- Изображение рельефа на карте. География
- Изображение рельефа на карте с помощью послойной окраски
- 5.4. Способ изолиний (изолиний с послойной окраской)
- География. 5 класс
- География. 5 класс
- Открытый урок на географической площадке: «Изображение высот и глубин на картах» план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Изображение рельефа на карте. География
Изображение рельефа на карте с помощью послойной окраски
Гамма цветов, используемая на карте для обозначения поверхностей с разной абсолютной высотой, называется шкалой высот и глубин и является обязательной частью легенды карты. Чем больше глубина океана, тем более тёмный оттенок синего цвета используется для её изображения. Пониженные участки суши окрашиваются зелёным цветом, а приподнятые — различными оттенками коричневого цвета. Чем выше горы, тем темнее используемый цвет.
Подведём итог: на картах мелкого масштаба для изображения рельефа применяется послойная окраска. Территории, имеющие различную абсолютную высоту, закрашиваются на карте определённым цветом. Используемые на карте цвета и соответствующие им высоты приводятся в шкале высот и глубин.
1. Высота какой-либо точки на поверхности Земли может быть относительной и абсолютной. Относительная высота — это превышение одной точки земной поверхности над другой. Абсолютная высота — это превышение точки земной поверхности над уровнем моря. 2. Для изображения рельефа применяются изогипсы (горизонтали) — линии, имеющие одинаковую высоту под уровнем моря. 3. В дополнение к изогипсам применяют послойную окраску. Каждому значению высоты соответствует свой цвет. Используемые цвета составляют шкалу высот и глубин.
Относительная высота, горизонталь (изогипса), абсолютная высота, послойная окраска, уровень моря, шкала высот и глубин
Проверим знания
1. Что такое рельеф? 2. Что такое относительная высота? 3. А что такое абсолютная высота? 4. Что такое горизонтали? 5. Как на топографической карте отличить холм от впадины? 6. Какую высоту гор и холмов (абсолютную или относительную) указывают на картах?
А теперь более сложные вопросы
1. Чем относительная высота отличается от абсолютной? 2. Почему абсолютную высоту отсчитывают именно от уровня моря? 3. На карте горизонтали проведены через 5 м. Что это значит? 4. Докажите, что на рис. 59 изображён холм, а не впадина.
И наконец, тест
1. Превышение одной точки земной поверхности над другой называется:
- а) рельефом;
б) абсолютной высотой;
в) относительной высотой;
г) изогипсой.
2. Чем плотнее к друг другу расположены на карте изогипсы, тем склон:
- а) выше;
б) длиннее;
в) круче;
г) ровнее.
3. На физической карте мира высоту гор можно определить с помощью:
- а) послойной окраски;
б) бергштрихов;
в) изотерм;
г) всего перечисленного.
Ответы на тесты
1. в, 2. в, 3. а.
Источник
5.4. Способ изолиний (изолиний с послойной окраской)
5.4. Способ изолиний (изолиний с послойной окраской)
Изолинии – это кривые линии, соединяющие точки с одинаковой заданной величиной какого-либо показателя. Способ изолиний применяется для изображения количественных явлений, имеющих непрерывное распространение и постепенно изменяющихся в пространстве, таких как рельеф, температура, осадки, давление воздуха, даты наступления явления (рис.5.11).
В зависимости от отображаемого явления изолинии носят название: изогипсы (горизонтали) – линии равных абсолютных высот, изотермы – линии равных температур, изогиеты – линии равных количеств выпадающих осадков, изобары – линии равных давлений воздуха, изобаты – линии равных глубин, изогоны – линии равных магнитных склонений, изоколы – линии равных искажений на картах, изохроны – линии одной даты наступления явления, изодемы – линии одинаковой плотности населения и т.д.
Характеристика явлений при этом способе передается совокупностью изолиний. При этом очень важным является правильность выбора интервала между изолиниями. Интервалы между изолиниями желательно сохранять постоянными, но для некоторых карт (например, гипсометрических), в силу специфики картографического явления, приходится прибегать к переменным интервалам (специальным шкалам изолиний). В этих случаях важно сохранить в шкале те изолинии, которые определяют качественные различия в размещении картографируемого явления (например, 200-метровую горизонталь на карте рельефа, ограничивающую неизменности). Построение изолиний выполняется путем интерполирования (нахождения по двум значениям величины промежуточной). Автоматическое построение изолиний проводится по цифровым моделям с помощью специальных интерполяционных программ. Значение изолиний подписывают цифрами в разрыве линий или на их концах. Цифры должны быть однородны, т.е. приведены к определенному значению (одному началу высот на гипсометрических картах; одной шкале температур, одному времени или быть средними и полученными на одной высоте от земной поверхности на картах температур и т.д.). Чем гуще сеть точек, в которых проводились измерения, тем выше точность карты с изолиниями.
5.11 Изолинии и изолинии с послойной окраской:
Изолинии- изотермы года; изолинии с послойной окраской-
«Часть 54» — тут тоже много полезного для Вас.
среднегодовые суммы атмосферных осадков
Изолинии иногда используют для показа явлений, величина которых изменяется не постепенно и сами явления не имеют сплошного распространения, например плотность населения, лесистость и т.д. Такие изолинии называют псевдоизолиниями, так как они соединяют числа, характеризующие явления не в точке, а на площади (пусть небольшой).
Способом изолиний можно показать не только статистические, неподвижные явления, но и картографировать динамические процессы, отображать сроки наступления явлений, скорости перемещения процессов и т.п. На динамических электронных картах изолинии могут смещаться сами, отображая перемещение явления (например, холодных и теплых воздушных масс).
Для большей наглядности площади между изолиниями закрашивают цветом, насыщенность которого увеличивается по мере увеличения количественного показателя или, в отдельных случаях, наносится штриховка, густота которой увеличивается с увеличением интенсивности картографируемого явления. На одной карте можно совместить несколько систем изолиний, но только для одной можно применить послойную окраску. Качественные различия между явлениями передаются цветом изолиний (например, красным цветом – изотермы положительных температур, синим – изотермы отрицательных температур, черным – изотермы нулевых температур).
Способ изолиний (изолиний с послойной окраской) широко применяется на климатических, гидрологических, тектонических, гидрогеологических и других картах.
Преимущества данного способа заключаются в простоте, наглядности, отсутствия большой легенды. Изолинии хорошо сочетаются с другими способами.
Источник
География. 5 класс
Конспект урока
География, 5 класс
Урок 09. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Урок посвящён изучению земной поверхности на плане и карте, тому как изображают на плане местности и карте холмы, овраги, горы
Относительная высота, Абсолютная высота, горизонтали
Относительная высота –это превышение по вертикали одной точки на земной поверхности над другой.
Абсолютная высота – превышение точки земной поверхности над уровнем моря (океана).
Горизонтали – линии на плане (карте), соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой.
Обязательная и дополнительная литература по теме
- География. 5–6 классы. «Полярная звезда» / Алексеев А. И, Липкина Е. К., Николина В. В. и др, издательство «Просвещение», 2018 г.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, горы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности?
Вот об этом и пойдет речь.
Тема нашего урока: Способы изображения неровностей земной поверхности.
На уроке мы узнали, что неровности земной поверхности на плане или карте изображают горизонталями. На планах и картах обозначают абсолютную и относительную высоту. Относительная высота – это превышение по вертикали одной точки на земной поверхности над другой.
Абсолютная высота – превышение точки земной поверхности над уровнем моря (океана). Абсолютная высота территории, находящейся выше уровня моря, — положительная, а ниже — отрицательная. Высоты и глубины также изображаются на картах с помощью послойной окраски, то есть цветом: зелёным и коричневым — для суши, голубым и синим — для водных объектов, причём разной яркости. Внизу карты имеется специальная шкала, в которой каждый цвет соответствует высоте или глубине. Она называется шкалой высот и глубин.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Восстановление последовательности элементов вертикальное;
Текст вопроса: Перед вами список высочайших вершин гор России. Выстройте их по высоте снизу-вверх, начиная с названия вершины, имеющей наименьшую высоту.
Источник
География. 5 класс
Конспект урока
География, 5 класс
Урок 09. Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Урок посвящён изучению земной поверхности на плане и карте, тому как изображают на плане местности и карте холмы, овраги, горы
Относительная высота, Абсолютная высота, горизонтали
Относительная высота –это превышение по вертикали одной точки на земной поверхности над другой.
Абсолютная высота – превышение точки земной поверхности над уровнем моря (океана).
Горизонтали – линии на плане (карте), соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой.
Обязательная и дополнительная литература по теме
- География. 5–6 классы. «Полярная звезда» / Алексеев А. И, Липкина Е. К., Николина В. В. и др, издательство «Просвещение», 2018 г.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вы знаете, что на земной поверхности есть овраги и холмы, горы, но карта плоская. Как на плоской карте изобразить неровности земной поверхности?
Вот об этом и пойдет речь.
Тема нашего урока: Способы изображения неровностей земной поверхности.
На уроке мы узнали, что неровности земной поверхности на плане или карте изображают горизонталями. На планах и картах обозначают абсолютную и относительную высоту. Относительная высота – это превышение по вертикали одной точки на земной поверхности над другой.
Абсолютная высота – превышение точки земной поверхности над уровнем моря (океана). Абсолютная высота территории, находящейся выше уровня моря, — положительная, а ниже — отрицательная. Высоты и глубины также изображаются на картах с помощью послойной окраски, то есть цветом: зелёным и коричневым — для суши, голубым и синим — для водных объектов, причём разной яркости. Внизу карты имеется специальная шкала, в которой каждый цвет соответствует высоте или глубине. Она называется шкалой высот и глубин.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Восстановление последовательности элементов вертикальное;
Текст вопроса: Перед вами список высочайших вершин гор России. Выстройте их по высоте снизу-вверх, начиная с названия вершины, имеющей наименьшую высоту.
Источник
Открытый урок на географической площадке: «Изображение высот и глубин на картах»
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Тема: Изображение высот и глубин на картах.
Цель:
— сформировать представление о способах изображения на картах рельефа (послойная окраска, отметка высот, изобаты);
— учиться с учащимися определять абсолютные высоты точек по шкале высот и глубин и отметкам высот.
Задачи урока:
- образовательные: ввести новые понятия послойная окраска, отметки высот и глубин, шкала высот и глубин.
- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся; развивать умения работать в группе с учебником; способствовать формированию географической культуры; развитие памяти, логики и интеллекта.
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах; осознание себя как части природы;
Планируемые результаты:
Личностные:осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником и картами атласа для исследования.
Предметные: расширение знаний о рельефе земной коры, формирование понятий послойная окраска, отметки высот и глубин, шкала высот и глубин.
Универсальные учебные действия:
— личностные: осознать необходимость изучения рельефа земной поверхности и рельефа Мирового океана;
— регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;
-познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, добывать новые знания из источников ЭОР.
— коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.
Источник