Тема 1. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
(ТЕСТЫ)
1. Термин «философия» в переводе с древнегреческого языка означает:
а) любовь к познанию
б) любовь к истине
в) любовь к вере
г) любовь к знанию
д) уважение к мифу
2. Первым применил термин «философия»:
4. Философия – это:
б) способ получения знания
в) форма размышления о мире и человеке
г) вид жизнедеятельности человека
д) умонастроение человека
5. Страны, где возникала философия:
а) Египет, Персия
б) Греция, Египет, Иран
в) Германия, Англия, Франция
г) Индия, Китай, Греция
6. Предметом философии являются:
а) природа, дух, человек
б) природа, общество, человек
в) законы объективного мира
г) законы субъективного мира
д) мир в целом, место человека в нем
7. Философия появилась из такой формы духа, как:
8. Главными вопросами философии являются вопросы о мире: «Что есть первоначало? Что есть первооснова? Что есть первопричина?» утверждали:
а) Фалес, Платон, Декарт
б) Гераклит, Сократ, Августин
в) Пифагор, Эпикур, Маркс
г) Аристотель, Кант, Гегель
д) Протагор, Парменид, Лукреций
9. Главными вопросами философии являются вопросы: «Что есть человек? Что он может знать? Что он может делать? На что он может надеяться?» утверждал:
10. Способ, посредством которого философия отражает мир:
г) художественный образ
11. Определите соответствие между разделами философии и их содержанием:
а) онтология а) учение о познании
б) диалектика б) учение о природе
в) гносеология в) учение о нравственном
г) натурфилософия г) учение о законах общества
д) социальная философия д) учение о прекрасном
е) аксиология е) учение о бытии
ж) этика ж) учение о ценностях
з) эстетика з) учение о развитии философии
и) логика и) учение о формах знания
к) история философии к) учение о развитии
12. Философия отличается от естественно-технических и гуманитарных наук:
а) не имеет четко обозначенного предмета исследования;
б) менее политизирована
в) не оперирует точными понятиями;
г) не изучает мир в частностях
д) не имеет законов
13. Функция философии, вырабатывающая и устанавливающая ценностно-нормативные ориентации человека:
14. Функции философии – это:
а) основные задачи и цели философии
б) теоретико-методологическое значение
в) возможности философии по отношению к человеку
г) конкретно-прикладное значение
15. Кому принадлежат слова о том, что главная задача философии – помочь человеку “познать самого себя”:
Источник
Каюм Насири — представитель татарской интеллигенции
Контрольная работа — Философия
Другие контрольные работы по предмету Философия
»ософии деизма. По его мнению, мировой порядок, течение процессов природы определяется Аллахом, но непосредственно в эти процессы он не вмешивается. Мир этот, — пишет он, — мир причин. Все, в чем мы нуждаемся, связано с определенной причиной. Знание этих причин достигается размышлением, умственными поисками. Необходимо познать причины явлений и действовать, опираясь на них. Поскольку так, человек в этом мире не должен уповать на судьбу, а должен действовать, опираясь на принцип причинности, познать причины явлений и заставить работать на пользу человека те силы, которые связаны с этой причиной. Он особо подчеркивает значение и роль в познании мира и причин явлений науки и человеческого разума.
Своими научными трудами и многогранной деятельностью Каюм Насыри в истории татарской культуры и общественной мысли оставил глубокий след. Всю свою жизнь, ум и литературный талант он посвятил делу распространения просвещения и вызволения своего народа из духовных оков средневековья. Благодаря творчеству и деятельности плеяды просветителей, одним из которых был К. Насыри, в татарской общественной мысли было положено критическое начало, сделан важный шаг в освобождении мысли людей от оков фанатизма и создалась возможность трезвой оценки действительности. Со своими трудами по татарскому языку и истории К. Насыри оказал своему народу существенную помощь в понимании исторического прошлого и культурного наследия. С художественными произведениями и трудами по литературоведению он внес неоценимый вклад в создание фундамента современной татарской литературы. Его научное и литературное наследие занимает достойное место в истории культуры.
1.Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. — М.: Сов. Энциклопедия, 1991. Т. 1. — 1991 — 863 с.
2.Духовная культура и татарская интеллигенция: исторические портреты: Сборник статей для учителей и учащихся старших классов / Сост. Р.М. Мухаметшин. — Казань: Магариф, 2000. — 160 с.
.Гайнуллин М.Х. Каюм Насыри: О жизни и творческой деятельности./ М. Х. Гайнуллин. — К.: Татарское книжное издательство, 1975. — 35 с.
.Каюм Насыри. Книга о воспитании./ Каюм Насыри. — К.: Татарское книжное издательство, 1994. — 143 с.
.htm: // www. budni. com. ua/ news 30646. htm.
Тесты по теме: Предмет и функция философии
б) способ получения знания
в) вид жизнедеятельности человека
г) умонастроение человека.
. Термин философия в переводе с древнегреческого языка означает:
а) любовь к познанию
б) любовь к знанию
в) любовь к вере
г) любовь к истине
д) уважение к мифу.
. Первым применил термин философия:
. Страны, где возникла философия:
а) Египет, Персия;
б) Индия, Китай, Греция;
в) Германия, Англия, Франция;
г) Греция, Египет, Иран.
.Философия появилась из такой формы духа, как:
. Предметом философии являются:
а) мир в целом, место человека в нем;
б) природа, общество, человек;
в) законы объективного мира;
г) законы субъективного мира;
д) природа, дух, человек.
. Способ, посредством которого философия отражает мир:
в) художественный образ;
. Главными вопросами философии являются вопросы о мире: Что есть первоначало? Что есть первооснова? Что есть первопричина? утверждали:
а) Фалес, Платон, Декарт
б) Гераклит, Сократ, Августин
в) Пифагор, Эпикур, Маркс
г) Аристотель, Кант, Гегель
д) Протагор, Парменид, Лукреций.
Тесты по теме: История философии: Философия в Новейшее время. Русская и татарская философия.
1.Ведущая черта философии XX- начала XXI вв.?
. Философ, который считал, что ответить на вопрос стоит жить или не стоит жить, это — значит, ответить на главный философский вопрос:
. Объективно-идеалистическое направление в философии XX в.:
а) вещь есть комплекс ощущений человека
б) вещь есть комплекс переживаний человека
в) вещь есть комплекс неосознаваемых инстинктов человека
г) вещь есть комплекс духовных состояний человека
. Способ философствования, основой которого является истолкование, понимание, понимание текстов:
б) аналитическая философия
в) логический позитивизм
. Соответствие между философскими течениями и их представителями:
А) психоанализ а) Поппер
Б) экзистенциализм б) Гадамер
В) герменевтика в) Сартер
Г) неопозитивизм г) Ж. Маритен
Д) неотомизм д) Фрейд
. Наиболее характерная особенность русской философской мысли?
Источник
Предмет философии и её основной вопрос
Предмет, структура, функции и основной вопрос философии.
1.Философия как разновидность мировоззрения.
2.Предмет, методы и функции философии.
3.Основной вопрос философии и основные направления философии.
1. ФИЛОСОФИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ — целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
1. Мифология
2. Религия
3. Философия
МИФОЛОГИЯ – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Основными мировыми религиями являются:
1. Христианство.
2. Ислам.
3. Буддизм.
Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
1. Основано на знании (а на вере либо вымысле);
2. Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
3. Логично (имеет внутреннее единство и систему);
4. Опирается на четкие понятия и категории.
ФИЛОСОФИЯ — особый, научно-теоретический тип мировоззрения, это наука о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и характеризуется систематичностью, полнотой и аргументированностью рассмотрения мировоззренческих проблем, использованием специальных философских понятий и методов. Следовательно, философия представляет собой мировоззрение и является мировоззренческим знанием. Более того, понятие «мировоззрение» гораздо шире, чем понятие «философия».
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
1. КОСМОЦЕНТРИЗМ — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность бесконечность внешних сил – Космоса.
2.ТЕОЦЕНТРИЗМ — тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы-Бога.
3.Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека.
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретической системой мировоззрения, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
Предметом науки называется круг вопросов, которые она изучает. Общую структуру ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ — философского знания составляют четыре основных раздела:
1. Онтология (учение о бытии).
2. Гносеология (учение о познании).
3. Человек.
4. Общество.
Основными МЕТОДАМИ ФИЛОСОФИИ (путями, средствами, с помощью которого осуществляется философское исследование) являются:
1. Диалектика.
2. Метафизика.
3. Догматизм.
4. Эклектика.
5. Софистика.
6. Герменевтика.
1.ДИАЛЕКТИКА – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
2.МЕТАФИЗИКА – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
а) Обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности).
б) Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития).
в) Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
3. ДОГМАТИЗМ – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
4. ЭКЛЕКТИКА – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.
5. СОФИСТИКА- метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.
6. ГЕРМЕНЕВТИКА — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.
Одновременно и НАПРАВЛЕНИЯМИ в философии, и ФИЛОСОФСКИМИ МЕТОДАМИ являются:
1. МАТЕРИАЛИЗМ.
2. ИДЕАЛИЗМ.
3. ЭМПИРИЗМ.
4. РАЦИОНАЛИЗМ.
1. При МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание- ее модус- есть проявление материи.
2. Суть ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО философского метода- признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением.
3. ЭМПИРИЗМ- метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.
4. РАЦИОНАЛИЗМ – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное. Абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:
1. Мировоззренческую.
2. Методологическую.
3. Гносеологическую.
4. Критическую.
5. Аксиологическую.
6. Социальную.
7. Воспитательно-гуманитарную.
8. Прогностическую.
1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром..
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
3. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания)
4. Роль КРИТИЧЕСКОЙ функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества , вскрывать противоречия.
5. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) — заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.
6. СОЦИАЛЬНАЯ функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
7. ВОСПИТАТЕЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические идеалы и ценности, прививать их человеку и обществу.
8. ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
3.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.
ОСНОВНЫМ В ФИЛОСОФИИ традиционно СЧИТАЕТСЯ ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ МЫШЛЕНИЯ К БЫТИЮ, А БЫТИЯ К МЫШЛЕНИЮ (сознанию).
МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют ДВЕ СТОРОНЫ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – онтологическая и гносеологическая.
1. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
2. Суть ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
МАТЕРИАЛИЗМ (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали. Что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
1. Материя реально существует
2. Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет)
3. Материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
4. Материя существует и развивается по своим внутренним законам.
5. Сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю).
6. Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей.
7. Сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон, Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Макс; Энгельс;Ленин.
ИДЕАЛИЗМ («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношении материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
1. ОБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)
2. СУБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается ПЛАТОН. Согласно УЧЕНИЮ объективного идеализма:
1. Реально существует только идея.
2. Идея первична.
3. Вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей».
4. «Мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.).
5. «Мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей».
6. Большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец.
7. Отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.
В противоположность объективным идеалистам, СУБЪЕКТИВНЫЕ идеалисты (БЕРКЛИ, ЮМ, ФИХТЕ и др.) считали, что:
1. Все существует только в сознании познающего субъекта (человека).
2. Идеи существуют в разуме человека.
3. Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения.
4. Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом – существуют ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ (компромиссные) ТЕЧЕНИЯ — ДУАЛИЗМ И ДЕИЗМ.
ДУАЛИЗМ как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления).
ДЕИЗМ – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители 18 века) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ(познавательная) сторона основного вопроса философии представлена:
1. ЭМПИРИЗМОМ (сенсуализмом).Основателем эмпиризма является Ф.Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях ( в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях».
2. РАЦИОНАЛИЗМОМ. Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р.Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.
В качестве особого направления выделяется ИРРАЦИОНАЛИЗМ (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.
Представители ГНОСТИЦИЗМА (как правило, материалисты) считают, что:
1. Мир познаваем.
2. Возможности познания неограниченны.
Противоположной точки зрения придерживаются АГНОСТИКИ (как правило, идеалисты):
1. Мир непознаваем.
2. Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.
В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.
Источник