Способ посредством которого философия отражает мир это

Тема 1. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

(ТЕСТЫ)

1. Термин «философия» в переводе с древнегреческого языка означает:

а) любовь к познанию

б) любовь к истине

в) любовь к вере

г) любовь к знанию

д) уважение к мифу

2. Первым применил термин «философия»:

4. Философия – это:

б) способ получения знания

в) форма размышления о мире и человеке

г) вид жизнедеятельности человека

д) умонастроение человека

5. Страны, где возникала философия:

а) Египет, Персия

б) Греция, Египет, Иран

в) Германия, Англия, Франция

г) Индия, Китай, Греция

6. Предметом философии являются:

а) природа, дух, человек

б) природа, общество, человек

в) законы объективного мира

г) законы субъективного мира

д) мир в целом, место человека в нем

7. Философия появилась из такой формы духа, как:

8. Главными вопросами философии являются вопросы о мире: «Что есть первоначало? Что есть первооснова? Что есть первопричина?» утверждали:

а) Фалес, Платон, Декарт

б) Гераклит, Сократ, Августин

в) Пифагор, Эпикур, Маркс

г) Аристотель, Кант, Гегель

д) Протагор, Парменид, Лукреций

9. Главными вопросами философии являются вопросы: «Что есть человек? Что он может знать? Что он может делать? На что он может надеяться?» утверждал:

10. Способ, посредством которого философия отражает мир:

г) художественный образ

11. Определите соответствие между разделами философии и их содержанием:

а) онтология а) учение о познании

б) диалектика б) учение о природе

в) гносеология в) учение о нравственном

г) натурфилософия г) учение о законах общества

д) социальная философия д) учение о прекрасном

е) аксиология е) учение о бытии

ж) этика ж) учение о ценностях

з) эстетика з) учение о развитии философии

и) логика и) учение о формах знания

к) история философии к) учение о развитии

12. Философия отличается от естественно-технических и гуманитарных наук:

а) не имеет четко обозначенного предмета исследования;

б) менее политизирована

в) не оперирует точными понятиями;

г) не изучает мир в частностях

д) не имеет законов

13. Функция философии, вырабатывающая и устанавливающая ценностно-нормативные ориентации человека:

14. Функции философии – это:

а) основные задачи и цели философии

б) теоретико-методологическое значение

в) возможности философии по отношению к человеку

г) конкретно-прикладное значение

15. Кому принадлежат слова о том, что главная задача философии – помочь человеку “познать самого себя”:

Источник

Каюм Насири — представитель татарской интеллигенции

Контрольная работа — Философия

Другие контрольные работы по предмету Философия

»ософии деизма. По его мнению, мировой порядок, течение процессов природы определяется Аллахом, но непосредственно в эти процессы он не вмешивается. Мир этот, — пишет он, — мир причин. Все, в чем мы нуждаемся, связано с определенной причиной. Знание этих причин достигается размышлением, умственными поисками. Необходимо познать причины явлений и действовать, опираясь на них. Поскольку так, человек в этом мире не должен уповать на судьбу, а должен действовать, опираясь на принцип причинности, познать причины явлений и заставить работать на пользу человека те силы, которые связаны с этой причиной. Он особо подчеркивает значение и роль в познании мира и причин явлений науки и человеческого разума.

Своими научными трудами и многогранной деятельностью Каюм Насыри в истории татарской культуры и общественной мысли оставил глубокий след. Всю свою жизнь, ум и литературный талант он посвятил делу распространения просвещения и вызволения своего народа из духовных оков средневековья. Благодаря творчеству и деятельности плеяды просветителей, одним из которых был К. Насыри, в татарской общественной мысли было положено критическое начало, сделан важный шаг в освобождении мысли людей от оков фанатизма и создалась возможность трезвой оценки действительности. Со своими трудами по татарскому языку и истории К. Насыри оказал своему народу существенную помощь в понимании исторического прошлого и культурного наследия. С художественными произведениями и трудами по литературоведению он внес неоценимый вклад в создание фундамента современной татарской литературы. Его научное и литературное наследие занимает достойное место в истории культуры.

1.Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. — М.: Сов. Энциклопедия, 1991. Т. 1. — 1991 — 863 с.

Читайте также:  Способы решения судоку профи

2.Духовная культура и татарская интеллигенция: исторические портреты: Сборник статей для учителей и учащихся старших классов / Сост. Р.М. Мухаметшин. — Казань: Магариф, 2000. — 160 с.

.Гайнуллин М.Х. Каюм Насыри: О жизни и творческой деятельности./ М. Х. Гайнуллин. — К.: Татарское книжное издательство, 1975. — 35 с.

.Каюм Насыри. Книга о воспитании./ Каюм Насыри. — К.: Татарское книжное издательство, 1994. — 143 с.

.htm: // www. budni. com. ua/ news 30646. htm.

Тесты по теме: Предмет и функция философии

б) способ получения знания

в) вид жизнедеятельности человека

г) умонастроение человека.

. Термин философия в переводе с древнегреческого языка означает:

а) любовь к познанию

б) любовь к знанию

в) любовь к вере

г) любовь к истине

д) уважение к мифу.

. Первым применил термин философия:

. Страны, где возникла философия:

а) Египет, Персия;

б) Индия, Китай, Греция;

в) Германия, Англия, Франция;

г) Греция, Египет, Иран.

.Философия появилась из такой формы духа, как:

. Предметом философии являются:

а) мир в целом, место человека в нем;

б) природа, общество, человек;

в) законы объективного мира;

г) законы субъективного мира;

д) природа, дух, человек.

. Способ, посредством которого философия отражает мир:

в) художественный образ;

. Главными вопросами философии являются вопросы о мире: Что есть первоначало? Что есть первооснова? Что есть первопричина? утверждали:

а) Фалес, Платон, Декарт

б) Гераклит, Сократ, Августин

в) Пифагор, Эпикур, Маркс

г) Аристотель, Кант, Гегель

д) Протагор, Парменид, Лукреций.

Тесты по теме: История философии: Философия в Новейшее время. Русская и татарская философия.

1.Ведущая черта философии XX- начала XXI вв.?

. Философ, который считал, что ответить на вопрос стоит жить или не стоит жить, это — значит, ответить на главный философский вопрос:

. Объективно-идеалистическое направление в философии XX в.:

а) вещь есть комплекс ощущений человека

б) вещь есть комплекс переживаний человека

в) вещь есть комплекс неосознаваемых инстинктов человека

г) вещь есть комплекс духовных состояний человека

. Способ философствования, основой которого является истолкование, понимание, понимание текстов:

б) аналитическая философия

в) логический позитивизм

. Соответствие между философскими течениями и их представителями:

А) психоанализ а) Поппер

Б) экзистенциализм б) Гадамер

В) герменевтика в) Сартер

Г) неопозитивизм г) Ж. Маритен

Д) неотомизм д) Фрейд

. Наиболее характерная особенность русской философской мысли?

Источник

Предмет философии и её основной вопрос

Предмет, структура, функции и основной вопрос философии.

1.Философия как разновидность мировоззрения.
2.Предмет, методы и функции философии.
3.Основной вопрос философии и основные направления философии.

1. ФИЛОСОФИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
1. Мифология
2. Религия
3. Философия

МИФОЛОГИЯ – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Основными мировыми религиями являются:
1. Христианство.
2. Ислам.
3. Буддизм.

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
1. Основано на знании (а на вере либо вымысле);
2. Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
3. Логично (имеет внутреннее единство и систему);
4. Опирается на четкие понятия и категории.

ФИЛОСОФИЯ — особый, научно-теоретический тип мировоззрения, это наука о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и характеризуется систематичностью, полнотой и аргументированностью рассмотрения мировоззренческих проблем, использованием специальных философских понятий и методов. Следовательно, философия представляет собой мировоззрение и является мировоззренческим знанием. Более того, понятие «мировоззрение» гораздо шире, чем понятие «философия».
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

1. КОСМОЦЕНТРИЗМ — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность бесконечность внешних сил – Космоса.
2.ТЕОЦЕНТРИЗМ — тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы-Бога.
3.Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретической системой мировоззрения, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Читайте также:  Синтез бутадиена 1 3 по способу лебедева

2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.

Предметом науки называется круг вопросов, которые она изучает. Общую структуру ПРЕДМЕТА ФИЛОСОФИИ — философского знания составляют четыре основных раздела:
1. Онтология (учение о бытии).
2. Гносеология (учение о познании).
3. Человек.
4. Общество.

Основными МЕТОДАМИ ФИЛОСОФИИ (путями, средствами, с помощью которого осуществляется философское исследование) являются:
1. Диалектика.
2. Метафизика.
3. Догматизм.
4. Эклектика.
5. Софистика.
6. Герменевтика.

1.ДИАЛЕКТИКА – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

2.МЕТАФИЗИКА – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
а) Обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности).
б) Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития).
в) Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

3. ДОГМАТИЗМ – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

4. ЭКЛЕКТИКА – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.

5. СОФИСТИКА- метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.

6. ГЕРМЕНЕВТИКА — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и НАПРАВЛЕНИЯМИ в философии, и ФИЛОСОФСКИМИ МЕТОДАМИ являются:
1. МАТЕРИАЛИЗМ.
2. ИДЕАЛИЗМ.
3. ЭМПИРИЗМ.
4. РАЦИОНАЛИЗМ.

1. При МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание- ее модус- есть проявление материи.
2. Суть ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО философского метода- признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением.
3. ЭМПИРИЗМ- метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.
4. РАЦИОНАЛИЗМ – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное. Абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.

ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:
1. Мировоззренческую.
2. Методологическую.
3. Гносеологическую.
4. Критическую.
5. Аксиологическую.
6. Социальную.
7. Воспитательно-гуманитарную.
8. Прогностическую.

1. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром..
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
3. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания)
4. Роль КРИТИЧЕСКОЙ функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества , вскрывать противоречия.
5. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) — заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.
6. СОЦИАЛЬНАЯ функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
7. ВОСПИТАТЕЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические идеалы и ценности, прививать их человеку и обществу.
8. ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

3.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.

ОСНОВНЫМ В ФИЛОСОФИИ традиционно СЧИТАЕТСЯ ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ МЫШЛЕНИЯ К БЫТИЮ, А БЫТИЯ К МЫШЛЕНИЮ (сознанию).

МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют ДВЕ СТОРОНЫ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – онтологическая и гносеологическая.

Читайте также:  Карбиды способ получения ацетилена

1. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
2. Суть ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

МАТЕРИАЛИЗМ (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали. Что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
1. Материя реально существует
2. Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет)
3. Материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
4. Материя существует и развивается по своим внутренним законам.
5. Сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю).
6. Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей.
7. Сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон, Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Макс; Энгельс;Ленин.

ИДЕАЛИЗМ («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношении материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
1. ОБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)
2. СУБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается ПЛАТОН. Согласно УЧЕНИЮ объективного идеализма:
1. Реально существует только идея.
2. Идея первична.
3. Вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей».
4. «Мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.).
5. «Мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей».
6. Большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец.
7. Отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам, СУБЪЕКТИВНЫЕ идеалисты (БЕРКЛИ, ЮМ, ФИХТЕ и др.) считали, что:
1. Все существует только в сознании познающего субъекта (человека).
2. Идеи существуют в разуме человека.
3. Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения.
4. Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом – существуют ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ (компромиссные) ТЕЧЕНИЯ — ДУАЛИЗМ И ДЕИЗМ.

ДУАЛИЗМ как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления).
ДЕИЗМ – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители 18 века) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ(познавательная) сторона основного вопроса философии представлена:
1. ЭМПИРИЗМОМ (сенсуализмом).Основателем эмпиризма является Ф.Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях ( в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях».
2. РАЦИОНАЛИЗМОМ. Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р.Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.

В качестве особого направления выделяется ИРРАЦИОНАЛИЗМ (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.
Представители ГНОСТИЦИЗМА (как правило, материалисты) считают, что:
1. Мир познаваем.
2. Возможности познания неограниченны.

Противоположной точки зрения придерживаются АГНОСТИКИ (как правило, идеалисты):
1. Мир непознаваем.
2. Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

Источник

Оцените статью
Разные способы