оценки и в обратном хронологическом порядке.
V . Концептуальные вопросы
Концептуальные вопросы, затрагиваемые в ситуации.
VI . Альтернативные решения
Перечисление возможных направлений действий. Аргументация и оценка каждой альтернативы. Указание положительных и отрицательных последствий реализации.
Ясно и точно описать выбранный вами курс действий. Объяснить причины и рациональность в выборе курса.
VIII . План действий (первые шаги)
Кратко и ясно описать первые шаги по реализации курса действий, приводящего к разрешению проблемы.
Мы рассмотрели на теоретическом уровне современные педагогические технологии, применение которых повышают эффективность обучения студентов, содержательно и методически обогащают учебный процесс , способствуют более эффективному освоению профессиональных и общих компетенций, достижению нового качества образования. В заключении хочется отметить, что образовательные технологии позволяют повысить интерес обучающихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед образовательными учреждениями, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших выпускников.
Источник